УДК 34.09
Кузьмичева Ирина Александровна, Флик Евгения Глебовна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия
Развитие справочно-поисковых систем в России
Информация всегда рассматривалась как ресурс, который имеет определенное значение. При этом преимущества обычно были на стороне того, кто владеет информацией. Сфера создания, обращения и уничтожения информационных ресурсов является сферой применения правовых регуляторов в глобальном, мировом масштабе. Одновременно с установлением правовой характеристики, правового режима объекта отношений (информационных ресурсов в разных формах) потребовалось урегулирование правового статуса субъектов, нормативное определение их прав. Возникла необходимость в создании законодательной базы в области информации и информатизации общества.
Ключевые слова и словосочетания: правовая информация, финансовая информация, СПС «КонсультантПлюс», «Гарант-Сервис», справочноправовые системы, информационные ресурсы.
Человек с рождения и до конца своей жизни окружен информацией. Он ею пользуется, обогащает или портит. Это касается не только отдельной личности, но и целых групп, которые формируются в рамках цивилизации, в определенных временных и геополитических условиях.
Информация всегда рассматривалась как ресурс, который имеет определенное значение. При этом преимущества всегда были на стороне того, кто владеет информацией. Метки на охоте, наскальная живопись, документы на пергаменте и бересте - все это сообщает нам информацию, на сегодняшний день уже исторического характера. В доисторические времена были предприняты первые попытки ее сбора и аккумуляции. Библейское значение «слова» - это уже легитимация через обычай и христианскую нравственность. Первые библиотеки и архивы появились задолго до нашей эры.
Существующие исторические и литературные источники пронизаны информацией, способами ее добычи и использования. Со времени начала развития капитализма и конкуренции, раздела сфер влияния в геополитической системе информация не только включается в ресурс отдельных политических, экономических структур, но и становится в ряд с ресурсами массового образования и развития материального и интеллектуального характера. В наши дни появляется конкуренция в системе ресурсов, где
информация вытесняет материальные, природные ресурсы. Сфера создания, обращения и уничтожения информационных ресурсов является сферой применения правовых регуляторов в глобальном, мировом масштабе.
Одновременно с установлением правовой характеристики, правового режима объекта отношений (информационных ресурсов в разных формах) потребовалось и урегулирование правового статуса субъектов, нормативное определение их прав. Возникла необходимость в создании законодательной базы в области информации и информатизации общества.
Право на информацию у человека возникло с момента формирования цивилизации, однако правовая платформа для этого права появилась не так давно.
Сначала появилось признание за человеком и гражданином права на получение информации посредством международных и национальных актов. Легитимация этого права была осуществлена в момент принятия Всеобщей Декларации прав человека Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и Международного пакта о гражданских и политических правах, который был принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения 16 декабря 1966 г. Невзирая на дату подписания, он был принят и вступил в силу, благодаря резолюции Генеральной Ассамблеи ООН только в 1976 г.
В ноябре 1950 г. была принята Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, вступившая в силу в сентябре 1953 г. В этих документах проблема права на информацию находилась в системе других прав человека. Однако постепенно проблема права на информацию приобретала самостоятельное значение. Это было связано с осознанием значения средств массовой информации и реализацией права на информацию.
В 1970 г. была принята и подписана европейская Декларация о средствах массовой информации и правах человека, принятая Консультативной Ассамблеей Совета Европы. В 1967 г. на Стокгольмской конференции принята Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которая вступила в силу в 1979 г.
Совет Европы и Комитет министров Европы приняли ряд актов по обеспечению прозрачности деятельности публичной администрации и свободы мнений в СМИ.
1970 - 1980 гг. - период формирования национального законодательства США в области регулирования массовой и официальной информации, обеспечения доступа к информационным системам открытого режима, а также оформления режима ограничений доступа к государственной тайне и другим видам информации ограниченного доступа: законы США «О свободе информации» (1966 г.) и «Об открытости правительства» (1976 г.). В них речь идет об упорядочении документированной информа-
ции в системе публичной администрации и обязанностях правительства реализовать право граждан на доступ к ней.
Законодательство Франции по этой проблеме развивается примерно в том же ключе. Принимаются законы об опубликовании и распространении некоторых видов опроса общественного мнения, о мерах, направленных на улучшение отношений между органами управления и общественностью, об административных, социальных и финансовых положениях; закон о финансовой гласности политической жизни.
Одновременно с развитием законодательства о средствах массовой информации принимаются законы по авторскому и патентному праву к таким объектам творчества, как программы для персональных компьютеров, базы данных, микросхемы, используемые в процессе информатизации, совершенствуется национальное законотворчество о механизмах предоставления информации, в особенности правительственной официальной, гражданам по каналам библиотек и архивов.
Развивается и совершенствуется законодательство по защите разных категорий информации: персональных данных, государственных секретов, других видов конфиденциальной информации. Появляется открытость и прозрачность государственных структур и поднимается вопрос защиты тех категорий, которые не подлежат открытому доступу.
Например, акт «Принципы информирования общества», принятый Национальной комиссией США по библиотекам и информатике в середине 1990 г., характеризуется тем, что из всей информации правительственных структур выделил категорию общественно-значимой информации, относимой к национальному достоянию, и ориентировал ведомства иметь Правительственный указатель такой информации, а библиотеки - представлять такую информацию пользователям в обязательном порядке.
Декларация о праве доступа к информации, принятая в комплексе Маастрихтских документов по Европейскому союзу в феврале 1992 г., содержит важнейшие европейские нормативы в области регулирования права на информацию и включает такие акты, как Конвенция (108) Совета Европы от 28 января 1981 г. «О защите личности и отношении автоматической обработки персональных данных»; Директива 95/46/СЕ «О защите физических лиц в условиях автоматической обработки данных и о свободном обращении этих данных» (24 сентября 1995 г.). Они предусматривают, что к 1998 г. на основе существующей договоренности стран Европейского союза должны быть приняты «необходимые для выполнения данной директивы юридические, регламентные и административные меры».
Наиболее остро обозначается на этом фоне конфликт между правительственными структурами и средствами массовой информации, которые требуют все больших гарантий по части открытости государственной
политики и практики перед обществом. На решение этой проблемы направлены документы, принимаемые группами экспертов, они не имеют нормативного значения, но отражают суть дела. Это Тулуарская декларация, принятая руководителями независимых информационных структур в мае 1981 г. в рамках Международной конференции «Голос свободы», и Йоханнесбургские принципы «Национальная безопасность, свобода самовыражения и доступ к информации» (1 октября 1995 г.).
Не меньшее значение, чем первые законы США и других стран о свободе информации, имеют такие, как доклад Клинтона-Гора, распространяемый с 1993 г., о национальной информационной инфраструктуре и Белая книга Европейской комиссии «Рост конкуренции, занятость, цели и пути в XXI веке», на основе которой создан доклад «Европа и мировое информационное сообщество. Рекомендация Совету Европы, представленная в Брюсселе 26 мая 1994 г., благодаря которой в оборот введен термин «информационное сообщество».
В 2010 г. исполнилось 35 лет с начала правовой информатизации в России, поскольку в 1975 г. руководство СССР приняло решение о создании первой информационной базы нормативных документов. 25 июня 1975 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 558 «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства», в котором признавалось необходимым «ввести государственный учет нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах».
Для реализации этого решения при Министерстве юстиции СССР был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). В его задачи были включены: государственный учет нормативных актов и разработка правовых баз данных. В дальнейшем на базе НЦПИ создается первая справочно-правовая система «Эталон», предназначенная для внедрения и использования в государственных структурах.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов началось динамичное развитие российского законодательства и одновременно широкое распространение персональных компьютеров. Многим специалистам (юристам, бухгалтерам, аудиторам, руководителям организаций) понадобилась полная и актуальная правовая информация. Ключевую роль в обеспечении широкого доступа к законодательству и создании рынка СПС в России, как и в развитых зарубежных странах, сыграли негосударственные компании.
Первым разработчиком коммерческой правовой базы данных стало агентство ЮТКЛЬЕХ, которое в 1989 г. разработало программный комплекс «Юридическая справочно-информационная система» (ЮСИС).
Одновременно разрабатываются справочно-правовые системы Научно-производственным объединением «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»). Первая разработка НПО «ВМИ» появилась
в 1990 г. Это была легендарная ныне справочно-правовая система «Гарант». Впоследствии из-за возникших разногласий по распространению системы от НПО «ВМИ» отделилась компания «Гарант-Сервис», продолжившая разрабатывать, внедрять и распространять систему «Гарант».
В 1992 г. НПО «ВМИ» пошло другим путем и выпустило в свет правовую систему нового поколения СПС «КонсультантПлюс». Эта разработка учитывала опыт предыдущих десятилетий и в то же время содержала новые решения. При этом в основу СПС «КонсультантПлюс» легли передовые технологии и уникальные принципы организации сервиса, заключающиеся в построении системы доступа к правовой информации на всей территории России.
Был создан не только новый уникальный продукт, но и организована широчайшая всероссийская сервисная сеть по распространению правовой информации. Разработчики «КонсультантПлюс» заложили основы развития новой отечественной отрасли - отрасли распространения правовой информации.
Таким образом, современный этап развития общества сопровождается «информационным бумом», когда объемы информации быстро увеличиваются за более короткие промежутки времени. Состояние правовой и финансовой информации, безусловно, в полной мере соответствует этой тенденции. Работа финансистов и налоговиков, постоянно ссылающихся на правовые документы, кроме этих проблем осложняется еще высокой степенью ответственности за принятые решения. Преимущество в такой ситуации будет иметь специалист, который владеет более качественным и надежным инструментом поиска и обработки правовой и финансовой информации. Такой инструмент представляют собой компьютерные справочные правовые системы (СПС), в частности, система «КонсультантПлюс». Система предоставляет специалистам в финансовой и налоговой сферах широкие возможности для получения подборок документов и последующей работы с ними.
1. Камынин В.Л. Правовая информатика с изучением систем «Кон-сультантПлюс» / В. Л. Камынин. - М.: НПО «Вычислительная математика и информатика», 2002.
2. «Норматив» - справочно-правовая система [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kontur-normativ.ru.
3. Сайт компании «Базис». Режим доступа: www.consultant.ru.