ЛИТЕРАТУРА
1. Бим-Бад, Б.М. Профессиональный стандарт педагога - «наше все»? / Б.М. Бим-Бад // Аккредитация в образовании. - 2013. - № 4 (954). - С. 41-43.
2. Встреча по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. - URL л http://www.kremlin.ru/events/president/new/17667 от 24.08.2017 (дата обращения: 01.03.2018).
3. Гарина, Е.В. Учитель физической культуры в период перехода на федеральный государственный образовательный стандарт / Е.В. Гарина, С.В. Лепёшкина // Сборник научных трудов SWorld. Том 32, выпуск 3 (36). — Одесса : КУПРИЕНКО С.В., 2014. - С. 48-50.
4. Забродин, Ю.М. Стандарт профессиональной деятельности педагога: проблемы общественно-профессионального обсуждения / Ю.М. Забродин, Л.А. Гаязова // Психолого-педагогические исследования. - 2013. - № 3. - С. 29-37.
5. Конституция Российской Федерации «с гимном России». - Москва : Проспект, 2011. -
32 с.
6. Мелехин, В.А. Механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников / В.А. Мелехин // Человек и образование. - 2013. - № 3 (36). - С. 43-48.
7. Тяпин, А.Н. Создание автоматизированных систем «Физкультурный мониторинг» - как механизма управления физической подготовленностью и нормирования физических нагрузок школьников» : коллективная монография / А.Н. Тяпин, Н.И. Назаркина, И.С. Решетников. - М. : Изд-во Мос. ин-та открытого образования, 2016. - 228 с.
REFERENCES
1. Bim-Bad, B.M. (2013), "The professional standard of the teacher is "our everything"?", Accreditation in education, No. 4 (954), pp. 41-43.
2. Meeting on the development in Russia of the system ofphysical education of children and children's and youth sports, Official site of the President of Russia, available at: http://www.krem-lin.ru/events/president/new/17667 of August 24, 2017.
3. Garina, E.V. and Lepeshkina, S.V. (2014), "Teacher of physical culture in the period of transition to Federal state educational standard", Collection of scientific works SWorld, Issue 3(36), Volume 32, KUPRIENKO S.V., Odessa, pp. 48-50.
4. Zabrodin Yu.M. (2013), "The standard of professional activity of the teacher: problems of social and professional discussion", Psycho-pedagogical research, No. 3, pp. 29-37
5. The Constitution of the Russian Federation "with the anthem of Russia", Prospect, Moscow.
6. Melekhin, V.A. (2013), "Mechanisms for the development of professional standards for teachers", People and education, No. 3 (36), pp. 43-48.
7. Tyapin A.N. Nazarkina, N.I. and Reshetnikov, I.S. (2016), Creation of the automated systems "Sports Monitoring" - as mechanism of management of physical fitness and rationing of physical activities of school students": collective monograph, GAOU VO MIOO, Moscow.
Контактная информация: garina82@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 16.04.2018
УДК 796.355:616.28
РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ КАК ВАЖНОГО КОМПОНЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ХОККЕИСТОВ C НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Павел Сергеевич Горулев, доктор педагогических наук, профессор, Алексей Владимирович Овчинников, аспирант, Эльвира Римовна Румянцева, доктор биологических наук, профессор, Наталья Юрьевна Токмакова, кандидат биологических наук, Башкирский институт физической культуры (филиал) ФГБОУВО «УралГУФК», Уфа
Аннотация
В статье представлены данные, полученные в результате анкетного опроса тренеров по хоккею, анализ которых позволил определить структуру технического мастерства хоккеистов с
нарушением слуха и ранговую структуру факторов координационных способностей, определяющих их техническое мастерство. Установлена положительная взаимосвязь между уровнем развития сенсомоторной координации и технического мастерства хоккеистов.
Ключевые слова: сенсомоторная координация, хоккеисты с нарушением слуха техническое мастерство.
DEVELOPMENT OF SENSORIMOTOR COORDINATION AS IMPORTANT COMPONENT OF TECHNICAL SKILL OF HOCKEY PLAYERS WITH HEARING
DISORDER
Pavel Sergeevich Gorulev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Alexey Vladimirovich Ovchinnikov, the post-graduate student, Elvira Rimovna Rumyantseva, the doctor of biological sciences, professor, Natalya Yurievna Tokmakova, the candidate of biological sciences, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of URALGUFK, Ufa
Annotation
The data obtained as a result of questionnaire of the trainers on hockey, which analysis has allowed to define the structure of the technical skill of hockey players with a hearing disorder and rank structure of the factors of the coordination abilities, defining their technical skill are presented in article. The positive interrelation between the level of development of sensorimotor coordination and technical skill of hockey players is established.
Keywords: sensorimotor coordination, hockey players with a hearing disorder, technical skill.
ВВЕДЕНИЕ
Высокий уровень проявления технического мастерства хоккеистов с нарушением слуха возможен лишь при высоком уровне развития тонкой «мышечной чувствительности», «двигательной памяти», оперативности протекания сенсомоторных функций, различительной способности динамических и кинематических параметров движения, внимания и оперативного мышления, которые обеспечиваются механизмами сенсорного различения, дифференцировки движений (пространственной, временной и динамической) в отделах зрительной, вестибулярной и проприоцептивной чувствительности [1, 3]. В связи с этим, развитие сенсомоторных качеств является первоосновой их спортивно-технического мастерства и должно занимать важное место в комплексной системе подготовки. От уровня сформированности двигательно-координационных и сенсомоторных качеств зависит техника владения клюшкой и шайбой эффективность перемещения по площадке, вариативность двигательных действий хоккеистов с нарушением слуха в атаке и обороне [2].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследования нами был проведен опрос 11 тренеров, специализирующихся в хоккее среди лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, который позволил выявить ранговую структуру факторов сенсомоторной координации, определяющих техническое мастерство хоккеистов с нарушением слуха.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
При оценке составляющих технического мастерства хоккеистов с нарушением слуха респондентами выделены три наиболее значимые группы, которые по ранговой значимости распределились следующим образом: техника передвижения на коньках (35,81%), техника владения клюшкой и шайбой (24,52%), техника силовых единоборств (19,22%) и другое 11,1% (рисунок 1). Как видно из представленных данных, ведущими факторами технического мастерства хоккеистов с нарушением слуха наряду с умение перемещаться по площадке с постоянным воздействием угловых ускорений и меняющейся скоростью тренеры считают, что хоккеисту необходимо в совершенстве владеть клюшкой
и шайбой, а также разнообразными силовыми приемами борьбы с противником.
Другое
Рисунок 1 - Структура технического мастерства хоккеистов с нарушением слуха, группа начальной специализации
В связи с этим процесс технической подготовки хоккеистов с нарушением слуха должен быть неразрывно связан с развитием координационных способностей. Поскольку взаимосвязь показателей «техника-координация» имеет определяющее значение в высоких достижениях хоккеистов, мы провели опрос тренеров о наиболее значимых координационных способностях, которые, по их мнения, определяют техническое мастерство хоккеистов с нарушением слуха. На основе полученных ответов была составлена ранговая структура координационных способностей хоккеистов с нарушением слуха на этапе начальной специализации. Взгляды специалистов о роли различных координационных способностей, характерных для хоккея значительно разнились. Обобщив полученные данные, мы условно разделили их на три группы, обеспечивающие определенные параметры двигательной активности (таблица 1).
Таблица 1 - Ранговая структура факторов координационных способностей, определяющих техническое мастерство хоккеистов с нарушением слуха (п=11)__
Значимость (ранговое место) Функции Факторы Ранговый показатель факторов (в %)
1 Умение соизмерять различные параметры движения (пространственные, временные, динамические) Способность к ориентировке в пространстве 32,42
Дифференцировка мышечных усилий во времени и пространстве 15,16
Ритмичность 12,32
2 Способность поддерживать и сохранять статическую и динамическую устойчивость Равновесие 16,18
3 Способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности Способность к произвольному мышечному расслаблению 12,18
Примечание: представлены наиболее значимые факторы.
Как следует из таблицы, практический опыт тренеров свидетельствует о том, что наиболее значимыми в хоккее являются координационные способности, обеспечивающие точное воспроизведение параметров движений, которые определяются: «мышечным чувством», способностью к сохранению ритма; специализированными «чувствами пространства и времени», «чувством льда», «чувством шайбы и пространства».
Также правильное исполнение двигательных действий у хоккеистов с нарушением слуха невозможно без развитых способностей сохранять статическую и динамическую устойчивость (равновесие) и к произвольному мышечному расслаблению.
С целью выявления положительной взаимосвязи между уровнем развития сенсомо-торной координации и технического мастерства хоккеистов с нарушением слуха был проведен корреляционный анализ.
Полученные результаты позволяют предположить, что техника владения шайбой и клюшкой зависит от способности к тонкой дифференциации мышечных усилий (r=0,80), скорости простой двигательной реакции на зрительный раздражитель (r=0,75).
Техника перемещения хоккеистов c нарушением слуха на коньках определяется вестибулярной устойчивостью (r=0,90), межмышечной координацией (r=0,82) способностью к реагированию на зрительные раздражители (r=0,65).
Вариативность двигательных действий имеет сильную статистическую взаимосвязь со скоростью простой двигательной реакции на зрительный раздражитель (r=0,93), вестибулярной устойчивостью (r=0,75) и произвольным расслаблением мышц (r=0,70), а также коррелируется со способностью к дифференцированию мышечных усилий (r=0,65). То есть связано с работой зрительного и проприоцептивного анализатора.
ВЫВОДЫ
Таким образом, ведущими условиями технического мастерства хоккеистов с нарушением слуха являются: техника перемещения на коньках и техника владения клюшкой и шайбой. Среди координационных способностей, определяющих уровень технической подготовленности хоккеистов, следует выделить способность к восприятию пространства и времени, ритмичности, дифференцировке мышечных усилий, равновесию. Способность ориентирования в пространстве в значительной степени зависит от скорости оценки окружающих условий, и ведущая роль при этом принадлежит зрительному анализатору. Субъективная способность к точной оценке пространственных и временных параметров позволяет хоккеисту прогнозировать ситуации по ходу игры, выбирать нужное расстояние для атакующих и оборонительных действий, что обеспечивается зрительно-моторными, и ве-стибулярно-моторными координациями. В свою очередь ритмичность выполнения двигательных действий определяется зрительно-моторной координацией, выражающейся в продолжительности латентного периода нервной системы в ответ на раздражение, скорости передачи и переработки нервных импульсов и межмышечной координацией. При этом межмышечная координация включает как согласованную работу различных мышечных групп, так и проявления дифференцировки мышечных усилий. Точность двигательных действий является суммарным проявлением зрительно-моторной, межмышечной и вести-булярно-моторной координаций. Способность к удержанию равновесия связана со зрительно-моторной, межмышечной координацией и центральными механизмами его регуляции в отделах головного мозга, обеспечивающих постуральный контроль (вестибулярно-моторная координация).
ЛИТЕРАТУРА
1. Болобан, В.К. Сенсомоторная координация как основа технической подготовки / В.К. Балобан // Наука в Олимпийском спорте. - 2006. - № 2. - С. 96-102.
2. Быстров, В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов / В.А. Быстров. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 63 с.
3. Овечкин, А.М. Влияние координационных способностей на технико-тактическую подготовленность высококвалифицированных хоккеистов / А.М. Овечкин // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2009. - № 9. - С. 203-206.
REFERENCES
1. Boloban, V.K. (2006), "Sensorimotor coordination as a basis of technical training", Science in the Olympic sport, No. 2, pp. 96-102.
2. Bystrov, V.A. (2000), Bases of training and training of young hockey players, Terra-Sport, Moscow.
3. Ovechkin, A.M. (2009), "Influence of coordination abilities on technical and tactical readiness of highly skilled hockey players", News of SFU. Technical science, No. 9, pp. 203-206.
Контактная информация: kny.87@mail.ru
Статья поступила в редакцию 26.03.2018
УДК 796.034.2:316.356.2
РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОДВИЖЕНИИ КОМПЛЕКСА ГТО
Андрей Михайлович Грошев, кандидат педагогических наук, доцент, Московский авиационный институт (МАИ) «Стрела», Жуковский,
Константин Степанович Дунаев, доктор педагогических наук, профессор, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся сдачи норм комплекса ГТО детей школьного возраста. 11 марта 1931 года в СССР был официально учрежден спортивный комплекс под названием «Готов к труду и обороне». После распада Союза Советских Социалистических Республик с юридической точки зрения комплекс ГТО не был упразднен, хотя фактически он прекратил свое существование уже в 1991 году. В настоящее время Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» реализуется в нашей стране, с момента подписания указа №172 Президентом Российской Федерации в 2014 году. В статье рассматриваются вопросы сдачи норм комплекса ГТО по семейному принципу, где активную позицию занимают школьники совместно с родителями. Семейных подход к сдаче норм комплекса ГТО в настоящее время приобретает массовый характер и является активной пропагандой продвижения и развития возрожденного комплекса.
Ключевые слова: комплекс ГТО, испытания, семья, школьники, знак, конкурс.
ROLE OF THE FAMILY IN PROMOTING GTO COMPLEX
Andrey Mikhailovich Groshev, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow aviation Institute "Strela", Zhukovsky,
Konstantin Stepanovich Dunaev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka
Annotation
The article deals with the issues related to the passing of the norms of the GTO complex of schoolage children. On March 11, 1931 in the USSR there was officially launched the sports complex called "Ready for labor and defense". After the collapse of the Union of Soviet Socialist Republics from the legal point of view, the GTO complex was not abolished, although in fact it ceased to exist in 1991. Currently, the all-Russian sports complex "Ready for work and defense" is being implemented in our country since the signing of decree No. 172 by the President of the Russian Federation in 2014. The subject of the study-the delivery of norms of GTO complex by the students, motivation, the role of the family. The goal is to enhance, promote delivery of the standards set by the GTO, with the prerequisite of maintaining a healthy lifestyle. Research methods: analysis of literary sources, pedagogical observations, survey of parents, teachers of physical culture.
Keywords: GTO complex, tests, family, schoolchildren, sign, competition.
Одной из основных ролей государства в современных условиях прежде всего является создание условий, способствующих развитию семьи, становлению родителей, воспитанию детей. И здесь, большое значение для укрепления семьи имеет совместное творческое дело, к примеру, как в нашем исследовании, пропаганда здорового образа жизни, которая плавно, естественно перерастает в сдачу норм комплекса ГТО и где вовлечены все члены семьи. В этой связи, следует отметить о важной роли образования в данных вопросах оказывают дошкольные учреждения, преподавание физической культуры в школе [3], профессиональная подготовка студентов физкультурных вузов и вузов с факультетами физического воспитания, средних специальных учебных заведений.
Цель - активизация и пропаганда подготовки и сдачи норм комплекса ГТО школьников и членов их семей, с обязательной направленностью на ведения здорового образа жизни.