чеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М.Поташника. М., 2001.
9. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании: учеб. пособие. М., 2007.
10. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000.
11. Российская система оценки качества образования: главные уроки (аналитический обзор) / В.А.Болотов. М., 2010.
УДК 378
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАУЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
л
М.А.Федорова1
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, 644080, г. Омск, пр. Мира, 5.
Проанализировано понятие «научная коммуникация», выделены три уровня научной среды в вузе: микроуровень (реферативная научная среда вуза), мезоуровень (национальная научная среда), макроуровень (международное научное пространство). Рассмотрены основные проблемы развития научных коммуникаций разного уровня. Проведено исследование информированности студентов технического вуза о доступности элементов научной среды. Предложено создание центра развития научных коммуникаций, основной целевой группой которого являются студенты-исследователи, сформулированы его цели и задачи. Библиогр. 13 назв.
Ключевые слова: научные коммуникации; научная среда вуза; культура научно -исследовательской деятельности; коммуникативные компетенции.
DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC COMMUNICATION SYSTEM IN TECHNICAL UNIVERSITIES M.A. Fedorova
Siberian State Automobile and Highway Academy (SibADI) 5 Mir Av.,Omsk, 644090.
The paper analyzes the concept of "scientific communication" and distinguishes 3 levels of university scientific environment: a micro-level (reviewing university scientific environment), a meso-level (national scientific environment), and a macro-level (international scientific environment). Major development problems of scientific communications at various levels are discussed. The technical students' awareness of the accessibility of scientific environment elements is invest i-gated. It is proposed to create a scientific communication development centre for students involved in research, and its goals and objectives are pronounced. 13 sources.
Key words: scientific communications; university scientific environment; research culture; communicative competences.
На сегодняшний день проблема упадка академической культуры в целом и неразвитость инфраструктуры преподавания соответствующих курсов, особенно в технических вузах, очень актуальна. Основная цель данной статьи - выявление проблем и способов их решения в сфере научных коммуникаций в техническом вузе.
Ядром научной деятельности является совокупность научных исследований. Однако никакая научная деятельность невозможна без научной коммуникации, которая представляет собой средство популяризации результатов научных исследований и активизации процессов обмена новыми знаниями. Система научных коммуникаций играет важнейшую роль в движении научной информации, т.е. в процессе получения, апробации и оформления научного знания, и поэтому является основным механизмом функционирования науки. Это средство взаимного стимулирования научной активности субъектов, вовлеченных в научную деятельность: студентов, магистрантов, аспирантов, мо-
лодых и маститых ученых. Понятие научной коммуникации (далее - НК) является предметом рассмотрения философии науки, педагогики высшей школы, социологии и филологии (теории коммуникации).
В социологии под научной коммуникацией принято понимать «установление познавательных и социальных отношений внутри научного сообщества, а также между научной средой, с одной стороны, и другими субъектами общественной жизни - с другой, для производства и применения научного знания, обмена информацией, коллективной оценки научного труда» [4]. Философия науки рассматривает НК как средство популяризации результатов научной деятельности и активизации процессов обмена новыми знаниями.
Важнейшими с нашей точки зрения являются непосредственные научные связи, благодаря которым ученые имеют возможность:
- расширять свои знания, приобретать опыт;
- получать новое знание (генерализация идей);
- развивать коммуникативные компетенции, в том
1Федорова Мария Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, тел: 89136090765, e-mail: [email protected]
Fedorova Maria, Candidate of Philology, Associate Professor of the Foreign Languages Department, tel.: 89136090765, e-mail: [email protected]
числе знание иностранных языков;
- развивать профессиональные компетенции;
- развивать умения общения в группе;
- получить оценку других ученых, работающих в той же области знания;
- приобретать навыки инновационного менеджмента;
- приобретать навыки проектного менеджмента (работы с грантовой документацией) и оформления диссертационной работы.
Выделяют три основных компонента, или функции, научной коммуникации:
1. Когнитивный: система научных коммуникаций играет важнейшую роль в движении научной информации, т.е. в процессе получения, апробации и оформления научного знания.
2. Социальный: «в процессе профессионального общения, формального и неформального, непосредственного и опосредованного, происходит социализация ученого, т.е. становление его как субъекта научной деятельности ... Одновременно в процессе общения происходит и стратификация научного сообщества» [5].
3. Важную роль играет также оценочный, или аксиологический, компонент НК: научное консультирование, оппонирование, реферирование и аннотирование научных работ.
По нашему мнению, научная деятельность сама по себе повышает уровень развития общекультурных и коммуникативных компетенций, т.к. субъект научной деятельности вынужден участвовать в научной коммуникации. С другой стороны, трудно заниматься научными исследованиями, не имея уже заранее сформированного определенного уровня развития общекультурных и коммуникативных компетенций.
Основными мировыми тенденциями развития научных коммуникаций сегодня являются:
1. Диверсификация форм, в том числе создание международных коллективов и усиление связей между наукой, производством и бизнесом.
2. Информатизация научной коммуникации (электронные библиотеки, индекс цитирования, он-лайн конференции и семинары).
3. Глобализационные процессы в сфере НК и интернационализация высшего образования. Данная тенденция основана на универсальном характере знаний и концентрировании усилий членов международного образовательного сообщества. В результате формирования интернациональных и многонациональных образовательных партнерств и организаций происходит постепенная унификация форм, методов и содержания образования; кроме того, ускоряется рост темпов академической мобильности.
Очевидно, что, с одной стороны, важна роль дистанционных технологий и методик развития научных коммуникаций, с другой - по-прежнему решающим является межличностное общение на разных уровнях -с научным руководителем / консультантом, внутри научного коллектива или научной школы, очное участие в научных мероприятиях.
Одной из основных проблем современного техни-
ческого образования является низкий уровень общей коммуникативной культуры, причем как студентов, так и некоторых преподавателей, а именно:
1) неспособность к самостоятельному оформлению результатов своего научного исследования (семестровой и годовой работы, научного доклада, научной статьи), прежде всего в его теоретической части;
2) невозможность использования информации из зарубежных источников из-за недостаточного уровня владения иностранным языком [2];
3) низкий уровень владения системами поиска конкурсных и грантовых предложений по специальности студента;
4)несформированность компетенций в области инновационного и проектного менеджмента;
5) отсутствие навыков ведения научной дискуссии, неумение грамотно и по существу отвечать на вопросы.
Наличие описанных проблем обусловлено небольшим количеством аудиторных занятий по культуре речи и иностранному языку, практическим отсутствием научно-образовательного компонента в содержании программ обучения студентов и аспирантов, в том числе привлечения обучающихся к активной грантовой и патентной деятельности.
В марте-апреле 2011 г. состоялся ряд дискуссий, посвященных проблематике преподавания академического письма (см. журнал «Высшее образование в России», № 7, 8,9, 2011.). В свою очередь, данные публикации вызвали ряд комментариев и статей, посвященных данной теме и отражающих взгляд исследователей на проблему научного образования в целом и курсов академического письма в частности [7, 8,
9].
Среди сложностей обучения академическому письму авторы указанных работ выделяют следующие:
1. Различный образовательный контингент. Предполагается, что обучение академическому письму и особенностям проведения научного исследования может начинаться со старшеклассников и первокурсников (например, как части предмета «Введение в профессию»), а заканчиваться даже остепененными преподавателями. Вопрос только в наполнении курсов актуальным для той или иной ступени содержанием.
2. Отсутствие инфраструктуры подготовки подобных курсов.
3. Чисто механическое, нерефлексивное и неаналитическое, написание научных работ студентами, когда источники никак не комментируются и не анализируются [9, с. 135].
По нашему мнению, в технических вузах проблема формирования культуры научной деятельности стоит наиболее остро. С одной стороны, ощущается нехватка профессионалов-гуманитариев, которые могли бы подготовить подобные курсы, особенно в той части, которая касается коммуникативной направленности научного текста, его жанровых особенностей, понятия научного дискурса и пр. С другой стороны, довольно часто встречается ситуация, когда на кафедре иностранных языков уже созданы и апробированы курсы,
которые позволяют анализировать, комментировать, аннотировать и реферировать текст, но, к сожалению, только на иностранном языке. Налицо противоречие: при неумении производить данные действия на русском, большинство студентов вынуждены обучаться этому на иностранном языке. Так, например, в Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ, г. Омск) довольно давно и успешно преподаются курсы «Аннотирование и реферирование», «Практика перевода научно-технического текста» в рамках дополнительных курсов «Переводчик в сфере профессиональной квалификации».
Данные проблемы решаются по-разному в российских вузах. Так, в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова в программу обучения аспирантов включены не только образовательно-профессиональные, но и такие факультативные дисциплины, как педагогика и психология высшей школы, защита интеллектуальной собственности [1, с.67-69]. В Томском политехническом университете (ТПУ) накоплен положительный опыт реализации программ повышения квалификации по иностранным языкам для преподавателей неязыковых специальностей [6].
Развитие научных коммуникаций должно носить системный характер и охватывать всех субъектов и различные уровни научно-исследовательской деятельности. Научные коммуникации осуществляются в научной среде, представляющей собой систему определенных условий, которые поддаются описанию, анализу и оценке. В вертикальной структуре научной среды мы предлагаем разграничивать три уровня, а соответственно им и три уровня научных коммуникаций: микро- мезо- и макроуровень.
1. Микроуровень - уровень образовательного учреждения, с ведущей ролью межличностного общения в становлении научно-исследовательских и коммуникативных компетенций субъекта научной деятельности. Обозначим ту часть научной среды, в которой активно происходят процессы НК, релевантные для субъекта или группы субъектов научной деятельности, понятием реферативная среда [10].
2. Мезауровень - межвузовский уровень, национальная научная среда. Сюда входят всероссийские научные мероприятия разного рода, научные коммуникации, происходящие между вузами, научно-исследовательскими организациями и предприятиями.
3. Макроуровень - международный. Сегодня, в эпоху глобализации, научная работа сама по себе предполагает международную (мировую) новизну и актуальность; с другой стороны, без знания и глубокого анализа мирового контекста научных исследований в определенной области знания невозможно выявить существующий пробел в знаниях, а поэтому актуальность и новизну своей научной работы.
В настоящее время возросла значимость международных научных коммуникаций. Для ученых-исследователей глобальные связи часто более важны, чем локально-национальные. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1988-2005 гг. доля научных
публикаций в рамках международного сотрудничества исследователей возросла с 26 до 46%. В США этот показатель вырос с 10 до 27% [11]. Для обозначения происходящих процессов в сфере научной коммуникации используются такие понятия, как extended research group (группа ученых из разных стран, совместно занимающихся одной научной проблемой) и E-Science (общение ученых и выполнение совместных научных проектов постредством e-mail и других информационно-коммуникационных технологий) [12, 13].
При этом для студентов младших курсов принципиально развитие научных коммуникаций первого уровня. С переходом на старшие курсы должны развиваться умения, позволяющие войти в национальную научную среду. К концу срока обучения, а также во время обучения в аспирантуре необходимо развивать коммуникативные навыки, позволяющие войти в международное научно-образовательное пространство.
В соответствии с выделенными уровнями можно определить обязательные и факультативные (постоянные и переменные) коммуникативные компетенции, а также индикаторы развития научных коммуникаций в вузе в целом, в отдельных его подразделениях, и, кроме того, определить уровень коммуникативной культуры в сфере научно-исследовательской деятельности. Например, к обязательным коммуникативным компетенциям можно отнести умение подготовить и представить доклад, умение вести дискуссию. Переменные условия и средства зависят от типа и формы НК. Так, в международной НК релевантным является знание иностранного языка; при подготовке гран-товой заявки и сопровождении гранта - владение навыками проектного менеджмента и т.д.
С целью диагностики уровня информированности студентов о научно-информационной среде вуза был проведен опрос студентов СибАДИ, включая бакалавров, специалистов и магистрантов. Кроме того, подобный опрос проводился и среди аспирантов вуза.
Нас в большей степени интересует категория студентов начального этапа обучения, т.к. именно от того, каков уровень их информированности о доступности различных компонентов научной среды, зависит их мотивация к участию в научно-исследовательской деятельности, а, следовательно, возможность привлечения к научным исследованиям. Из данной группы было опрошено 29 студентов первого-второго курса (факультеты «Промышленное и гражданское строительство», «Автомобильные дороги и мосты», «Автомобильный транспорт»). Студентам было предложено оценить доступность следующей информации о компонентах научной среды СибАДИ:
1. Доступ к литературе: к научной литературе на русском языке, к базам диссертаций, к научной литературе на иностранном языке.
2. Информационная поддержка: доступ к нормативным документам вашей ступени обучения, информация о конференциях, конкурсах, о международных стажировках, грантах, базе данных молодых ученых вуза.
3. Методическая поддержка: по написанию науч-
ных статей и докладов, по подготовке рукописи диссертации (для магистрантов, аспирантов), по ведению грантовой документации, по подготовке семестровых и годовых работ.
4. Формы организации научной деятельности в вузе: регулярные семинары научных школ, лекции ведущих ученых, школы молодых ученых (регулярные семинары по отдельным темам, связанным с культурой научной деятельности, развитием коммуникативных навыков и пр.); информация о программе «Студент-исследователь».
5. Материальная база: доступ в Интернет, доступ к лабораторному оборудованию.
Студентам предлагались 3 варианта ответов: «да», «нет», «не имею информации, не интересуюсь».
По результатам опроса можно сделать следующие общие выводы:
1. Более 50 % из всех ответов были «не интересуюсь».
2. Более 50 % студентов указали, что имеют доступ к научной литературе на русском и иностранном языке, методическим указаниям по написанию научных статей и итоговых семестровых и годовых работ, доступ к Интернету и лабораторному оборудованию, а также регулярно получают информацию о различных научных конференциях.
3. Одна треть опрошенных отметили отсутствие доступа к базе данных нормативных документов различных ступеней образования, к базам диссертаций, методическим указаниям по ведению грантовой документации и написанию научных статей, отсутствие информации о школах молодых ученых, программе «Студент-исследователь» [3], о базе данных молодых ученых.
Приведенные результаты показывают, во-первых, невысокий уровень мотивации студентов начального этапа обучения к научно-исследовательской деятельности. Во-вторых, недостаточный уровень информационной поддержки именно в сфере научной деятельности, как со стороны библиотеки (при наличии доступа к диссертационным базам, студенты не осведомлены о нем), так и со стороны других подразделений. В-третьих, необходимость улучшения методической поддержки студентов, особенно в отношении подготовки научных докладов, статей и ведения грантовой документации.
Положительным моментом является то, что большая часть студентов высоко оценивают такие компоненты научной среды вуза, как материальная база и доступ к Интернет-ресурсам. Кроме того, студенты считают, что им доступны лекции ведущих ученых, прежде всего, как часть обязательных лекционных курсов.
В качестве рекомендаций по улучшению доступности отдельных элементов научной среды можно предложить следующее:
1. Регулярное обновление информации о различных, в том числе международных, мероприятиях, а также о программе «Студент-исследователь» на сайте вуза.
2. Информирование не только преподавателей, но
и студентов, о доступе к базам диссертаций.
3. Необходимость создания и внедрения курсов по инновационному и проектному менеджменту, либо консультирования в этой сфере.
4. Проведение научных мероприятий, рассчитанных на студентов младших курсов, с целью повышения их осведомленности о современном состоянии научно-инновационной деятельности в целом и повышения их заинтересованности в самостоятельных научных исследованиях.
Конкретным решением проблемы развития научных коммуникаций в техническом вузе и реализации обозначенных выше направлений может стать создание Лаборатории или Центра развития научных коммуникаций. Его цель - развитие коммуникативных компетенций студентов технического вуза в сфере научно-исследовательской деятельности. Основная целевая группа - студенты-исследователи. Задачи Центра:
1. Изучение проблем, связанных с организацией научной коммуникации студентов, выявление путей их решения.
2. Разработка и совершенствование инструментария исследований научной среды, коммуникативных и научно-исследовательских компетенций студентов.
3. Разработка способов развития научно-исследовательских и коммуникативных компетенций студентов.
4. Пропаганда научно-исследовательской работы среди студентов академии:
-информирование студентов о содержании программы «Студент-исследователь»;
-проведение семинаров по курсам «Методология научного исследования», «Особенности подготовки и презентации научного доклада», «Имидж делового человека», «Основы проектного менеджмента», «Основы инновационного менеджмента», «Возможности научных стажировок за рубежом»;
-организация лекций ведущих ученых по актуальным проблемам научного знания;
-организация круглых столов по актуальным вопросам научного образования.
5. Информирование студентов о студенческих научных конференциях, семинарах, российских и зарубежных конкурсах грантов.
6. Методическое сопровождение и консультирование по вопросам подготовки научных работ на русском и иностранном языках.
7. Консультирование по вопросам зарубежных научных стажировок.
Работа Центра развития научных коммуникаций позволит формировать обязательные и факультативные коммуникативные умения, позволяющие осуществлять коммуникации разного уровня - начиная с внутривузовского и заканчивая международным.
Таким образом, в технических вузах постепенно создается научная среда, обеспечивающая все возможные условия для развития научных коммуникаций разного уровня. Однако, как показывает анализ исследований по данной проблеме, а также результаты мониторинга научной среды конкретных вузов, еще не
сложилась целостная система, позволяющая обеспечить непрерывный процесс развития научной коммуникации на разных этапах обучения в вузе.
Кроме того, несмотря на необходимость формирования общекультурных и базовых компетенций, все же не все студенты, с одной стороны, способны, с другой - мотивированы на то, чтобы повышать свой уровень коммуникативной культуры. Поэтому именно сту-
денты-исследователи могут стать пионерами и первичными объектами для реализации системы развития научных коммуникаций в техническом вузе. В перспективе технологии и методики развития научных коммуникаций могут применяться как к аспирантам, так и ко всем студентам вуза, носить либо факультативный, либо обязательный характер в зависимости от курса обучения, специальности и пр.
Библиографический список
1. Вдовин К.Н. Опыт МГТУ в подготовке кадров высшей квалификации // Высшее образование в России. 2011. №10. С. 63-70.
2. Завьялов А.М., Воробец Т.А. Знание иностранного языка -залог конкурентоспособности специалиста // Вестник СибА-ДИ. 2010. № 1 (15). С. 60-64.
3. Завьялов А.М., Федорова М.А. Система подготовки студента технического вуза к научной деятельности: обоснование и предложения // Омский научный вестник. 2011. № 1. C. 89-92.
4. Коммуникация научная // Мир словарей [Электронный ресурс]. Социологический словарь. - Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_soc/KOMMUNIKACIJA-NAUCHNAJA-6311.html (дата обращения: 12.10.2011).
5. Микешина Л.А. Коммуникативность науки как форма ее социокультурной обусловленности [Электронный ресурс]. Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. пособие. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с. -URL: http://www.alleng.ru/d/phil/phil036.htm (дата обращения: 14.01.2011 г.).
6. Слесаренко И.В. Направления подготовки по иностранным языкам для сотрудников современного технического вуза // Успехи современного естествознания. 2010. №3. С. 9798. - URL:
http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article _id=7784467 (дата обращения: 05.04.2012 г.)
7. Степанов Б.Е. Коммуникативное измерение науки в преподавании академического письма // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 123-127.
8. Орлова Г.А. Практическая аналитика: анализ дискурса в университетском спецкурсе // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 127- 133.
9. Перлов А.М. «Чего хотеть» и «как объяснить»: эволюция курса по основам академической работы // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 133-140.
10. Федорова М.А. Создание реферативной среды как условие развития научной коммуникации // Вестник СибАДИ: Научный рецензируемый журнал. Омск: СибАДИ, 2011. № 1(19). С. 96-99.
11. Фролов А.В. Фролов // Alma mater. 24 ноября 2011. -Режим доступа: http://www.almavest.ru/ru/favorite/ (дата обращения: 25.01.2012).
12. Carley K., Wendt K.. Electronic mail and scientific communication. a study of the soar extended research group // Science communication. - 1991 - № 4 - p.406-440.
13. Hurd J. M. Transformation of scientific communication: a model for 2020 // Journal of the American society for information science. 51 (14):1279-1283, 2000.
УДК 378
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
М.В.Цыгулева2
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, 644080, г. Омск, пр. Мира, 5.
Обосновывается необходимость применения компетентностного похода к обучению студентов заочного отделения. Предпринимается попытка выявить основные трудности подготовки компетентного специалиста в рамках заочной формы обучения. Особое внимание уделяется психофизиологическим особенностям данной категории обучающихся. Подчеркивается, что эффективность подготовки компетентного специалиста, обучающегося заочно, напрямую зависит от учета личностно-индивидуальных особенностей обучающихся, организационных аспектов учебной деятельности и методической организации учебной деятельности. Библиогр. 16 назв.
Ключевые слова: компетентность; заочное обучение; психофизиологические особенности; содержание обучения; учебная деятельность.
SOME PECULIARITIES OF DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCY FOR EXTRAMURAL STUDENTS M.V. Tsyguleva
Siberian State Automobile and Highway Academy (SibADI), 5 Mir Av., Omsk, 644080.
1Цыгулева Маргарита Викторовна, доцент кафедры иностранных языков, тел.: 89136306082, e-mail: [email protected] Tsyguleva Margarita, Associate Professor of the Foreign Languages Department, tel.: 89136306082, e-mail: [email protected]