Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
685
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ТЕХНОЛОГИИ / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ / ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Ю. В.

Данная статья посвящена анализу научной работы Скотта Беллини, в которой описывается пятиступенчатая модель обучения и развития социальным навыкам детей с расстройствами аутистического спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SKILLS DEVELOPMENT IN CHILDREN WITH AUTISM DISORDERS

This article analyzes the scientific work of Scott Bellini, which describes a five-step model for teaching and developing social skills in children with autism spectrum disorders.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

УДК 376.44

Бирюкова Ю.В. студент магистратуры факультет «Психология педагогика и дефектология» кафедра «Дефектология и инклюзивное образование»

ФГБОУВО

«Донской государственный технический университет»

г. Ростов-на-Дону

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. Данная статья посвящена анализу научной работы Скотта Беллини, в которой описывается пятиступенчатая модель обучения и развития социальным навыкам детей с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, технологии, развитие социальных навыков, оценка социального взаимодействия.

Biryukova Yu. V.

graduate student faculty of psychology, pedagogy and defectology department of defectology and inclusive education FSBEI HE ""Don State Technical University "

Rostov-on-Don

SOCIAL SKILLS DEVELOPMENT IN CHILDREN WITH AUTISM

DISORDERS

Annotation. This article analyzes the scientific work of Scott Bellini, which describes a five-step model for teaching and developing social skills in children with autism spectrum disorders.

Keywords: children with autism spectrum disorders, technologies, development of social skills, assessment of social interaction.

На сегодняшний день насчитывается большое количество детей с расстройствами аутистического спектра с недостаточным развитием социальных навыков. В нашей стране внимание специалистов к проблеме аутизма было обращено с конца 60-х годов. Изначально изучением занимались детские психиатры (Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В., А. Е. Зеленецкая, Д. Н. Исаев, О. П. Юрьева, В. М. Башина, В. Е. Каган, К. С. Лебединская) [1].

Они рассматривали аутизм в рамках детской шизофрении или шизоидной (аутистической) психопатии (Т.П. Симсон, Г. Е. Сухарева, М. О. Гуревич) [4]. Один из ученых, занимающийся уже не один и не два года данной проблемой это - Скотт Беллини, написавший статью, в которой описывает пятиступенчатую модель обучения общению, при этом все внимание обращено на метод помощи, ставший очень популярным и относительно новым, но уже активно использующемся на практике -видеомоделировании.

Одной из основных черт аутизма как у детей, так и у взрослых является расстройство социального функционирования, которое влечет за собой ряд проблем, таких как неуспеваемость в школе, отвержение со стороны сверстников и неудачи в общении с людьми, депрессия, тревожное состояние и прочие негативные последствия. Многие дети с аутизмом хотят и стремятся к общению, но, к сожалению, у них зачастую не хватает социальных навыков для успешной коммуникации.

Когда дети с аутизмом описывают свою тревожность, это напоминает выступление на сцене: дрожь, учащенное сердцебиение, проблемы с концентрацией внимания и т. д.). Причем волнение вызывает у ребенка не только выступление перед публикой, а даже сама мысль о выступлении уже подвергает стрессу.

Многие из нас пытаются избежать подобных ситуаций - это типичный способ защиты от стресса. А для детей с расстройствами аутистического спектра характерно избежание любых социальных ситуаций из-за нехватки социальных навыков, поэтому у ребенка нет возможности их приобрести.

В своей статье Скотт Беллини описывает пятиступенчатую модель обучения общению, которая выглядит следующим образом [5]:

1. Оценка социального взаимодействия.

2. Проведение различий между недостатком овладения навыками и недостатком их применения.

3. Выбор стратегии вмешательства.

4. Проведение вмешательства.

5. Оценка и прослеживание прогресса.

Первым шагом в любой работе по обучению социальным навыкам следует проводить оценку социального взаимодействия ребенка. Цель оценки состоит в том, что нам нужно ответить на простой, но в то же время, сложный вопрос: что мешает ребенку заводить, сохранять и поддерживать общение с окружающими? Причин достаточно много: для одного - это нехватка социальных навыков, а для другого - жестокие и игнорирующие сверстники, а для третьего - и то, и другое.

Оценка должна представлять собой наблюдения за ребенком, его поведением в повседневной жизни, интервью с родителями, учителями, присматривающими за детьми на игровой площадке и с самим ребенком, а

также поведенческие тесты и измерения социальных навыков. Автор, работу которого я анализирую, разработал «Аутистический профиль социальных навыков», помогающий в определении недостатков в развитии социальных навыков у детей с РАС и отслеживает какой прогресс достиг ребенок за период обучения.

После проведения детальной оценки социального взаимодействия следует вторая ступень - разграничение между недостаточным овладением навыками и недостаточной практикой в их применении.

Успех пятиступенчатой программы будет зависеть от того, насколько четко мы сможем разграничить эти две вещи. Хорошим признаком для разделения между недостатком овладения навыками и недостатком его применения может послужить вопрос: может ли ребенок демонстрировать навык общения со многими людьми и в разных ситуациях? К примеру, если ребенок общается только дома с мамой, а разговоры со сверстниками в школе не заводит и не поддерживает, то в этом случае данный вопрос рассматривать как недостаток овладения социальными навыками.

Дети с расстройствами аутистического спектра чаще общаются со взрослыми нежели со сверстниками, так как взрослые упрощают для детей эту задачу - делают за ребенка всю «работу» по общению [4].

Модель недостатка овладения навыком/недостатка его использования помогает нам выбрать стратегии вмешательства, соответствующий имеющемуся недостатку. В этом заключается преимущество данной ступени. Самое главное, чтобы применяемые стратегии соответствовали личным нуждам ребенка, и используемому методу было логическое объяснение. Очень важно постоянно поощрять ребенка за каждое его малейшее усилие и участие в программе обучения.

При выборе метода коррекции необходимо учитывать принцип: менять окружающую среду или поведение ребенка. Например, обучение сверстников-помощников взаимодействию с ребенком в течение дня в школе, тренинг об аутизме для одноклассников, включение ребенка в различные досуговые группы (спортивные команды, отряды скаутов) [2].

С другой стороны, если не менять окружение, а работать над поведением ребенка, то организовать такое обучение для него, которое позволит быть успешным в коммуникации. Главное не сосредотачиваться на чем-то одном, иначе можно потерпеть неудачу. Необходимо прикладывать усилия как в изменении окружения ребенка, так и в работе над его поведением, это обеспечит уверенность в себе и приобретенный навык будет встречен сверстниками с пониманием [5].

На сегодняшний день существует целый список методов обучения детей социальным навыкам, которые доказали свою эффективность в обучении детей с аутизмом.

Например, привлечение сверстников в качестве помощников, которые общаются с ребенком с РАС в течение дня. У них должны быть социальные и игровые навыки, посещать школу постоянно и иметь раннее опыт общения с детьми с аутизмом. Их инструктируют о видах поведения при аутизме, вежливым и подходящим их возрасту образом. Такой метод помогает обобщить новые навыки в естественной среде.

Следующий метод - это самое простое занятие о мыслях и чувствах необходимо для успешного общения, которое включает в себя показ ребенку картинок с различными эмоциями. Картинки варьируются от самых простых до самых сложных эмоций. Ребенка просят показать эмоцию, затем спросить, что чувствует персонаж. При успешном выполнении заданий следует переходить на телевизионные программы и видеоролики социальных ситуаций.

Еще одним хорошим примером обучения социальным навыкам служит метод ролевых игр/поведенческих репетиций. Он включает в себя проигрывание различных ситуаций или видов деятельности, чтобы опробовать на практике приобретенные навыки или же те, в применении которых возникали трудности у ребенка. Ролевые игры могут быть по сценарию или спонтанными. По ходу занятий скорость выполнения действий и уверенность в себе будут возрастать [3].

И наконец, один из самых эффективных методов обучения социальным навыкам - видеомоделирование. В нем могут участвовать взрослые, сверстники и сам ребенок. Видеомоделирование представляет собой просмотр демонстрации какого-либо поведения на видео и затем повторения поведения модели. Преимущество видеомоделирования заключается в том, что оно становится для ребенка визуальным подтверждением его собственного успеха!

Беллини провел анализ исследований видеомоделирования, включающий 20 работ его коллег, в которых участвовали 63 ребенка с аутизмом. Результаты подтверждают, что видеомоделирование является эффективным методом вмешательства в отношении социально-коммуникативных навыков у детей и подростков с аутизмом. Эти методы сохраняются со временем и переносятся на других людей и ситуации. Исследования продемонстрировали резкое увеличение поведения при средней продолжительности вмешательства (просмотр 9 роликов продолжительностью три минуты) [4].

Формирование поведения на видео также пригодится детям, которые нуждаются в помощи или поддержке, чтобы успешно закончить задание. Важным компонентом в коррекции поведения на видео является «скрытая поддержка», т. е. можно записать как общается со сверстниками, взрослый помогает ему жестами и подсказками, затем они будут из ролика вырезаны и, когда ребенок будет смотреть видеоролик, он увидит свою независимость и успех.

После того как мы оценили социальное функционирование и выбрали навыки для обучения, разграничили недостатки овладения навыком и недостатком его использования, необходимо проводить коррекцию (очень важно делать это с близкими для ребенка сверстниками и в его естественной среде). Родители и учителя должны искать возможности для поддержки и поощрения навыков, которым обучается ребенок в ресурсном классе или коррекционном центре. Уровень развития навыка зависит от конкретного ребенка. Одни будут использовать навык уже после двух-трех занятий, другим же может понадобиться три месяца, прежде чем они начнут «схватывать» материал и пользоваться новоприобретёнными навыками. Конечно, просто использование или проба навыка - это первый шаг к социальной успешности, ребенку нужно будет дополнительное время, чтобы улучшить навыки. Обучение навыкам должно быть интенсивным и всеохватывающим (происходящим в любой среде, где бывает ребенок).

Хоть и пункт «оценка и изменение метода вмешательства» указан в программе последним, он далеко не самый последний по важности. Аккуратный сбор данных необходим для оценки эффективности вмешательства, что позволяет нам понять, получает ли ребенок пользу от обучения, как лучше изменить программу. На этом этапе необходима концентрация на объединении программы обучения социальным навыками с поведенческими и социальными целями ребенка. Таким образом, пятая стадия обычно является важным аспектом развития, вмешательства и целостности.

Теперь я хотела бы поделиться примером использования на практике вышеописанного метода видеомоделирования Скоттом Беллини.

Следующий пример описывает метод обучения социальным навыкам для маленькой девочки Келли с диагнозом аутизм. Она посещала детский сад, обладала способностью к речи ниже средней. Словарный запас для ее возрастной группы был на среднем уровне, однако, она редко использовала речь и большую часть времени проводила сама по себе. Оценка социальных навыков пришла к заключению, что у Келли присутствует нехватка навыка общения со сверстниками. Цель коррекции социальных навыков - увеличить частоту и продолжительность разговоров. Данные об общении Келли со сверстниками собирали как на площадке, так и в перерывах.

Два сверстника-помощника были выбраны, чтобы участвовать с Келли в игровой группе. Они были проинструктированы о поведении и общении с девочкой, предоставили соответствующую их возрасту информацию об аутизме и прочитали социальную историю, чтобы завязать с Келли разговор. После этого девочке каждый раз предоставлялась возможность практиковать навык с помощью ролевой игры на видео с подсказками от взрослых. Отредактированные записи показывали Келли в

течение двух недель по пять минут. Для Келли видеомоделирование привело к немедленным улучшениям в завязывании и поддержании общения со сверстниками. К концу учебного года Келли подружилась с двумя детьми, дружба с которыми продолжается по сей день. Мама Келли конечно же уверена, что ее дочь не станет звездой вечеринки или светской львицей, однако, после прохождения эффективной программы обучения социальным навыкам, у Келли появилась возможность для развития значимых личных отношений, а автору познакомиться с таким замечательным ребенком [5].

Таким образом анализ психолого-педагогической литературы по проблеме недостаточного развития социальных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра показал, что использование данной технологии видеомоделирования способствует: обучению детей с РАС широкому набору социальных навыков, от самых простых до профессиональных (проявления инициативы и обращения к окружающим); уменьшению нежелательного (мешающего) поведения ребенка; закреплению имитируемого поведения при помощи подсказок взрослых; ученикам с аутизмом действовать более независимо и в наибольшей степени соответствовать их типично развивающимся одногодкам.

Использованные источники:

1. Башина В. М. Аутизм в детстве. - М., 1999. - 212 с

2. Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. - СПб., 2004. - 80 с

3. Нестерова, А. А. Модель сопровождения позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС): комплексный и междисциплинарный подходы часть 1. Зарубежные модели обучения социальным навыкам детей с РАС / А. А. Нестерова, Р. М. Айсина, Т. Ф. Суслова // Образование и наука. — 2016. — № 2. — С. 145-155.

4. Симсон, Т.П. Психология аномального развития ребенка: хрестоматия: в 2 томах / Ред. В.В. Лебединский, М.К. Бардышевская. - Москва: ЧеРо: Издательство Московского университета: Высшая школа, 2002. - С. 394412.

5. Скотт Беллини. Построение социальных отношений: системный подход к обучению навыкам социального взаимодействия детей и подростков с аутизмом и другими социальными трудностями. -Изд.: Учебники ААПК (12 ноября 2007 г.) - 315 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.