Г.В.ГОДОВАЛЬНИКОВ, к.ф.н., директор УП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении», Республика Беларусь
Развитие системы фармаконадзора
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Система фармаконадзора уже более 10 лет существует в странах Западной Европы, в США и Японии. Сегодня перед независимыми государствами (бывшими союзными республиками), подписавшими Протокол о создании единого экономического пространства, стоит задача по развитию, совершенствованию и гармонизации системы фармобращения. Государственные службы фармаконадзора вынуждены ужесточать требования к безопасности, эффективности и качеству лекарственных средств (ЛС).
Естественно, эта проблема актуальна и для Беларуси, где некоторое время назад был поставлен вопрос о создании жестко регламентированной государственной системы контроля над лекарственными, а также другими средствами (БАДы, иммунобиологические препараты, изделия медицинского назначения и медицинской техники), которые потенциально могут нанести вред здоровью человека.
В целях обеспечения государственных гарантий безопасности, эффективности и качества ЛС в Республике Беларусь создана единая контрольно-разрешительная система их допуска к медицинскому применению, а также контроля над их обращением на территории страны. На сегодняшний день эта система состоит из двух основных частей: Министерства здравоохранения — как органа, принимающего решения, и Республиканского унитарного предприятия «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении», осуществляющего подготовку проектов решений по этим вопросам. На Центр возложены также задачи организации службы фармаконадзора. Для дальнейшего развития национальной программы мониторинга лекарственной безопасности в ноябре 2003 г. на базе Центра было создано новое структурное подразделение — Республиканская клинико-фармакологическая лаборатория.
Центром были разработаны и введены в действие основополагающие документы по фармаконадзору:
♦ Приказ №211 МЗ РБ от 25.06.1999 г. «О совершенствовании учета информации о побочных реакциях ЛС» и Инструкция «Организация выявления, сбора и анали-
за информации о побочных реакциях ЛС, ИМН и МТ» от 01.12.2003 г.;
♦ Приказ от 13.08.1999 г. №254 МЗ РБ «Об утверждении правил проведения клинических испытаний ЛС».
Кроме создания законодательной базы, для организации работы по выявлению, сбору и анализу информации о возникающих нежелательных лекарственных реакциях (НЛР)
♦ разработана учетная национальная форма извещения о подозреваемых побочных реакциях ЛС, ИМН и МТ;
♦ в 2002 г. РБ вступила в Программу ВОЗ по международному мониторингу безопасности ЛС на правах наблюдателя;
♦ в РБ заложена основа национальной системы мониторинга безопасности лекарственной терапии.
В процессе мониторинга лекарственной безопасности мы сталкиваемся с рядом проблем. В основном это:
♦ низкий уровень выявления и информирования о возникновении НЛР со стороны медицинских специалистов;
♦ отсутствие активности со стороны производителей и их представителей;
♦ нежелание выполнять требования регуляторного характера по обеспечению безопасности применения ЛС (например, вносить при необходимости корректировки в инструкции по применению ЛС в пострегистрационном периоде).
Для оптимизации работы по проведению мониторинга лекарственной безопасности необходимо:
♦ развивать в дальнейшем систему сбора, учета и анализа информации, поступающей в процессе мониторинга;
4 гармонизировать деятельность национальной службы фармаконадзора с су-
ществующими международными стандартами;
« интенсифицировать сотрудничество с Международным центром мониторинга;
« расширять информационную деятельность;
« обеспечить усиление фармаконадзора на всех этапах лекарственного обращения.
Мониторинг лекарственной безопасности (сбор, учет и анализ информации о нежелательных лекарственных реакциях) в Республике Беларусь осуществляется на базе Республиканской клинико-фармакологической лаборатории УП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» по следующим направлениям:
КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ | ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ ЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НА ЛЮДЯХ
На сегодняшний день выполнено или находится в стадии завершения 341 клиническое испытание (табл. 1), по 39 препаратам (начиная с 1999 г.) проведены испытания биоэквивалентности.
Более 30 лечебно-профилактических учреждений принимали участие в многоцентровых испытаниях препаратов. Периодически сотрудники Центра осуществляют проверки соблюдения правил проведения клинических испытаний в ЛПУ. Кроме того, в РБ запрещено публиковать в научных журналах информацию
о результатах испытаний ЛС в том случае, если они проводились без соблюдения правил GCE
ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЛС I
По состоянию на 1 января 2006 г. зарегистрировано 5994 наименования лекарств как отечественного производства (902, или 15%), так и производства стран СНГ (32%), Балтии (2%) и дальнего зарубежья (51%). Наибольшее количество регистра-
МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
53
таблица i| Клинические исследования в РБ
(по состоянию на 01.01.2006 г.)
Год Отечествен. ЛС Зарубежные ЛС Кол-во испытаний ЛС Оригинальные ЛС Генерические ЛС
1992 0 1 1 0 1
1993 0 2 2 0 2
1994 4 3 7 5 2
1995 7 14 21 3 18
1996 9 5 14 6 8
1997 7 2 9 5 4
1998 6 17 23 4 19
1999 9 3 12 6 6
2000 31 9 40 11 29
2001 30 27 57 5 52
2002 17 14 31 9 22
2003 19 28 47 10 37
2004 20 18 38 2 36
2005 22 17 39 33 6
Всего 181 160 341 99 242
таблица г| Примеры некоторых
созвучных названий ЛС
Торговое Международное
наименование непатентованное
наименование (МНН)
Палин Pipemidic acid
Салин Sodium chloride
Танин Herbal remedies
Агапурин Pentoxifylline
Апаурин Diazepam
Таурин Taurine
Адалат Nifedipine
Аколат Zafirlukast
Цеолат Dimeticone
Нипазол Propylparabenum
Нитазол Aminitrozole
Нитацид Sulfanilamide
ций приходится на производителей ЛС Российской Федерации (1056 наименований) и Украины (744).
Следует также отметить, что 139 ЛС было отказано в государственной регистрации, поскольку они не отвечали предъявляемым требованиям. Кроме того, аннулирована регистрация и запрещены для применения ЛС, содержащие фенацетин, амидопирин, терфенадин, а также ЛС, получаемые с использованием головного мозга крупного рогатого скота.
Ряд проблем регистрации связан с торговым наименованием ЛС. Так, наметилась непонятная тенденция к патентованию названий ЛС, принятых еще в СССР. Например, Корвалол, Валидол, Нафтизин, Диазолин, Барбовал и тд что приводит к их удорожанию до 40%.
Ряд производителей подает заявки на регистрацию торговых наименований, созвучных уже «раскрученным» брэндам, например: Каптоприл — Капотрил; Лизо-прил — Лизорил; Кордарон — Одарон; Анти П — Анти Э; Бетак — Бетакс; Неофе-рон — Нооферон; Ципролен — Ципро-лет — Ципролон — Ципропол — Ципро-некс — Ципросан — Ципровин; Фуросе-мид — Фурсемид; Кавинтон — Бравинтон; Цисплатин — Цисплатил.
Однако наибольшую тревогу вызывает регистрация созвучных торговых наименований ЛС из разных терапевтических групп, с разным действием, разными побочными реакциями: например, Цетри —
Цетрин — Цетри Т. Первые два препарата (Cetirizine) обладают противоаллергическим действием, а последний (cefu-roxime) — бактерицидным. Флуцилон — Флуцинар — Флуцином. Первые два препарата (Fluocinolone acetonide) оказывают противовоспалительное действие, а последний (Flutamide) — противоопухолевое (табл. 2).
УЧЕТ И АНАЛИЗ ПОБОЧНЫХ РЕАКЦИЙЛС
Фармаконадзор осуществляется по двум взаимодополняющим направлениям: по линии производителя ЛС и по линии органов государственного надзора.
На стадии создания ЛС проводится детальное изучение их безопасности и эффективности, а также выявляются побочные реакции (ПР) в процессе доклинического и клинического изучения. Однако при таких испытаниях число наблюдаемых больных ограничено рамками соответствующих правил их проведения. Поэтому на момент регистрации препарата утверждается инструкция по его применению с описанием побочных реакций, выявленных в ходе исследования. Очевидно, что более полные и достоверные сведения обо всех ПР (в т.ч. редких) могут быть получены только при пострегистра-ционном мониторинге эффектов ЛС. Например, для того чтобы выявить редкие ПР, которые проявляются с частотой
1 на 1000, должно быть исследовано не менее 3000 больных. Проводить предре-гистрационные исследования на таком огромном количестве пациентов экономически невыгодно и нецелесообразно с медицинской точки зрения.
Исходя из этого, фармацевтические производители после получения разрешения к медицинскому применению лекарственных продуктов (регистрации) продолжают заниматься их дальнейшим изучением с целью уточнения инструкций по применению (на предмет ПР, хронической токсичности, взаимодействия с другими средствами и особенностей применения различными группами населения (дети, беременные и т.д.). Такой мониторинг проводится двумя способами:
1. Проведение четвертой фазы клинических испытаний (пострегистрационные испытания). В этом случае фармацевтическая фирма проводит испытания в различных лечебно-профилактических учреждениях с целью уточнения известных и выявления редких ПР. Они, как правило, проводятся в одной или нескольких клиниках в пределах одной страны. В последнее время широкое распространение получили многоцентровые испытания, что позволяет учесть влияние географического и этнического факторов.
2. Фармацевтическая фирма проводит целенаправленный сбор сведений о ПР. Накапливая, таким образом, информацию, производитель ЛС вносит необхо-
54
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ФАРМАКОНАДЗОРА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
на фармрынках СНГ
СТРАНЫ СНГ ОБСУДИЛИ АНТИМОНОПОЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ
Межгосударственный совет по вопросам антимонопольной политики стран СНГ в конце мая на заседании в Киеве рассмотрел вопрос применения антимонопольного законодательства в сфере АПК и рынка лекарственных средств. В заседании участвовали руководители и полномочные представители антимонопольных ведомств государств СНГ. В повестке дня были вопросы усовершенствования правовых инструментов расследования картелей, в т.ч. международных.
ami-tass.ru
ПЕРВЫЕ ЛЕДИ ГОВОРИЛИ О ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Жены президентов Украины и США Катерина Ющенко и Лора Буш обсудили сотрудничество в гуманитарной сфере: существующие проекты сотрудничества Международного благотворительного фонда «Украина-3000» с американскими медицинскими и учебными заведениями, в частности по программе «От больницы к больнице». В рамках этих проектов украинские больницы — участники программы сотрудничают с медицинскими заведениями Техаса и Флориды. К.Ющенко поблагодарила Майка Левита и правительство Соединенных Штатов за поддержку, которую США предоставляют Украине в сфере здравоохранения и медицинского образования, в частности по программам борьбы с ВИЧ/СПИД, туберкулезом, птичьим гриппом и в преодолении последствий Чернобыльской аварии.
podii.com.ua
В УКРАИНЕ НАЧНЕТ РАБОТУ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАКА
В Судаке (АР Крым) прошел Х! Съезд онкологов Украины, в котором приняли участие ведущие отечественные и иностранные ученые и практикующие врачи. На съезде было объявлено о создании до конца 2006 г. Национального института рака.
Создание такой структуры в Украине даст возможность скоординировать всю работу в направлении противодействия онкозаболеваниям. Предполагается, что это будет мозговой центр, в котором будут разрабатывать программы, стандарты лечения, совершенствоваться методы профилактики. Кроме того, решать вопросы распределения финансирования.
Liga.net
димые изменения и дополнения в инструкцию по применению препарата или же принимает меры по ограничению его применения вплоть до отзыва с рынка. Перерегистрация лекарственного средства осуществляется с учетом данных о выявленных побочных реакциях за период действия регистрационного удостоверения.
Такая схема фармаконадзора существует практически во всех странах. Одновременно контрольно-разрешительная система осуществляет собственный государственный надзор за выявлением ПР при применении лекарственных средств с целью принятия оперативных решений по внесению изменений в инструкцию по применению препарата, ограничению его применения, по отзыву с рынка или аннулированию регистрации. При этом основным источником информации являются врачи, которые в повседневной работе наблюдают эффекты ЛС. Ни в одной стране эта работа не является платной (за исключением случаев наличия в штате учреждения работника, в чьи обязанности это вменено руководством ЛПУ).
В Республике Беларусь эта работа целенаправленно ведется с 1999 г. Приказом Министерства здравоохранения утверждена форма информационного сообщения о выявленных побочных реакциях.
Для активизации этой работы была предложена следующая схема:
1. Просить Министерство здравоохранения обязать руководителей ЛПУ вменить в обязанность одному из своих заместителей сбор сведений о ПР и пересылке их в УП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении».
2. Руководителям лечебно-профилактических учреждений, медицинских и научно-исследовательских институтов проводить разъяснительную работу среди врачебного и среднего медицинского персонала о значимости и необходимости сбора сведений о ПР лекарственных средств. При этом необходимо особо подчеркнуть, что вся информация, направляемая в УП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении», изучается самым тщательным образом и учитывается при вынесении решений. При этом гарантируется соблюдение полной конфиденциальности. Это исключает применение дис-
циплинарных или иных мер по отношению к предоставившему сведения или его коллегам по работе.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО^ И ГАРМОНИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ФАРМАКОНАДЗОРУ I
Тенденции развития современного мира диктуют необходимость сотрудничества между странами. Распространение лекарств не имеет границ. Они могут производиться в одной стране, а продаваться в десятках других стран мира. Поэтому важно согласовывать свои требования с другими странами, обмениваться оперативной информацией по выявлению серьезных побочных реакций для ограничения применения или отзыва с рынка небезопасных лекарственных средств. Хорошо понимая необходимость подобного сотрудничества, Республика Беларусь выполнила условия по получению статуса страны-участницы Международной программы ВОЗ по Фармаконадзору и включена в список стран-участниц под номером 79, о чем сообщил Международный центр мониторинга (UMC) 19 января 2006 г.
В рамках участия в этой программе:
+ производится подключение к международной базе данных с доступом к исследовательским материалам Международного центра (UMC);
« произведено подключение к конферен-циальной системе коммуникации в системе Vigimed между 250 центрами фармаконадзора в разных странах мира;
« производится подключение к международной сети стран-участниц международной программы с целью обмена информацией, опытом и решения возникающих вопросов;
Ф осуществляется обмен информацией и работа с Международной программой UMC Vigibase on-line;
+ предоставляются сведения в Международный центр мониторинга по выявляемым нежелательным лекарственным реакциям;
« проводится работа по расширению сотрудничества с национальными центрами мониторинга других стран (прежде всего, это страны СНГ и ближнего зарубежья).