Современные проблемы образования
Развитие системы общественного сопровождения и оценки качества реализации ФГОС общего образования при внедрении научно-практического образования
школьников
1
В статье представлена концептуальная рамка проекта деятельности Межрегионального общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», направленного на развитие системы общественного сопровождения и оценки качества реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования при внедрении научно-практического образования (исследовательской и проектной деятельности учащихся). Основное внимание уделяются совершенствованию процедур и методов экспертизы развития метапредметных и личностных результатов образования.
Ключевые слова: научно-практическое образование, общественное сопровождение, оценка качества образования, ФГОС.
Осенью 2018 года Центральным советом Межрегионального общественного Движения творческих педагогов «Исследователь» разработан проект «Развитие системы общественного сопровождения и оценки качества реализации ФГОС общего образования при внедрении научно-практического образования школьников». Основная цель проекта - повышение эффективности деятельности государственных региональных систем научно-практического образования за счет координационной, методической, информационной поддержки со стороны межрегионального профессионального педагогического сообщества.
В результате реализации проекта следующие группы участников получат значимые для развития возможности:
- школьники - возможность получить внешнюю оценку результатов исследовательской или проектной деятельности, отличную от практикуемой в большинстве школ оценки предметных знаний, сформированности их компетенций и личностных характеристик, необходимых для успешности и эффективного построения будущей профессиональной карьеры
Леонтович
Александр Владимирович,
кандидат психологических наук, председатель Межрегионального общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», г. Москва, [email protected]
Проект Межрегионального общественного Движения
творческих педагогов «Исследователь».
Современные проблемы образования
и социальном деятельности; наполнение индивидуального портфолио достижений, опыт самостоятельной творческой деятельности и публичной презентации, приращение коммуникативных, проектных, познавательных способностей;
- педагоги и методисты - освоение методологии и методики формирования, развития и оценки метапредметных и личностных результатов образования на основе исследовательской и проектной деятельности;
- администрации образовательных организаций, региональных органов управления образованием - эффективный инструмент внешней независимой оценки реализации ФГОС общего образования в подведомственных образовательных организациях.
В соответствии с ФГОС дошкольного и общего образования всех трех уровней, организация исследовательской и проектной деятельности в общеобразовательных организациях является важнейшим условием развития универсальных учебных действий учащихся и достижения высоких метапредметных и личностных результатов образования. Именно эти качества обеспечивают способность и готовность учащихся к самостоятельному ответственному выбору профессионального пути, сферы социальных интересов, установки на постоянное собственное развитие и самореализацию на протяжении всей жизни.
При этом на региональном уровне координация исследовательской и проектной деятельности осуществляется обычно только в рамках программ работы с одаренными детьми. Единого планирования этой работы на уровне школ, как правило, нет. Также в масштабе страны нет и единой сопоставительной системы оценки метапредметных результатов. Это ведет к девальвации значения исследовательских и проектных работ учащихся в образовательной практике, занижению предусмотренных ФГОС метапредметных и личностных результатов в общей оценке эффективности образовательных организаций.
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки предложена единая многоуровневая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая включает: национальный единый государственный экзамен (ЕГЭ), государственную итоговую аттестацию учащихся 9-х классов, ключевой формой которой является основной государственный экзамен (ОГЭ). Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО, приказ Ми-нобрнауки РФ от 20.10.2017 № 1025 «О проведении мониторинга качества образования») и всероссийских проверочных работ (ВПР). Кроме того, Россия принимает участие в международных исследованиях оценки качества образования (TIMSS, PIRLS, PISA), которые позволяют определить конкурентоспособность российского образования на международной арене.
Леонтович Александр Владимирович
При этом возникают трудности в интерпретации результатов международных исследований, поскольку их задания не основаны на требованиях российских ФГОС общего образования. Содержание разрабатываемых в соответствии с ФГОС национальных измерительных инструментов не всегда корреспондируется с содержанием международных тестов, поэтому последние лишь частично могут быть использованы для оценки качества образования в российских школах.
Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам на конкретных уровнях общего образования (в определенных классах); федеральным институтом оценки качества образования регулярно публикуются отчеты по результатам проведения НИКО. При этом существует определенная нестыковка между параметрами, которые фиксируются в ЕСОКО и требованиями ФГОС в части метапредметных и личностных результатов образования. Несмотря на ряд положительных сдвигов в КИМах, направленных на выявление навыков решения открытых познавательных задач, коммуникации, планирования своей деятельности, рефлексии; включение в задания интерактивных задач с многофакторными объектами, эти методики ориентированы преимущественно на предметные результаты, проводятся по учебным предметам и поэтому не могут в полной мере адекватно оценить уровень развития универсальных учебных действий и сформированности метапредметных и личностных результатов.
Также реализуется программа независимой оценки качества образования (НОКО), одним из главных направлений которой является выявление удовлетворенности качеством образовательных услуг.
В региональных образовательных организациях широко используются авторские методики оценки уровня метапред-метных результатов (например, Т.А. Данилова, В.Р. Имакаев, А.В. Хуторской и др.). Оцениваются такие параметры, как учебная, информационная грамотность, учебное сотрудничество и др.). Используются наблюдения за ходом и особенностями практической деятельности учащихся; оценка процесса и результата выполнения творческих работ; применяются разные формы тестирования и анкетирования (в т. ч. с использованием «открытых» вопросов), анализируются результаты рефлексии (самоанализ, собеседования, дневники и др.), портфолио; принимаются во внимание результаты участия в выставках и презентациях результатов творческих работ.
На региональном уровне реализуются программы мониторинга метапредметных результатов (например, Калининградская, Тамбовская области, г. Москва и др.) на основании методик наблюдений в процессе выполнения группового проекта, выполнения письменных работ на основе научно-популярных текстов (чтение, понимание, преобразование текстов) и др. При этом такой
Современные проблемы образования
мониторинг проходит преимущественно на основе специально разработанных заданий - КИМов, никак не привязан к достаточно развитой в наше стране системе научно-практических конференций школьников, результатам реализуемой ими исследовательской и проектной деятельности, портфолио достижений.
Задача повышения качества метапредметных результатов может решаться комплексно при реализации региональных и муниципальных программ развития научно-практического образования, внутришкольного планирования исследовательской и проектной деятельности, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, внедрении методик организации исследовательской и проектной деятельности в уроки, внеурочную деятельность, дополнительные образовательные программы; выстраивании системы конкурсных мероприятий и формировании экспертного сообщества.
Такая система строилась нами в процессе реализации проекта «Межрегиональная сеть реализации исследовательской и проектной деятельности обучающихся (научно-практического образования)», поддержанного Фондом президентских грантов (грант №: 17-2-010661). В рамках проекта были разработаны нормативно-методические документы по организации исследовательской и проектной деятельности на разных уровнях общего образования, критерии оценки ученических работ, сформирована сеть Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского с 38 региональными конференциями, Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - Исследователь!» с 29 региональными конференциями, разработаны 5 дополнительных образовательных программ, по которым прошли обучение более 1000 слушателей и др. Всего мероприятиями было охвачено более 100 000 учащихся и педагогов из 73 субъектов Российской Федерации, представляющих более 1000 образовательных организаций.
Общественная поддержка научно-практического образования со стороны Движения позволила значительно повысить массовость и методический уровень работы в школах при проведении научно-практических конференций, профильных смен и других мероприятий, превратить их в значимые информационные поводы для СМИ, события в социальной жизни регионов, что отражено в письмах поддержки настоящего проекта (см. соответствующий раздел) из более чем 30 субъектов РФ (со стороны органов управления образования, университетов, образовательных и общественных организаций и др.). Главный запрос со стороны участников программы состоит в дальнейшей разработке объективных методов оценки эффективности исследовательской и проектной деятельности, что позволит ввести их в показатели эффективности работы образовательных организаций; разработке и реализации моделей
Леонтович Александр Владимирович
региональных образовательных форумов, основанных на научно-практическом образовании; дальнейшем развитии системы повышения квалификации руководителей исследовательских работ, а также механизмов взаимодействия с региональными органами управления образованием.
В ходе работы выявлены основные проблемы в образовательных организациях, муниципальных образованиях, регионах в развитии исследовательской и проектной деятельности:
• невысокий статус исследовательской и проектной деятельности в приоритетах региональной образовательной политики; недоверие к квалификации экспертов на конференциях и конкурсах и результатам экспертной работы; ориентация в оценке деятельности школ в основном на результаты ЕГЭ и предметных олимпиад. Из регионов, в которых реализуется проект, значительное внимание исследовательской деятельности уделялось всего в нескольких субъектах (приведем примеры - республики Саха (Якутия), Бурятия, Башкортостан, Ямало-Ненецкий АО, области: Калининградская, Московская, Челябинская, Томская и др.).
• отсутствие региональных систем координации исследовательской и проектной деятельности, концепций и подходов к планированию работы в общеобразовательных организациях как массовой образовательной практики (в большинстве субъектов РФ, принявших участие в проекте, это планирование проходит в школах в инициативном порядке, никак не координируется со стороны органов управления образованием);
• отсутствие единых подходов к методикам организации и диагностики результатов исследовательской и проектной деятельности; по результатам анализа региональных систем оценки качества в 18 регионах эти показатели не включаются, в большинстве других учет происходит по результатам участия в одной-двух конференциях, включенных в план органа управления образованием, при этом не учитывается качество этих конференций;
• отсутствие учета результатов реализации исследовательской деятельности в показателях эффективности работы образовательных организаций;
• отсутствие единых региональных систем научно-практических конференций и конкурсов учащихся; разнообразие конференций и конкурсов, подходов и критериев оценки, несвязанность с формированием комплексного портфо-лио учащегося и возможности ранжировать в нем достижения на разных конференциях;
• слабая представленность реализации исследовательской и проектной деятельности в работе с дошкольниками и младшими школьниками;
Современные проблемы образования
• минимальное вовлечение учащихся основной школы в исследовательскую и проектную деятельность, фактическе отсутствие конкурсных мероприятий для учащихся 5-8 классов при большом разнообразии таковых для 9-11 классов;
• отсутствие единой системы информационной поддержки, научно-методической и управленческой работы по внедрению системы исследовательской и проектной деятельности в образовательных организациях.
Участие в программах и проектах Движения «Исследователь» (конференции и конкурсы, программы повышения квалификации, лагеря и профильные смены и др.) позволяет существенно повысить эффективность работы общеобразовательных организаций по проведению исследовательской и проектной деятельности, планированию работы на муниципальном и региональном уровнях. Разработка моделей и координация их проведения является сутью понятия «общественная поддержка со стороны профессионального педагогического сообщества» - это комплекс научных, методических, организационных, внедренческих инициатив, выдвигаемых и реализуемых совместно педагогическими работниками в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Дальнейшее внедрение исследовательского и проектного подхода в дошкольное и общее образование через модели организации научно-практического образования в муниципалитетах и регионах:
• позволит формировать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты в соответствии со ФГОС общего образования;
• проводить подготовку педагогов школ в единой методологии в регионах и в целом по стране через инновационную систему повышения квалификации, учитывающую современные методы проектного обучения и достижения науки и техники с привлечением действующих специалистов на межотраслевой основе;
• осуществлять методическую поддержку (как очную, так и дистанционную) педагогов в организации и реализации исследований и проектов с учащимися;
• использовать внешкольную систему независимой общественной профессиональной оценки результатов (муниципальные, региональные и всероссийские конкурсы, образовательные проекты и т.д.); создать единую критериальную систему оценки результатов исследовательских и практико-ориентированных проектов; результаты такой экспертизы позволяют оценить сформированность предметных, мета-предметных и личностных результатов обучения по ФГОС на основе единого экспертного (а не КИМовского) подхода и использовать ее экспертизы для независимой оценки качества образования (НОКО);
Леонтович Александр Владимирович
осуществлять информационную и методическую поддержку региональных систем внешних по отношению к школе независимых органов оценки результатов образования (объединённых экспертных советов, региональных объединений педагогов и т.д.), которые сложились на основе научно-практических конференций (региональных туров Конкурса им. В.И. Вернадского) или региональных межшкольных метапредметных методических объединений. Проект предполагает:
дальнейшее количественное и качественное (повышение качества экспертных систем, квалификации экспертов и др.) развитие независимой сети образовательных и конкурсных мероприятий МОД «Исследователь» (Всероссийские конкурсы «Я - Исследователь!» - до 35 региональных конференций, «Тропой открытий В.И. Вернадского», «Чтения им. В.И. Вернадского» - до 45 региональных конференций с общим охватом более 40000 участников), повышение их статуса в государственной образовательной системе, использование их как площадки для апробации методик организации и диагностики эффективности исследовательской и проектной деятельности; становление муниципальных и региональных систем координации исследовательской и проектной деятельности в форме региональных сетевых сообществ или методических объединений, их описание, апробация и внедрение на базе не менее четырех пилотных регионов, определенных в ходе открытого конкурса; разработка механизмов взаимодействия сетевых сообществ и методических объединений с органами управления образованием (на данный момент обычно общественные профессиональные организации не рассматриваются в качестве серьезных партнеров); дальнейшее развитие сети повышения квалификации в области исследовательской и проектной деятельности; создание тематических курсов с методиками в области отдельных предметов и метапредметных (регулярная работа 7 дополнительных образовательных программ, обучение 500 слушателей в год);
разработку модели и проведение 3-4-х дневных региональных форумов «все в одном»: конференции (Чтения им. В.И. Вернадского, «Шаг в будущее», «Юность. Наука. Культура», «Эврика», предметные олимпиады, лекции, экскурсии и другие мероприятия) с использованием социокультурных особенностей региона («Уренгой - газовая столица России», «Челябинск - стальное сердце России», «Томск - интеллектуальная столица Сибири» и др.) и с международным участием (в настоящее время разные конференции нередко проходят независимо друг от друга, накладываются, их концепции и критерии оценки работ
Современные проблемы образования
никак не связаны); разработка вертикальной преемственности научно-практических конференций учащихся (по примеру Всероссийской олимпиады, когда создается возможность последовательного прохождения муниципального, регионального, всероссийского этапов); поддержка конкурсного отбора, экспертизы и издания методик в области исследовательской деятельности (совместно с ведущими издательствами);
развитие тематических исследовательских программ в рамках каникулярных профильных смен, методов и программ работы с учащимися (как на региональном уровне, так и в сотрудничестве с Всероссийскими детскими центрами); дальнейшее развитие информационно-методического портала, интеграция в него региональных конференций, создание on-line системы экспертизы детских исследовательских работ.
Главными особенностями проекта являются: экспертный подход к оценке метапредметных результатов образования, полученных при реализации исследовательской и проектной деятельности, на основе единой критериальной системы, учитывающей возрастные особенности обучающихся и требования разных уровней образования;
развитие единого экспертного сообщества в рамках системы конкурсных мероприятий проекта (региональные экспертные советы на базе региональных туров Конкурса, экспертиза качества работы на региональных турах, межрегиональный совет), создание системы сертификации экспертов; прозрачность экспертных процедур, развитие портала с единым входом для всех региональных мероприятий и участников;
преемственность уровней образования, критериев и регламентов рассмотрения исследовательских и проектных работ; образовательно-развивающий характер всех конкурсных мероприятий и экспертных процедур.
Проект имеет следующие задачи:
1. Разработка независимых методов анализа достижения метапредметных и личностных результатов образования и их апробация в рамках региональных систем исследовательской и проектной деятельности.
2. Разработка и апробация единой критериальной системы оценки образовательных результатов (метапредметных, личностных) при реализации исследовательской и проектной деятельности в рамках Всероссийских конкурсов, каникулярных мероприятий и профильных смен.
Леонтович Александр Владимирович
3. Разработка и апробация системы сертификации экспертов, владеющих единой критериальной системой оценки образовательных результатов.
4. Разработка и апробация общественно-государственной модели управления развитием научно-практического образования в регионах РФ.
5. Развитие системы научно-методической, организационной и информационной поддержки проекта.
Проект реализуется на основе существующей сети региональных отделений МОД «Исследователь», региональных туров Всероссийских конкурсов, уже имеющих источники ресурсного и кадрового обеспечения. Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского и Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - Исследователь!» входят в «Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2018/19 учебный год» Министерства просвещения Российской Федерации; во многих регионах региональные туры конкурсов включены в планы работы региональных и муниципальных органов управления образованием, вокруг них концентрируется кадровый и методический потенциал регионов.
Логика реализации проекта предполагает два этапа. На первом этапе, на базе существующей системы конкурсов, происходит отработка новой единой критериальной системы оценки метапредметных и личностных результатов. Важной на этом этапе является работа с сотрудниками региональных органов управления образованием по разъяснению основных положений предлагаемого подхода и обоснованию его перспективности для реализации задач органов управления и образовательных организаций в сфере оценки качества образования. На этом этапе проходит привлечение к идее разработки и апробации общественно-государственной системы управления с целью включения в планы работы органов управления образованием.
На втором этапе планируется разворачивание в пилотных регионах системы общественно-государственного управления развитием исследовательской и проектной деятельности, апробация модели региональных программ развития научно-практического образования региональных мероприятий.
Мы приглашаем к сотрудничеству по реализации проекта все заинтересованные организации, учителей, педагогов дополнительного образования, управленцев.
Современные проблемы образования
Ключевые термины:
Научно-практическое образование - направление образования, позволяющее ребенку приобрести знания, умения, навыки, компетентности, личностные смыслы, достаточные для его самореализации в условиях современной высокотехнологичной цивилизации на личностном, социальном, профессиональном уровнях; объединяет исследовательскую, проектную деятельность, научно-техническое творчество учащихся. Его целью является развитие способности учащихся строить эффективные взаимодействия с реальностью окружающего мира, которая возникла как целостность в последние десятилетия -реальностью современной высокотехнологичной цивилизации. Содержание научно-практического образования реализуется преимущественно в рамках внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ, профильных смен, конференций, конкурсов и выставок, является основой программы деятельности МОД «Исследователь».
Исследовательская деятельность учащихся - деятельность, направленная на получение учащимися субъективно новых знаний об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода. Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектная деятельность учащихся - деятельность, направленная на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных; совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Единая критериальная система оценки метапредметных и личностных результатов образования - способ независимой оценки качества образования (универсальных учебных действий, soft skills), основанный на экспертной оценке результатов исследовательской и проектной деятельности (представленной работы и ее презентации автором) на основе единой системы критериев, что позволяет сопоставлять результаты экспертизы разных экспертов в разных образовательных организациях и регионах России.
Эксперт исследовательских и проектных работ учащихся - специалист, имеющий практику руководства исследовательскими и проектными работами учащихся, знакомый с основами возрастной психологии, а также методами исследовательской и/ или проектной деятельности в определенной области науки
Леонтович Александр Владимирович
и техники. Владеет навыками экспертной работы по выявлению и оценке как образовательного, так и «продуктового» (т. е. полученного в ходе работы нового знания или прототипа устройства) результата выполненной учащимся работы.
Сертификация экспертов - процедура установления соответствия квалификации специалиста требованиям единой критериальной системы оценки.
Программа апробации единой критериальной системы оценки -экспериментальная проверка независимой системы оценки качества образования в области исследовательской и проектной деятельности, разрабатываемой в рамках проекта, на базе региональных туров и финалов Всероссийских конкурсов, а также профильных смен, включенных в проект, в пилотных регионах и образовательных организациях, с целью определения ее эффективности и корректировки.
Модель общественно-государственного управления исследовательской и проектной деятельностью школьников - единая система планирования развития исследовательской и/или проектной деятельности учащихся (на региональном, муниципальном уровне, в образовательных организациях), основанная на взаимодействии органов управления образованием, администраций образовательных организаций и профессионального педагогического сообщества (в форме общественных объединений) при реализации различных форм исследовательской и проектной деятельности (внеурочной деятельности, дополнительных образовательных программ, научно-практических конференций, профильных лагерных смен, фестивалей науки и др).
Программа апробации модели общественно-государственного управления - экспериментальная проверка эффективности модели общественно-государственного управления, разрабатываемой в рамках проекта, в пилотных регионах и образовательных организациях, с целью определения эффективности и корректировки.
Комплексный региональный образовательный форум - региональное образовательное мероприятие, направленное на повышение мотивации учащихся к познавательной деятельности, расширение их кругозора и формирование мировоззрения в области науки и техники. Предполагает интеграцию разных форм познавательной и проектной деятельности (научно-практических конференций учащихся, популярных лекториев, экскурсий на предприятия, командной проектной деятельности и др.) и консолидацию ресурсов разных образовательных программ (например, региональных программ и олимпиад, Конкурса им. В.И. Вернадского, программ «Шаг в будущее», «Юность. Наука. Культура» и др.). Проходит в административном центре субъекта Российской федерации в течение нескольких дней и предполагает участие команд из большинства муниципальных образований региона. щ