РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
THE DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY OF STUDENTS BY MEANS OF PROJECT ACTIVITY
В.И. Кутугина, А.И. Игнатова, V.I. Kutugina, A.I. Ignatova,
Л.С. Гавриленко L.S. Gavrilenko
Самоуправление, развитие, системно-деятельност-ный подход, федеральные государственные образовательные стандарты, проект, проектная деятельность, субъектность личности.
В статье рассматривается проблема развития самоуправления обучающихся в контексте реализации современных образовательных стандартов на основе системно-деятельностного подхода. Раскрываются сущностные стороны субъектности личности обучающихся. Акцентируется важность реализации определенных педагогических условий построения воспитательного процесса на основе системно-деятельностного подхода. Представлено содержание проекта, направленного на выявление и сопровождение социально активной молодежи, развитие лидерских качеств личности, содействие в повышении эффективности и результативности общественной деятельности молодежи.
Self-management, development, system-activity approach, federal state educational standards, project, project activity, subjectivity of the personality. This article deals with the problem of developing students self-management in the context of modern educational standards based on a system-activity approach. The article also reveals the essential parts of the subjectivity of students' personality. It emphasizes the importance of implementing specific pedagogical conditions of designing an educational process on the basis of the system-activity approach. The article presents the content of the project that aims at identifying and supporting socially active young people, developing leadership skills of the personality, assisting in improving the efficiency and effectiveness of public activity of youth.
Переход российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения инициировал смену образовательной парадигмы, что потребовало от каждого педагога концептуального и практического осмысления инновационных путей развития образования, определения перспектив и приоритетных направлений своей профессиональной деятельности [Осин, 2012].
Пожалуй, впервые образовательный стандарт построен на основе фундаментальных наук о человеке. Так, положенный в основу разработки новых стандартов системно-деятельностный подход - это не просто совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования, которая на первый план выдвигает, во-первых, про-
блему становления обучающегося в образовательном процессе как субъекта деятельности. А во-вторых, это новые требования к качеству подготовки специалистов в вузе. Причем эти требования, что особенно хотелось бы подчеркнуть, связаны не только с организацией процесса профессионального обучения, но в первую очередь с профессиональным воспитанием через деятельность, с созданием условий для формирования субъектности личности будущего специалиста, что предполагает формирование у обучающегося умения определять цели, выбирать средства их достижения, отслеживать результаты. Воспитание с точки зрения этого подхода не может быть подчинено одностороннему целенаправленному управлению [Адольф, 2015, с.7].
К сожалению, пока далеко не всегда воспитательный процесс в вузе выстраивает-
ся в рамках важнейшего принципа системно-деятельностного подхода - стратегической направленности на развитие субъектности, когда студент должен в тесном контакте с педагогом научиться выступать в роли субъекта деятельности. На практике чаще всего мы наблюдаем обратное - решая текущие вопросы воспитательной работы, администрация вуза, преподаватели, кураторы планируют и организуют мероприятия без активного участия обучающихся [Дмитриев, 2003, с. 37].
Когда в образовательном процессе подобная практика становится нормой, то конечный результат - низкий уровень социальной активности обучающихся. Именно поэтому в воспитательном процессе важно, следуя принципам системно-деятельностного подхода, построить тесное сотрудничество при организации и управлении различными видами деятельности. Исходя из этого, система воспитания студентов в вузе должна акцентировать внимание на развитии потребности личности в достижении успеха, реализации своих целей, самоутверждении, формировать качества личности, обеспечивающие ее включенность в различные сферы жизнедеятельности (социальная активность, участие в общественно-политической жизни, культурно-досуговой деятельности и т.д.).
Традиционно воспитательная работа в вузе строится на единстве учебного и воспитательного процессов. Вместе с тем целесообразно выделить и разные формы - воспитание во время обучения, которое определяется главным образом личностью педагога, традициями вуза, его авторитетом, и воспитание во внеучебное время, требующее конкретных мероприятий, способных стать привлекательными для студентов и решающих конкретные задачи, поставленные организаторами [О деятельности..., 2011, с. 55]. В этой связи значимым потенциалом воспитательной деятельности и социального развития студентов становится когда-то забытое студенческое самоуправление, реставрацией которого в последние годы занимается система современного высшего образования. Однако только лишь реставрация студенческого самоуправления в
вузе совсем не гарантирует эффективности воспитательной работы. Это вопрос необходимости создания системы, обеспечивающей сбалансированное сотрудничество администрации и организованного студенчества в процессе управления вузом. Это вопрос, связанный с включением студенчества в воспитательную деятельность, направленную на трансляцию культуры, социального опыта и личностных смыслов. Это вопрос включенности в образовательное пространство вуза [Рогалева, 2011, с. 178].
Популяризация и внедрение студенческого самоуправления в вузах на основе обозначенных выше принципов системно-деятельностного подхода заметно повлияли на активность студенчества. Появились и реализуются значимые студенческие проекты и программы. Представим пример одного из них - проект развития социальной активности молодежи и формирования системы компетенций межличностного общения «Лидер», который рассчитан на работу с учащейся молодёжью: старшеклассниками общеобразовательных школ и студентами вузов.
Данный проект направлен на решение проблемы отсутствия в образовательных учреждениях системы организационно-педагогических условий, способствующих формированию социальной активности молодежи, умений и навыков конструктивного общения [Пикалова, Шерш-нева, 2014, с. 85]. Поэтому целью реализации проекта являются выявление и сопровождение социально активной молодежи, развитие молодежного движения через формирование у молодого поколения активной гражданской позиции, организаторских способностей, развитие лидерских качеств личности, содействие в повышении эффективности и результативности общественной деятельности молодежи.
Проект «Лидер» - это своего рода консультационно-экспертная площадка, ведущей идеей содержания работы которой являются содействие в организации ученического самоуправления, развитие умения планировать, координировать, прослеживать результаты. Работа площадки представляет собой логическое дополнение основной программы воспитательной работы в
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
О Й
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
0
1 к
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
д
н и
щ м
школе и направлена на формирование ученического самоуправления посредством совместной деятельности студентов и школьников.
В основе работы консультационно-экспертной площадки лежит системно-деятель-ностный подход, соответственно, содержание ее работы разворачивается поэтапно: мотива-ционно-ценностный, содержательно-операциональный, рефлексивно-исследовательский этапы. Данные этапы характеризуются целостностью, одновременным и равновесным функционированием в процессе их реализации. Мотивационно-ценностный этап включает формирование ценностных ориентаций молодежи на социальную активность, устойчивых положительных личностных мотивов. На содержательно-операциональном этапе формируются необходимые знания, идет вовлечение участников в активную деятельность с целью формирования у них витагенного опыта. Рефлексивно-исследовательский этап направлен на формирование исследовательских, рефлексивных умений и навыков посредством анализа участниками собственной и совместной деятельности. При этом основной упор делается на осмысление и отработку лидерских навыков в процессе взаимодействия участников как при совместной работе в группах, так и при участии в имитационных ситуациях. Кроме того, участники площадки приобретают способность систематически анализировать различные ситуации, не попадая в идеологическую зависимость от тех или иных распространенных стереотипов. Тем самым формируется понимание способов действия других людей, горизонтов дальнейшего роста. За счет этого развивается способность объединяться в команды для реализации как собственных, так и совместных проектов. Таким образом, работа площадки позволяет студентам формировать профессиональные компетенции (социальные, коммуникативные, проектные и др.), а старшеклассников нацеливает на организацию ученического самоуправления.
Содержание работы консультационно-экспертной площадки представляет собой со-
четание разнообразных инновационных и уже апробированных методик по организации молодежного движения, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий. При этом работа осуществляется по принципу теория - практика, то есть все теоретические знания закрепляются на практике. Представим примерное содержание проекта «Лидер».
Проект состоит из восьми тематических блоков, в каждом из которых предусмотрено по несколько консультационно-экспертных встреч, где рассматривается необходимый перечень теоретических и практических аспектов. На занятиях первого блока (вводного) выявляются ожидания участников, их знакомят с понятиями «успешный человек», «лидер», с базовыми компетенциями современного человека, после чего организуется разработка социального договора участников проекта. Для анализа и выявления сильных и слабых сторон участников проводятся их анкетирование, диагностика личностных качеств и самодиагностика «Лидер ли я?» (повторная диагностика проводится в конце учебного года). На основе этого разрабатываются рекомендации по развитию качеств, необходимых успешному человеку, лидеру: умение управлять собой; умение решать проблемы; наличие творческого подхода; влияние на окружающих; организаторские способности; умение работать с группой [Основы..., 2009].
Во втором блоке («Целеполагание») рассматривается сущность понятий «самооценка» и «саморазвитие». Проводится тестирование на определение самооценки, и предлагаются способы ее повышения. Также в этом блоке рассматриваются сущность, сходства и различия понятий «мечты» «планы», «цели», «установки»; влияние установок на восприятие ситуации и правила постановки цели; «эффект призмы» и принципы, управляющие человеческой эффективностью, основные принципы изменения ситуации. Здесь же участники знакомятся с понятиями «навык» и «привычка»; «активная», «реактивная» и «проактивная» личности и их конструкция. Изучают навык проактивной личности и влияние привычек на формирование харак-
тера человека. На практическом занятии после определения приоритетной области жизни составляют индивидуальные диаграммы целей.
В блоке «Управление временем» изучаются понятие, важность и правила тайм-менеджмента, сравнивается ценность времени и денег, выявляются похитители времени, время недоступности и скрытые ресурсы тайм-менеджмента. Посредством анкетирования участники анализируют, эффективно ли они используют время. После изучения первого закона Паркинсона и основных принципов планирования организуется практическая отработка техники планирования и подготовки и проведения встреч.
В четвертом блоке участники знакомятся с видами и способами общения (формальное / неформальное, эффективное / неэффективное, вербальное / невербальное, понимающее, рефлексивное, принижающее, агрессивное и защитно-агрессивное, эмоциональное, толерантность в общении). После рассмотрения типологии собеседников и разницы понятий «трудный собеседник» и «агрессивный собеседник» и тестовой диагностики «Умеете ли вы слушать и воспринимать собеседника?» изучают нормы, принципы, навыки, приемы и техники эффективного общения, «плюсы» и «минусы» поведения разных категорий «трудных собеседников». Обучаются установлению контакта, активному слушанию и формулированию вопросов, стратегии взаимодействия с представителями различных «проблемных категорий». В этом же тематическом блоке изучаются понятия «личность», «группа» и «коллектив», «межличностные отношения» и «взаимодействие» в коллективе, «стабильная команда», «социальные командные роли». После изучения теоретических аспектов понятия «конфликт» рассматриваются конструктивный и деструктивный способы выхода из конфликта и проводится тест «Стили разрешения конфликтов». Практическое занятие данного тематического блока посвящается диагностике сформированных методов решения конфликтов способом самотестирований: «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации», «Уровень конфликтности лично-
сти» (повторное тестирование проводится после тренингов). Далее проводятся тренинги, на которых участники в роли медиаторов-посредников в конфликте обучаются стратегиям поведения в конфликтах, решениям конфликта различными вариантами, отрабатывают умения разрешать конфликтные ситуации. Кроме этого, проводятся ролевая игра «Сглаживание конфликтов» и практическое занятие с применением технологии «Дебаты».
В следующем тематическом блоке осуществляется формирование понятия стратегии вербального воздействия коммуникатора на аудиторию и осваиваются техника речи, публичных выступлений и ораторское мастерство. На практических занятиях отрабатываются методы и приемы преодоления страха и волнения перед выступлением, установления контакта с аудиторией, управления вниманием слушателей.
Тематика занятий шестого блока предусматривает изучение основных правил, природы и стратегии процесса принятия решений: интуитивных; основанных на суждениях; рациональных (этапы их принятия); оптимальных (их условия). Здесь же участники знакомятся и апробируют технологию «мозговой штурм».
Блок «Этика лидерства» посвящен тренингам, направленным на формирование навыков уверенного поведения, и развитию эффективно работающей команды с высоким уровнем внутри-групповой этики путем отработки навыков создания командного видения, постановки целей, планирования работы и ориентации команды на достижение цели. Участники на практике учатся сотрудничать, понимать и принимать общие цели, контролировать достижения, управлять решением задач и проблем, осуществлять обратную связь и оценивать команду. В этом же блоке изучается сущность лидерства (ключевые лидерские качества; навыки и ступени становления; структура личности лидера; «масштаб» лидера; стили, типы, виды лидерства). Кроме того, участники постигают нормы, правила, принципы управленческой этики и управленческой эффективности (процесс принятия решений, процесс общения с подчиненными и другими руководителями).
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
о я
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
и
1 к
а
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
д
н и
щ м
Восьмой блок посвящен консультативной помощи в подготовке молодежных проектов и разработке модели ученического самоуправления. Участники знакомятся с понятиями (проектная деятельность, социальное проектирование, программа, концепция, проект) и изучают этапы подготовки проекта (формулировка проблемы и цели, постановка задач, выбор методов и ресурсов, PR-кампания, план реализации, ожидаемые результаты).
В непосредственной реализации проекта (в организации занятий) участвуют преподаватели и студенты вуза. На отдельные мероприятия для того, чтобы поделиться секретами своего мастерства, формулой успешности, провести мастер-класс по определенной теме, могут быть приглашены школьные учителя, специалисты различных ведомств, представители СМИ, бизнес-сообщества, лидеры и руководители детских и молодежных общественных объединений, эксперты в различных областях.
В конечном итоге авторы проекта ожидают формирование у студентов и старшеклассников -участников консультационно-экспертной площадки интегративных качеств личности, выраженных в следующих характеристиках: мотив самосовершенствования и преодоления затруднений в деятельности; восприимчивость к инновациям; самоактуализация; компетентность и понимание целесообразности совершаемых действий; умение осознанно выстраивать коммуникативное взаимодействие, управлять эмоциональным состоянием; разрабатывать и реали-зовывать социально значимые проекты, отслеживать ход их развития, осуществлять контроль и коррекцию деятельности; альтернативность мышления, готовность к внесению новых приемов и путей решения различных задач.
Таким образом, подготовка, реализация представленного проекта и последующая актив-
ная работа учащейся молодежи в самоуправлении позволяют студентам и старшеклассникам посредством серьезного практического опыта рассмотреть круг проблем и получить навыки, которые невозможно приобрести, только работая на учебных занятиях в вузе / школе, что, в свою очередь, создает условия для формирования субъектности личности.
Библиографический список
1. Адольф В.А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1(31). С. 5-12.
2. Дмитриев С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. 2003. № 6. С. 30-39.
3. О деятельности вузов по организации и осуществлению воспитательного процесса в современных условиях: Из опыта работы отраслевых вузов. Ростов н/Д: РГУПС, 2001. 180 с.
4. Осин А.К. Системно-деятельностный подход в воспитании. URL: http://pedsovet.org
5. «Основы лидерства» - инновационная образовательная программа развития социальной активности учащихся среднего звена, формирования системы компетенций межличностного общения. URL: http:// nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library
6. Пикалова А.А., Шершнева В.А. Проектная внеучебная деятельность студентов как средство формирования компетенций // Вестник КГПУ. 2014. № 4(30). С. 82-87.
7. Рогалева Г.И. Студенческое самоуправление - характеристика воспитательного пространства вуза // Молодой ученый. 2011. № 10. С. 178-181.