Научная статья на тему 'Развитие системы страхования кредитных рисков'

Развитие системы страхования кредитных рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / INSURANCE / КРЕДИТНЫЕ РИСКИ / CREDIT RISK / ОБЩЕСТВА ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ / MUTUAL INSURANCE COMPANIES / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / COMMERCIAL BANKS / ПРОБЛЕМНЫЕ ДОЛГИ / DISTRESSED DEBT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фрумина С.

Рассматриваются возможные схемы страхования кредитных рисков. Выделяются их достоинства и недостатки. Акцентируется внимание на возможности создания общества взаимного страхования, которое позволит распределить кредитные риски между участниками и снизить финансовые потери

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of insurance credit risks

The article discusses the possible scheme of insurance of credit risks, stand their strengths and weaknesses. It is focused attention on the possibility of establishing a mutual insurance company, which will distribute credit risks among the participants and to reduce financial losses

Текст научной работы на тему «Развитие системы страхования кредитных рисков»

С ФРУМИНА,

кандидат экономических наук, доцент Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов РФ

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ РИСКОВ

Рассматриваются возможные схемы страхования кредитных рисков. Выделяются их достоинства и недостатки. Акцентируется внимание на возможности создания общества взаимного страхования, которое позволит распределить кредитные риски между участниками и снизить финансовые потери.

Ключевые слова: страхование, кредитные риски, общества взаимного страхования, коммерческие банки, проблемные долги.

Страховой сектор в настоящее время играет важную роль в российской экономике и благодаря увеличению совокупного уставного капитала и величине страховых резервов, которые к 2010 г. составили 200 млрд. руб. и 400 млрд. руб. соответственно, становится серьезным институциональным инвестором и крупнейшим работодателем. Несмотря на это, некоторые сегменты страхования в нашей стране развиты недостаточно. Об этом свидетельствует повышающийся уровень просроченной задолженности коммерческих банков, связанный, с одной стороны, с возвратом задолженности, ранее попавшей в категорию реструктурированной и с повторной пролонгацией кредитов, а с другой стороны — с потерей работы заемщиками.

В этой связи важной задачей, решение которой имеет как теоретическое, так и практическое значение, является

CS

со со

развитие системы страхования рисков, связанных с защитои имущественных интересов страхователей при осуществлении кредитных операций.

В мировой практике применяются несколько схем организации страхования в целях регулирования кредитных рисков коммерческих банков, которые могут быть реализованы с участием следующих организаций:

самостоятельных юридических лиц (страховых организаций);

страховой организации, управляемой уполномоченной государством управляющей компанией (в России это может быть структурное подразделение Агентства по страхованию вкладов или иной существующей государственной структуры);

обществ взаимного страхования, сформированных из взносов коммерческих банков, заключивших договоры страхования кредитных рисков. В зависимости от организационно-правовой формы страховой организации ее создание может потребовать внесения изменений в действующее законодательство. Главная идея создания системы страхования состоит в том, что банки получат возможность добровольно застраховать риск возникновения задолженности II—V категорий качества 1 И тогда их поддержка будет максимально прозрачной и понятной. При 3 этом не важен размер банка, его системная значимость или,

е напротив, отсутствие таковой. Система страхования обеспе-

чит поддержание стабильности банковского сектора и повы-о шение уровня доверия клиентов.

§ Однако в период экономической нестабильности соз-

ис

<< дание страховщика — самостоятельного юридического

НС

£ лица экономически не выгодно для страховой организации,

е так как приводит к возникновению катастрофического

S риска.

с

^ 1. Положение Банка России от 26.03.2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными К организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней

w задолженности».

Здесь следует подчеркнуть, что на развитие страхования кредитных рисков в нашей стране негативно влияют следующие факторы:

предшествующий опыт, при котором в условиях становления российской рыночной экономики прошлого столетия страховые организации, не имеющие опыта работы в сфере страховых услуг и пытавшиеся подстроиться под возраставший спрос банков, либо обанкротились, либо отказывались от страховых выплат. Данная тенденция прослеживалась вплоть до современного экономического кризиса, в целях преодоления которого был принят ряд антикризисных мер регулирования. Особенно важной из них, на наш взгляд, стала необходимость передачи страхового портфеля страховщика-банкрота, включая обязательства по неисполненным договорам страхования, а так же введенный с апреля 2010 г. запрет на открытие представительств и филиалов без предварительного

разрешения органа Федеральной службы страхового

2

надзора ,

неготовность страховых организаций брать на себя подобные риски и компенсировать их. Основная проблема состоит в том, что страхование по кредитным программам разделено на отдельные виды и разгруппировано по всем отраслям. Так, невозможность осуществить выплаты по кредиту со стороны заемщика может быть причиной потери имущества, потери работы или смерти заемщика (отрасли личного и имущественного страхования одновременно); неразвитость страхования банковских рисков вследствие долгого перерыва во взаимодействии банков со страховыми организациями в России не развивался институт специалистов данного направления бизнеса. В результате банки самостоятельно страхуют кредит-

2. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

со со

ные риски посредством оценки кредитоспособности заемщика, получения ликвидного залога и т.д. Кроме того, если до кризиса банки диктовали свои условия кредитования, то текущее состояние кредитного рынка изменилось. Крупные корпоративные клиенты нацелены на получение кредита без залогового обеспечения, и нередко банки выдают кредиты под поручительство, залог ценных бумаг и других видов обеспечения, где не применяется страхование. Страхование предметов залога по кредитам затруднено, так как зачастую таким заемщикам непросто получить одобрение кредита.

Поэтому последствия обозначенных тенденций должны привести к созданию новых страховых и кредитных продуктов и совершенствованию уже имеющихся, особенно в период обострения неплатежей по выданным кредитам.

Возникает необходимость создания системы страхования с государственным участием, при котором государство будет вовлечено в осуществление страховых выплат при подтверждении потери работы физическим лицом, либо ликвидации бизнеса вследствие экономического кризиса. Такая страховая организация может находиться под управлением уполномоченной государством управляющей компании или быть создана на базе Агентства по страхованию вкладов.

3 С началом острой фазы экономического кризиса акцен-

е ты в банковском страховании несколько сместились. В частно-

сти, на протяжении последних полутора лет наблюдается ано-о мальный рост количества преступлений, направленных про-

§ тив имущественных интересов кредитных организаций и их

^ клиентов. Однако на рынке банковского страхования наме-

^ тился и ряд положительных тенденций. Процесс взаимодей-

е

ствия и организации сотрудничества между банками и страховыми компаниями стал более прозрачным и рыночным. Основной вектор был задан Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 г. № 386 «О случаях допустимости соглаше-

ё ний между кредитными и страховыми организациями», регу

<

о

лирующим взаимоотношения банков и страховых компаний в сфере подписания соглашений о сотрудничестве.

Несмотря на это, не решено еще много вопросов, в частности касающихся взаимодействия банков и страховых организаций. Проблема состоит в том, что страхование кредитных рисков в настоящее время нормативно не регулируется. На рынке нет единых стандартов — ни по формам страхового покрытия, ни по выбору системы взаимоотношений между страховщиками и банками. Есть стандарт Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Его можно критиковать и дорабатывать, но в принципе он создает основу для организации цивилизованного рынка. Особенность в том, что по этим стандартам проводится примерно 20% сделок страхования рисков при ипотечном кредитовании, остальные — в соответствии со свободным выбором банков, не говоря уже о кредитных рисках без учета ипотеки.

В кризисное время произошли базовые изменения и в российской философии страхования. В докризисный период, обусловленный высокими тепами развития кредитования и в целом невысоким уровнем просроченной задолженности, страхование кредитных рисков рассматривалось как страхование, связанное с заключением кредитного договора, но не прямое страхование ответственности заемщика или предпринимательского риска банка. В настоящее время многие банки, аналогично западной практике, проявляют существенный интерес к страхованию риска невозврата кредита. Однако в условиях кризиса банки стали тщательнее и строже подходить к отбору страховых компаний, поэтому далеко не каждый страховщик может стать партнером банка.

В 2010 г. аккредитацию банками могли пройти только те страховщики, которые обладали высокой финансовой устойчивостью. Основные требования банков — это высокая надежность компании и своевременность урегулирования убытков. Процедура отбора страховых компаний разными банками примерно одинакова, но требования банков могут отличаться количеством запрашиваемых документов. Страховщики

\о со со

отмечают, что иногда этот перечень может быть очень большим, а принятие решения об аккредитации — слишком длительным. С другой стороны, благодаря действиям ФАС требования банков стали более прозрачными: банки начали публиковать список необходимых документов и требований к страховым компаниям на своих сайтах, а после положительного ответа банка название компании появляется в списке рекомендованных страховщиков.

Особую проблему в страховании банковских кредитов представляют недостатки скоринговых систем (систем оценки уровня рисков, возникающих при предоставлении физическим лицам кредитов), ошибки в андеррайтинге (процессе принятия страховых рисков) и мошенничество ряда заемщиков.

В целях устранения части вышеописанных проблем представляется необходимым создать профессиональную систему утверждения страховых тарифов. Проведенный нами анализ показал, что на сегодняшний день подавляющее большинство страховых организаций принимают решения о размере страхового тарифа, его структуре, размере страховых резервов на эмпирическом уровне, ориентируясь на свой предыдущий опыт, опыт аналогичного страхования, осуществляемый другими страховщиками, и на зарубежный опыт. Ни один законодательный акт не содержит предписания о § необходимости выстраивания тарифов и резервов в соответ-

е ствии с актуарной оценкой принятых страховых обязательств.

Следовательно, любой актуарный расчет — это рекомендации о специалистов, не имеющие обязательного значения. А такие

§ показатели, как размер страхового тарифа и величина резер-

вов, должны быть не только результатом научного обоснова-

ис

^ ния, но и экономико-математического расчета, что предпола-

е гает необходимость создания профессиональной, основанной

^ на актуарных расчетах системы утверждения страховых тари-

< фов и резервов. ^ Несмотря на все вышеперечисленные проблемы, сотруд-

ё ничество между банками и страховыми организациями

<

о

должно расширяться, что, безусловно, будет выгодно клиентам. Банки, со своей стороны, заинтересованы в том, чтобы предоставлять своим клиентам дополнительный сервис. Страховые организации, в свою очередь, предлагают продукты, позволяющие вне зависимости от непредвиденных обстоятельств выполнять свои обязательства перед кредитной организацией.

Активное предложение новых продуктов страхования наблюдается в сегменте розничного сервиса кредитных организаций. Так, развитие ипотечного кредитования уже способствовало появлению на нашем рынке таких страховых продуктов, которые покрывают риски банков при секьюри-тизации и рефинансировании ссуд под залог недвижимости. Востребованность же страхования кредитных рисков для банков так же естественна, как и наличие залогов, поручительств, гарантий и прочих видов обеспечения выданных кредитов.

Не секрет, что развитие розничных видов кредитования и расширение региональных сетей повлекли за собой увеличение рисков возникновения у банков убытков из-за нелояльности персонала, операций с поддельными документами, ценными бумагами и фальшивыми банкнотами, краж имущества, принадлежащего как самим банкам, так и их клиентам. В связи с этим наблюдается интерес к такому страховому продукту, как комплексное страхование банковских рисков, позволяющему защитить кредитные организации от подобных неприятностей.

Одним из перспективных направлений комплексного страхования банковских рисков на отечественном рынке является создание обществ взаимного страхования.

Общество взаимного страхования представляет собой организацию, созданную для осуществления страхования на взаимной выгоде её членов (коммерческих банков), которые одновременно являются владельцами общества, участвуют в его прибылях и несут ответственность за его убытки. Общество взаимного страхования (ОВС) является юридическим лицом и отвечает по своим обязательствам всем своим

00 со со

имуществом. Каждый страхователь или каждый коммерческий банк является членом—пайщиком общества взаимного страхования. Поскольку ОВС принимают на страхование имущественные интересы только своих членов, они являются некоммерческими организациями, т.е. при получении прибыли последняя направляется в страховые резервы.

Общество может быть создано по инициативе не менее чем трех, но не более чем пятисот коммерческих банков, созвавших общее собрание, на котором принимается устав общества, формируются органы управления общества и орган контроля. Для обеспечения исполнения обязательств по взаимному страхованию общество формирует страховые резервы и размещает средства страховых резервов в порядке и на условиях, которые установлены для обществ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности. Размещение средств страховых резервов должно осуществляться на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Средства страховых резервов используются исключительно для страховых выплат.

По нашему мнению, создание общества взаимного страхования позволит исключить давление на капитал коммерческих банков, снизить рискованность банковских операций 3 при возникновении проблемной задолженности и повысить

е финансовую устойчивость банковской системы в условиях ее

посткризисного роста. о Подобный вывод основывается на следующих базовых

§ обоснованиях:

^ • при невозвращении банку кредита недобросовестным

§ заемщиком общество взаимного страхования компен-

сирует кредитной организации убытки в соответствии ^ с условиями заключенного договора;

< • условие совместного принятия риска участниками ^ общества взаимного страхования и перераспределе-

ё ние средств в пользу тех участников, которые в согла-

<

о

сованный период времени будут нести убытки по произошедшим страховым случаям, позволит изолировать проблемные активы от основного баланса банка и будет способствовать улучшению качества кредитного портфеля;

к рискам, не принятым на страхование, при возникновении просроченной задолженности могут применяться традиционные методы регулирования (реструктуризация, продажа, взыскание).

Однако проблема заключается в том, что если юридическое лицо не зарегистрировано в качестве страховой организации, то оно не может получить лицензию на право осуществления страховой деятельности. Так, организации, банки и любые другие предприятия не вправе требовать получения лицензии. Следовательно, создание общества взаимного страхования, включающего кредитные учреждения, требует изменения действующего законодательства, регулирующего страховые отношения. В перспективе же развитие структуры обществ взаимного страхования создаст благоприятную экономическую среду для повышения финансовой устойчивости кредитных институтов и позволит целенаправленно воздействовать на банковские ссуды разных категорий качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.