УДК 338.46
Е.Г. Карпова
РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ КРУПНОГО ТУРИСТСКОГО ЦЕНТРА: ПРОБЛЕМАТИКА КЛАСТЕРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Современный этап мировой экономики характеризуется повышением значимости сферы услуг, одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся секторов которой является туризм. По данным Всемирной туристской организации туризму как сфере экономической деятельности свойственны такие отличительные черты, как высокодоходность и динамичность развития и на национальном и на региональном уровне. Несмотря на это, туризм до сих пор остается одной из менее изученных сфер деятельности в мировой экономике. Можно выделить две важные задачи, актуальные для решения в ближайшем будущем.
Во-первых, туризм включает сегменты различных отраслей экономики, предоставляющие отдельные туристские услуги. Следовательно, актуальной является задача поиска новых способов эффективной кооперации представителей туристского бизнеса в целях производства и оказания качественных туристских услуг.
Во-вторых, тенденции глобализации экономики в целом, в том числе рынка туристских услуг, и усиления международной конкуренции обусловили необходимость поиска новых методов повышения конкурентоспособности туристских дестинаций и стран в целом.
Решение данных вопросов наиболее актуально в крупных туристских центрах (КТЦ). Такой центр представляет собой, на наш взгляд, крупный город, обладающий туристско-рекреационными ресурсами и соответствующей инфраструктурой для обслуживания туристских потоков. В России наибольшей популярностью у туристов пользуются такие КТЦ, как Москва и Санкт-Петербург. В КТЦ сосредоточено не только большое количество разнообразных достопримечательностей, но также достаточно развита туристская инфраструктура. Следовательно,
именно КТЦ должны стать отправными точками роста российского туризма. Кроме того, применение различных инновационных способов организации сферы туристских услуг в КТЦ позволит распространить наиболее успешные практики на другие, менее развитые, туристские дестинации.
Данные статистики, а также современные тенденции свидетельствуют об изменении роли крупных городов в сфере туристских услуг. В ХХ1 в. города рассматриваются не только в качестве источника туристских потоков, но и как основные точки притяжения для туристов. По данным статистики [1], в 2010 г. на долю ста ведущих городов мира пришлось 38 % от общего числа международных туристских прибытий, что составляет около 360 млн туристов. Динамика туристских потоков в «Топ 100 городов мира» в период с 2006 по 2010 г. представлена на рис. 1. Рост туристских потоков в крупные города мира с 2006 до 2010 г. составил более 33 %.
Млн чел. 400
300 200 100 0
2006
2007
2008
2009
2010
Рис. 1. Динамика туристских потоков в «Топ 100 городов мира» за 2006-2010 гг. [1]
Сегодня нет единого подхода к определению признаков, с помощью которых можно было бы отнести туристский центр к категории «крупный». Наиболее распространен подход, основанный на определении численности населения
рассматриваемого города, т. е. туристского центра, однако он не отражает степени развития сферы туристских услуг. На наш взгляд, целесообразно применять комплексный подход к классификации туристских центров, основанный на определении степени значимости сферы туристских услуг для экономики рассматриваемого города. Предлагаем выделять следующие классификационные признаки для данной оценки: количество туристских потоков, вклад туризма в ВРП, расходы одного туриста в день, количество и пропускная способность аттракторов.
Использование данных признаков должно носить комплексный характер, так как, например, при равных туристских потоках различные туристские центры могут получать разный доход от туризма.
С одной стороны, развитие туризма способствует притоку денежных средств в бюджет КТЦ, стимулирует его социально-экономическое развитие, с другой - возрастает нагрузка на КТЦ, в том числе на культурно-исторические достопримечательности, туристскую и городскую инфраструктуру. Возникает сложность согласования интересов при использовании туристских ресурсов и инфраструктуры, возрастает уровень конкуренции среди КТЦ. Преодоление данных проблем возможно, на наш взгляд, путем применения кластерного подхода.
Кластеризация экономики означает, что на смену традиционной отраслевой форме организации экономики приходит принципиально новая - инновационная, основанная на использовании преимуществ специализации и кооперации. Впервые появившийся в США кластерный подход применялся преимущественно в промышленных и высокотехнологичных отраслях. Однако со временем международный опыт подтвердил его эффективность и в непроизводственных областях, в том числе в сфере туристских услуг.
Целесообразность применения кластерного подхода в сфере туристских услуг можно обосновать следующими факторами:
1. Специфика туристских услуг. Процессы производства, оказания и потребления туристских
услуг происходят одновременно и, следовательно, требуют взаимодействия всех их участников в рамках определенной территории. Географическая близость компаний и организаций, участвующих в производстве и реализации туристских услуг, не просто важна, а обязательна.
2. Необходимость кооперации и специализации при оказании туристских услуг. Компоненты туристской услуги как комплексного понятия производятся и оказываются специализированными предприятиями туризма. Помимо этого, сфера туристских услуг тесно связана с другими отраслями экономики, косвенно участвующими в процессе. Следовательно, кооперация и сотрудничество неотделимы от процесса производства и оказания туристских услуг.
3. Наличие туристских ресурсов. Туристские ресурсы, во-первых, составляют основу туристских услуг, во-вторых, право использования туристских ресурсов распределено между большим количеством участников в этой сфере. Благодаря использованию кластерного подхода, представляется возможным обеспечить эффективное и взаимосогласованное использование данных ресурсов с целью недопущения конфликтов интересов и минимизации негативного воздействия.
4. Взаимодополняемость. Взыскательность туристов повышается с каждым годом. Основу их требований составляет комплексная уникальная туристская услуга, создание которой возможно при эффективном взаимодействии и взаимодополняемости всех участников цепочки ценности.
5. Значительная доля малых и средних предприятий в туризме. Эти предприятия характеризуются гибкостью и нуждаются в координации в целях производства конечного туристского продукта.
Анализ понятийного аппарата показал наличие различных подходов к определению туристского кластера. Ф. Капоне определяет туристский кластер как «географическую концентрацию компаний и организаций, взаимосвязанных в туристской деятельности, которые включают поставщиков, сервисные службы, правительство, организации, университеты и конкурентов» [2].
М. Монфорт считает, что «туристский кластер -это комплексная группа различных элементов, включающая услуги, оказываемые туристскими компаниями или предприятиями (средства размещения, питания, туристские агентства, тематические парки и пр.); скопление взаимосвязанных компаний и отраслей; коммуникационная и транспортная инфраструктура, взаимодополняющие виды деятельности, поддерживающие услуги; природные ресурсы и институциональная политика» [3]. Данные определения туристского кластера базируются, главным образом, на выделении типов вовлекаемых сфер деятельности.
С. Гуна, принимая за основу определение М. Портера, считает, что туристский кластер -это «группа компаний и организаций, связанных с туристским продуктом или группой продуктов. Такие компании и организации сконцентрированы в пространстве и характеризуются наличием вертикальных (в рамках туристской продуктовой цепи) и горизонтальных отношений (включая торговых агентов, юридический и информационный обмен между схожими агентами, связанными с предложением туристских продуктов)» [4]. М. Бени под туристским кластером понимает «набор объектов туристской привлекательности, сконцентрированных в рамках ограниченной географической территории, которая располагает качественными средствами обслуживания и сервиса, характеризующихся совместной эффективностью, социальным и политическим единством» [5]. С. Гуна и М. Бени в своих подходах к определению понятия «туристский кластер» акцентируют внимание на единстве и кооперации между членами кластера.
Проанализировав вышеуказанные подходы, предлагаем определять туристский кластер как группу сконцентрированных в рамках ограниченной географической территории, обладающей значительными туристскими ресурсами и туристской инфраструктурой, взаимодействующих и взаимосвязанных компаний и организаций, участвующих в системе накопления стоимости, результатом которой являются создание и реализация качественных туристских услуг, конкурентоспособных на внешнем и внутреннем рынках.
В отличие от существующих, данное определение акцентирует внимание на наличии в рамках туристского кластера системы накопления стоимости, которая состоит из цепочек добавленной стоимости поставщиков, непосредственно самих компаний, каналов сбыта и покупателей, функционирующих в сфере туризма. Данное положение целесообразно использовать и при определении базовой структуры туристского кластера.
Рассматривая работу кластера с точки зрения совокупности бизнес-процессов, протекающих в кластере, можно установить взаимосвязи между процессами, а также более детально рассмотреть систему накопления стоимости (производственную цепочку) в кластере.
Актуальность применения процессного подхода в кластерной теории объясняется несколькими аспектами. Во-первых, как следует из ключевых свойств кластера, для него характерно наличие многочисленных взаимосвязанных видов деятельности, т. е. различных бизнес-процессов. Во-вторых, динамично развивающиеся кластеры включают системы накопления стоимости, состоящие из совокупности различных цепочек добавленной стоимости. В свою очередь, цепочки добавленной стоимости также можно разделить на отдельные процессы.
Предлагаем рассмотреть модель типового туристского кластера (рис. 2), построенную на основе изучения схем мировых туристических кластеров.
Как показано на рис. 2, модель туристского кластера включает следующие процессы: оказание комплексных туристских услуг; реализация комплексных туристских услуг; предоставление основных туристских услуг; оказание сопутствующих и дополнительных услуг туристам; оказание услуг/проведение работ, обеспечивающих основной процесс; производство и реализация туристских и сопутствующих товаров; производство средств производства и обеспечение объектов туристской инфраструктуры; подготовка трудовых ресурсов и реализация программ повышения квалификации; координация и стратегическое планирование.
Рис. 2. Модель туристского кластера на основе процессного подхода
Все участники туристского кластера объединены одной общей целью - производство комплексной туристской услуги. Именно этот процесс является ключевым в модели. Основные бизнес-процессы кластера можно рассматривать в качестве системы накопления стоимости в туризме, включающей цепочки добавленной стоимости каналов реализации туристских услуг, поставщиков транспортных услуг, средств коллективного размещения, предприятий питания, поставщиков экскурсионных и культурно-познавательных услуг.
В предложенной нами модели входным по отношению к основному является процесс реализации туристских услуг, который представляет собой цепочку каналов сбыта.
Выходной процесс данной модели относительно основного - поставка основных компонентов туристской услуги. Как следует из теории [6], поставщиками основных туристских услуг являются предприятия транспорта, питания, средства коллективного размещения и объекты туристского интереса (например, музеи, театры). С точки зрения теории М. Портера [7] предприятия, занятые в данном процессе, относятся к категории родственных отраслей / прямых поставщиков. Они составляют основу туристского кластера.
Остальные бизнес-процессы являются вспомогательными и не включены в систему накопления стоимости туристского кластера, однако оказывают влияние на ее работу.
Применение процессного подхода при построении модели туристского кластера, на наш взгляд, позволяет наиболее полно проанализировать все бизнес-процессы, протекающие на отдельных предприятиях и организациях, а также в кластере в целом. Данный подход открывает возможность для дальнейшего развития процесса кластеризации.
Можно выделить следующие основные этапы формирования туристских кластеров в КТЦ:
1. Общий анализ и обоснование целесообразности формирования туристского кластера. Прежде всего, формирование кластеров должно согласовываться с основными приоритетами развития КТЦ в целом.
2. Оценка потенциала кластеризации в сфере туризма КТЦ. Данную оценку необходимо проводить с помощью качественных и количественных показателей, характеризующих уровень кластеризации КТЦ в сфере туристских услуг. К качественным показателям можно отнести основные элементы ромба конкурентных преимуществ М. Портера (степень обеспеченности факторами производства, состояние
спроса, наличие родственных/поддерживающих отраслей, контекст стратегии фирмы). Для количественной оценки потенциала кластеризации ТЦ можно использовать коэффициенты локализации, специализации, душевого производства.
3. Разработка модели туристского кластера на основе процессного подхода.
4. Разработка организационно-экономического механизма взаимодействия в рамках туристского кластера, который определяет, каким образом происходит процесс координации и управления, а также как распределены функции между его элементами.
Формирование туристских кластеров позволит упростить процесс взаимодействия между представителями туристского бизнеса и власти в целях взаимосогласованного и бережного использования туристских ресурсов, а также эффективного развития туризма КТЦ. Учитывая особенности и специфику развития сферы туристских услуг в КТЦ, можно выделить следующие преимущества создания туристских кластеров в РФ:
1) согласованное, эффективное и рациональное использование туристских ресурсов КТЦ при минимизации негативного воздействия на них благодаря взаимодействию представителей туристского бизнеса, власти, благотворительных фондов и некоммерческих организаций;
2) перераспределение туристских потоков в течение года в целях сглаживания фактора сезонности и снижения нагрузки на туристские ресурсы КТЦ. Благодаря использованию преимуществ кооперации в рамках кластера возможна разработка мер по решению проблемы перераспределения туристских потоков;
3) осуществление целевых инвестиций в рамках общей стратегии развития туризма КТЦ. Во-первых, в рамках кластера его участники получают ряд преференций и гарантий со стороны государства. Во-вторых, благодаря наличию общей стратегии развития туризма инвестиции носят комплексный и целенаправленный, а не точечный характер. В-третьих, кластер
обеспечивает благотворные условия для реализации механизмов государственно-частного партнерства в туризме;
4) соответствие качества туристских услуг растущим требованиям туристов благодаря возможности выстраивания эффективной системы накопления стоимости. Путем согласованной комбинации цепочек ценности участников кластера, находящихся в зависимости друг от друга, формируется комплексная туристская услуга однородного качества;
5) повышение конкурентоспособности туристских услуг благодаря своевременному распространению знаний и инноваций в рамках кластера. Каналы эффективного информационного обмена между предприятиями, входящими в состав кластера, позволяют оперативно внедрять системно-управленческие и организационно-экономические инновации;
6) развитие территории КТЦ в целом и туристской инфраструктуры в частности, а также сохранение культурно-исторического наследия, традиций, уклада жизни;
7) совместная разработка и реализация стратегии комплексного и эффективного развития туризма в КТЦ.
Однако несмотря на преимущества использования кластерного подхода при развитии сферы туристских услуг в российских КТЦ, существует ряд следующих препятствий для его внедрения:
1) низкий уровень взаимодействия между основными поставщиками туристских услуг;
2) отсутствие понимания и мотивации к установлению взаимосвязей и налаживанию сотрудничества между представителями туристского бизнеса;
3) низкий уровень взаимодействия представителей туристского бизнеса и органов государственной власти;
4) недостаточный уровень квалификации персонала и руководителей в области внедрения кластерного подхода в сфере туризма;
5) недостаточно развитая инфраструктура и транспортная доступностью регионов РФ;
6) низкая мотивация руководителей к адаптации к данной форме кооперации;
7) отсутствие опыта стратегического планирования туристской деятельности на основе ГЧП.
Несмотря на указанные выше препятствия внедрения кластерного подхода, в России есть все предпосылки для создания конкурентоспособных на международном рынке туристских кластеров регионального и межрегионального
значения. Богатейшие и разнообразные природные и культурно-исторические, природные и пр. туристские ресурсы могут послужить основой для создания целой сети туристских кластеров. Эти меры отразятся на развитии регионов, повышении уровня жизни и окажут значительную помощь в сохранении культурно-исторических и природных ресурсов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Caroline Bremner. Euromonitor International's Top City Destinations Ranking, 10.01.2012 [Electronic resource] / Caroline Bremner. - URL: http://blog.euro monitor.com/2012/01/euromonitor-internationals-top-city-destinations-ranking1-. html
2. Capone, F. Regional Competitiveness in Tourism local Systems [Text] / F. Capone // 44° European Congress of the European Regional Science Association, Regions and Fiscal Federalism, University of Oporto, 2004.
3. Monfort, M. Competitividad y factores críticos de éxito en la «hotelería de litoral»: experiencia de los destinos turísticos Benidorm y Peñíscola [Text] : Doctoral Dissertation / M. Monfort. - Universidad de Valencia, Espanha, 2000.
4. Cunha, S.K. Tourism cluster competitiveness and sustainability proposal for a systemic model to measure the impact of tourism on local development [Text] / S.K. Cunha and J.C. Cunha. - BAR, 2(2), art. 4, 2005. -P. 47-62.
5. Beni, M. Globalizajao do Turismo: Megatendenci-as do Sector e a Realidade Brasileira [Text] / M. Beni; Editora Aleph, - Sao Paulo, 2003.
6. Биржаков, М.Б. Введение в туризм [Текст] / М.Б. Биржаков. - Изд. 9-е. - СПб.: Изд. дом «Герда», 2007. - 576 с.
7. Портер, М. Конкуренция: исправленное издание [Текст] : пер. с англ. / М. Портер. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. - 602 с.