УДК 377.5
Колоцей Елена Валерьевна
аспирант кафедры методики обучения биологии и экологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена [email protected]
Развитие
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Elena V. Kolotsei
graduate student. Department of methods of teaching biology and ecology. Russian State Pedagogical University of A.I. Herzen [email protected]
The development of
SELF-LEARNING ACTIVITIES -ACTUAL PROBLEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием самостоятельной учебной деятельности студентов колледжа. Обосновывается необходимость дальнейшего изучения данной проблемы, несмотря на достаточное количество научных исследований, проведенных по этой теме. Раскрываются философские, психологические, педагогические и методические аспекты данной темы. Приводятся результаты анализа научной литературы по теме исследования. Кроме того, представлены результаты исследования, проведенного в Петровском колледже среди студентов первого и второго курса и преподавателей этого же учебного заведения. Эксперимент был направлен на выявление отношения к самостоятельной работе у различных участников учебного процесса. Данные, полученные при анкетировании, позволяют предположить, что исследование проблемы развития самостоятельной учебной деятельности студентов является актуальным.
Ключевые слова: самостоятельная учебная деятельность, студенты колледжа, самостоятельная работа.
Annotation. The article considers the issues of development of self-learning activity of college students. The necessity of further study of the problem, in spite of a sufficient number of scientific studies on the topic, is proved. The author reveals the philosophical, psychological, pedagogical and methodological aspects of the topic, gives the results of the analysis of the scientific literature on the research topic. In addition, we present the results of a study conducted at the Petrovsky College among students of the first and second year and teachers of the same school. The experiment was aimed at identifying the relationship to work independently from the different participants of the process of training. The results of questioning suggest that the study of the problem of selfeducational activity of students is important.
Keywords: self-learning activities, college students, independent work.
Современные реалии образования диктуют учреждениям среднего профессионального образования необходимость подготовки конкурентоспособных специалистов, которые, с одной стороны, являются компетентными в своей области. С другой, могут гибко реагировать на изменения и нововведения в своей профессиональной области, проявлять инициативу, брать на себя ответственность за самостоятельные действия, уметь формулировать и находить пути решения проблем. Одной из основных проблем современного образования в мире являются необходимость непрерывного образования, повышение роли самостоятельности обучаемых.
С целью обеспечения выполнения поставленной задачи в учебных планах, реализуемых на осно-
ве ФГОС третьего поколения, на внеаудиторную самостоятельную работу студентов выделено около 30 % времени, и примерно такое же количество часов дается на аудиторные лабораторные и практические работы по экологии, предполагающие высокую долю автономности при их выполнении. Нужно отметить, что экологическое образование обеспечивает сочетание методологической, мировоззренческой и профессиональной подготовки будущих специалистов. В процессе экологического образования происходит социализация и профессионализация личности за счет расширения видов самостоятельной деятельности студентов (учебной, исследовательской) и благодаря развитию и проявлению положительных эмоциональных и эстетических качеств личности в образовательном процессе [2].
233
Таким образом, очевидна важность усиления доли самостоятельной учебной работы для развития социальных и профессиональных качеств личности. Проблеме развития самостоятельной учебной деятельности в педагогической литературе традиционно уделялось достаточно много внимания. Для всестороннего рассмотрения данной проблемы необходимо уточнить сущность таких понятий, как «етмостоятельность», «етмо-стоятельная учебная деятельность», «етмостоя-тельная работа». При этом необходимо рассмотреть следующие аспекты проблемы:
1) философский - методологический фундамент самостоятельности личности;
2) психологический - определение роли саморегуляции;
3) педагогический аспект, который предполагает рассмотрение учебной самостоятельности студентов, а также пути её развития в образовательном процессе;
4) методический - определение роли самостоятельности в учебной деятельности, формы и условия ее развития при обучении экологическим дисциплинам.
Результаты анализа философской литературы свидетельствуют о том, что понятие «етмостоя-тельность» рассматривалась в работах Р. Декарта, И. Канта, К. А. Альбухановой-Славской, АТ. Спир-кина и др. Философов в разные исторические эпохи интересовали категории «самостоятельность» и «личность», «свобода» и «выбор».
Результаты анализа психологической литературы показали, что свойствами, составляющими сущность самостоятельности, можно считать самоконтроль, саморегуляцию, способность к сохранению собственного мнения, несмотря на влияние внешних обстоятельств. Этой проблеме уделяли внимание такие известные психологи, как ЛЮ. Выготский, С Л. Рубинштейн, А». Леонтьев, ИЮ. Кон, В». Мясищев, А.И. Щербаков и другие.
Проблема формирования самостоятельной деятельности нашла отражение и в дидактических трудах. Например, П.И. Пидкасистый одним из первых дал ей теоретическое обоснование, однако его теория создавалась в рамках знаниевой (когнитивной) парадигмы обучения и раскрывала лишь организационную сторону самостоятельной деятельности в учебном процессе.
На современном этапе различные стороны данной проблемы были изучены в трудах известных дидактов и психологов и отражены в ряде диссертационных работ. В них дано понятие самостоятельной деятельности (Л. В. Жарова,
МП. Махмутов, П.И. Пидкасистый), классифицированы самостоятельные работы (Б.П. Есипов, В.П. Стрезикозин и др.), названы условия, позволяющие успешно организовать самостоятельную деятельность (П.И. Пидкасистый и др.).
Проблема формирования самостоятельной учебной деятельности привлекала внимание методистов-биологов начиная с XIX века. Так, о
необходимости самостоятельных занятий для учащихся говорил АП. Герд, позднее, в XX веке, на необходимость организации самостоятельных работ учащихся указывали В. В. Половцов, Б.Е. Райков, И.Д. Зверев и др. В настоящее время методисты-биологи отмечают, что для современных учащихся сложным является этап целеполагания самостоятельной познавательной деятельности, а именно самостоятельная постановка новых учебных задач. Возможно, это можно объяснить тем, что при обучении биологии и экологии нередко преподаватель ориентирует (ставит цель) учащихся на усвоение «готовых» знаний и действий. В этом случае задачами учебной работы выступают понимание, запоминание и воспроизведение учебной информации и операций. Учащиеся редко привлекаются к анализу условий, выбору соответствующих способов действий, контролю и оценке их выполнения и самостоятельному определению целей учебной деятельности [1].
Учитывая актуальность проблемы формирования самостоятельной учебной деятельности студентов колледжа и организации отдельных ее видов на занятиях по экологическим дисциплинам, в целях выявления отношения студентов к самостоятельной работе и самостоятельной деятельности было проведено анкетирование, в котором приняли участие студенты второго и третьего курса ГБОУ СПО «Петровский колледж» (всего 61 человек). Обработка результатов анкетирования проводилось по модифицированной методике ЛЮ. Жаровой.
По результатам анкетирования было установлено, что положительное и отрицательное отношение к самостоятельной работе разделилось поровну и составило по 27,9 % от общего числа респондентов, отношение оставшихся 44,2 % студентов - безразлично.
Значение самостоятельной работы 45,9 % опрошенных охарактеризовали как желание проверить свои знания, в то время как 44,2 % респондентов отметили значимость самостоятельной работы для получения высокой оценки. Доля считающих, что роль самостоятельной работы состоит в приобретении и углублении знаний, а также в появлении возможности применения знаний составила, соответственно, 9,8 % и 14,7 % от общего числа ответов. Таким образом, просматривается индифферентность студентов в отношении самостоятельной учебной деятельности.
Среди трудностей, испытываемых студентами, в первую очередь выделяются такие, как неспособность к концентрации внимания на выполнении действий (40,9 %) и отсутствие сформированного навыка подобной работы (44,2 %). Только 8,1 % респондентов испытывают трудности в связи с отсутствием четкого инструктажа со стороны преподавателя, и 13,1 % участников опроса требуется постоянный преподавательский контроль. Тем не менее, всего лишь один человек из опрашиваемых считает, что у него нет трудностей в этом виде деятельности. Также интересно отметить, что лишь 9,8 % обучаемых видят причину затруднений в неумении правиль-
234
но выстроить последовательность своих действий при выполнении заданий.
Кроме этого, студентам было предложено ответить на вопросы о том, какие виды самостоятельных работ при изучении экологических дисциплин вызывают у них интерес. Первое место среди ответов занял такой ответ, как поиск информации в сети Интернет (29,5 %). Вторым ответом по частоте встречаемости - работа с учебником (26,2 %) что, скорее всего, объясняется тем, что данные виды работы хорошо знакомы студентам, и достаточно часто используются преподавателями. Далее в ответах студентов следует: работа с таблицами (21,3 %), выполнение лабораторных работ (18 %), подготовка докладов и рефератов (16,4 %), планов и конспектов (14,7 %), выполнение учебных экологических проектов (11,4). Доля такого вида учебной деятельности, как подготовка эссе, оказалась невелика (1,6 %). Таким образом, видно, что студенты предпочитают репродуктивные виды деятельности и избегают более трудных, требующих применения самостоятельных умений.
На вопрос «Какая помощь преподавателя необходима при выполнении самостоятельной работы?» результаты распределились следующим образом: «ответы преподавателя на вопросы, возникающие при выполнении заданий» - 59 %, «объяснение заданий» - 47,5 %, «проверка и анализ результатов» - 36 % респондентов. Инструктаж требуется 24,4 % обучаемым, корректировка процесса работы - 14,7 %, и только незначительное количество (4,9 %) нуждается в наблюдении преподавателя. Вышеизложенное позволяет сделать заключение о необходимости оказания студентам помощи на протяжении выполняемой работы.
Также студентам было предложено ответить на вопрос «Что следует изменить в организации самостоятельной работы?». Большая часть (59 % респондентов) отмечает важность творческих заданий, 37,7 % - значимость увеличения продолжительности самостоятельной работы на уроке; 32,7 % от числа опрошенных признают необходимость предоставления подробных инструкций по выполнению задания. И только 4,9 % респондентов высказали интерес к индивидуальным заданиям, что, возможно, говорит о пассивности в восприятии учебной информации. И только 3,2 % опрашиваемых считают, что время, отводимое на уроке на самостоятельную работу, должно быть уменьшено, что говорит о нежелании что-либо выполнять самостоятельно.
Кроме того, результаты анкетирования показали значительную инертность студентов по отношению к самостоятельному выполнению заданий и необходимость ее преодоления. Очевидна необходимость проведения специальных исследований по проблеме развития самостоятельной учебной деятельности студентов колледжа.
Помимо изучения отношения студентов к самостоятельной учебной деятельности, мы провели исследование, результаты которого показывают отношение к данному виду деятельности препо-
давателей колледжа. В анкетировании были задействованы преподаватели различных общеобразовательных дисциплин Петровского колледжа (всего 39 человек). Анкета состояла из открытых вопросов, в связи с чем на каждый из них были предложены разные варианты ответов.
Прежде всего, следует отметить, что все опрошенные преподаватели считают важным формирование у студентов самостоятельности в учебной работе, что открывает широкие возможности для самообразования и ликвидации пробелов в знаниях, возникшие в результате пропуска занятий. Самостоятельная работа студентов, по мнению многих преподавателей, играет роль стимула, повышающего мотивацию обучения. Также преподаватели считают, что самостоятельная работа способствует повышению качества усвоения знаний, приобретаемые знания становятся более прочными, глубокими, а студенты лучше понимают изучаемый материал. Значение же подобной работы для преподавателя большинство респондентов видят в возможности увидеть результаты своей работы, проверить, насколько глубоко усвоены знания.
Следует отметить, что никто из преподавателей не указал на влияние самостоятельной работы на развитие умений рефлексии и самопроверки, что свидетельствует о недооценке преподавателей значения самостоятельной работы студентов.
На вопрос «Что может содействовать успешному формированию самостоятельности в учебной деятельности студентов?» 50 % опрошенных указали на правильную организацию самостоятельной работы благодаря четкому инструктажу и единым правилам ее оценивания. Другие респонденты (также 50 %) считают, что формированию самостоятельности студентов могут содействовать конкретные технологии, в том числе, ТРКМ (технология развития критического мышления), проектная технология, компьютерные технологии. Следует обратить внимание, что никто из преподавателей не выделил роль в формировании самостоятельной учебной деятельности технологии проблемного обучения.
По мнению некоторых преподавателей (13,5 %), самостоятельность студентов в учебной деятельности проявляется в умении самостоятельно находить нужную информацию и выбирать из нее главное для подготовки к докладам и рефератам, олимпиадам и конференциям. На вопрос «Что можно считать критериями проявления самостоятельности?» обобщить ответы преподавателей оказалось достаточно сложно. Среди высказываний были такие, как «желание получить дополнительное задание», «содержание задаваемых по теме вопросов», «появление заинтересованности в материале», четкое выполнение требований преподавателя», «способность выполнить нетипичное задание» и другие. Один из респондентов считает, что единые критерии назвать нельзя, все нужно рассматривать индивидуально. Таким образом, можно с уверенностью предположить, что большинство преподавателей не имеет четких критериев, по которым можно было бы судить о проявлении самостоятельности студентов в учебной деятель-
235
ности, несмотря на то, что они неоднократно рассматривались во многих педагогических исследованиях. Тем не менее, единые критерии учеными в настоящий момент не определены.
На вопрос о том, уделяют ли сами преподаватели внимание формированию самостоятельной деятельности на аудиторных занятиях, все анкетируемые дали утвердительный ответ. Среди способов, с помощью которых осуществляется формирование, были названы такие, как работа с текстом учебника или раздаточным материалом (64,1 %), составление сравнительных таблиц и схем (38,5 %), анализ выполненной работы (23 %). Всего два человека из опрошенных назвали подготовку и защиту проектов, и только один человек - использование проблемного подхода. Таким образом, несмотря на то, что респондентам знаком данный подход, его практически не используют для развития навыков самостоятельной учебной деятельности студентов. Также следует отметить, что никто из преподавателей не назвал в качестве используемого способа электронные образовательные ресурсы, что может говорить о недостаточной степени владения их использованием.
Литература:
1. Андреева Н.Д. Проблема формирования универсальных учебных действий в методике и практике обучения биологии / Н.Д. Андреева, Н.В. Малиновская // Биология в школе. 2014. № 4.
С. 30-40. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=2178 1458
2. Соломин В.П. Экологизация профессиональ-
ной подготовки студентов как насущная проблема высшего педагогического образования / В.П. Соломин, Н.Д. Андреева // Сетевое издание «Вестник Мининского университета». 2015.
№ 2 (10). ISSN 2307-1281. URL: http://www. mininuniver.ru (Вестник мининского университета). URL: http://www.mininuniver.rU/mediafiles/u/
files/Nauch_deyat/Vestnik/2015-10-2/Solomin.pdf
По результатам анкетирования выяснилось, что все его участники уделяют внимание формированию самостоятельности студентов не только на аудиторных занятиях, но и при выполнении домашней работы. Большинство (74,4 %) указали в качестве необходимых заданий выполнение презентаций, подготовку докладов и рефератов, кратких конспектов, работу по методическим пособиям. Небольшая часть респондентов (12,8 %) применяют для данной цели индивидуальные дифференцированные задания. И только один преподаватель назвал решение проблемных задач и выполнение проектов. Таким образом, можно вновь говорить о том, что преподаватели недостаточно часто используют проблемный подход для формирования самостоятельности студентов.
Исходя из сказанного выше, можно предположить, что исследование проблемы развития самостоятельной учебной деятельности студентов является актуальным. Кроме того, видится важным создание методики, способствующей развитию данного вида деятельности и внедрение ее в учебный процесс в колледже.
Literature:
1. Andreeva N.D. Problem of formation of universal educational actions in the technique and practice of teaching biology / N.D. Andreeva, N.V. Malinovskaya // Biology at school. 2014. № 4. P. 30-40. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21781458
2. Solomin V.P. Ecologization of training of students as the essential problem of higher pedagogical education / V.P. Solomin, N.D. Andreeva // online media «Bulletin of the Minin's University». 2015. № 2 (10). ISSN 2307-1281. URL: http://www.mini-nuniver.ru (Bulletin of the Minin's University). URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_d eyat/Vestnik/2015-10-2/Solo min.pdf
236