Посилання на статтю_
Филипенко О.Н. Развитие технического прогресса и этапы истории цивилизации/ О.Н. Филипенко// Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2004. - № 1(9). - ^31-36._
УДК 930.85
О.Н. Филипенко
РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И ЭТАПЫ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Изложены этапы развития науки и технического прогресса, показаны волнообразные и циклические изменения в историческом развитии технологического способа и средств производства, вопросы проектирования перспектив дальнейшего развития техники и цивилизации. Ист. 7.
Ключевые слова: мировые и локальные цивилизации, технический прогресс, исторические циклы развития, технологический способ производства.
О. М. Фшшенко
РОЗВИТОК ТЕХН1ЧНОГО ПРОГРЕСУ ТА ЕТАПИ 1СТОРП ЦИВ1Л1ЗАЦИ
Викладено етапи розвитку науки i техычного прогресу, показан хвильообразн та ци1^чы змлни у юторичному розвитку технолопчного засобу та засобiв виробництва, питання проектування перспектив подальшого розвитку техыки i цивозацп. Дж. 7.
O.N. Philipenko
TECHNOLOGICAL PROGRESS DEVELOPMENT AND CIVILIZATION HISTORY STAGES
The development stages of science and technological progress are stated. Sinuous and cyclical changes in historical development of technological progress and production means are presented including the perspectives for further technology and civilization development.
Постановка проблемы. В современных условиях, когда объем информации расширяется невиданными до этого темпами, ни один даже самый образованный специалист не способен сориентироваться на те знания, которые могут быть востребованы завтра. Поэтому при подготовке специалистов все большее значение приобретает задача научиться самостоятельно добывать и использовать знания.
Индустриальный уровень развития общества требует развития диалектического подхода, а, значит, и диалектического мышления, несовершенство системы образования превращается в фактор, сдерживающий развитие общества.
Развитие научно-технического прогресса можно видеть невооруженным глазом, особенно в последние годы. Гораздо сложнее увидеть и связать воедино не менее важную проблему: человек и научно-технический прогресс. Среди
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 1(9)
1
антропологов нет разногласий относительно того, что человек как биологический тип на протяжении последних 20...30 тыс. лет не претерпел заметных изменений. В связи с этим невольно возникает вопрос: нет ли противоречия между возможностями человека как биологического организма и новыми сложными задачами, которые ставит перед ним развитие цивилизации?
Кроме уже названной проблемы, есть информационный взрыв. Получить, записать, сохранить и переработать поток информации могут помочь новые методы, способы и подходы, одним из них является концепция устойчивого развития, принятая в 1994 г. на международной конференции в Рио-де-Жанейро. В ее основе - теория Вл.Вернадского о преобразовании биосферы в ноосферу (сферу разума) под воздействием научной мысли и деятельности, труда человека [4,5,6,7].
Цель данной статьи заключаются в разработке методики общеисторического, цивилизационного, сравнительного анализа этапов развития техники и технологии.
Основной материал исследования. На изломах истории, когда решаются судьбы стран и народов, особенно остро люди ощущают потребность познать свое прошлое, постичь корни событий, потрясающих общество, их подлинный смысл. Анализ исторического материала дает объективно научное знание с помощью цивилизационного подхода к истории. Он универсален, применим к истории любой страны, многолинеен и многовариантен, он очеловечивает историю, т.к. человек - начало и конец истории. Это дает возможность глубже понять все процессы и их особенности. Несомненно здесь присутствует и некоторая «глобализация» уровня рассматриваемых проблем. Отсутствует также единый критерий определения базовой категории - цивилизация. Это позволяет остановиться на рабочем определении: цивилизация - как сообщество людей общей метальности, духовности, устойчивых черт экономики, социально-политической организации и культуры.
Цивилизация не является чем-то неподвижным. Она развивается, проходит ряд стадий : зарождения, расцвет, разложение и гибель. На протяжении истории существовало и существует множество цивилизаций. Одни разрушались, другие возникали на их обломках, усваивая предшествующее наследие. Л.Морган [5], американский соцюлог, предложил три историчеких периода развития: дикость, варварство, цивилизация. Марксизм выделил два типа. Советский экономист Н.Кондратьев [3] в начале ХХ века на основе статистических данных и математического моделирования создал теорию цикличной динамики цивилизации. На ее основе современный исследователь Ю.Яковец [10] выделил шесть циклов-цивилизаций: неолитическая, восточно-рабовладельческая, раннефеодальная, прединдустриальная, индустриальная, постиндустриальная. История человечества здесь предстает в виде ступеней научно-технического прогресса. Пути его развития ведут к глобальному сотрудничеству, к созданию общепланетарных систем информаци, связи, транспорта, торговли, стиранию архаических различий между странами. Появление в ХХ в. глобальных проблем, связанных с выживанием человечества на Земле, угроза ядерной, экологической катастроф, демографические проблемы и т.п. подтверждает единство человеческой цивилизации.
В предложенной Ю.Яковцом [7] структуре цивилизации в виде пирамиды одним из пяти уровней - есть технологический способ производства, выражающий совокупность:
- используемых в обществе технологий,
- принципов и форм организации производства,
- средств производства,
2
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 1(9)
- естественных производительных сил.
При переходе к другой цивилизации происходит смена способа производства, набора средств производства и форм его организации -технологическая революция. Каждый технологический уклад включает ряд поколений техники, которые сменяют друг друга раз в 10 лет. Каждое новое поколение реализует крупное изобретение. Ю.Яковец [7] выделяет также начало первой неолитической цивилизации совпавшей с неолитической революцией. Это был переход к воспроизводству средств существования, сформировалась технологическая база общества, основанная на общественном разделении труда, выделились земледелие, скотоводство, ремесло, освоен огонь, появились усложненные орудия труда (вместо палки-копалки и камня - скребки, резцы, оружие в виде копья, дубины, кремниевого острия).
Изобретения эпохи мезолита: лук, стрелы, челны, плоты, сети. Человек использует шлифовальные и сверлильные орудия с рукоятками, ткацкий станок, в VI тыс. до н.э. - гончарный круг, колесо, и колесные повозки, использует тягловую силу животных.
Период энеолита (медно-каменный век) - использование меди, меди и олова - бронзы, орошаемое и плужное земледелие, изготовление металлических денег. Дифференциация видов деятельности - как основа ускорения технического прогресса. Произошло очередное крупное разделение труда в раннеклассовом обществе (V - VI тыс. до н.э.), а также «городская революция». Античная цивилизация (железный век) - это достижения Греции и Рима, на основе технических достижений Египта, Ближнего Востока, Передней Азии. Технологический способ производства состоял в использовании метеоритного железа, применении сыродутого железа, выплавке углеродистой стали. Человек стал использоватть природные источники энергии (силу воды, ветра): парусное судоходство и водяные колеса мельниц. Около 100 г.н.э. изобретатель Геро создал примитивную паровую машину.
Каждая следующая цивилизация - это шаг вперед в технологическом способе производства с применением человеком новых знаний и навыков, набором технических средств и технологий, форм организации производства. Но технический прогресс не развивается равномерно по восходящей или экспоненте. Варвары, перенимая опыт у греков и римлян, видоизменяли орудия труда, при этом в каждой отрасли производства техника и приемы труда развивались сугубо эмпирическим путем. В Византии, странах Востока технический прогресс шел без пауз, а Северная и Восточная Европа техническую культуру античности использовали как основу ускорения прогресса техники.
Синхронно с античной цивилизацией развивались локальные цивилизации Индии и Китая. В Индии создана грамматика Панини (V в. до н.э.), ныне действующая десятичная позиционная система исчисления, дроби, проценты, квадрат, куб, квадратные уравнения, основы тригонометрии. В Китае изобретены компас, бумага, зубчатое колесо, вычисление траектории небесных тел, совмещение солнечных и лунных циклов.
В период античной цивилизации уже являются господствующими технологии, основанные на использовании металлов, и начинают формироваться технологии и методы организации труда, свойственные средневековью. Техника средневековой цивилизации зрительно укладывается в следующую схему.
Техническая революция раннефеодальной Европы, переворот в земледельческой технике :
- переход от мотыжной обработки земли к пашенной,
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 1(9)
3
- применение усовершенствованного плуга,
- распространение трехполья,
- применение органических удобрений.
Другой стимул прогресса - военное дело : были изобретены для постоянно идущих войн:
- арбалеты, усиливающие мощность стрел,
- новый тип оружия - огнестрельное (пульверты, аркебузы - порох из Китая),
- осадные орудия (баллисты, катапульты, «греческий огонь» из Византии).
Это вело к строительству крепостей, замков, фортификаций.
Спрос на технику привел к перевороту в :
- горном деле (шахтный способ добычи металлов и угля),
- металлургии (улучшение способов выплавки чугуна, стали, меди, дамасской стали),
- производство орудий труда.
Энергетическая революция: массовое применение и постоянное совершенствование мельниц (водяных и ветряных).
Среди других достижений этой эпохи:
- механические часы (от башенных до карманных),
- изготовление бумаги и книгопечатание с 1434 г. Гутенбергом в Германии,
- многопалубные парусные суда, кормовой руль, использование компаса.
На новой технической базе строятся:
- мануфактурное производство оружия,
- военно-морской флот с артиллерией.
Новая историческая эпоха дает отсчет индустриальной цивилизации с ее промышленной и технической революциями (XVIII - нач.ХХ вв.). Технический переворот начался с изобретения прядильной машины, механического ткацкого станка, а также паровой машины-двигателя Д.Уатта в 1784 г. Были изобретены паровоз и пароход. Техническая революция дала толчок к развитию машиностроения, механизации сельського хозяйства и аграрной революции.
Середина XIX в.была дополнена :
- открытием электромагнетизма,
- изобретением телеграфа, динамо-машины, газового двигателя,
- развитием химической промышленности.
Начало XX в. новый виток технического прогресса - переход к жидкому топливу и электричеству, а также :
- развитие электротехники, производство электроэнергии и передача ее на растояние,
- использование жидкого топлива в двигателях внутреннего сгорания (автомобиль, самолет) и новые виды транспорта,
- электрификация производства (цветная металлургия),
- развитие горной промышленности и добыча минерального сырья,
- развитие бытовой хими (красители, лекарства, удобрения).
Сельское хозяйство благодаря технологическому перевороту значительно увеличивало продуктивность и урожайность:
- применение минеральных удобрений,
- использование сельхозмашин и тракторов,
- применение новых агротехнических приемов.
Произошла и военно-техническая революция, что позволило создать военную авиацию, танки, военно-морской флот, оснащенные средствами радиосвязи и новыми взрывчатыми веществами и отравляющими газами.
4
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 1(9)
Все рассмотренные достижения внесли ряд противоречий и особенностей в технический прогресс. ХХ век продолжил его развитие научно-техническими революциями: первая - это 50.60 годы, вторая - его последняя четверть.
Они принесли с собой радикальные перемены как положительные, так и отрицательные: за освоением атомной энергии последовало создание атомного и термоядерного оружия, оружия химического и бактериологического, а также загрязнение окружающей среды, экологические катастрофы.
Квантовая электроника (лазерная техника, электронные преобразователи энергии), кибернетика и вычислительная техника, ЭВМ, микроэлектроника (квантовая физика), информатика (теория информации), биотехнологии (молекулярная биология) и рядом с ними новые поколения вооружений, атомный подводный флот, космические вооружения.
Формирование индустриальной экономики с одной стороны, открывало возможности для решения ряда проблем, а с другой стороны - породило новые проблемы, от решения которых зависит будущее человеческой цивилизации. Зависимость человека от природы продолжает ослабевать, происходит зависимость людей от научно-технических достижений и экономических успехов.
В имеющиеся сведения о разведанных запасах ресурсов и сырья вносятся уточнения. Имеет ли человечество какие-либо резервы? Прежде всего, следует видеть переход к ресурсо- и энергосберегающим и экологически чистым технологиям.
Определение пределов научно-технического прогресса в военной сфере, признание бессмысленности оружия массового уничтожения, ограничение и уничтожение вооружений.
О запасах же ресурсов следует говорить, имея в виду Мировой океан. Поэтому главная проблема сейчас - это проблема извлечения минерального сырья из морской воды и со дна Мирового океана. Рассматривая проблемы, стоящие перед современным обществом, человеческой цивилизацией в целом, следует учитывать, что их решение зависит не только от возможностей, которые открывает наука и техника, но и от социально-политических и экономических факторов. Здесь все большее значение приобретает противоречие между глобализацией проблем, решение которых требует совместных усилий отдельных государств, и частной формой присвоения, которая господствует в современном мире.
Устранение отмеченного противоречия, безусловно, пойдет по линии сужения прав частной собственности. Функции управления предприятиями потомки первых предпринимателей передали в руки менеджеров, а роль носителей технических идей - инженерно-техническому персоналу.
В обществе происходит усиление роли технократии и бюрократии. Речь идет об усилении централизованного вмешательства в экономику как со стороны государства, так и со стороны сверхмонополий.
По мере формирования единого мирового рынка, единой мировой системы средств коммуникаций и единой мировой кредитной системы происходит стирание национальных и государственных границ. В перспективе - создание единого государства, единой культуры, единой мировой цивилизации на Земле.
Выводы. Актуальность работы определена попыткой создать целостное универсальное, многомерное представление о развитии современного человеческого общества, уровне его цивилизации на основе технического прогресса.
Научная новизна состоит в том, что впервые рассмотрено развитие научно-технического прогресса на фоне исторических циклов и этапов мировой цивилизации.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 1(9)
5
Приведены основные этапы развития цивилизации. Показано, что главной движущей силой развития земной цивилизации является научно-технический прогресс. Предложена методика общеисторического цивилизационного подхода и анализа этапов развития науки и техники.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1998. - 360 с.
2. Дьяконов И.М. Пути истории: От древнейшего человека до наших дней. - М.: Восточная литература,1994. - 450 с.
3. Кондратьев Н.Д. Избранные произведения. - М.: Экономика,1993. - 340 с.
4. Островский А.В. История цивилизации. - С.-П. - 2000. - 360 с.
5. Семенникова Л.И. Цивилизация в истории человечества. - Брянск: Курсив,1998. -340с.
6. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.
7. Яковец Ю.В. История цивилизации. - М.: Владас, 1997.
Стаття надмшла до редакцп 03.12.2003 р.
6
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 1(9)