ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
13-14 ноября 2015 г.
УДК 37.01:007
РАЗВИТИЕ SMART-ОБРАЗОВАНИЯ как инновационной
ТЕХНОЛОГИИ
А.А. Алетдинова, А.А. Мельниченко
Основными тенденциями в современной экономике становятся развитие информационных технологий, диффузия знаний и технологий, рост количества открытых инноваций, переход на новые формы и методы организации деятельности.Это приводит к появлению новых видов взаимодействий, частичной замене рыночной и государственной форм управления сетевой, адаптации организаций и общества, активному привлечению потребителей-стейкхолдеров, смене структуры потребностей, повышению оборачиваемости капитала и т.д.
Главная особенность современного общества состоит в сетевой логике использования информации. На первый план выходят понятия сетевых информационных потоков, сетевых структур и взаимодействия. Экономика спонтанно трансформируется в сетевую, т.е. в «непрерывно текущее пространство потоков», получая способность непрерывных обновлений. При таком информационном способе развития источник производительности в воздействие знаний на знания, что отражается в технологиях генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации [1]. Размываются и границы образовательной среды, структура ее непрерывно видоизменяется под текущие потребности общества.
Н. Кондратьев, автор модели социально-экономического развития, связал циклическое развитие с НТП (научно-техническим прогрессом) и нововведениями, которые способны инициировать переход к новому технологическому укладу. Смена последнего предопределяет неравномерный ход НТП. Российская экономика многоукладная, в настоящее время ее развитие связывают с переходом к пятому укладу (табл. 1).
Таблица 1
Основные характеристики технологических укладов
Показатель Технологический уклад
Четвертый Пятый Шестой
1 2 3 4
Период доминирования 1930 - 1980 гг. 1985 - 2035 г. С 2035 г.
Преимущества по сравнению с предыдущим технологически м укладом Массовое и серийное производство Индивидуализация и повышение гибкости производства и потребления, преодоление экологических ограничений по энерго- и материалопотреблению на основе АСУ, деурбанизация на основе телекоммуникационных технологий Энергосберегающие технологии, наноэлектроника, системы искусственного интеллекта
Трансформация экономических отношений Доминирование техноструктуры в организации Переход к сетевой интеграции организаций Переход на компонентную технологию (гетерогенная сетевая среда, Профессиональные реляционные СУБД с открытым интерфейсом)
Развитие ^ша^-образования как инновационной технологии
Продолжение табл. 1
1 2 3 4
Основной фактор роста общественной производительности труда Труд, земля, капитал, информация, предпринимательские способности Наука Инновационный человек Инновационный человек
Распространенные виды образования Классическое образование Классическое образование 8ша11-образование Классическое образование 8ша11-образование с использованием искусственного интеллекта
Ее ядро составят электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство, переработка газа и информационные услуги.
Экономические отношения трансформируются в сетевую интеграцию организаций, а основным фактором роста общественной производительности труда становится наука. Это позволяет предположить, что в условиях инновационной экономики из факторов косвенного влияния НТП становится фактором прямого.В условиях экономики знаний, компетенций и сетевого взаимодействия растет роль человеческого фактора. В шестом технологическом укладе инновационный человек станет основным фактором роста общественной производительности труда. Этот фактор значим уже и в этом десятилетии. Его опыт, накопленный знания, предпринимательские способности стали основной инновационного развития экономики.
Развитие сетевого взаимодействия обеспечило диффузию знаний, позволило населению получать дополнительное образование дистанционно [2, 3, 4]. Техническая революция дала толчок к появлению Smart-технологий, которые представлены изменениями общества, организаций, продуктов и услуг, образования, мировоззрения, в их основе лежат новации. Как отмечают Карманов М. В. и Карманов А. М., речь идет о правильном использовании практических возможностей инноваций, связанных с процессом организации жизнедеятельности человека [5].
Если классическая система образования привязана всегда географически к месту нахождения образовательного учреждения, то при смарт-образовании эти границыстираются. Происходит перенос образовательного процесса в электронную среду. Ученые, занимающиеся разработкой концепций БшаЛ-образования, используют различные подходы к его определению (табл. 2). Мы выделили следующие, как: образовательная, интеллектуальная среда; совокупность учебных заведений и профессорско-преподавательского состава, новый вид образования, развитие личности человека и формирование smart-компетенций.
Таблица 2
Подходы к понятиюэнииЧ-образования
Подходы к определению Определение Авторы
1 2 3
Образовательная, интеллектуальная среда Новейшая образовательная среда; объединение усилий преподавателей, специалистов и студентов для использования всемирных знаний и перехода к активному контенту Ширяй А. В. [6]
Создание интеллектуальной среды непрерывного развитиякомпетентностей обучающихся, включая обучение формального и неформального типов,результатом которых являютсяизменения демонстрируемого поведения путем применения приобретенных новых компетенций Дмитриевская Н. А. [7]
А.А. Алетдинова, А.А. Мельниченко
Продолжение табл. 2
1 2 3
Совокупность учебных заведений и профессорско-преподавательского состава Объединение учебных заведений и профессорско-преподавательского состава для осуществления совместной образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих стандартов, соглашений и технологий. Тихомиров В. П. Тихомирова Н. В. [8]
Новый вид образования Образование, направленное на получение качественно новых образовательных, научных, социальных и коммерческих результатов в условиях коллективного производства знаний и их множественных источников. Славин Б. Б.[9]
Развитие личности человека и формирование 8ша11-компетенций Развитие личности человека как субъекта Smart-взаимодействия, а также формирование Smart-компетентности субъектов как составной части их информационной компетентности знаний. Борисенко И. Г.[10]
Рассматривая smart-образование как образовательную, интеллектуальную среду необходимо отметить, что ее пользователями стали не только педагоги, специалисты и студенты, но и любые, заинтересованные в знаниях, лица, т. к. эта среда все больше и больше становится открытой.
В ретроспективе smart-образование видится нам открытым спривлечением к использованию искусственного интеллекта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общества, культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 129 с.
2. Милёхина О. В.,Клочков Г. А.Информационные системы как основа успешной организации в условиях знаниевой экономики //Мы продолжаем традиции Российской статистики: Материалы I Открытого российского статистического конгресса. - Ново-сибирск:Изд-во НГУЭиУ «НИНХ», 2015. - С. 247-249.
3. Клочков Г. А., Милёхина О. В., Заика М. М.О подходах к построению корпоративной системы управления знаниями // Вызовы современного мира: Доклады международной научно-практической конференции. -Новосибирск: Изд-во НГУЭиУ «НИНХ»,
2013. - С. 492-497.
4. Курчеева Г. И. К исследованию поведения потребителя «инновационного типа» // Развитие инновационной экономики в современном мире: монография. - Москва: РУПК,
2014. - С. 87-96.
5. Ширяй А. В. Smart образование в информационном обществе. - Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/ sites/mn2014/pdf/d01/s 14/s 14_018.pdf
6. Дмитриевская Н. А. Интегрированная интеллектуальная среда непрерывного развития компетенций// Открытое образование. - 2011. - С. 4-8.
7. Федулина С. Б. Инновационные процессы в образовании, связанные с развитием информационных и коммуникационных технологий. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rusnauka.com.
8. Тихомиров В. П.,Тихомирова Н. В. Smart eLearning - новая парадигма развития образования и обеспечения устойчивой конкурентоспособности страны// ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества:Материалы международной конференции -М.: Институт ЮНЕСКО. - 2012. - С. 17-19.
9. Славин Б. Б. Создание инфраструктуры смарт-региона на основе развития информационных технологий и электронного образования // Информационные системы и технологии в бизнесе.- 2013. -№ 3. - С. 72-78.
10. Борисенко И. Г. Виртуальные тенденции в глобальном образовательном пространстве: Smart-технологии // Проблемы развития общества и современное образование. -
2015. -№ 3. -С. 55-64.