УДК 37.013.4
А. И. Опарин
РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
В области технологического образования большое значение придается проблеме развития технологической культуры учащихся, с которой ученые непосредственно связывают устойчивость жизни и успешность деятельности человека. В статье показана актуальность развития технологической культуры, описана модель ее развития.
In the field of technological education, a high value is placed on developing student's technological culture which is directly connected with steady life conditions and successful human activities. The author examines the urgency of technological culture and puts forward a model of its developing.
Ключевые слова: технологическая культура, модель технологической культуры, модель развития технологической культуры.
Keywords: technological culture, the model of technological culture, the model of developing technological culture.
Множество проблем современного развития связано с недостаточным учетом последствий преобразовательной деятельности, которые со временем становятся глобальными. Рост населения, появление новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве, создание вычислительных машин и их сетей, высокие темпы перемен так или иначе ведут к возникновению новых проблем. В современном общем образовании реализуется фрагментарно-локальный подход к обучению, не позволяющий сформировать у учащихся системное мировоззрение и собственное отношение к сложившемуся состоянию культурно-технологической среды и ее развитию. Причина этого заключается в существенном расширении информационного пространства преобразовательной деятельности и объема знаний, с одной стороны, и ограниченностью времени на усвоение этих знаний - с другой, а также из-за усложнения собственно профессиональной деятельности. В то же время в современной динамично изменяющейся реальности при осуществлении любой профессиональной деятельности человеку уже недостаточно знаний и умений только из какой-либо одной области. Перед началом трудовой деятельности каждый выпускник школы должен иметь широкий кругозор, владеть нормами культуры, понимать тенденции развития среды, смыслы и назначение человека [1].
© Опарин А. И., 2009
В современных подходах к исследованию проблем воспитания и развития человека значительное место уделяется вопросам влияния культуры на характер и особенности развития личности. Культурологический подход является одним из основных в ходе модернизации образования и в педагогических поисках оптимальных путей его развития.
В области технологического образования большое значение придается проблеме развития технологической культуры учащихся, с которой ученые непосредственно связывают устойчивость жизни и успешность деятельности человека.
Анализ педагогической работы в школе показал, что возможности учебного процесса, содержащего богатый материал для развития технологической культуры школьников, реализуются не в полной мере:
• задача целенаправленного формирования технологической культуры личности не ставится, большинство учителей не имеют целостного представления о содержании исследуемого понятия и методов ее формирования;
• в учебном процессе педагоги ориентируют детей на конечный результат деятельности, часто забывая о развитии личностных качеств ребенка, общетрудовых умений, способов организации и выполнения деятельности, формировании отношений к преобразовательной деятельности;
• на уроках преобладают словесные методы и фронтальные формы работы, которые часто ориентированы на репродуктивную деятельность школьников.
Актуальность развития технологической культуры учащихся основывается также и на том, что развитие общества на современном этапе сопряжено с интенсивным нарастанием объемов научно-технической, социально-культурной информации, что требует от индивида достаточно высокого уровня технологической культуры, позволяющей успешно анализировать и систематизировать информацию, ориентироваться в информационных потоках. Технологическая культура в современном обществе, во-первых, не сформирована как категория, отражающая отношение человека и общества к преобразовательной деятельности; во-вторых, недостаточно четкие представления о технологической культуре препятствуют формированию целей, содержания и педагогических технологий, способствующих воспитанию готовности учащегося к преодолению проблем технологического развития общества и развитию себя в качестве субъекта; в-третьих, отсутствие модели технологической культуры, понятия, отношения к ней создает препятствия в области профессиональной технологической деятельности на пути к созданию преобразователь-
ных систем, не наносящих ущерба человеку, обществу, природе.
Таким образом, кроме профессиональных знаний и умений человеку прежде всего требуется погружение в мир культуры, а в связи с техноло-гизацией различных сфер деятельности человека - технологической культуры. Культура базируется на взаимосвязи результатов и способов деятельности человека. С другой стороны, деятельность во всех своих видах и формах представляет процесс непосредственного создания человеком культуры, освоение существующих форм культуры и создание новых.
Человеческая деятельность выступает источником всех формообразований культуры, синтезирует различные элементы культуры, которые в процессе реального функционирования и развития общества органически вплетены в нее.
В технологической культуре постиндустриального общества существуют принципы, нормы, правила, характеризующие отношение человека и общества к преобразовательной деятельности и к ее частям - информационным, материальным и энергетическим технологиям - как к единой системе, в которой все ее составляющие взаимообусловлены, погружены друг в друга и только в единстве обеспечивают высокую продуктивность преобразовательной деятельности. Результаты анализа социально-философской и психолого-педагогической литературы позволяют констатировать, что существуют различные мнения и подходы, направленные на раскрытие сущности технологической культуры. Множество определений объясняется многоаспектностью самого объекта.
Технологическая культура проявляется через привычки, традиции, обычаи, стереотипы деятельности по созданию и применению объектов среды, удовлетворяющих потребности людей, а также посредством самих этих объектов. Культура технологическая не только регулирует преобразовательную деятельность и влияет на характер ее протекания, но и зависит от этой деятельности [2].
Таким образом, определенный уровень технологической культуры надо не только поддерживать, но и развивать. Для этого необходимо выявить педагогические условия развития технологической культуры учащихся как единой системы их отношений к преобразовательной деятельности в целом.
Мы считаем, что для развития технологической культуры учащихся необходимо: определить параметры и построить модель технологической культуры как единой системы отношений к преобразовательной деятельности; выявить условия и разработать модель развития технологической культуры учащегося как инвариантного компонента каждого раздела образовательной области «Тех-
нология» (ООТ). Модель технологической культуры может быть представлена как компонент социальной среды (общества), выступающей, с одной стороны, в качестве нормативно-нравственной основы преобразовательной деятельности, а с другой - как отражение в общественном сознании сущности преобразовательной деятельности.
При этом построенная модель технологической культуры должна основываться на выявленных общих принципах, правилах, нормах осуществления преобразовательной деятельности и выражать отношение к ней человека и общества, а выявленные условия должны составить основу модели развития технологической культуры учащихся. Кроме того, разработанная структурная модель технологической культуры, основанная на отношении к отраслевым технологиям как к частным проявлениям их общих признаков, параметров, свойств и последствий их действий, используется в построении понятия «технологическая культура».
Таким образом, технологическая культура, представленная в виде структурной модели, проявляется в мере и способе самореализации личности во всех видах творческой преобразовательной деятельности, направленных на освоение и реализацию наиболее эффективных процессов, способов и средств преобразования материалов, энергии и информации в интересах человека, общества и сохранения природы.
Технологическая культура учащихся - взаимосвязанная, многоуровневая и динамическая совокупность элементов. Основываясь на результатах анализа психолого-педагогической литературы по вопросам формирования культуры школьников, мы выделили следующее: эмоционально-ценностный компонент представлен комплексом ценностных ориентаций, мотивов, коммуникативных умений и волевых качеств личности, необходимых в преобразовательной деятельности; когнитивный компонент объединяет совокупность научных и технологических знаний личности о способах преобразовательной деятельности; практико-действенный компонент характеризуется как способность личности на основе приобретенных знаний, умений, навыков использовать различные технологии для достижения поставленных целей.
Структурными компонентами технологической культуры являются: эмоционально-ценностный, когнитивный, практико-действенный. В содержательном аспекте определены проявления структурных компонентов. Эмоционально-ценностный включает наличие интереса, желания трудиться, увлеченность работой, развитие ценностных ори-ентаций и мотивов школьников, умение самостоятельно регулировать свою деятельность, акку-
ратно обращаться с материалами, инструментами и приспособлениями, быть старательным при выполнении работы, бережно относиться к результатам труда, стремиться к сотрудничеству. Когнитивный компонент включает научные (экономические, экологические, графические и др.) и технологические (разметочные, обработочные, сборочные и др.) знания. Практико-действенный состоит из комплекса умений: определять цель деятельности, находить и обрабатывать информацию, планировать, применять знания на практике, сотрудничать, контролировать и оценивать свою деятельность.
В процессуальном аспекте выявлена взаимосвязь и взаимообусловленность данных компонентов. От степени сформированности эмоционально-ценностного компонента зависит осознанность и прочность усвоения знаний, а также успешность организации и выполнения деятельности; содержание практико-действенного компонента оказывает влияние на развитие мотиваци-онной сферы, ценностных ориентаций, нравственно-волевых качеств, активизирует мыслительную деятельность; когнитивный компонент определяет стратегию деятельности, характер взаимоотношений школьника.
Развитие технологической культуры личности школьника основано на знании и понимании учащимися явлений, процессов, результатов и последствий преобразования окружающего мира, которые являются регулирующими факторами преобразующей деятельности человека. Основополагающим в построении теоретической модели развития технологической культуры является практико-ориентированный подход, который предполагает: а) наличие четко обозначенного результата деятельности, обеспечивающего сохранение качества среды жизнедеятельности; б) подготовку учащегося в качестве субъекта технологической культуры; в) применение в качестве основы педагогических технологий наиболее прогрессивных (адекватных современной реальности) форм, методов, средств, принципов и условий обучения и воспитания
Комментируя «Модель развития технологической культуры», можно выделить следующие моменты:
1. Модель развития технологической культуры представляет собой идеализированную систему, включающую в качестве ее компонентов цель, содержание и педагогическую технологию, в качестве объекта оригинала которой принят образовательный стандарт, а регулирование процессов развития технологической культуры осуществляется путем получения информации о результатах, их сравнения с предустановленной целью и принятия соответствующих корректирующих решений.
2. Содержание технологической культуры включает отношение человека к целям и смыслам преобразовательной деятельности, которые выражены через принципы, основания, требования, нормы и правила ее осуществления, переходящие в традиции, обычаи, стереотипы и привычки, складывающиеся в практике.
3. Педагогическая технология, являясь составным компонентом модели развития технологической культуры, основана на интересах и возможностях ребенка, взаимодействии участников образовательной деятельности, на принципах сотрудничества, распределения ролей, включает актуализацию противоречий и проблем современного технологического развития, представлена в определенных формах, методах, средствах и условиях педагогического процесса.
4. Технологическая культура представляет не только общие закономерности частных технологий, но и некоторые универсальные отношения общества к преобразовательной деятельности, ее результатам и последствиям. В формирующейся технологической культуре постиндустриального общества возникают отношения, основанные на устойчивости технологического развития цивилизации, как к культурной ценности.
5. Компоненты преобразовательной системы, рассматриваемые в качестве универсальных, позволяют раскрыть сущность технологической культуры и обеспечить развитие учащегося путем поэтапного формирования отношений к преобразовательной деятельности на разных ее этапах.
6. Включение общих закономерностей и условий осуществления преобразовательной деятельности любых объектов в содержании различных разделов образовательной области «Технология» способствует в течение всего периода обучения формированию у учащегося общего отношения к любой преобразовательной деятельности как средству удовлетворения потребностей.
7. Технологическая культура является откликом общества на реальную преобразовательную деятельность, фиксирует принципы, подходы (нормативно-нравственные основы преобразовательной деятельности).
8. Содержание ООТ должно включать в себя: во-первых, знания о преобразовании материалов, энергии; во-вторых, собственное отношение учащегося к результатам и последствиям действия преобразовательных систем и собственной деятельности.
Структура содержания технологического образования школьников состоит из следующих компонентов: основ технологической культуры; технологической среды жизнедеятельности человека и общества; преобразовательной деятельно-
сти человека; процессов материального производства, сферы быта и услуг; профессионального самоопределения. Критериями эффективности технологического образования школьников являются сформированные основы технологической культуры, готовность и способность к творческой преобразовательной деятельности в парадигме экосистемного развития культурно-технологической среды. Одним из субъектов образования, влияющих на его результаты, является учитель технологии, который должен владеть нормами технологической культуры на достаточно высоком уровне; они могут рассматриваться как основа его профессиональной педагогической компетенции. В свою очередь, учитель технологии должен создать необходимые условия для формирования технологической культуры учащихся. Педагогическими условиями развития технологической культуры школьника являются: отбор содержания учебного материала в соответствии с интересами и возможностями ребенка; использование активных форм, методов и средств обучения, способствующих осознанному выполнению деятельности; организация взаимодействия участников деятельности (учитель, ученики, родители), основанного на принципах сотрудничества, взаимопомощи, распределения ролей.
Современный научно-технологический этап развития мировой цивилизации обусловливает необходимость осуществления технологического образования подрастающих поколений, которое должно выстраиваться сообразно нормам технологической культуры общества и каждого отдельного человека. Сущность технологического образования заключается в творческом овладении учащимися достигнутым уровнем преобразовательной деятельности человека в материальном и духовном производстве. При этом объектом познания должно выступать не только содержание преобразовательной деятельности, но и ее последствия, ограничения и методы оптимизации. Тогда разработанный методологический подход к построению модели технологической культуры, основой которого является отношение к отраслевым технологиям как частным проявлениям преобразовательной деятельности общества, обогатит и дополнит теорию технологического образования. А модель развития технологической культуры учащихся и придания ей статуса инвариантной системообразующей основы образовательной области «Технология» внесет значимый вклад в развитие подходов к проектированию педагогических технологий.
Технологическая культура должна быть не только частью образования, но и целью современного образовательного процесса. Технологическая культура, являясь одной из универсаль-
ных субкультур, одним из фундаментальных компонентов общей и профессиональной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества: она базируется на системе технологических знаний, умений и технологически важных качеств человека; проявляется в технологическом мировоззрении, в основе которого лежит глобальный, планетарный взгляд на мир, представляющий собой единство биосферы, техносферы и ноосферы. В центре этой системы стоит человек, который своим разумом и деятельностью должен сознательно поддерживать равновесие в мире.
Примечания
1. Опарин А. И., Овечкин В. П. Технологическая культура учителя технологии как условие его готовности к профессиональной деятельности // Технологическое образование в школе и вузе в условиях модернизации образования: материалы междунар. на-уч.-практ. конф. МПГУ 4-5 февраля 2003 г. М.: Изд-во «Эслан», 2003. С. 113-115.
2. Технологическое образование: словарь базовых терминов / общ. ред. и сост. В. П. Овечкин, УдГУ. Ижевск, 2004. 132 с.
УДК 378.398
А. В. Зырянова
ТРАДИЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
Данная статья посвящена проблеме профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы в системе дополнительного образования. Актуальность рассматриваемого вопроса обусловливается характером динамики обновления содержания требований к уровню профессиональной компетентности будущих специалистов социально-культурной cферы, которая по всем показателям превосходит темпы их профессиональной подготовки. В то же время, при наблюдаемом сокращении сроков обновления содержания профессиональных компетенций, традиционные формы обучения не способны в полной мере удовлетворить возрастающую потребность в постоянном пополнении знаний. Поэтому вовлечение студентов в систему дополнительного профессионального образования (ДПО) является одним из оптимальных условий для формирования у них профессионального мышления и эффективного «погружения» в специальность.
This article is devoted to the actual problems of the Culture and Arts University students professional adaptation in the supplementary professional educational system. This topic is acute because students get theoretical knowledge during their academic studies but they are lack of practice. The system of
© Зырянова А. В., 2009