Научная статья на тему 'Развитие субъектности ребенка в семейном социокультурном пространстве'

Развитие субъектности ребенка в семейном социокультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
923
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Потапова Алла Борисовна, Рыжов Василий Васильевич

Осуществлена теоретическая разработка представлений о семейном социокультурном пространстве и воспитании субъектности личности. Изучаются взаимосвязи диалогического типа семейного взаимодействия и уровня развития субъектных свойств личности ребенка. Через теоретический анализ и данными эксперимента подтверждается оптимальность диалогического семейного социокультурного пространства для решения задач воспитания субъектности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the children''s subjectivity in the family''s sociocultural sphere

Theoretical framework of images famile's sociocultural sphere and upbringing are presented and worked here. Relations between family's dialogical interaction and level of of the children's subjectivity are researched in this article. Through the theoretical analysis and experimental data have been showed, that family's dialogical interaction and sociocultural sphere is a goodness for the upbringing of children's subjectivity.

Текст научной работы на тему «Развитие субъектности ребенка в семейном социокультурном пространстве»

УДК 159.9:37.03:174

РАЗВИТИЕ СУБЬЕКТНОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЕЙНОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. Осуществлена теоретическая разработка представлений о семейном социокультурном пространстве и воспитании субьектности личности. Изучаются взаимосвязи диалогического типа семейного взаимодействия и уровня развития субъектных свойств личности ребенка. Через теоретический анализ и данными эксперимента подтверждается оптимальность диалогического семейного социокультурного пространства длярешения задач воспитания субьектности личности.

Ключевые слова: семья, социокультурное пространство, культура взаимодействия, субъ-ектность личности, воспитание.

DEVELOPMENT OF THE CHILDREN'S SUBJECTIVITY IN THE FAMILY'S SOCIOCULTURAL SPHERE

Annotation. Theoretical framework of images famile's sociocultural sphere and upbringing are presented and worked here. Relations between family's dialogical interaction and level of of the children's subjectivity are researched in this article. Through the theoretical analysis and experimental data have been showed, that family's dialogical interaction and sociocultural sphere is a goodness for the upbringing of children's subjectivity.

Keywords: family, sociocultural sphere, culture of interaction, children's subjectivity, upbringing.

Данная работа выполняется в рамках общей темы нашего исследования, посвященного изучению психологических условий формирования субьектности личности в семейной среде. Разработка представлений о семейном социокультурном воспитательном пространстве как факторе формирова-ния субьектности и в целом личности ребенка осуществляется нами на основе идей Е.Е. Сапоговой о микросоциуме семьи как условии культурного социогенеза личности [10; 11] и исследованиях ИИ. Малина, В.В. Рыжова о влиянии культуры семейного общения на формирование нравственно-психологического здоровья личности [4; 7]. При этом нравственно-психологическое здоровье рассматривается нами как важнейший критерий субьектности личности, а культура семейного общения - как ведущий параметр социокультурного воспитательного семейного пространства.

Междисциплинарный научный интерес к изучению института семьи и семейных отношений сохраняет свою актуальность, поскольку все попытки «осмысления общественной жизни людей, так или иначе, связаны с пониманием семейно-ролевой организации» [2, с. 17]. Исследование процесса воспитания и формирования личности ребенка в семье, в условиях его взаимодействия с другими членами семейного социокультурного и воспитательного пространства позволяет в максимальной степени учитывать как социальное, так и индивидуальное измерение личности, личностные особенности и интересы растущего субъекта. Семья, являясь коллективным носителем социокультурных традиций, по справедливому утверждению Е.Е. Сапоговой, создает самобытное микросоциальное пространство: «это внутреннее для семьи и первоначально внешнее для ребенка пространство малой культуры является своеобразным сколком, проекцией внешнего человеческого опыта, свернутого в большой культуре» [10, с. 97].

В семье происходит первичная социализация ребенка, создаются уникальные условия развития личности ребенка, формируются установки, которыми он впоследствии будет руководствоваться в организации, осмыслении и оценке всего своего жизненного пути (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Захаров, И.С. Кон, А.С. Спиваковская, В.А. Сысенко, Д.И. Фельдштейн, В.К. Шабельников). Важным фактором в понимании семейной социализации становится феномен семейного самосознания, который фиксируется в «семейной культурной концепции». Это - система значений, символизи-

A.Б. Потапова

B.В. Рыжов

Alla Potapova Vasily Rizhov

© Потапова А.Б., Рыжов В.В., 2014

руемых качеств, атрибутов, отношений, поведенческих паттернов, образующих семейное социокультурное воспитательное пространство, своеобразную психологическую культуру взаимодей-ствия в семье. Необходимое, с нашей точки зрения, понятие «семейное социокультурное воспитательное пространство», как и понятие психологической культуры семейного взаимодействия, является новым и мало разработанным в современной психологии. Вместе с тем именно семья отбирает и адаптирует известные ей и значимые для ее членов культурные ценности, стили взаимодействия, формы и типы взаимоотношений и придает им статус «настроек» сознания, поведения и целостной личности.

Важнейшим моментом в данной проблеме является специфическое влияние, которое оказывают семейное социокультурное воспитательное пространство и культура взаимодействия (через лежащие в их основе нравственно-психологические ценности и смыслы) на состояние и уровень развития личности ребенка, его я-концепцию, на осознание им своей значимости и, в конечном счете, на формирование нравственно-психологического здоровья и субъектности. При этом и само понятие субъектности ребенка остается мало разработанным в психологии.

Представления о семейном социокультурном воспитательном и развивающем пространстве, равно как и вопросы психологической культуры семейного взаимодействия, связаны с изучением более широкого спектра проблем психологии общения, психологического климата, коммуникативных стратегий и качеств личности, сущности семьи и ее функций, семейной структуры. Представляется важным в исследовании этих вопросов соотнести качество исполнения семьей своих функций, с одной стороны, и успешность формирования субъектности и нравственно-психологического здоровья личности, с другой. При этом основные психологические функции семьи можно разделить условно на два больших класса:

- защитные, реализуя которые семья обеспечивает ребенку условия для полноценного разви-тия в соответствии с его собственным предназначением и индивидуальными особенностями; в процессе реализации этой функции наиболее важной задачей является сохранение и упрочение самобытности ребенка, именно здесь решается основная задача формирования и развития субъектности личности;

- воспитательные, реализуя которые семья обеспечивает главным образом социализацию ребенка, его становление в соответствии с социальными нормами [7].

Сегодня становится все более очевидно, что как пренебрежение какими-либо из этих функций, так и чрезмерное усердие в их реализации одинаково негативно сказывается на личности ребенка. Также ясно, что основное направление деятельности семьи по реализации всех ее функций должно состоять в духовном наставничестве детей.

В чем заключаются оптимальные условия семейного взаимодействия, какой тип культуры этого взаимодействия, какие особенности семейного социокультурного воспитательно-развивающего пространства создают наиболее благоприятную социальную ситуацию развития личности ребенка, формирования его субъектно-личностных свойств и ориентаций? Данный перечень вопросов составляет проблемное поле нашего исследования. Рабочая гипотеза исследования относительно обозначенного круга вопросов заключается в предположении, что оптимальный личностно ориентированный, диалогический тип культуры семейного взаимодействия обеспечивает наиболее благоприятное социокультурное воспитательное пространство семьи для формирования субъектности ребенка и его нравственно-психологического благополучия. Социокультурное воспитательное и развивающее пространство семьи понимается в данной работе как система норм, ценностных ориентаций, мотиваци-онно-целевых установок, определенных моделей, форм, способов и стилей поведения, общения и взаимоотношений в семье, практикуемых в системе взаимодействия и общения родителей и детей.

В исследовании C.B. Кузьминой, В.В. Рыжова [8; 9] были выделены пять типов психологиче-

ской культуры общения в образовательном учреждении, каждый из которых своеобразно влияет на процесс профессиональной подготовки и обучения студентов. В диссертационном исследовании И.И. Малина [4] эти пять типов культуры общения были оригинально проинтерпретированы в виде типологии культуры семейного общения. И.И. Малиным экспериментально подтверждена оптимальность дилогической культуры семейного общения для формирования и укрепления нравственно-психологического здоровья ребенка в семье.

Выделение и анализ следующих пяти основных типов психологической культуры семейного общения (авторитарно-монологический, индифферентно-манипулятивный, конформно-рефлексивный, доверительно-альтруистический, диалогический) [8; 9], а также выявление их специфического влияния на развитие и формирование личности ребенка в семье представляется очень важным и перспективным для последующего исследования роли семейного социокультурного воспитательного пространства на развитие субъектно-личностных свойств ребенка. Мы полагаем, что эта система оказывает существенное влияние на формирование психологических установок и качеств личности, характеристик усваиваемых нравственных ценностей и норм. Реализация системно-средового подхода к изучению и развитию субьектности ребенка в нашем исследовании позволяет проанализировать и выделить наиболее значимые в этом плане параметры семейной социокультурной среды.

В проведенном нами экспериментальном исследовании [6] изучалось влияние культуры семейного взаимодействия на субъектно-личностное развитие ребенка. На основе полученных экспериментальных данных сделаны выводы о том, что в условиях диалогического типа семейного взаимодействия создается наиболее благоприятное социокультурное воспитательное пространство семьи, в котором:

1) имеет место тенденция роста принятия (19,47/16,34), эмоциональной близости (18,62/16,80), сотрудничества (18,89/16,75), последовательности, упорядоченности в воспитании (17,85/16,36), удовлетворенности отношениями с ребенком (17,36/16,39);

2) нарастает ответственность взрослых за ребенка (17,15/15,36) и воспитательная конфронтация в семье (11,35/10,07), что объясняется, выходом ребенка в более широкий и сложный социум, «рождением» социального Я ребенка, освоением и утверждением им своей новой позиции в сложившейся системе отношений с близкими взрослыми;

3) родители детей с высоким уровнем субъектно-личностного развития оказываются наиболее требовательными (13,58), строгими (10,04), последовательными (17,50); они более полно контролируют детей (15,16), но в то же время находятся с ними в большей эмоциональной близости (16,38), полнее принимают детей (16,38) и сотрудничают с ними (16,91), менее тревожны (13,7) и более удовлетворены взаимоотношениями (18,1) по сравнению с родителями из других типов семейного социокультурного пространства (монологический, манипулятивный, конформный);

4) сравнительные данные родительского взаимодействия в сопоставлении с уровнем развития детской субьектности показали тенденцию зависимости этого уровня от характера и типа культуры семейного взаимодействия и в целом типа социокультурного пространства семьи.

Приведенные данные высветили проблему влияния типа семейного социокультурного воспитательного пространства и типа культуры семейного взаимодействия на содержание и динамику формирования детской субьектности. Для решения этой проблемы необходимо, во-первых, уточнить содержание понятий «субъектностъ ребенка», «субъектно-ориентированное взаимодействие» с ребенком и соотнести их с понятиями личности ребенка, личностно-ориентированного и диалогического общения. Во-вторых, необходимо определиться с типологией семейного социокультурного воспи-тательного пространства, типологией культуры семейного взаимодействия и соотнести их с имеющимися в психолого-педагогических исследованиях представлениями о типах психологической культуры общения. Наконец, в-третьих, необходимо выявить взаимосвязь особенностей семейного

социокультурного воспитательного пространства и динамики формирования субъектности ребенка.

Личностно-ориентированное взаимодействие основывается на уважении личности ребенка и обеспечивает максимальное раскрытие активности и актуализацию субъектного опыта ребенка. Субъектно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком включает в себя отношение по -мимо этого к ребенку как к субъекту, осознанное воздействие на его субъектные свойства, создание условий для собственного субъектного опыта ребенка, трансляцию взрослым своих субъектных ка-честв растущему человеку [6]. Субъектно-ориентированное взаимодействие направлено на максимальное раскрытие активности ребенка, предоставление и стимулирование во взаимодействии с ним внутренней мотивации, позитивного и осознанного отношения к себе как к деятелю, автономно-поисковой саморегуляции, а также свободы выбора деятельности, способов, отношений, осознания и саморазвития, чувства своей уникальности, бесценности, бесподобности, оно демонстрирует безусловное принятие ребенка и задает образец ценностного, сущностного отношения к другому, принятие своеобразия другого, сотрудничества с ним [6].

Работа по формированию оптимального семейного социокультурного воспитательного про -странства и в целом психологической культуры семейного общения и взаимодействия, прежде всего, как мы полагаем, должна быть направлена на становление и оптимизацию личностно и субъектно ориентированного взаимодействия родителей с ребенком. Это направление работы и рассматривается нами как основная цель нашего исследования.

Видный русский ученый, профессор Т.Б. Дмитриева [3] в одном из своих докладов наметила контуры облика хорошего родителя, способного построить диалогичное, понимающее пространство, оптимальное социокультурное воспитательное пространство семьи, в котором ребенок будет принят и защищен, в котором будет оптимально формироваться его субъектность, как важнейшее качество целостной личности.

Хороший родитель умеет активно слушать и понимать переживания и потребности своего ребенка. Он стремится разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказаний, доверяя его пониманию и делясь своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объясняя их.

Хороший родитель поддерживает успехи ребенка. Он исключает из системы общения с ребенком непоследовательные требования и пустые угрозы, а также нереальные родительские ожидания по отношению к ребенку.

Хорошийродителъ в процессе воспитания взаимодействует с ребенком, постепенно передавая последнему ответственность за его собственную жизнь.

Хороший родитель нацелен на активную трансляцию мировоззренческого компонента своему ребенку, тем самым инсталлируя в его смысловое пространство духовные и нравственные ценности традиционной культуры.

Следуя таким простым правилам, родители постепенно откажутся от ложной установки «руководить жизнью ребенка» (Р.Т. Байярд, Д. Байярд), используя методы «черной педагогики» (А. Миллер), мечтая создать «удобного ребенка» (Я. Корчак), и начнут строить отношения с живым ребенком, «слушая и слыша его» (А. Кемпбелл), тем самым создавая эффективные условия по сохранению и развитию здоровой личности. Важнейшей задачей в этом направлении является духовно-нравственное руководство развитием. В работе В.В. Абраменковой обозначены основные принципы такого развития, принятые нами при проведении нашего исследования [1]).

1. Ребенок есть активный и свободный субъект духовно-нравственного развития.

2. Ребенок осуществляет свой духовно-нравственный потенциал в контексте его отношений с миром, со взрослыми и сверстниками, с Богом и самим собой.

3. Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка, помимо социальных групп, определяется двумя важнейшими общностями - семьей и детским сообществом.

4. Надуховно-нравственное развитие ребенка оказывает влияние исторический и культурный контекст жизнедеятельности.

5. Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка - это воспитание его отношений к миру, другим людям, себе самому посредством одухотворения и гармонизации этих отношений.

6. Гармония отношений ребенка с миром есть идеальная норма, выступающая, с одной стороны, условием его полноценного развития, а с другой - показателем уровня его духовно-нравственного развития.

7. Духовно-нравственное развитие ребенка осуществляется в соответствии с его психологическим полом и традиционными поло-ролевыми образцами поведения мужественности/женственности.

Мы разделяем точку зрения Н.В. Мельниковой, согласно которой развитие нравственной сферы личности ребенка представляется как процесс «усвоения доступных ребенку базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила. Это происходит через действие общего механизма интериоризации - эстериоризации базисных этических понятий и частных механизмов подражания - имитации; идентификации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценка окружающих)» [5].

Наличие у ребенка духовных ценностей важно не только для личностного и социального существования его самого, но и для тех, кто его окружает. При этом действенны лишь те ценности, которые не просто известны ребенку, но восприняты им личностно и внутренне освоены в пределах его возрастных особенностей. Подобные ценности становятся естественными и жизненно необходимыми для ребенка, закладывая тем самым духовно-нравственный базис, помогающий проживать период кризисного состояния, максимально способствовать становлению и укреплению субьектности личности.

Библиографический список

1. Абраменкова В.В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка // Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология». - 2005. - № 4 (1). - C. 103-113.

2. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов [и др.]. - М.: Изд-во МГУ: Международного ун-та бизнеса и управления, 1996.

3. Дмитриева Т.Б. Состояние научных исследований в области охраны психического здоровья детей и подростков на современном этапе / Т.Б. Дмитриева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.otrok.ru/medbook/listfarm/dmitr.htm (дата обращения: 07.10.2011).

4. Малин И.И. Влияние культуры семейного общения на нравственно-психологическое здоровье подростка : дис. ... канд. психол. наук / Малин И.И. - Н. Новгород, 2012.

5. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Казань, 2009.

6. Потапова А.Б. Изучение субъектно-ориентированного общения воспитателя с детьми старшего дошколь-ного возраста / А.Б. Потапова // Менеджмент качества образования в условиях обновляющейся России: сб. науч. ст. - Вып. 5. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2011. - С. 96-100.

7. Рыжов В.В. Влияние семьи на психологическое здоровье ребенка / В.В. Рыжов // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвуз. сб. науч. тр. - Вып. 7. - М.: Изд-во Русско-американского ун-та, 2005. - С. 7-34.

8. Рыжов В.В., Кузьмина C.B. Разработка концепции и типологии психологической культуры общения // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 10. - С. 125-130.

9. Рыжов В.В. Психологическая культура общения как фактор профессиональной подготовки : монография. - М.: Изд-во Русско-американского ун-та, 2011.

10. Сапогова Е.Е. Микросоциум семьи и семейный нарратив как психологическая основа культурного социо-генеза / Е.Е. Сапогова // Индивидуальные и стилевые особенности личности / отв. ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ромек. - Ростов н/Д: ЮРГИ, 2002. - С. 177-190.

11. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: лекции по историографии и культурной истории детства / Е.Е. Сапогова. - М.: Академический проект, 2004. - 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.