же товаров, выполнении работ, оказании услуг принимать наличные денежные средства и (или) банковские пластиковые карточки для расчетов на территории республики с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием для обеспечения регистрации и некорректируемого учета принятых наличных денежных средств и печати платежного документа либо со средством контроля налоговых органов. Однако на осуществление разносной и развозной торговли данное требование не распространяется. Его можно рассматривать скорее как меру, направленную на защиту покупателя, поскольку, согласно ст. 463 ГК, «договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара».
Доставка. Вне зависимости от формы расчетов в подавляющем большинстве случаев (за исключением упомянутых выше «цифровых» товаров) доставка осуществляется курьерами. При этом также обычно завершается документальное оформление операции.
Постановлением №291 вводится требование размещения на сайте информации о документах, подтверждающих факт приобретения товара, которые продавец обязан выдавать покупателю вместе с товаром, их образцах и порядке их оформления. Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 г. «О защите прав потребителей» (ст. 1) относит к их числу кассовый (товарный) чек либо квитанцию к приходному кассовому ордеру, квитанцию к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкцию по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о наименовании товара, его стоимости и дате приобретения, продавце.
Электронная торговля (ЭТ) -составная часть современной электронной экономики (в литературе также встречаются названия е-есопоту, новая, информационная, сетевая, интеллектуальная экономика), в которой для обеспечения прироста общественного продукта и повышения производительности используются информационные и компьютерные технологии (ИКТ) [1].
Применение инструментов ЭТ стало возможным благодаря развитию Интернета, электронного документооборота, логистики и электронных платежных систем. Поэтому и под самим понятием постепенно начинают подразумевать общую форму оказания информационно-коммуникационных услуг в сфере торговли. ЭТ можно рассматривать как эффективное средство продаж продукции реального сектора экономики, инструмент для выработки продуктовой и ценовой стратегий предприятия. Она появилась на развитых рынках и на начальном этапе представляла собой, главным образом, продажу-покупку товаров и услуг по каталогам.
Среди положительных сторон ЭТ следует отметить возможность стандартизации и ускорения обработки заказов, оптимизацию транспортных схем, совершенствование контроля над поступлениями средств и оплатой продукции.
Использование технологий электронной торговли актуально по следующим причинам:
■ стремительно расширяется номенклатура товаров и услуг, что обусловливает проблему их идентификации и строгого применения стандартов электронного документооборота;
Фото Алеси Касьян
Борис Паньшин,
профессор кафедры экономической информатики экономического факультета БГУ, доктор технических наук, профессор
■ резко увеличиваются объемы внутренней и внешней торговли и изменяются ее технологии, что сопровождается развитием связей между производителями
и потребителями продукции и различными организациями, обеспечивающими товарооборот как внутри страны, так и за рубежом;
■ интернет-технологии вовлекаются в формирование информационного общества и бизнеса;
■ в развитых странах растет благосостояние и занятость людей, и они, естественно, стремятся сократить временные издержки на выбор и покупку товаров.
Использование в торговле современных информационно-коммуникационных технологий, прежде всего Интернета, обеспечивает существенное сокращение расходов на проведение торговых операций и рационализацию экспортно-импортной деятельности.
Актуальность развития рынка услуг ЭТ обусловлена следующими факторами: ростом мировой торговли (с 2004 г. более чем на 7%), удвоением количества коммерческой информации каждые 20 месяцев, постоянным увеличением затрат на документооборот (7-15% от цены сделки).
ЭТ формирует общее впечатление о е-коммерции и экономике. Однако несмотря на
наличие электронных денег, интернет-банкинга, постоянное обновление виртуальных продуктов, популяризацию новых де-вайсов (планшетов, смартфонов), торговле реальной продукцией ЭТ пока существенно уступает. Ее крупнейшие пользователи -резиденты ЕС и США. В Евросоюзе электронный товарооборот в 2012 г. превысил 300 млрд долл., в Соединенных Штатах составил около 280 млрд долл. При этом доля ЭТ в общем товарообороте в странах ЕС за последние пять лет выросла с 12 до 15% (около 3% ВВП) [2]. Рост доли и роли электронной торговли обусловлен дальнейшим развитием ИКТ, сменой поколений покупателей и в целом движением по 30-летнему циклу глобальной адаптации технических инноваций (по аналогии с внедрением результатов промышленной революции в Англии). Существенная тенденция мирового рынка - все большая ориентация интернет-магазинов на внешние рынки, особенно в Китае (более 10% продаж) [3].
В последние годы наблюдается взрывной рост популярности мобильной ЭТ. По данным агентства Coda Research Consultancy, ее объем в США увеличился с 0,4 до 2,4 млрд долл. с 2008 по 2010 г. [3, 4]. К 2015 г. оборот в данном
сегменте рынка составит порядка 24 млрд долл. Кроме того, по прогнозам Morgan Stanley Research, к 2014 г. выходить в Интернет люди будут чаще с мобильных устройств, чем через персональные компьютеры (рис. 1).
Примечательно, что электронная торговля следует некоторым собственным экономическим законам. Некоторые из них выявил и предложил главный редактор научного журнала Wired Magazine, посвященного ИКТ, К. Андерсон. Во-первых, закон неограниченного выбора, означающий, что через Интернет можно предложить огромное количество разнообразной продукции, которая всегда найдет своего покупателя [5]. Это связано с тем, что электронная торговля позволяет удовлетворить индивидуальные потребности, в отличие от реальной, которая ориентиро-
25
20
вана на общие, массовые предпочтения потребителей, например следует моде. Во-вторых, закон бесплатной электронной экономики, объясняющий феномен доступных в Интернете даром товаров (музыки, книг, фильмов, программного обеспечения и пр.) и услуг (электронной почты, социальных сетей, поиска информации, передачи данных и др.) [6]. Среди успешных компаний, работающих в сфере бесплатной ЭТ, - Google, Yahoo, Facebook, Twitter, Skype.
Главный субъект электронной торговли и коммерции обычно бизнес (имеются в виду крупные, средние, малые предприятия, финансовые организации). В этой связи ЭТ традиционно движется в двух направлениях: от бизнеса к потребителю (B2C - Business to Consumer) или от бизнеса к бизнесу (B2B - Business to Business).
23,8
17,5,
Я
11,'/
0,4 2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Рис. 1. Рост рынка мобильной торговли [3]
о х
X
5
X
15
10
5
0
9
Электронная экономика бизнес-структур:
малый, средний, крупный бизнес, финансовые учреждения
Электронная экономика государства:
электронное правительство, госзакупки, медицина, образование, энергетика, ЖКХ, учет граждан
электронная торговля, электронное движение капитала, электронный банкинг, электронный маркетинг, электронное страхование, электронные деньги, электронный обмен информацией
Электронная экономика домашн их хозяйств и населения:
пользователи, социальные сети, электронные услуги, закупочные альянсы, сайты по интересам и др.
Рис. 2.
Общая структура
электронной
экономики
о
X X
5
X
В целом ИКТ для современного бизнеса является фундаментом конкурентоспособности, а не только модным (иногда дорогим) трендом или выходом в электронную коммерцию. В этом понимании последняя отличается от электронной экономики бизнес-структур и шире ее.
Всемирная торговая организация определяет ЭТ как специфическую форму, новый способ покупки, продажи и распределения товаров и услуг, охватываемые международно признанными многосторонними правилами торговли, в частности Генеральным соглашением о торговле услугами, Генеральным соглашением по тарифам и торговле, Соглашением по торговле объектами интеллектуальной собственности [7].
Сформировалось несколько основных видов сайтов, занимающихся интернет-торговлей:
■ торговые площадки - крупные сайты или системы сайтов, объединяющие на своей базе множество независимых продавцов (Amazon.com);
■ интернет-аукционы, которые, в отличие от обычных, проводятся дистанционно и ставки в которых делают через сайт или компьютерную программу;
■ специализированные интернет-магазины - сайты, предлагающие определенный, ограниченный выбор товаров.
Объем мирового рынка электронной коммерции по итогам 2012 г. впервые превысил порог в 1 трлн долл. Лидерами на нем являются Северная Америка (365 млрд долл. при годовом росте почти на 14%) и Азиатско-Тихо-
океанский регион (332 млрд долл., прирост составил 33%). Наиболее быстро он развивается в Китае, Индии и Индонезии.
В современной электронной экономике (рис. 2) можно выделить порядка 14 интернет-рынков и их сегментов, которые можно объединить в следующие три блока.
Веб-разработки, хостинг и домены, программное обеспечение как услуга (SaaS).
Электронная торговля: розничная, контент и игры, электронные платежи, биржи, торговые дома и электронные аукционы (госзакупки), продажа билетов, туры и путевки.
Интернет-реклама и маркетинг: контекстная, медийная, видеореклама, продвижение в социальных сетях, поисковая оптимизация.
Розничная электронная торговля
В 1999 г. появился первый белорусский интернет-магазин -www.books.nsys.by (теперь - www. oz.by). В 2012 г. их число в стране выросло на 20% (свыше 5,5 тыс.), а в первом квартале 2013 г. - еще на 6%. За последние полгода было зарегистрировано около тысячи таких торговых площадок, их доля в общем розничном товарообороте увеличилась с 0,7% в начале 2012 г. до 1% в начале 2013 г., то есть выросла более чем на 30%. Сначала электронные магазины рассматривались как дополнительный канал для продвижения товара, однако сейчас отрасль динамично развивается. Это подтверждают следующие тенденции: рост количества магазинов и товарных предложений, а также посетителей и покупателей, увеличение объемов торгового оборота в Интернете и доли специализированных магазинов, насыщение предложения одних товарных групп и становление других, развитие законодательной базы, формирование в стране институтов электронного бизнеса (интернет-провайдеров, информационных и сервисных центров и др.).
Однако расширению интернет-торговли, по мнению экспертов, мешает неразвитость
электронных платежей и системы доставки. Сегодня белорусские интернет-магазины и банки недостаточно активно работают в данном направлении. Пока что наиболее часто товары оплачивают наличными, и, по оценке Министерства торговли, изменений следует ждать не ранее, чем через год-два. С 1 июля 2013 г. была введена административная ответственность для владельцев магазинов за прием наличных без портативного кассового терминала, что также сдерживает развитие ЭТ.
Электронная торговля в сфере туризма
В Беларуси в сфере туризма система электронных услуг находится в начальной стадии развития и представлена в основном размещением информации на сайтах турагентств и услугой онлайн-бронирования. Тем не менее, одна из автоматизированных систем подбора туров объединяет более 150 операторов и 2,5 тыс. агентов в России и Беларуси и дает им возможность качественно улучшить бизнес-процессы, ускорить совершение сделок и максимизировать прибыль, увеличивая число обслуженных туристов.
Преимущества системы электронных услуг в сфере туризма, придающие большую конкурентоспособность турагентствам, заключаются в полноте информации о рынке туристических услуг (действующие предложения известных операторов, stop-sale по авиарейсам и отелям, специальные предложения и горящие туры; как правило, новая информация поступает каждые 15 минут в течение рабочего дня) и оперативности ее предоставления. Имеется постоянный онлайн-доступ к подробному каталогу курортов и отелей всего мира в электронном виде, в том числе возможность автоматической загрузки информации и работы в режиме оффлайн, благодаря чему агентство может экономить деньги на интернет-трафике. Скорость обслуживания клиентов очень высока за счет возможности поиска тура по любому запросу за несколько минут.
Электронные билеты
Электронный билет - это форма, предлагаемая вместо традиционного бумажного бланка, которую хранят в специальной базе данных компании-перевозчика в электронном виде. Первыми электронные билеты в Беларуси внедрили иностранные авиакомпании (или их представительства) более пяти лет тому назад, а недавно они были введены и на железной дороге.
С 2014 г. жители белорусских городов смогут пользоваться электронными билетами в общественном транспорте. Тестирование проекта, разработкой которого занимается РУП «Информационно-вычислительный центр авиации», в ближайшее время начнется в Барановичах. Здесь впервые в Беларуси все городские автобусы оборудуют электронными компостерами, к которым пассажиры для оплаты проезда на входе и выходе будут прикладывать карточки. С них регистратор будет списывать деньги в зависимости от типа транспорта, расстояния или времени поездки. В каждый автобус, трамвай и троллейбус можно будет поставить до восьми считывающих устройств. Появится возможность менять карточки в кассах перевозчика и пополнять баланс через инфокиоски. Данные об активированных электронных билетах через 08М-модем будут передаваться на сервер, что позволит автоматизировать бухгалтерию, а также поможет диспетчерам следить за нагрузкой на общественный транспорт в режиме онлайн.
Электронные информационные ресурсы
К Байнету относятся около 80 тыс. сайтов (в 2012 г. в доменной зоне .БУ - 55 тыс.), около 30 тыс. из них зарегистрированы в интернет-каталогах как отечественные. Это сайты СМИ и информационных агентств, интернет-изданий, блоги, форумы, тематические ресурсы, страницы коммерческих компаний, магазины, социальные сети и электронные аукционы, но большая
часть потребляемого в стране интернет-контента не является белорусской по происхождению. Однако правительство стимулирует работу в этом направлении. Например, Национальной программой ускоренного развития услуг в области информационных технологий на 2011-2015 гг. предусмотрено создание Национальной электронной библиотеки на основе интеграции электронных ресурсов, баз данных оцифрованных полнотекстовых документов и мультимедиа-ресурсов, оснащенных современным поисковым аппаратом, единой системой метаданных. Кроме этого, правительством поставлена задача обеспечить к 2015 г. оказание всех услуг и выполнение процедур, связанных с ведением бизнеса (включая лицензии, сертификаты, декларации) в электронном виде.
Вследствие взаимопроникновения контента сетевых, электронных и печатных СМИ многие белорусские медиа распространяются при помощи Интернета, к примеру «Belarus TV», радиостанции «Беларусь», «Первый канал», «Сталща», «Культура» Белтелерадиоком-пании, а также «Альфа Радио», «Радиус-FM», «Радио ОНТ» и др.
Для повышения значимости национального контента в глобальной сети одной из подпрограмм Государственной программы по формированию информационного общества предусмотрено введение единых технологических условий работы интернет-версий отечественных СМИ путем их объединения через агрегатор, расположенный на одном из порталов, и создание «единой точки входа» в Интернет для государственных медиа. Это обеспечит их присутствие в национальном сегменте сети, включая оперативное реагирование на информационные поводы. Также будет открыто не менее 130 новых сайтов музейных учреждений, где будет содержаться свыше миллиона описаний наиболее интересных экспонатов и памятников архитектуры.
ЭТ начинает входить в фазу зрелости и является быстрорасту-
щим рынком интернет-экономики в Беларуси, все сегменты которого (розница, билеты, туры, аукционы по госзакупкам) ускоренно развиваются. Основные драйверы роста - поддерживаемое государством совершенствование ИКТ-ин-фраструктуры, увеличение числа интернет-пользователей, активно осуществляющих покупки через сеть, распространение е-торговли в регионах.
В целом рынок конкурентен, на нем действует достаточно большое количество игроков и постоянно появляются новые. Очевидно, что борьба усилится с выходом на него офлайновых розничных сетей. Важным моментом в ближайшей перспективе станет появление крупных игроков, которые продолжат формирование рынка ЭТ в части привлечения инвестиций на инфраструктуру, внедрение новых технологий и инструментов (рекламных, исследовательских, логистических и пр.) электронной торговли. В рамках государственной политики информатизации будут задействованы и такие факторы роста, как формирование национального контента, повышение интернет-грамотности населения, электронные платежи с мобильных устройств, улучшение работы служб доставки.
Литература
1. Рудый К. Электронная экономика государства // Банковский вестник. Май 2013. С. 33-38.
2. Перспективы рынка электронной коммерции. Электронный ресурс: http://predprinimatel.ru/news/ perspektivi_rinka_elektronnoy_kommercii.
3. Фалдин М. Электронная коммерция: китайский путь для России. Электронный ресурс: http://www.forbes.ru/ mneniya-column/konkurentsiya/234201-elektronnaya-kommertsiya-kita iskii-put-d lya-rossii.
4. Аналитическая компания Coda Research Consultancy прогнозирует резкий рост нагрузки на мобильные сети передачи данных. Электронный ресурс: http://abonent. p ro/co nte nt /view/4342 /36/.
5. Anderson C. The Long Tail, Revised and Updated Edition: Why the Future of Business is Selling Less of More / Hyperion, 2008.
6. Anderson C. Free: How Today's Smartest Businesses Profit by Giving Something for Nothing / Hyperion, 2010.
7. Горшкова Л.В. Проблема дефиниций «электронная коммерция» и «Интернет-коммерция». Доклад на VII Международной конференции «Право и Интернет». Электронный ресурс: http://www.ifap.ru/pi/07/.
8. Идеи электронного правительства для Беларуси. Электронный ресурс: http://e-gov.by/zakony-i-dokumenty/ programma-elektronnaya-belarus/formirovanie-nacionalnogo-kontenta.
О X X
5
X