Научная статья на тему 'Развитие современного антиковедения: обзор исследований'

Развитие современного антиковедения: обзор исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антиковедение / история / Древний Рим / моральный дискурс / Ксенофонт / ancient studies / history / Ancient Rome / moral discourse / Xenophon

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корнилов Ю. В.

В статье представлен краткий обзор современных исследований, публикаций и наработок, которые проводились в предметном поле антиковедения. Особое внимание уделено книге В.O. Deviller и B. Battistin Sebastiani (eds.) «Sources et modèles des historiens anciens». В ходе анализа подробно рассматривается историческая ретроспектива книги, начиная с исследований древнегреческих историков Фукидида и Ксенофонта и продолжая древнеримской историографией. Особое внимание уделяется теме религии Ксенофонта, которая вызывает большие споры. Кроме того, рассматривается то, как Ксенофонт характеризует спартанского полководца Дерсилида, прославившегося своим азиатским походом. Также очерчены методы римских историков по реконструкции прошлого. В этой статье анализируется методология историографии Полибия и подчеркивается его интерес к истории культуры и географии, взаимосвязь между традиционными литературными клише и прагматическим подходом в его отчетах об осадах и представлениях описаний осад. Кроме того, представлен взгляд авторов на коллизии между греческой военной традицией, отмечая, в частности, описание в книге дуэлей у Ливия, греческой и римской эпических традиций, а также интертекстуальные отношения, объединяющие рассказы Ливия как модели для описания боевых искусств. Примечательный фрагмент описывает, как Цезарь, отходящий от древних литературных традиций, использует этнографическое описание галльского общества, чтобы оправдать свое завоевание Галлии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of modern anti-study: review of research

The article provides a brief overview of modern research, publications and developments that have been carried out in the subject field of Antiquarian Studies. Particular attention is paid to the book by W.O. Deviller and B. Battistin Sebastiani (eds.) “Sources et modèles des historiens anciens”. During the analysis, the historical retrospective of the book is examined in detail, beginning with studies on the ancient Greek historians Thucydides and Xenophonte, and continuing with the ancient Roman historiography. Particular emphasis is placed on Xenophonte’s theme of religion, which is highly debatable. In addition, the way in which Xenophonte characterizes the Spartan commander Dersilides, famous for his Asian expedition, is examined. The methods of Roman historians to reconstruct the past are also outlined. This article analyzes the methodology of Polybius’ historiography, and emphasizes his interest in cultural history and geography, the relationship between traditional literary clichés and the pragmatic approach in his reports on sieges, and the representations of siege descriptions. In addition, the authors’ perspective on the collisions between the Greek martial tradition is presented, noting in particular the book’s description of duels in Livy, the Greek and Roman epic traditions, and the intertextual relationships that unite Livy’s stories as models for describing martial arts. A noteworthy fragment describes how Caesar, who departs from ancient literary traditions, uses an ethnographic description of Gallic society to justify his conquest of Gaul.

Текст научной работы на тему «Развитие современного антиковедения: обзор исследований»

Историография, источниковедение, методы исторического исследования

Historiography, source studies, methods of historical research

Корнилов Ю.В.

Кандидат исторических наук. Старший преподаватель кафедры иностранных языков. Новосибирский государственный университет экономики и управления.

Развитие современного антиковедения: обзор исследований*

Развитие современного антиковедения относится к числу фундаментальных процессов сопровождающих современную историческую науку1. Результатом такого развития международного сотрудничества (редакторы О. Девильеи и Б.Б. Себастьяни являются ведущими специалистами в своих научных областях. О. Девильеи, преподаватель латинского языка и литературы, директор Института Аусония Майсон де ль археолоджи, Бордо, Франция. Специализируется на исследованиях римской историографии и изучает вопросы связанные с Тацитем и династией Юлиев-Клавдиев. Область научных интересов Б.Б. Себастьяни, доцента кафедры классической литературы классического факультета Университета Сан-Паулу, в Бразилии, является история и историография Древней Греции, Геродот, Фукидид и Полибий) стала публикация книги «Sources et modèles des historiens anciens» в 2018 году коллектива авторов. Было написано 28 глав экспертами по различным темам античной истории от греко-римского периода до Византийской империи. В 2021 г. был издан второй том «Sources et modèles des historiens anciens. Ausonius 2», который содержал тридцать пять глав. Статьи обоих изданий написаны на английском, французском, немецком, итальянском, испанском языках и посвящены проблемам античной историографии,

1 Leventhal 2022. C. 45.

© Корнилов Ю.В., 2022.

которые расположены в хронологическом порядке.

Книга начинается с исследований о древнегреческих историках Фуки-диде и Ксенофонте, и продолжается древнеримской историографией.

Издание начинается с главы «Savoir nomologique et récit historique ou explication et compréhension dans l'Histoire de la Guerre du Péloponnèse de Thucydide» (Номолодическая эрудиция и историческое повествование или объяснение и понимание истории Пелопонесской войны Фукидида) Мартины Сорас, в которой рассматривается номологическая осведомленность Фукидида в контексте уникального герменевтического подхода французского философа XX века П. Рикёра2. Понимание исторического источника через диалектику текса и объяснением законов истории. Он отмечает, что повествование об Истории Пелопоннесской войны связано с «номологической компетентностью» Фукидида и характеризуется тенденцией к социологическому или психологическому обобщению и к абстракции, позволяющих универсализировать конкретные факты, помогая их понять

Сьерра Мартини в статье «Tucidides y el malestar en la cultura. Una aproximación a la relación entre individuo y sociedad en las Atenas clásica» (Фукидид и болезнь в культуре. Подход к взаимоотношению между человеком и обществом в классических Афинах) изучает истоки греческой нравственности в античном полисе основываясь на фрейдистском анализе проблемы языка в культуре и историей отношений индивидуума и общества в Афинах в интерпретации Фукидида используя терминологию Фрейда3. По мнению Сьерры Мартини, Фукидид через описания социальных кризисов раскрывает жестокость человеческой природы, но которую может контролировать закон.

Андреа Джанотти в третьей главе: «Per un'analisi intertestuale delle fonti della battaglia di Delio: Tucidide (4.89-99) e le Supplici di Euripide (650-730)» (Для межтекстуального анализа источников битвы при Делии (4.89-99) и просительницы Еврипида (650-730)» исследует источники и расшифровывает их внутренние текстуальные отношения Рассказ Фукидида о битве при Делии и обсуждения в нем возращении тел погибших афинян в сопоставлении с «Просительницами» Еврипида сходны формами и содержанием в большей степени, чем с версией Диодора Сицилийского4. Это позволяет рассматривать трагедию Еврипида как один из источников Фу-кидида использованным им для морального дискурса.

В следующих трех статьях исследуются методология и интерпре-

2 Кожемякина 2017. C. 1-5.

3 Оводова 2021. C. 71-78.

4 Волков 2019. C. 78-86.

тирование Ксенофонта. Ч. Беарзот в публикации «Pseudos e aletheia in Senofonte» («Псевдо и Алетейя у Ксенофонта» доказывает, что у Ксенофонта присутствует историческая методология и противопоставляется два термина âX^Gaa/ysùSoc;. По мнению автора, историку следует проверять подлинность факта и где возможно сообщать истину и доказательства, а методология Ксенофонта очень схожа с исторической методологией Фукидида.

Ливия Де Мартини в статье «La prospettiva religiosa nell' opera storica di Senefonte e la sua matrice socratica» («Религиозное представление в исторической работе Ксенофонта и его сократическая основа») полагает, что тема религии у Ксенофонта является очень дискуссионной. Утверждается, что Ксенофонт скептически относился к религии. Но многие фрагменты в его работе казуальны и описывают божественное вмешательство.. Де Мартини придерживается того мнения, что у Ксенофонта история и факты часто сочетаются с божественными и человеческими действиями5. Автор делает заключение, что Ксенофонт ссылается на религию много раз, но поддерживает концепцию согласно которой, божественное вмешательство может быть зафиксировано в различных формах. А судьбу и случай Ксенофонт рассматривает как божество. А его религиозная концепция уходит своими корнями в учение Сократа

В другой публикации о Ксенофонте - «Лиса за границей: портрет Дерсилида из Спарты» Пауло А. Тучи исследует как Ксенофонт характеризует спартанского командующего Дерсилида известного своей азиатской экспедицией6. Эта глава сосредотачивается на различных периодах жизни Дерсилида. Тучи показывает, что портрет командующего описанный Ксенофонтом является уникальным и не может быть беспристрастным, так как Ксенофонт знал Дерсилида. Спартанский полководец описывается положительно с точки зрения нравственности, рациональности, а также указываются такие его личные черты как гостеприимство, щедрость и его любовь к заграничным экспедициям. Ксенофонт, по мнению автора, особенно высоко ценит спартанского полководца за его приверженность к панэллинистическим идеям. Изучение источников показывают, что в целом характеристика Дерсилида Ксенофонта является обоснованной.

Дж. Х. Ричардсон в статье «Прошлое и настоящее римской исторической мысли» (Past and Present in Roman Historical Thought and Historiography) рассматривает древнеримскую историографию и методы римских историков по реконструкции прошлого. Целью публикации со-

5 Лебедев 2018. C. 713-790.

6 Евдокимов 2019. C. 91-100.

стоит в выявлении причин появления и становления римского анахронистического мышления в древнеримской историографии. Автор дискутирует о проблеме появления и последствиях возникновения римской анахронистической мысли, изучению которой несмотря на постановки этой проблемы, уделялось мало внимания в антиковедении. Подобная проблема изучается и Дэниелом Барбо в публикации «Временная перспектива историографического метода Полибия» (Temporal Perspective of Polybius' Historiographical Method), в которой доказывает, что опыт истории Полибия является дислоцированным. История Полибия, по мнению автора свидетельствует о зарождении нового представления об историческом времени. Полибий связывает прошлое с настоящим и задается вопросом о будущем Римской империи и его неизбежного господства7.

В статье «Elementi erodotei in Polibio. Considerazioni preliminari» («Элементы Геродота у Полибия. Предварительное изучение») Джон Торнтон Джон Торнтон анализирует методологию историописания Полибия и подчеркивает его интерес к истории культуры и географии. Автор изучает какие Полибий заимствовал черты из исторических трудов Геродота и Фукидида Полибий рассматривается ученым как прямой преемник Фукидида, однако, работа римского историка включала много элементов из истории «Геродота». Одна из них - точность географических описаний. Торнтон считает, что Полибий заимствовал многие черты описания из Истории Геродота такие как метод прецизионного географического описания.

Альваро М. Морено Леони в главе «El saber local en las Historias de Polibio: Entre fuentes de conocimiento y cosmopolitismo» («Знание местности в Истории Полибия: между знаниями источников и космополитизмом») исследует Полибия как предшественника глобальной социологии и утверждает, что римский историк позиционировал себя «интеллектуалом - космополитом». Автор подчеркивает, что поскольку Полибий много путешествовал и мог собрать и проанализировать сведения, то его труд основан на более широком и глубоком понимание исторических событий8.

В другой публикации о Полибии - «Между историографической традицией и реальностью: сообщения об осаде в повествовании Полибия» (Between Historical Tradition and Reality: Siege Accounts in Polybius' Histoies) Евгением Тейтельбаумом анализируется взаимосвязь между традиционными литературными клише и прагматическим подходом в сообщениях об осадах и репрезентируются описания осад. Исследуется общие истори-

7 Гур 2019. C. 150-165.

8 Тейтельбаум 2019. C. 150-165

ографические черты и корреляция между традиционными литературными канонами, которые являлись рамками для выражения авторской точки зрения на искусство осады основанные на его личном опыте. В аспекте технического дискурса рассматривается технические и стратегические средства захвата городов в историях Полибия9.

После четырех глав о Полибии следуют статьи о Ливии. Вирджиния Фабрици в главе «limiti dell'epica: il topos del duello singolare negli Ab Urbe condita di Livio» («Границы эпоса: тема об единственной дуэли в Ab Urde Condita Ливия») изучает описания дуэлей у Ливия рассматривая греческие и римские эпические традиции, интертекстуальные отношения, которые объединяют рассказы Ливия как модели для описания единоборств. Автор показывает, что существует коллизия между греческой традицией единоборства. Эпизоды противоборства являются отходом от поэтической традиции и являются идеалом римского героизма.

В статье «Генеология и тирания Клисфена Сикионского из фрагмента Николая Дамасского» (Genealog la y tirania de Clistenes de Sicón a partir de un fragmento de Nicolas de Damasco (FGH, 61 Jacoby)) Хорхе Томас Гарда приходит к заключению что, данная информация состоит из трех аспектов относящаяся к тирании Клисфена Сикионского: преемственности власти трех братьев в течении трех тиранических мандатов и управление городом.

Нельсон Хом в главе «La construction de l'image d'Alexandre le Grand par Trogue Pompée Justin: perspectives morales et politiques» (об образе Александра Великого у Помпея Трога и Юстина) изучает образ Александра Великого. Утверждается, что Помпей Трог использовал разнообразные источники для своего труда, чтобы исказить, очернить положительный образ Александра Великого написанный Клитархом.

В публикации «Отклонение от источников: дуальный характер галльского общества у Цезаря (Gal., 6.11-19)» П.А. Алмейда изучает некоторые литературные аспекты фрагмента труда Цезаря «Записки о Галльской войне» (Gal., 6.11-19). Описывается как Цезарь отступивший от античных литературных традиций используя этнографическое описание галльского общества обосновывает свое завоевание Галлии10. Автор доказывает, что труд Цезаря это полезный источник для изучения проблемы восприятия и понимания галлов и других народов, но при этом эти сведения являются не надежными.

Хуан Карлос Иглесиаса-Зойдо в статье «Las arengas de Eleazar y et asedio de Masada en Flavio Josefo: una critica a los excesos de la retórica?» (Речь Еле-

9 Тыжов 2020. C. 136-141.

10 Григорюк 2009. C. 10-15.

азара и осада Масады у Иосифа Флавия: критика эксцесса?) анализирует речи Елеазара в «Иудейской войне» Иосифа Флавия об осаде Масады римлянами и коллективных самоубийствах. Автор считает, что эпизод с Масадом позволил Иосифу использовать два историографических элемента, которые содержат высокую аллюзионную ценность. Авторы. которые исследовали этот эпизод, не рассматривали концепцию «осажденных осаждающих» и тему военной риторики. Оба фрагмента показывают отрицательные последствия произнесения речей.

Якоджухани Пелтонен, на примере морализаторства о проституции в Вавилоне в латинской истории Квинта Курция Руфа Александра Великого («Чтение гендера в портрете вавилонской проституции (5.1.36-39)») показывает, как Курций в своей работе следует за Геродотом, который является для него примером в написании истории и способствовал складыванию римской гендерной системы и современных взглядов на прости-туцию11. Автор показывает, что отступления о проституции вавилонян в истории Квинта Курция Руфа являются фоном для апологии нравов римских женщин. Эмануэл Берти, в другой главе об Александре Великом - «Alessandro e l'Oceano. Modelli declamatóri nelle Historiae Alexandri Magni di Curzio Rufo e nell'Anabasi di Arriano» («Александр и Океан. Декламации как образец в истории Александра Великого Курция Руфа и Анабасиса Арриана») считает, что вымышленная тема Сенеки Старшего Suasoria 1 (Deliberat Alexander an Oceanu, navigeter) вдохновлена «Мятежом в Гифа-сисе». Александр на пути вторжения в Индию и Восточный Океан был вынужден вернуться из-за мятежа. Об этом историческом событии можно прочитать у Курция Руфа и Арриана. Как показано в первой suasoria, оба историка оказали влияние на декламации Сенеки.

Н. Х. Т. Баптиста и Л. Рибейро в главе «Трансформация Домициана: Эпидейктические портреты противоречивого императора» анализируют образ Домициана противопоставляя традиционному сохранившемуся образу. Рассматриваются риторические методы и логика создания образа идеального императора

Виктория Э. Паган в статье «Тацит и резня в Таррацине» (Hist., 3.7677)» по данному эпизоду о источниках Тацита изучает источники доказывает, что историк использовал их в процессе составляя Histories 3изо-бражая жестокость гражданских войн.

Серхио Одано в главе «Negotio pro solaciis. Tiberio e la consolatio stoica per la morte di Druso (Ann., 4.8.2-13)» (О стоическом утешении Тиберия после смерти Друза) исследует этические представления Тиберия после смерти его сына Друза, которое характеризуется слиянием в его лице тра-

11 Кисель 2007. C. 69-79.

диционной римской феноменологии, c отличительными традиционными римскими чертами унаследованных от mos maiorum (обычаев предков) и психологическим равнодушием к текущему факту. Ф. Порт анализирует стратегию Помпея против Цезаря в 48 г. до н. э. и стратегическую парадигму conctatio в работах Плутарха и Аппиана («Cn. Pompeius Magnus Cunctator? La stratégie de Pompée face à César en 48 et le paradigme stratégique de la cunctatio chez Plutarque et chez Appien»). Порте полагает что, Цезарь показал себя лучшим лидером, хотя Помпей был лучшим стратегом. Но Помпей совершил ошибку вступив в битву при Фарсале12.

Фара Насти исследует труд Секста Помпониа - Энхиридион - о истории римского права «Sesto Pomponio storico» написанный при Антонинах, подчеркивая его историческую важжность и оригинальность. Хотя Энхиридион являлся объектом тщательного юридического изучения, до сих пор Помпонию не уделялось внимание как историку. В заключении, делается вывод, что если рассмотреть с точки зрения исторической перспективы - Энхиридион дает нам первоначальную реконструкцию и интерпретацию римского права.

Джереми Дж. Свист изучает тему «От Ромула основателя к Адриану Августу: Семь римских Царей Ливия у Флора» и доказывает, что Флор переписал описание царской эпохи у Ливия для того, чтобы легитимизировать власть Антонинов, в частности Адриана, представленного новым Ромулом.

Нуно Симойнш Родригош изучает работу Кассия Диона о судебном агоне книги 52 римской истории в контексте фрагмента о трех персидских диалогах (Геродот, История, 3.80-82) равно как и противоборства Мецената и Агриппы в книге 52 римской истории. Исследуется также теоретические и литературные традиции труда. После этого следует глава Карины Лапорт «Об использовании и повторном использовании известных типов и образов у Геродиана» ((R)emploi de types et figures célèbres chez Hérodien). В этой публикации рассматривается способ композиии характеристики Марка Аврелия как доброго императора и римской императрицы Юлии Месы, которая персонифицировалась как правительницы находившейся в тени императора.

Биатриче Джиротти в публикации «Su usi classici e su innovazioni nella rappresentazione storica dell'auaritia, dell'ambitio e della cupiditas: analisi di fonti e modelli per la storiografia latina del IV secolo d. C.» рассматривает историческую транслитерацию (в поздней античности) значения слов ambitio и cupiditas regni или imperii. Анализируются противоречия того, как приставлены пороки римсих императоров в период расцвета Римской

12 Таривердиева 2015. C. 127-150.

империи в историографии IV в. н. э. Аврелия Вактора и Флафия Евтро-пия. Обстоятельно исследуются социально-политический контекст концепции императорской власти Аврелия Виктора, которая заключалась в симпатии к политической Цезарю и Августу и положительной их оценке, а результатом их деятельности стала стабильность в империи Гиро-ти исследует некоторые случаи использования слов синонимов largitas и munificence и значения слова avaritia, которое явилось результатом эволюции13. Эти термины соединяются или подразделяются согласно политическим, экономическим и социальным обстоятельствам.

В главе об «Юлиане и сокращенной истории Аврелия Виктора» Мой-зес Антикейра утверждает, что хотя Аврелий Виктор изображает Константина II отрицательно, он не поддерживал Юлиана и других оппонентов императора.

Статьей о «Военном Руководстве Фестуса: Новый взгляд на Бреариум» Мюррей Дам продолжает сборник исследований. Дам изучает проблему труда Фестуса и биографию автора. Произведение «Бреариум», который до сих пор привлекал мало внимания является дидактическим военным памфлетом предназначенного для римского императора. В этом сочинении приводится много примеров как действовать, и вести себя в боевых действиях, и чего избегать. В главе «Futurum praeteritum: Нарративный Пролепсис у Аммиана (и Тацита)» Якуб Пиджен показывает, что место в 21 главе Аммиана Марцеллина Res Gestae является очень важными и доказывает, что есть сходства у Аммиана и Тацита в отношении пролеп-тических высказвываний, что является влиянием Аммиана Марцеллина. Подчеркиваются также и различия Аммиана Марцеллина в манере исто-риописания с Тацитом.

Фабрицио Петорелла изучает факты и вымысел в поздней античной агиографии: «Quomodo historia rescribenda sit. Historical Reality and Political Power in Late Antique Hagiography». Автор проводит сравнительный анализ жития святых в поздней античности, что приводит к значительным достижениям в их изучении. Изучается христианское видение истории, согласно которому история делается святыми. Исследование Ивана Матиясича «Condicio optima est ultimi: концепция исторического круга и список Евагрия античных историков» подчеркивает высокое значение идеи исторического круга в поздней античности фокусируясь на отрывке пятой книги Евагрия Схоластика содержащий список светских и христианских авторов14. Доказывается, что в области историографии Евагрий прославляет христианскую и древнегреческую религиозную традицию рассматривая себя и преемником античного наследия.

13 Конеев 2Q15. C. 74-76.

14 Зибаев 2Q22. C. 158-186.

Гийом Фламери в статье о рецепции Аннейя Флора во Франции в XVIII веке («Florus, modèle et contre-modèle en France, du Mémoire sur les abrégés chronologiques' du président Hénault à la thèse de G. Bizos (17611876)») продолжает статью о восприятии Флора во Франции в XVII в., которая была опубликована в I издании Sources et modèles des historiens anciens. Анализируется биография римского историка. Отмеается, что значения Флора в современном мире уменьшается, а его критика становится сильнее

В предпоследней главе Б. Баттистини «Ганди о Солоне и Крезе. Исследование межкультурной рецепции Геродота» рассматривает интерпретацию эпизода с Солоном и Крезом из Истории Геродота как рецепцию и парадигму теории М. Ганди и. Книга заканчивается работой П.Д. Джонсон «Thucydides Australis: Experiencias de la traduccién y recepcién de Tucédides en Chile (1949-2017)», в которой исследуется концепция Фукидида и рассматривается чилийский перевод Пелопоннесской войны античного историка в социально-экономическом контексте. Этот перевод имел влияние на политический и социальный аспект в истории Чили.

35 глав в книге Sources et modèles des historiens anciens 2 являются ценным собранием работ мультилингвального изучения письменной истории античности от Геродота до Византийской империи, и дискуссий о греческих, и латинских источниках - представляя новые подходы для понимания античности. Исследования затрагивают также малоизученных античных историков таких как Секст Помпоний, Флор, Геродиан, Аврелий Виктор, Фест и др. Цель издания заключалось в том, чтобы репродуцировать подходы и точки зрения, что было достигнуто. Источниковедческая проблема трудов античных историков является действительно методологической, которая прослеживается в сборнике от начала и до конца. В книге представлено большое количество биографий, дискуссий по различным научным темам, сопоставлений античного исто-риописания с эпосом и риторикой. Данный труд является уникальным как с тематической, так и с методологической точки зрения, которые способствует появлению новых исследований по проблеме античной историографии.

Библиографический список:

[1] Leventhal Max. Poetry and Number in Graeco-Roman Antiquity. Cambridge University Press. 2022.

[2] Волков А.С. Астрономическая хронология в литературе Древней Греции и вопросы датировки «затме-

ния фукидида» // Оригинальные исследования. 2019. № 3. С. 78-86.

[3] Григорюк Т.В. Цезарь Галл в античной историографии // Научные ведомости Белгородского государ-

ственного университета. Серия: История. Политология. 2009. № 7. С. 10-15.

[4] Гур А.Н. Влияние философии стоицизма на политическую концепцию Полибия // Вестник Баранович-

ского государственного университета. Серия: Исторические науки и археология, Экономические науки, Юридические науки. 2019. № 7. С. 23-28.

[5] Евдокимов П.А. Святилище Ксенофонта и олимпийский совет: «аттическая пчела» в тенетах пелопон-

несской политики // Проблемы истории, филологии, культуры. 2019. № 1. С. 91-100.

[6] Зибаев А.В. Формы чумы у Прокопия кесарийского (procop. De bellis. Iv. 14) и Евагрия Схоластика

(evagrius. Hist. Ecc. Iv.29): о развитии теоретической медицины в восточной римской империи VI в. // Hypothekai. Журнал по истории античной педагогической культуры. 2022. № 6. С. 158-186.

[7] Кисель В.А. Рассказ Геродота и ритуальные сосуды древних кочевников // Археология, этнография и

антропология Евразии. 2007. № 3 (31) . С. 69-79.

[8] Кожемякина О.О. дельфийский оракул накануне и во время пелопонесской войны // Научно-методиче-

ский электронный журнал Концепт. 2017. № 39. С. 1-5.

[9] Конеев Ф.В. Генезис и развитие имперской идеи в период поздней античности // Человеческий капитал.

2015. № 9. С. 74-76.

[10] Лебедев А.В. Дервенийский папирус и продик из Кеоса // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2018. № 22. С. 713-790.

[11] Оводова С.Н. Дискурс глобального и локального в сочинениях Геродота и Фукидида: культурфилософ-ский анализ // Вестник Омского университета. 2021. № 2. С. 71-78.

[12] Таривердиева С.Э. 2015. Марк Агриппа в гражданских войнах 44-42 ГГ. до н.э // Античный мир и археология. 2015. С. 127-150.

[13] Тейтельбаум Е.Г. Осады, штурмы и стратегемы: описания захвата городов во «всеобщей истории» По-либия // Проблемы истории, филологии, культуры. 2019. № 3. С. 150-165.

[14] Тыжов А.Я. «Неопределимая предопределенность» стоиков как звено в цепи причинно-следственных связей во «всеобщей истории» Полибия // Манускрипт. 2020. № 3. С. 136-141.

Reference

[1] Leventhal Max. Poetry and Number in Graeco-Roman Antiquity. Cambridge University Press. 2022.

[2] Volkov A.S. Astronomical Chronology in the Literature of Ancient Greece and Issues of Dating the "Eclipse of

Thucydides" // Original Research. 2019. № 3. Р. 78-86.

[3] Grigoryuk T.V. Caesar Gallus in ancient historiography // Scientific Bulletin of the Belgorod State University.

Series: History. Political science. 2009. № 7. Р. 10-15.

[4] Gur A.N. The influence of the philosophy of stoicism on the political concept of Polybius // Bulletin of the

Baranovichi State University. Series: Historical sciences and archeology, Economic sciences, Legal sciences. 2019. № 7. Р. 23-28.

[5] Evdokimov P.A. Sanctuary of Xenophon and the Olympic Council: "Attic bee" in the snares of Peloponnesian

politics // Problems of history, philology, culture. 2019. № 1. Р. 91-100.

[6] Zibaev A.V. Forms of plague in Procopius of Caesarea (procop. De bellis. Iv. 14) and Evagrius Scholasticus (eva-

grius. Hist. Ecc. Iv.29): on the development of theoretical medicine in the Eastern Roman Empire of the 6th century. // Hypothekai. Journal on the history of ancient pedagogical culture. 2022. № 6. Р. 158-186.

[7] Kisel V.A. Herodotus' story and ritual vessels of ancient nomads // Archeology, Ethnography and Anthropology

of Eurasia. 2007. № 3 (31) . P. 69-79.

[8] Kozhemyakina O.O. the Delphic oracle on the eve and during the Peloponnesian war // Scientific and method-

ological electronic journal Concept. 2017. № 39. Р. 1-5.

[9] Koneev F.V. Genesis and development of the imperial idea in the period of late antiquity // Human capital.

2015. № 9. P. 74-76.

[10] Lebedev A.V. Dervenian papyrus and prodic from Keos // Indo-European linguistics and classical philology. 2018. № 22. Р. 713-790.

[11] Ovodova S.N. The discourse of the global and the local in the works of Herodotus and Thucydides: cultural and philosophical analysis // Bulletin of the Omsk University. 2021. № 2. Р. 71-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Tariverdieva S.E. 2015. Marcus Agrippa in the Civil Wars 44-42. BC // Ancient world and archeology. 2015. Р. 127-150.

[13] Teitelbaum E.G. Sieges, assaults and stratagems: descriptions of the capture of cities in the "general history" of Polybius // Problems of history, philology, culture. 2019. № 3. P. 150-165.

[14] Tyzhov A.Ya. "Indefinable predestination" of the Stoics as a link in the chain of cause-and-effect relationships in the "general history" of Polybius // Manuscript. 2020. № 3. Р. 136-141.

Корнилов Ю.В.

Кандидат исторических наук.

Старший преподаватель кафедры иностранных языков.

Новосибирский государственный университет экономики и управления.

Развитие современного антиковедения: обзор исследований Аннотация. В статье представлен краткий обзор современных исследований, публикаций и наработок, которые проводились в предметном поле антиковедения. Особое внимание уделено книге В.О. Deviller и B. Battistin Sebastiani (eds.) «Sources et modèles des historiens anciens».

В ходе анализа подробно рассматривается историческая ретроспектива книги, начиная с исследований древнегреческих историков Фукидида и Ксенофонта и продолжая древнеримской историографией. Особое внимание уделяется теме религии Ксенофонта, которая вызывает большие споры. Кроме того, рассматривается то, как Ксенофонт характеризует спартанского полководца Дерсилида, прославившегося своим азиатским походом. Также очерчены методы римских историков по реконструкции прошлого. В этой статье анализируется методология историографии Полибия и подчеркивается его интерес к истории культуры и географии, взаимосвязь между традиционными литературными клише и прагматическим подходом в его отчетах об осадах и представлениях описаний осад. Кроме того, представлен взгляд авторов на коллизии между греческой военной традицией, отмечая, в частности, описание в книге дуэлей у Ливия, греческой и римской эпических традиций, а также интертекстуальные отношения, объединяющие рассказы Ливия как модели для описания боевых искусств. Примечательный фрагмент описывает, как Цезарь, отходящий от древних литературных традиций, использует этнографическое описание галльского общества, чтобы оправдать свое завоевание Галлии.

Ключевые слова: антиковедение, история, Древний Рим, моральный дискурс, Ксенофонт.

Kornilov U.V.

Candidate of historical science (PhD).

Senior teacher of chair of the foreign languages department.

Novosibirsk State University of Economy and Management.

Development of modern anti-study: review of research Abstract. The article provides a brief overview of modern research, publications and developments that have been carried out in the subject field of Antiquarian Studies. Particular attention is paid to the book by W.O. Deviller and B. Battistin Sebastiani (eds.) «Sources et modèles des historiens anciens». During the analysis, the historical retrospective of the book is examined in detail, beginning with studies on the ancient Greek historians Thucydides and Xenophonte, and continuing with the ancient Roman historiography. Particular emphasis is placed on Xenophonte's theme of religion, which is highly debatable. In addition, the way in which Xenophonte characterizes the Spartan commander Dersilides, famous for his Asian expedition, is examined. The methods of Roman historians to reconstruct the past are also outlined. This article analyzes the methodology of Polybius' historiography, and emphasizes his interest in cultural history and geography, the relationship between traditional literary clichés and the pragmatic approach in his reports on sieges, and the representations of siege descriptions. In addition, the authors' perspective on the collisions between the Greek martial tradition is presented, noting in particular the book's description of duels in Livy, the Greek and Roman epic traditions, and the intertextual relationships that unite Livy's stories as models for describing martial arts. A noteworthy fragment describes how Caesar, who departs from ancient literary traditions, uses an ethnographic description of Gallic society to justify his conquest of Gaul.

Key words: ancient studies, history, Ancient Rome, moral discourse, Xe-nophon.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.