РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БИОЛОГОВ В ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА
DEVELOPMENT OF METHODICAL TRAINING OF STUDENTS-BIOLOGISTS IN ECO-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE REGION
Е. Г. Митина
Статья посвящена проблеме методической подготовки студентов-биологов в расширенной образовательной среде. Автор рассматривает взаимодействие трех активных центров, обеспечивающих развитие системы методической подготовки студентов-биологов до уровня эколого-образовательной среды региона. Предложены принципы и векторы развития системы методической подготовки как целостной образовательной среды.
Ключевые слова: система методической подготовки, средовой подход, эколого-образовательная среда.
Противоречивость тенденций развития характеризует современное образование не только как сложную систему, но и как изменчивую, динамичную, нелинейную, многомерную среду. Тенденция расширения границ образовательных сред как в реальное, так и в виртуальное пространство обусловлена переходом к информационному обществу, наращиванием объемов и интенсивности социально-коммуникативных процессов. Как следствие, происходит стирание границ образовательных систем, а продуктивное функционирование образовательных сред различного уровня становится невозможным без учета внешних и внутренних воздействий на них. При этом проектирование, конструирование и создание развивающих и развивающихся локальных образовательных сред становится важнейшей составляющей любой образовательной деятельности.
Исходя из вышесказанного представляется уместным обсудить в качестве методологического фундамента развития системы методической подготовки студентов средовой подход, который в настоящее время признается одним из актуальных и перспективных в современном образовании. Исследователи отмечают его «толерантность» по отношению к другим подходам и способность «вбирать» в себя другие подходы к образованию, в том числе - компетентность^, системный, дея-тельностный, личностно-ориентированный и другие. Современное представление о средовом подходе происходит из педагогики среды, средоведения, которые как научные направления активно развивались в отечественной и зарубежной педагогике в первой половине XX в. Сегодня уже доказано, что этот подход выступает в качестве основы проведения педагогических исследо-
E. G. Mitina
The article is devoted to the problem of methodical training of students-biologists in extended educational environment. The author considers interaction of three active sites, providing development of system of methodical training of students-biologists to eco-educational environment of the region. Principles and vectors of methodical training development to holistic educational environment are suggested.
Keywords: system of methodical training, environmental approach, eco-educational environment of the region.
ваний, сформулированы общенаучные основы средово-го подхода, выявлены способы его освоения в процессе профессиональной деятельности педагога [1-3].
В настоящее время признано, что базовым понятием средового подхода является понятие «образовательная среда», возникшее на стыке экологии, педагогики и психологии, при этом некоторые исследователи считают синонимичными понятия «средовой подход» и «образовательная среда». В настоящее время эта категория в педагогической и психологической науках исследована достаточно полно и глубоко. Изучением различных аспектов образовательной среды в отечественной науке занимались В. И. Слободчиков, В. И. Панов, Н. Б. Крылова и другие. Ученые (как в отечественном, так и в зарубежном образовании) предлагают трактовки содержания понятия «образовательная среда», обосновывают различные типологии и классификации образовательных сред, выделяют этапы изучения образовательной среды. Наиболее пристально на современном этапе исследований изучается среда различных типов образовательных учреждений (основная и полная школа, колледж, вуз) [4] и уровней (школа, город, область, регион). При этом понятие «возможности» является ключевым в современных научных представлениях о сущности образовательной среды, что уже находит отражение в образовательных стандартах нового поколения в форме требований к условиям ведения образовательной деятельности.
Сегодня педагогической наукой уделяется серьезное внимание изучению проблемы подготовки педагога в вузе как субъекта образовательной среды, способного осуществлять в ней профессиональную деятельность. Локальными средами, в которых происходит этот процесс, наряду с учреждениями системы образования (школа,
вуз, дополнительное образование школьников, дополнительное профессиональное образование), могут выступать разнообразные структуры, в том числе производственные площадки, научные и общественные организации, музеи, ботанические сады, зоопарки, заповедники и их виртуальные аналоги. Изучение образовательного потенциала названных сред для «выращивания» специалистов в сфере образования, по нашему мнению, заслуживает особого внимания.
Особый смысл средовой подход, на наш взгляд, приобретает в подготовке педагогов-биологов, что обусловлено содержанием дисциплин методико-педагоги-ческого и предметного блоков и проблемы их взаимодействия. При этом, с одной стороны, в проектах федеральных государственных стандартов для основной и полной школы проектирование и конструирование образовательной среды представлены как важнейшие составляющие системно-деятельностного подхода к образовательному процессу, а создание образовательной среды - в качестве одной из основных компетенций педагога. С другой стороны, будущие специалисты в области биологического и экологического образования в процессе подготовки изучают природную среду во множестве ее проявлений, что, в свою очередь, создает основу для становления профессиональных компетенций педагога-предметника.
В то же время анализ действующих образовательных стандартов подготовки специалистов и проектов ФГОС по направлению 050100 «Педагогическое образование» подготовки бакалавров и магистров для биологического и экологического образования позволил выявить возможности для равновесного представления как природной среды в рамках предметных дисциплин, так и образовательной среды в содержании методических курсов. Такой подход, направленный на создание условий для освоения студентами целостного средового знания, создает ориентационную основу деятельности педагога-предметника в природно-со-циальной среде региона и способствует успешному «включению» будущих педагогов в процесс достижения целей современного биологического образования как социализации личности школьника средствами предметного содержания. Мы полагаем, что в качестве среды подготовки студентов-биологов, интегрирующей в себе возможности природной и образовательной сред для становления профессиональных компетенций будущего педагога, выступает эколого-образовательная среда региона.
Анализ публикаций по данному вопросу показал, что эколого-образовательная среда рассматривается как экологический класс различного территориального ранга, как фактор развития экологической культуры учителя [5; 6 и др.]. Мы рассматриваем эколого-образовательную среду региона как расширенную адаптивно-развивающую среду, в которой функционирует система методической подготовки педагогов-биологов. В контексте нашего исследования региональный уровень изучения вопроса
был выбран нами по следующим причинам: во-первых, пониманием региона как общности населения, проживающего на определенной территории [7], во-вторых, наличием регионального компонента в вариативной части образовательных стандартов.
В свою очередь, важнейшей составляющей профессиональной подготовки студентов в вузе является методическая подготовка, которая рассматривается исследователями с позиций системного [8], деятельностного [9], интегрированного [10], компетентностного [11] подходов. Ведущими концептуальными идеями методической подготовки студентов-биологов являются непрерывность педагогического и экологического образования, проектирование эколого-педагогического пространства как междисциплинарной категории естественнонаучного образования в педагогическом университете; рассмотрение функции методической подготовки как совокупности культуротворческой, мировоззренческой, методологической, интегративной и профессионально-педагогической функций [12].
В то же время анализ содержания действующих учебников по методике обучения биологии как базовой дисциплины методической подготовки студентов показал, что при существующей актуальности средового подхода в современном профессиональном образовании [1; 4] этому вопросу авторами учебников, по нашему мнению, уделено недостаточное внимание.
С позиций средового подхода методическая подготовка студентов-биологов представляет собой открытую образовательную среду, взаимодействующую с другими средами, выходящую за рамки образовательной среды вуза, расширяющуюсядо границ эколого-образовательной среды региона (ЭОСР). Адаптивно-развивающий характер ЭОСР как расширенной среды методической подготовки студентов-биологов обуславливает необходимость:
- изучения разнообразных локальных образовательных сред, включенных в эколого-образовательную среду региона;
- определения целей методической подготовки будущего педагога-предметника как становления возможности субъектов образовательного процесса ориентироваться в многообразии сред и осуществлять средообра-зовательную деятельность.
«Вхождение» студентов-биологов в эколого-образо-вательную среду региона происходит через три наиболее активно действующих центра - образовательную среду вуза, образовательную среду школы и ситуационно-образовательные площадки, к которым и можно отнести ботанические сады, музеи, заповедники другие организации, находящиеся на территории региона. Если первые два центра, как правило, стабильно представлены в качестве среды методической подготовки студентов, то третий вариативен и может изменяться в зависимости от условий вуза, города, региона, то есть имеет ситуационный характер. Вместе с этим все три составляющие тесно взаимодействуют между собой, «перекрывают» друг друга и образуют целостное единство - эколого-образова-
Таблица 1
Образовательная среда - открытая система
Характеристики Примеры
Вещество Бумажные и электронные носители сборников образовательных программ, нормативных документов, пособий и проч.
Информация Содержание методических разработок, программ, пособий, презентаций
Энергия Совместные усилия всех участников процесса, обеспечивающие движение к достижению образовательных целей
Таблица 2
Потенциал образовательной среды
Образовательная среда Потенциал образовательной среды в методической подготовке студентов
перспективный ситуативный
Вуз Кадры, материальная база, программы развития Общение с преподавателями
Школа Кадры, материальная база, программы развития Общение с учителями, с другими студентами
Ситуационно-образовательная площадка (заповедник) Кадры, материальная база, программы развития Общение с учеными, специалистами отделов экопросвещения, посетителями заповедника
тельную среду методической подготовки студентов-биологов, расширенную до границ региона. Рассмотрим более подробно основные характеристики эколого-обра-зовательных сред, в которых функционирует система методической подготовки студентов, такие как открытость, возможности (потенциал), действующие силы (факторы) и компонентный состав.
Сегодня в педагогической науке сложилось устойчивое мнение, что образовательная среда, как и природная среда, это открытая система, состоящая из множества сред, обменивающихся друг с другом веществом, информацией и энергией [1]. Указанные характеристики образовательной среды представлены в табл. 1.
Обмен веществом, энергией и информацией обеспечивает относительную устойчивость локальных образовательных сред, в которых протекает методическая подготовка студентов-биологов, позволяет развиваться и продуктивно взаимодействовать средам между собой, создает движение, импульсом которого выступают потребности, мотивы, интересы субъектов образовательного процесса.
Одной из важнейших характеристик любой среды является ее потенциал, ресурсы и резервы ее развития. Отталкиваясь от идеи о существовании двух видов потенциала социума как среды [13], выделим перспективный (имеются длительное время ресурсы, возможности, обеспечивающие ему определенное постоянство) и ситуативный (возможности образовательной деятельности способны проявляться в конкретной ситуации) потенциалы образовательный среды. В качестве примера ситуационно-образовательной площадки рассмотрим заповедник (табл. 2).
Таким образом, мы можем зафиксировать, во-первых, существенный объем ресурсов и возможностей
развития образовательных сред выделенных трех активных центров, а во-вторых, разнообразие ситуативного потенциала как возможности включения субъектов эколого-образовательной среды региона - «носителей» методического знания в процесс подготовки студентов. Отсюда следует проблема актуализации потенциала названных сред в средах более высокого порядка, что создает перспективы устойчивости их развития во времени и пространстве.
Следующая характеристика среды - факторы как элементы среды, действующие на объекты, находящиеся в среде. Опираясь на классификацию, предложенную А. И. Артюхиной [1], разделим средовые факторы, действующие в образовательных средах, на две группы -управляемые и неуправляемые (табл. 3).
Исходя из представленной информации, можно прийти к заключению, что знание о силе и действии управляемых и спонтанных средовых факторов позволяет наполнить движением локальную образовательную среду, обеспечить ее жизнедеятельность.
Следующая характеристика - компоненты, входящие в состав образовательной среды. В настоящее время единого мнения среди исследователей по этому вопросу нет, поэтому в качестве примера выделения компонентов образовательной среды методической подготовки студентов используем классификацию, предложенную В. А. Ясвиным [14].
С точки зрения В. А. Ясвина, образовательная среда включает в себя субъектов образовательного процесса, социальный, пространственно-предметный и технологический компоненты образовательной среды. В табл. 4 представлены компоненты среды и некоторые возможности их насыщения для создания образовательной среды в условиях вуза, школы, и ситуационно-образовательной
Таблица 3
Средовые факторы
Средовые факторы Характеристика Примеры
Управляемые (плановые) Факторы, которые можно предусмотреть, тождественны средствам обучения Вербально-информационные, наглядные средства и оборудование для изучения дисциплин федерального и вариативного компонентов образовательных программ школы
Неуправляемые (спонтанные) Влияние факторов не может быть заранее предсказано, проявляют себя на ситуативном уровне Общение субъектов образовательного процесса
Таблица 4
Компоненты локальных образовательных сред
Образовательные среды Компоненты локальных образовательных сред методической подготовки студентов
субъекты образовательного процесса социальный компонент пространственно-предметный компонент технологический компонент
Вуз Студенты-практиканты, преподаватели, администрация Студенческое сообщество, преподавательское сообщество Условия образовательного процесса и средства обучения предмету Образовательные программы, методические пособия
Школа Студенты-практиканты, преподаватели, администрация, школьники, родители Студенческое сообщество, педагогическое сообщество, родительская общественность, сообщество обучающихся Условия образовательного процесса и средства обучения предмету Образовательные программы, методические пособия
Открытая образовательная площадка (ботанический сад) Сотрудники ботанического сада, дошкольники, школьники, учителя, студенты-практиканты, преподаватели вуза Социально-активные группы населения социально-незащищенные группы, люди с ограниченными возможностями здоровья и т.д. Растения открытого грунта, оранжереи, теплицы, экологические тропы, научные лаборатории, ландшафт Образовательные программы, эколого- образовательные проекты, дидактические пособия
площадки, в качестве примера которой приведем ботанический сад.
Таким образом, знание компонентов образовательной среды позволяет придавать всей системе методической подготовки студентов-биологов средовой характер, управлять ее развитием под влиянием внешних и внутренних факторов. При этом становится понятным, что константной составляющей в различных подходах к классификации компонентов среды является общение методического содержания между субъектами образовательного процесса в рамках возникающих сообществ -«со-бытийные общности» в терминологии В. И. Слобод-чикова [15], которые, в свою очередь, играют ключевую роль в развитии всей системы методической подготовки студентов-биологов.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сформулировать некоторые принципы развития системы методической подготовки студентов, расширенной до эколого-образовательной среды региона:
• Принцип дополненности образовательных сред -локальные образовательные среды дополняются и обогащаются ресурсами других сред.
• Принцип транспарентности образовательных сред - прозрачность и доступность информации о возможностях сред для каждой из них.
• Принцип модульности - блочно-модульная структура образовательных программ обеспечивает мобильность, гибкость, адаптивность и совместимость образовательных программ.
• Принцип «вложенности» - любая образовательная деятельность протекает не в одной замкнутой среде, а в открытых, взаимодействующих друг с другом средах.
• Принцип индикации - предполагает проведение мониторинга состояния локальных образовательных сред на основании существующих методик, что позволяет выявлять точки ее роста и развития.
Состав, интерпретация и применение этих принципов еще требуют своего обсуждения, но, по нашему мнению, могут быть рассмотрены в качестве основания для проектирования и конструирования методической подготовки студентов-биологов как образовательной среды.
Опираясь на понимание векторного характера образовательных сред [14], их динамичности, мы можем
обозначить некоторые векторы развития открытых образовательных сред методической подготовки студентов, в том числе:
- расширение системы функционирования методической подготовки студентов в среде за счет специальной деятельности субъектов образовательного процесса;
- предъявление потенциала образовательных сред в реальном и виртуальном образовательном пространстве по различным информационным каналам;
- наращивание образовательных и методических ресурсов локальных сред как условие обеспечения продуктивности и устойчивости развивающей и развивающейся образовательной среды;
- переход от формирующих целей методической подготовки студентов в условиях педагогического вуза к ориентационным целям в условиях открытых образовательных сред;
- становление в процессе методической подготовки средового сознания и средового видения педагога-биолога.
Таким образом, развитие системы методической подготовки студентов-биологов в условиях расширения границ образовательных сред предполагает актуализацию потенциала эколого-образовательной среды региона при освоении студентами федерального и вариативного компонентов ее содержания, выводит систему на уровень новых качественных свойств и характеристик и придает надежность ее функционированию.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2006. 388 с.
2. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1997. 192 с.
3. Шек Г. Г. Средовой подход как педагогическая инновация и условия его освоения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Елец, 2001. 148 с.
4. Захарченко Л. П., Пономарев П. А. Актуализация средового подхода в высшем профессиональном образовании // Изв. Юж. федер. ун-та. Сер. «Педагогические науки». 2009. № 6. С. 161-165.
5. Винокурова Н. Ф. Геоэкологическое образование для устойчивого развития: теоретико-концептуальный аспект // Методология и теоретические основы эколого-педагогического образования: моногр. / отв. ред. Н. Д. Андреева, Г. С. Камери-лова. Н. Новгород; СПб.: Изд-во Нижегор. гуманитар. центра, 2002. С.93-114.
6. Мозглякова С. В. Эколого-образовательная среда учебного округа как фактор развития экологической культуры учителя: на примере Сев.-Вост. учеб. округа г. Москвы [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Электрон. дан. М., 2006. 193 с.: ил. РГБ: Электронная библиотека диссертаций. URL: http://diss.rsl.ru/ (ограниченный доступ).
7. Костин А. К. Регионализация образования -стратегическое направление образовательной политики // Педагогика. 2005. № 8. С. 26-32.
8. Земцова В. И. Система методической подготовки учителя: структура и содержание // Наука и школа. 2002. № 3. С. 2-7.
9. Саранцев Г. И. Методическая подготовка будущего учителя в современных условиях // Педагогика. 2006. № 7. С.61-68.
10. Зеленко Н. В. Методическая подготовки учителя технологии: (интегративный подход) // Высшее образование в России. 2006. № 4. С. 132-134.
11. Гребенев И. В., Чупрунов Е. В. Фундаментальная научная подготовка учителя как основа его профессиональной компетентности // Педагогика. 2010. № 8. С.65-69.
12. Андреева Н. Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб.: ИПТО РАО, 2000. 65 с.
13. Торохтий В. С. Модели интеграции теории и практики социально-педагогической деятельности образовательных учреждений // Педагогическое образование в России. 2010. № 1. С. 25-30.
14. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды / отв. ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2000. 128 с. (Б-ка журн. «Директор школы»; вып. 2).
15. Слободчиков В. И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Новые ценности образования. Саратов: 2010. Вып. 1 (43). С. 177-185.