УДК 791.56 ББК 456.9
Никитина Елена Юрьевна
доктор педагогических наук, профессор кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Дудина Людмила Ивановна кандидат педагогических наук, доцент
кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет
Челябинск Nikitina Elena Yurievna Doctor of Pedagogics,
Professor
Chair of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the Russian Language and Literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Dudina Lyudmila Ivanovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Pedagogics, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]
Развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессионального кадрового потенциала научно-образовательной сферы в педагогическом вузе The Development of Highly Efficient Reproduction of Human Resources of Scientific and Educational Sectors at Pedagogical University
В статье рассматриваются перспективы развития системы дополнительного профессионального образования научно-педагогических работников в ЧГПУ, а также намечаются пути решения данной проблемы за счет внедрения дистанционных образовательных технологий, модульно-накопительной системы, а также дальнейшей персонализации дополнительных образовательных программ.
The article deals with the perspectives for development of lifelong professional development system for scientific-and-pedagogical staff at Chelyabinsk State Pedagogical University, as well as application of distance learning technologies, modular system and personification of educational programs.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, непрерывное повышение квалификации, научно-педагогические работники.
Key words: lifelong professional education, lifelong professional development, scientific-and-pedagogical staff.
Сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека. В этой связи приоритетом Государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы» становится обеспечение потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития; создание условий для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни [6].
Основной целью государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий», утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года №2433-р является развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессионального кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы и повышение его конкурентоспособности на мировом уровне, в том числе посредством формирования условий устойчивого функционирования и развития системы закрепления кадров в сфере науки и образования для обеспечения эффективного функционирования сектора исследований и разработок.
Достижение указанной цели предусматривается путём решения следующих задач:
- создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;
- развитие системы стимулирования притока молодёжи в сферы науки, образования и высоких технологий, а также закрепления её в указанных сферах;
- поддержка научных групп, выполняющих исследования высокого уровня под руководством ведущих исследователей;
- поддержка активности молодых кандидатов наук по организации самостоятельных исследовательских проектов;
- выявление и поддержка талантливой научной молодёжи;
- развитие системы механизмов повышения результативности научных и научно-педагогических кадров, механизмов стимулирования их научной и инновационной активности;
- развитие внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров;
- активизация и развитие системы выявления и поддержки научного и научно-технического творчества талантливой молодёжи;
- развитие сети национальных исследовательских университетов [2].
С 1 сентября 2013 года вступает в действие новый Закон об образовании, который значительно уменьшает государственное регулирование дополнительного профессионального образования (ДПО). Основным регулятором становится потребитель образовательных услуг. Возрастает роль сообщества людей и организаций, вовлеченных в сферу дополнительного профессионального образования. Образовательным организациям предстоит учитывать вводящиеся профессиональные стандарты.
Модернизация системы педагогического образования и повышения квалификации должна способствовать качественному обновлению педагогического корпуса, формированию механизмов опережающего обновления содержания образования, созданию высокотехнологичной образовательной среды. В связи с этим деятельность Института дополнительного профессионального образования (далее ИДПО) Челябинского государственного педагогического уни-
верситета направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие научно-педагогических работников, обеспечение соответствия их квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Основными задачами ИДПО ЧГПУ в 2012-2013 учебном году выступили:
1) совершенствование и развитие системы дополнительного профессионального образования по всем видам деятельности, в том числе с применением новых образовательных дистанционных технологий в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров; апробация многоуровневой модульно-накопительной системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических и педагогических работников;
2) повышение и расширение уровня профессиональной квалификации научно-педагогических, педагогических кадров и специалистов других сфер деятельности в процессе ДПО;
3) организация опережающего обучения выпускников педагогического вуза в системе ДПО для обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда.
В рамках реализации первой задачи ИДПО направил свою деятельность на развитие инфраструктуры совершенствования системы непрерывного повышения квалификации, обеспечивающей высокий уровень профессиональнопедагогической компетенции работников образовательной среды и переход от дисциплинарного принципа построения содержания образования к компетент-ностно-ориентированной модели основной образовательной программы дистанционного обучения, а также на реализацию модульно-накопительной системы и персонифицированных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки; а также на становление и развитие стажировок научно-педагогических кадров вуза.
Таким образом, за 2012-2013 учебный год удалось завершить работу по разработке и внедрению нормативно-правовой базы (Положение о модульнонакопительной системе повышения квалификации педагогических кадров), апробации шести программ модульно-накопительной системы; провести обучение преподавателей по программе «Тьюторство как ресурс инновационного развития профессионального образования»; реализовать обучение по персонифицированным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовке; внедрить в полном объеме многоуровневую систему непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников вуза; продолжить научную работу по проекту АВЦП 6.3.128.2011 «Траектория развития многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников» [1]; организовать работу секции «Дополнительное профессиональное образование как фактор профессиональной социализации слушателя» во Всероссийской научно-практической конференции ЧГПУ «Кадровая стратегия современного образования: курс на профессиональную социализацию личности» 1-16 октября 2012 г.
В рамках реализации раздела V «Научное направление» ИДПО направил свои усилия на:
- обновление теоретических и практических знаний научных, научнопедагогических, педагогических кадров и специалистов других сфер деятельности в связи с повышением требований к их уровню компетенции и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач в ходе повышения квалификации и переподготовки [4];
- получение дополнительных компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности научных и педагогических кадров, расширение квалификации научных и педагогических кадров на базе получения дополнительной квалификации в ходе профессиональной переподготовки;
- формирование и закрепление компетенций, полученных в ходе стажировки;
- продвижение дополнительных образовательных программ на рынке образовательных услуг.
Таким образом, основные идеи модернизации системы ДПО:
1. Увеличение разнообразия образовательных программ ДПО (допуск коротких программ, программ в режиме дистанционного обучения, и т.п.).
2. Изменение подходов к заказу на программы ДПО (в основе - требования профессиональных стандартов, формирование программ в привязке к национальной рамке квалификаций).
3. Принцип преемственности (требования к логике программ, механизмам конструирования, управленческим и методическим подходам к реализации, в том числе в рамках кредитно-модульной системы).
4. Увеличение разнообразия услуг в системе ДПО за счет изменения требований к поставщикам услуг (программ ДПО), а также финансовоэкономическим механизмам функционирования системы ДПО.
5. Повышение требований к качеству услуг и их результатов за счет разделения функций оказания услуг и оценки их качества (разделение функций поставщиков услуг и оценки качества по результатам освоения программ ДПО).
Таким образом, на следующий 2013-2014 учебный год ИДПО необходимо решить следующие задачи:
1. Развить систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогических, педагогических кадров и специалистов других сфер деятельности, в том числе с использованием модульнонакопительной системы и персонифицированных программ.
2. Разработать критерии эффективности повышения квалификации для модульно-накопительной системы.
3. Расширить спектр программ опережающего обучения выпускников вуза в системе ДПО.
4. Разработать Положение об экспертизе образовательных программ повышения квалификации и Положения о стажировочной площадке.
5. Расширить спектр программ переподготовки по предметным областям.
6. Определить спектр образовательных программ по модульнонакопительной системе для различных категорий потребителей образовательных услуг.
7. Продолжить обеспечение повышения мотивации структурных подразделений вуза по разработке и реализации программ ДПО.
8. Продолжить работу по реализации проекта АВЦП 6.3.128.2011
т
«Траектория развития многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников».
Проведенная работа показала, что ИДПО ЧГПУ готов стать центром непрерывного повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников общего, дошкольного, дополнительного, специального (коррекционного), начального, среднего и высшего профессионального образования в регионе. Дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального развития, на наш взгляд, может идти по линии активизации социального партнерства с участием работодателей, государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Создание глобальных образовательных альянсов, территориальных образовательных кластеров и сетевое взаимодействие учреждений по реализации программ будет характеризовать состояние системы дополнительного профессионального образования в ближайшей перспективе.
Библиографический список
1. Возгова, З.В. Развитие системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников: монография/ З.В. Возгова. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 272 с.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
Мр://минобрнауки.рф/%Р0%В4%Р0%ВЕ%Р0%ВА%Р1%83%Р0%ВС% Р0%В5%Р0%ВР%Р1%82%Р1%8В/2966 (дата обращения: 20.07.13).
3. Никитина Е.Ю. Педагогические закономерности развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников [Текст] / Е.Ю. Никитина, З.В. Возгова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 11. - С.138-150.
4. Концептуальные основы разработки и внедрения многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации профессиональнопедагогических кадров [Текст]: моногр./В.В.Латюшин, В.В.Базелюк, Р.С.Димухаметов, Л.И.Дудина. - Челябинск: ООО «Издательство РЕК-ПОЛ», 2009. - 189 с.
5. Мосичева, И.А. Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения [Текст] / И.А. Мосичева, В.П. Шестак, В.Н. Гуров. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. - 323 с.
6. Проект Государственной программы РФ «Развитие образования» на 20132020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=22&sid=25968(дата обращения: 1.03.13).
Bibliography
1. Conceptual Bases for Development and Implementation of the Multi-Level Lifelong Professional Development System of Professional Personnel [Text]: Monograph / V.V.Latyushin, V.V.Bazelyuk, R.S.Dimukhametov, L.I.Dudina.
- Chelyabinsk: “REKPOL” Publishing House, 2009. - 189 p.
2. Mosicheva, I.A. Higher School and Complimentary Professional Education: Problems and Solutions [Text] / I.A. Mosicheva, V.P Shestak, V.N. Gurov. -Stavropol: Publishing House of SSU, 2007. - 323 p.
3. Nikitina E.Yu. Pedagogical Regularities of Life-long Professional Development System of Scientific-and-Pedagogical Staff [Text] / E.Yu. Nikitina, Z.V. Vozgova // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2012. - №
11. - P.138-150.
4. Project of the Russian Federation State Programme “Development of Education” for 2013-2020 [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=22&sid=25968 (11.03.13).
5. The State Program of the Russian Federation "Development of Science and Technology" for 2013-2020 [Electronic Resource]. - Access Mode:
http://MHHo6pHavKH.pfr/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC% D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2966 (Application Date: 20.07.13).
6. Vozgova, Z.V. Development of the System of the Lifelong Advanced Training of Scientific and Teaching Staff [Text]: Monograph / Z. V. Vozgova. - Moscow: VLADOS Humanitatian Publishing Center, 2012. - 272 p.