Научная статья на тему 'Развитие системы мотивации труда руководителей сельскохозяйственных организаций'

Развитие системы мотивации труда руководителей сельскохозяйственных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В И. Бельский

В статье рассмотрены противоречия действующего порядка мотивации труда руководителей сельскохозяйственных организаций, предлагаются новые условия оплаты труда в контексте проводимой либерализации экономики и усиления мотивации экономической результативности сельскохозяйственного производства, основанные на выплате в качестве вознаграждения части выручки и прибыли предприятий. Приводятся примерные шкалы нормативов отчислений, критериями для которых, помимо названных, приняты важнейшие производственно-экономические показатели, характеризующие производительность труда, рентабельность реализации продукции, уровень доходов работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MOTIVATION SYSTEM OF WORK OF HEADS OF AGRICULTURAL ORGANISATIONS

In the article the author considers contradictions of an operating order of work motivation of heads of agricultural organizations, offers new conditions of a payment in the context of spent liberalisation of economy and strengthening of motivation of economic productivity of the agricultural production based on payment as compensation of a part of gain and profit of enterprises. Approximate scales of specifications of deductions are resulted. Criteria for them (besides named) major productive and economic indicators are accepted characterising labour productivity, profitability of realisation of production, level of incomes of workers.

Текст научной работы на тему «Развитие системы мотивации труда руководителей сельскохозяйственных организаций»

УДК 631.158:658.32

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В.И. БЕЛЬСКИИ, кандидат экономических наук, доцент Государственное предприятие «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси»

DEVELOPMENT OF MOTIVATION SYSTEM OF WORK OF HEADS OF AGRICULTURAL ORGANISATIONS

W. BELSKI, the candidate of economic scienses The State Enterprise «The Institute of System Research in Agroindustrial Complex of the National Academy of Sciences of Belarus»

В статье рассмотрены противоречия действующего порядка мотивации труда руководителей сельскохозяйственных организаций, предлагаются новые условия оплаты труда в контексте проводимой либерализации экономики и усиления мотивации экономической результативности сельскохозяйственного производства, основанные на выплате в качестве вознаграждения части выручки и прибыли предприятий. Приводятся примерные шкалы нормативов отчислений, критериями для которых, помимо названных, приняты важнейшие производственно-экономические показатели, характеризующие производительность труда, рентабельность реализации продукции, уровень доходов работников.

In the article the author considers contradictions of an operating order of work motivation of heads of agricultural organizations, offers new conditions ofa payment in the context of spent liberalisation of economy and strengthening of motivation of economic productivity of the agricultural production based on payment as compensation of a part of gain and profit of enterprises. Approximate scales of specifications of deductions are resulted. Criteria for them (besides named) major productive and economic indicators are accepted characterising labour productivity, profitability of realisation ofproduction, level of incomes of workers.

Более четырех лет в стране реализуется Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Многое сделано и еще предстоит осуществить в обновлении производственного потенциала сельского хозяйства и улучшении социально-бытовых условий проживания сельского населения. Вместе с тем вопросы совершенствования экономических отношений, реализация которых намечена Программой, пока остаются в тени валовых показателей, характеризующих развитие

материально-технической базы, рост объемов производства, укрепление социальной инфраструктуры села.

Однако значимость предусмотренных мер нельзя недооценивать, особенно в области мотивации труда. Взаимоувязка критериев вознаграждения за труд с экономическими целями развития производства призвана придать дополнительную динамику повышения окупаемости текущих и инвестиционных издержек, рентабельности хозяйственной деятельности, снизить непроизводительные расходы, стимулировать инновации и, таким образом, усилить действие и улучшить результативность всех механизмов развития села.

Программой предусмотрено, что в области повышения доходов сельского населения особое внимание будет уделяться усилению стимулирующей роли заработной платы, совершенствованию системы вознаграждения за повышение эффективности производства и конечные результаты финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций (реализованную продукцию, прибыль), установлению личного контроля работника за движением капитала, формированию персонифицированных долей и паев в имуществе организаций, концентрации их у наиболее активной и предприимчивой части сельских товаропроизводителей.

Намечено обеспечить повсеместное внедрение порядка стимулирования труда руководителей сельскохозяйственных организаций, предусматривающего выплату им по итогам года части дополнительной прибыли (величины уменьшения убытка в убыточных хозяйствах), передачу имущества организации в аренду, увеличение доли в уставном фонде возглавляемой организации.

Анализ показывает, что внедрены лишь отдельные элементы данных задач. В практике имеют место также решения противоположного свойства. В некоторых регионах (например, Гомельской области) пошли по пути преобразования сельскохозяйственных производственных кооперативов (организаций негосударственной формы собственности) в государственные унитарные предприятия. Усиление в данном случае властных полномочий руководителей региональных органов государственного управления, административной зависимости руководителей сельхозпредприятий позволяет централизовать принятие хозяйственных решений (в том числе по выделению государственных ресурсов) и в некоторой мере нацелить производство на обеспечение устойчивого развития территории. В то же время, полагаем, в перспективе это повлечет демотивацию трудовых коллективов в связи с возвратом к обезличиванию собственности, фактически проведению ее необоснованной (а во многом и сомнительной с точки зрения права) национализации.

Недостаточно активное внедрение новых мотивационных механизмов послужило поводом для критики Правительства со стороны Главы государства. В связи с этим в марте 2009 г. Президентом Республики Беларусь было поручено разработать годовые прогнозные показатели, характеризующие эффективность работы сельскохозяйственных организаций, и увязанную с их выполнением методику оплаты труда руководителей этих организаций.

В данной связи попытаемся проанализировать действующий механизм мотивации и выработать предложения по развитию порядка оплаты управленческого труда в рамках тех возможностей, которые предоставляет действующее законодательство.

Следует отметить, что в последнее время ежегодно устанавливаются прогнозные показатели и задания, выполнение которых учитывается при определении условий оплаты труда руководителей конкретных сельскохозяйственных организаций (темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства в целом и отдельных ее видов, энергоэффективности, материалоемкости и др.). Данный порядок содержится в соответствующем положении, доведенном письмом Минсельхозпрода "О порядке определения условий труда руководителей" от 30 апреля 2009 г. №° 03-6/11- 148/4208.

В связи с выполнением поручения Главы государства Министерством сельского хозяйства и продовольствия дополнительно предложено установить годовые прогнозные показатели для стимулирования руководителей и специалистов: уровень рентабельности в сельском хозяйстве - 22-25 % (за превышение установленного уровня рентабельности -22 % - предусматривается вознаграждение в размере до 20 % должностного оклада за каждый процентный пункт превышения) и снижение убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) по сравнению с предыдущим годом - не менее чем на 25 % (до 50 % указанной суммы предусматривается для вознаграждения). При этом размер вознаграждения руководителя за выполнение указанных показателей ограничивается 200 базовыми величинами (7 млн руб. при размере базовой величины 35 тыс. руб.).

Анализ действующего положения, регламентирующего установление заработной платы руководителя, и условий его применения позволяет сделать следующие выводы.

1. При установлении целевых показателей развития конкретной сельскохозяйственной организации "развертывание" планов производства по схеме республика - область - район - предприятие по указанной номенклатуре показателей часто происходит от достигнутого, без оцен-

ки потенциала развития, учета природно-экономических условий хозяйствования. Соответственно, при оплате труда руководителей не учитывается, что для достижения сопоставимых результатов требуется затратить разное количество материальных ресурсов и труда, в том числе управленческого, в условиях производства с плодородием земли, например, 20 и 40 баллов.

В данной связи при установлении прогнозных показателей, характеризующих эффективность работы сельскохозяйственных организаций, необходимо учитывать рентные факторы - плодородие сельхозугодий и местоположение предприятия, что отражается в кадастровой оценке земли. Такой подход достаточно успешно зарекомендовал себя при подведении итогов республиканского соревнования на уборке зерновых культур, оценке эффективности работы базовых сельскохозяйственных организаций.

В качестве основных целевых показателей могут быть установлены:

- выручка, валовой доход и прибыль на балло-гектар сельскохозяйственных угодий;

- уровень рентабельности реализованной продукции;

в качестве дополнительного показателя:

- производство зерна на балло-гектар посевов, молока и мяса на балло-гектар сельхозугодий.

2. Темпы прироста производственно-финансовых результатов целесообразно принимать во внимание как вспомогательные критерии, так как многие товаропроизводители приблизились к верхним границам экономически целесообразной интенсификации производства.

Например, действующим порядком рекомендовано повышение до 3 % тарифных окладов за каждый процентный пункт прироста рентабельности реализованной продукции, но не более 15 %, и выплата премии из прибыли, остающейся в распоряжении организации, в размере 3 % должностного оклада за каждый процентный пункт прироста прибыли от реализации продукции, но не более 20 % должностного оклада. Для руководителей убыточных организаций предусмотрено установление премий по итогам работы за квартал в размере до 5 % за каждый процентный пункт снижения убытка от реализации продукции, но не более 30 % суммы должностных окладов. Это в некоторой степени ведет к нивелированию доходов руководителей предприятий, достигших высоких результатов производства, и организаций с потенциалом роста, имеющемся часто вследствие низкой исходной базы отсчета динамики развития. Не обеспечивается должная дифференциация стимулирования руководителей передовых хозяйств и организаций со средним уровнем произ-

водства. Так, у СПК " Агрокомбинат " Снов", являющегося эталоном интенсивного и эффективного производства, заработная плата руководителя за март 2009 г. составила 4215 тыс. руб.; по таким хозяйствам Несвижского района, как СПК "Городея" и ЗАО " 1 Мая" соответственно 3185,3 и 1700 тыс. руб., или 1,0:0,76:0,40 при соотношении годовой выручки от реализации продукции за предшествующий год 1,0:0,15:0,11.

Для сельскохозяйственных организаций, уровень производства которых приблизился к верхней границе экономически обоснованной интенсификации (получающие 70 ц зерна с гектара, 6,5-7 т молока от коровы), поддержание высоких темпов прироста производства и рентабельности продукции становится весьма сложным. В данной связи обеспечение адекватной результатам оплаты труда руководителей таких организаций на основании разработанного Минсельхозпродом порядка является проблематичным.

3. Следует отметить, что показатель рентабельности, рассматриваемый без учета объемов реализации продукции, недостаточно полно характеризует финансовую результативность производства. Например, рентабельность хозяйственной деятельности СПК " Агрокомбинат " Снов" на протяжении последних пяти лет стабильна и не превышает 30 %. В то же время по уровню прибыли на балло-гектар сельскохозяйственных угодий флагман отечественного сельского хозяйства в разы превосходит многие предприятия, достигшие рентабельности 40 % и выше (например, за 2008 г. агрокомбинатом на балло-гектар сельскохозяйственных угодий получено 103 тыс. руб. прибыли при общей рентабельности 24,9 %, тогда как СПК "Гигант" Бобруйского района, достигший рентабельности 57,8 %, получил 28,7 тыс. руб. прибыли на балло-гектар).

Необходимо также учитывать, что из-за длительного производственного цикла конечные финансовые итоги сельскохозяйственного производства (прибыль, рентабельность) рассчитываются по результатам года. Поквартальная разбивка для рядовых сельскохозяйственных предприятий недостаточно корректна. Вместе с тем многие составляющие оплаты труда предусматривают оценку финансовых результатов за квартал.

4. Рекомендуемый порядок установления тарифных окладов не соответствует требованию усиления взаимосвязи оплаты труда менеджеров с экономическими результатами работы организации.

Тарифные оклады - основа действующей системы формирования заработной платы руководителей. Их определение производится в зависимости от численности работников по 10-ти группам оплаты труда. К сожалению, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь длительное время не меняет подходы к определению окладов

руководителям государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе (а также сельскохозяйственных производственных кооперативов). Корректируются только группы списочной численности работающих. Так, постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. N° 122 было установлено 6 групп оплаты (1-я - до 100 чел.; 6-я -2501-5000 чел.) с тарифными разрядами - 16 (1-я группа) и 23 (6-я группа). В 2005 г. 1-я группа по численности - до 50 чел., 6-я - 2501-5000 чел. В 2007-2009 гг. группы численности работающих остались без изменения: 1-я - до 20 чел. и 10-я - свыше 15000 чел.

Институтом системных исследований в АПК НАН Беларуси неоднократно вносились предложения об изменении методических подходов по дифференциации тарифных окладов руководителям сельскохозяйственных организаций. Анализ, выполненный сектором мотивации труда, показывает, что в настоящее время они устанавливаются в основном по 3 группе оплаты труда (в 68 % предприятий по данным за 2007 г. и 67,5 % по данным за 2008 г.), независимо от полученных экономических и финансовых результатов работы организации. Вместо групп оплаты по численности работающих предлагались группы по денежной выручке, полученной за предыдущий год от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных платежей). Распределение сельскохозяйственных организаций республики было бы более равномерное и, главное, способствовало бы усилению мотивации. За счет отнесения организаций к более высоким группам должностные оклады руководителей возросли бы примерно на 25-30 % (табл. 1).

5. Несмотря на подробное изложение порядка оплаты труда руководителей, не даны конкретные рекомендации по применению условий оплаты в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь "О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг) в 2009 году" от 23 января 2009 г. №> 49.

Минсельхозпродом со ссылкой на данный Указ рекомендуется, что по решению органа, заключившего контракт, могут устанавливаться надбавки за обеспечение ежемесячного выполнения задания по соотношению запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства в фактических ценах; выполнение нарастающим итогом с начала отчетного года показателя прогноза по экспорту; поступление валютной выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг). Указано, что размеры данных надбавок, равно как и премий (ч. 4 п. 3.1 положения), не ограничиваются, что, полагаем, вступает в

Таблица 1 - Распределение сельскохозяйственных организаций на группы оплаты руководителей по действующей и предлагаемой системе, %

№ группы Группы, оплаты. списочной численности работающих, чел. Количество организаций, % № группы Группы оплаты по денежной выручке, млн руб. Количество организаций, %

2007 г. 2008 г. 2007 г. 2008 г.

1 До 20 0,5 0,8 1 До 500 1,95 0,87

2 21-100 12,5 10,5 2 501-700 1,88 0,72

3 101-300 68,1 67,5 3 701-1000 5,50 1,09

4 301-600 16,7 18,3 4 1001-1500 14,40 6,66

5 601-1200 2,1 2,2 5 1501-2000 12,95 8,39

6 1201-2500 0,5 0,7 6 2001-3000 21,71 19,46

7 2501-5000 - - 7 3001-4000 11,14 15,41

8 5001-10000 - - 8 4001-6500 14,83 21,06

9 10001-15000 - - 9 6500-10000 7,10 13,82

10 Свыше 15000 - - 10 Свыше 10000 8,54 12,52

Всего 100 100 Всего 100 100

Примечание. По исследованиям Н.А.Старовойтовой.

противоречие с ч. 1 п. 2 и ч. 2 п. 3.1 документа, предусматривающими ограничение суммы всех видов надбавок и премий размером 100 % должностного оклада, а также непосредственно с п. 1.2 Указа Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 49, которым собственнику имущества либо органу, уполномоченному заключать контракты с руководителями организаций, предоставлено право в зависимости от снижения запасов готовой продукции, обеспечения реализации продукции, товаров (работ, услуг), в том числе на экспорт, и поступления валютной выручки определять этим руководителям оплату их труда в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг) в действующих ценах, без ограничения ее максимальными размерами.

Одновременно в последнем абзаце п. 1.2 анализируемого положения указывается, что для руководителей сельскохозяйственных организаций, оплата труда которых производится по установленным расценкам за реализованную продукцию или по нормативу от валового дохода, при расчете расценок во внимание принимается только должностной оклад, без учета надбавок стимулирующего характера, что, полагаем, априори ставит руководителей, которые могли бы перейти на оплату труда в процентах от выручки или валового дохода, в неравные условия с руководителями, для которых применяется традиционный порядок оплаты труда.

6. Предлагаемый порядок оплаты труда руководителей сельскохозяйственных организаций является крайне сложным. Насчитывается около 20 оснований (без учета специальных условий, предусмотренных для вновь созданной организации, убыточной организации при проведе-

нии мероприятий по ее финансовому оздоровлению, за руководство хозяйственной группой и др.) установления тарифных, должностных окладов, надбавок и премий, многие из которых в рекомендациях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь ограничены верхними пределами, но не предусматривают четкой количественной взаимосвязи результата и вознаграждения (табл. 2).

В данной связи, с одной стороны, не исключаются субъективные подходы к оценке труда руководителя, с другой - как ни алогично это звучит, руководитель часто не знает точно, за что работает.

Учитывая вышесказанное, считаем целесообразным вместо многочисленных повышающих коэффициентов и надбавок разработать шкалы нормативов отчисления средств на оплату труда руководителя в зависимости от объемов выручки, прибыли, с учетом уровня производительности и оплаты труда работников, рентабельности реализации продукции, что позволило бы упростить порядок, сделать его понятным, исключить субъективизм при оценке итогов работы и определении оплаты труда агроменеджеров.

При рассмотрении вопросов совершенствования порядка оплаты труда руководителей важно учитывать следующее.

Высококвалифицированный менеджмент в рыночных условиях является одним из определяющих факторов развития сельскохозяйственных предприятий. Однако в связи неурегулированностью ряда вопросов, прежде всего в плане стимулирования труда руководителей, отмечается высокая текучесть кадров, их пассивность в определении стратегии развития возглавляемых структур (например, в 2007 г. в сельскохозяйственных организациях сменился почти каждый пятый руководитель). Существующая система определения должностных окладов и премирования не позволяет достичь уровня оплаты, который бы соответствовал напряженности труда руководителя сельскохозяйственного предприятия, уровню ответственности за принятие решений (в том числе в связи с государственной поддержкой села). Оплата труда руководителей в других отраслях экономики существенно выше. В данной связи мотивация труда руководителей сельхозорганизаций недостаточна для обеспечения стремления талантливых и деятельных специалистов возглавить организацию, повышать свою квалификацию в области организации, управления производством и персоналом, в сфере применения новейших ресурсосберегающих технологий, систем машин.

Следует констатировать, что выделяется группа предприятий (около 20 % от общей численности), у которых не имеется достаточных ресурсов для обеспечения действенной мотивации руководителей.

Таблица 2 - Основные составляющие оплаты труда руководителя

№ п/п Составляющая оплаты Соотношение с целевым показателем, установленным порядком определения условий оплаты труда руководителей

Тарифным оклад

1 Тарифная ставка первого разряда - устанавливается на предприятии в зависимости от роста производительности труда и финансового состояния организации. Справочно. В конце 2008 г. в сельском хозяйстве 40 % организаций применяли ставки первого разряда ниже уровня, установленного для организаций, финансируемых из бюджета. В промышленности такие ставки применяли в 2,5 % организаций, строительстве - 0,4; на транспорте - 0,8 % организаций. Основная часть организаций промышленности применяли ставку первого разряда от 150 до 365 тыс. руб. (54 %). В сельском хозяйстве такие ставки применяли только 4 % организаций Порядок установления предусмотрен нормативными актами Правительства

2 Тарифный разряд Устанавливается в соответствии с рекомендуемым порядком по численности работников

Должностной оклад (тарифный оклад плюс повышения)

Повышения:

3 - до 50 % при заключении контракта Установлен максимальный размер, порядок дифференциации не приводится

4 - до 10 % руководителям сельскохозяйственных организаций Установлен максимальный размер, порядок дифференциации не приводится

5 - до 15 % (пересматриваются ежеквартально) за прирост рентабельности реализованной продукции в сравнении с соответствующим периодом прошлого года Порядок дифференциации установлен

6 - до 25 % (пересматриваются ежеквартально) за прирост объема производства продукции в сопоставимых ценах в сравнении с соответствующим периодом прошлого года Порядок дифференциации установлен

Надбавки к должностному окладу (до 100 %)

а) за сложность и напряженность (до 70 %):

7 - до 35 % за рост объема реализации важнейших видов сельскохозяйственной продукции в натуральном выражении за период с начала года Порядок дифференциации не приводится

8 - до 35 % за увеличение производства валовой продукции в сопоставимых ценах в расчете на 100 га сельхозугодий по сравнению с соответствующим периодом прошлого года Порядок дифференциации

Окончание таблицы 2

№ п/п Составляющая оплаты Соотношение с целевым показателем, установленным порядком определения условий оплаты труда руководителей

9 б) до 20 % за стаж работы в отрасли Порядок дифференциации установлен

10 в) до 10 % руководителям предприятий, имеющих в своем составе обособленные подразделения либо подчиненные организации, дочерние предприятия Дифференциация не установлена

11 г) до 30 % (за квартал) руководителям эффективно работающих организаций, приобретших в результате реорганизации права и обязанности убыточных организаций, которые обеспечивают выполнение обязательств по погашению отсроченной задолженности и текущих обязательств перед бюджетом Дифференциация не установлена

12 д) до 20 % (за квартал) за высокие достижения в труде вновь назначенным руководителям организаций, имеющих предоставленную в соответствии с законодательством отсрочку либо рассрочку по налогам и иным платежам в бюджет, которые обеспечивают выполнение обязательств по погашению задолженности и текущих обязательств перед бюджетом Дифференциация не установлена

Премирование по результатам финансово-хозяйственной деятельности за квартал (до 100 % должностного оклада)

13 - не более 30 % суммы должностных окладов за квартал за снижение убытка от реализации продукции по сравнению с предшествующим кварталом Порядок дифференциации установлен

14 - до 30 % должностного оклада за рост объема реализации продукции в единых ценах по сравнению с уровнем, достигнутым за предшествующие 2-3 года Дифференциация не установлена

15 - до 10 % за рост производительности труда Дифференциация не установлена

16 - до 20 % за рост выручки от реализации продукции на 100 рублей производственных затрат Дифференциация не установлена

17 - до 30 % за рост валютных поступлений Дифференциация не установлена

18 - до 10 % за выполнение целевых показателей по энергосбережению Дифференциация не установлена

19 - до 5 % за выполнение задания по увеличению использования местных видов топлива Дифференциация не установлена

20 - до 5 % за выполнение показателя по снижению энергоемкости продукции Дифференциация не установлена

Учитывая вышесказанное, предлагается:

1. Предоставить возможность заключения контрактов с руководителями коммерческих сельскохозяйственных организаций с оплатой труда в зависимости от объемов выручки и прибыли от реализации продукции (работ, услуг) возглавляемого хозяйства в соответствии с п. 1.2 Указа Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. .№ 49.

Указом установлено, что при переходе на оплату труда в зависимости от объемов реализации продукции другие стимулирующие выплаты не применяются. Вместе с тем целесообразно, на наш взгляд, с целью сбалансирования стимулов в наращивании производства и минимизации издержек предприятия осуществлять выплату руководителям также части прибыли от реализации продукции.

2. Предусмотреть для вновь назначаемых руководителей сельскохозяйственных организаций с низкими экономическими возможностями полную или частичную оплату труда за счет бюджетных средств. Назначение руководителей, источником оплаты труда которых являются бюджетные средства, проводить по конкурсу, предусмотрев заключение контракта на срок как минимум на один год больше периода осуществления указанных бюджетных выплат. В контрактах указать конкретные целевые показатели развития сельскохозяйственной организации, права руководителей, в том числе по определению структуры производства, каналов сбыта продукции и установлению цен, а также принципы государственной поддержки развития организации.

В данной связи нами разработаны конкретные нормативы и условия оплаты труда руководителей в зависимости от объемов выручки и прибыли от реализации продукции (работ, услуг).

При определении нормативов начисления оплаты труда руководителя сельскохозяйственной организации в зависимости от объемов выручки от реализации продукции (работ, услуг) стояла задача установить показатели и их интервалы для дифференциации отчислений денежной выручки в доход руководителя. Предлагается в качестве основного критерия принять годовой объем валовой выручки от реализации сельскохозяйственной и другой продукции, работ и услуг; вспомогательного -размер денежной выручки на работника.

Учитывая, что по отдельным отраслям, таким как птицеводство и свиноводство, а также при закупке молодняка КРС для дальнейшего откорма конечная продукция создается за счет приобретения значительных объемов покупных животных и кормов, целесообразно исключать из валовой выручки стоимость покупных семян, кормов, животных и птицы, приобретенных для доращивания и откорма. Размеры начисле-

ния оплаты труда руководителю по нормативу от денежной выручки представлены в таблице 3.

Для организаций, расположенных в худших природно-экономичес-ких условиях хозяйствования, к указанным нормативам целесообразно применять повышающие коэффициенты исходя из кадастровой оценки сельскохозяйственных земель: до 20 баллов - 1,2; 20,1-30 баллов - 1,15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В случаях нарушения руководителем условий контракта, невыполнения установленных прогнозных показателей развития предприятия, выявления на предприятии случаев производственного травматизма с тяжелым или смертельным исходом по решению руководителя органа государственного управления, заключившего контракт, норматив отчислений денежной выручки на оплату труда руководителя, полагаем, может быть уменьшен на 40 % (для сельскохозяйственных организаций негосударственной формы собственности - по согласованию с уполномоченным органом собственника имущества).

Для ежемесячного начисления оплаты труда руководителю в расчет принимается месячная выручка (за вычетом фактических расходов на закупку кормов, семян, скота и птицы для доращивания и откорма), которая умножается на соответствующий норматив. Норматив отчислений определяется исходя из 12-кратного размера среднемесячной выручки за период с начала года - находится по пересечению соответствующей строки и столбца с расчетными значениями выручки и производительности таблицы 3 и корректируется путем умножения табличного значения на поправочные коэффициенты.

Таблица 3 - Нормативы отчисления денежной выручки на оплату труда руководителя, %

№ группы Группы, с.-х. организаций по денежной выручке (за вычетом покупных семян, кормов, животных и птицы), млн руб/год Подгруппы по денежной выручке на работника, млн руб/год

до 10,0 10,115,0 15,120,0 20,130,0 30,150,1 свыше 50

1 До 1500 0,9 1,29 1,43 1,69 2,21 3

2 1500,1-2500 0,81 1,16 1,29 1,52 1,99 2,70

3 2500,1-4000 0,68 0,97 1,07 1,27 1,66 2,25

4 4000,1-6000 0,56 0,81 0,89 1,06 1,38 1,88

5 6000,1-10000 0,41 0,58 0,64 0,76 0,99 1,35

6 10000,1-15000 - 0,45 0,50 0,59 0,77 1,05

7 15000,1-20000 - - 0,43 0,51 0,66 0,90

8 20000,1-30000 - - - 0,38 0,50 0,68

9 30000,1-50000 - - - - 0,33 0,45

10 50000,1-75000 - - - - 0,24 0,33

11 75000,1-100000 - - - - 0,20 0,27

12 Свыше 100000 - - - - 0,14 0,20

По итогам года проводится окончательный перерасчет.

Затраты по оплате труда руководителя по нормативу от выручки относятся на себестоимость, учитываются при налогообложении.

Норматив отчислений прибыли от реализации продукции (работ, услуг) в доход руководителя сельскохозяйственной организации предлагается устанавливать как процент совокупной годовой прибыли от реализации всех видов продукции (работ и услуг), уменьшенной на сумму прироста финансовых обязательств организации (без учета обязательств по оплате труда), дифференцированный в зависимости от общего объема скорректированной суммы прибыли, рентабельности реализованной продукции и уровня среднемесячной заработной платы в организации.

Предлагаемые размеры начисления оплаты труда руководителю по нормативу от прибыли представлены в таблице 4.

В связи с особенностями учета финансовых результатов сельскохозяйственных организаций выплату вознаграждения из прибыли целесообразно осуществлять после подведения итогов работы организации за календарный год - при составлении годового баланса и отчета о прибылях и убытках.

Для организаций, расположенных в худших природно-экономичес-ких условиях хозяйствования, к приведенным базовым нормативам также целесообразно установить повышающие коэффициенты в зависимости от кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий.

Итоговый норматив отчисления прибыли в доход руководителю определяется путем умножения табличного значения на поправочный коэффициент, является твердым и не подлежит пересмотру, за исключением случаев, когда оплата труда руководителя частично осуществляется за счет бюджетных средств (см. далее).

Начисление оплаты труда руководителю по нормативу от прибыли целесообразно осуществлять, если на данной должности в организации им отработано не менее 6 месяцев, либо 4 месяца при условии, что до назначения он работал в данной организации на полную ставку или находился на выборной должности, на которую избран, являясь сотрудником организации (либо реорганизованной организации, от которой к действующему предприятию перешли права и обязанности) в совокупности не менее одного года.

Начисление оплаты труда по нормативу от прибыли производится пропорционально отработанному количеству календарных рабочих дней, включая дни нахождения в очередном трудовом отпуске, по отношению к нормативному количеству рабочих дней календарного года.

Источником оплаты труда руководителя по нормативу от прибыли должна являться чистая прибыль организации.

Таблица 4 - Нормативы отчисления прибыли на оплату труда руководителя, %

№ Группы сель-хозорганиза- Подгруппы по среднегодово- Подгруппы по рентабельности реализации продукции, %

му уровню оплаты труда работников, тыс. руб/мес.

группы ции по сумме прибыли *, млн руб/год до 10,0 10,115,0 15,120,0 20,130,0 30,150,1 свыше 50

1 до 700 0,500 1,160 1,380 1,810 2,690 4,000

2 До 300 700,1-1000 0,600 1,392 1,656 2,172 3,228 4,800

3 свыше 1000 0,700 1,624 1,932 2,534 3,766 5,600

4 до 700 0,450 1,044 1,242 1,629 2,421 3,600

5 300,1-500 700,1-1000 0,540 1,253 1,490 1,955 2,905 4,320

6 свыше 1000 0,630 1,462 1,739 2,281 3,389 5,040

7 до 700 0,300 0,696 0,828 1,086 1,614 2,400

8 500,1-1000 700,1-1000 0,360 0,835 0,994 1,303 1,937 2,880

9 свыше 1000 0,420 0,974 1,159 1,520 2,260 3,360

10 до 700 0,188 0,435 0,518 0,679 1,009 1,500

11 1000,1-2000 700,1-1000 0,225 0,522 0,621 0,815 1,211 1,800

12 свыше 1000 0,263 0,609 0,725 0,950 1,412 2,100

13 до 700 0,090 0,209 0,248 0,326 0,484 0,720

14 2000,1-5000 700,1-1000 0,108 0,251 0,298 0,391 0,581 0,864

15 свыше 1000 0,126 0,292 0,348 0,456 0,678 1,008

16 до 700 0,053 0,122 0,145 0,190 0,282 0,420

17 5000,1-10000 700,1-1000 0,063 0,146 0,174 0,228 0,339 0,504

18 свыше 1000 0,074 0,171 0,203 0,266 0,395 0,588

19 20 10000,115000 до 700 700,1-1000 0,040 0,048 0,093 0,111 0,110 0,132 0,145 0,174 0,215 0,258 0,320 0,384

21 свыше 1000 0,056 0,130 0,155 0,203 0,301 0,448

22 23 15000,120000 до 700 700,1-1000 0,034 0,041 0,078 0,094 0,093 0,112 0,122 0,147 0,182 0,218 0,270 0,324

24 свыше 1000 0,047 0,110 0,130 0,171 0,254 0,378

25 до 700 0,030 0,070 0,083 0,109 0,161 0,240

26 Свыше 20000 700,1-1000 0,036 0,084 0,099 0,130 0,194 0,288

27 свыше 1000 0,042 0,097 0,116 0,152 0,226 0,336

* Совокупная годовая прибыль от реализации всех видов продукции, работ и ус-

луг, уменьшенная на сумму прироста финансовых обязательств организации (без учета обязательств по оплате труда).

Начисление оплаты труда руководителям сельскохозяйственных организаций с использованием предлагаемых нормативов целесообразно предусмотреть при заключении, продлении или изменении условий контрактов.

Оплата труда руководителей сельскохозяйственных организаций с использованием бюджетных средств. В отдельных случаях для вновь назначаемых на конкурсной основе руководителей организаций со сложным финансовым положением, низкими объемами реализации про-

дукции оплата труда может осуществляться полностью или частично за счет бюджетных средств.

При этом необходимо дифференцировать уровень оплаты труда в зависимости от размеров предприятия, предусмотрев интервал оплаты для обеспечения конкурсного отбора кандидатов. В качестве критерия дифференциации целесообразно принять площадь сельскохозяйственных угодий.

Рекомендуемые размеры оплаты труда руководителей сельскохозяйственных организаций, осуществляемой за счет бюджетных средств, в хозяйствах, в которых не созданы базовые условия для высокой мотивации труда, представлены в таблице 5.

Конкретные размеры должностных окладов устанавливаются с учетом балла кадастровой оценки земли, численности работников, наличия сложных мелиоративных объектов, животноводческих комплексов, компактности территориального расположения земельных участков и производственных объектов.

Рекомендуется следующий порядок оплаты труда вновь назначаемого руководителя с использованием бюджетных средств.

В течение 1-го года работы руководителю выплачивается должностной оклад (на основании табл. 5) в полном объеме за счет бюджетных средств.

В течение 2-го года работы руководителю за счет бюджетных средств выплачивается 50 % оклада, а также устанавливается сдельная оплата по нормативам от выручки и прибыли, приведенным в таблицах 1 и 2 (с учетом корректирующих коэффициентов), уменьшенным на 50 %.

В течение 3-го года работы руководителю за счет бюджетных средств выплачивается 25 % оклада, а также устанавливается сдельная оплата по нормативам от выручки и прибыли, приведенным в таблицах 1 и 2 (с учетом корректирующих коэффициентов), уменьшенным на 25 %.

Таблица 5 - Месячные должностные оклады руководителей сельскохозяйственных организаций, выплачиваемые за счет бюджетных средств

Площадь сельскохозяйственных Размер месячного должностного

угодий, га оклада, тыс. руб.

До 2000 1500-2500

2000,1-3000 2000-3000

3000,1-5000 2500-3500

5000,1-7000 3000-4000

7000,1-10000 3500-4500

Свыше 10000 4000-5000

Начиная с 4-го года оплата труда руководителя полностью формируется в зависимости от выручки и прибыли.

По соглашению сторон в трудовом контракте с руководителем на основании конкурсного отбора оплата труда, рекомендованная со 2-го или 3-го года его работы, может быть применена в 1-й год. В дальнейшем бюджетные выплаты последовательно снижаются по приведенной схеме до полного прекращения через год или два (то есть, если оплата труда, рекомендованная для 2-го года, применяется в 1-м, то рекомендованная для 3-го года - во 2-м и т. д.).

Проведена накладка предлагаемой схемы оплаты труда на условия и итоги работы ряда предприятий страны в 2007 г. (табл. 6-8).

Новый механизм мотивации руководителей существенно повысит их заинтересованность в наращивании производства продукции и ее реализации. Уровень их доходов возрастет до 5 раз по сравнению с существующим, что позволит усилить воздействие человеческого фактора на эффективность сельскохозяйственного производства.

В связи с привязкой к результатам производства усилится дифференциация в оплате труда инициативных, деятельных руководителей в сравнении с инертными и менее компетентными коллегами. Полагаем, возникнет конкурс претендентов на должности руководителей сельскохозяйственных организаций, усилится рыночная ориентация производства.

В настоящее время проводится эксперимент по внедрению нового порядка оплаты труда руководителей, в который включены основные элементы изложенных предложений. Пока сохранены тарифные оклады руководителям, но группы хозяйств для установления тарифного разряда и коэффициента в отличие от действующего механизма выделены в зависимости от объема выручки и производительности труда. В данной связи нормативы отчислений выручки на оплату труда руководителя несколько снижены. Данная часть оплаты переведена в разряд дополнительного вознаграждения, тогда как нами предлагалось рассматривать ее как основную оплату. "Усовершенствование" автоматически распространяет на нее все действующие условия выплаты, основное из которых - обеспечение дисциплины расчетов, что достаточно сложно даже для лучших предприятий. Тем не менее предварительные результаты вселяют оптимизм, что после некоторой доработки данные рекомендации будут внедрены.

Таблица 6 - Накладка предлагаемой схемы оплаты труда (отчисления от денежной выручки) на условия и итоги работы предприятий в 2007 г.

Хозяйство Район Сельскохозяйственные угодья -всего, га Кадастровая оценка, баллов Повышающий коэффициент исходя из кадастровой оценки Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (скорректированная), млн руб. Выручка на работника, млн руб. От объема выручки (за вычетом покупных семян, кормов, молодняка животных и птицы)

Норматив отчисления на оплату труда руководителя, % Отчисления в годовой фонд оплаты труда руководителя, млн руб. Среднемесячная заработная плата руководителя, млн руб.

Передовые хозяйства

СПК "Остромечево" Брестский 10518 39,3 1 34 611 45,8 0,33 114,22 9,52

ОАО "Беловежский" Каменецкий 10 979 35,4 1 34 850 34,3 0,33 115,01 9,58

СПК "Федорский" Сталинский 9 961 33,6 1 12 462 32,8 0,77 95,96 8,00

РУП "Совхоз-комбинат "Заря" Мозырский 2 978 26,8 1,15 42 017 90,2 0,45 217,44 18,12

СПК "Обухово" Гродненский 7 401 39,2 1 43 860 66,5 0,45 197,37 16,45

СПК им. Баума Ивьевский 8 324 28,1 1,15 6 598 12,7 0,58 44,01 3,67

ОАО "Агрокомби-нат "Дзержинский" Дзержинский 8 626 31,3 1 128 887 262,5 0,20 257,77 21,48

СПК "Агрокомби-нат "Снов" Несвижский 5 907 44,2 1 85 678 141,9 0,27 231,33 19,28

РУП "Э/Б "Жодино" Смолевичский 4 890 31,6 1 9 355 28,3 0,76 71,10 5,92

СПК "Гигант" Бобруйский 5 640 36,5 1 9 692 27,8 0,76 73,66 6,14

УКСП "Совхоз "Доброволец" Кличевский 7 207 30,0 1 13 698 32,2 0,77 105,47 8,79

ОАО "Александрийское" Шкловский 9 763 35,3 1 8 673 28,9 0,76 65,91 5,49

Рядовые хозяйства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПК "Полесская нива" Сталинский 2 609 45,8 1 6 438 23,7 0,76 48,93 4,08

Окончание таблицы 6

Хозяйство Район Сельскохозяйственные угодья -всего, га Кадастровая оценка, отлов Повышающий коэффициент исходя из кадастровой оценки Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (скорректированная), млн руб. Выручка на работника, млн руб. От объема выручки (за вычетом покупных семян, кормов, молодняка животных и птицы)

Норматив отчисления на оплату труда руководителя, % Отчисления в годовой фонд оплаты труда руководителя, млн руб. Среднемесячная заработная плата руководителя, млн руб.

СПК "Торгуны" Цокшицкий 12 422 28,1 1,15 9 349 23,1 0,76 81,71 6,81

СПК "Колхоз им. Тельмана" Кличевский 3 848 27,7 1,15 1 111 9,3 0,90 11,50 0,96

СПК им. Войкова Минский 4 021 37,1 1 6 237 32,3 0,99 61,75 5,15

СПК "Королино" Зельвенский 2 588 30,5 1 1 351 12,7 1,29 17,43 1,45

Среднестатистическое хозяйство 4206 29,2 1,15 3685 18,6 1,07 45,34 3,78

Таблица 7 - Накладка предлагаемой схемы оплаты труда (отчисления от прибыли) на условия и итоги работы предприятий в 2007 г. ____

Хозяйство Район Повышающий коэффициент исходя из кадастровой оценки Прибыль от реализации товаров, продукции, работ и услуг (скорректированная на прирост обязательств), млн руб. Рентабельность реализации. % От объема прибыли (скорректированной)

Норматив отчисления прибыли на оплату труда руководителя, % Отчисления на оплату труда руководителя, млн руб. Отчисления в расчете на месяц, млн руб.

Передовые хозяйства

СПК "Остромечево" Брестский 1 -3 803 20,5 0,000 0,00 0,00

ОАО "Беловежский" Каменецкий 1 -1 068 14,2 0,000 0,00 0,00

СПК "Федорский" Столинский 1 389 14,9 1,253 4,87 0,41

РУП "Совхоз-комбинат "Заря" Мозырский 1,15 14318 45,2 0,258 42,48 3,54

СПК "Обухово" Гродненский 1 3 444 21,8 0,456 15,70 1,31

СПК им. Баума Ивьевский 1,15 -145 7,1 0,000 0,00 0,00

ОАО "Агрокомбинат "Дзержинский" Дзержинский 1 29 404 44,9 0,226 66,45 5,54

СПК "Агрокомбинат "Снов" Несвижский 1 20 913 25,4 0,152 31,79 2,65

РУП "Э/Б "Жодино" Смолевичский 1 -293 4,6 0,000 0,00 0,00

СПК "Гигант" Бобруйский 1 -1 292 16,1 0,000 0,00 0,00

УКСП "Совхоз "Доброволец" Кличевский 1 1 307 16,3 0,621 8,12 0,68

ОАО "Александрийское" Шкловский 1 8 420 21,5 0,266 22,40 1,87

Рядовые хозяйства

СПК "Полесская нива" Столинский 1 -1 686 30,6 0,000 0,00 0,00

СПК "Торгуны" Докшицкий 1,15 -2 884 1,2 0,000 0,00 0,00

СПК "Колхоз им. Тельмана" Кличевский 1,15 -895 -7,6 0,000 0,00 0,00

СПК им. Войкова Минский 1 -1 259 2,4 0,000 0,00 0,00

СПК "Королино" Зельвенский 1 -789 -26,4 0,000 0,00 0,00

Среднестатистическое хозяйство 1,15 -1 888 0,35 0,000 0,00 0,00

^ Таблица 8 - Накладка предлагаемой схемы оплаты труда на условия и итоги работы предприятий в 2007 г.

Хозяйство Район Годовой фонд оплаты труда руководителя, млн руб. Среднемесячная заработная плата млн руб. Доля заработной платы руководителя в выручке, % Доля заработной платы руководителя в чистой прибыли, %

Передовые хозяйства

СПК "Остромечево" Брестский 114,22 9,52 0,28 1,51

ОАО "Беловежский" Каменецкий 115,01 9,58 0,16 1,64

СПК "Федорский" Столинский 100,83 8,40 0,57 3,55

РУП "Совхоз-комбинат "Заря" Мозырский 259,92 21,66 0,47 1,83

СПК "Обухово" Гродненский 213,07 17,76 0,46 3,50

СПК им. Баума Ивьевский 44,01 3,67 0,42 2,72

ОАО "Агрокомбинат "Дзержинский" Дзержинский 324,23 27,02 0,23 0,85

СПК "Агрокомбинат "Снов" Несвижский 263,12 21,93 0,24 1,31

РУП "Э/Б "Жодино" Смолевичский 71,10 5,92 0,60 4,77

СПК "Гигант" Бобруйский 73,66 6,14 0,61 3,57

УКСП "Совхоз "Доброволец" Кличевский 113,59 9,47 0,59 3,88

ОАО "Александрийское" Шкловский 88,31 7,36 0,58 2,93

Рядовые хозяйства

СПК "Полесская нива" Столинский 48,93 4,08 0,72 2,62

СПК "Торгуны" Докшицкий 81,71 6,81 0,71 3,88

СПК "Колхоз им. Тельмана" Кличевский 11,50 0,96 0,84 6,42

СПК им. Войкова Минский 61,75 5,15 0,82 5,19

СПК "Королино" Зельвенский 17,43 1,45 1,08 60,10

Среднестатистическое хозяйство 45,34 3,78 0,94 7,91

Информация об авторе

Бельский Валерий Иванович - кандидат экономических наук, доцент, директор Государственное предприятие «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 212-04-33.

Дата поступления статьи - 16 ноября 2009 г.

УДК 338.314:338.439.004.12

ЦЕНА КАК СТИМУЛ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

Н. А. БЕЛЯЦКАЯ, преподаватель УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"

THE PRICE AS STIMULUS OF IMPROVEMENT OF QUALITY N. BELIATSKAYA, the teacher The Establishment of Education "The Belorussian State Agricultural Academy"

В статье изложены теоретические основы функционирования товарных рынков в условиях информационной асимметричности и определены стимулы для товаропроизводителей к поддержанию высокого качества товаров.

The article presents theoretical positions of functioning of goods markets in conditions of information dissymmetry. Stimuli for producers to maintenance of high quality of the goods are defined.

Введение. Важнейшим условием, обеспечивающим рациональный выбор каждого экономического субъекта и способствующим оптимальному распределению имеющихся ресурсов, является полная информированность участников рыночного процесса.

В реальной жизни повсеместно наблюдаются неполнота и асимметричность информации, которые создают для одних участников рыночных отношений возможность злоупотребления неинформированностью других.

Механизмы работы товарных рынков в условиях асимметричной информации рассмотрены в работах Дж. Акерлофа [5], Б. Клейна и К. Леф-флера [2], К. Шапиро [4] и др.

Целью статьи является рассмотрение теоретических основ функционирования товарных рынков в условиях асимметричности рыночной информации и определение отдельных направлений совершенствования отечественной системы ценообразования.

Материалы и методы. Методологической и теоретической основой исследования послужили работы зарубежных авторов в области теории информации. В качестве методов исследования использовались метод сравнительного анализа, графический метод и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.