УДК 378.016: 316.6
DOI: 10.18101/1994-0866-2018-1-21-29
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Маланов Иннокентий Александрович
доктор педагогических наук, доцент Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а E-mail: [email protected]
© Иванова Анастасия Васильевна
магистрант,
Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а E-mail: [email protected]
Современное общество построено на взаимодействии людей друг с другом. Для успешного существования в цифровом мире необходимо не просто уметь общаться с окружающими, но и работать с ними, контактировать, находить общий язык как в каждодневном общении, так и в процессе реального сотрудничества. Быть уверенным в своих действиях, уметь высказывать свое обоснованное мнение и принимать взвешенные решения — это те качества, которые не преподают как учебный материал. Однако в контексте компетентност-ного подхода усвоение многих социальных умений становится возможным.
Ключевые слова: информатизация; социализация; социальная компетентность; ситуация; адаптация; метод проектов; развитие личности; этапы проектной деятельности.
Современное постиндустриальное общество основано на информации. Информационный поток меняется ежедневно с большой скоростью, общество создает новые приоритеты и необходимо быть в постоянном развитии. Потому для построения дальнейшей жизни, карьеры, а также грамотной адаптации в таком обществе выпускникам вузов необходимо уметь быстро находить и усваивать большое количество информации, делать выводы и принимать основанные на них решения.
В образовательном процессе одним из важных факторов для устранения проблем информатизации и социализации выпускников, их умения находить и использовать необходимую информацию, включаться в процессы, происходящие в обществе, является усвоение социальной компетентности. Это «система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств» [7]. Это соответствие конкретного человека условиям и возможностям, предоставляемым конкретным обществом.
Однако многие факторы свидетельствуют о недостаточной подготовленности учащихся к взаимодействию с изменяющейся социальной средой, об их неуверенности в собственных силах и низком уровне компетентности в решении возникающих перед ними социальных проблем. Вследствие этого возникает необходимость поиска средств и способов целенаправленной подготовки учащихся к вхождению в сложную социальную среду, которые помогут им адаптироваться и успешно функционировать в социуме. В данном контексте развитие социальной компетентности учащихся становится одной из приоритетных задач современной системы образования [12].
Формирование социальной компетентности в учебном процессе соотносится с глобальной целью образовательной системы — развитием личности обучающего, его интеллектуальных, эмоционально-волевых и таких личностных качеств, как целенаправленность, ответственность, гу-
манность, толерантность, гражданственность и т. д. И для качественного воздействия необходимо выбрать технологию, позволяющую усваивать основные моменты социальной компетентности в контексте любой дисциплины, — конкретный метод, применяемый для усиления прикладного, практического характера процесса обучения. В нашем случае это метод проектов как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [8]. Метод проектов — это технология по созданию проектов и совместная креативная и продуктивная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения проблемы [6].
Если углубиться в историю возникновения метода проектов, то он не является принципиально новым в мировой педагогике, но его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI в. как метод, предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Метод возник еще в начале прошлого столетия в США, его также называли методом проблем. Теоретическая основа метода проектов — это «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859-1952). Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются «проблематизация учебного материала; познавательная активность ребенка; связь обучения с жизненным опытом ребенка; организация обучения как деятельности (игровой, трудовой)» [2].
Метод проектов заинтересовал русских педагогов еще в начале 20-го столетия. В 1905 г. в России именно под руководством С. Т. Шацкого был создан небольшой кружок, состоящий из научных деятелей, которые своей целью ставили активное использование метода проекта в преподавании. Данный метод в преподавании также пропагандировали Л. К. Шлегер и А. У. Зеленко.
При советской власти эти идеи стали широко внедряться в процесс обучения школьников, однако в 1931 г. получил запрет на применение. И лишь через несколько десятилетий метод проектов вновь приобрел актуальность. В настоящее время метод проектов в практике образования применяется активно, потому что он успешно решает не только учебные
задачи, но и воспитательные, которые также являются важнейшими составляющими процесса обучения. Существует множество различных статей о методе проектов как инновации, как эффективного метода усвоения и закрепления знаний. Большинство разработок исследований проводится в области практического применения этого метода в дошкольном и общем образовании (Е. С. Полат [10], Н. Е. Веракса [3], Л. С. Киселева [11] и др.).
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то она предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных моментов, творческих по своей сути. Данная технология включает в себя несколько этапов (табл. 1) [9].
На каждом этапе метода проектов и студенты, и преподаватель выполняют определенные действия. Например, преподаватель уже не просто вещает, а исполняет скорее роль модератора, наставника, соблюдая определенные правила и требования:
• умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
• владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу студентов;
• переориентация всей учебно-воспитательной работы студентов по своей дисциплине на приоритет разнообразных индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого планов;
• владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;
• способность генерировать новые идеи, направить студентов на поиск путей решения поставленных проблем;
• умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый положительный эмоциональный настрой;
• владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером);
• умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов [5].
Таблица 1
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектами Содержание работы Деятельность студента Деятельность преподавателя
1. Планирование Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы Уточняют информацию. Обсуждают задание Мотивирует студентов. Объясняет цели проекта. Наблюдает
2. Подготовка проекта Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает
3. Выполнение проекта Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе)
4. Защита проекта Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта Защищают проект Участвует в коллективном анализе проекта
5. Оценка проекта Оценка результатов Участвуют в коллективной оценке результатов проекта Принимает участие в оценке результатов проекта
6. Рефлексия (по ходу выполнения работы и по теме проекта) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо)
Рассказ о понимании проекта, о выбранном пути решения проблемы Кратко, но достаточно полно рассказывают о постановке и решении задач проекта, выборе формы презентации проекта Наблюдает, обобщает, резюмирует
Студенты же выполняют определенные задания, стараясь соответствовать тем рамкам, в которые их ставят условия проектной деятельности:
• знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);
• владение компьютерной грамотностью, что предполагает умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться компьютерной телекоммуникационной технологией, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;
• владение коммуникативными навыками;
• умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным дисциплинам для решения познавательных задач.
Как видно, требования к участникам проекта достаточно высоки, хотя их можно дополнить и некоторыми «правилами хорошего тона», без чего групповая работа просто невозможна. К ним, думается, следует отнести прежде всего:
- доброжелательность при всех обстоятельствах; обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки; взаимопомощь в работе;
- тщательность и добросовестность в выполнении работы, особенно если она носит характер исследования;
- полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.
Все эти правила и требования, казалось бы, не играют большой роли, однако же эти действия закрепляются у студентов в подсознании тем сильнее, чем чаще применяются на практике. Метод проектов — один из интерактивных методов, которые позволяют включать обучающихся в мыслительную, творческую деятельность для развития самостоятельной и коллективной работы, коммуникационных навыков, инициативности, умения добывать информацию из всех доступных источников и умения использовать ее как для себя, так и для работы всей группы. Он позволяет достигать общих целей, что и является компонентами усвоения социальной компетентности. И все это в ходе учебного процесса. Метод проектов позволяет решать проблемы, как уже говорилось, максимально приближенные по условиям к реальным ситуациям. Студент пробует разные социальные роли: кто-то становится лидером, кто-то — генератором идей, кто-то быстро адаптируется в хоть и искусственно созданных, но стрессовых условиях, когда необходимо принимать ответственность не только за себя, но и за остальную часть группы, а кто-то впервые пробует самостоятельно решить проблему без посторонней помощи. Апробация этих ролей позволяет обучающимся не только получить знания в своей области или найти решение проблемы по заданной теме, но и понять, насколько он может использовать свой потенциал в будущих реальных ситуациях с настоящими проблемами и применить свои навыки максимально правильно.
Литература
1. Активные методы обучения — способ самореализации ученика на уроке // Факультет интерактивного обучения образовательного портала «Мой университет» [Электронный ресурс]. URL: http://moi-amour.ru/publ/stati_ehkspertov_po_amoim/uchashhiesja_i_amo/aktivnye_meto dy_obuchenij a_sposob_samorealizacii_uchenika_na_uroke/139-1-0-7 (дата обращения: 01.12.2017).
2. Антипова И.Н. Метод проектов — один из способов реализации ФГОС [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/ administriro-vanie-shkoly/library/2016/10/30/metod-proektov (дата обращения: 20.02.2018).
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: пособое для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 112 с.
4. Добросмыслова С. Н. Организация учебно-воспитательного процесса в вузе по формированию социальной компетентности студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 4-1. С. 195-199.
5. Интерактивные методы, формы и средства обучения: метод. рекомендации. Ростов н/Д., 2013. С. 34.
6. Кузина И. В. Проект и проектная деятельность: метод. рекомендации [Электронный ресурс]. URL: http://pionerov.ru/assets/ downloads/mc/recommendations/PPD.pdf (дата обращения: 20.02.2018).
7. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001 [Электронный ресурс]. URL: ttps://vocabulary.ru/ termin/socialnaja-kompetentnost.html (дата обращения: 20.02.2018).
8. Малинина И. А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2011. №11, Т. 2. С. 166-168. URL: https://moluch.ru/archive/34/3909 (дата обращения: 12.01.2017).
9. Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология [Электронный ресурс] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 6-8. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6151 (дата обращения: 21.12.2017).
10. Полат Е. С. Проектная методика // Иностранные языки в школе. 2000. № 2.
11. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт.-сост. Л. С. Киселева [и др.]. 3-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. 96 с.
12. Учурова С. А. Развитие социальной компетентности в образовательном процессе (на примере уроков немецкого языка и обществознания). Екатеринбург, 2011. С. 4.
DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF PROJECT ACTIVITIES
Innokentiy A. Malanov
Dr. Sci. (Pedagogic), Prof.
Buryat State University
24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia
E-mail: [email protected]
Anastasiya V. Ivanova
Cand. for a Master's Degree,
Buryat State University
24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia
E-mail: [email protected]
Our society is built on the interaction of people with each other. But it is necessary for a successful existence in modern world not only to be able to communicate with others, but also to work with them, to contact, to find a common language not only in everyday communication, but also in the process of cooperation. Being confident in own actions, being able to express own informed opinion and make informed decisions are those qualities that are not taught as educational material. However, in the context of a competence approach, training of many skills becomes possible. Keywords: informatization; socialization; social competence; situation; adaptation; project method; personality development; stages of project activity.