позволяет совмещать традиционные, современные и актуальные методики. Конечная цель формирования лингвокоммуникативной компетентности в рамках динамического обучения иностранного языка приводит студентов к самостоятельной выработке индивидуальной тактики обучения языку и возможности помочь и научить других.
Выводы. Овладение студентом университета лингвокоммуникативной культуры ведет к расширению спектра профессиональных задач, обеспечивает конкурентоспособность специалистов на рынке труда, придает уверенность профессиональным действиям, а также является необходимым условием успешной реализации личности в социуме и залогом успешной профессиональной деятельности в будущем. Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.
Литература:
1. Темкина, В.Л. Теория и практика формирования лингвокоммуникативной культуры студентов университета: монография / В.Л. Темкина. - Самара: Изд-во Сам. гос. пед. ун-та, 2003. - 184 с.
2. Тучкова, Е.Ю. Формирование лингвокоммуникативной культуры студентов средствами ситуаций общения: автореф.дис. ... канд. пед. наук / Е.Ю. Тучкова. - Оренбург, 2011. - 24 с.
3. Фадеева, М. Ю. Социальная функция языка в формировании лингвокоммуникативной культуры / М. Ю. Фадеева // Педагогические основы филологического образования региона: сборник материалов Всероссийской конференции / отв. ред. Н. Е. Ерофеева. - Орск: Изд-во ОГТИ, 2009. - С. 103-111.
4. Blended Learning: Personalizing Education for Students. [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org/learn/blendedlearning/home/welcome.
5. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment. - Cambridge: Cambridge University Press, 2002.
6. Corporate Learning Priorities Survey, 2011. цит по: Эл.ресурс: http://www.henley.reading.ac.uk/web/FILES/corporate/cl_Henley_Corporate_Learning_Priorities_Survey_2011.pdf. Доступ: 25.01.2014.
Педагогика
УДК 797.2
кандидат педагогических наук, доцент Котляров Алексей Дмитриевич
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ 8-10 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Рост достижений в спортивном плавании, возможность успешных выступлений в крупнейших соревнованиях в значительной мере определяется постоянным совершенствованием системы подготовки квалифицированных спортсменов и в первую очередь - спортивной тренировки. Специалисты выражают единодушное мнение, что современный уровень спортивных достижений в плавании требует постоянного совершенствования методик в подготовке пловцов. Развитие скоростных способностей является важной и неотъемлемой частью в подготовке детей, занимающихся спортивным плаванием. На основе изучения содержания федерального стандарта по виду спорта спортивное плавание, программ по плаванию, особенностей тренировочного процесса, возрастных особенностей детей были выявлены особенности развития скоростных способностей детей 8-10 летнего возраста. Материалы. В статье рассмотрены результаты экспериментальной работы по развитию скоростных способностей у мальчиков 8-10 летнего возраста, занимающихся спортивным плаванием. В проведенном исследовании применялась методика, направленная на развитие скоростных способностей, с различным соотношением средств - при плавании в полной координации и по элементам (при помощи движений руками или ногами). В тренировочном процессе экспериментальной группы, было предложено следующее соотношение использования элементов плавания для развития скоростных способностей. Плавание в полной координации составило 60%, с помощью ног и рук по 20% на каждый элемент. Контрольная группа выполняла тренировки для развития скоростных способностей в соотношении - 50% плавание в полной координации, 25% -плавание с помощью движений ног и 25% плавание с помощью движений руками. Данные изменения не противоречат Федеральному стандарту спортивной подготовки по плаванию по развитию скоростных способностей. Методы. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математического анализа и статистики. Результаты. В работе показаны изменения результатов в тестах, выполняемых мальчиками-пловцами, в условиях водной среды, в условиях «суши». Выявлены достоверные различия в тесте - плавании при помощи работы ногами (на отрезке 10 метров) в группе мальчиков 8-9 лет. В остальных тестах, в двух возрастных группах (8-9 и 9-10 лет) отмечалась лишь тенденция к улучшению. Заключение. Таким образом, проведенные исследования показывают, что в тренировочном процессе по развитию скоростных способностей у пловцов 8-10 лет скоростные качества развиваются успешно как при целостном двигательном акте (плавании в полной координации), так и при плавании по элементам (при помощи движений руками, при помощи движений руками). Комплексное использование всех средств позволяет разнообразить тренировочный процесс. Можно высказать предположение, большей степени на развитие скоростных способностей влияют возраст, индивидуальное развитие, особенности характера.
Ключевые слова: спортивное плавание, пловцы 8-10 лет, скоростные способности, тренировочный процесс.
Annotation. A height of achievements is in the sporting swimming, possibility of successful performances in the largest competitions to a great extent is determined by permanent perfection of the system of preparation of skilled sportsmen and first of all - sporting training. Specialists express unanimous opinion, that the modern level of sporting achievements in swimming requires permanent perfection of methodologies in preparation of swimmers. Developing speed flairs is important and inalienable part in preparation of children, engaging in the sporting swimming. On the basis of study of maintenance of federal standard by appearance sport sporting swimming, programs on swimming,
features of training process, age-related features of children the features of developing speed flairs of children were educed 8-10 summer age. Materials. In the article experimental job performances are considered on developing speed flairs for boys 8-10 summer age, engaging in the sporting swimming. In undertaken a study the methodology sent to developing speed flairs was used, with different correlation of facilities - at swimming in complete co-ordination and on elements (through motions hands or feet). In the training process of experimental group, next correlation of the use of elements of swimming was offered for developing speed flairs. Swimming in complete co-ordination made the 60% help of feet and hands on 20% every element. A control group executed training for developing speed flairs in correlation - 50% swimming in complete co-ordination, 25% swimming by means of motions of feet and 25% swimming by means of motions hands. These changes do not conflict with the Federal standard of sporting preparation on swimming on developing speed flairs. Methods. Theoretical analysis and generalization of scientifically-methodical literature, pedagogical supervision, pedagogical testing, pedagogical experiment, methods of mathematical analysis and statisticians. Results. The changes of results are in-process shown in tests executable boys-swimmers, in the conditions of water environment, in the conditions of dry "spell". Reliable distinctions are educed in dough - swimming through work by feet (there are 10 meters on a segment) in the group of boys 8-9. In other tests, in two age-related groups (8-9 and 9-10) a tendency was marked only to the improvement. Conclusion. Thus, undertaken studies show that in a training process on developing speed flairs for swimmers 8-10 speed internalss develop successfully both at an integral motive act(swimming in complete co-ordination) and at swimming on elements(through motions hands, through motions hands). The complex use of all facilities allows to diversify a training process. It is possible to say of supposition, on developing speed flairs age, individual development, character features, influence a greater degree.
Keywords: sports swimming, swimmers 8-10 years, high-speed capabilities, the training process.
Введение. Как известно, спортивная тренировка представляет собой специализированный процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью развития и совершенствования качеств и способностей, обуславливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов, в каком либо виде спорта [8]. Готовность спортсмена к демонстрации результатов в спортивном плавании, является сложным многофакторным состоянием, в основе которого лежат технико-тактические, физические и психические предпосылки, находящиеся на оптимальном уровне развития и взаимодействия применительно к требованиям конкретной соревновательной дистанции [1].
Дальнейший рост достижений в плавании, возможность успешных выступлений в крупнейших соревнованиях в большой мере определяют постоянным совершенствованием системы подготовки квалифицированных спортсменов и в первую очередь ее основного раздела - спортивной тренировки [3]. Так же рост спортивных результатов прямо зависит от того, насколько четко будут определены пути совершенствования спортивной тренировки, насколько верным будет подход к их разработке [2, с. 23].
Цель исследования - обосновать средства и методы для развития скоростных качеств у мальчиков 8-10
лет.
Задачи исследования:
1 Проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
2 Определить динамику развития скоростных качеств у мальчиков 8-10 лет.
3 Подобрать средства и методы для развития скоростных качеств у пловцов 8-10 летнего возраста.
4 Обосновать средства и методы по развитию скоростных качеств у мальчиков 8-10 лет, занимающихся спортивным плаванием.
Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математического анализа и статистики.
Исследование проводилось на базе МБУ СШОР №7 по водным видам спорта г. Челябинска в бассейне «Планета Ариант», во время тренировочного процесса по плаванию, с сентября 2016 года по май 2017 года, В эксперименте приняло участие 20 мальчиков в возрасте 8-9 и 9-10 лет. Занятия с детьми проводились три раза в неделю, продолжительностью 45 минут.
Материалы исследования были обработаны методами математической статистики, включающими расчеты достоверности различий признаков до и после эксперимента (достоверность различий по Манна-Уитни).
Результаты и их обсуждение. В Федеральном стандарте спортивной подготовки по плаванию [10], не прописано, в каком соотношении необходимо выполнять упражнения («по элементам») для развития скоростных способностей. Поэтому, в контрольных группах мальчиков-пловцов 8-9, 9-10 лет, во время тренировки по развитию скоростных способностей «в воде», применяли следующую дифференцировку заданий: 50% плавания использовалась полная координация движений, 25% плавание при помощи ног, 25% плавание при помощи рук.
В тренировочном процессе экспериментальных групп предложено другое процентное соотношение плавания в полной координации движений и плавания по «элементам». Так, плавание в полной координации движений составило 60%, с помощью ног и рук по 20% на каждый элемент. Применяемая, во время эксперимента, методика включает в себя: большее количество заданий, выполняемых в полной координации. Скорость выполнения была 90-95% от максимальной. Между отрезками плавания по элементам следовало проплывание 50 метров в спокойном темпе. Скорость выполнения и отдых между повторениями не отличались от контрольной группы [4, с. 12].
Для оценки скоростных способностей мы использовали тесты, которые выполняются на суше и непосредственно в воде [7]. На суше проводились следующие тесты: вращение рук попеременно вперед за 10 с (кол-во повторений), бег за месте - 10 с (кол-во повторений), бег на 30 метров в максимальном темпе (с). Данное тестирование проводилось в спортивном зале бассейна. В воде испытуемые тестировались проплыванием 10-ти метровых отрезков с максимальной скоростью. Отрезки проплывались в таком порядке: 2 отрезка при помощи ног, с плавательной доской в руках; 2 отрезка при помощи рук, специальная плавательная доска в ногах; и 2 отрезка в полной координации без дополнительных плавательных средств [6]. Оценивался лучший результат. Плавательные тесты выполнялись детьми способом плавания «кроль на груди.
В начале эксперимента показатели скоростных качеств, выполняемых на «суше» и в воде, у пловцов 8-9 и 9-10 лет в опытных группах были практически одинаковыми.
На втором этапе исследования было проведено повторное тестирование показателей, результаты которых представлены в таблицах 1, 2, 3, 4.
Таким образом, было выявлено, что показатели в тестах «на суше» у младшей группы после эксперимента изменились. Так, в тесте «попеременное вращение рук» показатель по Манна-Уитни составил 10,5. Показатели в тестах «бег на месте» и «бег 30 метров» по Манна-Уитни составил 11,5. Но, показатели Бэмп остались больше икр, и считаются статистически незначимыми.
Таблица
Показатели скоростных качеств, выполняемых «на суше» у пловцов 8-9 лет, в опытных группах
после эксперимента
Тесты Показатели КГ Показатели ЭК иэмп по Манна- Уитни икр по Манна-Уитни Достоверность различий по Манна-Уитни
Попеременное вращение рук за 10с (кол-во раз) 28,31, 31, 27, 33 29, 32, 31, 28, 32 10.5 4 (Р > 0,05)
Бег на месте 10сек (кол-во раз) 43, 33, 40, 32, 30 44, 32, 38, 31, 36 11.5 4 (Р > 0,05)
Бег 30м (сек) 7.22, 7.8, 7.6, 7.99, 7.9 7.2, 7.9, 7.5, 7.87, 7.95 11.5 4 (Р > 0,05)
Примечание: КГ - контрольная группа; ЭК - экспериментальная группа; иэмп - эмперический коэффициент по Манна-Уитни; икр - критический коэффициент по Манна-Уитни; Р - достоверность результатов
В таблице 2 показаны результаты тестов «на воде» у мальчиков 8-9 лет после эксперимента. Наблюдается, что в плавании два показателя по Манна-Уитни ухудшились, и только один результат в плавании отрезков на ногах стал значительно лучше (Р < 0,05).
Таблица 2
Показатели скоростных качеств «на воде» у пловцов 8-9 лет, в опытных группах после
эксперимента
Тесты Показатели КГ Показатели ЭГ иэмп по Манна- Уитни икр по Манна-Уитни Достоверность различий по Манна-Уитни
Плавание 10м при помощи работы ног (с) 10.3;10.2, 9.8, 10.0, 9.94 9.87, 9.92, 9.76, 9.78, 9.9 3 4 (Р < 0,05)
Плавание 10м при помощи работы рук (с) 9.26, 9.43, 9.2, 8.8, 8.95 9.1, 9.3, 9.04, 8.6, 8.90 9 4 (Р > 0,05)
Плавание 10м в полной координации (с) 8.5, 8.7, 8.67, 8.54, 8.34 8.5, 8.72, 8.53, 8.27, 8.4 9.5 4 (Р > 0,05)
Примечание: КГ - контрольная группа; ЭК - экспериментальная группа; иэмп - эмперический коэффициент по Манна-Уитни; икр - критический коэффициент по Манна-Уитни; Р - достоверность результатов
В плавании при помощи работы ног показатель иэмп значительно улучшился и стал меньше критического значения. Это показывает, что в данных показателях наблюдаются статистически значимые различия.
В таблице 3, показаны результаты мальчиков старшей группы в конце эксперимента.
Таблица 3
Показатели скоростных качеств «на суше» у пловцов 9-10 лет, в опытных группах после
эксперимента
Тесты Показатели КГ Показатели ЭК Шмп по Манна- Уитни икр по Манна-Уитни Достоверность различий по Манна-Уитни
Попеременное вращение рук за 10с (кол-во раз) 34, 33, 35, 29, 30 36, 31, 32, 30, 28 10,5 4 (Р > 0,05)
Бег на месте 10сек (кол-во раз) 43, 40, 25, 28, 31 40, 38, 35, 39, 35 9 4 (Р > 0,05)
Бег 30 м (сек) 7.1, 7.4, 8.2, 8.0, 7.47 7.9, 7.0, 7.3, 7.5, 7.9 12 4 (Р > 0,05)
Примечание: КГ - контрольная группа; ЭК - экспериментальная группа; Шмп - эмперический коэффициент по Манна-Уитни; икр - критический коэффициент по Манна-Уитни; Р - достоверность результатов
Сравнивая эти показатели с теми, что были выявлены в начале эксперимента, можно отметить, что незначительные улучшения произошли только в тесте «попеременное вращение рук», и стали 10.5, но так же остаются недостоверными так, как значение больше критического значения. Остальные значения Шмп остались неизменными и равняются 9.5; 12, что больше, чем икр, поэтому так же являются недостоверными.
В таблице 4 представлены результаты тестов «на воде» после эксперимента.
Таблица 4
Показатели скоростных качеств у пловцов 9-10 лет, в опытных группа до эксперимента
Тесты Показатели КГ Показатели ЭГ Шмп по Манна- Уитни икр по Манна-Уитни Достоверность различий по Манна-Уитни
Плавание 10м при помощи работы ног (с) 8.02, 7.89, 7.78, 9.10, 8.25 8.19, 8.10, 7.54, 7.78, 8.0 8.5 4 (Р > 0,05)
Плавание 10м при помощи работы рук (с) 7.52, 7.34, 7.63, 8.02, 7.48 7.45, 7.53, 7.39, 7.50, 7.19 7 4 (Р > 0,05)
Плавание 10м в полной координации (с) 7.38, 7.0, 6.51, 7.47, 7.23 7.08, 6.78, 7.0, 7.23, 6.93 8.5 4 (Р > 0,05)
Примечание: КГ - контрольная группа; ЭК - экспериментальная группа; Шмп - эмперический коэффициент по Манна-Уитни; икр - критический коэффициент по Манна-Уитни; Р - достоверность результатов
В плавании при помощи работы ног показатель улучшился до 8.5, но по прежнему остается больше критического значения и является недостоверным. Значительное улучшение показателя произошло в плавании при помощи работы рук: Шмп =7, это значение больше икр, поэтому так же является недостоверным. И на отрезках, проплываемых в полной координации, показатели улучшились до 8.5, что является недостоверным, потому что больше критического значения.
В результате проведенных исследований было выявлено:
1 в группе 8-9 лет, в тесте - плавании при помощи работы ног на отрезке 10 метров, экспериментальная группа (по сравнению с контрольной), показала статистически значимый прирост результатов. В остальных тестах отмечалась лишь тенденция к улучшению.
- у контрольной группы в плавании при помощи ног произошли улучшения на 1%, в плавании при помощи рук время проплывания улучшилось на 3,4%, и в ускорениях в полной координации результаты возросли на 1,6%.
- у экспериментальной группы, в первом тесте при помощи работы ног прирост показателей стал 1%, во втором тесте при помощи работы рук показатели улучшились на 4%, и в плавании в полной координации результаты стали быстрее на 0,7%.
2 в группе 9-10 лет результаты остались неизменными в двух тестах «на суше», бег на месте и бег 30 метров. Остальные показатели Шмп улучшились. Так же произошел прирост личных результатов. Расчет разницы результатов в процентах выявил, что самый высокий прирост показателей наблюдается в экспериментальной группе 9-10 лет.
Наблюдаемая тенденция в приросте результатов скорости у детей наталкивает на положение о том, что тренировка по элементам плавания незначительно влияет на развитие скоростных способностей [9]. В большей степени на развитие этого физического качества влияют возраст, индивидуальное развитие, особенности характера [5, 9].
Литература:
1. Аикин, В. А. Современные аспекты спортивной тренировки в плавании за рубежом: научно-методическое пособие / сост. В. А. Аикин, Ю. В. Корягина. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. - 32 с.
2. Бачин, В. П. Возрастные особенности применения средств повышения скоростных возможностей в многолетней подготовке юных пловцов: учеб. пособие / В. П. Бачин, А. С. Франченко. - Омск: СибГАФК, 2011. - 31 с.
3. Булгакова, Н. Ж. Теория и методика плавания: учеб. для студентов вузов по направлению "Пед. образование" профиль "Физ. культура"/ Под ред. Н. Ж. Булгаковой. - М.: Академия, 2014. -320 с.
4. Котляров, А. Д. Методика совершенствования скоростной подготовки пловцов: учеб. пособие / А. Д. Котляров, Е. Ф. Орехов. - Челябинск: УралГАФК, 2000 . - 27с.
5. Котляров, А. Д. Развитие скоростных способностей у мальчиков 8-9 лет, занимающихся спортивным плаванием / А. Д. Котляров, Т. А. Комельков // Методы организации тренировочного процесса, оценки функционального состояния и восстановления спортсменов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 24-25 октября 2017 г.): в 2 т. / Под ред. д.м.н. проф.Е. В. Быкова. - Челябинск: УралГУФК, 2017. - Т. 1. - 358 с.
6. Люсеро, Б^Плавание: 100 лучших упражнений / Б. Люсеро. - М.: Эксмо, 2011. - 280 с.: ил.
7. Маклауд, Й. Анатомия плавания: ил. руководство по развитию силы, скорости и выносливости: пер. с англ. / Й. Маклауд. - Минск : Попурри, 2011. - 200 с.: ил.
8. Спортивное плавание: путь к успеху: кн. для тренеров, студентов, преподавателей вузов физ. воспитания: в 2 кн. / под общ. ред. В. Н. Платонова. - М.: Советский спорт. Кн. 1. - 2012. - 480 с.: ил.
9. Плавание [Электронный ресурс]: книга-тренер /авт. И. П. Нечунаев. - Электрон. дан. -М.: Эксмо, 2012.
10. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта плавание / М-во спорта Рос. Федерации. - М.: Советский спорт, 2013. - 23 с.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Кудрявцев Роман Анатольевич Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат технических наук, доцент, профессор Российской Академии Естествознания Тимошенко Леонид Иванович
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Рыжов Алексей Владимирович
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ УСТРАНЕНИЯ
СТРЕЛКОВЫХ ОШИБОК
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы проявления психологической неуверенности начинающих стрелков и приведены педагогические приемы, способствующие устранению подобных ошибок. Рассмотрены варианты устранения так называемых «замоторенных» ошибок, работа над которыми занимает гораздо больше времени. Поэтому легче всего научить стрелять сразу правильно, чем в дальнейшем тратить гораздо большее время на переучивание. Обращено внимание на то, что качественная работа преподавателя или инструктора, без необходимой самоотдачи обучаемого, принесет всего лишь удовлетворительные результаты.
Ключевые слова: стрелковые ошибки, обучение стрелков, психологическое состояние, тренировка вхолостую, аутогенная и идеомоторная тренировки.
Annotation. In article questions of manifestation of psychological uncertainty of the beginning shooters are considered and the pedagogical receptions promoting elimination of similar mistakes are given. Options of elimination so-called "zamotorennykh" of mistakes, work on which takes much more time, are considered. Therefore the easiest to teach to shoot at once correctly, than further to spend much bigger time for reeducation. The attention that high-quality work of the teacher or instructor, without necessary devotion of the trainee, will bring only satisfactory results is paid.
Keywords: shooting mistakes, training of shooters, psychological state, training empty, autogenic and ideomotorny trainings.
Введение. При проведении занятий со стрелками, имеющими опыт огневой подготовки (повышение квалификации, сборы, семинары и т.д.), часто наблюдается наличие у стрелков стрелковых ошибок. В статье мы постараемся рассмотреть причины появления стрелковых ошибок и методы их устранения.
Формулировка цели статьи. Обучение стрелков умению метко стрелять, и умело обращаться с оружием является начальным этапом подготовки вооруженного человека: стрелка-спортсмена, охотника, частного охранника, сотрудника правоохранительных органов, военнослужащего и т.д. Оружие в руках человека, которому дано право его применять и использовать, является средством выполнения стоящих перед ним задач. Поэтому в реальных условиях вооруженный человек не должен думать о том, как метко выстрелить или какие действия он должен совершать с оружием в той или иной ситуации, эти действия должны происходить автоматически [4, 10].
Изложение основного материала статьи. В реальной обстановке стрелок должен решать задачи стоящие перед ним и правильно реагировать на изменение ситуации, а не отвлекаться на оружие. Данные навыки и умения прививаются стрелкам на втором этапе подготовки, который можно назвать тактико-огневая подготовка или тактическая подготовка стрелка. Провести четкую грань между первым и вторым