Научная статья на тему 'Развитие сферы туристских услуг в Алтайском крае'

Развитие сферы туристских услуг в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
939
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА / ТУРИСТИЧЕСКИЙ СУБКЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лобова С. В., Пяткова О. H.

Анализируется роль и место туризма на социально-экономическое развитие страны в целом и, в частности, Алтайского края, который обладает значительным туристическим потенциалом, полномасштабная реализация которого, по мнению авторов, может быть осуществлена посредством комбинации горно-ландшафтного субкластера, субкластеров курортов, медицины и сельского туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сферы туристских услуг в Алтайском крае»

2 (137) - 2010

Туристско-рекреационные зоны

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИСТСКИХУСЛУГ ВАЛТАЙСКОМ КРАЕ

С. В. ЛОБОВА,

доктор экономических наук,доцент, заведующая кафедрой экономики, социологии труда и управления персоналом E-mail: barnaulhoum

О. Н. ПЯТКОВА, старший преподаватель кафедры экономики предпринимательства и маркетинга E-mail: pyatkovaon@mail.ru Алтайский государственный университет

Анализируются роль и место туризма на социально-экономическое развитие страны в целом, и в частности Алтайского края, который обладает значительным туристическим потенциалом, полномасштабная реализация которого, по мнению авторов, может быть осуществлена посредством комбинации горно-ландшафтного субкластера, субкластеров курортов, медицины и сельского туризма.

Ключевые слова: туристический потенциал, туристско-рекреационная зона, туристический субкластер.

Социальное и экономическое развитие современного общества все больше зависит от экономики услуг, в которой туризм играет немаловажную роль, являясь одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. На сферу туризма приходится до 11 % мирового валового национального продукта (ВНП), 7 % мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11 % мировых потребительских расходов, 5 % всех налоговых поступлений.

Особенностью туристских услуг является то, что они всегда связаны с определенной территорией, ее географическими элементами, которые, в свою очередь, подразделяются на регион, порождающий туристов, транзитный регион, регион туристской дестинации или туристский регион.

Роль туризма в социально-экономическом развитии велика для всех категорий регионов, но в наибольшей степени она ощущается для региона туристской дестинации, т.е. некой социально-географической местности, которую конкретный турист или целый коллектив выбрал в качестве цели поездки. В силу размеров Российской Федерации и неравномерности размещения туристских дести-наций на ее территории изучение роли туризма в социально-экономическом развитии отдельного региона видится наиболее актуальным. Кроме того, данное положение обусловливается и тем, что в современных условиях на смену традиционным теориям регионального развития приходят концепции межрегиональной конкуренции, глобально ориентированной региональной политики, транснациональной интеграции.

Алтайский край как туристская дестинация обладает богатым туристско-рекреационным потенциалом, главными аттрактивными составляющими которого являются богатые и уникальные природные ресурсы. В Алтайском крае может быть выделено несколькотуристскихтерриторий (табл. 1).

Представленный перечень территорий не является исчерпывающим и может расширяться при включении в туристскую деятельность других районов и городов. Необходимо отметить, что у территорий, изначально не обладающих туристски-

Таблица 1

Туристские территории Алтайского края

Туристская территория Характеристика Реализуемый и потенциальный виды туризма

Предгорные территории (Алтайский, Красногорский, Солонешенский, Смоленский, Чарышский муниципальные районы) Основной туристский ресурс — уникальная природа. Алтайские горы находятся в числе пяти природных объектов мирового наследия ЮНЕСКО в Российской Федерации. Дополнительный колорит путешествиям придает наличие археологических памятников: Царский курган, Денисова пещера, археологический парк «Перекресток миров». Одной из особенностей является развитие пантового оленеводства Спортивно-оздоровительный отдых, конный, пеший, водный, авто- и горнолыжный туризм, а также спелеотуризм, дельтапланеризм

Курорт федерального значения г. Белокуриха Признанный центр санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха, включающий 11 санаториев, 5 пансионатов, 4 гостиницы и 2 отеля Оздоровительный отдых, горнолыжный и деловой туризм

Территории Горной Колывани (Курьинский, Краснощековс-кий, Змеиногорский муниципальные районы) Сочетание природныхусловий (необычные по строению горы, живописные озера) с культурно-историческими памятниками горнозаводского производства Активный, культурно-познавательный, исследовательский туризм

Соленые озера (Завьяловский, Бурлинский муниципальные районы, г. Яровое) Уникальные природные и биологические ресурсы, связанные с оздоровлением, лечением, питанием, косметологией ит. д.К числу основных видов использования ресурсов относятся: бальнеотерапия, грязелечение, фитолечение, климатолечение, аэроионотерапия Экологический и лечебно-оздоровительный туризм

Территории, связанные с культурно-историческим наследием (родина В. М. Шукшина — село Сростки, родина М. С. Евдокимова — с. Верх-Обскоеидр.) Система музеев-заповедников, исторических памятников Культурно-познавательный туризм

Пригородные территории Рассчитаны для отдыха жителей соответствующих городов Алтайского края Рекреационный туризм

ми ресурсами, они могут специально создаваться. Примером может служить проведение различного рода фестивалей и увеселительных мероприятий.

Турпродукт Алтайского края — это отдых на туристических базах и курортах (60—65 %), конных и пеших маршрутах (до 15—20 %), сплавахпо горным рекам (10—15 %), в горнолыжных турах, на рыбалке и охоте (до 5 %); в культурно-познавательных турах (5 %). Доля Алтайского края на сибирском рынке отдыха и активного туризма составляет до 30%. Важным фактором является то, что автомобильная доступность позволяет жителям соседних областей совершать туры выходного дня и проводить отпуск в Алтайском крае. Динамика туристско-рекреа-ционного сектора региона определяется конъюнктурой рынка активного отдыха и оздоровления Западной Сибири.

В 2007 г. Алтайский край посетили 845 тысяч туристов, в 2008 г. туристические услуги были оказаны 1 135 тыс. потребителям. С 2005 г. туристический поток ежегодно прирастает примерно на 200 тыс. чел.

Объем туристских услуг Алтайского края в 2008 г. с учетом объемов неформальной экономики

составил 542,8 млн руб., что на 34,8 % больше показателя 2007 г. в сопоставимых ценах. Кроме того, к туристскому сектору относятся почти в полном объеме услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, атакже санаторно-оздоровительные услуги, так как наибольший их объем оказывается людям вне постоянного их места жительства. В совокупности данные виды услуг составили 2 176,5 млн руб., или 5,2 % от общего объема платных услуг населению. Таким образом, объем услуг туристской индустрии составил в 2008г. 2 719,3 млн руб., или 6,5 % объема платных услуг, что в 5 раз превышает объем отдельно взятых туристских услуг, но все же этот показатель составляет менее 1 % от валового регионального продукта (ВРП). Планируется, что вклад туристской отрасли в ВРП по оказанию туристских услуг за 2006—2010 гг. вырастет более чем в 10 раз. Доля туристских услуг в ВРП края к 2010 г. составит 1,3 %.

Туристский ВРП — это сумма добавленной стоимости, созданная всеми производителями в ответ на туристское потребление, и сумма чистых налоговых поступлений от продажи товаров и импорта, включенныхв стоимость этихрасходов.

Туристы пользуются следующими услугами: общественного питания, медицинскими и бытовыми, учреждений культуры и спорта. На них приходится определенная часть розничного товарооборота, но доля этих услуг, даже ориентировочно, неизвестна. Следует признать, что в Алтайском крае практически не вовлечены в обслуживание туристов услуги театров, кинотеатров, музеев и других учреждений культурно-досугового типа. Кроме того, успешное развитие туризма оказывает большое влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт и связь, торговля, строительная отрасль, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др.

Увеличение спроса повлекло за собой рост цен, который в сфере туризма в 1,8 раза превышает уровень инфляции в Алтайском крае. Здесь туристские услуги развиваются быстрее, чем платные услуги в среднем, и быстрее, чем туристские услуги в России. Вместе с тем туризм в Алтайском крае получил достаточно широкое развитие только в г. Белокуриха и Алтайском районе, несмотря на то, что многие территории края для развития туризма являются перспективными. Начиная с 2004 г., по версии рейтингового агентства «Эксперт РА», туристический потенциал является составляющим инвестиционного потенциала региона (табл. 2).

По этому показателю в 2004—2005 гг. Алтайский край занимал достаточно высокое 19-е место — наивысший ранг из всех составляющих инвестиционного потенциала в крае. По нему край обходил все субъекты Сибирского федерального округа, кроме Красноярского края. Но в 2005—2006 гг. этот показатель снизился в большей мере. Алтайский край опустился на 30-е место. В этот период многие субъекты РФ начали рассматривать туризм как один из приоритетных направлений социально-экономического развития. В 2007 г. Алтайский край вновь вышел на 2-е место среди сибирских регионов и 25-е место в России.

Ранги составляющих инвестиционного п

В настоящее время туризм — это целая индустрия, содержащая в себе различные фирмы, учреждения и предприятия, занимающиеся организацией отдыха туристов, предоставляющие потребителю разнообразные туристские услуги.

Но для развития территорий и привлечения туристов крайне важна деятельность турагентов и туроператоров. В реестре туристских фирм, который до 2007 г. вело Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, на 01.02.2006 числилось 116 фирм, при этом 27 из них имели лицензию на туроператорскую деятельность. В связи с тем, что с 01.06. 2007 вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», лицензирование туристской деятельности отменено, все туроператоры обязаны получить финансовое обеспечение в банке или страховой компании. В 2008 г. реализацией турпутевок занимались 124 туристические фирмы, из них в статусе туроператора — 35, турагента — 89 субъектов туристского предпринимательства.

В региональной экономике выделяются внутрирегиональный и межрегиональный (въездной и выездной) виды туризма. Внутрирегиональный туризм способствует перераспределению доходов внутри региона, а также между различными видами экономической деятельности. Межрегиональный въездной туризм привлекает доходы с других территорий в рамках одной страны. Российские туристы, как правило, внутри страны тратят меньше денежных средств, чем приезжающие иностранцы, вследствие чего не возникает острой необходимости в специальной языковой подготовке обслуживающего персонала, а также импорта товаров, требуемого иностранными туристами. Именно по этой причине некоторые территории, особенно в начале их становления, наибольшего положительного влияния туризма достигают с помощью стимулирования межрегионального въездного туризма.

Таблица 2

:нциала Алтайского края в 2001—2008 гг.

Инвестиционный потенциал Период

2001—2002 гг. 2004-2005 гг. 2005-2006 гг. 2006-2007 гг. 2007-2008 гг.

Потребительский 19 21 21 22 22

Трудовой 20 21 17 18 21

Инфраструктурный 48 52 52 51 51

Производственный 30 30 31 35 31

Инновационный 27 30 20 21 21

Финансовый 28 34 35 35 32

Институциональный 25 21 25 26 27

Природно-ресурсный 21 23 22 21 23

Туристический - 19 30 25 25

Межрегиональный выездной туризм влечет за собой отток доходов, но, в пределах государства. Большинство турагентств г. Барнаула предлагают, в основном, туры и размещение на турбазах Алтайского района Алтайского края в силу того, что он является передовым по развитию туризма в регионе, но при этом турфирмы не разделяют турпродукт Республики Алтай и Алтайского района Алтайского края, а предлагают как отдых в Горном Алтае, что, в свою очередь, не позволяет представлять Алтайский край как обособленный туристский регион. Также турфирмы Барнаула достаточно активно предлагают путевки на отдых и лечение в г. Белокуриха, так как он является курортом федерального значения.

Всего в 2008 г. в крае функционировало 623 организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих туристские услуги, что на 17 больше, чем в 2007 г. (табл. 3). Более 40 % от общего числа субъектов турбизнеса расположено в городах — это большинство турфирм, гостиниц, санаторно-оздо-ровительных учреждений и организаций отдыха, в районах — турбазы, кемпинги, турстоянки и «зеленые дома» (32 % оцениваемых субъектов).

Важнейшей составляющей развитой инфраструктуры туризма является достаточное число коллективных средств размещения (КСР), к которым относятся гостиницы и аналогичные средства размещения, а также специализированные средства размещения, и мест в них. В 2008 г. в Алтайском крае функционировали 132 (21,2% общего количества субъектов) гостиницы и иные средства размещения общего назначения, 111(17,8%) турбаз и организаций отдыха, 41 (6,6 %) санаторно-курортное учреждение.

Важным показателем развития туризма является не только количество самих средств размещения, но и мест в них. По данным основных показателей

Основные показатели деятельности субъектов т;

социально-экономического развития за 2008 г., представленных районными и городскими администрациями, количество мест единовременного размещения в коллективныхтуристско-рекреацион-ныхи санаторно-оздоровительных, а также детских оздоровительных учреждениях составило 44,8 тыс., в том числе круглогодичных — 16 тыс. (34,8 % от общего числа мест размещения). Наибольшее количество мест размещения сосредоточено в секторе турбаз и иных организаций отдыха — 14 520 ед, на втором месте — санаторно-оздоровительный комплекс края с 8 000 местами, на третьем — гостиницы и иные КСР общего назначения (4 502 ед.).

Развитие сферы туристских услуг имеет мультипликативный эффект и оказывает большое влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт и связь, торговля, строительная отрасль, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. В 9 вузах Алтайского края открыта и ведется подготовка специалистов для сферы туризма. Одновременно обучаются более 1 500 чел. В средних специальных учебных заведениях обучаются более 300 чел. и ежегодно выпускаются более 50 учащихся. Развивают свою деятельность специализированные организации, занимающиеся подбором и подготовкой кадров для сферы туризма. Заметно увеличилось количество магазинов и торговых центров, специализирующихся на товарах для спорта, рыбалки, туризма. Активизировалась деятельность по изданию туристских каталогов, путеводителей, изготовлению сувениров. Подарочные кейсы выпускает «Алтайский букет». Растетчисло организаций, предлагающих услуги по строительству деревянных туристских домиков. Кредитование банковской сферой организаций туристского бизнеса находится в стадии развития. Введение банковских гарантий или страхования ответственности туроператоров

Таблица 3

[стской деятельности Алтайского края за 2008 г.

Субъект туристской деятельности

Показатель Турфирма «Зеленый дом» Коллективных средств раззмеще-ния общего назначения Санаторно-курортный КСР Торбаза и иные организации отдыха Детский оздоровительный лагерь Иные субъекты Итого...

Количество субъектов, оказы- 124 121 132 41 111 79 15 623

вающих услуги, ед.

Количество мест единовре- - 676 4 502 8 001 14 520 17 106 - 4 4805

менного размещения, ед.

Количество обслуженных туристов/экскурсантов, тыс. чел. 207,5 45,9 265,5 151,6 223,9 47,5 192,9 1 134,6

Число занятых оказанием 569 266 1 407 6 565 1474 2 755 172 13 208

услуг, чел.

сделало выгодным сотрудничество туроператоров с данными финансовыми институтами. Банки и страховые компании разрабатывают специальные предложения для туристских организаций.

Кроме того, в последнее время сфера туристических услуг является привлекательным объектом инвестирования. В Алтайском крае реализуется масштабный проект государственно-частного партнерства в сфере туризма, осуществляемый в Алтайском районе, несмотря на тяжелое состояние российской экономики, ведется строительство туристского комплекса «Бирюзовая Катунь». В настоящее время на этом участке площадью 3,3га создается особая экономическая зона (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа, самая большая из семи туристско-рекреационных зон страны. Объем капиталовложений в этот проект составляет более 32 млрд руб.

В 2009—2010 гг. планируется направить более 4,4 млрд руб. на строительство объектов внутренней инфраструктуры. Большой объем инвестиций в сфере туризма сосредоточен в г. Белокуриха. В остальных районах и городах Алтайского края объемы инвестиций гораздо меньше. Но и там начинают реализовываться достаточно крупные проекты. Так, на территории Завьяловского района построен туристский городок из летних домиков и комфортабельных коттеджей, предлагающий услуги грязелечебницы, аквапарка, организаций общественного питания. Общий объем инвестиций составляет около 35 млн руб.

Туризм относится к трудоинтенсивным видам деятельности и во всем мире рассматривается в качестве одного из путей решения проблем безработицы, что и определяет его социальное значение для региона. В 2008 г. в сфере туризма в Алтайском крае было занято более 13 тыс. чел. В целом, количество занятых в сфере туризма увеличилось на 755 чел. (+6%) по сравнению с 2007 г., что напрямую связано с вводом в эксплуатацию новых и реконструированных средств размещения. Среднекраевой коэффициент плотности персонала (по группе «Коллективные средства размещения») составил 0,35, или три места на одного работающего, что меньше оптимального уровня (1 ед. персонала на 2 места единовременного размещения). Данный коэффициент на 0,08 процентных пунктов меньше аналогичного показателя 2007 г., однако это связано с вводом в эксплуатацию около 4,5 тыс. новых мест размещения в палаточных городках (кемпингах) в Завьяловском районе при сохранении общей численности обслуживающего персонала на этих объектах на уровне 2007 г.

Важным направлением развития туристского сектора становится повышение конкурентоспособности туристских кластеров на региональном уровне. Подобные программы могут стимулировать и существенно повысить эффективность частно-экономического партнерства и стать катализатором совместных инициатив, что особенно важно в текущей экономической ситуации, когда сложно найти финансированиедля проектов, сокращается поток туристов и их покупательная способность, а также существенно усиливается конкуренция между отдельными странами и регионами в этом секторе.

Предпосылкой развития туристского кластера в Алтайском крае являются высокая динамика развития рассматриваемой сферы, наличие большого количества организаций, специализирующихся на разных видах услуг, предоставляемых туристам, появление специализированных поставщиков для сферы туризма, наличие ассоциации туризма и кооперации между туристскими организациями.

Официальные разработчики Стратегии развития Алтайского края до 2025 г. «РОЭЛ Консалтинг» отметили достаточно большую степень готовности сферы туризма для создания кластера. При этом они выделили следующие подкластеры: культурный туризм, курорты и медицину, активный и спортивный горно-ландшафтный туризм и отдых, игорно-развле-кательный центр. Но представляется, что в настоящее время можно говорить о реальных предпосылках создания комбинированного горно-ландшафтного субкластера и субкластера «курорты и медицина», а также субкластера «сельский туризм».

Центром субкластера «курорты и медицина» является город-курорт федерального значения Белокуриха, состоящий из 19 санаториев и пансионатов. Недостающими элементами данного субкластера являются рестораны здорового питания и производство для них экологически чистых продуктов, производство медицинских инструментов и аппаратуры. Также требуется расширение спектра предоставляемых не только лечебных, но и оздоровительных услуг. Дополнительными элементами, повышающими привлекательность Белокурихи, являются культурные, развлекательные и спортивные услуги, которые требуютдальнейшего развития.

Центром развития горно-ландшафтного субкластера на территории Алтайского края является Алтайский район. Привлекательность туристского предложения заключается в сочетании отдыха на берегу озер, активных и спортивных программ, культурно-познавательных экскурсий. Субкластер состоит из 50 туристских баз и баз отдыха. Недораз-

витыми или недостающими элементами являются: аренда автомобилей, малая авиация, поисковая служба и служба спасения, медицинские пункты, утилизация отходов. Все острее стоит проблема инфраструктурного обеспечения территории. Дальнейшее формирование субкластера связано с развитием особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь». Также благоприятно повлияет на привлечение туристов и тот факт, что в непосредственной близости от Алтайской туристско-рекреационной зоны расположена игорная зона «Сибирская монета», которая в соответствии с решением Правительства РФ начнет функционировать уже в 2009 г.

Сельский туризм— это вид туризма, связанный с отдыхом и проживанием в сельской местности, получением комплекса туристических услуг, обусловленных целями посещения данной территории. Развитие сельского туризма обусловливается следующими факторами: возможностью сокращения расходов туристов на отдых по сравнению со специализированными местами отдыха, реальной возможностью для туристов приобщиться к сельскохозяйственным работам в свое удовольствие, приобщиться к другой культуре и обычаям, поучаствовать в местных праздниках и развлечениях.

Выделение субкластера «сельский туризм» в Алтайском крае обусловливается демографико-рекреа-ционной особенностью региона: значительная доля населения проживает в сельской местности — 46,4 % (в среднем по России — 27%). В крае действует краевая целевая программа «Развитие сельского туризма в Алтайском крае» в 2009—2012гг., которая предусматривает финансовую поддержку развития материально-технической базы, инфраструктуры сельского туризма, информационного обслуживания лиц, занятых сельским туризмом, атакже обучение граждан, осуществляющих деятельность в сфере

агротуризма. Объем финансирования Программы в 2009—2012гг. составит 205,7 млн руб. Эффект от формирования кластера заключается в увеличении прямыхдоходов туристских организаций, занятости и бюджетных поступлений, но еще больше увеличивается косвенный эффект, который отражает изменения в объемах производства в смежных видах экономической деятельности в результате расходования доходов, полученных в сфере туризма.

Эффект от формирования субкластеров заключается в увеличении прямых доходов туристских организаций, занятости населения края и бюджетных поступлений. Но еще больше увеличивается косвенный эффект, который, безусловно, отразится в изменениях объемов производства и реализации продукции в смежных отраслях и видахдеятельности.

Список литературы

1. Дойнеко О. В. О кадровом вопросе в сфере туризма // Проблемы развития туризма в Алтайском крае: Материалы научно-практической конференции (Барнаул, 14 июня 2007г.). Барнаул, 2007.

2. Информация о показателях деятельности предпринимателей и организаций, оказывавших туристские, экскурсионные услуги и услуги коллективных средств размещения в Алтайском крае в 2008 году URL: http:// www. econom22.ru/tourism/status/itog_2008.php.

3. Новиков В. С. Менеджмент в туризме: учеб. пособие. М.: ООО «Книгодел»: МАТГР. 2006. 166 с.

4. Рейтинги инвестиционного потенциала регионов России URL: http: //www.raexpert. ru/ratings/regions.

5. Шарафутдинов В. Н. О смысловой нагрузке понятия «туризм» // Туризм: право и экономика. 2005. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.