УДК 792.03 (091) (470.62 Екатеринодар)
Куликов Игорь Валерьевич
Kulikov Igor Valerievich
аспирант кафедры дореволюционной отечественной истории Кубанского государственного университета kulikov_iv1981@mail.ru
post-graduate student of the chair of pre-revolutionary native history, Kuban State University kulikov_iv1981@mail.ru
РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЕКАТЕРИНОДАРЕ В 1867-1917 ГГ.
DEVELOPMENT OF THEATRICAL ARTS IN EKATERINODAR IN 1867-1917
Аннотация:
The summary:
В статье рассматривается развитие театрального искусства в Екатеринодаре в пореформенный период: появление в городе первых стационарных театров и кинематографов, роль театра в повышении культурного уровня екате-ринодарцев.
The article deals with development of theatrical arts in Ekaterinodar in post-reform period: the appearance in the city of the first constant theatres and cinematographs, the role of the theatre in cultural level of the citizen of Ekaterinodar.
Ключевые слова:
театр, труппа, актер, актриса, спектакль, искусство, пьеса, драма.
Keywords:
theatre, troupe, actor, actress, performance, art, piece, drama.
Первые сведения о театральной жизни на Кубани относятся к концу 1830-х гг.: именно в этот период столицу Черноморского казачьего войска стали посещать странствующие артисты, музыканты, акробаты. В 1841-1846 гг. в Екатеринодаре давали представления приезжие кукольный театр, а также две «драматические труппы». В то же время постановкой спектаклей занимались сами жители города: в 1839 г. группой антрепренера Д. Жуковского была поставлена пьеса «Чорноморский побут» («Черноморский быт»), написанная Я.Г. Кухаренко, а в середине 1840-х гг. молодые офицеры основали свой «домашний» театр [1, с. 24]. Однако театральная жизнь носила эпизодический характер. Впрочем, это не удивительно, ибо в то время не было возможностей создать нормальные условия для работы актеров: достаточно сказать, что спектакли проходили в дровяном сарае [2, с. 320]!
После окончания Кавказской войны происходит дальнейшее развитие театральной жизни Екатеринодара. Созданные в 1863 и 1865 гг. мужское и женское благотворительные общества были организаторами первых любительских спектаклей в Екатеринодаре. Первоначально главной целью этих спектаклей было не развлечение жителей города и не приобщение их к прекрасному, а сбор средств на благотворительные цели. Средства, вырученные со спектаклей (иногда — свыше 100 руб.), посылались в бесплатную больницу для бедных Екатеринодара, студентам-кубанцам различных учебных заведений Российской империи [3, с. 611].
Однако после Кавказской войны вкусы екатеринодарцев неуклонно менялись, и уже в 1870-е гг. многие жители города стали рассматривать театральное искусство как средство облагораживания нравов и чувств. В этот период происходит дальнейшее развитие местного театрального искусства, объединение энтузиастов-любителей в творческие союзы. Один из первых союзов такого рода в Екатеринодаре возник в 1881 г. Он носил название Семейный кружок любителей музыкально-драматического искусства. Официальной целью кружка являлось не только развлечение его членов и их семей, но и удовлетворение «умственным и эстетическим потребностям своим, а также целям благотворительности». Этот семейный кружок вскоре приобрел популярность в городе, численно разросся и в 1889 г. распался на две самостоятельные организации - Кружок любителей драматического искусства и Кружок любителей музыки [4, с. 27, 28]. Первый специализировался на постановках театральных представлений, второй занимался организацией концертов.
В 1896 г. появилось еще одно объединение любителей музыки и театра - Екатеринодар-ский музыкально-драматический кружок, председателем которого был избран А.Д. Бигдай. В 1900 г. он был преобразован в Общество любителей изящных искусств. Оно состояло из нескольких отделов, в том числе для представления пьес на украинском языке [5, с. 612]. Драматический отдел этого общества главной задачей своей деятельности считал распространение театрального искусства в Екатеринодаре и всей Кубанской области.
Долгое время посещение театральных спектаклей было доступно лишь элите екатерино-дарского общества: местная пресса писала, что «цены в городском театре неимоверно высокие» [6]. Только в 1890-х гг. происходят некоторые изменения: в 1894 г. по инициативе преподавательниц женской воскресной школы в Екатеринодаре был дан первый любительский общедоступный спектакль для народа. Организатором таких спектаклей было Екатеринодарское благотворительное общество, исполнителями - члены драматического отдела Екатеринодар-ского общества любителей изящных искусств. Спектакли шли на сцене Дмитриевского училища, самый дешевый билет стоил 10 копеек [7, с. 587].
Впрочем, в эти годы энтузиасты-любители не только организовывают спектакли для простого народа: они начинают привлекать простых людей к участию в этих спектаклях в качестве актеров [8, с. 612]. Многие из них были неграмотными и выучивали свои роли с голоса. В 1904 г. в спектакле по пьесе Рутковского «Нечистая сила» в роли героини успешно выступила Якушен-кова, не умевшая ни читать, ни писать [9, с. 459]. С 1890-х гг. в каждом учебном заведении педагоги и учащиеся ставили спектакли по русской классике.
Долгое время жители Екатеринодара «предпочитали развлекательный жанр серьезной драме» [10] - оперетты среди екатеринодарцев пользовались большим успехом, чем драматические произведения. В 1893 г. «Кубанские областные ведомости» писали, что публика ищет в театре «не идейных наслаждений, а пикантных развлечений легко-музыкального характера» [11].
Впрочем, многие консервативно настроенные екатеринодарцы, особенно представители православного духовенства, не одобряли такого интереса к театральному искусству, считая его «чрезмерным», и утверждали, что «народу нужен не театр, а храм божий и добрая школа». В увлечении горожан, и особенно молодежи театром, они видели угрозу нравственности, утверждали, что «нынешние пьесы сложные, пропитанные эротизмом и психологией ненормальных людей» [12].
Действительно ли увлечение театром было опасно для нравственности екатеринодарцев? В основном репертуар любительских спектаклей кубанской столицы состоял из произведений русской классики: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского и других [13, с. 612]. Любительские спектакли не только не являлись угрозой для нравственности жителей Екатери-нодара: они были единственным способом приобщения народных масс к шедеврам русской и мировой культуры.
С 1870-х гг. в театральной жизни города решающую роль начинают играть регулярные гастроли русских и украинских профессиональных актерских трупп. Вообще, поскольку украинский язык был распространен на Кубани наравне с русским, жители Екатеринодара и всей Кубанской области отличались от населения других регионов России повышенным интересом к украинской культуре: не зря в составе Общества любителей изящных искусств существовал отдел для постановок пьес на украинском языке!
Впрочем, екатеринодарских театралов часто интересовала не столько игра актеров сама по себе, сколько наличие в труппе театральной знаменитости. В 1893 г. в Екатеринодар впервые прибыл актер Мамонт Дальский. Впоследствии он стал знаменит на всю Россию, но в тот момент его имя ничего не говорило екатеринодарцам, и поэтому, несмотря на воскресный день, «театр был далеко не полон» [14]. Так же равнодушно екатеринодарская публика встретила первое выступление в городе в 1913 г. прима-балерины Императорских театров Екатерины Гельцер, ибо в то время в Екатеринодаре ее еще не знали [15, с. 89]. Впрочем, действительно талантливые артисты, несмотря на отсутствие громкого имени, все равно добивались популярности среди екатеринодарской публики. О выступлениях того же Мамонта Дальского «Кубанские областные ведомости» писали, что «зрителей было немного, но сердца этих немногих были заворожены совершенно» [16].
Точно также Екатерина Гельцер сумела покорить екатеринодарцев своим искусством. В 1915 г., когда она вновь выступила в кубанской столице, жители города приняли ее восторженно. Поскольку выступление происходило в годы Первой мировой войны, особенным успехом у зрителей пользовался марш «Гений Бельгии» [17, с. 89].
Еще одной театральной знаменитостью, неоднократно посещавшей Екатеринодар, была А.А. Яблочкина. В 1894 г. она в составе труппы Московского Малого театра впервые выступила в кубанской столице на сцене Летнего театра. Актриса прекрасно играла самые разные роли: и в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и в драме В. Сарду «Граф де Ризоор». Но вершиной ее таланта была игра в пьесах А.Н. Островского: здесь А.А. Яблочкиной не было равных. В 1904 г. она вновь посетила Екатеринодар в составе труппы А.И. Каширина.
Вместе с А.А. Яблочкиной в составе труппы Московского Малого театра в Екатеринодар прибыл другой известный актер А.И. Южин. Его игра произвела на Екатеринодарскую публику очень
сильное впечатление: «Кубанские областные ведомости» писали, о его игре в роли Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», что «лучшего и Грибоедов не пожелал бы» [18, с. 6, 7, 8].
Долгое время в Екатеринодаре не существовало стационарного помещения для театра: представления давались на ярмарках, а также в зале Городской думы, на сцене театральных училищ и других общественных зданий. Лишь в конце 1880-х гг. в городском саду был построен деревянный летний театр на 1 450 мест. Первоначально он принадлежал купцу Колосову, а затем перешел в собственность города [19, с. 104].
Однако в зимнее время актерам по-прежнему приходилось играть в здании Второго общественного собрания и зале Городской думы. В 1895 г. была начата кампания по сбору средств на строительство городского драматического театра: по инициативе местной передовой интеллигенции были пущены подписные листы в целях устройства в городе зрительного зала для собраний, концертов и спектаклей [20, с. 587]. Однако эта кампания ни к чему не привела: Зимний театр в Екатеринодаре так и не появился.
В первые годы XX в. вопрос о строительстве в кубанской столице Зимнего театра был поднят снова, но и на этот раз дело не сдвинулось с мертвой точки.
Однако Зимний театр все-таки появился в Екатеринодаре. Заслуга его строительства принадлежит екатеринодарским купцам В. Гуренкову и Н. Болденкову. В 1908 г. они заключили договор с академиком Ф.О. Шехтелем о строительстве в Екатеринодаре Зимнего театра. Строительство началось в мае 1908 г. [21, с. 105], а уже в октябре 1909 г. в кубанской столице постановкой оперы Д. Верди «Аида» открылся первый театральный сезон [22, с. 587].
В декабре 1909 г. первых посетителей принял еще один театр - Северный. Как и Зимний, он был построен на средства купца-мецената М.М. Лихацкого.
В Екатеринодаре существовали не только театры, но и кинотеатры. В конце XIX - начале XX в. они именовались синематографами, или электробиографами. Первый синематограф возник в кубанской столице в 1894 г.: в августе этого года в Екатеринодаре состоялась выставка «живых фотографий». По сведениям «Кубанских областных ведомостей» выставка вызывала «удивление у взрослых и полный восторг у детей». Интересно, что «Кубанские областные ведомости» не сообщали, сколько стоил билет на посещение этого зрелища: упоминалось лишь о том, что «входная цена слишком высока» [23]. Киноаппарат, демонстрирующий «живые фотографии», был сконструирован екатеринодарским механиком-оптиком А.Д. Самарским. В 1897 г. в здании Второго общественного собрания впервые демонстрировался «единственный в мире синематограф Люмьера». За два дня было показано около 60 картин [24, с. 91, 92].
В 1906 г. в Екатеринодаре был создан первый стационарный кинотеатр, в 1908 г. их было уже 4, а спустя 10 лет, в 1916 г. в столице Кубанской области насчитывалось не менее восьми электробиографов [25, с. 638].
Если первоначально жители Екатеринодара рассматривали синематографы как диковинку, их интересовало не столько содержание демонстрируемых кинолент, сколько необычность самого существования «движущихся фотографий», то позже, когда кинотеатры стали привычными для жителей кубанской столицы, они стали больше интересоваться смыслом кинокартин. В екатеринодарских кинотеатрах нередко демонстрировались картины по произведениям русских классиков (Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого), а также документальные фильмы о новинках техники, о сложных хирургических операциях [26, с. 93]. Кинематография, как и театральное искусство, не только была развлечением для жителей Екатеринодара и всей Кубани, но и возможностью приобщиться к русской и мировой классике, повысить свой культурный уровень, расширить знания об окружающем мире.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: если в пореформенный период театральное искусство в Екатеринодаре только зарождалось, странствующие актеры бывали в Кубанской области лишь эпизодически, а спектакли проходили в дровяном сарае, то после окончания Кавказской войны мужское и женское благотворительные общества стали организовывать любительские спектакли, появляются различные кружки любителей драматического искусства, а в 1900 г. - Общество любителей изящных искусств. Члены этих обществ успешно распространяли театральное искусство среди жителей Екатеринодара и всей Кубанской области, и к началу XX в. оно довольно глубоко проникло в народные массы: простые екатеринодарцы не только были зрителями спектаклей, но и привлекались к участию в этих спектаклях в качестве актеров.
Если первоначально екатеринодарская публика предпочитала произведения легкого, развлекательного жанра, то с начала XX в. жители кубанской столицы стали отдавать предпочтения более серьезным театральным произведениям.
С 1870-х гг. Екатеринодар стали регулярно посещать профессиональные актеры и театральные труппы, как русские, так и украинские. Несмотря на то, что екатеринодарские театралы часто интересовались не столько игрой актеров, сколько наличием в труппе театральной зна-
менитости, действительно талантливые актеры всегда добивались успеха среди публики кубанской столицы. Среди посещавших Екатеринодар знаменитых артистов были A.A. Яблочки-на, A.K Южин, М.В. Дальский, Е. Гельцер.
В 1880-х гг. в Екатеринодаре впервые был создан стационарный летний театр, а в 1909 г. -зимний. Оба театра были созданы на средства екатеринодарских купцов. Войсковые и городские власти фактически не принимали участия в развитии театрального искусства Екатеринодара.
Ссылки:
1. Екатеринодар - Краснодар - столица казачьего края. Краснодар, 2007.
2. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. / под. общ. ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 1996.
3. Екатеринодар - Краснодар. 1793-2009: ист. энциклопедия / авт-сост. Б. А. Трехбратов, В.А. Жадан. Краснодар, 2009.
4. Борисов Б., Бурилев Г., Бурилев В. Краснодарская филармония: прошлое и настоящее. Краснодар, 1989.
5. Екатеринодар - Краснодар...
6. Кубанские областные ведомости. 1894, 10 августа.
7. Очерки истории Кубани с древнейших времен.
8. Екатеринодар - Краснодар.
9. Энциклопедический словарь по истории Кубани с
древнейших времен до октября 1917 г. / науч. ред.
Б.А. Трехбратов. Краснодар, 1997.
10. Кубанские областные ведомости. 1894, 10 августа.
11. Там же.
12. Там же.
13. Екатеринодар - Краснодар.
14. Кубанские областные ведомости. 1894, 10 августа.
15. Бардадым В.П. Кумиры театра: этюды театральной жизни. Краснодар, 2000.
16. Кубанские областные ведомости. 1894, 10 августа.
17. Бардадым В.П. Кумиры театра: этюды театральной жизни. Краснодар, 2000.
18. Бардадым В.П. Театральный листок: этюды театральной жизни. Краснодар, 1984.
19. Бардадым В.П. Этюды о Екатеринодаре. Краснодар, 1992.
20. Очерки истории Кубани с древнейших времен.
21. Бардадым В.П. Кумиры театра.
22. Очерки истории Кубани с древнейших времен.
23. Кубанские областные ведомости. 1894, 10 августа.
24. Бардадым В.П. Театральный листок.
25. Екатеринодар - Краснодар.
26. Бардадым В.П. Театральный листок.
References (transliterated):
1. Ekaterinodar - Krasnodar - stolitsa kazach'ego kraya. Krasnodar, 2QQl.
2. Ocherki istorii Kubani s drevneyshih vremen po 192Q g. I general ed. by V.N. Ratushnyak. Krasnodar, 199б.
3. Ekaterinodar - Krasnodar. 1193-2QQ9: ist. entsi-klopediya I authors-cols. B. A. Trehbratov, V.A. Zhadan. Krasnodar, 2QQ9.
4. Borisov B., Burilev G., Burilev V. Krasnodarskaya filarmoniya: proshloe i nastoyashchee. Krasnodar, 19S9.
5. Ekaterinodar - Krasnodar.
6. Kubanskie oblastnye vedomosti. 1S94, August 1Q.
I. Ocherki istorii Kubani s drevneyshih vremen.
S. Ekaterinodar - Krasnodar.
9. Entsiklopedicheskiy slovar' po istorii Kubani s drevneyshih vremen do oktyabrya 1911 g. I scientific ed. by B.A. Trehbratov. Krasnodar, 1991.
1Q. Kubanskie oblastnye vedomosti. 1S94, August 1Q.
II. Ibid.
12. Ibid.
13. Ekaterinodar - Krasnodar.
14. Kubanskie oblastnye vedomosti. 1S94, August 1Q.
15. Bardadym V.P. Kumiry teatra: etyudy teatral'noy zhiz-ni. Krasnodar, 2QQQ.
16. Kubanskie oblastnye vedomosti. 1S94, August 1Q.
11. Bardadym V.P. Kumiry teatra: etyudy teatral'noy zhiz-ni. Krasnodar, 2QQQ.
1S. Bardadym V.P. Teatral'niy listok: etyudy teatral'noy zhizni. Krasnodar, 19S4.
19. Bardadym V.P. Etyudy o Ekaterinodare. Krasnodar, 1992.
2Q. Ocherki istorii Kubani s drevneyshih vremen.
21. Bardadym V.P. Kumiry teatra.
22. Ocherki istorii Kubani s drevneyshih vremen.
23. Kubanskie oblastnye vedomosti. 1S94, August 1Q.
24. Bardadym V.P. Teatral'niy listok.
25. Ekaterinodar - Krasnodar.
26. Bardadym V.P. Teatral'niy listok.