УДК 378 : 541.18 Хекало Татьяна Валентиновна
кандидат химических наук, доцент кафедры химии Дальневосточного государственного медицинского университета dom-hors@mail.ru
РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗКОЛЛОИДНОЙ ХИМИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ:
ПЕРЕХОД К ТЕОРИИ НЕЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕНДЕНЦИЙ ПОСТМОДЕРНИЗМА
Khekalo Tatiana Valentinovna
Cand. Sci. (Chemistry), Assistant Professor of the Chemistry Department, Far Eastern State Medical University dom-hors@mail.ru
DEVELOPMENT OF SYSTEM APPROACH TO PHYSICAL AND COLLOID CHEMISTRY TEACHING AT A MEDICAL UNIVERSITY: PROCEEDING TO NONLINEAR SYSTEMS THEORY WITH THE USE OF POSTMODERNISM TRENDS
Аннотация:
В статье анализируется теоретические положения теории нелинейных систем в естественнонаучной и гуманитарных областях современного научного знания. Введение в курс физколло-идной химии элементов новых «нелинейных» дисциплин должно формировать у студентов «нелинейное мышление».
Ключевые слова:
теория нелинейных систем, постмодернизм, физколлоидная химия, медицинский вуз, междисциплинарные связи, «нелинейное мышление», научная работа студентов.
Summary:
The article analyses theoretic propositions of nonlinear systems theory in Natural Sciences and Humanities of modern scientific knowledge. Bringing elements of new “nonlinear” disciplines into physical and colloid chemistry subject should form students’ “nonlinear” thinking.
Keywords:
nonlinear systems theory, postmodernism, physical and colloid chemistry, medical university, interdisciplinary relations, ‘nonlinear thinking’, students’ research work.
В настоящие время получение высшего образовании, переход к всеобщему высшему образованию становится законом развития стран. Постоянное обновление знаний каждым человеком, реализация современного лозунга «образование в течение всей жизни» является основой успешного развития общества и государства. Устойчивой тенденцией стала университети-зация высшей школы, как распространение влияния университетской культуры и традиций на всю систему высшего образования. Университетизация, фундаментализация вузовского образования означает:
1) создание такой системы и структуры образования, приоритетом которых являются не прагматические, узкоспециализированные знания-описания, а гуманистически ориентированные знания-инструменты, формирующие у студента целостную картину мира;
2) фундаментальное образование, являясь средством формирования научной компетентности, направлено на постижение глубинных характеристик объектов и процессов целостного мира, а также системообразующих представлений;
3) фундаментальное образование ориентировано на освоение личностью целостной культурной среды, частью которой является научное знание. Научное знание, в свою очередь, состоит из двух взаимодополняющих компонентов: естественнонаучного и гуманитарного.
Существует общенаучная теория, цель которой - создать модели, которые носили бы универсальный характер в отношении различных дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. Это хорошо известная общая теория систем [1, с. 493; 2, с. 386]. Это специальнонаучная и логико-методологическая концепция исследования объектов, являющихся системами. Общая теория систем тесно связана с системным подходом и является конкретизацией его принципов и методов. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской деятельности. Это один из способов описания и объяснения природы анализируемых естественных или искусственно создаваемых объектов. Системный подход широко применялся при исследовании сложных развивающихся объектов -многоуровневых, иерархических, как правило, самоорганизующихся объектов биологических, психологических, социальных систем.
В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, как система. Система - это совокупность взаимодействующих элементов и отношение между ними. Такие отношения включают как структуру, так и функцию. Структура относится к организации элементов, она изменяется с течением времени [3, с. 904]. В системном исследовании основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с окружающей средой. Особое значение в системном подходе придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемого объекта. Важно еще и то, что объекты в теории систем не безразличны к процессу их исследования и во многих случаях могут оказывать существенное воздействие на него [4, с. 514]. Приложения теории систем оказались самыми успешными в междисциплинарных областях знаний.
На рубеже ХХ-Х1Х вв. в современной науке и культуре появилась теория нелинейных динамик, или теория нелинейных систем. Она является закономерным результатом развития общей теории систем. Сегодня в фокусе внимания как естественных, так и гуманитарных наук находится идея нелинейности [5, с. 672-674]. Нелинейными являются процессы, в процедурно-сти которых реализуется феномен версификации (ветвления) перспективных траекторий эволюции. В современном естествознании лидером в изучении нелинейных процессов является синергетика. В гуманитарной сфере теоретические построения, предлагаемые философией постмодернизма, можно рассматривать как концептуальные модели нелинейных динамик. Таким образом, методологические, парадигмальные основания и конкретные теоретические постулаты, теории нелинейных систем разрабатывается одновременно и в естественнонаучной, и в гуманитарной областях современного научного знания.
В настоящее время принято говорить о «постмодернистском состоянии», для которого характерны следующие черты [6, с. 441-442]:
1) открытость, отсутствие жестких иерархий, ассиметричных оппозиционных пар, например, высокое - низкое, реальное - воображаемое, субъект - объект, целое - часть, внутреннее -внешнее, поверхность - глубина и т.д.;
2) велика роль описательного плана как характеристики вновь возникшей реальности. Целостная реальность ускользает от слов и отрицается постмодернизмом. Признаются только описания. Эти описания конституируются как единственная реальность;
3) нет иерархии глубин, иерархии значительного и ничтожного
4) признается объективная невозможность зафиксировать наличие жестких, самозамкну-тых систем, будь то в сфере экономики, политики или искусстве, или науки;
5) исчезает грань между прежде самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания - между «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и «китчем»;
6) произведение «автора» (или художника) никогда не является первичным, оно существует как сеть аллюзий (намеков, подмигиваний) на чужие произведения;
7) «творчество» заменяется на компиляцию и цитирование, оригинальное произведение заменяется на «коллаж»;
8) дистанцирование от оппозиций «разрушение - созидание», «серьезность - игра».
Итак, постмодернизм - основное направление современной философии, искусства и
науки. Он объективно знаменует собой новый этап в развитии общества, культуры и форм научного познания. Постмодернизм так или иначе отражает изменение психологической организации и потребностей современного человека, в особенности молодого человека. Как известно, связь с философией - непременное условие развития педагогической мысли. С другой стороны, в любом педагогическом исследовании обязательно следует учитывать психологические характеристики объекта педагогических воздействий студента [7, с. 170]. Отсюда вытекает необходимость для педагогики высшей школы отразить ведущие тенденции развития постмодернистского общества, а также особенности психического склада, проблемы и потребности его представителей. Эта задача предполагает новые направления, иные способы и формы педагогической деятельности.
Модернизацию высшего медицинского фармацевтического образования в России, задачу подготовки высококвалифицированных специалистов невозможно решить без усовершенствования всей системы обучения физической и коллоидной химии (ФКХ). Сейчас, в начале XXI в., физическая химия вместе с квантовой химией, считается теоретической базой всех химических дисциплин. Физическая и коллоидная химия - фундаментальные науки. Курс ФКХ в вузовском медицинском и фармацевтическом образовании завершает цикл как общеобразовательных, так и химических наук. ФКХ - самые многогранные и сложные науки в химическом образовании, они приближают химию к точным наукам, к физике и математике, и поэтому очень трудны как
для преподавания, так и для изучения. Автор считает, что укрепление междисциплинарных связей ФКХ со всеми предметами, изучаемыми в высшей школе, остается важнейшим способом обучения. До сих пор смежными дисциплинами ФКХ в медицинском вузе считались математика, биофизика, общая и неорганическая химия. Настало время дополнить традиционный список математической физикой, химической физикой и фрактальной геометрией. Именно эти науки, появившиеся относительно недавно на стыке классических наук, представляют собой естественно-научный вектор развития теории нелинейных динамик в современной культуре. Тем, которые бы связывали основные положения этих и «экзотических» для медицинского вуза дисциплин, в программе дисциплины ФКХ нет, но автор считает актуальным ввести эти дисциплины в курс обучения. Во-первых, явления, изучаемые этими «новыми» для медицинского вуза дисциплинами - периодические процессы, нелинейные системы - являются фундаментальными свойствами живой и неживой природы. Программы дисциплин, как известно, обычно не успевают за требованиями времени, а потому всегда нуждаются в корректировках. Во-вторых, введение в курс ФКХ элементов новых дисциплин ведет к использованию новых методов и средств обучения. А так как эти дисциплины изучают нелинейные системы, то у обучаемых должно сформироваться новое, «нелинейное» мировидение, «нелинейное мышление». А формирование нелинейного мировидения, как было показано, сегодня находится в фокусе внимания и в естественнонаучной, и в гуманитарной сфере. Кроме того, так как теория нелинейных систем и постмодернистские тенденции в культуре конгруэнтны, то это должно привести к следующим результатам:
1) повышение интереса студентов к изучению ФКХ;
2) усиление философского аспекта в образовательном процессе, установление междисциплинарных связей ФКХ с неклассической, современной философией;
3) создание оригинального, современного курса ФКХ для медицинского университета на основании новых, «нетрадиционных» междисциплинарных связей;
4) разработка учебно-методического комплекса курса ФКХ, включающего теоретический, лабораторно-практический, контрольно-оценочный блоки, различные дидактические средства, что позволит разнообразить формы работы со студентами на лекционных и лабораторнопрактических занятиях.
Это большая работа только начата. В течение трех лет она была опробована на кафедре химии в виде научно-исследовательских работ студентов 1-4 курсов фармацевтического факультета Дальневосточного государственного медицинского университета. Студенты выступали с докладами на студенческих научных конференциях вузов города Хабаровска и города Красноярска, заняли призовые места, были награждены дипломами лауреатов за победу в номинации «За актуальность и практическую значимость исследования». Результаты научноисследовательских работ студентов использованы для создания четырех лабораторнопрактических работ, являющихся основой нового лабораторного практикума по ФКХ. Объектами изучения этих новых лабораторных работ являются типичные нелинейные системы: периодические реакции в студнях и фракталы дендритов металлов в студнях.
Ссылки:
1. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб., 2003.
2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 2001.
3. Психологическая энциклопедия.
4. Философский словарь.
5. Новейший философский словарь. Минск, 2001.
6. Философский словарь.
7. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. М., 2006.
References (transliterated):
1. Psikhologicheskaya entsiklopediya / ed. by R. Korsini, A. Auerbakh. SPb., 2003.
2. Filosofskiy slovar' / ed. by I.T. Frolova. M., 2001.
3. Psikhologicheskaya entsiklopediya.
4. Filosofskiy slovar'.
5. Noveyshiy filosofskiy slovar'. Minsk, 2001.
6. Filosofskiy slovar'.
7. Kraevskiy V.V. Metodologiya pedagogiki: noviy etap / V.V. Kraevskiy, E.V. Berezhnova. M., 2006.