РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РККА В ПЕРИОД 1929-1937 гг.
Военно-учебные заведения, РЕКА, система военного образования, подготовка военных
кадров.
Реформы, направленные на качественное улучшение командно-преподава-тельского состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), в предвоенные годы являлись важной составной частью политики военных реформ, активно проводимых в СССР начиная с конца 1920-х гг. Обеспечение РККА командно-препода-вательским составом и решения связанные с этой проблемой, в предвоенные годы, стали важнейшими задачами для советского государства.
Изучение истории военного образования в предвоенный период имеет давнюю традицию. Первые попытки рассмотрения проблемы подготовки военных кадров для РККА предпринимались в 1930-е гг. и нашли свое отражение в статьях и очерках периодической печати, где очень кратко раскрывались аспекты подготовки командно-преподавательских кадров, а в качестве авторов выступали такие непосредственные участники процесса реорганизации РККА, как К.Е. Ворошилов и JI.3. Мехлис [Ворошилов, Мехлис, 1939].
Первые исследования исторического характера по данной проблеме появляются в конце 40 — начале 50-х гг. А.И. Болотин в работе «Борьба партии большевиков за укрепление экономической и военной мощи СССР накануне Великой Отечественной Войны (1938—1941 гг.)» провел лишь поверхностный анализ интересующей нас проблемы, а хронологические рамки исследования затрагивают только последние предвоенные годы [Болотин, 1950].
Важное значение имеют совместные работы Д.А. Воропаева, А.М. Иовлева [Иовлев, Воропаев, 1956], которые довольно подробно раскрывают суть и последовательность преобразований, направленных на улучшение качественного показателя командно-преподавательского состава. Вместе с тем следует отметить, что работы указанных авторов характеризуются односторонним подходом. Помимо этого, они выделяются абсолютизацией положительного начала и узким кругом источников вследствие ограниченного доступа к архивным фондам.
Новый этап в изучении именно кадровых проблем наступил после XX съезда КПСС, когда была предпринята мощная попытка освободить историческую науку от негативных отпечатков сталинской эпохи. Огромное значение для изучения реформ в области командно-преподавательского состава имеют работы Н.Ф. Кузьмина, М. Ложкова, В. Котоховского [Кузьмин, 1959; Ложков, 1959; Котоховский, 1959]. Авторами определены основные направления государственной политики СССР по решению проблем, связанных как с нехваткой командно-преподавательского состава РККА, так и с повышением уровня его квалификации.
Отдельный интерес представляет труд А.Ф. Швечкова, где автор уделяет внимание проблематике мобилизации на военно-преподавательскую работу гражданских преподавателей [Швечков, 1979].
Изучением вопросов, связанных с преподавательским составом курсов усовершенствования командного состава РККА в межвоенный период, отдельно занимался ранее указанный А.М. Иовлев. Автор приходит к выводу о том, что квалификационный уровень преподавателей в результате реформ, проводимых в течение 10 лет, достиг установленной нормы и позволил выпускать хорошо подготовленные военные кадры.
Со второй половины 1980-х гг. произошли заметные изменения в изучении проблематики реформ военного образования. Вопросы, относящиеся к комплектованию военных учебных заведений командно-преподавательским составом и его качественным показателям стали чаще рассматриваться на основе региональных архивных материалов, что позволило авторам более подробно рассмотреть ряд тенденций, наметившихся в различных военных округах к моменту начала Великой Отечественной войны. Среди таких работ следует выделить исследование Ю.М. Цыплакова, посвященное изучению системы военных учебных заведений СССР в предвоенные годы. Автор довольно подробно раскрывает проблему реформирования командно-преподавательского состава РККА на примере Приволжского военного округа.
Круг источников, касающихся реформирования системы командно-преподавательского состава на довоенном этапе строительства РККА, достаточно широк. Основные выявленные письменные источники отложились в фондах Российского государственного военного архива (РГВА), архива Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Архив ВИМАИВиВС).
Целью данной статьи является рассмотрение деятельности государственных органов СССР по реформированию кадров командно-преподавательского состава в системе военного образования в 1930-е гг.
Основываясь на требованиях времени, советское руководство в лице ЦК ВКП(б) определило курс на многостороннее реформирование РККА. В постановлении от 25 февраля 1929 г. «О командном и политическом составе РККА» говорилось в том числе и о необходимости повышения в новых условиях специальной военной квалификации командно-преподавательского состава, который не в полной мере соответствовал предъявляемым требованиям по уровню подготовки [Коммунистическая партия Советского Союза..., 1970, с. 411, 528].
Качественные показатели командно-преподавательского состава РККА к 1930 г. оставались на низком уровне. В первую очередь это было связано с постепенным вытеснением «старой школы» преподавания в лице бывших офицеров императорской армии, обладавших как значительным практическим опытом, так и широкой теоретической базой.
Многие командиры и преподаватели, в течение длительного времени работая в военно-учебных заведениях, не были ни на стажировках, ни на переподготовке. В 1929 г. 30 % преподавателей работали в военных школах свыше 5 лет [Красная Звезда, 1929, с. 4-8]. Некоторые из них имели слабую общеобразовательную и военную подготовку, оказывались не в состоянии освоить новую боевую технику и оружие. Очевидность необходимости реформирования командно-преподава-тельского состава остро ощущалась в рамках технической модернизации РККА.
В Ленинградской военной школе радиосвязи, например, в 1932 г. до 50 % командного состава слабо знали радиодело, в Московской технической школе многие командиры не изучали работу мотора, не умели водить машину, во 2-й Ленинградской артиллерийской школе большинство командиров не знало матчасти новой модернизированной артиллерии (РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 3268. Л. 61).
Еще одним вопросом, возникшим с ростом количества военных учебных заведений, был большой некомплект командно-преподавательского состава в школах и на Курсах усовершенствования командного состава (КУКС).
Решая данные проблемы, Реввоенсовет СССР провел в декабре 1929 г. обсуждение мероприятий по улучшению состава командно-преподавательских кадров. По итогам обсуждения в кратчайшие сроки было уволено 44 и заменено 125 преподавателей как не соответствующих своему назначению (РГВА. Ф. 4. Оп. 4. Д. 3268. Л.63).
Недостаточность указанных мер проявилась довольно скоро в связи с явным некомплектом преподавательского состава. Решить полностью данную проблему так и не удалось. К примеру, некомплект по военно-учебным заведениям Ленинградского военного округа во второй половине 1930-х гг. составил 6—8 %, а по отдельным школам до 13 % их штатной численности. Малоэффективным была мобилизация гражданского преподавательского состава на военно-преподавательскую работу. До 1937 г. проведено до пяти таких мобилизаций, в общей сложности на военно-преподавательскую работу было привлечено всего около 650 человек (РГВА. Ф. 62. Оп. 2. Д. 502. Л. 2).
Также принимались меры по улучшению отбора преподавательского состава. С 1932 г. при политических управлениях военных округов стали работать специальные комиссии по проверке знаний и определению годности к работе лиц, назначенных преподавателями общественно-политических дисциплин. В 1934 г. аналогичная комиссия для проверки командиров, рекомендованных преподавателями военных дисциплин, была создана при Управлении Военно-учебными заведениями (УВУЗ) РККА (РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 3298. Л. 31).
В 1936 г. через квалификационные комиссии, созданные в военных школах, были пропущены все преподаватели общеобразовательных дисциплин. С этого же года на должности старших преподавателей и начальников учебных отделов стали назначаться исключительно командиры с высшим военным образованием, имевшие опыт работы в войсках (РГВА. Ф.4. Оп. 4.Д. 79. Л. 245).
Большая работа проводилась по повышению квалификации преподавательского состава. В 1929 г. при Военно-политической академии имени Н.Г. Толмачева были открыты курсы усовершенствования преподавателей на 50 человек (РГВА. Ф. 9. Оп. 1. Д. 367. Л. 287).
В 1931 г. при домах Красной Армии стали создаваться курсы, краткосрочные семинарии, военно-технические кабинеты, лаборатории, которые имели задачу содействовать повышению военно-технической и политической квалификации преподавательского состава (РГВА. Ф. 9. Оп. 1. Д. 404. Л. 54).
Указанный комплекс проведенных мероприятий позволил к 1937 г. существенно улучшить командно-преподавательские кадры, имевшие в своем составе на 1 января 1936 г. до 55,5 % с высшим и средним образованием (РГВА. Ф. 62. Оп. 3. Д. 65. Л. 705).
К 1938 г. создавшийся в Красной Армии некомплект командного состава, обусловленный общим ростом потребности в нем, привел к серьезным трудностям в обеспечении командирами, политработниками и преподавателями военно-учеб-ных заведений. В училищах и на курсах усовершенствования по мере роста их количества и увеличения штатной численности происходили постоянные перемещения командно-преподавательского состава. В 1938 г. в Саратовском бронетанковом училище (БТУ), например, было выдвинуто на более ответственную работу 32 человека из числа средних и старших командиров, что резко снизило уровень преподавания военных дисциплин (РГВА. Ф. 25172. Оп. 2. Д. 20. Л. 122).
Училища и КУКС в предвоенный период испытывали хронический недостаток в военных кадрах. В том же Саратовском БТУ некомплект командного состава составлял в 1938 г. 20 % их общей численности (РГВА. Ф. 25172. Оп. 2. Д. 20. Л. 122). В Ташкентском пехотном училище в 1939 г. только лейтенантов и младших лейтенантов требовалось 80 человек. В училище ротами командовали вчерашние выпускники, не имевшие опыта работы (РГВА. Ф. 25046. Оп. 1. Д. 12. Л. 14).
На январь 1940 г. некомплект командного состава по отдельным училищам составлял 10—40 % их штатного состава. В Ленинградском военно-инженерном училище в этот период были вакантными должности двух командиров рот, трех помощников командиров рот, семи командиров взводов и пяти военных преподавателей. Из 16 политруков рот имелось 5 (в июле их осталось 2), из 4-х комиссаров батальонов - 1, из 12 преподавателей истории ВКП(б) - 7 (РГВА. Ф. 24898. Оп. 1. Д. 10. Л. 154).
Увеличение количества авиационных военно-учебных заведений также привело к нехватке необходимой материальной части и преподавательских кадров. Так, на 1 января 1941 г. школы и училища Военно-воздушных сил (ВВС) были укомплектованы преподавателями только на 44,1 % [Военно-исторический журнал, 1990, с. 44].
Для ликвидации некомплекта командного состава училища в широких масштабах использовали оставление на командно-административных должностях выпускников. Низовой аппарат освобожденных политработников (политруки рот, секретари комсомольских бюро) часто замещался курсантами. Добиваясь прекращения текучести кадров преподавателей и улучшения руководства их подготовкой и совершенствованием, начальник Политического Управления (ПУ) РККА директивой 0183 от 6 июля 1940 г. перевел их в номенклатуру ПУ РККА (РГВА. Ф. 24827. Оп. 1. Д. 15. Л. 21).
Проводилась большая работа по подготовке и переподготовке руководящих кадров военно-учебных заведений. В 1937 году при Артиллерийской академии было создано специальное отделение с годичным сроком обучения для подготовки преподавателей артиллерийских училищ, в 1938 г. при Военно-политической академии — курсы подготовки и усовершенствования преподавателей на 200 человек. На курсах «Выстрел» с 1938 г. ежегодно проводились 1—2-месячные сборы командного состава военных училищ, с июля 1940 г. стало работать постоянное отделение усовершенствования начальствующего состава военных училищ на 300 человек (РГВА. Ф. 4. Оп. 15. Д. 99. Л. 679).
Таким образом, мы можем сделать вывод о наличии следующих проблем в системе военного образования, сложившихся к началу тридцатых годов: низкая квалификация и некомплект командно-преподавательского состава военных учебных заведений.
Согласно курсу, установленному ЦК ВКП (б) на многостороннее реформирование Вооруженных сил Реввоенсоветом, УВУЗ и ПУ РККА была разработана и реализована система мер различного характера для решения указанных проблем в области командно-преподавательского состава. В нее входили: улучшение отбора преподавательского состава через комиссии по проверке знаний, создание курсов усовершенствования и переподготовки преподавателей, мобилизация гражданского преподавательского состава на военно-преподавательскую работу, замещение курсантами низового аппарата политработников, выдвижение на более ответственную работу лиц из числа средних и старших командиров.
Несмотря на все принятые меры, к 1941 г. удалось лишь частично привести в соответствие с требованиями как квалификационный уровень командно-преподава-тельского состава военных учебных заведений, так и его численность. Некомплект командного состава в ряде училищ составлял от 10 до 40 % положенного им по штату расписания, а отдельно по авиационным училищам достигал 44,1 %. Проблема отсутствия боевого опыта у большей части командно-преподавательского состава, а также сложности с овладением им новой боевой техники в связи с недостаточной образованностью так и остались нерешенными к началу 1941 г., что заметно осложняло как сам процесс подготовки военных кадров, так и повышение качественного уровня РККА.
Список сокращений
РГВА — Российский государственный военный архив.
Библиографический список
1. Болотин А.И. Борьба партии большевиков за укрепление экономической и военной мощи СССР накануне Великой Отечественной Войны (1938-1941гг.). М.: ВПА, 1950.
2. Военно-исторический журнал. 1990. № 2.
3. Ворошилов К.Е. О проекте Закона о всеобщей воинской обязанности. М.: Освоениздат, 1939.
4. Ворошилов К.Е., Мехлис Л.З. Речи на XVIII съезде ВКП (б).; XVIII съезд ВКП(б): стенографический отчет. М.: Госполитиздат, 1939.
5. Иов лев А.М., Воропаев Д. А. Борьба Коммунистической партии за создание военных кадров (1918-1941 гг.). М.: Воениздат, 1956.
6. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1971). 8-е изд. М., 1970. Т. 4. С. 411, 528.
7. Котоховский В.М. Борьба Коммунистической партии за укрепление Красной Армии в годы мирного строительства (1921—1941 гг.). М.: Воениздат, 1959.
8. Красная звезда. 1929. № 246.
9. Кузьмин Н.Ф. На страже мирного труда (1921-1940 гг.). М.: Воениздат, 1959. Красная Звезда. 1929. № 264. С. 4-8.
10. Ложков М.П. КПСС и строительство Вооруженных сил СССР: 1918-1941 гг. М.: Воениздат, 1959.
Н.Швечков А.Ф. Деятельность Коммунистической партии по подготовке и воспитанию военно-педагогических кадров в период мирного социалистического строительства (1921 - июнь 1941 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1979.