Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СТРАХОВАНИЯ ИНОГО, ЧЕМ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ'

РАЗВИТИЕ СТРАХОВАНИЯ ИНОГО, ЧЕМ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
страховой рынок / страхование иное / чем страхование жизни / перестрахование / санкционные ограничения / государственная политика / сотрудничество с дружественными юрисдикциями / insurance market / non-life insurance / reinsurance / sanctions / government policy / co-operation with friendly jurisdictions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елинсон Андрей Михайлович

В статье рассматривается воздействие санкционнных ограничений на сегмент «не-жизни» страхового рынка России. Анализ стоимостных показателей, скорректированных на темпы инфляции, дополняется изучением нефинансовых характеристик функционирования рынка страхования иного, чем страхование жизни: количество заключенных договоров, число заявленных страховых случаев и выплаченных страховых возмещений в расчете на 100 договоров страхования. По результатам изучения 5-летней динамики страхования иного, чем страхование жизни, делается вывод о существенном влиянии санкций на данный сегмент российского рынка страховых услуг с разной степенью интенсивности в зависимости от форм и видов страхования. Автор рассматривает изменения экспорта и импорта страховых и перестраховочных услуг под воздействием внешних ограничений и раскрывает негативные последствия от монопольного положения АО «РНПК». Даются предложения по преодолению санкционного воздействия на рынок страхования иного, чем страхование жизни в части поддержки спроса со стороны российских потребителей и стимулирования экспорта страховых услуг, предлагаются меры по преодолению монополизации российского перестрахования при активном участии страхового бизнеса и поддержке со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INSURANCE OTHER THAN LIFE INSURANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION UNDER SANCTIONS RESTRICTIONS

The article examines the impact of sanctions restrictions on the non-life segment of the Russian insurance market. The analysis of financial indicators adjusted for inflation rates is supplemented by a study of non-financial characteristics of the functioning of the non-life insurance: the number of contracts concluded, claims declared and paid indemnifications per 100 insurance contracts etc. Based on the results of a study of non-life insurance 5-year dynamics it is concluded that sanctions have a significant impact on this segment of the Russian insurance market with varying degrees of intensity depending on the forms and lines of business. The author considers changes in the export and import of insurance and reinsurance services under the influence of external restrictions and reveals the negative consequences of the monopoly position of RNPK JSC. The author gives proposals to overcome the sanctions impact on the none-life insurance market in terms of supporting demand from Russian consumers and stimulating the export of insurance services. Measures to overcome the monopolization of Russian reinsurance and its development with the active participation of the insurance business and support from the state are proposed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СТРАХОВАНИЯ ИНОГО, ЧЕМ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ»

страховой бизнес

УДК: 368.2 DOI: 10.24412/2071-6435-2023-5-81-108

РАЗВИТИЕ СТРАХОВАНИЯ ИНОГО, ЧЕМ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

В статье рассматривается воздействие санкционнных ограничений на сегмент «не-жизни» страхового рынка России. Анализ стоимостных показателей, скорректированных на темпы инфляции, дополняется изучением нефинансовых характеристик функционирования рынка страхования иного, чем страхование жизни: количество заключенных договоров, число заявленных страховых случаев и выплаченных страховых возмещений в расчете на 100 договоров страхования. По результатам изучения 5-летней динамики страхования иного, чем страхование жизни, делается вывод о существенном влиянии санкций на данный сегмент российского рынка страховых услуг с разной степенью интенсивности в зависимости от форм и видов страхования.

Автор рассматривает изменения экспорта и импорта страховых и перестраховочных услуг под воздействием внешних ограничений и раскрывает негативные последствия от монопольного положения АО «РНПК».

Даются предложения по преодолению санкционного воздействия на рынок страхования иного, чем страхование жизни в части поддержки спроса со стороны российских потребителей и стимулирования экспорта страховых услуг, предлагаются меры по преодолению монополизации российского перестрахования при активном участии страхового бизнеса и поддержке со стороны государства.

Ключевые слова: страховой рынок, страхование иное, чем страхование жизни, перестрахование, санкционные ограничения, государственная политика, сотрудничество с дружественными юрисдикциями.

а И.Рыбаков

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Введение

На страхование большое влияние оказывает экономическая ситуация в стране, которая в последнее время в значительной степени формируется под внешним воздействием в форме санкций. Итоги 2022 года оказались более благоприятными, чем первоначальные прогнозы относительно последствий санкций для экономики в целом и страхового рынка в частности. Однако следует ожидать продолжения недружественного санкционного давления на российскую экономику и расширения ограничительных мер, прямо затрагивающих ее страховую отрасль. Кроме того, уже введенные санкции характеризуются накопительным действием, эффекты которого применительно к страховому рынку России могут реализоваться в полную силу в будущем.

Уже сейчас, после определенного периода недооценки воздействия санкций на отечественную экономику и страховой рынок и даже бравады по этому поводу, все чаще высказываются предложения о необходимости учета последствий санкций и проведения соответствующей экономической перестройки. Руководитель [3] одного из крупнейших системообразующих банков Российской Федерации считает, что санкции разрушили несущие конструкции экономики России, которые выстраивались в течение последних 30 лет.

Поэтому требуется углубленный анализ воздействия санкций на систему российского имущественного страхования. Результаты такого исследования позволят разработать эффективную государственную политику, направленную, во-первых, на стабилизацию функционирования российского рынка страхования в условиях внешнего давления, и, во-вторых, на обеспечение условий его ускоренного развития в формирующейся новой архитектуре мировой экономики.

Оценка воздействия санкционных ограничений на развитие видов страхования иных, чем страхование жизни

Банк России в опубликованном 11 апреля 2023 года обзоре ключевых показателей деятельности страховщиков за 2022 год указывает на незначительный рост объема собираемых российскими страховыми компаниями страховых премий — на 0,5% г/г (год к году) [4]. Исходя из этого можно было бы предложить, что влияние санкционных ограничений на страховой рынок России по итогам прошедшего года было минимальным. Однако здесь ключевое значение имеет номинальное

выражение премий, на что, делая вывод о небольшом росте, указывает сам Центральный банк Российской Федерации. Поэтому объективный анализ воздействия внешних шоков требует приведения номинальных денежных показателей, таких как сборы страховых премий, страховые суммы, страховые выплаты, к реальным (комментарий 1), путем корректировки на уровень общеэкономической инфляции, для оценки которой используется дефлятор ВВП.

В таком случае по итогам 2022 года совокупные премии по видам страхования иным, чем страхование жизни (в добровольной и обязательной формах) сократились на 11,9%, в том числе по добровольным видам — на 15,5% (рисунок 1). Это значительно ниже, чем значения среднегодовых изменений премий в реальном выражении за последние пять лет: минус 3,4% по всем видам страхования, кроме страхования жизни, и минус 2,5% по имущественному и личному страхованию, осуществляемому в добровольном порядке. Скорость сжатия страхового рынка существенно опережает темп падения ВВП, который снизился в 2022 году на 2,1% (рисунок 1).

10% 5% 0% -5% 1 -10% -15% -20%

\

2018

---

2019

\

\

\

/

\ \

/

Л

/

2020

2021

7,0% 6,0% 5,0% 4,0% 3,0% 2,0% 1,0% 0,0% -1,0% -2,0% -3,0% -4,0%

Всего по видам страхования иным, чем страхование жизни — «■— Итого по добровольным видам страхования иным, чем страхование жизни Д Итого по обязательным видам страхования • Темп прироста ВВП, % (правая шкала)

2017

2022

Рисунок1.Реальныетемпыприроста(в процентах)сборовстраховых премий по видамстрахования иным, чемстрахованиежизни, в 2017-2022 годах Источник: БанкРоссии,Росстат, расчеты автора

Следует отметить, что темпы прироста сборов премий замедлились еще в 2020 году вследствие пандемийных ограничений, а в 2021 году произошло снижение реальных объемов страховых премий по видам страхования иным, чем страхование жизни. Однако, очевидно, что геополитический кризис 2022 года стал катализатором дальнейшего падения страхового рынка России в сфере не-жизни.

Единственный вид, по которому сборы премий за 2022 год выросли в реальном выражении, — обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) — плюс 4,6% по сравнению с 2021 годом. Это определило положительную динамику обязательного страхования, сборы премий по которому увеличились на 3,2% . Хотя остальные виды, кроме ОСАГО, также продемонстрировали падение:

• обязательное государственное личное страхование — минус 11,4%;

• обязательное страхование владельцев опасных производственных объектов (ОСОПО) — минус 14,6%;

• обязательное страхование ответственности перевозчика—минус 12%.

40% 30% 20% 10% 0% -10% -20% -30% -40%

I

4.0% 3.0%

1.0% 0.0%

-1.0%

2017 2018 2019 2020 2021 2022

вНС ^■ДМС

^^"Добровольное личное страхование Добровольное личное страхование (правая шкала)

Рисунок 2. Реальные темпы прироста (в процентах) сборов страховых премийпо добровольному личномустрахованию (кроместрахования жизни)

в 2017-2022 годах Источник: Банк России, Росстат, расчеты автора

В личном страховании, кроме страхования жизни, затухающая динамика в 2019-2022 годах сменилась резким падением (рисунок 2): премии

2.0%

2.0%

3.0%

4.0%

по страхованию от несчастных случаев сократились на 31,7% (на фоне положительного среднегодового темпа прироста 2,4% за предыдущие пять лет), а взносы по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) уменьшились на 7,7% при среднегодовом снижении на 1,2% в 2017-2021 годах.

Следует отметить, что если в 2020-2021 годах, во время пандемии СОУГО -1!? и последующего выхода из нее,страховани е от не счастных случаев Оыло драйвером роста постуиленил пп лланому страховгнию не-жизсвс оаТД% — 2,3%, лдмпеоеируя негаанвдую диномаку а сегменте ДМС, то в 2022 году именно страхование от несчастных случаев внесло хтновное вадее в падение едоров на 21,3% по сравнению с 2021 годом (рисунок 2).

По добровольному имущественному страхованию, где в целом сборы премий в 2022 годмупчли нв 10,7% отнотительно близкого к нулевому (минус 1,1%) показателя годом ранее, все виды демонстрировали снижение разной степени интенсивности (рисунок 3).

4ЛЖ

олж олж тлж лж -тлж -олж -олж -4лж

олтп

0лТ8

0лТ9

олол

олот

олоо

■ Имущество

■ Отоететоеиитете Предпринимательские тиесе Фиилиесона тиесе

■Дсбтсоссеиса имущественное еутлхсолина

б,лж

4,лж

о,лж

л,лж

-о,лж

-4,лж

-б,лж

-8,лж

-тл,лж

-то,лж

Рисунок З.Реальные темпыприроста (впроцентах)сборовстраховых премий по добровольномуличному страхованию(кроме страхования жизни)

в 2017-2022 годах Источник: Банк России, Росстат, расчеты автора

Наибольшее падение зафиксировано по страхованию предпринимательских (минус 33,5%) и финансовых рисков (минус 30,3%), тогда как среднегодовые темпы изменений в данных сегментах составляли соответственно 2,5%и минус 1,8%.Далее следует страхование ответственности, по которому собираемая российскими страховщиками премия уменьшилась нн о7Д%, еле в целом соответствует тенденции сокращения указанного сегменее о усредненнымсемпом минуо 11,7% о гос.

Наименьшее вносиащение из вссх сегмннтов имущоеевенного ртрехв-вения с таЩроволенвНформе было етмечено в мтрантеании имуществм в широком определении, включая страхование средств транспорта, грузов, сельскохозяйственное страхование и прочего имущества юридических и физических еиц: минус 7,4% , вмо, однако, рвмив в дом раза превмплает сри^^^1увов^с^й сомп с^'^ре^цетсвун0нн^^пр1^]^с^1ст%> 3,7%.

В то же тремя серукнура страхввогпрыниа не пнсеерпеие муще-ственных изменений. Доля добровольных видов страхования не-жиз-ни снизилась на 3,3 процентных пункта с 80,7% в 2021 году до 77,4% в 202м году, чти пртмерто соотвеувонует уровнк>201 9 вода, во иеоттм ксворомо сбмрехвремийпо уоеровольнуму аврахуварию составляли 70^в^(Т)М xтадяyрнаIxпаенyрлeнияx птвидам вмренапания нным, чем страхование жизни (рисунок 4).

122% 92% 82% Т2% 62% 52% 42% 32% 02% 12% 2%

III-

021Т 0218 0219 0202 0201 0200

■ Дебтемеетлес смтааемалис иаво, что смтааемалис жизаи ■ Обдзатеетаео рмтааемааио

Рисунок4.Структурасборов страховых премийпоформам страхования в2017-2022 годах Источник: Банк России, расчеты автора

В сфере личного страхования структура вернулась на уровень пятилетней давности, когда страхование от несчастных случаев с долей ниже 50% уступало добровольному медицинскому страхованию (рисунок 5).

100%

IIIII

lililí

2017 2018 2019 2020 2021 2022

■ НС «ДМС

Рисунок5. Структура сборовстраховых премийпо добровольномуличному страхованию (кроместрахования жизни)в2017-2022 годах Источник: Банк России, расчеты автора

В имущественном страховании усилилась тенденция к преобладанию взносов по страхованию имущества — 84,4% в 2022 году по сравнению с 80,5%в 2017 году — принеуклонномсниженииудельноговесапрочих видовимущественногострахования(рисунок 6).

Еслиотобщих сборов премий, которые включают в себя в том числе поступления по заключенным ранее договорам, перейти к показателю страховых премий по договорам страхования отчетного года, то наблюдается аналогичная ситуация, в ряде случаев характеризующаяся большей амплитудой изменений.

По всем видам страхования не-жизни так называемые «подписанные» страховые премии сократились на 13,8% (среднегодовое изменение за предыдущий 5-летний период — минус 4,3%), по личному страхованию (кроме страхования жизни) — на 32% (при положительном среднегодовом темпе роста 4,3%), а по добровольному имущественному страхованию падение оказалось максимальным — минус 18,6% на фоне 2,1-процентного сокращения ВВП (рисунок 7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

2017 2018 2019 2020 2021 2022

■ Имущество ■ Ответственность ■ Предпринимательские риски ■ Финансовые риски

Рисунокб. Структурасборовстраховыхпремийпо добровольному имущественномустрахованию в2017-2022 годах Источник: БанкРоссии, расчетыавтора

10% 5% 0% -5%. ' -10% -15%

ока

\

\

ч Л (с

V. т/

/ / з

ЧЛ

-20%

2017

2018

2019

2020

2021

7,0% 6,0% 5,0% 4,0%

3,0% 2,0% 1,0% 0,0% -1,0% -2,0% -3,0% -4,0%

2022

—Всего по видам страхования иным, чем страхование жизни — -н— Итого по добров ольным видам строхования иным, чем страхование жизни Л Итого по обязательным видам страхования 'Темп прироста ВВП, % (правая шкала)

Рисунок 7. Реальныетемпыприроста(впроцентах) сборовстраховых премийпо заключеннымв отчетномпериоде договорам страхованияпо видам страхования иным,чемстрахованиежизни, в 2017-2022 годах Источник: Банк России, Росстат, расчеты автора

Премия по договорамобязательногострахования,заключенным в 2022 году, увеличилась на4,9% (рисунок 7)за счетосновноговида

обязательного страхования, ОСАГО — плюс 4,3%, а также обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц в обязательном государственном страховании, по которому поступления выросли на 27,5%, что уступает только рекорду 2020 года, когда в реальном выражении премии выросли почти в 2 раза.

Снижение в сегменте личного страхования соответствует динамике общих (с учетом премий по заключенным ранее договорам страхования) взносов (рисунок 8):

• страхование от несчастных случаев и болезней — снижение на 32% (при среднегодовом положительном приросте на 4,3% за предыдущие 5 лет);

• ДМС — уменьшение на 7,7% (что в целом соответствует тенденции сокращения данного сегмента в среднем на 6% в год).

20%

10%

0%

-10%

-20%

-30%

10,0%

0,0%

-5,0%

-15,0%

-40%

2017 2018

2019 2020 2021 2022

-30,0%

■ НС

■ ДМС

■Добровольное личное страхование

Рисунок8. Реальныетемпы прироста(впроцентах)сборовстраховых премийпозаключеннымвотчетномпериодедоговорам личногострахования (кроме страхованияжизни),в2017-2022годах Источник:БанкРоссии, Росстат,расчетыавтора

В добровольном имущественном страховании (рисунок 9) большая по сравнению с общими сборами глубина падения отмечается по страхованию имущества, по которому подписаннаястраховаяпремияпо

40%

20,0%

15,0%

30%

5,0%

-10,0%

-20,0%

-25,0%

заключенным в 2022 году договорам сократилась в реальном измерении на 14,5% относительно показателя предыдущего года, и по страхованию предпринимательских рисков, где снижение достигло минус 43,4%.

40% 4,0%

30% 2,0%

20% у— 0,0%

10% -2,0%

0% -10% I I ^^ ^_ \ -4,0%

Ш/ 1 -6,0% -8,0%

-20% / V -10,0%

-30% и -12,0%

-40% -14,0%

-50% -16,0%

2017 2018 2019 2020 2021 2022

Имущество Ответственность

Предпринимательские риски Финансовые риски

Добровольное имущественное страхование

Рисунок 9.Реальные темпыприроста (в процентах) сборовстраховых премийпозаключенным в отчетномпериоде договорамимущественного страхования,в2017-2022 годах Источник: Банк России,Росстат,расчеы автора

Анализ динамикисборов страховых премий, тоесть стоимостных показателей,был бынеполным безанализа измененийчислазаключа-емыхдоговоров. Тоесть «физического» показателя, примерно характеризующего количество потребителей страховых услуг.

По всем формами видамстрахованияиного, чем страхованиежизни, темпы прироста количества заключенных в 2022 году договоров страхования были существенно ниже «постковидного» восстановительного роста2021 года (рисунок 10).

При этом если в пандемийный 2020 год происходило сокращение подписанных договоров по всем видам страхования не-жизни (кроме обязательного государственного), то в 2022 году отрицательная динамика наблюдалась в сегментах страхования от несчастных случаев (минус 7,6% договоров по сравнению с 2021 годом (рисунок 11), страховании имущества (минус 2,3%), ответственности (минус 7,4%), а также страховании предпринимательских рисков, в котором число новых, включая возобновления, договоров в 2022 году упало на 46,9% (рисунок 12).

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% -10% -20%

4,5% 4,0% 3,5% 3,0% 2,5% 2,0% 1,5% 1,0% 0,5% 0,0% -0,5% -1,0%

2018

2019

2020

2021

■Всего по видам страхования иным, чем страхование жизни ' Итого по добровольным видам страхования иным, чем страхование жизни Итого по обязательным видам страхования

Рисунок 10. Темпы прироста (в процентах) количества заключенных в отчетномпериодедоговоровстрахованияиного,чемстрахованиежизни,

в2017-2022 годах Источник: Банк России, расчеты автора

30%

2017

60,0% 50,0% 40,0°% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0% -10,0% -20,0% -30,0% -40,0%

2017 2018 2019 2020 2021 2022

НС ДМС Добровольное личное страхование

Рисунок 11.Темпыприроста(впроцентах)количествазаключенных в отчетномпериоде договоров личногострахования (кроме страхования жизни) в 2017-2022 годах Источник: БанкРоссии,расчетыавтора

20%

40%

60%

60,0% 50,0% 40,0°% 30,0°% 20,0% 10,0% 0,0% -10,0% -20,0%

Имущество Ответственность

Предпринимательские риски Финансовые риски

Добровольное имущественное страхование

Рисунок 12. Темпы прироста (в процентах) количества заключенных в отчетном периодедоговоров имущественного страхования в 2017-2022 годах Источник: Банк России, расчеты автора

В сегменте ДМС, как и в страховании финансовых рисков, наблюдался прирост количествазаключенных договоров — на3,1% и 32,1% соответственно(рисунки11и12).

Реальныетемпыприростапремийв расчетенаодин договор снижались начиная с 2020 года в сегменте как личного (рисунок 13), так и имущественного страхования (рисунок 14), осуществляемых в добровольной форме.

140%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок13.Реальныетемпыприроста (впроцентах)средней страховой премии на один договор личного страхования(кроме страхования жизни), заключенный в 2017-2022 годах Источник:БанкРоссии,Росстат,расчеты автора

При этом после введения санкций темпы падения страховых премий, приходящихся на один договор, уменьшились по всем видам страхования (рисунки 13 и 14), за исключением страхования финансовых рисков, по которому, наоборот, расчетная величина страховой премии по одному заключенному в 2022 году договору страхования упала на 56,8%, тогда как годом ранее снижение данного показателя составило 16% (рисунок 14).

120%

100%

80%

60%

40%

20% 0% -20% ■ ■ 1 1 1 1 -

-40% ■

-60%

-80% 2017 2018 2019 2020 2021 2022

■ Имущество ■ Ответственность Предпринимательские риски Финансовые риски

Рисунок14.Реальные темпы прироста(впроцентах)среднейстраховой премии на один договоримущественного страхования,заключенный в 20172022 годах

Источник: Банк России, Росстат, расчеты автора

Динамикасреднейстраховойсуммыбыламенееоднородной. По страхованию от несчастныхслучаевстраховаясуммав расчете наодин договорвыросла в 4раза, чтоуступает только рекорду2020 года,когда прирост средней страховой суммы составил 542,7% (рисунок 15). По договорам ДМС страховая сумма, являющаяся в рамках действующего на российском рынке механизма медицинского страхования в значи-тельнойстепени условнойвеличиной, увеличиласьна29,4%, тогдакак годомранее,наоборот,наблюдалось снижениесредней страховой суммы по одному договору на 28,7%.

Рисунок15.Реальныетемпыприроста (впроцентах) среднейстраховой суммынаодиндоговорличного страхования(кроместрахованияжизни), заключенный в 2017-2022 годах Источник:БанкРоссии, Росстат,расчеты автора

По страхованию имущества средняя страховая сумма практически не изменилась(минус0,1%),тогдакак пострахованию ответственности и предпринимательских рисков увеличилась на 68,8% и 38,1% соответственно, а по страхованию финансовых рисков — наоборот, уменьшилась на 39,1% (рисунок 16).

Рисунок 16.Реальныетемпыприроста(впроцентах) средней страховой суммына одиндоговоримущественного страхования, заключенныйв 2017-2022годах Источник: Банк России, Росстат, расчеты автора

Что касается убытков — заявленных страховых случаев и осуществленных страховых выплат — то значительный прирост в расчете на 100 договоров произошел по ДМС (причем только в части заявленных страховых случаев — на 35,6%; число страховых выплат, приходящихся на 100 действовавших договоров ДМС снизилось на 10%) и страхованию предпринимательских рисков, по которому заявленные в 2022 году страховые случаи увеличились на 38,7%, а выплаты — на 54,8% (рисунки 17 и 18).

Рисунок 17.Темпы прироста (в процентах) количествазаявленных страховых случаев на 100 договоров личного страхования (кроме страхования жизни), действовавшихв 2017-2022 годах Источник: Банк России, расчеты автора

350%

300%

250°%

200°%

150%

100%

50% 0% -50% ■

__и

-100% 2017 2018 2019 2020 2021 2022

■ Имущество ■ Ответственность Предпринимательские риски Финансовые риски

Рисунок 18.Темпы прироста (впроцентах)количества заявленных страховых случаевна 100договоровимущественногострахования, действовавшихв2017-2022годах Источник: Банк России, расчеты автора

По другим! видам страхования наблюдалась «затухающая» динамика изменений убытков, которые были заявлены и по которым были произведет! выплаты в расчеае на 100 договоров страхования, действовавших в течение отчетного периода (рис)тжи 1В, Ь8, Р9и 20).

Рисунок19.Темпыприроста (впроцентах)количествастраховыхвыплат на 100 договоров личногострахования (кроме страхованияжизни), действовавшихв 2017-2022годах Источник: Банк России, расчеты автора

400%

350%

300%

250%

200%

150%

100%

50% 0% -50% ■ Л

ш -

-100% 2017 2018 2019 2020 2021 2022

■ Имущество ■ Ответственность Предпринимательские риски Финансовые риски

Рисунок 20. Темпыприроста(впроцентах)количествастраховых выплат на 100 договоров имущественного страхования, действовавших в 2017-2022 годах Источник: Банк России, расчеты автора

Разработка возможных компенсационных мер поддержки развития перестраховочного рынка России в условиях санкционных ограничений

После введения в марте 2022 года [10] ограничений на перестрахование в перестраховочных организациях из недружественных государств, в том числе на перечисление премий по заключенным ранее договорам перестрахования, импорт услуг по перестрахованию сократился с 912 до 287 млн долларов США (рисунок 21), или на 68,6% (рисунок 22).

1200

2017 2018 2019 2020 2021 2022

Экспорт Импорт Баланс

Рисунок 21. Динамика экспортаиимпортауслугпоперестрахованию в 20172022 годах Источник: Банк России, расчеты автора

По итогам 2022 года значениебалансамежду экспортом и импортом перестраховочных услуг, оставаясь отрицательным (минус 189 млн долларовСША), достиглосамого высокого показателя по сравнению с предшествующим5-летнимпериодом (рисунок21).

«Выпавшие» перестраховочные емкости были замещены АО «Российская национальная перестраховочная компания» (РНПК), увеличение капитала которой с 71 до 300 млрд рублей [1] при гарантии БанкаРоссиидальнейшего повышения капитализациидо 750млрд руб лей[2]позволилозаключитьдоговоры перестрахования с обшей суммой премий за 9 месяцев 2022 года 75,1 млрд рублей по сравнению с 11,5 млрд рублей(почти7-кратныйрост)зааналогичныйпериодгодомранее [5]. Таким образом, рыночнаядоля РНПКза 9 месяцев 2022 года возросла

0 -100 -200 -300 -400 -500 -600 -700 -800 -900 -1000

на 34,9 процентных пункта до 66,4%, и компания фактически заняла монопольное положение на российским рынке перестрахования. Как признает Банк России в Отчете финансовой стабильности за II-III кварталы 2022 года, «обратной стороной» возросшей системной значимости компании стала «концентрация страховых рисков на АО "РНПК"» [5].

Сложившаяся ситуация может привести к следующим отрицательным последствиям.

• Потеря финансовой устойчивости системы российского перестрахования, фактически тождественной единственному перестраховщику, в случае реализации катастрофических событий или куммулятивного эффекта от реализации множества рисков.

• Возможный дефицит перестраховочной емкости РНПК для защиты крупных проектов.

• Негативные эффекты от монополизации РНПК рынка перестрахования в форме ухудшения условий перестрахования (по сравнению с теми, которые действовали до марта 2022 года) российских страховых организаций, которые окажутся не в состоянии предоставить конечным потребителям страховых услуг необходимый им объем страховой защиты по требующейся стоимости. Поэтому необходимы превентивные меры для исключения реализации негативного сценария, в самом худшем варианте способного вызвать коллапс отечественного перестрахования.

• Расширение возможностей коммерческих страховщиков в части принятия рисков на собственное удержание и увеличение несвязанной с РНПК совокупной перестраховочной емкости российского рынка. Решение данной задачи предполагает, во-первых, рост капитализации самих страховых организаций. С этой целью может быть предложена государственная программа льготного (субсидируемого государством) долгосрочного кредитования страховых организаций или их акционеров (собственников) и потенциальных инвесторов или предоставления государственных гарантий по пониженным ставкам.

• Во-вторых, требуется стимулирование развития деятельности страховых пулов, в число участников которых может также входить РНПК и АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР). Как показывает опыт других стран, в частности Исламской республики Иран, такое структурирование системы перестрахования создает предпосылки для увеличения ее эффектив-

ности в условиях действия санкционных ограничений.

• Расширение сотрудничества со страховыми и перестраховочными рынками дружественных юрисдикций, которые, как отмечает Банк России, «на данный момент ... не смогли заместить объемы перестрахования недружественных государств» [5]. Одним из способов интенсификации взаимодействия со страховыми и перестраховочными организациями из дружественных государств может стать установление пониженных требований или разрешение неприменения отдельных нормативов Положений 710-П [8] и 781-П [9] при заключении договоров перестрахования с перестраховщиками из указанных стран на базе взаимных—между Российской Федерацией и соответствующими иностранными государствами — гарантий в отношении зарегистрированных на их территориях и осуществляющих перестраховочную деятельность компаний.

• Усиление антимонопольного контроля над РНПК — вплоть до применения аналогичных режимов, которые действуют в отношении других естественных монополий: утверждение Правительством Российской Федерации инвестиционной программы и грузовых тарифов АО «Российские железные дороги», государственное регулирование цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за присоединение к газораспределительным сетям и газопроводам, ограничение ценообразования на рынке электроэнергии.

Следует отметить, что, помимо импорта, в 2022 году сократился также и экспорт услуг по перестрахованию: до 98 млн долларов США, или на 63,6% (рисунок 22) по сравнению с 269 млн долларов США годом ранее (рисунок 21).

То есть российские страховые и перестраховочные организации столкнулись с оттоком клиентов по перестрахованию. Поэтому задача государства состоит также в стимулировании экспорта услуг по перестрахованию. Практическими мерами могут стать следующие.

1. Создание системы государственных гарантий для коммерческих участников рынка перестрахования. При внедрении системы государственных гарантий требуется предотвратить негативную с точки зрения конкуренции ситуацию, когда инструменты государственной поддержки окажутся сосредоточенными преимущественно у крупнейших страховых организаций, в том числе отнесенных Банком России к системно значимым. Противодействовать процессу монополизации призваны:

Рисунок22. Темпыприроста(впроцентах)экспортаи импорта услуг по перестрахованиюв2017-2022годах Источник: Банк России, расчеты автора

• дофференциация стоимостигосударственных гарантий в зависимости от рртме р рстраховнет о омп антгй — примен е ниа пол ньгх зт авак для крупнага и арупнтйших схррховщокови понижаоных (льготных) — для сраднсх;

• применение альтарнбоивнош подходу к опг^^рссосг^ию стоимости гарантий,оовда доход государрдва {^;отг^^е1^1в^;тнсггс^(г прлученной страховщиками прибыли пропорционально отношению величины предоставленных гарантий к собственным средствам страховой организации. Та едть, по аутр.слр^арерзО0 продосзавляогарантии стрсншым и п^естртхсорчным б^ет выер^ать как иноачер^ прптенщтгщий на долю от пробами, резмед нолорой также м оже т Хыть дтя раоооснып осеггорийерорховых компснис.

2. Cyбгихиpпнaнoг ах авок пepсcгpaxовoчныx премий по договорам с внешними потребителями со стороны государства.

3. Стимулирование развития деятельности страховых посредников, прежде всего — страховых брокеров — по экспорту перестраховочных услуг с помощью управленческих и финансовых механизмов:

а) расширение взаимодействия РНПК со страховыми брокерами;

б) применение мер налогового стимулирования деятельности страховых брокеров, оказывающих услуги российским перестраховщикам по привлечению зарубежных перестрахователей (по аналогии с мерами поддержки других приоритетных отраслей, например ИТ):

• пониженные ставки налога на прибыль и взносов в социальные фонды — вплоть до нулевых ставок на протяжении нескольких лет с последующим увеличением до обычного уровня;

• освобождение от налогообложения прибыли, инвестируемой в расширение деятельности на внешних рынках;

• компенсация затрат по продвижению перестраховочных услуг на зарубежных рынках: по участию в выставках, открытию и содержанию представительств и филиалов.

Предложение компенсационных мер поддержки развития страхового рынка в условиях санкционных ограничений

Компенсационные меры поддержки развития страхового рынка в условиях санкционных ограничений следует реализовывать по двум направлениям.

1. Поддержка внутреннего платежеспособного спроса.

2. Стимулирование экспорта услуг по прямому страхованию.

В качестве меры поддержки внутреннего спроса можно предложить государственное субсдирование страховых премий, уплачиваемых предприятиями и организациями критически важных отраслей и/или реализующих значимые инвестиционные проекты. За основу можно взять опробованный механизм государственной поддержки сельхозпроизводителей.

Как и в случае перестрахования, снижение импорта услуг по прямому страхованию сопровождалось снижением их экспорта, который по итогам 2022 года сократился с 250 до 214 млн долларов США (рисунок 23).

При этом темпы снижения экспорта (минус 14,6%) опережали темпы сокращения импорта (минус 4,3%) (рисунок 24).

0 -100 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Экспорт ^^И Импорт Баланс

Рисунок 23. Темпы прироста(в процентах) экспорта и импорта услуг по прямомустрахованию в2017-2022 годах Источник: Банк России, расчеты автора

100% 80% 60% 40% 20% 0% -20% -40% -60%

2019 — Экспорт

2020 -Импорт

Рисунок24.Динамика экспортаи импорта услугпопрямомустрахованию

в2017-2022годах Источник: Банк России, расчеты автора

Содействовать расширению деятельности российских страховщиков по работесзарубежнымипотребителями призваныследующиемеры. 1.Созданиестимуловдляпринятиязарубежнымиконтрагентами

300

40

250

20

200

0

150

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-20

-40

100

-60

50

-80

40%

30%

20%

10%

0%

-10%

-20%

2017

2018

2021

2022

заключенных со страховщиками из России договоров страхования. С этой целью могут быть предложены такие инструменты, как:

а) государственная поддержка льготного целевого финансирования и/или кредитования российских страховщиков, осуществляющих страхование зарубежных рисков, направленное на повышение их капитализации и соответствующее увеличение доступной для иностранных страхователей емкости;

б) использование механизма государственных гарантий по повышению кредитоспособности российских страховщиков с точки зрения зарубежных контрагентов;

в) внедрение налоговых стимулов (налоговые кредиты, налоговые каникулы, применение пониженных ставок по налогу на прибыль и взносов во внебюджетные фонды) в той части деятельности страховых компаний, которая связана со страхованием внешних потребителей страховых услуг.

2. Полноценный запуск механизма расчетов по договорам страхования, который позволит минимизировать использование элементов международной финансовой системы, подконтрольной недружественным странам.

3. Формирование необходимой для реализации программ страхования инфраструктуры (сюрвейеры, лос-аджастеры, аварийные комиссары, диспашеры), которая не будет зависеть от компаний, контролируемых недружественными государствами. К этой работе следует подключить торговые представительства Российской Федерации и Российский экспортный центр (РЭЦ) с целью установления связей с организациями страховой инфраструктуры в дружественных странах и формирования условий по самостоятельному выполнению ими соответствующих функций — прежде всего, за счет организации и проведения обучения работников торгпредств и ответственных подразделений РЭЦ (включая зарубежных) компетенциям сюрвейеров, лос-аджсатеров, аварийных комиссаров, диспашеров.

4. Смягчение требования к документам при урегулировании убытков с учетом складывающихся подходов к преодолению санкционных ограничений: принятие документов на иностранных языках, переоформление товарно-сопроводительных и расчетных документов в процессе перевозки, использование так называемого «теневого» флота с отсутствующими реальными договорами страхования ответственности судовладельца и/

или каких-либо секций (в частности, ответственности за причинение вреда грузу).

Кроме того, необходимо развивать процессы интеграции в рамках активных межгосударственных объединений — ЕврАзЭс, БРИКС, ШОС — вплоть до перспективы создания единых рынков с реализацией принципов свободы учреждения и свободы деятельности, которые действуют в ЕС.

Выводы

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Ухудшение экономической ситуации в стране повлияло и на страховой рынок: если номинальные страховые премии остались на уровне 2021 года (рост на 0,5% г/г), то в реальном выражении (с учетом инфляции) сборы упали минимум на 10%, доля страхования в ВВП сократилась до 1,2% по сравнению с 1,3% в 2021 году. При этом наблюдался устойчивый квартальный рост страховых выплат, так что коэффициент убыточности вырос почти на 5 процентных пунктов с 44,1% в 2021 году до 49,2% в 2022 году.

2. В сфере страхования иного, чем страхование жизни, падение реальных (с поправкой на дефлятор ВВП) сборов страховых премий за 2022 год на 11,9% (в том числе по добровольным видам — на 15,5%) находится значительно ниже 5-летнего тренда. Единственный вид, продемонстрировавший рост в реальном выражении, — ОСАГО. При этом объем премий по заключенным в течение 2022 года договорам (без учета поступлений по договорам прошлых периодов) продемонстрировал более глубокое падение. Помимо отрицательной динамики сборов премий наблюдалось снижение (по сравнению с постковидным восстановлением 2021 года) темпов роста количества заключаемых договоров по страхованию иному, чем страхование жизни, а в ряде сегментов (страхование от несчастных случаев, страхование имущества, ответственности и предпринимательских рисков) зафиксировано снижение числа страховых полисов относительно 2021 года.

3. Остаются отрицательными темпы роста средней страховой премии в расчете на один договор страхования не-жизни (кроме страхования финансовых рисков), в то время как динамика средней

страховой суммы по действовавшим договорам страхования иного, чем страхование жизни, так же, как и количества заявленных убытков и произведенных выплат в расчете на 100 действовавших договоров является разнонаправленной и не позволяет сделать однозначных выводов о характере воздействия санкционных ограничений на указанные показатели развития соответствующей сферы страхования.

4. Компенсационные меры поддержки развития страхового рынка следует реализовать в виде стимулирования внутреннего платежеспособного спроса на страховые услуги (субсидирование страховых премий для предприятий приоритетных отраслей экономики) и организации его удовлетворения через механизм взаимного страхования (в том числе в рамках государственных программ). Рост экспорта услуг по прямому страхованию должны обеспечить государственные поддержка капитализации отечественных страховщиков и гарантии исполнения ими своих обязательств перед зарубежными страхователями, полноценный запуск альтернативных систем расчетов с дружественными странами и формирование требующейся в ходе исполнения договоров страхования зарубежной инфраструктуры с участием торгпредств Российской Федерации и РЭЦ.

5. Следует продолжать активное развитие интеграционных объединений с дружественными странами вплоть до создания единых рынков по образцу действующей в ЕС модели.

6. Для повышения возможностей российских страховых и перестраховочных организаций по принятию рисков в перестрахование следует внедрить программу льготного (субсидируемого государством) кредитования самих организаций или их акционеров (участников) при обязательной разработке контрольных инструментов, ограничивающих нецелевое или малоэффективное использование выделяемой финансовой поддержки. Необходимо развивать деятельность страховых и перестраховочных пулов, механизмов со-страхования и так называемого «леерного» страхования, одновременно обеспечив защиту клиентской базы страховых организаций от недобросовестных действий со стороны других участников и усилив надзор антимонопольных органов за деятельностью АО «РНПК».

7. Как и в части прямого страхования, расширение сотрудничества с перестраховочными рынками дружественных стран должно подкрепляться соответствующими изменениями в нормативах Банка России по финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций при осуществлении операций с перестраховщиками из дружественных юрисдикций, выстраиванием системы расчетов, взаимным признанием рейтингов и оформленных национальными страховщиками страховых документов.

Комментарии

1. Далее под реальным темпом прироста понимается темп прироста номинальных денежных показателей, скорректированный на уровень инфляции согласно уравнению Фишера:

(1+i)/(1+h)-1, (1)

где:

i — номинальный тем прироста за год,

h — дефлятор ВВП за год.

Литература

1. Банк России увеличил объявленный капитал АО РНПК до 300 млрд рублей / Центральный банк Российской Федерации. 2022. 3 марта. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=12732 (дата обращения: 10 октября 2023 года).

2. Гарантированный капитал перестраховочной компании РНПК составит 750 млрд руб.— Банк России // ПортНьюс. 2022. 23 марта. URL: https://portnews.ru/news/327026/ (дата обращения: 10 октября 2023 года).

3. Костин А. Л., глава ВТБ. Три ответа на один вопрос — как вернуть деньги в экономику. Интервью РБК 11.04.2023. URL: https://www.rbc.ru/opinions/economics/11/04/2023/6434286c9a 79475768678434?from=newsfeed (дата обращения: 10 октября 2023 года).

4. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков. 2022 год: Информационно-аналитический материал / Банк России. 2023. № 4. 16 c. URL: https://www.cbr.ru/Collection/ Collection/File/43892/overview_2022.pdf (дата обращения:

10 октября 2023 года).

5. Обзор финансовой стабильности. II—III квартала 2022 года: Информационно-аналитический материал / Банк России. М.: 2022. 74 с. С. 53. URL: https://www.cbr.ru/analytics/finstab/ ofs/2_3_q_2022/ (дата обращения: 10 октября 2023 года).

6. Официальный сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 10 октября 2023 года).

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 10 октября 2023 года).

8. Положение Банка России от 10 января 2020 года № 710-П «Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков». URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/73365163/ (дата обращения: 10 октября 2023 года).

9. Положение Банка России от 16 ноября 2021 года № 781-П «О требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков». URL: https://normativ.kontur.ru/do cument?moduleId=1&documentId=439333 (дата обращения: 10 октября 2023 года).

10. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» и статью 21 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 14 марта 2022 года. № 55-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411431/ (дата обращения: 10 октября 2023 года).

Reference

1. The Bank of Russia has increased the declared capital of RNPC JSC to 300 billion rubles. Central Bank of the Russian Federation, 2022, 3 March. Available at: https://www.cbr.ru/press/event/?id=12732 (accessed: 10 October, 2023) (in Russian).

2. The guaranteed capital of the reinsurance company RNPC will

amount to 750 billion rubles. Bank of Russia. PortNews, 2022, 23 March. Available at: https://portnews.ru/news/327026 / (accessed: 10 October, 2023) (in Russian).

3. Kostin A. L., Head of VTB. Three answers to one question — how to return money to the economy. Interview with RBC, 2023, 11 April. Available at: https://www.rbc.ru/opinions/economics/11/04/2023/6 434286c9a79475768678434?from=newsfeed (accessed: 10 October, 2023) (in Russian).

4. Overview of key performance indicators of insurers. 2022: Information and analytical material. Bank of Russia, 2023, no. 4. 16 p. Available at: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/43892/ overview_2022.pdf (accessed: 10 October, 2023) (in Russian).

5. Financial Stability Review. II-III quarters of 2022: Information and analytical material / Bank of Russia. Moscow, 2022. P. 53. Available at: https://www.cbr.ru/analytics/finstab/ofs/2_3_q_2022 (accessed: 10 October, 2023) (in Russian).

6. Official website of the Bank of Russia. Available at: http://www.cbr. ru / (accessed: 10 October, 2023) (in Russian).

7. Official website of the Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru (accessed: 10 October, 2023) (in Russian).

8. Regulation of the Bank of Russia No. 710-P dated January 10, 2020 "On Certain Requirements for the Financial Stability and Solvency of Insurers". Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/73365163 (accessed: 10 October, 2023) (in Russian).

9. Regulation of the Bank of Russia No. 781-P dated November 16, 2021 "On Requirements for financial stability and Solvency of Insurers". Available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&d ocumentId=439333 (accessed: 10 October, 2023) (in Russian).

10. Federal Law "On Amendments to Articles 6 and 7 of the Federal Law 'On Amendments to the Federal Law' 'On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)' and Certain Legislative Acts of the Russian Federation regarding the Specifics of Changing the Terms of the Loan Agreement, Loan Agreement" and Article 21 of the Federal Law "On Amendments to separate legislative acts of the Russian Federation" dated 14 March, 2022. No. 55-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411431 (accessed: 10 October, 2023) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.