УДК 378.6
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА ОСНОВЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
DEVELOPMENT OF ADVANCED TRAINING AND ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF SPECIALISTS OF SOCIAL SPHERE ON THE BASIS OF PROGNOSTIC APPROACH
Д. Е. Иванов1, Н. И. Никитина2 D. E. Ivanov1, N. I. Nikitina2
1ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары,
2ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва
Аннотация. В статье обосновывается сущность прогностического подхода к развитию системы повышения квалификации и дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы; раскрыты функции, принципы, механизмы, условия реализации прогностического подхода в системе обучения взрослых.
Abstract. The article substantiates the essence of prognostic approach to the development of the system of advanced training and additional professional education of specialists of social sphere; it discloses the functions, principles, mechanisms and conditions for the implementation of prognostic approach to adult education.
Ключевые слова: прогностический подход, система дополнительного профессионального образования, повышение квалификации, обучение взрослых.
Keywords: prognostic approach, system of additional professional education, advanced training, adult education.
Актуальность исследуемой проблемы. В условиях существенных преобразований социальной сферы как приоритетной в стратегии развития Российской Федерации возрастает потребность в модернизации системы повышения квалификации и дополнительного профессионального образования (ДПО) специалистов социального профиля. В данной статье социальная сфера трактуется как обеспечиваемая государством система отраслей (социального обслуживания, поддержки и защиты населения; образования; здравоохранения; муниципального управления, регулирующего трудовую занятость населения, миграционные процессы и др.), ориентированных на реализацию различных направлений социальной политики.
Система повышения квалификации и дополнительного профессионального образования специалистов социального профиля - это сфера социокультурной практики, в ко-
торой тесно переплетаются интересы общества и конкретного человека. Для последнего система ДНО как фактор его профессионализации является еще и формой включения в социально-экономические процессы общества, способом самореализации и самоактуализации в трудовой деятельности, а также одним из способов жизненного самоопределения.
Важной установкой Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года является то, что образование рассматривается не только как одна из сфер жизнедеятельности общества и государства, но и как фактор развития всех подсистем государственно-общественной системы страны, всего общества в целом, и основа модернизации образования видится в системном подходе к решению существующих в настоящее время проблем, в придании образованию таких приоритетных черт, как опережающий и непрерывный его характер, универсальность знаний и их одновременная практикоориентированность [4].
В последние годы российское общество столкнулось с ситуацией существенного рассогласования таких важных компонентов, как рынок профессиональнообразовательных услуг, с одной стороны, и рынок труда - с другой. Разрешение этой обострившейся проблемы требует немалых усилий, в том числе и в плане модернизации системы дополнительного профессионального образования. Следует особо подчеркнуть тот факт, что повышение качества непрерывной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы имеет существенное значение для решения многих общественно-политических, социально-экономических, социокультурных проблем страны.
Материал и методика исследований. Диагностическое исследование проводилось на базе Российского государственного социального университета, Московского городского университета управления Правительства Москвы, Московского гуманитарного педагогического института, Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования г. Москвы, Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. В процессе исследования был использован комплекс методов: теоретических (историографический, системно-терминологический, монографический, сравнительно-сопоставительный анализ, синтез, метод педагогического обобщения и систематизация, моделирование и др.); эмпирических (наблюдение, анкетирование, интервьюирование и беседа, тестирование, обобщение опыта, контент-анализ, педагогический эксперимент, отсроченный контроль и др.); методов математической статистики.
Методологическую основу исследования составили: диалектические положения о единстве общего, особенного, единичного в развивающемся объекте; социологические, культурологические, психолого-педагогические концепции, раскрывающие многоаспектную природу профессионального образования специалистов социальной сферы как предмета междисциплинарного исследования; концепции системогенеза профессиональной деятельности (Е. А. Климов, В. Д. Шадриков); совокупность методологических подходов к профессиональной подготовке специалистов: акмеологический (А. А. Бодалев, А. А. Деркач); ком-петентностный (В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя), контекстный (А. А. Вербицкий, В. В. Сериков); личностно-деятельностный (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев), профессиографи-ческий (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин), системный (В. Г. Афанасьев, Г. Н. Щедровицкий).
Результаты исследований и их обсуждение. Профессиональное образование специалистов социальной сферы во всем мире рассматривается как непрерывный процесс, обусловленный потребностями практики в постоянном профессионально-личностном развитии работников в условиях динамичного качественного изменения трудовой деятельности в постиндустриальном обществе.
Сегодня система ДНО является одной из ведущих форм удовлетворения индивидуальных профессионально-образовательных потребностей значительной части специали-стов-практиков социальной сферы. В условиях диверсификации последипломного образования и индивидуализации познавательных запросов слушателей существенно изменяются требования, предъявляемые к организационному и содержательно-технологическому базисам образовательного процесса в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
Прогностический подход к развитию системы ДНО специалистов социальной сферы заключается в ориентации обучения в системе повышения квалификации на подготовку не просто профессионала, но и субъекта будущего - ответственного человека, ориентированного на усложнение (не только в профессиональных рамках) его жизнедеятельности по организации нового социокультурного пространства, новой системы общественных и личностных отношений, а также на решение актуальных проблем, обеспечивающих выживание социума в ситуации современного кризисного его состояния. Недо-оценивание прогностичности непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы может породить «футурошок» (Э. Тоффлер), т. е. страх перед непонятным и неожиданным, неспособность с ними справиться [5]. Ориентация системы ДНО на будущее ставит специалиста социальной сферы в ситуацию постоянного предвидения и прогнозирования своих собственных профессионально-личностных перспектив.
Но мнению Б. С. Гершунского, прогнозирование в образовании следует рассматривать как часть социального прогнозирования, включающего (в широком обществоведческом аспекте) прогнозы социологического, демографического, этнологического, культурологического, экологического, медицинского, правового, психологического и другого характера [3].
Анализ проводимых в ряде стран (Германии, Франции, Японии и др.) реформ системы повышения квалификации и дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы позволяет констатировать, что они ориентированы на текущие и перспективные потребности общества в социальных услугах, эффективное использование человеческих ресурсов.
В условиях современной России необходимость перемен в системе ДНО специалистов социальной сферы связана с рядом внутренних общественно-политических, социально-экономических и социокультурных тенденций. В частности, объективная необходимость перемен в сфере дополнительного профобразования специалистов социального профиля вызвана сменой системы ценностей в постсоветском общественнополитическом пространстве, социальных приоритетов и обусловлена переходом России к рыночной экономике, социальному и правовому государству, демократическому обществу. В этих условиях к системе ДНО специалистов социальной сферы предъявляются принципиально новые профессионально-правовые, духовно-нравственные и социальноэкономические требования. Развивающемуся российскому обществу и развивающемуся отечественному институту социальной работы нужны современные высококомпетентные образованные, духовно-нравственные, социально инициативные специалисты социальной сферы, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации личностнопрофессионального выбора, способны к сотрудничеству, отличаются социальнопрофессиональной мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкуль-турному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее
социально-экономическое процветание. Значит, система непрерывного социальнопрофессионального образования должна готовить специалистов, умеющих не только жить в сложившемся гражданском обществе и правовом государстве, но и развивать такое общество и государство.
Нрогностический подход к модернизации системы дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы базируется на интегративной синергии государственно-образовательной, научно-образовательной, культурнообразовательной парадигм.
Особенность государственно-образовательной парадигмы заключается в том, что она позволяет рассматривать возможности и перспективы дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы в тесной связи с типом, характером и уровнем развития государства и института социальной работы в нем. Оптимальным для развития системы ДНО специалистов социальной сферы (следовательно, и личности, и общества в целом) является тип социального демократического правового государства.
Научно-образовательная парадигма определяется тем, насколько полно и глубоко используются достижения науки в развитии системы ДНО специалистов социальной сферы, как они отражаются в его содержании. Эта зависимость определяет уровень образования: чем лучше используются новейшие достижения науки, тем он выше. Однако проблема состоит в том, как превратить новые научные завоевания в личностно значимые и профессионально важные достояния взрослых, обучающихся в системе ДНО.
Культурно-образовательная парадигма подчеркивает, что уровень культуры в обществе зависит от состояния и уровня развития образования. Эта связь имеет функциональногенетический характер. И образование, и культура как социальные институты транслируют опыт поколений, сохраняют и воспроизводят ценности, организуют взаимодействие учреждений и групп людей в ходе производства, воспроизводства, сохранения и распределения духовных ценностей и т. д. Иричем осуществлялись эти функции образованием и культурой на протяжении всего процесса развития общества практически синхронно.
Анализ ряда исследований по проблемам модернизации системы ДНО позволил выделить область прогностических задач системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в современных условиях российского общества [1], [2], [6], [7], [8]. Можно выделить несколько групп прогностических задач.
К первой группе следует отнести следующие задачи: а) уточнение, конкретизация, приведение в соответствие с современными требованиями профессиограмм специалистов социальной сферы различных специальностей и специализаций; б) реализация междисциплинарного подхода в технологиях и моделях практикоориентированной дополнительной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы; в) проведение ква-лиметрического мониторинга в отечественной практике непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы; г) согласование при организации учебного процесса в системе ДНО специалистов социального профиля традиционных и новых, инновационных технологий обучения, базирующихся на инфотелекоммуникацион-ных, интерактивно-проблемных, интегративно-модульных технологиях и методах обучения, модульно-рейтинговом контроле, на персонификации, дифференциации и индивидуализации обучения; д) разработка и обоснование теоретико-методологической основы формирования различных видов компетенций и профессиональной компетентности в целом специалистов социальной сферы в системе ДНО.
Ко второй группе можно отнести следующие задачи: а) необходимость оптимизировать подготовку специалистов социальной сферы для разных регионов, в частности, для регионов экологического неблагополучия, сельской местности и т. д.; б) разработка национально-регионального компонента дополнительной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы с учетом специфики региона и подробности рынка труда в специалистах социального профиля; в) создание межрегиональных научно-методических центров для переподготовки и повышения квалификации специалистов социальных учреждений; г) разработка критериев оценки качества непрерывной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы (в том числе и качества ДНО специалистов социального профиля) и критериев профессиональной компетентности специалистов социальной сферы различного квалификационного уровня (ссуз, вуз, ДНО).
К третьей группе можно отнести следующие задачи: а) разработка стратегии и общенациональной концепции социальной защиты населения России в XXI веке; б) определение критериев эффективности реализации социальной политики в современном обществе; в) разрешение противоречий между теорией и практикой социальной работы и разработка парадигмы социальной работы в российском обществе с учетом перспектив его развития; г) формирование международных научно-исследовательских программ по актуальным проблемам социальной работы.
С точки зрения прогностического подхода, первоочередными задачами совершенствования систем ДНО специалистов социальной сферы являются: оценка состояния и прогнозирование развития системы ДНО; разработка правовых и экономических механизмов соучредительства и софинансирования учреждений ДНО; развитие государственно-общественной системы оценки качества ДНО, формирование критериев оценки по основным направлениям деятельности учреждений ДНО с учетом их видовой специфики, требований законодательства и потребностей народнохозяйственного комплекса; совершенствование структуры управления системой ДНО; обеспечение эффективного взаимодействия между образовательными учреждениями ДНО и субъектами реального сектора экономики и непроизводственной сферы; усиление роли научно-педагогической общественности в процессе управления системой ДНО; совершенствование показателей оценки деятельности учреждений и структурных подразделений ДНО в процедурах лицензирования, аттестации и государственной аккредитации, формирование на их основе комплексной оценки деятельности учреждений ДНО; обеспечение широкого доступа органов управления и общественности к результатам комплексной оценки деятельности учреждений; консолидация усилий всех уровней власти в управлении системой ДНО. В целях проведения единой государственной образовательной политики необходимо обеспечить на всех уровнях управления баланс структуры и объемов программ ДНО и потребностей развивающегося рынка труда.
Одним из отражений мировых тенденций в сфере прогностического развития системы ДНО специалистов социальной сферы является формирование разветвленной системы открытого образования - системы получения тех знаний, которые нужны конкретному участнику процесса образования без возрастных, временных и иных нормативно установленных ограничений, как правило, на основе дистанционного обучения с использованием средств телекоммуникаций.
Прогностический подход к повышению качества функционирования системы ДПО специалистов социальной сферы сопряжен с повышением соответствующей компетентности и профессионализма профессорско-преподавательского состава факультетов повышения квалификации и профпереподготовки. Более того, необходимо иметь в виду, что в образовательном процессе в области социальной работы в системе ДПО личностные качества научно-педагогического состава играют весьма большую, если не решающую, роль. Поэтому для преподавателя факультета ДПО университетского комплекса социального профиля большое значение приобретают его духовно-нравственная направленность, гражданственность, правовая культура личности, профессионализм, инициативность, профессиональная и социальная ответственность.
Постановка прогностических целей развития систем ДПО специалистов социальной сферы предполагает понимание тенденций, определяющих не только глобальные изменения в экономической, политической и культурной жизни страны, но и их отражение в жизни человека. Важным фактором реализации прогностического подхода к развитию системы ДПО специалистов социальной сферы является поиск новых технологий обеспечения качества ДПО в области социальной работы. В этой связи возникает проблема объективной и адекватной оценки, аттестации знаний, умений, навыков выпускников различных программ ДПО. Прогностический подход к персонификации дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей системы непрерывного профессионального образования специалистов социального профиля и формирование новых концептуальных подходов к развитию системы ДПО на основе прогнозных оценок и стратегических направлений структурных сдвигов в экономике и социальной политике государства.
Резюме. Прогностический подход к развитию дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы обеспечивает полифункциональную, всестороннюю подготовку специалистов на перспективу в рамках проведенного прогноза востребованности специалистов для конкретного региона и для решения конкретных профессиональных, в том числе и регионально-обусловленных, проблем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А. Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. -№ 1. - С. 65-86.
2. Байденко, В. И. Модернизация профессионального образования: современный этап / В. И. Байден-ко, Дж. Зантворт. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - 674 с.
3. Гершунский, Б. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. -Киев : Высшая шк., 1991. - 197 с.
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (до 2025 г.), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.00 г. № 751 // Народное образование. - 2000. - № 2. - С. 14-28.
5. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. - М. : АСТ, 2003. - 557 с.
6. Жуков, В. И. Новая парадигма развития отечественного высшего социального образования / В. И. Жуков. - М. : Изд-во РГСУ, 2007. - 326 с.
7. Никитина, Н. И. Непрерывное социально-профессиональное образование как социокультурный феномен / Н. И. Никитина // Социальная политика и социология. - 2009. - № 5. - С. 237-243.
8. Schelten, A. Begriffe und Konzepte der berufspädagogischen Fachsprache / А. Schelten. - Stuttgart : Franz Steiner Verlag, 2005. - 164 s.