УДК 336.7
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ
ЛИЦ В РОССИИ
Оселедец Виктория Михайловна
кандидат экономических наук, доцент, Сибирский государственный
университет путей сообщения, 630049, Новосибирск, ул. Дуси Ковалъчук 191, Россия.
E-mail: victoria. o @ rambler. ru
Вильгельм Елена Ивановна
студентка 2 курса магистратуры, Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, город Новосибирск, ул. Дуси Ковалъчук 191, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается роль вкладов физических лиц как источника банковских ресурсов, исследуется процесс становления и развития системы страхования вкладов в России (ССВ), даётся характеристика каждого этапа, исследуются проблемы ССВ на современном этапе.
Ключевые слова: кредитная организация, банк, вклад, система страхования вкладов, Агентство по страхованию вкладов, фонд страхования вкладов, процентная ставка, физическое лицо, страховые взносы.
THE DEVELOPMENT OF DEPOSIT INSURANCE SYSTEM OF PRIVATE CUSTOMERS IN RUSSIA
Victoria M. Oseledets
Cndidate of economic Siences, Associate Professor Siberian Transport University, 630049, Novosibirsk, Dusi Kovalchuk st. 191, Russia.
Elena I. Vilgelm,
the second year Master's student, Siberian Transport University, 630049, Novosibirskк, Dusi Kovalchuk st. 191, Russia.
Abstract: The article discusses the role of deposits of individuals as a source of banking resources, explores the process of formation and development of the deposit insurance system in Russia, describes the characteristics of each stage, explores the problems of current deposits.
Keywords: credit institution, bank, deposit, deposit insurance system, Deposit Insurance Agency, deposit insurance fund, interest rate, individual, insurance premiums.
Для осуществления банковской деятельности кредитные организации должны располагать определенными финансовыми ресурсами. Большая часть ресурсов - это привлечённые средства, которые формируются, в основном, за счет вкладов физических лиц. Объёмы, структура, качество вкладов определяют масштабы, направления, эффективность банковского бизнеса [2].
Доля вкладов населения в структуре пассивов банковского сектора России в течение последнего времени остаётся весьма значительной, в 2017 году она достигла 31% и превысила долю всех остальных источников (рисунок 1).
■ Фонды и прибыль банка
■ Средства, привлеченные от Банка России
■ Счета банков
■ Кредиты, депозиты и прочие средства, полученные от
кредитных организаций - резидентов
■ Кредиты, депозиты и прочие средства, полученные от
кредитных организаций - нерезидентов
■ Вклады физических лиц (резедентов и нерезидентов)
■ Средства, привлеченные от организаций - резидентов
■ Средства, полученные от организаций - нерезидентов
■ Облигации, векселя и банковские акцепты
■ Прочие пассивы
Рисунок 1 - Структура пассивов банковского сектора на 1.01.2018 года, % [6]
На 1 января 2018 года объём вкладов физических лиц составил 26 092 571 млн руб., в последние 5 лет объемы вкладов стабильно увеличивались (таблица 1).
Прирост вкладов за рассматриваемый период составил 35,08%. Незначительное сокращение объёмов вкладов в национальной валюте в 2014 году объясняется сложной экономической ситуацией в стране, а именно: санкции, введённые западными странами и США, снижение курса национальной валюты.
Каждый клиент банка хочет быть уверен в сохранности своих средств при проведении расчетных, вкладных, инвестиционных и иных операций [5]. Такую уверенность даёт действующая система страхования вкладов (ССВ).
10%
10%
2%
5%
9%
2%
28%
Именно создание ССВ позволило решить проблему привлечения средств граждан на банковские счета и обеспечить доверие населения к российской банковской системе в целом.
Таблица 1 - Динамика объёмов, привлеченных кредитными организациями вкладов (депозитов) физических лиц, млн руб. [6]._
Дата Период
1.01.2014г 1.01.2015г 1.01.2016г 1.01.2017г 1.01.2018г
Рублевые вклады 13 985 238 13 706 572 16 398 222 18 610 653 20 640 786
Вклады в иностранно й валюте 2 953 123 4 846 110 6 820 855 5 421 057 5 451 785
Всего 16 938 361 18 552 682 23 219 077 24 031 710 26 092 571
Современная ССВ действует в течение длительного времени, для более полной её характеристики авторы предлагают разделить весь период функционирования ССВ на отдельные этапы:
- подготовительный этап (30 апреля 1991 - 23 декабря 2003);
- создание Агентства по страхованию вкладов (23 декабря 2003 - январь
2004);
- этап стабильного развития ССВ (2004-2012);
- кризисный этап ССВ (2013-2017).
Подготовительный этап начался в 90-е годы прошлого века, когда стала формироваться современная банковская система. Так как банковская деятельность подразумевает работу с денежными средствами граждан, возникла потребность в их защите. В этот период вступают в силу несколько нормативных актов о формировании фондов страхования депозитов:
1.Указание Центрального Банка РСФСР от 30 апреля 1991 года «О порядке формирования фонда обязательных резервов, фонда компенсации коммерческим банкам разниц в процентных ставках, фонда страхования коммерческих банков от банкротств, фонда страхования депозитов в коммерческих банках».
В соответствии с данным документом коммерческие банки в течение 1991-1993гг. перечисляли 1% от прибыли в созданный при Центральном Банке РФ фонд. В начале 1994г. перечисление средств было прекращено. Средства созданного фонда использованы не были, банки имели право на основании заявления вернуть перечисленные средства.
2.Указ Президента России №409 от 28 марта 1993 года «О защите сбережений граждан Российской Федерации». Указом признавалась целесообразность создания Фонда страхования активов банковских учреждений, образуемых за счёт привлечения вкладов граждан РФ. Целью
создания данного фонда была необходимость защиты сбережений граждан и повышение доверия к банковским учреждениям.
Э.Указ Президента России № 1184 от 10 июня 1994 года «О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации», в Указе содержался призыв ускорить создание Фонда страхования.
Данные Указы выполнены не были.
К моменту кризиса 1998года государственная система защиты вкладов населения так и не была сформирована. В результате этого кризиса пострадали миллионы человек; стало очевидно, что необходимы срочные меры по решению задачи защиты средств вкладчиков - физических лиц. В марте 1999 года Правительство создает «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО). Под руководство АРКО передавались проблемные банки, ответственность за выплаты возмещения по вкладам физических лиц также принимало на себя АРКО. В 90-е годы неоднократно предпринимались попытки принятия закона о страховании вкладов физических лиц, но такой закон был принят только 23 декабря 2003 года.
Принятие Федерального Закона № 177 - ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» предлагается рассматривать как этап создания Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Цель создания АСВ - обеспечение эффективного функционирования системы страхования вкладов [4]. Система формировалась по четырём основным направлениям: подготовка документации для функционирования системы; формирование банковских реестров; создание фонда страхования вкладов и разработка методов его финансирования; разработка мероприятий по проведению выплат страхового возмещения.
При разработке мероприятий для обеспечения функционирования ССВ был определён ключевой показатель - ставка страхового взноса в фонд страхования вкладов АСВ для банков. На стадии формирования ССВ было решено установить данный показатель на уровне 0,15 % от средней величины вкладов граждан за квартал. В своих оценках уровня ставки АСВ исходило из того, что в ближайшие 5 лет в целях капитализации фонда обязательного страхования вкладов физических лиц и обеспечения необходимой финансовой устойчивости ССВ, ставка отчислений банков будет оставаться неизменной. Также были разработаны документы, регламентирующие порядок расчета и уплаты взносов.
Так как создание ССВ было направлено, в первую очередь, на сокращение рисков потери сбережений граждан, в целях распространения информации были подготовлены рекомендации, в которых излагались основные положения по наиболее часто задаваемым вкладчиками вопросам. После разработки необходимой документации АСВ (Агентство) приступило к созданию реестров банков - участников ССВ. Важнейшая работа по созданию системы страхования вкладов - отбор финансово устойчивых банков в систему - осуществлялась Банком России, им были организованы проверки финансового состояния всех банков, подавших ходатайства о вступлении в систему страхования.
В соответствии с законом при наступлении страхового случая вкладчику гарантировался возврат вклада в каждом банке в размере 100 тыс. руб.
На 1 января 2005 года в российских банках было открыто порядка 32 млн вкладов, причем 98 % всех вкладов не превышали 100 тыс. руб. Средний размер вклада в банках - участниках системы страхования вкладов на тот момент составлял 13,6 тыс. руб.
Агентство было вправе осуществлять выплаты самостоятельно или привлекать для этого банки - агенты, действующие от имени Агентства и за его счет. Фонд обязательного страхования вкладов на 1 января 2005 года составлял 4 623 млн руб. Изначально он формировался, в основном, за счет имущественных взносов Российской Федерации. Согласно принципу накопительного характера формирования фонда обязательного страхования вкладов, вторым источником его пополнения в 2004 году, помимо имущественного взноса Российской Федерации, были регулярные страховые взносы банков. Для обеспечения сохранности и пополнения фонда АСВ было разрешено размещать временно свободные средства на финансовом рынке.
Стабильное развитие системы страхования вкладов продолжалось с 2005 по 2012 г. включительно. В этот период наблюдается положительная динамика объёма фонда обязательного страхования вкладов (рисунок 2).
250
200
150
ю
Л
« Л |-Н 100
2
50
0
205,8
36,1 ■ 67,9 79,1 ■
4,6
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
период
Рисунок 2 - Динамика объема фонда обязательного страхования вкладов
в 2004-2013 гг, млрд руб.[1]
Из приведённых данных видно, что прирост средств в фонде страхования вкладов происходил до 2013 года. Объем фонда в конце 2012 года почти в 45 раз превысил этот показатель в 2004 году. Увеличение фонда происходило, в основном, за счет стабильных взносов коммерческих банков. В этот период размер ставки страховых взносов постепенно сокращался с 0,15 % до 0,1 %, но при этом происходило увеличение суммы страхового возмещения.
Высокие темпы роста экономики, развитие и укрепление банковской системы позволили увеличить размер возмещения в 2006 году со 100 тыс. руб,
100
до 190 тыс. руб. В результате росло доверие граждан к банковской системе России, увеличивался приток вкладов населения в банки. В 2007 году размер возмещения по вкладам был увеличен более чем в два раза: до 400 тыс. руб., в октябре 2008 года размер возмещения составил уже 700 тыс. руб.
На этапе стабильного развития постепенно сокращалось количество банков, в том числе банков - участников ССВ, однако крупных страховых случаев в данный период не происходило, объём фонда страхового возмещения при этом увеличивался. Страховая ответственность АСВ в 2012 году в отношении банков, по которым наступил страховой случай, составляла 73,5 млрд руб. при страховом фонде в размере 205,8 млрд руб. В этот период ССВ функционировала достаточно эффективно.
С 2013 года начался четвёртый этап, который, по мнению авторов, следует считать кризисным.
Активный отзыв лицензий начался в сентябре 2013 года, причины следующие: представление кредитными организациями в контролирующий орган недостоверной отчётности, невыполнение банками предписаний надзорного органа; несоблюдение положений федерального законодательства о противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; проведение банками сомнительных операций, высокорискованная кредитная политика, несоблюдение порядка формирования резервов на возможные потери по ссудам соразмерно принятым рискам, финансовая неустойчивость кредитных организаций.
В период с 2013 года до конца 2017 года количество банков сократилось с 784 до 474 единиц. В данный период размер отчислений в фонд обязательного страхования вкладов также сокращался.
В конце 2013 года система страхования вкладов, несмотря на большое количество страховых случаев, сохраняла финансовую стабильность и имела возможность выполнения возложенных на неё функций. Фонд обязательного страхования вкладов на данный момент составлял 114, 2 млрд руб.
В 2014 году достаточность фонда снизилась с 1,3 % до 0,5 %. Для поддержания системы в апреле был принят закон, согласно которому АСВ получило право брать кредиты в Банке России в целях выполнения своих обязательств перед вкладчиками.
В 2015 году фонд страхования вкладов снизился до 37,5 млрд. руб., для пополнения фонда страхования вкладов единая ставка взносов в фонд страхования была заменена дифференцированной, т.е. она стала подразделяться на базовую (0,1 % от расчетной базы), дополнительную (20 % от базовой ставки) и повышенную дополнительную (150 % от базовой ставки) [4]. Взносы по базовым ставкам должны были уплачивать все банки, а дополнительную и повышенную дополнительную обязаны были применять те банки, процентные ставки по вкладам физических лиц в которых превышали пределы, установленные законом о страховании вкладов.
В 2016 произошло повышение ставок по взносам в фонд страхования:
базовая ставка возросла до 0,12 % от расчетной базы, дополнительная была
101
повышена до 50 % от базовой ставки, повышенная дополнительная до 200 % от базовой ставки [4].
Характерной чертой 2017 года стало снижение числа страховых случаев, их количество по сравнению с 2016 годом сократилось в два раза, объем страховых выплат снизился на 29 %. В то же время интенсивность работы по ликвидации кредитных организаций была достаточно высокой на протяжении всего 2017 года. К концу года Агентством одновременно осуществлялась ликвидация более чем 300 банков.
В 2017 году был введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов ПАО БАНК «ЮГРА». Данный страховой случай стал крупнейшим за всю историю функционирования ССВ; ответственность Агентства перед вкладчиками данного банка составила 173 млрд руб. В фонде страхования вкладов на конец 2017 года находилось 44, 4 млрд руб., в этом же году повышенная дополнительная ставка была увеличена до уровня 500 % от базовой ставки.
С первого квартала 2018 года базовая ставка страховых взносов была повышена до 0,15 % от расчетной базы, впервые за весь срок функционирования ССВ базовая ставка вернулась к своему первоначальному значению.
За весь срок функционирования системы страхования вкладов произошло 424 страховых случая на общую сумму 1 746 млрд руб., пострадало порядка 8,4 млн вкладчиков.
Однако не только активный отзыв лицензий у банков негативно отразился на ССВ. Возникли проблемы иного порядка. В связи с повышением ставки по отчислениям в фонд страхования вкладов, отдельные банки стали применять всевозможные способы сокращения своих обязательств перед ССВ. Появились, так называемые, «забалансовые» вкладчики. Банки намеренно не отражали на счетах средства определённой группы вкладчиков с целью искусственного занижения отчислений в фонд страхования вкладов. Страдали при этом вкладчики, так как в случае отзыва лицензии у таких банков, вероятность получения возмещения от ССВ вкладчиками была очень низкая.
Ряд банков, у которых была велика вероятность отзыва лицензий, намеренно создавали фиктивные вклады в целях хищения средств фонда страхования вкладов.
Еще одной проблемой ССВ стало «дробление вкладов», то есть преднамеренное доведение суммы вклада до максимальной суммы страхового возмещения. Иными словами, физические лица делили вклад на несколько вкладов, открытых в банке, который к этому времени уже являлся неплатежеспособным и не мог проводить расходные операции с денежными средствами в полном объеме. Такие действия вкладчики могли совершать при наличии информации о предстоящем банкротстве банка с целью обойти законодательно установленное ограничение размера компенсационных выплат по вкладам в банке. Это возможно только при содействии сотрудников банка, так как вкладчики не имеют информации о наличии на
корреспондентском счету банка средств для совершения операций по переводу денежных средств.
Кроме того, проблемой ССВ являются т.н. «серийные вкладчики» - это граждане, преднамеренно открывающие вклады под максимальный процент в заведомо ненадежных банках для получения, в дальнейшем гарантированного государством возмещения по вкладам.
Агентство по страхованию вкладов проводит большую работу по решению всех перечисленных проблем, однако самой большой проблемой остаётся наличие ненадёжных кредитных организаций на банковском рынке. Банк России предпринимает меры для оздоровления банковского сектора, что должно обеспечить не только надёжность банковской системы, но и стабильность действующей ССВ. Только стабильная и эффективная ССВ позволит сохранить доверие вкладчиков к банкам, ведь банковский вклад пока остаётся для граждан наиболее привлекательным, доступным, понятным и, практически, безрисковым инструментом сбережения средств [3], а для банков сбережения физических лиц - это основной источник их ресурсов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Агентство по страхованию вкладов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.asv.org.ru/ (Дата обращения: 01.10.2018 г.)
2. Вильгельм Е.И. Анализ рынка вкладов физических лиц в России// Роль банковского и реального сектора в решении проблем социально-экономического развития - Уфа: Издательство ООО «Аэтерна», 2017 - С. 6065.
3. Оселедец В.М. Вклады физических лиц как источник ресурсов кредитных организаций в современных экономических условиях // Современные финансовые отношения: проблемы и перспективы развития -Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2015 г. - с. 200-205.
4. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон N 177-ФЗ от 23.12.2003 г.
5. Pay Э.И. Как защищены вкладчики коммерческих организаций// Вестник алтайской науки - Барнаул: Издательство Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, 2015 - С. 235-238.
6. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения 02.10.2018)