Оригинальная статья / Original article УДК: 711.7
DOI: 10.21285/1814-3520-2016-12-202-214
РАЗВИТИЕ СЕТИ ЛЕГКОРЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА БАКИНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ © М.Ф. Нарбеков1
Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 420043, Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Зеленая, 1.
РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Легкорельсовый транспорт (ЛРТ) является одним из самых популярных способов передвижения за рубежом, особенно в европейских городах. Ввиду отсутствия сети трамвайного сообщения (СТС) на территории г. Баку и Бакинской агломерации развитие системы ЛРТ и СТС, как составной части ЛРТ, в столичном регионе приобретает особую актуальность. В данной статье дается анализ систем ЛРТ в регионах и странах мира, приводится классификация сетей ЛРТ, рассматриваются альтернативные виды транспорта. Объектом исследования является транспортная инфраструктура г. Баку, городов ближнего и дальнего зарубежья. МЕТОДЫ. В работе использованы методы картографического анализа данных, описание, синтез. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Результаты исследования могут быть применены для разработки и реализации концептуального проекта ЛРТ либо его альтернатив на территории Бакинской агломерации (Большого Баку) или городов СНГ, в которых отсутствует либо развивается система ЛРТ. ВЫВОДЫ. Представлены направления развития системы трамвайного сообщения в г. Баку, которые могут стать основой для решения транспортных проблем Бакинской агломерации.
Ключевые слова: Бакинская агломерация, Большой Баку, г. Баку, легкорельсовый транспорт, трамвай, мет-робус, концептуальный проект ЛРТ.
Формат цитирования: Нарбеков М.Ф. Развитие сети легкорельсового транспорта Бакинской агломерации // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2016. Т. 20. № 12. С. 210-222. DOI: 10.21285/1814-3520-2016-12-202-214
LIGHT RAIL TRANSIT NETWORK DEVELOPMENT IN BAKU METROPOLITAN AREA M.F. Narbekov
Kazan State University of Architecture and Engineering, 1 Zelenaya St., Kazan, Republic of Tatarstan, 420043, Russian Federation.
ABSTRACT. PURPOSE. Light rail transit (LRT) is one of the most popular mobility choices in foreign countries, especially in European cities. Due to the unavailability of City Tram Network (CTN) in the city of Baku and Baku agglomeration the development of LRT and CTN as its component becomes especially relevant. The article analyzes LRT systems in different parts of the world and countries, classifies LRT networks and considers alternative means of transportation. The object of the study is the transport infrastructure of Baku, and the cities of the CIS and outside of the Commonwealth of Independent states. METHODS. The methods of cartographical data analysis, description and synthesis are used in the research. RESULTS AND THEIR DISCUSSION. The research results could be applicable for the development and implementation of the LRT conceptual project or its alternatives in the Baku agglomeration (Greater Baku) or in the cities of CIS, where LRT systems are still absent or being developed. CONCLUSIONS. The article presents the development courses of Baku CTN system which can contribute to the solution of transport problems in the Baku agglomeration.
Keywords: Baku metropolitan area (Baku agglomeration), Greater Baku, the city of Baku, Light Rail Transit (LRT), tram-car, metrobus, LRT network conceptual project
For citation: Narbekov M.F. Light rail transit network development in Baku metropolitan area. Proceedings of Irkutsk State Technical University. 2016, vol. 20, no. 12, pp. 210-222. (in Russian) DOI: 10.21285/1814-3520-2016-12-202-214
Введение
Одним из самых популярных способов передвижения за рубежом, особенно в европейских городах, является легкорельсовый транспорт (ЛРТ). Ввиду отсутствия
сети трамвайного сообщения (СТС) на территории г. Баку и Бакинской агломерации развитие системы легкорельсового транспорта и СТС, как ее составной части, в сто-
1Нарбеков Марат Фаридович, аспирант, е-mail: [email protected] Marat F. Narbekov, Postgraduate, е-mail: [email protected]
личном регионе приобретает особую актуальность. Цель исследования данной работы - анализ лучшего международного опыта в сфере развития систем ЛРТ и поиск решений по возрождению в г. Баку тради-
Трамвайное сообщение как вид лег
В конце XIX века (1881 г.) в Германии появился первый трамвай на электрической тяге [1]. С 70-х гг. прошлого века этот вид транспорта набирает популярность. Сегодня трамвай является одним из самых излюбленных и быстроразвиваю-щихся видов транспорта как в европейских городах, так и в других странах мира.
Несмотря на некоторые недостатки, трамвайное сообщение обладает рядом преимуществ перед наземными моторизированными транспортными системами в отношении безопасности, экологичности, провозной способности, экономичности и функциональности.
Трамвайное сообщение, по западной терминологии, относится к типу легкорельсового общественного транспорта -LRT (англ. Light Rapid Transit). Легкорельсовый транспорт - вид электрифицированного общественного транспорта (ОТ), осуществляющий перевозку пассажиров в одном либо нескольких вагонах состава по выделенным железнодорожным путям сообщения, обычно обособленным от остального транспортного потока на большей части маршрута [2]. В сравнении с прочими видами наземного общественного транспорта ЛРТ характеризуется высоким коэффициентом эффективности использования площади дорог, фактическим сроком службы, максимальной маршрутной скоростью, максимально допустимыми показателями пассажиропотока [3].
Линии ЛРТ, в состав которых входит также сеть городского трамвайного сообщения, могут проходить отдельно от дороги, по незастроенной территории, мосту или эстакаде, туннелю; вдоль дороги, обособленно либо интегрированно (полотно проходит на уровне проезжей части). ЛРТ может функционировать в разных ре-
ционного транспорта - трамвая. Объектом исследования является транспортная инфраструктура г. Баку, городов ближнего и дальнего зарубежья.
ьсового общественного транспорта
жимах:
- уличный режим, когда трамвай следует в общем потоке транспортных средств, следующих по городской уличной магистрали, и его движение регламентируется Правилами дорожного движения;
- уличный режим, при котором трамвай следует по обособленному полотну, расположенному посередине или сбоку от проезжей части, и его движение, как и движение других участников, регламентируется Правилами дорожного движения, запрещающими выезд на обособленное полотно безрельсовых транспортных средств;
- внеуличный режим, когда трамвай следует по самостоятельному полотну, физически изолированному от проезжей части (то есть выезд на него безрельсовых транспортных средств физически невозможен), при этом Правила дорожного движения на движение трамвая (в том числе в части соблюдения скоростного режима) не распространяются.
При этом один и тот же трамвайный поезд в пределах своего маршрута может ехать в разных режимах [4].
Тип обустройства верхнего строения пути - открытая рельсошпальная решетка, настил газона, укладка тротуарной плитки и др. Рельсовое полотно обычно размещается по центру улицы (рис. 1), но иногда может быть проложено и по краям, у тротуаров.
Для развития сети ЛРТ и трамвайного сообщения может использоваться дорожная инфраструктура метро и железной дороги, так как ширина полотна этих систем в странах СНГ составляет 1520 мм. Конфигурация СТС зависит от планировочной структуры городов, структуры дорожно-транспортной сети города, степени развития системы.
Рис. 1. Поперечный разрез улицы Финч Авеню Вест в Торонто, Канада [5] Fig. 1. Cross section of Finch Avenue West, Toronto, Canada[5]
История развития трамвайного сообщения в г. Баку
В г. Баку электрический трамвай начал функционировать с февраля 1924 (рис. 2). Первый трамвайный маршрут связывал железнодорожный вокзал с площадью «Азнефть». Протяженность этого маршрута составляла 6,6 км. Впоследствии линия была увеличена на 4 км - до «Черного города». В 1939 году общая протяженность трамвайных путей составила 117 км. Развитие трамвая как вида городского транспорта продолжалось до 1960-х годов. Вторая половина прошлого века изменила облик многих столичных городов. На смену трамваю пришли автобус, троллейбус и метро. В Баку к началу 70-х трамвай был практически вытеснен из центра города.
С появлением троллейбуса исчезли линии с улиц Коммунистической, Чкалова,
Гуси Гаджиева, Буниата Сардарова. Последним из исторического центра исчез маршрут № 1, следовавший от «Азнефти» до «Баилова», который продержался до начала 60-х и к тому времени уже не был связан с основной трамвайной сетью города. Строительство метро, первая линия которого была пущена в 1967 г., также позволила «освободить» город от части трамвайных линий. В начале 70-х в связи с началом строительства станций метро трамвай ушел с ул. Шариф-заде, а также покинул улицы Басина и Советскую. Примерно в 1977 г. исчезла линия в сторону Зыха. С 1980 по 2000 гг. в Баку официально имелось семь трамвайных линий. Общая протяженность маршрутов составляла тогда около 70 км.
Рис. 2. Бакинский трамвай на ул. Телефонная (ул. 28 Мая), 1926 г. [6] Fig. 2. Baku tram on Telephonnaya Street (28 May Street), 1926 [6]
Бакинский трамвай, не дожив до своего 80-летия, полностью был ликвидирован в январе 2004 [7].
В настоящее время в г. Баку назрела необходимость решения накопившихся транспортных проблем. Одним из направлений разрядки непростой транспортной ситуации может быть развитие СТС.
Специалистами в области градостроительства обсуждается возрождение трамвайного сообщения в г. Баку. Рассматривается несколько вариантов проекта. Первоначальный этап развития СТС в г. Баку предполагает строительство трамвайной линии вдоль бакинской набережной. Проектная протяженность маршрута составляет 21 км [8].
Анализ зарубежного опыта развития городского трамвая
Легкорельсовый общественный транспорт получил широкое распространение в зарубежных странах. Системы ЛРТ развиваются в США, Канаде, Европе, странах Азиатско-Тихоокеанского региона. В общей сложности в мире насчитывается около 388 городов, в которых организованы сети ЛРТ. Ежедневный объем пассажиро-
перевозок составляет около 45 миллионов человек. C 1985 по 2000 гг. новые системы ЛРТ начали функционировать в 42 городах мира, а за последующий период еще в 78 городах. В табл. 1 представлен сравнительный анализ развития систем ЛРТ в регионах мира (статистические данные UITP Advancing Rublic Transport) [9].
Таблица 1
Сравнительный анализ развития систем ЛРТ в различных регионах мира
Table 1
_Comparative analysis of LRT system development around the world_
Параметры системы / System parameters
Регион мира / Part of the world
a
о
а
и р
<
a
15
го о
О
о
s о X го О-
гс 03 ^ 03
3 3
го
С/5
a
к
и
со
а р
m
e p
о
а
с
о
р
m
а
s го œ о cd
ем re
< J
к < го
S
CP о CD z
е
О
а
р тс -& о < Cû
s 1
еи
m сц CD LQ
О „
< S
tr
о
CD
ГО
а
р е
a
О
e m
<
a
а
Количество городов / Number of cities
41
93
206
36
Объем пассажироперевозок, млн чел. в год / Annual number of passengers, millions of people a year_
720
3135
8741
710
324
0,6
Количество линий / Number of lines
144
744
1277
106
36
1
9
2
2
2
О (Л
I— <л
о m I—
о
ш ц-
s с; о
СИ
ю гО
Рис. 3. Общемировая динамика введения в эксплуатацию систем ЛРТ за период с 1985 по 2015 гг. Fig. 3. World-wide dynamics of new LRT systems introduction in operation from 1985 to 2015
Приведенный список городов на рис. 3 не является полным перечнем, за рассмотренный 25-летний период в мире было введено в эксплуатацию около 121 системы ЛРТ.
На рис. 4 представлены средние арифметические значения протяженности
линий и расстояния между станциями сетей ЛРТ в различных регионах мира. Различие данных параметров обусловлено плотностью исторически сложившейся застройки городов, планировочной структурой, особенностями функционального зонирования территорий [9].
о го
Œ (Л С О
Ч—'
го
Ч—'
(D
го
I—
о
о; о
ь
о го Q.
с
О)
<D
О О
Ф
S о; н о
Œ
Рис. 4. Характеристики сетей ЛРТ в различных регионах мира Fig. 4. LRT network characteristics (worldwide)
Рис. 5. Среднегодовой показатель объема пассажиропотока наиболее загруженных ЛРТ сетей мира, тыс. чел. на 1 км пути Fig. 5. Mean annual rate of passenger traffic of the world busiest LRT networks (thousands of passengers per 1km of track)
В пятерку наиболее загруженных сетей мира входят такие города, как Гонконг, Туен Мун, Стамбул, Токио, Сараево (см. рис. 5) [9].
США. На сегодняшний в день в средних и крупных городах США функционирует более 30 систем ЛРТ. По данным Американской общественной транспортной ассоциации, в шести городах - Портленде, Бостоне, Филадельфии, Лос-Анжелесе, Сан-Диего и Сан-Франциско - объем пас-сажироперевозок ЛРТ составляет свыше 30 млн человек в год. Системы ЛРТ также развиваются в таких городах США, как Солт-Лейк-Сити, Денвер, Шарлотт, Миннеаполис и др. [10]. Согласно данным Международной некоммерческой ассоциации по развитию общественного транспорта -UITP (Advancing Public Transport), в США насчитывается 23 системы ЛРТ (данные 2015 г.) [9].
Канада. Муниципалитеты городов Калгари и Эдмонтона продолжают работу по расширению систем ЛРТ. Транспортные проекты также осуществляются на территории агломераций, в состав которых входят города Торонто, Оттава, Китченер / Ватерлоо и Гамильтон [11].
Европа. В Европе ЛРТ получил наибольшее распространение. Во Франции насчитывается 22 системы, в Испании - 16 систем, в Турции - 8. Объем пассажиропе-ревозок в городах, в которых функционируют сети ЛРТ, превышает данные показатели в городах всех остальных регионов мира вместе взятых. В пятерку городов с наибольшим мировым показателем объема пассажироперевозок входят такие европейские города, как Будапешт (369 млн пассажиров в год), Вена (363 млн пассажиров в год), Бухарест (322 млн пассажиров в год), Прага (317 млн пассажиров в год) и Санкт-Петербург (312 млн пассажиров в год) (рис. 6) [9].
Рис. 6. Го рода стран мира с наибольшим среднегодовым объемом пассажироперевозок ЛРТ, млн чел в год Fig. 6. Cities with the highest annual number of passenger transportation by LRT systems
(million people a year)
Результаты исследования и их обсуждение
Классификация систем ЛРТ. Автором статьи было проанализировано около 20 современных систем трамвайного сообщения городов Северной Америки (Канада, США), Европы (Франция, Германия, Испания), Ближнего Востока (ОАЭ, Израиль) и стран постсоветского пространства (РФ, Украина, Белоруссия).
На основании полученных данных выделено несколько типов СТС:
1. Линейный. Данный тип характеризуется небольшой протяженностью (не более 20 км) и наличием нескольких десятков станций (меньше 30). Примером могут служить Дубай (рис. 7), Шанхай, Ницца, Иерусалим, Канзас-Сити).
СТС линейного типа может быть организована на начальном этапе развития системы трамвайного сообщения, может состоять из одного или нескольких маршрутов с небольшими ответвлениями и небольшими участками кольцевого движения на конечных станциях.
2. Кольцевой. Система такого типа в чистом виде не получила распространения,
однако может являться частью других систем.
3. Радиальный (разветвленный). Данный тип состоит из нескольких линейных систем, соединяющихся в центре либо на различных участках пересечения, отдаленных друг от друга (сеть Т1-Т3 Барселоны (рис. 7), автономные сети Уфы).
4. Радиально-кольцевой. Характеризуется наличием линейных путей сообщения совместно с одной или несколькими кольцевыми линиями (Монпелье, Страсбург, Марсель, Львов, Сеть Т4-Т6 Барселоны (рис. 7), Хиросима).
5. Смешанный. Может состоять из различных вышеперечисленных видов систем, соединенных между собой, или нескольких автономных СТС. Смешанный тип СТС представляет собой обширную развитую сеть легкорельсового общественного транспорта крупных городов, мегаполисов, столиц мира (Лион, Барселона (рис. 7), Уфа, Казань, Берлин, Москва, Париж, Лондон, Торонто).
Рис. 7. Примеры различных типов систем ЛРТ: линейный тип СТС в г. Дубай (верхний рис.); разветвленная и радиально-кольцевая СТС
в г. Барселона (нижний рис.) Fig. 7. Examples of various types of LRT systems: linear type of City Tram Network (CTN) in Dubai (top figure); multibranch and radial-ring CTN in Barcelona (bottom figure)
Линии метробусов как альтернатива ЛРТ. Метробус, или скоростной автобус (англ. Bus Rapid Transit, BRT), - организация линий сообщения общественного транспорта, работающего на углеводородном топливе либо электрической тяге. Эксплуатационные показатели (скорость, надежность, провозная способность) скоростного автобусного сообщения превосходят показатели городского наземного ОТ. По таким параметрам, как скорость обслуживания и объем пассажиропе-ревозок, системы скоростного автобусного транспорта (САТ) даже способны конкурировать с системами легкорельсового транспорта [12].
Можно выделить несколько отличительных особенностей САТ:
- маршруты метробусов частично либо полностью организованы по специальным полосам движения (рис. 8);
- приоритет движения САТ перед другими видами транспорта на перекрестках;
- возможное использование сочлененных многосекционных автобусов;
- некоторые остановочные павильоны идентичны станциям рельсового транспорта: на станциях организованы билетные и справочные кассы, платформы оборудованы турникетами в целях сокращения по-
садочного времени;
- на некоторых системах используются направляемые автобусы (англ. guided bus) или шпурбус (нем. Spurbus), которые следуют по специальным направляющим в виде рельсов либо удерживаются на траектории за счет оптических или магнитных систем.
Системы САТ функционируют во многих городах мира (более 150) [12]. САТ распространен в Южной и Северной Америке. В Бразилии системы САТ были организованы в таких городах, как Белу-Оризонти, Куритиба, Сан-Паулу, Манаус, в столице Эквадора - г. Кито, а также в г. Богота (Колумбия) [13]. Примерами скоростных автобусных линий в США являются Silver Line («Серебряная линия») в Бостоне и Orange Line («Оранжевая линия») в Лос-Анджелесе.
В Азии и Европе также имеются примеры систем САТ. Метробус является чрезвычайно популярным видом общественного транспорта в многомил-лионном Стамбуле, где имеется несколько выделенных линий движения САТ. Проект организации метробусного движения был внедрен в Стамбуле в конце ХХ века. Ежедневно данным видом транспорта пользуются около 800 тыс. человек.
Рис. 8. Проект автономной линии САТ[14] Fig. 8. Project of a dedicated bust rapid transit (BRT) lane [14]
Проект развития ЛРТ Бакинской агломерации
Согласно проведенному анализу транспортной ситуации на дорогах г. Баку, наиболее загруженными участками дорожно-транспортной сети столицы в утренние и вечерние часы пик являются следующие улицы и проспекты: пр-т Зия Буньятова (север г. Баку), пр-т Азадлыг (северное направление и южные участки проспекта в центре города), улицы западной части города, участок пересечения пр-та Гейдара Алиева и пр-та Зии Буньятова, ул. Р. Бей-бутова (центр города), ул. генерала С. Мехмандарова (северо-восток города), участок трассы Баку - Сумгаит (на въезде в столицу). Помимо утреннего часа пик наблюдается тяжелое положение на дорогах в дневное обеденное время близ учебных центов, университетов, институтов (время завершения дневных занятий в учебных заведениях).
Организация СТС ставит своей целью привлечение большего числа потенциальных пассажиров общественного транспорта (ОТ) и владельцев личных автомобилей. Для этого необходимо перераспре-
делить объем пассажиропотока, обеспечить безопасное, надежное, комфортное, дешевое и быстрое передвижение пассажиров в заданном направлении, привлечь большее число пассажиров для передвижения в таких видах транспорта, как городской трамвай и наземное метро.
Продвижению нового бренда поможет агитация среди населения, рекламные акции, создание привлекательной инфраструктуры ЛРТ (пересадочные узлы, информатизация, комфортные условия проезда, безопасность, надежность, функциональность, экономическая выгода).
В табл. 2 представлены основные характеристики городского трамвая (Streetcar) и наземного метро (Light Rail Transit) [10].
Первоначальная СТС может быть организована в пределах границ города с возможностью дальнейшего расширения в направлении «Khazar Island» (юго-запад), Национального парка (восточная оконечность Апшеронского п-ва), Международного аэропорта (северо-восток) (рис. 9).
Таблица 2
Основные различия между городским трамваем и наземным метро
Table 2
Main differences between tramcars and _ight Rail
Элементы сервиса / Service Elements Городской трамвай / Tramcar Наземное метро / Light Rail
Дизайн вагонов / Car design Современный либо ретро дизайн / Modern or vintage design Современный дизайн/ Modern design
Длина состава / Train formation length Один вагон / One car Два и более вагонов / Two cars or more
Протяженность маршрутов / Line length 3-5 км / 3-5 km 20-25 км / 20-25 km
Движение по маршруту / En-route traffic Совместно с другими видами транспорта / Mixed-traffic Автономное / Dedicated line
Место оплаты за проезд / Fare Collection places На станциях или на борту трамвая / On station platform or in trams На станциях / On station platforms
Остановочные станции / Stations Короткие платформы; некрупные объекты инфраструктуры / Short platforms; medium-sized municipal facilities Длинные платформы; большие объекты инфраструктуры / Long platforms; significant facilities
Расстояние между станциями / Station Spacing 2-3 квартала (0,5-1 км) / 2-3 blocks (0,5-1 km) 1-1,5 км / 1-1.5 km
Скорость движения / Speed До 70 км/ч / Up to 70 km/h До 100 км/ч / Up to 100 km/h
Экономический эффект инфраструктурного развития / Development Benefits Вдоль линий сообщения / Along lines Сопредельная со станциями территория/ Areas adjoined to stations
Градостроительное значение / Urban-planning significance Малое либо среднее / Minor or moderate Большое / Major
Рис. 9. Проект развития сети ЛРТ г. Баку Fig. 9. Conceptual project of Baku LRT network
Для развития и расширения сети ЛРТ может быть использована инфраструктура железной дороги и метро, так как ширина колеи этих систем имеет стандартный параметр. Развитие сети бакинского метрополитена технически ограничено по причине расположения г. Баку в плотном кольце нефтяных месторождений, что требует проведения дополнительных инженерных изысканий для прокладки туннелей, проходящих через пояс нефтепромысловой зо-
ны. Строительство новой сети городского трамвая может решить проблему развития системы ЛРТ в г. Баку и столичном регионе. В будущем возможна организация междугородних пассажирских маршрутов наземного метро Бакинской агломерации Баку - Сумгаит - Алят, а также ввод кольцевой линии, связывающей г. Баку с рекреационными зонами на северном и южном побережье Апшеронского полуострова (рис. 10).
Рис. 10. Проект развития сети ЛРТ Бакинской агломерации Fig. 10. Conceptual project of Baku agglomeration LRT network
В качестве альтернативы ЛРТ может быть организована сеть скоростного автобусного транспорта, при котором автобусы
большой провозной способности (метробу-сы) движутся по выделенным полосам движения и имеют приоритет проезда.
Заключение
Изучение транспортной ситуации на дорогах г. Баку, анализ зарубежного опыта многолетнего функционирования систем ЛРТ в крупнейших городах мира позволили наметить основные направления развития городского транспорта г. Баку. Результаты
Библиогра
1. Габарда Д. Новые транспортные системы в городском общественном транспорте. М.: Транспорт, 1990. 216 с.
2. Public Transportation Fact Book. Mode of Service Definitions // APTA: Американская общественная транспортная ассоциация [Электронный ресурс]. URL:http://www.apta.com/resources/statistics/Pages/gl ossary.aspx#8 (10.09.2016).
3. Буслов А.С., Кавешникова Е.В. Перспективы развития легкорельсового транспорта в Воронеже // материалы Междунар. науч. Конф. «Стратегии и ресурсы развития крупных городов Центра России». Воронеж: ВГУ, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://ppt4web.ru/geografija/perspektivy-razvitija-legkorelsovogo-transporta-v-voronezhe.htm (12.09.2016).
4. Колин А.В. Расчет пропускной и провозной способности транспортных магистралей мегаполисов при эксплуатации различных видов городского пассажирского транспорта. М.: МИИТ, 2010. 133 с.
5. Subway vs LRT? We need both // CodeRedTO: сайт волонтерской транспортной организации [Электронный ресурс]. URL: http://coderedto.com/subway-vs-lrt/ (20.09.2016).
6. Бакинский трамвай // Наш Баку: История Баку и бакинцев [Электронный ресурс]. URL: https://www.ourbaku.com (28.09.2016).
7. Бакинский транспорт // Baku Pages: информационный портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.baku.ru/pages/transport/tram_ru.php (25.09.2016).
8. Бакинский Залив - ЛРТ // VGT: сайт компании Vision Transportation Group [Электронный ресурс].
исследования могут быть применены для разработки и реализации концептуального проекта ЛРТ либо его альтернатив на территории Бакинской агломерации (Большого Баку) или городов СНГ, в которых отсутствует либо развивается система ЛРТ.
чий список
URL: cfqn http://www.visiontransportationgroup. com/ru/VTG_Baku_Bay_LRT.html (27.09.2016).
9. Light rail in figures. Statistics brief. Worldwide outlook // UITP Advancing Public Transport: международная некоммерческая ассоциация. Брюссель, октябрь 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.uitp.org/sites/default/files/cck-focus-papers-files/UITP_Statistic_Brief_4p-Light%20rail-Web.pdf (30.09.2016).
10. Transit Strategies. Light Rail Transit (LRT) // nMo-tion 2015. Nashville MTA / RTA Strategic plan: генеральный план региона г. Нашвилл [Электронный ресурс]. URL: http://nmotion2015.com/wp-content/uploads/2015/10/nMotion-LRT-151012_FINAL.pdf (02.10.2016).
11. 13th National Light Rail & Streetcar Conference "Transforming Urban Areas" Minneapolis, MN, November 15-17, 2015. 18 c.
12. Robert Cervero. Bus Rapid Transit (BRT): An Efficient and Competitive Mode of Public Transport. Berkley: Institute of Urban and Regional Development. University of California, August 2013. 45 c.
13. Herbert S. Levinson, Transportation Consultant Samuel Zimmerman and Jennifer Clinger, DMJM+Harris C. Scott Rutherford. Bus Rapid Transit: An Overview // Journal of Public Transportation. Washington: University of Washington, 2002. Vol. 5. No. 2. C. 1-20.
14. Bus Rapid Transit (BRT) // SkyscraperCity: сайт, посвященный урбанистике [Электронный ресурс]. URL: http://www.skyscrapercity.com/showthread. php?t=1547621&page=102&langid=6 (30.09.2016).
1. Gabarda D. Novye tranportnye sistemy v gorodskom obshestvennom transporte [New transportation systems of urban public transport]. Moscow, Transport Publ., 1990, 216 p. (In Russian)
2. Public Transportation Fact Book. Mode of Service Definitions. APTA: American Public Transportation Association. Available at: http://www.apta.com/resources/ statistics/Pages/glossary.aspx (accessed 10 September 2016).
3. Buslov A.S., Kaveshnikova E.V. Perspektivy razvitia legkorel'sovogo transporta v Voroneje [LRT development prospects in the city of Voronezh] // Mejdunarod-naia nauchnaia konfrerensia "Strategii i resursy razvitia krupnikh gorodov Sentra Rossii" [International Scientific Conference "Strategies and development resources of major cities of Central Russia"]. Voronezh: VGU. Publ., 2008. Avalable at: http://ppt4web.ru/geografija/ per-spektivy-razvitija-legkorelsovogo-transporta-v-
voronezhe.htm (accessed 12 September 2016). (In Russian)
4. Kolin A.V. Raschet propusknoi i provoznoi sposob-nosti transportnykh magistralei megapolisov pri eksplu-atasii razlichnykh vidov gorodskogo passajirskogo transporta [Calculation of traffic capacity and tonnage capability of megacity motorways under the operation of different types of urban passenger transport]. Moscow, MIIT Publ., 2010, 133 p. (In Russian)
5. Subway vs LRT? We need both // CodeRedTO: volunteer-led transit advocacy group. Available at: http://coderedto.com/subway-vs-lrt/ (accessed 20 September 2016).
6. Bakinskii tramvai [Baku tram] // Nash Baku: Istoria Baku i bakinsev [History of Baku and Baku residents]. Available at: https://www.ourbaku.com (accessed 28 September 2016). (In Russian)
7. Bakinskii transport [Baku Transportation]. Baku Pages: information portal. Available at: http://www.baku.ru/pages/transport/tram_ru.php (accessed 25 September 2016). (In Russian)
8. Bay of Baku - LRT. VGT: website of Vision Transportation Group company. Available at: http://www. vision-transportationgroup.com/ru/VTG_Baku_Bay_LRT.html (accessed 27 September 2016). (In Russian)
9. Light rail in figures. Statistics brief. Worldwide outlook. UITP Advancing Public Transport: a non-profit
Критерии авторства
Нарбеков М.Ф. полностью подготовил статью и несет ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила 19.10.2016 г.
international association. Brussels, October 2015. Available at: http://www.uitp.org/sites/default/files/cck-focus-pape rs-fi les/U ITP_Stati sti c_Bri ef_4 p-Light%20rail-Web.pdf (accessed 30 September 2016).
10. Transit Strategies. Light Rail Transit (LRT). nMotion 2015. Nashville MTA / RTA Strategic plan: comprehensive plan of the Nashville area. Available at: http://nmotion2015.com/wp-content/uploads/2015/10/ nMotion-LRT-151012_FINAL.pdf (accessed 2 October 2016).
11. 13th National Light Rail & Streetcar Conference "Transforming Urban Areas" Minneapolis, MN, November 15-17, 2015, p. 18.
12. Robert Cervero. Bus Rapid Transit (BRT): An Efficient and Competitive Mode of Public Transport. Berkley: Institute of Urban and Regional Development. University of California, August 2013, p. 45.
13. Herbert S. Levinson, Transportation Consultant Samuel Zimmerman and Jennifer Clinger, DMJM+Harris C. Scott Rutherford. Bus Rapid Transit: An Overview. Journal of Public Transportation. Washington: University of Washington, 2002, vol. 5, no. 2, pp. 1-20.
14. Bus Rapid Transit (BRT). SkyscraperCity:urbanism website. Available at: http://www.skyscrapercity. com/showthread.php?t=1547621&page=102&langid=6 (accessed 30 September 2016).
Authorship criteria
Narbekov M.F. has witten the article and bears the responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The author declares that there is no conflict of interests regarding the publication of this article.
The article was received 19 October 2016