УДК 369.7 Н.Г. Лагойда
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДЕТСКИХ ДЕРЕВЕНЬ КАК НОВОЙ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В статье проводится анализ системы детских деревень как новой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Рассматриваются преимущества, основные принципы, главные составляющие концепции воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуемые в детской деревне. Приводятся данные о социальной эффективности детских деревень. Обобщен и проанализирован опыт деятельности детской деревни семейного типа в пос. Залари Иркутской области.
Ключевые слова: детская деревня семейного типа, формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, принципы воспитания детей-сирот
N.G. Lagoyda development of the system of children villages as a new form of organization of arrangement of children without parental care
The article analyzes the system of children villages, as a new form of organization of children without parental care. The basic principles, main components of the concept of education of orphans and children without parental care, which where implemented in the children village, are presented. There are data considering social efficiency of children villages. The experience of the family type of children village in Irkutsk region, Zalari village is summarized and analyzed.
Key words: children villages, form of organization of arrangement of children without parental care, basic principles of education of orphans and children without parental care.
Во многих публикациях последних лет отмечается резкое снижение воспитательного потенциала и ухудшение нравственно-психологического климата в семейной сфере [1]. Нарастание процессов деформации семьи привело к искажению детско-родительских отношений, возникновению феномена отчуждения родителей от детей и наоборот. Кризисное состояние семьи повлекло за собой резкое увеличение количества сирот при живых родителях, так называемых социальных сирот, детей вне семьи.
В связи со сказанным проблема воспитания и жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет особую актуальность, острота которой обусловлена не только непрерывным ростом числа детей, поступающих под опеку государства, но и неэффективным функционированием существующей государственной интернатной системы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Альтернативой видится приемная семья. Наверное, это лучший вариант для ребенка-сироты, хотя и не единственный. Слишком угрожающие размеры приняло в России сиротство при живых родителях, вот почему столь пристальное внимание стало уделяться детским деревням семейного типа.
Детские деревни семейного типа как форма воспитания детей-сирот в условиях, приближенных к семейным, обеспечивает детям-сиротам право жить и воспитываться в семье, позволяет
предотвратить депривацию и социальную дезадаптацию, возникающую при длительном пребывании в интернатных учреждениях, обеспечивает им возможность сформировать привязанность и социально-психологические навыки, необходимые для создания собственной семьи и воспитания детей, предотвращая тем самым вторичное сиротство.
Выполняя весь комплекс крестьянских работ, воспитанники деревни познают истинную цену и ценность труда, у них формируется позитивная мотивация к трудовой деятельности, осознание ее как жизненно важной доминанты и основного средства обеспечения достойной жизни. На смену социальному инфантилизму и иждивенчеству приходят бережливость, рачительность, трудолюбие. Все это, безусловно, пригодится им при переходе к самостоятельной жизни.
Детская деревня - не решение всего комплекса проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но для того контингента воспитанников, на который она рассчитана, это один из наиболее лучших способов их подготовки к самостоятельной жизни. А то, что воспитание детей-сирот в условиях детской деревни действительно способствует их успешной социализации и подготовленности к самостоятельной жизни в сравнении с воспитанием в интернатных учреждениях, нашло свое подтверждение в ходе проведенного социологического исследования.
Детские деревни - это форма долгосрочного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях максимально приближенных к семейным. В настоящее время наиболее распространенной и известной формой детской деревни являются SOS-деревни (Societas sociales - «социальное общество»).
Необходимо отметить, что детская деревня семейного типа как одна из форм воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, в федеральном законодательстве нашей страны нигде не закреплена. Существуют лишь законопроекты субъектов Российской Федерации, тех субъектов, на территории которых существуют детские деревни. Тогда как во многих странах деятельность таких деревень утверждена соответствующим законом на уровне государства, в частности, в Республике Казахстан действует закон республики № 113-II «О детских деревнях семейного типа и Домах юношества» от 13 декабря 2000 г., в Республике Беларусь - постановление Министерства образования от 12 мая 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о Детской деревне (городке)» и т.п. Отсутствие же подобного закона в России создает определенные трудности в становлении и развитии данной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Идея создания детского дома нового типа по образу семьи, принципиально отличающегося от обычных детских домов, принадлежит австрийскому педагогу Герману Гмайнеру. Первую детскую деревню Гмайнер построил в 1949 г. в тирольском местечке имст на пожертвования своих сограждан. Вслед за Австрией семейные детские деревни появились в Германии, потом и в других странах. Сегодня детские деревни существуют в 132 странах мира, в том числе в Армении, Грузии, Азербайджане, Казахстане, Беларуси, странах Балтии и т.д. В настоящее время общее количество SOS-деревень в мире составляет 442.
Во всем мире в основе деятельности SOS-деревень лежат 4 принципа, сформулированных основателем детских деревень Германом Гмайне-ром:
1. Мать - у каждого ребенка есть заботящийся о нем человек.
Быть мамой детской деревни (SOS) означает быть не просто воспитательницей, SOS-мама делит свою жизнь с вверенными ей детьми. Она живет одной жизнью с детьми, давая им эмоциональную защищенность и возможность развивать новые и прочные отношения внутри семьи, в ко-
торой царит любовь. Одновременно SOS-мама профессионально работает в области опеки и воспитания детей при поддержке других сотрудников деревни на благо детей.
SOS-мама является главой SOS-семьи и непосредственно отвечает за воспитание и развитие каждого ребенка. она прививает детям самостоятельность и независимость, руководит процессом принятия решений ими, при необходимости пользуется экспертной поддержкой со стороны других сотрудников деревни. Матери-воспитательницы в большинстве случаев не имеют специального педагогического образования, решающими при приеме на работу являются чисто человеческие качества, развитые материнские чувства и мотивация к работе. Вместе с тем знание определенных, хотя бы начальных, основ педагогики и возрастной психологии, наличие навыков и умений практической работы с детьми необходимо SOS-мамам для успешного выполнения своих обязанностей. Для каждой SOS-мамы обязательным является обучение по базовой психолого-педагогической программе детской деревни (SOS).
Подготовка SOS-мамы состоит из трехмесячного теоретического курса обучения в области педагогики и воспитания детей, а также практического обучения на рабочем месте в течение 21-го месяца. В дальнейшем SOS-мамы постоянно обучаются в период всей работы, участвуют в тренингах, семинарах, круглых столах, на которых встречаются коллеги со всех детских деревень (SOS) России.
2. Братья и сестры - отношения в SOS-семье складываются естественным образом.
Девочки и мальчики разных возрастов живут вместе как братья и сестры. При этом родные братья и сестры всегда растут в одной SOS-семье, для ребят из многодетных семей - это единственная возможность сохранить кровные связи с близкими: шансов на единовременное усыновление или опекунство у них практически нет, а государственная система предполагает проживание в одном детском доме ребят одной возрастной группы.
3. Дом - каждая семья создает свой дом.
Дом - одно из самых дорогих мест в жизни
каждого из нас. И по настоящему может быть счастлив тот ребенок, который постоянно ощущает тепло и заботу домашних, знает, что такое семейные традиции и хлопоты. Дом становится родным очагом для всей семьи со своей особой атмосферой и ритмом жизни. Под его крышей
дети чувствуют себя нужными, защищенными. они растут и учатся вместе, распределяют между собой обязанности, делят радости и печали повседневной жизни.
4. Деревня - SOS-семьи являются частью общества.
SOS-семьи живут рядом, вместе образуя детскую деревню - своеобразное сообщество, специфическую педагогическую среду, в которой создана атмосфера взаимной поддержки. Семьи делятся опытом и в случае необходимости помогают друг другу. С помощью семьи, деревни и общества каждый ребенок учится активно участвовать в жизни. Это такой своеобразный мостик в окружающий мир, обеспечивающий надежную адаптацию детей в обществе. Деревня не изолирована от окружающего мира, ребят взаперти никто не держит, все режимные моменты исключены. Дети ходят в обычные школы, детские сады, кружки и спортивные секции, музыкальные школы, а когда болеют, посещают вместе с SOS-мамой участкового врача. их общение со сверстниками не ограничивается, детская деревня открыта для друзей [1, с. 88].
В детские деревни (SOS) определяются дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, не имеющие родственников, которые могли бы им обеспечить их долгосрочную опеку в своей семье. Обычно принимаются дети младше десяти лет, детей старше определяют, если они поступают вместе со своими младшими родными братьями и сестрами. Дети с небольшими отклонениями в умственном или физическом развитии принимаются в том случае, если в детской деревне (SOS) есть возможность оказывать им необходимую помощь и поддержку.
Для того, чтобы в детскую деревню (SOS) были приняты дети, проводится серьезная предварительная работа, и приоритет отдается тем, для кого воспитание в деревне принесет наибольшую пользу. В процесс принятия ребенка включены сотрудники детской деревни (директор, социальный педагог, психолог) и государственный социальный работник как равноправный партнер-консультант. Окончательное решение о принятии ребенка после сбора и анализа всей имеющейся информации принимает SOS-мама [2, с. 13].
В каждой SOS-семье живут 6-8 детей, мальчиков и девочек разного возраста. Детская деревня состоит из 10-12 семейных домов. Каждая семья живет в отдельном доме. Руководство детской деревней осуществляет директор, вместе со своей
семьей он живет в деревне, словом и делом оказывая мамам помощь и поддержку. У SOS-мам есть помощницы, их называют «тетями», в случае необходимости (болезнь мамы, отпуск и т.п.) тетя заменяет маму, она также оказывает некоторую помощь в ведении хозяйства. Среди сотрудников детской деревни есть такие специалисты, как педагог, психолог и педагог-организатор. Кроме того, в деревне работает административно-технический персонал (бухгалтер, секретарь, мастер, водитель, служащий охраны). Максимальный штат детской деревни 28-30 человек [3, с. 32].
Естественным продолжением и развитием жизни детей каждой детской деревни является их переход в возрасте 15 лет в структурное подразделение SOS - Дом молодежи. В России сегодня работают 7 домов молодежи: три дома Молодежи в Москве и Московской области, два в Орле и два в Санкт-Петербурге.
В нашей стране детские деревни живут в основном за счет средств «SOS-Киндердорф Ин-тернациональ». Все средства поступают на счет российского комитета «SOS-детские деревни», утверждается бюджет на год, все строго расписано по статьям, отчетность обязательна (на жизнь семье выделяется фиксированная сумма, деньгами семья распоряжается самостоятельно, предоставляя в конце месяца отчет). Также по законодательству государство выплачивает детям пособия. Кроме того, детским деревням помогают их «друзья», так называют тех людей, кто берет на себя обязательство перечислять на счет той или иной деревни определенную, небольшую сумму один раз в квартал. Этот принцип «просить у многих немногое» предложен Г. Гмайнером. В свое время вот так, по шиллингу, были собраны деньги на строительство первой австрийской деревни.
Г. Гмайнером был продуман и механизм обратной связи деревни со своими благотворителями. Ежеквартально администрация деревень пишет всем своим друзьям письма, в которых рассказывает о последних новостях деревни, которой они помогают, и выражает им благодарность.
Большое внимание в SOS-организациях уделяется работе над проблемой иждивенческого отношения воспитанников к оказываемой им помощи.
Формирование самостоятельности и независимости воспитанников детской деревни начинается с момента их поступления в SOS-семью. На уровне SOS-семьи дети имеют обязанности, которые возрастают по мере их взросления - от
выполнения простых поручений до помощи SOS-маме в ведении домашнего хозяйства и воспитании братьев и сестер. Дети дают каждый месяц письменный отчет об использовании выданных им денег, учатся экономить (ежемесячно воспитанники информируются о сумме неиспользованных ими денег, которые накапливаются на их индивидуальном счете).
Формирование навыков самоуправления осуществляется через совет детей, который занимается вопросами организации свободного времени, помощи по благоустройству деревни, поддержки пожилых людей и волонтерской помощи в больницах.
Основной проблемой российских детских деревень является утеря в нашей стране тех традиций благотворительности, на основе которых создавались подобные деревни в Европе. Средства нужны и для работы самой деревни, и для молодежных домов, и для беспроцентных ссуд бывшим воспитанникам, начинающим самостоятельную жизнь. Разумеется, в Европе активно помогают детским деревням их преуспевающие воспитанники, но первая российская SOS-деревня начала работать только в 1996 г. и первые ее выпускники еще не успели заработать на серьезную собственную благотворительность. Во многих странах детские деревни перешли на полную самоокупаемость, т.е. им не требуется финансовая опека фонда «SOS-Киндердорф Интернациональ».
Как показывает мировой опыт деятельности детских деревень, их социальная эффективность оказалась очень высокой, значительно превосходящей таковую даже у самых лучших детских домов. Это связано с отработанной системой подготовки и тщательного отбора матерей - в Австрии из 100 кандидаток на эту должность матерьми в деревнях становятся лишь 4-5. Европейская статистика взрослой жизни выпускников детских деревень показывает, что подавляющее большинство из них создают собственные семьи и «довольны» жизнью.
И все же, несмотря на стройность модели детской деревни, у нее есть свои оппоненты. Как правило, их смущает то, что детей воспитывает незамужняя женщина. Конечно, ребенок должен расти в полной семье и лучше всего с родными папой и мамой или, по крайней мере, с близкими родственниками. В случае, когда ребенок оказался сиротой, вариант воспитания в полной приемной семье (усыновление, опека) предпочтительнее. Воспитание ребенка в детской деревне (SOS)
- это вариант, когда для ребенка данная форма воспитания оказывается оптимальной.
В детской деревне отцовские функции распределены между сотрудниками мужского пола: директором детской деревни, мастером деревни, педагогическим персоналом и школьными учителями. Особая роль отведена директору детской деревни, который является опекуном воспитанников, руководителем SOS-мам и проживает на территории деревни.
Плюсы такого воспроизведения роли мужчины в процессе воспитания и жизнедеятельности детской деревни (SOS) заключаются в следующем: 1) вместо множества прошедших педагогическую подготовку «отцов» на процесс воспитания может оказывать влияние профессиональный работник; 2) SOS-мать, которой нередко приходится сталкиваться с особо трудными детьми, опирается на квалифицированного консультанта, который помогает и поддерживает ее в воспитании детей. SOS-семья является управляемым и контролируемым местом воспитания детей; 3) взрослые во главе с директором детской деревни образуют сообщество воспитателей. Проблемы воспитания обсуждаются совместно, таким образом, SOS-мама не предоставлена сама себе. Директор детской деревни (SOS) в тесном сотрудничестве с психологом, советом деревни и педагогическим персоналом оказывает всестороннюю поддержку SOS-семьям; 4) находясь в постоянном контакте с SOS-семьями, директор детской деревни как носитель отцовского авторитета и надежный помощник заботится о том, чтобы в воспитательный процесс детской деревни постоянно внедрялись научные достижения педагогики и психологии. В воспитании детей-сирот также активно участвуют родственники SOS-мамы -дедушки, дяди, взрослые сыновья, которых навещает и у которых гостит во время отпуска SOS-мама со своими детьми, это во многом помогает воспитанникам детской деревни приблизиться к реальной модели семьи. Влияние биологических родителей, в частности отцов, всячески поддерживается и поощряется сотрудниками детской деревни (SOS). Учитывается прежде всего потребность самого ребенка в таких контактах, а также влияние этого общения на его развитие.
Преимущества данной формы жизнеустройства ребенка-сироты заключаются в том, что ребенок может назвать свою воспитательницу мамой, а такого же осиротевшего ребенка, живущего с ним под одной крышей, братом или сестрой; а
также в том, что он живет дома, учится в обычной общеобразовательной школе вместе с «домашними» детьми, занимается в кружках и студиях. Он может отправиться погулять, когда ему захочется и съесть то, что приготовила мама в любой момент, когда проголодается. При этом старшие обязательно помогают маме и на кухне, и по дому, и ухаживать за младшими. А мама помогает им справляться с уроками, почитает книжку или расскажет сказку на ночь.
Каждый ребенок должен расти в атмосфере любви, защищенности и уважения, иметь доступ к образованию и получать необходимую медицинскую помощь, именно эти принципы отстаивают детские деревни в своей деятельности.
К сожалению, подобного опыта жизнеустройства детей-сирот в Республике Бурятия нет, но есть желание перенять его. Так, в июне 2009 г. группа в составе представителей администрации Джидинского района, специалистов ГОУ «Джидинский межрайонный центр сопровождения замещающих семей», ГУ «Республиканское агентство по делам семьи и детей» и студентки 5 курса СПФ БГУ Трусовой Антонины выехала в детскую деревню в п. Залари Иркутской области для изучения данной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. На основе этой поездки был обобщен и проанализирован опыт деятельности детской деревни семейного типа в п. Залари.
Первые усадьбы деревни были заселены жильцами в конце 2000 г. Сегодня население этой деревни формируют 102 воспитанника в возрасте от 10 до 18 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, прибывших в центр из социальных учреждений области, расположенных в сельской местности. Ребята проживают в 19 пущенных в строй усадьбах сельского типа, включающих в себя жилой дом, комплекс надворных построек для хозяйственных нужд, содержания скота и птицы, приусадебный участок до 0,5 га, за каждой из них закреплен земельный надел площадью 14 га для организации производства зерновых и кормов. Таким образом, каждая усадьба представляет собой самостоятельный комплекс - крестьянское хозяйство. Вместе с воспитанниками проживают четыре воспитателя, являющихся штатными сотрудниками ОСРЦН.
В каждом доме и каждой семье по шесть детей, которые образуют социально-реабилитационную группу. При комплектовании состава групп учитываются такие параметры, как родственные и
территориальные связи, психологическая совместимость как между воспитанниками, так и между ними и воспитателями и соблюдение максимально широкого возрастного разброса. В результате этого каждая социально-реабилитационная группа представляет собой модель семьи, в которой дети приобретают тот социальный опыт с формированием соответствующих стереотипов поведения, который недоступен для них при условии проживания в большинстве учреждений социального обслуживания [4, с. 1-3].
К основным составляющим новой концепции воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуемой в этой деревне относятся следующие: 1) переход от вербального воздействия на несовершеннолетнего как основного социально-педагогического инструмента к управляемому воздействию специально сформированной средой его проживания; 2) смещение основного акцента в реализуемом воспитательном процессе на трудовую деятельность, главной целью которой является подготовка к труду как к основному источнику жизнесуществования в самостоятельной жизни через решение следующего комплекса задач: а) привитие стандартного набора трудовых навыков по самообслуживанию, домоводству и ведению приусадебного хозяйства; б) привитие знаний, умений и навыков по ведению сельскохозяйственного производства на уровне крестьянского (фермерского) хозяйства; в) организация начального профессионального образования по комплексу профессий (на сегодняшний день водитель, тракторист, автослесарь - для юношей, и портная, младшая медсестра, социальный работник - для девушек) с его последующим расширением и изменением; г) формирование позитивной мотивации к труду как к основной жизненной доминанте [5, с. 5-7].
Основу этой комплексной среды воспитательного воздействия составляют два практически равнозначных компонента - социальная ми-кро- и мезосреда, представленная в виде состава социально-реабилитационных групп и всего контингента воспитанников и воспитателей детской деревни, и бытовая среда в виде домов, усадебных комплексов и всего поселения в целом.
Весь смысл идеи создания детской деревни состоит в том, чтобы переместить детей, оставшихся без родительского попечения, в среду обитания, максимально приближенную к нормальной по основным параметрам. При этом автоматически решается целый комплекс задач: 1) устройство
подростка в замещающую семью, проживающую в обычной домашней обстановке, позволяет вырабатывать у него навыки нормальных семейных отношений, решает проблему формирования гендерной роли, обеспечивает благоприятную эмоциональную микросреду обитания; 2) являясь полноправным членом пусть и искусственно созданной семьи, ведущей самостоятельное домашнее хозяйство, подросток обретает и ряд обязанностей. Эти обязательства он выполняет не по принуждению старшего (педагога, социального работника и т.д.), а под давлением среды обитания, которую он невольно воспринимает как объективную силу, но не чью-то волю. В то же время в абсолютном большинстве случаев с этой средой у воспитанника не возникает конфликтов, а, если возникают, то конфликтное поведение ребенка быстро корригируется. Также быстро у воспитанника, помещенного в такую среду, формируется ощущение «своего дома», которого многие из них не имели или были лишены в относительно далеком прошлом.
Очень важным моментом является создание в данной ситуации условий для формирования основ экономической культуры. Прибывая в государственных интернатных учреждениях, подростки хорошо знают цену пачки сигарет, но не имеют представления о цене булки хлеба, пары носок, а главное - лишены малейшего понимания цены труда и своих реальных возможностей на рынке труда, питая иллюзии как по части размеров своих будущих заработков, так и способов их достижения. Работая в приютах, занимаясь производительным трудом в подсобных хозяйствах, дети находятся в ситуации, когда их труд, вернее его результаты, не персонифицированы. В детской же деревне они видят результаты своего труда в реальном проявлении - на своем столе, в виде DVD-плеера, купленного за счет продажи выращенного поросенка и т.п.
Также важным моментом представляется то, что постепенно, через овеществление своего труда в его продукте, идущем на собственное потребление, подросток начинает осознавать необходимость и целесообразность как отдельных трудовых операций, так и через их взаимозависимость и взаимообусловленность - труда в целом.
Однако в деятельности деревни существуют некоторые проблемы, одна из самых значимых -проблема организации самостоятельной жизнедеятельности выпускников. Проследить дальнейший жизненный путь вчерашнего воспитанника деревни очень сложно из-за отсутствия на это
специально выделяемых сил и средств. Работа по этому направлению в детской деревне ведется, поскольку есть четкое понимание того, что это единственный способ получения объективной оценки результативности деятельности учреждения. Проводится сбор и анализ информации о выпускниках деревни, который показывает относительную благополучность их дальнейшей жизни. Планируется также внедрение новых форм работы по решению данной проблемы, одной из них является проект создания на территории детской деревни третьей очереди, предназначенной для заселения отдельными ее выпускниками. [4, с. 4-17].
В качестве оценки деятельности детской деревни п. Залари Иркутской области приведем следующие результаты:
1. За все годы существования детской деревни не отмечено нарушений санитарногигиенического режима проживания и содержания воспитанников, ни одного случая массовых эпидемических заболеваний, пищевых интоксикаций и т.п.
2. За весь период деятельности комплекса не было случаев детского травматизма. Следует особо подчеркнуть, что условия проживания воспитанников в детской деревне отягощены повышенными рисками, связанными с большим объемом и видами выполняемых работ.
3. Проживание воспитанников в условиях детской деревни объективно предполагает предоставление для них большой свободы передвижения. Вместе с этим количество самовольных уходов несовершеннолетних после прохождения ими адаптационного периода крайне незначительно.
4. Постоянный мониторинг состояния психоэмоциональной сферы воспитанников свидетельствует, в частности, о быстром переходе от физической агрессии к вербальной с последующим резким ее снижением.
5. От 50 до 80% (в последние пять лет) выпускников деревни поступают в ПУ и колледжи для получения профессионального образования. При этом выбор мест обучения с каждым годом все больше определяется профессиональной мотивацией, а не доступностью получения образования и др. критериями. В текущем году 7 выпускников детской деревни решили поступить в вузы, будучи для этого достаточно подготовленными [5, с. 19].
В заключение можно отметить, что в условиях детской деревни семейного типа задачи социализации и подготовленности воспитанников
к самостоятельной жизни решаются достаточно успешно. И поэтому развитие данной формы жизнеустройства детей-сирот имеет большие перспективы.
Литература
1. Митяев Л.М. Детская деревня SOS - новая форма детского дома семейного типа // Социальная педагогика. - 2003. - №3. - С.88.
2. Зорина Т.С. Детские деревни - SOS: негосударственные детские дома с семейным типом воспитания // Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 13.
3. Жуковская Н.А. Деревня, где всегда тепло: детская деревня SOS в подмосковном Томилино // Соци-
альная защита. - 2003. - №3. - С. 32.
4. Бердников М.А., Иванова Е.П. Проблемы организации единого реабилитационного пространства в рамках одного учреждения. - Залари: ОГУСО СРЦН, 2006. - С. 4-І7.
З. Бердников М.А. Социально-трудовая реабилитация несовершеннолетних в условиях семейного воспитательного комплекса. - Залари: ОГУСО СРЦН, 2007. - С. І9.
6. Бердников М.А., Иванова Е.П., Сидорова Л.Ф., Синчук Н.И. Основные направления деятельности СВК «Молодежный» (нос. Залари Иркутской области). - Залари: ОГУСО СРЦН, 2006. - С. І-З.
Лагойда Наталья Григорьевна - кандидат философских наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ).
Lagoyda Natalia Grigorievna - candidate of philosophical sciences, docent of department of the theory of the social work of the Buryat State University (Ulan-Ude).
УДК 304 Б.Н. Бубеева
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ОБщЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
по поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов
Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы в современных условиях является поддержка семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье рассматриваются формы поддержки таких семей государственными и общественными организациями.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, социальная политика, семейная политика, государственная деятельность, общественные организации.
B.N. Bubeeva
activity of state and social organizations in support of families, bringing up disabled children
The support offamilies bringing up a child with limited abilities is one of the most urgent problems of social work in modern conditions. This article reveals the ways of support of such families by state and social organizations.
Key words: children with limited abilities of health (disabled children), social policy, family policy, state activity, social organizations.
Дети с ограниченными возможностями развития образуют особую социальнодемографическую группу. Их объединяют общие запросы, потребности и интересы, реализация которых позволяет им наиболее полно интегрироваться в общественную жизнь.
В современных условиях ВОЗ определяет понятие «инвалидность» следующим образом:
- любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции;
- ограниченность или отсутствие способности выполнять функции в соответствие с принятыми в обществе стандартными представлениями об их выполнении;
- затруднения, вытекающие из-за указанных выше недостатков, которые полностью или частично мешают человеку выполнять какую-либо роль.
В данном определении сделан акцент на медицинском понимании инвалидности. Социальный же аспект предполагает акцент на барьеры, которые воздвигает само общество между инвалидами и здоровыми людьми.
В законодательстве Российской Федерации инвалидность у детей определяется как значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля над собственным поведением, а также спо-