РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ИТАЛЬЯНСКИХ АРХИТЕКТОРОВ
И.Б. Емельянова
В статье обсуждаются особенности трех моделей градостроительства, разработанных современными итальянскими архитекторами. Эти модели отражают новые подходы к урбанистическим процессам. Анализируя опубликованные материалы их исследований для ряда итальянских городов, автор акцентирует внимание на понятиях и основных принципах нового архитектурного проектирования.
Ключевые слова: урбанистические процессы, архитектурное проектирование, модели структуры города.
двадцати лет привели многих европейских архитекторов к осознанию необходимости переосмысления концепции «жизненного пространства». В результате возникли оригинальные урбанистические модели, в том числе и в архитектуре Италии. В 1990-х гг. она переживала кризис: новые проекты отсутствовали, большинство построенных знаний не отличались высоким качеством. Но уже в начале 2000-х гг. появились интересные работы молодых архитекторов и некоторых давно признанных мастеров.
Как же они видят настоящее и будущее современного города? Ответ на этот вопрос можно найти в исследованиях Андреа Боскет-ти и Альберто Франчини, которые являются создателями студии «Метрограмма» (Metrogramma)1, Кармело Багливо и Лука Галофа-ро (основателей бюро «^N+»2), а также архитектора Чино Дзукки3.
Актуальность проблем архитектурного преобразования современного города доказывают события последних лет. В 2008 г. президент Н. Саркози предложил разработать план развития Парижа; в ответ на его инициативу были созданы проект «Большой Париж» и еще десять других проектов. Студия «Метрограмма» разработала
© Емельянова И.Б., 2011
Социальные и экономические изменения последних
новый план развития Милана, утверждение которого назначено на февраль 2011 г. Темой «Второй московской биеннале архитектуры», прошедшей в мае-июне 2010 г., стала «Перестройка», а основные ее выставки получили такие названия: «Трансформация города», «Будущий мегаполис», «Город перестройки».
Наша тема - не сами градостроительные проекты, а различное видение итальянскими архитекторами перспектив развития современного города, представленное в их статьях и эссе.
Архитекторы студии «1аК+» в статье «Городские стратегии -городское кипение»4 размышляют о новых урбанистических стратегиях, применимых к городу начала XXI в. По их мнению, город необходимо рассматривать как часть системы более высокого порядка, все элементы которой органически связаны, а не соединены механически. Сложность и целостность этой системы не допускает однозначных решений и прямолинейных установок. Поэтому авторы статьи предлагают видеть внутри каждого города возможность органичного развития нескольких разных городов, что не должно разрушать его целостность.
Проектируемый город - это центр межкультурного общения с подвижными границами между разными городскими зонами, функции которых не закреплены раз и навсегда. Такой город становится гибкой многофункциональной структурой, и проживание в нем возможно различными способами. Авторы статьи доказывают, что любой упорядочивающий урбанистический проект становится «смирительной рубашкой», попыткой заблокировать процесс городской трансформации. Между тем важнейший параметр городского планирования третьего тысячелетия - это время, темп постоянных перемен. Именно эта переменная величина должна стать объектом организации архитекторов, а не фиксированная территория города, квартала, района. Проектировщик должен прежде всего анализировать факторы, влияющие на будущие изменения городского пространства. Это особенно важно в наш век стремительных процессов, отслеживание которых крайне сложно. В заключение авторы приводят следующие параметры урбанистических стратегий третьего тысячелетия:
- случай: невозможно предусмотреть ход всех процессов, поэтому проект должен учитывать возможность появления непредвиденных явлений;
- экология: необходимо учитывать взаимозависимость всех элементов городской структуры, взяв за образец гибкую экологическую систему, способствующую ее самоорганизации;
- контекстуализация: в противоположность отвлеченности, это важный инструмент современного градостроительного проектиро-
вания. Для того чтобы контролировать конкретные процессы развития города, необходимо включить их в контекст глобальных сведений о процессах урбанизации;
- диалогические отношения: диалог между всеми элементами системы с учетом антагонистических явлений городской жизни.
Предлагая новые идеи градостроительства, авторы используют научные подходы, возникшие на рубеже XX-XXI вв.: по сути, их понимание категории времени близко к понятию «time management»5. Безусловно, проблема рационального использования времени становится весьма актуальной в контексте изменчивой урбанистической ситуации.
Термины «диалогические отношения» и «сведения о глобальной ситуации» широко применяются в современных гуманитарных исследованиях. При традиционном городском планировании тоже соблюдались определенные соотношения между разными разделами проекта, между «общим» и «частным, конкретным». Но привычный градостроительный план не был способен учитывать неизбежные изменения в городе, тогда как новые урбанистические проекты представляют его структуру в непрерывном развитии и становлении. В этой связи весьма показательно употребление архитекторами студии «IaN+» терминов «случай» и «время», которые характеризуют и современные процессы, и будущее города. Однако в тексте данной статьи общие направления современного архитектурного проектирования лишь концептуально намечены, и мы не находим в ней конкретных способов их воплощения в жизнь, применения на практике.
В том же 2000 г. вышла статья Чино Дзукки «"Город - не дерево". Новые модели городского пространства»6. Эта публикация стала основой лекции, с которой автор выступил в Центральном доме архитекторов в Москве 9 июля 2008 г.
Архитектор выделяет две основные модели городского планирования: «дерево» и «сеть». Модель дерева предполагает иерархический принцип отношений между элементами: их множество входит в состав мелких «веточек», которые, в свою очередь, вырастают из нескольких крупных «ветвей», выходящих из общего «ствола». А модель «сети» является открытой структурой, которая предполагает совершенно иной - перекрестный - тип связи.
Чино Дзукки считает, что обе модели оспаривают друг у друга право применимости в современном градостроительном проектировании. С одной стороны, сейчас явно выражена иерархия частей городской структуры: исторически сложились кварталы, входящие в состав более крупных муниципальных образований, которые подчинены центру города. С другой стороны, новые маршрутные
«сети» зачастую доминируют в структуре города, искажая иерархические отношения между его частями. Достаточно вспомнить о сети метро, которая связывает между собой удаленные точки города, меняя прежние представления о значении разных районов города. Новые транспортная и торговая сети игнорируют исторически сложившиеся пути перемещения горожан. По мнению Чино Дзукки, структура современного крупного европейского города представляет собой гибрид моделей «дерево» и «сеть». И все же, считает он, дальнейшее развитие города как рукотворного образования не может подчиняться органическому, природному принципу «город - не дерево!». Красота города может даже превосходить совершенство природы, «органичные» способы городского планирования являются следствием сомнений человека в своей способности создать адекватную среду обитания. Любой город со временем развивается или приходит в упадок. Новизна и каноны влияют друг на друга: новые пространства города часто используются согласно обычаям; на старый город распространяются ожидания, связанные с новым образом жизни. Поэтому особенно важно ясно осознавать цели и методы городского проектирования, установив прагматичные и гибкие отношения с уже сложившейся структурой реального города.
Вышеназванный градостроительный метод был применен Чино Дзукки при проектировании в 2002 г. серии зданий для городской зоны экс-Юнганс в Венеции; сам по себе этот город -серьезный вызов любому современному архитектору. Пять зданий Дзукки - это пять вариаций на тему «Венеция сегодня» и одновременно результат исследований характера этого города, причин его безусловной притягательности. В проектах новых зданий чувствуется манипуляция традиционными венецианскими формами, которые уже профильтрованы через опыт итальянской и зарубежной архитектуры 1950-1960-х гг.
Возможно, именно благодаря достаточно свободному подходу к принципу «живописности», исторически характеризующей Венецию, проект Дзукки смог вписаться в единый организм этого города. Поэтому его пять зданий, сохраняя свои индивидуальные особенности, выглядят именно венецианскими, а не элементами новой периферийной зоны города.
Для Чино Дзукки и его студии важнейшей проблемой является «исследование новых пространственных решений для современной жизни в сложном и деликатном контексте европейского пей-зажа»7. Градостроительные проекты, осуществленные архитектором в Венеции, Милане и других городах Италии, свидетельствуют о его вдумчивом подходе к вмешательству в их сложившуюся
структуру. Новые модели пространства у Чино Дзукки тесно связаны с «городом до предстоящего архитектурного вмешательства».
В 2001 г. муниципалитет города Больцано8 поставил перед архитекторами задачу решить знакомую москвичам проблему «точечной застройки» в условиях нехватки территории. В рамках данного «ме-тапроекта» студия «Метрограмма» провела большое исследование, изучив географическую, архитектурную, культурную и социальную среды города. Были составлены различные сценарии развития Боль-цано, позволившие увидеть «несколько городов в одном». Архитекторы приняли во внимание множество обстоятельств: необходимость в расширении городского строительства, чреватое его вторжением в окружающую среду (в том числе и на сельскохозяйственные территории); устоявшиеся границы города, его давно сложившуюся социокультурную ситуацию. Такой подход позволил участникам проекта перевести конкретные, сиюминутные решения на уровень проектирования будущего всего города в целом.
Больцано был исследован с точки зрения четырех ареалов единого города: сельскохозяйственные территории, горные ландшафты, пограничные территории, внутренняя (традиционная) часть города. Это четыре типа физического и психологического пространства, по сути четыре города в одном9. Студия «Метрограмма» попыталась создать образ Больцано во всем многообразии его урбанистических реальностей. Рассматривая вопрос о застройке Больцано, архитекторы «Метрограммы» изначально отказались обсуждать ее возможность только во «внутреннем» городе, что на сегодняшний день остается темой непростой дискуссии. Авторы проекта предложили концепцию расширения городской среды, а не ее концентрации, уплотнения. Согласно этой концепции, четыре ареала города объединяются благодаря сложной системе связей: автотрассами, железными дорогами, речным транспортом. Так возникает образ будущего полицентричного города, который распространится на склоны гор и окружающие равнины, утопая в зелени лесов и садов на равнинах. Каждый из четырех ареалов Больцано имеет свои ядра, обеспечивающие их дальнейшее развитие при различной степени возможного градостроительного вмешательства.
На момент публикации проекта еще не были закончены все расчеты, но приведены оценки влияния высотности зданий на окружающую среду, карта возможных преобразований и их последствий. По мнению авторов, намеченные принципы развития четырех зон города нельзя рассматривать отдельно, как самостоятельные и готовые проекты.
Важным аспектом работы студии «Метрограмма» является обсуждение их проекта напрямую с жителями Больцано, так как
основные положения проекта были опубликованы в городской прессе. В результате авторы получили возможность учесть множество откликов и конкретных предложений горожан, которые, в свою очередь, почувствовали себя непосредственными участниками разработки сценариев общей жизни своего города.
Не менее важным и новым является определение данного исследования как «метапроект», что подчеркивает его теоретический характер, предваряющий конкретные разработки проектов развития города Больцано10. Такие же исследования затем были выполнены для Равенны и Милана (под названием «Милан пяти городов»). Во всех этих «метапроектах» выдерживается общий принцип: современный город теряет единый центр, он многофункционален и призван решать множество разнообразных задач.
Познакомившись с тремя исследованиями современного города итальянских архитекторов, отметим их наиболее интересные особенности. Авторы этих работ, несомненно, чувствуют необходимость изменения сложившегося подхода к градостроительству, предлагая новые идеи и конкретные решения. Рассматривая различные варианты городской структуры - «дерево», «сеть», «кольцевая» - итальянские архитекторы используют разные их сочетания, отдавая предпочтение «сети». Но главное для них - четко определить проектировочные цели и задачи, установить гибкую связь нового проекта с тканью города.
Несомненно, умение вписать нечто новое в сложившийся исторический контекст является важным градостроительным принципом: вспомним, например, острые дебаты о современном архитектурном облике Москвы. Нет сомнений, что опыт современных итальянских архитекторов может быть использован при решении ряда конкретных проблем градостроительства в России.
Примечания
1 Студия «Метрограмма» была основана этими двумя архитекторами в 1998 г.
в Милане. Теоретические и проектные исследования студии были тесно связаны с городским планированием. Ее проекты удостоились многих наград, становились участниками международных конкурсов и выставок, в том числе Московской биеннале архитектуры 2010 г.
2 Бюро «IaN+» было основано в Риме в 1997 г. Проекты его участников были пред-
ставлены на множестве международных архитектурных выставок; среди других наград - золотая медаль Миланской триеннале 2006 г. Основные проекты: Дом Гёте, Лаборатории университета Tor Vergata в Риме; Вилла Палладио, Тайвань; Больница Ospedale del mare, Неаполь.
3 Чино Дзукки (1955 г. р.) - профессор Миланского политехнического университета, архитектор и эссеист. Его проекты были отмечены такими наградами: Европейский приз современной архитектуры фонда Миса ван дер Роэ (2001 г., Барселона); золотая медаль в номинации «Итальянская архитектура» на триеннале в Милане в 2006 г.; первая премия за архитектуру Венеции в 2005 г. Чино Дзукки - автор десятков проектов промышленных, коммерческих, жилых и общественных зданий. 4Galofaro L, Baglivo C. Strategie urbane - urban boiling // 5 studi: IaN+, Mantia, MetroGrammA, privilegio secchi, Stalker. Roma: Editrice Librerie Dedalo, 2000. Р. 5-9.
5 Time management (англ.) - управление временем.
6 Zucchi C. Una citta' non e' un albero. Nuovi modelli di spazio urbano // Nuova
architettura italiana. Il paesaggio italiano tra architettura e fotografia. Milano: Skira editore, 2000. Р. 17-21. Стоит отметить, что автор обсуждает результаты исследования Кристофера Александера, опубликованного еще в 1965 г.
7 Zucchi C. Chi siamo [Электронный ресурс]. URL: http://www.zucchiarchitetti.com
(дата обращения: 12.01.2011).
8 Город Больцано (Bolzano) расположен в северной Италии, в предгорьях Восточ-
ных Альп, у слияния рек Адидже и Изарко. В 2001 г. население города насчитывало около 93 тыс. жителей, из которых примерно 70% говорит на итальянском языке, а 30% - на немецком. До Первой мировой войны регион входил в состав Австрии, а в 1919 г. был аннексирован Италией.
9 Tischer S., Hoelzl H. 4 città. Scenari di densificazione a Bolzano. Bolzano: Comune di
Bolzano, 2001.
10 Здесь излагается понимание термина «метапроектирование» самими архитекторами «Метрограммы», высказанное Альберто Франчини в беседе с автором статьи.