превышения объема простых действий, среди которых преобладает ведение мяча. Данный факт свидетельствует об очевидной разнице в технико-тактической подготовленности футболистов, что подтверждает анализ блока сложных ТТД.
Таблица 1
Структура технико-тактических действий (%) в мини-футболе команд высшей квалификации (А.Е. Бабкин, 2004) и любительских команд (собственные данные)
№ Показатель ТТД Национальные сборные Профессиональный российский клуб Любительская команда Юношеские команды (17 лет)
Россия Бразилия Испания
1 Простые технические действия. Остановка-пас 74,1 72,6 74,0 79,2 69,7 67,1
2 Удар по воротам в цель 1,1 1,9 1,6 2,7 1,1 1
3 Ведение. Сложные технические действия 15,5 10,4 12,0 9,5 25,0 26,3
4 Замах-ведение 0,4 0,6 0,7 0,3 0,1 0,2
5 Обводка (финт+ведение) 4,8 6,0 5,7 5,6 3,0 3,3
6 Пас пяткой 1,3 3,3 1,6 0,6 0,2 0,1
7 Подставка 0 0 0,2 0 0 0
8 Опережение (перехват) 0,2 0,6 0,5 0,1 0,1 0,2
9 Пас верхом 1,9 3,2 2,2 0,9 0,5 1,6
10 Пас на «столба» 0,2 0,1 0,7 0,6 0,1 0,1
11 Игра головой 0,5 1,3 0,8 0,5 0,2 0,1
Всего за матч 100 100 100 100 100 100
Статистически достоверные различия в объеме и структуре ТТД обнаружены по большинству рассматриваемых показателей при сопоставлении данных любительских команд с российскими профессиональными клубами. Исключением являются показатели игры на опережение (перехваты).
ВЫВОДЫ
1. Отсутствие единой методики регистрации технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности в мини-футболе существенно затрудняет качественную разработку проблемы. Так, например, в проанализированных нами методиках вообще не рассматривается такое действие, как «отбор мяча», значительно расходится количество параметров регистрации.
2. В специальной литературе отсутствуют научно обоснованные данные об особенностях соревновательной деятельности игроков в мини-футбол в зависимости от квалификации и возраста спортсменов. Осуществленный нами сравнительный анализ структуры и содержания основных технико-тактических действий с позиций спортивной квалификации команд в мини-футболе позволяет расширить представления об особенностях соревновательной деятельности.
РАЗВИТИЕ СКОРОСТИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА
Сергей Павлович Сидоренко, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер Российской Федерации, профессор,
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Аннотация
В статье рассматриваются особенности процесса воспитания скоростных способностей спортсмена в игровых видах спорта. Рассматриваются пути развития скорости за счет оптимизации параметров бега - длины и частоты беговых шагов.
Ключевые слова: развитие скорости, игровые виды спорта, частота и длина беговых
шагов.
DEVELOPMENT OF SPEED IN GAME KINDS OF SPORTS
Serguei Pavlovitch Sidorenko, candidate ofpedagogical sciences, merited coach of Russian
Federation, professor,
St.-Petersburg State University of Service and Economy
Abstract
This article concerns the peculiar features of improvement the speed ability in game kinds of sports. There is idea to improvement the speed by optimized the length and frequency of running strides.
Key words: improvement speed, game kinds of sports, length and frequency of running strides.
ВВЕДЕНИЕ
Успешность выступлений в большинстве видов спорта во многом зависит от способности спортсменов совершать быстрые двигательные действия как в передвижении по спортивной арене, так и при выполнении специфических, свойственных данному виду спорта технических приемов. Поэтому воспитанию скоростных способностей спортсменов уделяется большое внимание. Основная тренировочная работа по развитию скорости, как правило, происходит в подготовительном периоде. Используются тренировочные средства легкоатлетической направленности. Однако биомеханическая структура передвижения в игровых видах спорта существенно отличается от таковой в легкой атлетике. Основные отличия - бег по сложной траектории, частая смена ритма и длины шагов, резкое изменение направления бега, быстрая смена ускорения и торможения, постоянно изменяющаяся направленность движений в зависимости от тактики игры и действий соперника. Скоростные способности человека зависят от его индивидуальных особенностей: от физиологической структуры мышц (соотношения красных и белых мышечных волокон), лабильности нервно-мышечного аппарата, подвижности нервных процессов, морфологических, психофизических данных человека и др. [1, 4].
С позиции биомеханики скорость бега и определяется частотой/и длиной беговых шагов /. V = f х /;
Таким образом, скоростные показатели могут быть улучшены за счет роста как частоты беговых шагов, так и их длины.
В процессе онтогенеза параметры бегового шага существенно меняются. В юношеском возрасте величина скорости, прежде всего, определяется частотой беговых шагов. Наибольшее ее значение отмечается в 10 и 14 лет у нетренированных спортсменов и в 13 и 18 лет - у тренированных [6]. В юниорском и взрослом возрасте, вследствие существенного роста силового потенциала, улучшение скоростных показателей бега происходит в основном за счет увеличения длины шага. В беговой структуре длина и частота беговых шагов находятся в тесной взаимосвязи. При увеличении длины бегового шага падает частота бега и наоборот. Частота беговых шагов наиболее консервативна в своем развитии и требует для своего формирования более продолжительных систематических тренировочных воздействий.
Анализ тренировочной нагрузки и опрос тренеров показал, что в практической деятельности для развития скорости бега в игровых видах спорта в основном используются традиционные средства комплексного развития - беговые упражнения, ускорения, спринтерский бег. По нашему мнению, использование методики развития скорости за счет дифференцированного подхода в формировании основных компонентов бега - длины и частоты беговых шагов - является весьма актуальным и позволит полнее реализовать скоростные способности человека.
Методика развития скорости. При выборе стратегии развития скорости бега конкретного спортсмена необходимо определить индивидуальные беговые показатели спортсмена - длину и частоту его шагов [2]. Для этого могут быть использованы простые беговые тесты. Например: бег с ходу 20-30-метрового отрезка с точной фиксаци-
ей времени и длины 5-ти или 10-ти последовательных беговых шагов. По исходным данным тестирования (табл. 1) определяются пути развития скоростных способностей спортсмена - за счет либо увеличения темпа, либо роста длины беговых шагов.
Таблица 1
Скоростные показатели бега в м/с в зависимости от длины и частоты бегового
шага
Время бега 10 шагов с 2,67 2,56 2,44 2,33 2,22 2,11 2,00 1,89
Время бега 5 шагов с 1,33 1,28 1,22 1,17 1,11 1,06 1,00 0,94
Частота бегового шага шаг/с 3,75 3,91 4,09 4,29 4,50 4,74 5,00 5,29
Длина бегового шага м
1,60 6,00 6,26 6,55 6,86 7,20 7,58 8,00 8,47
1,70 6,38 6,65 6,95 7,29 7,65 8,05 8,50 9,00
1,80 6,75 7,04 7,36 7,71 8,10 8,53 9,00 9,53
1,90 7,13 7,43 7,77 8,14 8,55 9,00 9,50 10,06
2,00 7,50 7,83 8,18 8,57 9,00 9,47 10,00
2,10 7,88 8,22 8,59 9,00 9,45 9,95
2,20 8,25 8,61 9,00 9,43 9,90
2,30 8,63 9,00 9,41 9,86
2,40 9,00 9,39 9,82
2,50 9,38 9,78
В тренировке по развитию частоты шага важно использовать упражнения, темп выполнения которых превышал бы темповые показатели спортсмена в процессе контрольного тестирования. Упражнения выполняются с установкой на максимальную частоту движений.
Наиболее эффективные упражнения по развитию темпа шагов:
1. Бег с высоким подниманием бедра. Может выполняться как на месте, так и в движении. Частота выполнения этого упражнения на месте может превышать на 60-80% частоту шагов в спринтерском беге. Учитывая специфику игровых видов спорта, темповые упражнения должны выполняться с изменяющейся ритмической структурой и пространственной направленностью. Например: 5 шагов в спокойном темпе + 5 шагов с максимальной частотой; продвижение лицом вперед, правым и левым боком, спиной вперед, "змейкой" и т.п.
2. Семенящий бег на месте.
3. Семенящий бег с постановкой последовательно правой и левой ноги сначала вперед на 5-10 см, затем аналогичным способом назад в исходное положение. Упражнение может выполняться как на месте, так и с продвижением в правую и левую стороны.
4. Горизонтальные прыжки со сменой позиции ног из положения одна нога впереди - другая сзади.
5. Прыжки на одной ноге с активным выносом маховой ноги вверх.
6. Бег с укороченной, фиксированной длиной шага. Методика повышения темпа бега с использованием этого упражнения состоит в применении специальных отметок, располагаемых на определенном расстоянии друг от друга. Пробегая по дистанции, спортсмен ставит стопу строго по отметкам. На начальном этапе подготовки расстояние между отметками устанавливается в пределах 85-90% оптимальной длины бегового шага (табл. 1). По мере освоения планируемого темпа бега, расстояние между отметками увеличивается на 5-7 см. Тренировки продолжаются с заданием сохранения освоенного темпа бега, но уже при более длинном шаге и т.д.
7. Бег по виражу. Длина бегового шага при беге по виражу зависит от радиуса виража. При уменьшении его значения происходит укорочение длины и, как следствие, увеличение темпа шагов. Для каждого спортсмена подбирается свой радиус виража в зависимости от его индивидуальных показателей тестирования.
Использование темповых упражнений в сочетании со стартовыми ускорениями
и прыжковыми упражнениями способствует не только развитию частоты движений, но и улучшению двигательной реакции спортсмена [3, 5].
Положительное влияние на формирование скоростных параметров бега, в частности длины бегового шага, оказывает использование в тренировке специальных облегченных и утяжеленных условий. Облегченные условия - бег на подвеске, бег с тяговым устройством, бег под гору (уклон 3-50), бег по ветру, бег за лидером, бег с использованием тяги резинового амортизатора и др. Эти средства позволяют развивать скорости существенно выше их максимального значения, достигаемого в стандартных условиях. К утяжеленным условиям тренировки относятся: бег с тормозными устройствами, бег в гору, бег с утяжелителями, бег с сопротивлением партнера, бег с сопротивлением резинового амортизатора.
В процессе воспитания скоростных способностей спортсмена необходимо регулярно проводить контрольно-педагогическое тестирование по оценке динамики развития частоты и длины бегового шага. Результаты тестирования позволяют оценивать эффективность тренировочной программы и вносить, если требуется, корректирующие воздействия в выбор тренировочных средств, определение рационального объема и интенсивности выполняемых нагрузок.
В игровых видах спорта, наряду с тренировками по развитию абсолютной, максимальной скорости бега, необходимо проводить работу по реализации скоростного потенциала в условиях игрового поединка. Для этих целей в тренировке используются пространственные ориентиры. В соответствии с программой подготовки, ориентиры располагаются таким образом, чтобы обеспечить выполнение различных специфических беговых заданий, свойственных данному виду спорта. К наиболее распространенным тренировочным упражнениям относятся:
1. Бег с многократным изменением скорости по дистанции.
2. Бег с изменением темпо-ритмовой структуры шага (по отметкам с различным расстоянием между ними в условиях пробегания одной и той же дистанции).
3. Бег с изменением направления (лицом вперед, правым или левым боком, спиной вперед, "змейкой", с продвижением вокруг ориентира, челночный бег и т.д.).
4. Сочетание беговых и прыжковых действий.
В игровой ситуации важно не только иметь высокий скоростной потенциал в гладком беге, но и уметь быстро стартовать после остановки, резко менять направление движения. Поэтому особое внимание при воспитании скоростных способностей в игровых видах спорта должно уделяться упражнениям с использованием режима уступающей работы мышц. К таким упражнениям относятся различные спрыгивания с возвышения с последующим ускорением, прыжки на двух ногах через препятствия + быстрый бег, челночный бег в различных вариантах.
ВЫВОДЫ
Методика воспитания скоростных способностей за счет дифференцированного подхода в развитии беговых параметров бега - длины и частоты его шагов - позволяет полнее использовать индивидуальные возможности спортсмена и повысить эффективность беговых тренировок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Высочин, Ю.В. Факторы, лимитирующие прогресс спортивных результатов и квалификации футболистов = Factors Limiting Progress of Sports Results and Qualification of Football Players / Ю.В. Высочин, Ю.П. Денисенко // Теория и практика физ. культуры,- 2001,- N 2,- С. 17-21.
2. Озолин, Э.С. Спринтерский бег/ Э.С. Озолин // - М.: ФиС, 1986. - 159 с.: ил.
3. Применение подводящих упражнений в период обучения технике бега на короткие дистанции / В.И. Заварихин, Э.А. Mo глин, Е.А. Лосин, А.М. Крылов // Особенности обучения видам легкой атлетики в условиях институтов физической культу-
ры: Сборник научных трудов. - JL, 1986. - С. 4-13
4. Селуянов, В.Н. Вклад медленных мышечных волокон в мощность, развиваемую спринтером в беге / В.Н. Селуянов, В.Т. Тураев // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - N 4. - С. 43-45.
5. Сергеев, А.И. Методика проведения занятий по воспитанию быстроты движений и максимальной скорости бега в годичном цикле подготовки юных спринтеров 13-15 лет / А.И. Сергеев // Сборник научных трудов молодых ученых / Смолен, гос. ин-т физ. культуры ; под общ. ред. проф. В.В. Ермакова. - Смоленск, 2001. - вып. 8. -С. 19-23.
6. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов/ В.П. Филин // М.: ФиС,1974. -232с.
ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ СПАСАТЕЛЕЙ ПОИСКОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РФ
Евгений Геннадьевич Тыщенко, кандидат педагогических наук, доцент,
Андрей Валентинович Бочарников, соискатель, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России Санкт-Петербург
Аннотация
В работе рассматриваются различные методики обучения прикладному плаванию при подготовке спасателей поисковых подразделений МЧС, выполняющих работу в водной среде. Полученные результаты позволяют сократить сроки подготовки спасателей и поддерживать постоянную их готовность к профессиональным действиям.
Ключевые слова: способы прикладного плавания, инновационные методики обучения, профессионально прикладные двигательные качества.
INNOVATIONS IN TRAINING ТО APPLIED NAVIGATION OF RESCUERS OF SEARCH DIVISIONS OF MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIAN
FEDERATION
Evgenie Gennadevich Tyshchenko, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrey Valentinovich Bocharnikov, competitor,
St. -Petersburg University GPS of the Ministry of Emergency Measures ofRussia
St. -Petersburg
Abstract
In work various techniques of training to applied navigation are considered by preparation of rescuers of search divisions of Ministry of Emergency Measures performing work in the water environment. The received results allow to reduce terms of preparation of rescuers and to support their constant readiness for professional actions.
Key words: ways of applied navigation, innovative techniques of training, professionally applied impellent qualities.
ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая физическую подготовку личного состава спасателей поисковых подразделений МЧС как компонент профессионально-прикладной подготовки, можно сказать, что в ней пока нет достаточного научного обоснования. Одним из условий повышения уровня профессионального мастерства является поиск инновационных методов обучения личного состава спасателей поисковых подразделений, что, в свою очередь, отражается на успешной работе.
Установлено, что не все учебные занятия по физической подготовке спасателей имеют прикладную направленность, а это в значительной степени влияет на профессиональную готовность специалистов. Так, учебные занятия по плаванию направлены на овладение техникой спортивных способов плавания с использованием специальных