УДК 339.1
РАЗВИТИЕ РЫНКА УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Поворина Елена Васильевна, старший преподаватель кафедры «Менеджмент», [email protected]
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
Development of relations between the enterprises and the organizations raise importance of scientific researches of the certain markets. Many researches devoted to separate segments of the market of services for the enterprises and the organizations are known. At the same time, the given market hasn't been considered in the complex. Article represents the attempt to consider development of the market of services for the enterprises and the organizations in Russia as combination of a variety of services markets.
Развитие отношений между предприятиями и организациями повышает важность научных исследований отдельных рынков. Хотя достаточно много исследований посвящены отдельным сегментам рынка услуг предприятиям и организациям, в комплексе данный рынок рассмотрен не был. Статья представляет собой попытку рассмотреть развитие рынка услуг предприятиям и организациям в России как совокупность разнообразных рынков услуг.
Keywords: services for the enterprises and the organizations, the methodical approach, an estimation, service
Ключевые слова: услуги предприятиям и организациям, методический подход, оценка, услуга, сервис
В современной экономике взаимодействие предприятий и организаций вышло за рамки промышленной кооперации, сформировалась совокупность видов деятельности, целью
функционирования субъектов которой стало выполнение работ и предоставление услуг, способствующих реализации предпринимательских, управленческих, финансово-хозяйственных и производственных процессов предприятий-потребителей. Данные статистики показывают, что в российской экономике за период 2000--2010 годов объем промежуточного потребления вырос почти в 6 раз, темпы роста этого показателя были стабильны и колебались в пределах 123—125%, а также превышали или были сравнимы с темпами роста ВВП [10]. Рынок услуг предприятиям и организациям становится фактором, во многом определяющим возможности и условия реализации экономического потенциала.
Ни одна из научных концепций пока не описывает полностью всю совокупность отношений между предприятиями-потребителями и предприятиями-поставщиками услуг. Концепции секторального деления экономики не выделяют рынок услуг предприятиям и организациям, объединяя его с рынком услуг населению. Ряд современных концепций рассматривает рынки отдельных видов услуг, оказываемых предприятиям и организациям (деловых, интеллектуальных и прочих услуг) [2, 3, 5, 9]. Различные концепции в области маркетинга (промышленный или индустриальный маркетинг, В2В маркетинг, маркетинг промышленных товаров) сфокусированы на исследованиях потребительского поведения юридических лиц. Исследователи сферы услуг и разработчики классификаций услуг нередко выделяют услуги предприятиям и организациям в качестве составляющей сферы услуг. Множество исследований посвящены особенностям и факторам спроса и предложения на рынках услуг предприятиям и организациям, моделям отношений потребителей и поставщиков на данном рынке. Отдельные аспекты промышленного маркетинга, проведения маркетинговых исследований и продвижения на рынках промышленных товаров и услуг рассматривались в трудах специалистов-маркетологов [6, 12, 13, 14].
Таким образом, за рамками научного осмысления остается системный подход к рынку услуг предприятиям и организациям. В науке не сложилось единое мнение по поводу определения границ и структуры рынка услуг предприятиям и организациям, его роли в экономике, а, следовательно — совокупного влияния на экономические процессы.
Вместе с тем, следует отметить значительный недостаток исследований особенностей и методических рекомендаций по разработке организационных и экономических механизмов формирования и развития рынка услуг предприятиям и организациям.
В целом, сфера взаимоотношений между хозяйствующими субъектами стала предметом научных исследований сравнительно недавно. Первые исследования этого вопроса в СССР были связаны с проблематикой промышленной кооперации, формированием и развитием отдельных народнохозяйственных комплексов. За рубежом с начала ХХ века исследования аутсорсинга [1], кластерной экономики и другие вопросы значительно расширили спектр направлений научных исследований, основанных на изучении сотрудничества предприятий и организаций. Растущая значимость сферы услуг в экономике стала ключевым фактором выделения секторов экономики. Концепция секторального деления экономики К. Кларка, изначально выделявшая три сектора, во многом за счет многообразия услуг, предназначенных для предприятий и организаций была расширена до четвертичного и пятеричного секторов.
Ф. Котлер изначально указывал на существование рынка товаров промышленного назначения, который в свою очередь делил по критерию типа покупателя на сегменты товаров промышленного назначения, промежуточных продавцов и государственных учреждений [7]. С этой точкой зрения согласны многие отечественные ученые и практики в (И.В. Алешина, Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский и др.). Позднее Ф. Котлер выделял деловой и институциональный рынки, рынок государственных организаций [8]. Другие отечественные исследователи не согласны с подходами Ф. Котлера и, исходя из понятия рынка как такового, представляют промышленный рынок как совокупность рынков продукции производственно технического назначения, товаров народного потребления, реализуемых оптом, и промышленных услуг. Здесь используется другой критерий - вид продукта. На наш взгляд, этот подход позволяет более точно представить различные области отношений между предприятиями и организациями. Вместе с тем, понятие «промышленные услуги» значительно ограничивает спектр услуг предприятиям и организациям. Введение в научный оборот учеными и практиками таких терминов, как «деловые услуги», «профессиональные услуги», «интеллектуальные услуги», «услуги инфраструктуры» и пр., рассматривают отдельные виды услуг предприятиям и организациям, причем в отрыве от исследования общей совокупности услуг. Сопоставление классификаций и группировок данных услуг показало, что во многом они пересекаются или указывают на одни и те же виды услуг.
В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно уточнить понятийный аппарат исследования данного объекта, прежде всего, определив термин «рынок услуг предприятиям и организациям». Проведенное исследование позволило выявить следующие подходы, в рамках которых рассматриваются определения рынка услуг предприятиям и организациям (табл. 1).
Таблица 1
Подходы к определению рынка услуг предприятиям и организациям
\Подходы Харакч теристик а \ Секторальный - включение рынка услуг предприятий и организаций в состав секторов: Маркетинговый -включение рынка услуг предприятий и организаций в: Исключительный
Третично го Четвертично го Пятерично го сектор В2В промышл енный рынок
1. Представ ление рынка услуг предприя тиям и организа циям в общей совокупн ости рынков сферы услуг как совокупност ь рынков услуг, связанных с ИТ- технологиям и финансами как совокупно сть рынков услуг, связанных с персонало м в составе общего комплекса взаимоотн ошений пред. и орг. как рынок промышл енных услуг как рынок отдельного вида услуг
2. Роль в экономик е обслуживание предпринимательской деятельности в части реализации отдельных функций и задач управления ресурсное обеспечение основной деятельности предоставление интеллектуальных, деловых, профессиональных и т.д. услуг
3. Агенты рынка физические, юридические лица, органы государственного управления, органы местного самоуправления юридические лица, ПБОЮЛ юридические лица, ПБОЮЛ
В связи с этим предлагаем представить рынок услуг предприятиям и организациям как сферу обращения услуг, удовлетворяющих потребности хозяйствующих субъектов, органов государственного управления и органов местного самоуправления.
Предлагаемый подход позволяет рассматривать рынок услуг предприятиям и организациям в комплексе, как совокупность рынков отдельных видов услуг различного характера и назначения, не ограничивая определенными сегментами. Согласно такой трактовке агентами рынка выступают юридические лица (коммерческие и некоммерческие), ПБОЮЛ, органы государственного управления, органы местного самоуправления. Соответственно, роль в экономике рынка услуг предприятиям и организациям сводится к выполнению функций инфраструктуры рыночных отношений.
Высокая значимость рынка услуг предприятиям и организациям сформировалась под влиянием ряда предпосылок. Прежде всего, к ним отнесено развитие науки управления и обогащение инструментария практической деятельности. Это обстоятельство привело к значительному приращению специальных знаний и навыков, аккумулировать которые в рамках одной организационной структуры практически невозможно.
Особую роль в расширении рынка услуг предприятиям и организациям сыграло появление и развитие техники и технологий, прежде всего, информационных, значительно изменивших практику управления и также требующих профессионального участия.
Глобализация экономики значительно увеличивает динамичность и уровень интегрированности внешней среды, что приводит к появлению новых и обострению известных проблем в компаниях, эффективное решение которых предполагает взаимодействие с профессионалами. Данная предпосылка также обусловила расширение разнообразия организационных форм, механизмов предпринимательской деятельности, усложнение ее практики, требующих привлечения сторонних специалистов [1, 4].
Сравнительный анализ подходов к определению сущности рынка услуг предприятиям и организациям показал, что отсутствуют попытки классификации услуг этого рынка в целом. Отдельные виды этих услуг выступали предметом исследования многих ученых и практиков. В частности, достаточно хорошо изучены деловые, профессиональные, интеллектуальные услуги [9, 5]. Однако данные виды услуг составляют лишь часть услуг предприятиям и организациям и не могут характеризовать их полную совокупность.
Проведенный анализ классификационных критериев, используемых для группировок отдельных видов услуг предприятиям и организациям, позволил обосновать целесообразность выделения следующих основных критериев классификации и провести соответствующую классификацию (табл. 2).
Таблица 2
Классификация услуг предприятиям и организациям
Критерий Классификационные группы Виды услуг предприятиям и организациям
Отнесение к сектору экономики услуги третичного сектора Деловые услуги в сфере услуг
услуги четвертичного сектора Услуги в области информационных технологий, образования и научных исследований, глобального маркетинга, банковские и финансовые услуги
услуги пятеричного сектора Услуги, связанные с мотивацией
Уровень новизны в услуге Интеллектуальные услуги Диагностика, консультирование и аналитика, НИОКР, инфокоммуникационное посредничество, маркетинговые и юридические услуги, инжиниринг, профессиональный менеджмент и системное финансовое управление
Критерий Классификационные группы Виды услуг предприятиям и организациям
Технологичные услуги Инфраструктурные (транспорт, логистика, связь) услуги; Сервисные (экспертные услуги, клининг, химчистка, прачечная и пр.) услуги; Технические (типография, ремонт и пр.) услуги; Производственные (строительство, монтаж и пр.) услуги
Высокотехнологичные услуги Услуги по ремонту и техническому сопровождению высокотехнологичной техники
Ресурсы, формированию, воспроизводств у или использованию которых способствуют услуги услуги в области финансов Финансовые, банковские услуги, пр.
услуги в области трудовых ресурсов Услуги образования, экспертные услуги, пр.
услуги в области информационного обеспечения ИТ-услуги, связь, пр.
услуги в области материально-технического снабжения Логистические услуги, инжиниринговые услуги, пр.
Функция менеджмента, реализации которой способствуют услуги Общие функции
услуги планирования Консалтинговые услуги в области разработки стратегических и иных планов
услуги организации и координации ИТ-услуги, консалтинг по разработке организационных структур, кадровый консалтинг, подбор кадров и пр.
услуги мотивации Консалтинговые услуги по разработке систем мотивации, team-building, тренинги и пр.
услуги контроля Инжиниринг систем безопасности и контроля, аудиторские услуги и пр.
Специальные функции
услуги финансового и инвестиционного управления Финансовые и банковские услуги, инвестиционный консалтинг и пр.
услуги управления маркетингом Услуги по проведению маркетинговых исследований, разработке и реализации
Критерий Классификационные группы Виды услуг предприятиям и организациям
рекламных и PR кампаний, пр.
услуги управления инновациями и пр. НИОКР и пр.
Целевое назначение услуги Образовательные услуги Тренинговые услуги Услуги дополнительного образования и т.д.
Юридические и нотариальные услуги Подготовка документов Юридическое сопровождение сделок и т.д.
и т.д. - всего в работе выделены 16 групп услуг
Воздействие на объект услуги, ориентированные на менеджмент Юридическое обслуживание
услуги, ориентированные на активы Аудиторские услуги Банковские услуги
услуги, ориентированные на жизненный цикл конечной продукции Услуги разработки дизайн-проектов и пр.
Группировка услуг по критерию отнесения к одному из секторов экономики показывает их эволюцию — по мере усложнения технологий выполнения услуги и обслуживания назначение услуг меняется от обслуживания процессов и операций к планированию и организации экономики и формированию факторов развития предприятия-потребителя.
Инновационный потенциал услуг, способность предложить в какое-либо новое решение отражает их группировка по критерию новизны в оказываемой услуге. Такой подход позволяет разделить тиражируемые, инновационные услуги и услуги с определенным ноу-хау. Ресурсы, необходимые для функционирования предприятия-потребителя и функции менеджмента, представляют собой критерии классификации, которые отражают место услуг в предпринимательской деятельности. Наиболее крупная группировка услуг предприятиям и организациям проведена по целевому назначению услуг. На основе анализа ОКВЭД, выделены 16 групп услуг, отличающихся различным назначением. Критерий воздействия на
объект позволяет выделить услуги по принципу влияния на менеджмент, активы или развитие выпускаемого продукта (стадия жизненного цикла) предприятия-потребителя. Таким образом, представленная классификация отражает тенденцию расширения и усложнения услуг.
Указанные выше предпосылки развития рынка услуг предприятиям и организациям и расширение многообразия видов услуг обусловили усложнение отношений субъектов спроса и предложения. В работе показано, что специалисты выделяют различные модели отношений сторон на рынке услуг предприятиям и организациям в качестве основных, в результате чего появляются определенные противоречия в исследовательских подходах (табл.
3).
Таблица 3
Противоречия группировок моделей отношений на рынке услуг предприятиям и организациям
Разработчик группировки Группы моделей/модели Противоречия группировки
Байбардина Т.Н., Титкова Л.М., Кожухова Г.Н. [2] Модель «Buy grid» Модель Левитта Модель Кардозо Модель Шетта В группе объединены одно- и многофакторные модели
Ковалев А.И. [6] Модель Шетта Модель Вебстера-Винда
Юлдашева О.У. [14] Модели с выделением покупающего центра Двухэлементная модель Системная модель Крайне ограничивают совокупность моделей отношений
Уэбстер-мл. Ф. [12] Модель Шетта Модель Вебстера и модель Вебстера-Винда Модель вознаграждения Модель Шоффре-Лилльена Модель Ф.Уэбстера Не дают представления о различиях в структурах и элементах моделей
Стельмах Т.Ю. [11] Базовые модели покупающего центра Модели процесса закупок Интерактивные модели Мультиорганизационные модели Предполагает возможность неоднозначного отнесения той или иной модели к группе
Шнайдер Д.И.Г. [13] Моноорганизационные модели Излишне обобщенные
Разработчик группировки Группы моделей/модели Противоречия группировки
Общие модели Интерактивные модели группы, объединяющие модели, различные по характеру
Ряд ученых в качестве основных моделей называют однофакторные модели (модель Вебстера и модель Бакхауса Гюнтера). Условно их можно считать процессными, поскольку обе они основаны на выделении стадий процесса взаимодействия сторон. С другой точки зрения, базовыми моделями отношений организаций являются модель Вебстера-Винда и модель Шетта.
Анализ моделей отношений сторон на рынке услуг предприятиям и организациям показывает, что ученые и практики сходны во мнении о воздействии на предприятие-потребителя множества факторов, которые, обобщая, можно сгруппировать следующим образом:
— окружающая среда - уровень первичного спроса, экономические условия, условия снабжения, темпы НТП, конкуренция, референтные группы;
— особенности предприятия - цель, методы работы, организационная структура и культура, внутрифирменные системы, организационная демография и организационный стиль;
— межличностные отношения - полномочия, статус, умение убеждать, стиль руководства, средства влияния;
— индивидуальные характеристики личности лиц, вовлеченных в процесс отношений предприятий и организаций.
Отсутствует модель отношений на рынке услуг предприятиям и организациям, которая отражает зависимость от текущей стадии жизненного цикла товара/услуги. В связи с этим была выдвинута гипотеза, что в условиях высокой динамики обновления предложения конечной продукции ее жизненный цикл становится довольно сильным стимулом обращения на рынок услуг предприятиям и организациям.
Исследователи различных видов услуг предприятиям и организациям обосновывали зависимость их развития исключительно от потребностей управленческой деятельности и процесса производства компании-потребителя. На современном этапе развития рынка услуг предприятиям и организациям особенности и проблемы управления жизненным циклом продукта, выпускаемого предприятием-потребителем услуг, становятся вторым по значимости фактором формирования предложения услуг.
Обследование компаний, предлагающих услуги предприятиям и организациям, показало, что в среднем 45% специально предлагают услуги, соответствующие задачам управления жизненным циклом и задачам отдельных стадий жизненного цикла продукта. В структуре выполненных проектов, услуги, оказанные для решения задач, связанных с
жизненным циклом продукции компании-потребителя и его отдельными стадиями, также занимают второе место.
В целях разработки современной модели отношений на рынке услуг предприятиям и организациям нами был проведен анализ, который показал, что сложился ряд представлений о составе жизненного цикла.
Традиционным является маркетинговый подход, в рамках которого известны концепции жизненного цикла товара и жизненного цикла спроса. Их сходство заключается в ориентации на описание особенностей присутствия товара на рынке в различное время, начиная с его презентации. По нашему мнению, инженерный подход является комплексным, включая стадии разработки и инженерного решения продукта, развития спроса и сбыта. Тем самым концепция жизненного цикла изделия фокусируется на описании появления и исчезновения товара.
В качестве основы современной модели отношений на рынке услуг предприятиям и организациям жизненный цикл продукта следует представить как совокупность процессов от работ по выявлению потребностей, поиску путей и организации работ по созданию комбинации основного продукта и сервиса, удовлетворяющих эти потребности, до момента изменения потребностей или их удовлетворения и появления потребности в избавлении от основного продукта.
Как показал анализ, модель спирального жизненного цикла (в отличие от каскадной или модели с промежуточным контролем) позволяет полнее отразить динамику развития продукта и его положения на рынке. Более того, этот тип модели показывает возможность создавать и предоставлять последовательно или параллельно несколько версий продукта. Придерживаясь спиральной модели, автор в предлагаемой концепции жизненного цикла продукта в качестве уровней спирали предлагает выделять стадии развития спроса — его отсутствия, зарождения, ускорения роста, замедления роста, зрелости, спада и спроса на избавление от продукта.
По нашему мнению, жизненный цикл продукта должен быть дополнен стадиями, связанными с разработкой проекта как такового и маркетинговой деятельностью. Первой стадией жизненного цикла становится исследование потребностей, проводимое с целью определить функциональное назначение продукта, его основные и дополнительные характеристики.
Опишем предлагаемую модель. Первичные маркетинговые исследования проводятся для подкрепления и уточнения решений по отбору концепций. Разработка проекта, его техническая и экономическая экспертиза также выделены в отдельные стадии, за которыми следует этап разработки комплекса маркетинга. На стадии создания модели или пробного образца продукта проводятся НИР и ОКР. Затем наступают стадии брендинга и пробного маркетинга.
Передача продукта в производство предполагает подготовку производства (материалов, техники и технологии), непосредственно организацию производства (массового, серийного, сборочного или индивидуального). Сбыт охватывает стадии оптовой реализации, розничного сбыта (в т.ч. торгового обслуживания, информационного сопровождения), послепокупочного обслуживания (доставки, установки, сборки, наладки и т.д.), эксплуатации (технического обслуживания, гарантийного и постгарантийного обслуживания), а также избавления от продукта (утилизации, обмена или модернизации).
Актуальность предложенной модели подтверждается отдельными результатами проведенного обследования рынка услуг предприятиям и организациям, показавшими, что предприятия-потребители генерируют спрос на проекты, связанные с различными стадиями жизненного цикла продукта. Предполагается, что стадия жизненного цикла подразумевает стремление к обращению за конкретным видом услуг предприятиям и организациям.
Данные показывают, что спрос на услуги предприятиям и организациям инициируется в настоящее время на всех стадиях предлагаемого интегрированного жизненного цикла продукта компании-производителя. Заметим, что наибольший спрос был предъявлен на оказание услуг при разработке и модификации продукта, а также при его сбыте.
Неравномерный характер развития структуры услуг предприятиям и организациям, по нашему мнению, обусловлен недостаточной развитостью рынков отдельных видов услуг предприятиям и организациям. В свою очередь, неравномерность развития рынков отдельных видов услуг предприятиям и организациям, во многом обусловлено концентрацией компаний-поставщиков в нескольких крупных городах Российской Федерации. Между тем, рынок услуг предприятиям и организациям превращается наряду с производством конечной продукции в значимый источник развития экономической и инвестиционной активности и привлекательности регионов. Рынок услуг предприятиям и организациям также становится значимым источником средств формирования бюджетов различных уровней, рабочих мест. Следовательно, органы управления заинтересованы в том, чтобы прибыль от использования субъектами предпринимательской деятельности продуктов рынка услуг предприятиям и организациям оставалась в регионе в виде соответствующих налоговых отчислений. Тем самым обосновывается целесообразность обеспечения органов государственного управления и местного самоуправления инструментом оценки способностей и возможностей рынка услуг предприятиям и организациям удовлетворить потребности хозяйствующих субъектов в
функционировании рыночной инфраструктуры, выявить инфраструктурные проблемы реализации социально-экономического потенциала региона и найти пути их решения.
На основе данных положений разработаны методические подходы к оценке уровня развития рынка услуг предприятиям и организациям в регионе, которые предназначены, прежде всего, органам государственного управления субъектов Российской Федерации. Также они могут быть использованы в работе органов местного самоуправления крупных районов. Целью методических подходов к оценке уровня развития рынка услуг предприятиям и организациям в регионе выступает определение проблем и сдерживающих факторов развития рынка в регионе на основе исследования и определения уровня его развития. Полученные выводы могут быть использованы для разработки, обоснования и принятия решений по формированию и развитию рыночной инфраструктуры в регионе. Основные этапы предлагаемых подходов представлены в табл. 4.
Таблица 4
Основные этапы оценки уровня развития рынка услуг предприятиям и организациям в регионе
Этап Основные направления работы Ожидаемый результат
Этап 1. Установление потребителей и поставщиков услуг Определение структуры потребителей и поставщиков услуг в отраслевом разрезе и по масштабу деятельности Определение уровня присутствия поставщиков услуг на рынке. Частные выводы о соответствии спроса и предложения.
Этап 2. Анализ структуры оказанных услуг Определение структуры оказанных услуг и ее анализ по статусу потребителей Определение ориентированности поставщиков услуг на различных потребителей и выявление уровня независимости рыночной инфраструктуры
Этап 3. Выявление потребностей предприятий-потребителей в услугах Определение текущего и потенциального спроса на услуги Выявление объема неудовлетворенного спроса на услуги и проблем функционирования рыночной инфраструктуры
Этап 4. Определение перспектив развития рыночной инфраструктуры Определение факторов развития рыночной инфраструктуры и их влияния Определение перспектив и приоритетов развития рыночной инфраструктуры в отраслевом разрезе
Этап 5. Разработка рекомендаций по формированию рынка услуг предприятиям и организациям Обоснование выбора направлений и способов поддержки развития отдельных видов услуг Определение механизмов развития отдельных сегментов рыночной инфраструктуры
Апробация методических подходов к оценке уровня развития рынка услуг предприятиям и организациям в Москве показала следующее. Изучение спроса и предложения (в рамках первого этапа) позволило сделать следующие выводы:
— компании-потребители не удовлетворены частотой обращения к экспертам и хотели бы чаще обращаться к поставщикам услуг, что свидетельствует о значительном неудовлетворенном спросе на услуги предприятиям и организациям;
— чаще потребности предприятий и организаций в услугах связаны с проблемами в области менеджмента и управления жизненным циклом продукта, чем с исключительно производственными, техническими и технологическими проблемами;
— в области менеджмента предприятий-заказчиков, как правило, стимулом обращения за услугами становятся проблемы осуществления общих и специальных функций менеджмента;
— в отношении управления жизненным циклом продукта, чаще потребности в обращении к заказчикам, возникают на стадиях, где необходимы творческие, высокотехнологичные, инновационные услуги.
Анализ структуры оказанных услуг (второй этап) показал, что в целом рынок услуг предприятиям и организациям в г. Москве не зависит от деятельности аналогичных предприятий других субъектов. Этот сегмент удовлетворяет спрос заказчиков-резидентов г. Москвы и оказывает значительную часть услуг инорегиональным компаниям. В табл. 5 показана оценка отдельных видов услуг предприятиям и организациям в г. Москве. Заметим, что по результатам апробации, значительная часть услуг отнесена к категории высоко развитых, то есть способных оказывать услуги инорегиональным компаниям.
Таблица 5
Оценка развития рынков услуг предприятиям и организациям в г. Москве
Развит не достаточно Развит - удовлетворяет потребности резидентов региона Высоко развит - оказывает услуги инорегиональным компаниям
Услуги общественного питания Услуги клининга Образовательные услуги, услуги по подбору и подготовке персонала
Услуги технического сервиса Депозитарные услуги Юридические и нотариальные услуги
Экспертные услуги Услуги связи Исследовательские услуги
Консалтинговые услуги
Услуги в области торговли и логистики
Услуги по обращению Финансовые и страховые услуги
недвижимого имущества Аудиторские услуги
Информационные услуги
Инжиниринговые услуги
Вместе с тем, данный рынок нельзя назвать насыщенным. Ряд проблем сдерживают развитие спроса на услуги предприятиям и организациям. В развитии спроса следует прогнозировать его увеличение, но не изменение структуры.
В ходе выявления потребностей предприятий-потребителей в услугах (третий этап) был проведен опрос экспертов. Результаты экспертной оценки показали, что наиболее уязвимыми с точки зрения развитости рынка, факторами, выступают следующие аспекты:
— недостаточные широта и глубина ассортимента услуг, неготовность поставщика адаптировать услугу к потребностям заказчика, что свидетельствует о неудовлетворительной структуре предложения;
— низкий уровень новизны в оказываемых услугах, что показывает преобладающую ориентацию поставщиков услуг предприятиям и организациям на тиражирование типовых решений;
— относительная незащищенность интересов потребителей, связанная с проблемами и несовершенством судебно-правовой системы.
Учитывая вышесказанное, перспективы развития рынка услуг предприятиям и организациям в г. Москве связаны с развитием отдельных секторов этого рынка. Сдерживающим развитие рынка услуг предприятиям и организациям проблемами в области предложения услуг прежде всего выступает неудовлетворительная структура предложения, сужение ассортимента услуг, что не позволяет предприятиям-заказчикам более полно удовлетворить сложившиеся запросы. Кроме того, исследование позволило выявить нежелание компаний-поставщиков адаптировать или индивидуализировать типовую (стандартизированную) услугу, что снижает ее инновационный потенциал.
Ориентированность на стандартные (типовые) услуги сводит предложение к технологичным услугам.
Наиболее перспективными сегментами рынка услуг предприятиям и организациям следует считать интеллектуальные и высокотехнологичные услуги, связанные с проблемами управления жизненным циклом продукта, оптимизацией и обеспечением процессов производства.
Литература
1. Аникин Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, 2006, 2007.
2. Байбардина Т.Н., Титкова Л.М., Кожухова Г.Н. Поведение потребителя. Минск: Новое знание, 2002.
3. Березин И.С., Дорошенко М.Е. Рынок интеллектуальных услуг // http://www.dv-гес1ата.ги/?т^=954 (Дата обращения 20.02.2011).
4. Бравар Ж.-Л. Эффективный аутсорсинг. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007.
5. Дорошенко М.Е. Сектор интеллектуальных услуг: перспективы развития и сценарный анализ // Форсайт. 2008. № 2.
6. Ковалев А.И. Межфирменный (промышленный) маркетинг. М.: Благовест-В, 2008.
7. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. СПб.: Питер, 2006.
8. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс. 1990.
9. Пахомов Д.С. Развитие рынка деловых услуг в условиях присоединения России к ВТО. Автореф. дис... к-та экон. наук. М., 2004.
10. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. М.: Росстат, 2009.
11. Стельмах Т.Ю. Формирование механизма управления поведением потребителей в условиях технико-внедренческой особой экономической зоны. Автореф. дис...к-та экон. наук. М., 2009.
12. Уэбстер Ф. Основы промышленного маркетинга. М.: Изд. дом Гребенникова, 2005.
13. Шнайдер Д.И.Г. Введение в маркетинг технологий и высокотехнологичных товаров производственного назначения: Учебное пособие для студентов инженерных и
экономических специальностей, слушателей послевузовской системы обучения, аспирантов и специалистов. Русск. изд. под ред. А.И. Грабченко. Харьков: НТУ «ХПИ», 2003.
14. Юлдашева О.У. Промышленный маркетинг: Теория и практика. СПб.: Питер, 2006.