4. On approval of the scheme and power development program of the Sverdlovsk region 2013-2017 and up to 2022: Resolution of the Government of Sverdlovsk region from 14.06.2012, 652-PP // Regional newspaper. 2010. 2 June.
5. Barzykin G.A. The enforcement of energy conservation / G.A. Barzykin // Proceedings of the Southwestern State University. 2012. № 3 (42 ). P. 41-45.
6. Basic indicators of enterprises of housing and communal services of the reform of the Sverdlovsk region in the year 2002-2012 / Sverdl. region. com. Reg. statistics. Ekaterinburg, 2002-2012. P. 79.
7. On the regional budget for 2012 and the planning period of 2013 and 2014: the law of the Sverdlovsk region of 26.12.2011 № 129-OZ // Regional newspaper. 2011. December 27.
8. Energy efficiency in housing and communal services: a textbook for high schools / PG Hornbeam [with others];
under Society. Ed. L.N. Chernyshev, T.K. Rutkauskas. 2nd ed., Rev., Rev. and add. Ekaterinburg: Izd Ros. Reg. Prof.-ped. University Press, 2012. 514 p.
9. Official statistics of the Territorial Department of the Federal State Statistics Service of the Sverdlovsk region. Prices and tariffs. Key indicators [Electronic resource]. Publication date: 04.02.2013. Mode of access: http:// sverdl.gks.ru.
10. On approval of the regional target program «Energy saving in the Sverdlovsk region» for 2011-2015: Resolution of the Government of Sverdlovsk region from 11.10.2010 № 1586-PP // Regional newspaper. 2010. Nov. 26. № 422-423/SV.
11. Tretyakov A.P. On the implementation of energy efficiency programs and energy efficiency in the education system / A.P. Tretyakov, S. Fedorov // Industrial Energy, 2011, № 10. P. 2-6.
Симионов Р.Ю.
доктор экономических наук, доцент, декан экономического факультета Ростовского филиала ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия», Россия, г. Ростов-на-Дону
УДК 65.012.7
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эффективная реализация контроля как одной из важнейших функций управления требует постоянного измерения его надежности, способности своевременно выявлять отклонения от установленных требований к отдельным процессам и операциям таможенной деятельности. Для этой цели могут применяться статистические методы, нашедшие применение в зарубежной практике. В частности, метод Парето, контрольные карты Шухарта, диаграммы Исикавы, применение которых позволяет выявить наиболее проблемные сферы таможенной деятельности, требующие усиления контрольной функции. Рассматриваются особенности управления в таможенной сфере, влияющие на специфику контрольной функции. Установлены предпосылки внедрения в таможенной системе прогрессивных форм контроля в рамках системной концепции контроллинга. Определены возможности и преимущества внедрения методик внутреннего аудита для развития системы управленческого контроля.
Ключевые слова: управленческий контроль, надежность системы контроля, статистические методы выявления проблемных участков, контроллинг, внутренний аудит.
DEVELOPMENT OF MANAGEMENT CONTROL IN CUSTOMS ACTIVITIES
Effective implementation of control as one of the most important functions of management requires continuous measurement reliability, the ability to timely detect deviations from the requirements for individual processes and
operations of the customs activity. For this purpose can be applied statistical methods have found application in foreign practice. In particular, method of Pareto, Shuhart control charts, diagrams of Ishikawa, the use of which allows to identify the most problematic areas of customs activity, requiring gain control function. The features of the control in the customs area, affecting the specificity of the control function. Set prerequisites introduction into the customs system of progressive forms of control within the system controlling concept. Identified opportunities and benefits of implementing internal audit techniques for the development of management control systems.
Key words: management control, reliable control systems, statistical methods to identify problem areas, controlling, internal audit.
Переход Российской Федерации на инновационный путь развития экономики, формирование перспектив эффективной интеграции страны в мировое хозяйство, изменение масштаба, характера и форм внешнеэкономической деятельности требует совершенствования таможенной системы, поиска наиболее эффективных механизмов управления таможенными органами.
Рассматривать основные направления развития таможенной службы следует через призму основных задач и приоритетов их решения, повышение эффективности мер по развитию таможенных технологий. Это требует совершенствования системы управления в таможенных органах, улучшения информационного обеспечения процессов управления, что обеспечивается функцией управленческого контроля во всех его формах.
Учитывая неоднозначность имеющихся трактовок, под категорией «управленческий контроль» мы понимаем процесс, осуществляемый руководством для получения уверенности в том, что организация достигнет целей по следующим направлениям: реализация стратегии; эффективное использование ресурсов; сохранность активов; достоверность отчетности; соответствие законодательству, внутренним политикам и процедурам; предотвращение мошенничества; обеспечение качества услуг.
Недооценка роли управленческого контроля в контуре принятия управленческих решений, недостаточный учет специфики таможенной деятельности, способны существенно снизить возможности получения информации контрольно-аналитического характера, ориентированной на конкретный субъект управления, для быстрого и адекватного реагирования на несоответствие системы существующим регламентам. Необходимо дальнейшее развитие инструментария управленческого контроля, создание системы, интегрированной в общую концепцию таможенного менеджмента.
Контроль - это процесс формирования информации об отклонениях в состоянии наблюдаемого объекта от установленного эталона. Контроль означает процесс сопоставления фактически достигнутых и запланированных результатов. Исходя из данных определений, мы приходим к выводу, что нали-
чие инструментария для установления эталонных характеристик процесса или операции и для выявления несоответствий этим характеристикам является значимым элементом системы управленческого контроля.
Эффективный механизм выявления причин несоответствий должен обладать такими характеристиками, как:
- достаточный уровень методического и инструментального обеспечения процессов выявления причин несоответствий;
- наличие подготовленных кадров, способных сознательно использовать имеющуюся инструментально-методическую базу для выявления причин несоответствий;
- достаточный уровень мотивации персонала, включенного в процессы выявления причин несоответствий.
Система внутреннего контроля с той или иной степенью достоверности должна определить отклонение от установленных стандартов таможенных процессов, но если таможенные технологии несовершенны, контрольный процесс не приносит результатов, способствующих развитию системы в целом. При этом система управленческого контроля должна содержать четкое понятие, что такое «несоответствие», процедуру выявления несоответствия и степень допустимости несоответствия. Объект контроля может сравниваться с объектом, выступающим в качестве эталонного. Выявленные несоответствия могут быть как допустимыми, не требующими вмешательства в основные процессы, так и критическими, требующими радикальных изменений как в функционировании самой системы, так и в выборе форм и методов контроля.
Система управленческого контроля должна соответствовать условиям надежности и периодически проверяться, не утрачено ли свойство надежности в процессе изменений внешних и внутренних факторов деятельности организации. Подходы и методы решения данной проблемы рассматриваются, в частности, в трудах Л.Г. Макаровой и А.Ю. Мери-нова [1, 2]. Л.Г. Макарова [1] рассматривает возможности применения метода анализа иерархий, дающего возможность декомпозиции общей проблемы надежности функционирования контрольной среды
на составляющие ее элементы. Основной целью модели является оценка надежности системы внутреннего контроля организации. Эта цель представляется корнем дерева или нулевым уровнем иерархии (окончательное оценочное значение надежности). Иерархия имеет три основных ветви, из которых складывается система внутреннего контроля, - контрольную среду, систему учета и средства внутреннего контроля. Средства внутреннего контроля подразделены в свою очередь на четыре группы: средства текущего контроля; проверки первичной отчетности; проверки выполнения функций внутреннего контроля и прочие средства контроля. Предполагается, что оценка надежности делается экспертно в пределах заданной шкалы значений и экспертной оценки приоритетов отдельных элементов в итоговой оценке системы.
Организация постоянно видоизменяется, и степень несоответствия требованиям как системы внутреннего контроля, так и его важного элемента -контрольной среды, может расти. Экспертно могут быть установлены диапазоны соответствия, которые создают определенные ориентиры для корректировки системы контроля. В частности, А.Ю. Ме-риновым [2] предложена следующая градация проблем надежности контрольной среды в пределах диапазона от 0 до 1. Если экспертно установлено, что общее значение состояния контрольной среды менее 0,3, проблемы существенны и требуются радикальные меры по преобразованию системы, при показателе более 0,9 - состояние удовлетворительное. В диапазоне от 0,3 до 0,9 необходимо обратить внимание не отдельные элементы системы и внести необходимые корректировки.
Определенные методические проблемы установления надежности функционирования систем позволяет разрешить применение статистических методов. Накопленная статистическая информация позволяет выявить, существуют ли проблемы с качеством продукции или услуги либо возникающие отклонения от стандартов процессов не носят критического характера, возникают эпизодически и не свидетельствуют о том, что система работает не эффективно. Одним из возможных инструментов является контрольная карта - графическое средство, использующее статистические подходы, возможности которых для управления производственными процессами были впервые показаны доктором У. Шухартом. Метод контрольных карт закреплен в ГОСТ Р 50779.42-99, ИСО 8258-91 «Статистические методы. Контрольные карты Шухарта» [3]. Метод контрольных карт основывается на следующих предположениях:
- все процессы с течением времени отклоняются от заданных характеристик;
- статистически стабильный процесс отклоняется в прогнозируемых пределах;
- статистически нестабильный процесс выходит за прогнозируемые пределы.
Цель контрольных карт - обнаружить чрезмерные изменения в процессах и дать критерии для обнаружения отсутствия статистической управляемости. Предполагается, что процесс находится в статистически управляемом состоянии, если изменчивость вызвана только случайными причинами.
Возможно также применение диаграмм Парето, позволяющих подразделить проблемы контроля на немногочисленные, но важные, и многочисленные, но несущественные проблемы, распределить усилия и установить основные направления изменений с целью преодоления возникших проблем. Построение диаграммы Парето до и после мероприятий по улучшению таможенных процессов позволит увидеть динамику изменений. Этот инструментарий эффективен при наличии хорошо структурированной системы процессов, что предполагает дальнейшее совершенствование процессного подхода к управлению.
Причинно-следственные диаграммы К. Исика-вы являются наиболее распространенным методом выявления причин имеющихся отклонений процессов. Их применение дает возможность установить факторы, приводящие к негативному состоянию процесса, определить взаимосвязи между факторами, распределить их по направлениям деятельности, привязать к конкретным центрам ответственности.
Статистические методы не позволяют решить всех возникающих проблем оценки и обеспечения надежности системы, но обеспечивают их своевременное выявление.
Специфика управленческой деятельности в таможенных органах предопределена строгой системой взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, базирующихся на общей цели функционирования и едином законодательстве, объединенных общностью задач, функций и методов управления. Эти особенности предопределяют требования к реализуемым управленческим функциям, включая контроль. К основным особенностям Н.Н. Просянников относит [4]:
- динамичность процессов управления под воздействием внешних и внутренних факторов, постоянно изменяющихся экономических, политических и социальных условий;
- использование правоохранительных функций в противоборстве с нарушителями таможенных правил;
- сочетание управленческой деятельности внутри системы с совершенствованием работы с участниками внешнеэкономической деятельности;
- наличие и допустимость определенного разумного риска в процессе управления.
Перспективные направления и технологии развития таможенного дела предопределяют и направления развития системы внутреннего контроля, в частности, путем применения современных концепций управления, к которым можно отнести реинжиниринг процессов, контроллинг, внутренний аудит, логистику, риск-менеджмент.
Сущность функции регулирования в пирамиде управления таможенной деятельностью представлена в монографии С.В. Барамзина и рассматривается в системе менеджмента качества таможенных услуг. Функция регулирования, предполагающая замкнутый цикл внутреннего контроля, включает [5]:
- контроль количественных и качественных характеристик результатов труда;
Система внутреннего контроля должна изначально предполагать максимальное отражение специфики деятельности конкретной сферы и принятой модели управления, но в своей основе должна содержать элементы, стимулирующие саморазвитие. Построение системы внутреннего контроля и определение границ этой системы, а также эффективность системы зависят от выбранной организацией модели внутреннего контроля. В частности, может быть применена моноцентрическая модель, которая предусматривает наличие органов стратегического контроля, которые обеспечивают необходимую кон-
- сравнение результатов с запланированными параметрами и регистрация последствий;
- выявление причин несоответствия;
- разработка и реализация предупреждающих действий;
- разработка и реализация корректирующих действий; активизация персонала.
В системе МС ИСО серии 9001 приведены элементы системы обеспечения качества, рассмотрение сущностных характеристик которых с позиций внутреннего контроля позволит сделать контрольный процесс более эффективным в реализации требований системы. Рассмотрим основные элементы системы с позиций внутреннего контроля (см. табл.).
центрацию ресурсов на приоритетных направлениях и своевременную корректировку контрольной деятельности с обязательным подключением заинтересованных сторон. Ключевую роль играет полнота исполняемых контрольных функций (предшествующий, текущий, последующий контроль и разработка корректирующих мероприятий). Эффективность такого контроля может обеспечиваться применением технологий контроллинга.
Контроллинг как системная концепция управления нашел широкое применение в различных сферах экономики. Ошибочно отождествлять контроллинг
Основные элементы внутреннего контроля в системе менеджмента качества услуг
Элементы системы Сущностные характеристики с позиций системы внутреннего контроля
1. Применение статистических методов Выявление и обоснование применения конкретных статистических методов (диаграмм Парето, карт Шухарта, диаграмм Исикавы) для определения надежности и действенности управленческого контроля
2. Системное обеспечение качества Подготовка процедур определения качества процессов и их реализации в рамках разделения управленческого труда
3. Административная ответственность Определение роли контрольных процедур в системе управления качеством, порядка их документирования
4. Контроль документации Регламентированы процессы создания документов, порядок внесения изменений в документы, регламентирующие деятельность организации, порядок контроля
5. Контроль процесса Процесс и его структура по операциям определены, обеспечены контролируемые условия процесса, установлены критерии качества, определены процессы, контролируемые по факту или в ходе самого процесса
6. Оборудование для проверки процессов Оборудование для демонстрации соответствия процессов требованиям стандартизировано, проверяется, технически обслуживается, четко определен полный перечень контрольных измерений, которые необходимо проводить
7. Корректирующие мероприятия Установлена процедура устранения дефектов процессов по результатам контроля
8. Отчетность Документы, регистрирующие проверки, четко регламентированы, сохраняются в установленном порядке, передаются вышестоящему уровню управления
9. Подготовка персонала Сформулированы задачи контроля и необходимый уровень квалификации персонала для выполнения конкретных задач, порядок обучения
с контролем, поскольку его функции значительно шире, но применение контроллинга как системной концепции позволяет более эффективно реализовы-вать функцию внутреннего контроля.
Контроллинг - ориентированная на долгосрочное и эффективное развитие система информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководителей предприятия по достижению поставленных целей, обеспечивающая реализацию цикла управления по всем функциональным сферам и процессам посредством измерения ресурсов и результатов деятельности. Контроллинг обеспечивает системную поддержку принятия решений руководством предприятия по всем ключевым направлениям деятельности. Особое значение приобретает контрольная функция, основанная на организации контроллинга как «следящей системы», в которой все значимые показатели деятельности измеряются по «центрам ответственности» для сопоставления планируемых и достигнутых результатов, поиска причин отклонений и интерпретации этих отклонений. Деление структурных подразделений организации на «центры ответственности» предполагает распределение зон ответственности за конкретные результаты деятельности.
Основная цель контроллинга в таможенных органах - информационно-аналитическая и методическая поддержка руководителей всех уровней управления при принятии управленческих решений в процессе реализации задач, возложенных на таможенные органы государством; ориентация процесса управления на обеспечение качественного и своевременного выполнения этих задач при эффективном использовании ресурсов. Контроллинг предполагает четкую формулировку целей всех уровней управления, включающую содержание цели, время реализации, области деятельности, для которых они определяются. Цели каждого уровня должны быть направлены на достижение целей более высокого уровня. Общая функциональная структура контроллинга деятельности таможенных органов включает в себя [6]:
- таможенные органы как объекты управления и контроля и источник ситуаций для анализа;
- методологию и технологию контроллинга;
- структурированные решения по управлению и соответствующие результаты контроля их исполнения.
Все прикладные задачи контроллинга должны быть взаимоувязаны с учетом организационной, функциональной и информационной структур таможенной системы России.
Совершенствованию системы внутреннего контроля в таможенных органах может способствовать организация внутреннего аудита как элемента контрольной среды.
В настоящее время отсутствует единая точка зрения относительно сущности внутреннего аудита и его места в системе внутреннего контроля организаций, отсутствуют стандарты внутреннего аудита, конкретные методики. Не определены также и принципы организации внутреннего аудита. Сложность в реализации внутренних аудиторских процедур может составлять и организация системы учетно-аналитической информации, от надежности которой зависят результаты контроля и правильность принятия управленческих решений.
Внутренний аудит в профессиональном, законодательном и в институциональном аспектах, в отличие от внешнего аудита, еще не имеет четкого определения. В частности, М.В. Мельник, А.С. Пантелеев и А.Л. Звездин [7] рассматривают внутренний аудит как составную часть системы внутрихозяйственного контроля, которая включает три основных элемента: среду контроля, учетную систему, процедуры контроля. Р.А. Алборов [8] определяет внутренний аудит как инструмент внутрихозяйственного контроля, который осуществляется специальной службой организации или ее специалистами, которая непосредственно подчинена руководителю организации.
Анализ понятийного аппарата показывает, что внутренний аудит является одной из наиболее развитых форм внутреннего контроля организации, который облегчает контроль различных звеньев управления со стороны высшего руководства. По мнению отечественных экономистов, в настоящий момент существуют реальные предпосылки для создания служб внутреннего аудита в хозяйственной практике российских организаций. К основным предпосылкам относят [9]:
- наличие законодательно регламентированной контрольной функции вышестоящих звеньев по отношению к нижестоящим структурам;
- наличие сложной многоуровневой управленческой и организационно-технологической структуры организаций;
- отсутствие достаточной регламентации взаимодействия и взаимосвязи между ведомственными, отраслевыми и другими контрольными органами различных уровней;
- реальное разграничение деятельности структурных функциональных подразделений, выполняющих функции, присущие внутреннему аудиту.
Внутренний аудит, по нашему мнению, способен значительно улучшить систему внутреннего контроля за счет следующих факторов:
- более качественной, объективной, полной и хорошо структурированной информации для принятия управленческих решений;
- более оперативной доставки информации высшим уровням управления.
Можно констатировать, что внутренний аудит является системообразующим фактором в формировании управленческой информационной системы. Внутренние аудиторы помогают идентифицировать и устранить слабые места в системе управления, а также выявлять нарушение принципов управления. Все эти действия дополняются обсуждениями с высшими органами управления, с тем чтобы определить необходимые управленческие и контрольные процедуры.
Список литературы:
1. Макарова Л.Г. Методологические аспекты разработки внутренних стандартов аудиторских организаций. Н.Новгород: Изд-во НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2000. - 150 с.
2. Меринов А.Ю. Внутренний контроль в системе корпоративного управления: дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук / А.Ю. Меринов, М., 2009. - 140 с.
3. ГОСТ Р 50779.42-99, ИСО 8258-91 Статистические методы. Контрольные карты Шухарта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opengost. ru/iso/03_gosty_iso/03120_gost_iso/0312030_gost_ iso/2361-gost-r-50779.42-99-iso-8258-91-statisticheskie-metody.-kontrolnye-karty-shuharta.html (дата обращения: 01.06.2013).
4. Просянников Н.Н. Управление в таможенных органах: учебное пособие / Н.Н. Просянников; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. - Владивосток: ВФ РТА, 2008. - 315 с.
5. Барамзин С.В. Функции управления в таможенном деле (проблемы качества процессов и результатов): монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. - 124 с.
6. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: учебное пособие / В.В. Макрусев, В.Ю. Дианова. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. - 278 с.
7. Ревизия и контроль: Учебное пособие / М.В. Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин; Под ред. проф. M.B. Мельника - М.: ИД ФВК-ПРЕСС, 2003. - 520 с.
8. Алборов Р.А. Оценка эффективности системы внутреннего контроля (аудита) / Р.А. Алборов, С.М. Концевая, Н.Н. Хорохорин // Вестник Ижевской государ-
ственной сельскохозяйственной академии. - 2005.
- № 1 (4). - С. 40-41.
9. Суворова С.П. Управление хозяйственной деятельностью и характер взаимодействия с учетной системой организации (предприятия) / С.П. Суворова // Проблемы теории и практики управления. - 2007. -№ 10 - С. 33-41.
List of literature:
1. Makarova L.G. Methodological Aspects of Internal Auditing Standards Organizations / L.G. Makarova. -N. Novgorod: NSU them N.I. Lobachevsky, 2000. - 150 p.
2. Merinov A.Yu. Internal Control in Corporate Governance: Dis. for the degree of cand. science / A.Yu. Merinov. M.: 2009. - 140 p.
3. GOST R 50779.42-99, ISO 8258-91 Statistical Methods. Checklists of Shuhart [Electronic resourse]. - URL: http://www.opengost.ru/iso/03_gosty_iso/03120_gost_ iso/0312030_gost_iso/2361-gost-r-50779.42-99-iso-8258-91-statisticheskie-metody.-kontrolnye-karty-shu-harta.html (date of access: 01.06.2013).
4. Prosyannikov N.N. Management in Customs Authorities: Tutorial / N.N. Prosyannikov; Russian Customs Academy, Vladivostok, Vladivostok Filial: 2008 - 315 р.
5. Baramzin S.V. Management Functions in Customs (The Quality, Processes and Results Problems): Monograph / S.V. Baramzin. M.: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2009. - 124 p.
6. Makrusev V.V. Customs Management: Textbook / V.V. Makrusev, V.Y. Dianova. - M.: Russian Customs Academy, 2009. - 278 p.
7. Revision and Control: Textbook / M.V. Melnyk, A.S. Panteleev, A.L. Zvezdin ; Ed. prof. M.V. Melnyk, M.: ID PWA PRESS, 2003. - 520 p.
8. Alborov R.A. Assessment of the Effectiveness of Internal Control (Audit) / R.A. Alborov, S.M. Contsevaya, N.N. Horohorin // Bulletin of the Izhevsk State Agricultural Academy. - 2005. - № 1 (4). - P. 40-41.
9. Suvorova S.P. Management of Economic Activities and the Nature of the Interaction with the Accounting System of the Organization (Enterprise) / S.P. Suvorova // Problems of the Theory and Practice of Management.
- 2007. - № 10. - P. 33-41.