УДК 373
КОРЕПАНОВА Марина Геннадьевна
Музей истории Каракулинской школы Удмуртская Республика, Россия [email protected]
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ: ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ И ОПЫТ РАБОТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Автор выделяет особенности образовательного и воспитательного процесса в сельской школе, в результате которого формируется социальная активность сельского школьника. Дается определение понятия социальной активности с точки зрения педагогической науки, делается акцент на то, что для развития социальной активности в сельской школе нужно создать педагогические условия. Социальное становление подростка в сельской местности отличается от становления городского подростка. Это также является предметом обсуждения исследователей вот уже на протяжении почти двух столетий. Еще в XIX веке педагоги-исследователи отмечали особую роль экскурсии и школьного музея в процессе становления сельского школьника, современные ученые отмечают роль музея в процессе развития социальной активности подростков. Исследований, посвященных развитию социальной активности сельских школьников, не очень много, поэтому данная статья представляет интерес. Одним из условий развития социальной активности является деятельность школьного музея, направляемая руководителем. Системообразующим фактором работы педагога является интеграция учебной, внеучеб-ной и внешкольной деятельности, которая дает результаты.
Ключевые слова: сельская школа, социальное становление подростка, роль музея, внеучебная и внешкольная деятельность,
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-166-172 Marina G. KOREPANOVA
Museum of History of Karakulinskaya School Udmurt Republic, Russia [email protected]
DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS IN RURAL SCHOOLS: REVIEW PUBLICATIONS AND PROFESSIONAL EXPERIENCE OF RESEARCHER
The author highlights the features of the educational and training process in the rural school, which is formed as a result of social activity of the rural students. The definition of the concept of social activity in terms of pedagogical sciences focuses on what it takes to create pedagogical conditions for the development of social activity in the rural school. Social formation of the teenager in a rural area characterized by the formation of the urban teenager. It is also a subject of discussion of researchers has for almost two centuries. Back in the XIX century, teachers-researchers have noted the special role of trips and school museum in the making of the rural students, modern scholars have noted the role of the museum in the process of development of social activity of teenagers. Research on the development of social activity of rural students is not very much, so this article is of interest. One of the conditions of development of social activity is the activity of the school museum, directed by supervisor. The backbone of the work of the teacher factor is the integration of academic, extra-curricular activities that produce results.
Keywords: rural school, social formation of teenager, role of museum, extra-curricular activity
Вступление. Социальную активность определяют как деятельность, мотивированное участие индивидов в преобразовании объективных социальных условий, в таком их изменении, которое способствует более полному достижению интересов и удовлетворению способностей [3].
Исследователи в области теории образования определяют развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение необходимых им для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Последнее определение социальной активности представляется более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени [10].
Для современной педагогической науки проблема формирования социальной активности подрастающего поколения является особо значимой и неизменно находится в центре внимания общества и государства. Именно социальная активность является одним из важнейших качеств личности, которое формируется в деятельности, отличающейся общественно значимыми мотивами и дающей общественно-полезный результат [11].
Основная часть. Типология школ. Предметом нашего исследования являются педагогические условия развития социальной активности именно сельских школьников, поэтому, рассмотрев типологию школ, в которых в минимальной степени представлена деятельность сельских школ, мы обозначим некоторые их особенности, которые объясняют актуальность обсуждаемой проблемы, с одной стороны, а с другой - позволяют сосредоточить внимание на некоторых формах организации воспитательно-образовательной деятельности учреждений, находящихся на периферии.
Итак, школа - социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства [5, с. 164].
Педагогический словарь [М., 2005] представляет следующую типологию школ: «школа демократическая», «школа как культурно-образовательное пространство», «школа как развивающаяся система», «школа как функционирующая система», «Школа, русская национальная», «школа труда», «школа учебы», «школа малокомплектная», «школа воскресная» и др. [5, с. 166].
Авторы словаря не предполагают деление школ на городские и сельские. Лишь при характеристике малокомплектных школ отмечается, что они открываются, как правило, в сельской местности. Иными словами, сельская школа как образовательный институт остается вне поля зрения авторов.
Лингводидактический энциклопедический словарь [8] дает не менее пространную классификацию школ, которую мы оформили в таблицу (см. табл. 1).
Таблица 1Школа как учебно-воспитательное учреждение
Table № 1. School as educational institution.
№№ Название типа школы Критерии отнесенности
Гимназия
1 Лицей Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Уровень развития познавательных потребностей
2 Государственные / частные Характер финансирования
3 Общеобразовательные / профессиональные Характер сообщаемых знаний
4 Начальные общеобразовательные, основные общеобразовательные, полные общеобразовательные Полные профильные Уровень даваемого образования
5 Мужские, женские, совместное обучение Пол обучающихся
6 Светские, конфессиональные Отношение к религии
В данной классификации не наблюдается деления школ на городские и сельские, между тем сельские школы переживают несколько иные проблемы, чем городские.
Условия функционирования сельских школ. Анализ опыта работы в сельской школе позволяет нам утверждать, что по сравнению с культурно-образовательным потенциалом города село ограничено в своих возможностях влияния на социальное становление подрастающего поколения. Дом культуры или клуб, библиотека, стадион - вот набор, определяющий активность социальной жизни населения, в том числе школьников. Изучение публикаций, посвященных данной проблеме, позволило выявить некоторые особенности, представляющие интерес для решения задач нашего исследования.
Например, Л.П. Белова отмечает сложные проблемные условия функционирования сельских школ [1].
Первое из них - это сложные социальные и экономические условия.
Деятельность сельской школы всегда неразрывно связана с жизнедеятельностью села. Неблагоприятное положение дел в сельском секторе привело к резкому снижению уровня жизни большинства сельских жителей. Многие лучшие работники из деревни уехали или сменили род занятий. Эти последствия негативным образом сказались на положении дел в сельской школе. Сегодня в лице семьи сельская школа не всегда имеет надежного партнера в воспитании и развитии детей. Поэтому школа как воспитательный институт всегда осознавала жизненную потребность в укреплении отношений с семьей и преобразовании, оздоровлении семьи.
Следующее условие - это недостаточная укомплектованность кадрами, текучесть кадров. Это привело к тому, что в сельской школе большую часть на сегодня составляют учителя пенсионного возраста. Скудные бюджеты сельских администраций не позволяют оплачивать жилье молодым специалистам. Кроме того, существующая заработная плата начинающих учителей не обеспечивает элементарного существования, не говоря уже о непривлекательности учительского труда в условиях кризиса социокультурной сферы [1].
Отметим сложные условия, с которыми сталкиваются педагоги в процессе духовно-нравственного развития личности школьников. Педагоги городских школ формируют духовно-нравственные качества подрастающего поколения с помощью экспозиций городских и федеральных музеев, фондов библиотек, занятий патриотических клубов, досуговых центров и др. С родителями дети посещают кинотеатры, концертные залы, выставки, участвуют в культурной и социальной жизни города.
В условиях сельской местности такие возможности крайне ограничены, особенно в удаленных от города местах. Не каждый учитель способен организовать выезд в город даже один
раз за учебный год, так как возникают проблемы с поиском транспорта, его оплатой (в основном - за счет родительских средств), оформлением необходимой документации.
Для выезда автобуса с детьми в город из села необходимо оформить пакет документов, гарантирующих здоровье и безопасность детей в пути, подписать его в органах ГИБДД. При этом сотрудники ГИБДД должны быть уверены в исправности транспортного средства. На автобусе должен быть установлен тахограф. Еще одно требование - движение автобуса по трассе должно производиться только во время светового дня, осенью и зимой это очень короткий промежуток времени, не позволяющий реализовать планы на поездку в город.
Опыт показывает, что некоторые дети выезжают в город с родителями, но далеко не всегда посещают библиотеки, музеи, выставки.
Л.П. Белова выделяет противоречия в работе сельской школы между:
- возрастающими требованиями к уровню и качеству общеобразовательной, сельскохозяйственной, общекультурной, нравственной подготовки подрастающего поколения и ограниченностью образовательных возможностей сельской школы, ее социокультурного окружения;
- необходимостью вариативности организации сельской школы на основе возрождения и воссоздания народной духовности и культуры, чувства патриотизма и отсутствием инфраструктуры для духовно-нравственного развития личности.
Исследователи видят решение данных проблем и противоречий в поиске концептуальных оснований и организационных форм для сельской школы, соответствующих, с одной стороны, современным задачам возрождения и развития села, с другой - отражающих культурную специфику и традиции сельского социума [1].
Решение проблем и противоречий сельских школ. Социальные ценности и нравственные отношения сельского школьника существенно зависят от социально-педагогических ориентаций - микросреды его преимущественного общения, для которого характерна большая длительность и частота контактов с малым кругом одних и тех же учителей, как во время уроков, так и после. Чаще всего сельская школа может предложить детям занятия предметных кружков, спортивных секций и других форм внеучебной деятельности, которые ведут те же самые учителя. В силу этого социокультурное пространство сельского ребенка отличается повышенным дефицитом разнообразия в общении, чрезмерным влиянием телевизионных образцов на поведение, язык и культуру речи [1].
Г.Е. Котькова в своих публикациях отмечает, что выход из сложившейся ситуации заключается в роли сельской школы как социокультурного центра. Сельская школа обладает не менее богатым арсеналом средств развития социальной активности молодых людей: занятия предметных кружков, спортивных секций, художественной самодеятельности. Автор подчеркивает роль сельского учителя (или учительства), призванного выполнять социальные функции помимо чисто профессиональных, образовательных.
Вместе с тем, как бы ни вкладывали педагоги энергию, знания, они не в силах вывести контингент учащихся за пределы микросреды. Круг общения как учителей, так и учеников ограничен. Дефицит разнообразия в общении и общественно-направленных видах деятельности учащихся компенсируется пассивным созерцанием телепередач, виртуальным общением [7, с. 231-236].
Между тем в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [М., 2009] обозначен принцип, который гласит: «Социализация и своевременное социальное созревание ребенка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающихся о тех или иных ценностях, но открывает перед ними возможности для нравственного поступка [6].
В свое время В.В. Вахтерев (XIX в.) подчеркивал эту же мысль: «Ученик развивается не только тогда, когда он читает или слушает учителя, но и тогда, когда он так или иначе реагирует на то, что видит и слышит. Ученик развивается, когда он сам действует» [2, с. 523].
Вместе с тем В.В. Вахтерев отмечал, что при перечислении преимуществ города «...дети указывают на театр, на близость церквей, некоторые указывают на библиотеку и хорошие школы, один указывает на дворцы и этим исчерпывают все преимущества города» [2, с. 535].
Это положение обусловливает возможность организации досуга школьника таким образом, что он получит не меньшее развитие, чем городской школьник. При этом нельзя не учитывать уникальность природных пейзажей, многих других достоинств деревенской жизни. Они также являются существенным ресурсом духовно-нравственного развития ребенка.
Одним из направлений внеурочной деятельности школьников является посещение школьного музея, общение с историей, культурой, традициями народа через экскурсии.
В.В. Вахтерев указывал, что «экскурсии влияют не только на умственное развитие. Уже одно сближение, какое они вызывают между учителями и учащимися, должно было служить достаточным стимулом, чтобы возможно чаще практиковались подобные экскурсии» [2, с. 543].
Такое сближение предполагает деятельность - мыслительную, интеллектуальную, творческую, такую, которая повлечет за собой движение души и приведет к физической деятельности. Под влиянием посещения школьного музея учащиеся добровольно включаются в поисковую работу, по ее результатам разрабатывают проекты и исследовательские работы, проводят встречи с интересными людьми.
О необходимости научной разработки педагогики крестьянской среды указывал в 30-е годы XX в. С.А. Рачинский, глубоко исследовавший проблемы развития личности сельских школьников с учетом всех влияний окружающей среды [9].
Возвращаясь к содержанию Концепции духовно-нравственного развития, отметим, что ключевыми словами являются: «добровольное, посильное включение в решение проблем взрослых», «действие/ деятельность». Эту же мысль высказывает Н.И. Дереклеева [4], которая отмечает, что оценка состояния духовно-социальной активности личности предполагает наличие результатов работы на разных уровнях (см. табл. 2).
Таблица 2. Содержание результатов работы на разных уровнях
Table № 2. The content of the results of work at different levels.
№№ Уровень Содержание
1 Знаниевый Получение знаний
2 Уровень ценностного отношения Умение оценивать то или иное действие, событие, явление
3 Уровень компетентностной основы Получение школьниками опыта социального действия. Этот уровень действия для людей и на людях. Только тогда занятия будут направлены на развитие
Если мы проанализируем факты реальной педагогической действительности (см. табл. 1), то можем констатировать положительный факт. С одной стороны, имеет место создание при сельских школах школьных музеев, которые, безусловно, вносят вклад в социальное становление школьников. С другой стороны, если проанализировать содержание деятельности одного из школьных музеев, то выясняется, что она замыкается на себе. Лозунг «Для людей и на людях» не реализуется. Дети заняты поиском информации, ее анализом, обобщением, презентацией. Но это не есть «включение в решение проблем взрослых». Даже краткий анализ существующих проблем социального характера позволяет констатировать:
1. Социальные проблемы: безработица, пьянство, моральная деградация некоторых представителей взрослого населения являются причиной снижения жизненного уровня многих детей, изъятия их из семьи и поселения в детские приюты.
2. Отсутствие в муниципальных образованиях финансирования для организации уборки территории общественных и ритуальных мест: территории вокруг церкви, территории кладбища, территории Мемориала памяти павших.
3. Недостаточное количество обслуживающего персонала в ЦСОН для оказания необходимой помощи больным и пожилым людям.
4. Необходимость оказания помощи пожилым людям, ветеранам труда при выполнении сезонных работ (помочь вскопать огороды, убрать урожай).
В ходе работы по данной проблеме установлено, что специальных исследований, посвященных развитию социальной активности сельских школьников, немного. В литературе приведено описание ограниченного количества образовательных учреждений, являющихся активным субъектом социальной жизни. В диссертационных исследованиях и монографиях мы не выявили концептуальных идей, обобщающих опыт социально-активных школ в сельской местности.
Из опыта работы по развитию социальной активности учащихся Каракулинской общеобразовательной школы. Для развития социальной активности сельских школьников необходимо создать особые педагогические условия. Под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, которые способствуют эффективному развитию социальной активности сельских школьников. Одним из важных условий является вовлечение подростков в непосредственную целенаправленную социально полезную деятельность;
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и др.), понимания социальной реальности и повседневной жизни, а также формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом проис-
ходит в рамках реализации Программы духовно-нравственного развития учащихся 8-11-х классов, которая предусматривает следующие направления работы:
• разработку и апробирование экскурсионно-туристических маршрутов по теме «Памятники истории и культуры моего края».
• проведение поисково-исследовательской работы по изучению природного и культурного наследия своего края;
• разработку и реализацию социально значимых ученических проектов:
• изучение родословных и традиций в семьях школьников.
Для того чтобы информация об истории и культуре родного края была доступна всем, был разработан социальный проект «Ожившая история», который позволил сопровождать экскурсии театрализованными представлениями, импровизацией событий истории и культуры села Каракулино. Для этого школьникам пришлось изучить не только историю и культуру своего народа, но и его быт, костюмы, забытые традиции, особенности диалекта.
Следующее условие - приобщение сельских подростков к активной поисково-исследовательской краеведческой деятельности.
Особенностью школьных музеев является их краеведческий характер, то есть они изучают преимущественно частные события и явления, связанные с историей и природой, культурой конкретного села, поселка, деревни. Поэтому к школьным музеям исторического профиля могут быть отнесены как музеи, изучающие историю города, села, деревни, так и музеи, изучающие историю школы. Но школьный музей может изучать жизнь и творчество знаменитых писателей, родившихся и живших в данной местности, но мало известных или незаслуженно забытых.
Музей образовательного учреждения - это результат целенаправленной творческой поисково-исследовательской и собирательской работы актива учащихся. Деятельность музея во многом зависит от того, насколько способен актив учащихся вести систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, просветительскую работу. Принимая участие в работе своих музеев, ребята бережно, страница за страницей «читают» героическую историю нашей страны открывая новые или забытые строки народного подвига.
В рамках эмпирического исследования проводится цикл занятий краеведческого кружка на базе Каракулинской средней общеобразовательной школы Удмуртской Республики.
Занятия проводятся по специально разработанной программе «Прошлое и настоящее нашего края», которая знакомит старших подростков с историей и культурой своей малой родины.
В соответствии с программой был создан актив Музея истории Каракулинской школы, который занимается поисковой деятельностью. Поисковая деятельность объединения имеет разные направления:
• изучение традиций, истории и культуры своего края, своего народа;
• изучение истории и традиций Каракулинской школы;
• поиск информации об участниках Великой Отечественной войны - жителях села Каракулино, учителях и выпускниках школы предвоенных и военных лет.
Изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе.
По итогам поисковой работы учащимся предлагается выполнить творческие и исследовательские работы. Предметом исследования становятся традиции и культура, храмовые сооружения района, памятники природы, истории, культуры края, события и человеческие судьбы.
В ходе работы происходит интеграция учебной, внеучебной и внешкольной деятельности. Особенностью образовательного процесса в сельской школе является то, что в селе все знают друг друга, находятся на виду у всех и поэтому быстрее могут быть оценены.
Учебная деятельность предполагает работу педагога и школьников по развитию социальной активности на уроке. Этой проблеме посвящены все темы урока «Краеведение» в рамках учебного предмета «История культуры народов» (7-8-й класс), темы, касающиеся событий взаимоотношений людей, истории, культуры родного края на уроках истории, обществознания (9-11-й класс).
Например, на уроке краеведения в 8-м классе в ходе изучения темы «Развитие профессиональной медицины в Удмуртии во второй половине XIX века» проводится параллель с развитием медицины в Каракулинском районе в этот период. Именно на рубеже XIX-XX вв/ в селе
Каракулино строится здание больницы, которая в те времена считалась лучшей в Сарапуль-ском уезде, а сейчас является памятником архитектуры Удмуртии. Строилась она по инициативе и под личным руководством земского врача М.С. Гиршкевича, который умер от разрыва сердца во время операции в годы Первой мировой войны, похоронен в селе Каракулино.
Этот материал изучается в рамках внеучебной деятельности, учащиеся знакомятся с сохранившейся схемой постройки больницы, технологией, которая позволяет зданию быть действующим до сих пор. Они формируют для себя образ врача-патриота, жертвующего собой ради благополучия общества. Некоторые продолжают исследования в районном музее, в Интернете. Проводится исследовательская работа, об итогах докладывается на научной конференции.
Внешкольная деятельность. Учащиеся идут на экскурсию в здание больницы, их интересуют особенности внутреннего оформления здания конца XIX в. В ходе посещения обратили внимание на то, что некоторым больным (пожилого возраста) необходима их помощь: сходить в магазин, в аптеку, помочь одеться и выйти на улицу погулять (с разрешения врача). Некоторые школьники (с разрешения родителей) стали ходить в больницу, оказывать несложную помощь нуждающимся. Многие из них одновременно получили первичные навыки медицинского работника, смогли определиться с выбором профессии.
На уроке истории в ходе изучения темы «Гражданская война» обучающиеся узнают, что территория Удмуртии и Каракулинского района неоднократно становилась ареной боевых действий армий Колчака и Азина. У учащихся формируются представления о гражданской войне как о самой братоубийственной и кровопролитной, обсуждаются законы взаимоотношений людей, ведущие к гражданской войне.
Во время занятий краеведческого кружка школьники занимаются вопросами истории гражданской войны в крае. Документальные источники и воспоминания очевидцев сохранили много фактов пыток и издевательств над людьми как красными, так и белыми («Баржа смерти», камеры пыток, расстрелы семей сочувствующих). На улице села, которая попала под зону затопления, стоит небольшой заброшенный обелиск, посвященный жертвам гражданской войны.
Актив музея вышел с инициативой ко всем учащимся школы о том, чтобы благоустроить сквер у обелиска, вырубить кустарники и сорняки. Теперь каждую весну школьники приводят в порядок сквер и обелиск.
Умения и навыки, приобретенные учащимися во внеучебной и внешкольной деятельности, помогают им на уроке, при выполнении интерактивных заданий. Например, учитель просит провести виртуальную экскурсию по изученной теме. Те учащиеся, которые приобрели эти навыки во внеучебной и внешкольной деятельности, справляются с заданием значительно быстрее и качественнее, они быстро находят ключевые позиции, на которые необходимо обратить внимание при отборе материала, выстраивают межпредметные связи, создают необходимый продукт, а значит, лучше усваивают материал.
Итак, основной критерий развития социальной активности личности - это уровень сформированности гражданственности, патриотизма в целом, духовной культуры общества и отдельной личности, проявляющийся в мировоззрении, в системе ценностей, в социально значимом поведении и деятельности на благо Отечества.
Заключение. Как видим, решая проблемы воспитания на селе, сельская школа играет системообразующую роль в сознании воспитывающей среды, в духовном единении всех общественных формирований, семьи, сообществ, учреждений культуры, трудовых коллективов в социализации детей, в духовном и физическом возрождении села.
Соответственно, профессиональная деятельность учителя села выходит за пределы школы, так как она связана не только с обучением и воспитанием школьников, но и с активным преобразованием сельской среды в целом. В этой связи сельский учитель невольно выполняет социальную функцию, к которой, естественно, его надо готовить. Тем более, сегодня тенденция к расширению и укреплению взаимодействия школы с жизнью, социальными институтами - семьёй, учреждениями культуры, местными советами - стала велением времени. Педагог выступает как учитель, как сотрудник и партнер, как создатель развивающей среды.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Белова Л.П. Социальная активность сельской школы / Л.П. Белова Монография // Вестник ТОГИРРО. - Тюмень. - 2010. - №1 (7). - 150 с.
2. Вахтеров В.В. Основы новой педагогики: Антология педагогической мысли России второй половины 19 - начала 20 в. / В.В. Вахтеров. - М.: Педагогика, 1990.
3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 10-11классы / Савченко М.Ю., Артюхова И.С. - М.: ВАКО, 2006.
5. Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) // Вестник образования. - Сент. 2009. - № 17. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] -www.vestnik.edu.ru/proect.html]
7. Котькова Г.Е. Сельская школа - социокультурный центр: особенности образования, традиции, трудности / Г.Е. Котькова // Народное образование. - 2010. - № 1.
8. Лингводидактический энциклопедический словарь. - М., 2007.
9. Рачинский С.А.Заметки о сельских школах: Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / Рачинский С.А. // - М.: Педагогика, 1990. - 608 с.
10. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
11. Эрик С.Ф. Актуальность проблемы формирования социальной активности подростков в процессе художественно-эстетической деятельности. - Нижневартовск: НГГУ, 2013.
REFERENCES
1. Belova L.P. Social'naja aktivnost' sel'skoj shkoly. [The Social activity of the village school]. L.P. Belova . Herald of TOGERA., No. 1 (7). Tyumen, 2010. 150 p.
2. Vakhterov V. V., Osnovy novoj pedagogiki: Antologija pedagogicheskoj mysli Rossii vtoroj poloviny 19 - nachala 20 v.v [The foundations of a new pedagogy: the anthology of pedagogical thought of Russia in the second half of the 19th and early 20th c. V.V. Vakhterov]. M.: Pedagogika, 1990.
3. Vishnyakova S.M. Professional'noe obrazovanie. [Professional education] . M: SMC SPO. 1999. 538 p.
4. Dereliev N.I. Spravochnik klassnogo rukovoditelja 10 -11klassy. [Handbook of the class teacher 10 -11 классы. Savchenko M.Y., Artyukhova I.S.]. M.: WACO, 2006.
5. Kodzhaspirov A.Y. Slovar' po pedagogike. [Dictionary of pedagogy]. IKTS "March", 2005.
6. The concept of spiritually-moral development and education of the person citizen of Russia. Project (Danyluk A.Y., Kon-dakov A.M., Tishkov V.A.). Journal of education. No. 17. September 2009. Official informational publication of the Ministry of education and science of the Russian Federation - Available at: www.vestnik.edu.ru/proect.html
7. Kotkova G.E. Sel'skaja shkola - sociokul'turnyj centr: osobennosti obrazovanija, tradicii, trudnosti. [Rural school - socio-cultural center: education, traditions, difficulties. G.E. Kotkova] . Narodnoe obrazovanie, No. 1. 2010.
8. Didactic encyclopedic dictionary. M., 2007.
9. Raczynski S.A. Zametki o sel'skih shkolah: Antologija pedagogicheskoj mysli Rossii vtoroj poloviny XIX - nachala XX v.v. [Notes on rural schools: the anthology of pedagogical thought of Russia in the second half of XIX - early XX centuries. Raczynski S.A.]. M. : Pedagogika, 1990. 608 p.
10. Kharlamov I.F. Pedagogy. M.: Gardariki, 1999. 520 p.
11. Eric S.F. Aktual'nost' problemy formirovanija social'noj aktivnosti podrostkov v processe hudozhestvenno - jestetich-eskoj dejatel'nosti. [The problem of formation of social activity of adolescents in the process of artistic and aesthetic activities]. Nizhnevartovsk, NGGU, 2013.
Информация об авторе
Корепанова Марина Геннадьевна, учитель истории и обществознания, организатор работы Музея истории Каракулинской школы, Удмуртская Республика, Россия
Получена: 03.12.2016
Для цитирования статьи: Корепанова М. Г., Развитие социальной активности учащихся в сельской школе: обзор публикаций и опыт работы исследователя. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 6. Часть 2. с. 166-172. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-166-172.
Information about the author
Marina G. Korepanova, Teacher of history and social sciences, Organizer of the Museum of History of Karakulinskaya School, Udmurt Republic, Russia
Received: 03.12.2016
For article citation: Korepanova M.G., Razvitie social'noj aktivnosti uchashhihsja v sel'skoj shkole: obzor publikacij i opyt raboty issle-dovatelja. [Development of social activity of students in rural schools: review publications and professional experience of researcher]. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 2. Pp. 166-172. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-166-172. (in Russian)