Развитие рынка пищевой органики в странах БРИКС
УДК 339.146 (100) +338.43+061.1 БРИКС ББК 65.422.5(0)+65.32 Г-622
М.А. Голубков,
Минэкономразвития России, Департамент Азии, Африки и Латинской Америки, отдел международных организаций -
ведущий советник
Аннотация
В настоящей статье рассмотрены различные аспекты развития мирового рынка пищевой органики. С точки зрения диверсификации российского экспорта сельскохозяйственной продукции, отдельно освещен опыт развития органики Бразилии, Индии и Китая.
В рамках доктрины продовольственной безопасности России развитие экспортно-ориентированного производства органики представляется особенно актуальным, так как до настоящего времени внутренний спрос на указанную продукцию в России обеспечивается на 90% за счет импортных поставок.
В связи с тем, что Бразилия, Россия, Индия и Китай являются участниками неформального межгосударственного объединения БРИКС, в статье также изложены возможные направления многостороннего сотрудничества по линии указанного формата с целью выработки общих подходов в области регулирования производства органической продукции и связанной торговли.
Ключевые слова: Государственная поддержка развития органики в Бразилии, Индии, Китае, России, страны БРИКС, экспортно-ориентированное производство органики, поддержка сельскохозяйственного экспорта, органические продукты, регулирование сферы производства органики, международное сотрудничество в области сертификации органики.
M.A. Golubkov,
Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Department of Asia, Africa and Latin America, department of the international organizations - Chief Researcher
The present article describes different aspects of the development of international organic food market. The experiences of Brazil, India and China in the development of the organic area in terms of diversification of Russia's agriculture exports are analyzed.
Under the doctrine of Russia's food security, the development of export-oriented production in Russia seams relevant as 90% of Russia's domestic demand for organic food is met by imports. Since Russia, India and China are the members of the informal intergovernmental organization
2 - 2017 Российский внешнеэкономический вестник I I
The organic food market development in the BRICS countries
Abstract
BRICS, the article outlines possible directions of cooperation within the BRICS in elaborating common approaches to the regulation of organic food production and trade.
Keywords: State support for organic food and production development in Brazil, India, China; BRICS, export-oriented organic food production, incentives for agriculture food exports, organic products, regulation of the organic food market, international cooperation in organic food certification.
Сфера производства органики и связанная торговля являются динамично развивающимися сегментами мирового рынка сельскохозяйственной и пищевой продукции. Положительные примеры развития указанной сферы, в том числе в области реализации ее социально-экономического потенциала, создают предпосылки для ее всестороннего изучения в контексте развития российского экспортно-ориентированного производства сельскохозяйственной пищевой продукции.
Под «органикой» понимается продукция, получаемая без применения химических средств, используемых для оптимизации роста растений или живых организмов, обработки земли, борьбы с вредителями; биотехнологий и генномодифици-рованных организмов; химических ингредиентов, в том числе повышающих или заменяющих естественные органолептические, вкусовые и физико-химические свойства продуктов питания.
Одной из движущих сил развития мирового рынка органики является растущий спрос на «чистую» пищевую продукцию, который, например, в настоящее время ярко демонстрирует Бразилия, Индия, Китай, а также другие государства мира. Развитие сельскохозяйственного производства на основе «органических» технологий оказывает положительное воздействие и на окружающую среду, биоразнообразие, плодородность почв. Развитие органики в развивающихся странах способствует борьбе с бедностью, развитию сельских территорий и фермерских хозяйств.
Статистическая информация о производстве и торговле указанной продукции преимущественно базируется на сведениях, которыми обмениваются государства и сертификационные организации на основе данных по предоставленным сертификатам, выдаваемым компаниям - производителям и экспортерам органики. Как правило, такие государства на законодательном уровне уже ввели регулирование органического производства, т.е. определили требования, нормы и характеристики органиче ской продукции, в том числе в соответствии с признанными международными органическими стандартами. Объектом сертификации являются и сельскохозяйственные земли, отведенные под производство органики.
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2017
По данным Научно-исследовательского института по проблемам сельскохозяйственной органики (Research Institute of Organic Agriculture - FiBL)1, в 2014 году объем мировых продаж органики составил 80 млрд долл. США (для сравнения: в 1999 году - 14,2 млрд долл. США)2. Можно также отметить следующие статистические данные, характеризующие мировой рынок органики. Основными рынками сбыта органики являются США и страны ЕС. Так, по итогам 2014 года, объем продаж органики в млрд долл. США по отдельным странам мира составил соответственно: в США - 35,9, Германии - 10,5 и Франция - 6,83. При этом совокупный объем рынка органики стран ЕС составил 24,6 млрд долл. США. В области производства органики в последние годы все большую роль играют развивающиеся страны (по итогам 2014 года, 86% от общего числа производителей органики). При этом, по итогам 2014 года, в мире насчитывалось более 2,3 млн производителей органики из 172 стран мира4.
В 2014 году общая мировая площадь, предназначенная для производства органики, составила 43,7 млн га5. Крупнейшими обладателями таких сельскохозяйственных площадей стали: Австралия - 17,15 млн га, Аргентина - 3,06 млн га, США - 2,17 млн га и Китай - 1,92 млн га. При этом, территория указанного типа в Индии составила - 0,72 млн га, Бразилии - 0,70 млн га, России - 0,24 млн га.
Сертификация является важным элементом организации производства и экспорта органики. Всего, по итогам 2015 года, в мире насчитывалось 87 стран, принявших соответствующие стандарты регулирования органики. В целом на развивающиеся страны приходится свыше 11,7 млн га сертифицированной земли. Как правило, требования к сертификации определяются на основе рекомендаций Международной федерации движений органического сельского хозяйства (International Federation of Organic Agriculture Movements - IFOAM). IFOAM - это международная неправительственная организация, объединяющая свыше 700 активных организаций из 100 стран мира, включая Россию. Федерация занимается разработкой и внедрением международных стандартов производства и переработки органики. Кроме того, она проводит оценку сертификационных учреждений на соблюдение принятых стандартов.
1 Институт входит в число ведущих международных организаций, целью которых является сотрудничество в области развития производства, регулирования и торговли пищевой органикой.
2 The world of organic agriculture. FIBL and IFOAM - organic international. р. 23. [Электронный ресурс] URL: https://shop.fibl.org/fileadmin/documents/shop/1698-organic-world-2016.pdf (дата обращения: 30.12.2016)
3 Ibid, p. 40.
4 Ibid, p. 23.
5 Ibid, p. 3
2 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
5 Q
Базовые правила производства, переработки, маркировки и реализации органической продукции содержатся в руководстве Кодекса Алиментариус (Guidelines for the Production, Processing, Labeling and Marketing of Organically Produced Foods). Особое внимание в документе уделено вопросам гармонизации требований для органики на международном уровне. Руководство часто является основой для развития соответствующего регулирования производства и экспорта органики в отдельных странах мира. Правильная маркировка является также важной составляющей успешной коммерциализации продукции органики на зарубежных рынках. Так, например, в соответствии с европейскими и американскими стандартами маркировки продукции органики, на упаковке слова «органика», «Био», «Эко» означают, что в продукции содержится не менее 95% органики (за вычетом солей и воды). Обозначение на упаковке «сделано с использованием органических ингредиентов» означает, что в продукции содержится не менее 70% органики. Такая маркировка может находиться с лицевой стороны упаковки сверху с указанием (необязательно) ингредиентов. Маркировка с информацией «содержит органические ингредиенты» означает, что в продукции содержится менее 70% органики. При этом слово «органика» не может располагаться с лицевой стороны упаковки и должна содержать полный перечень ингредиентов.
В рамках международного регулирования рынка органики необходимо отметить также и практику заключения специальных торговых соглашений о взаимном признании стандартов. В частности, в наибольшей степени указанную практику активно используют США. Соглашения указанного типа по состоянию на 2015 год США заключили с Канадой, Европейским союзом и Японией. В ноябре 2016 года Соглашение о взаимном признании сертификации органических продуктов было подписано между Новой Зеландией и Китаем.
В отношении развития сектора органики в Бразилии, Индии, Китая и России, можно отметить ряд схожих черт, связанных с относительно недолгой историей развития указанного сектора. В рамках обеспечения растущего внутреннего спроса на органическую продукцию указанные государства встали перед необходимостью решения вопросов развития соответствующего регулирования и должной мотивации производителей, в том числе через государственную поддержку в области вопросов сертификации, предоставления доступных кредитов, а также организации мер по развитию соответствующих компетенций у производителей. Развитие органики также как и другие сферы сельского хозяйства предполагает и обеспечение всего цикла производства и реализации продукции пищевой органики соответствующей инфраструктурой, включая вопросы хранения и транспор-тно-логистического обеспечения.
В Бразилии, сфера производства органики является формирующимся сектором сельскохозяйственного комплекса страны. Развитие указанной сферы экономики для Бразилии представляет объективную необходимость с точки зрения обеспече-
^ 6
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2017
ния безопасности продуктов питания (food safety). По имеющейся оценке, Бразилия с 2009 года является мировым лидером в области потребления с продуктами питания токсинов6. По оценке Министерства сельского хозяйства, рыболовства и снабжения Бразилии (O Ministério da Agricultura, Pecuária e Abastecimento do Basil - Mapa) (далее - Минсельхоз Бразилии), ежегодный рост сферы производства органики составляет 20%.7 При этом, по итогам 2015 года, уровень производства органики вырос по сравнению с предыдущим годом на 30%8. Положительная динамика производства органики обеспечивается за счет продаж через розничные каналы реализации фермерской продукции. Всего в процессе национального производства органической продукции участвуют порядка 90 тыс. производителей, из которых 85% - это семейные фермерские хозяйства9
В целях мотивации производства и экспорта продукции органики Минсельхоз Бразилии разработал Национальный план агроэкологии и производства органики (O Plano Nacional de Agroecologia e Produ^äo Orgánica - Planapo). Выполнение плана подразумевает развитие семейных фермерских хозяйств, в том числе на основе поддержки в получении соответствующих сертификатов и открытия льготных кредитных линий. В соответствии с нормами регулирования органики в Бразилии, компаниям - производителям необходимо получать соответствующие сертификаты и регистрироваться в национальном кадастре производителей органики страны (Cadastro Nacional de Produtores Orgánicos) Минсельхоза Бразилии.
Для развития национального экспорта органики Бразильское агентство по поддержке торговли и инвестиций (A Agencia Brasileira de Promo^äo de Exportares e Investimentos - Apex-Brasil) учредило программу "Бразильский органический проект" (Organics Brazil Project). В настоящее время в программе участвует порядка 80 крупных национальных компаний. По итогам 2015 года, объем экспорта органики в рамках указанной программы составил 160 млн долл. США.10 При этом,
6 Brasil é líder mundial em consumo de agrotóxicos // Empresa Brasil de Comunicado S/A -EBC. 27.07.2015. [Электронный ресурс] URL: http://www.ebc.com.br/noticias/saude/2015/07/ brasil-e-lider-mundial-em-consumo-de-agrotoxicos (дата обращения: 31.12.2016)
7 Organic Food Market In Brazil // The Brazil Business. 13.05.2015. [Электронный ресурс] URL: http://thebrazilbusiness.com/article/organic-food-market-in-brazil (дата обращения: 31.12.2016)
8 Mercado de orgánicos cresce o dobro no Brasil // OrganicsNet. 11.01.2016. [Электронный ресурс] URL: http://www.organicsnet.com.br/2016/01/mercado-de-organicos-cresce-o-dobro-no-brasil (дата обращения: 31.12.2016)
9 PPA 2012-2015 terá metas de investimentos para incentivar agricultura orgánica // Portal Brasil. 20.12.2011 [Электронный ресурс] URL: http://www.brasil.gov.br/economia-e-em-prego/2011/12/agricultura-agroecologica-sera-reforcada-em-2012-segundo-ministerio-do-de-senvolvimento-agrario (дата обращения: 31.12.2016)
10 Organic Brazil bet on exports // Organics Brasil . [Электронный ресурс] URL: http://www. organicsbrasil.org/en/imprensa_detalhe/224/organic-brazil-bet-on-exports (дата обращения: 31.12.2016)
2 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
7 Q
по мнению экспертов «Бразильского органического проекта», указанная цифра в 2016 году может возрасти на 15-20%. Основными географическими направлениями бразильского экспорта органики являются США, Германия, Голландия, Канада, Франция, Великобритания, Аргентина, Австралия, Швеция и Бельгия. В продвижении бразильских экспортеров органики APEX-Brazil использует такие инструменты, как маркетинговое сопровождение, организация и проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, деловых миссий и др.
Развитие бразильского экспорта органики сталкивается с рядом трудностей. Одной из главных проблем в указанной сфере является отсутствие соглашений с другими государствами и межгосударственными блоками о взаимном признании стандартов производства и сертификации продукции органики. Бразильские производители - экспортеры вынуждены проходить сертификацию своей продукции дважды - на национальном уровне и за рубежом - в странах импорта. В свою очередь, двойная сертификация сказывается на стоимости продукции. Таким образом, в целях оптимизации экспортных операций по поставкам органики, Бразилия вынуждена экспортировать преимущественно сырьевые товары. В номенклатуру бразильского экспорта входит различная продукция органики, в том числе сахар, пальмовое масло11, другие масла растительного происхождения, кешью, фруктовые соки, мате, замороженные тропические фрукты, кофе, мед, асаи, кашаса и др.
В Индии также активно развивается сфера производства и экспорта органики. По данным правительства страны, рост производства органики в стране составляет ежегодно 25-30%12. По итогам 2015 года Индия произвела 1,35 млн т сертифицированной органической продукции13. Основной продукцией индийского производства органики является сахарный тростник, различные семечные масла, зерновые, просо, хлопок, бобовые, чай, свежие и сушеные фрукты, специи, овощи и др.
В целях развития национального комплекса органики в Индии была учреждена Национальная программа развития производства органики (National Programme for Organic Production - NPOP). В рамках программы реализуются разнообразные
11 Здесь речь идет о разновидности пальмового масла - «dendêoil». Указанный тип масла производится из мякоти кокосового ореха. Широко используется в бразильской традиционной кухне.
12 Organic food market growing at 25-30%, awareness still low: Govt // The Times of India. 15.10.2015. [Электронный ресурс] URL: http://timesofindia.indiatimes.com/ business/india-business/0rganic-food-market-growing-at-25-30-awareness-still-low-Govt/ articleshow/49379386.cms (дата обращения: 31.12.2016)
13 India 'aims to boost organic exports' // Just-food. 06.06.2016 [Электронный ресурс] URL: http://www.just-food.com/news/india-aims-to-boost-organic-exports_id133735.aspx (дата обращения: 31.12.2016)
^ 8
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2017
меры поддержки индийских производителей на внутреннем и зарубежном рынках. По состоянию на начало декабря 2016 года 362 компании были в списке индийских экспортеров, участвующих в программе NPOP14.
В рамках программы оказываются услуги по сертификации производителей - экспортеров для реализации поставок на зарубежные рынки. В целях сертификации индийских производителей - экспортеров органики Индия привлекает зарубежные агентства и организации на основе механизма аккредитации. При этом, стандарты производства органики и система аккредитации Индии признаны Европейским союзом и США. Объем индийского экспорта органики в 2015 году составил 298 млн долл. США15. Продукция поставляется, главным образом, в страны ЕС, США, Канаду, Швейцарию, Южную Корею, Австралию, Новую Зеландию, Ассоциацию государств Восточной Азии (АСЕАН). На национальном уровне большое внимание уделяется развитию производственно-сбытовых цепочек продукции органики и внедрению соответствующих стандартов. Реализуются меры стимулирования производства в рамках различных фермерских хозяйств и трансформации обычных сельскохозяйственных территорий в земли, предназначенные под производство органики.
В Индии существует практика, согласно которой крупная компания, получившая соответствующий сертификат, организует сотрудничество с группой фермеров (их число может достигать 400-500 человек). На основе программы внутреннего контроля компания оказывает поддержку фермерам в области обучения принципам и стандартам производства органики. Обеспечивает координацию деятельности фермеров по производству и сбыту продукции на основе закупок продукции урожая. В рамках развития органического производства в Индии также активно стимулируется использование возможностей электронной торговли для коммерциализации органической продукции. В настоящее время в стране создано более 25 электронных платформ, реализующих органические продукты через Интернет.
Производство органики активно наращивается и в Китае. По некоторым данным, по итогам последнего десятилетия, рынок органики Китая возрос в 30 раз16. Спрос на органические продукты питания в стране повышается из года в год на фоне роста доходов среднего класса. При этом, согласно исследованию компании
14 List of Exporters of Organic Products under NPOP. Agricultural & processed food products export development authority of India. [Электронный ресурс] URL: http http://www.apeda.gov. in/apedawebsite/organic/Exporter_contact_Details_2014.pdf (дата обращения: 31.12.2016)
15 India 'aims to boost organic exports' // Just-food. 06.06.2016 [Электронный ресурс] URL: http://www.just-food.com/news/india-aims-to-boost-organic-exports_id133735.aspx (дата обращения: 31.12.2016
16 China's Organics Market, Beset by Obstacles, Is Still Taking Off // Foreign Policy. 21.9.2016 [Электронный ресурс] URL: http://foreignpolicy.com/2016/09/21/chinas-orgamcs-market-beset-by-obstacles-is-still-taking-off/ (дата обращения: 31.12.2016)
2 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
9 Q
McKinsey, 72% китайцев высказывают опасения в том, что они употребляют в пищу вредные, нездоровые продукты питания, которые вредят здоровью. В этой связи, они также высказали готовность в оплате повышенной стоимости органической продукции в рознице. Согласно имеющимся данным, в настоящее время соответствующую сертификацию прошли 731 органические компании Китая, чей совокупный годовой объем производства составляет 13,5 млрд долл. США17.
По оценкам специалистов, темп прироста указанного сектора Китая к концу 2018 года должен составить порядка 1-1,5%. До недавнего времени производство органики в Китае было в основном экспортно-ориентированным, однако, в настоящее время, данный комплекс народного хозяйства ориентирован и на обслуживание растущего внутреннего спроса на продукцию указанного типа. По итогам 2013 года, экспорт Китая органики составил 250 млн долл. США (темп прироста по сравнению с 2010 годом составил 19,5%).
Главными странами назначения китайского экспорта стали США, Германия, Нидерланды, Канада, Япония и др. Основными товарами китайского экспорта являются соевые бобы, а также чай, фрукты, различные овощи. Китай импортирует сырьё и полуфабрикаты для производства и экспорта органической продукции. Прежде всего, это касается продукции, которая либо не производится в Китае, либо производится, но в незначительных объемах. После серии скандалов, связанных с выявлением низкого качества китайской органики за рубежом, большинство экспортируемой продукции в настоящее время реализуется на зарубежных рынках под видом традиционной продукции. С целью возращение доверия как зарубежного, так и внутреннего потребителя к продукции национального комплекса органики, в последние годы китайское правительство проводило линию на ужесточение регулирование в сфере органического производства.
"Национальный стандарт Китая в области производства органики" (National Standard of the People's Republic of China: Organic Products)18 в обновленной редакции ужесточились технические требования производства указанной продукции. В частности, документ ужесточил требования, связанные с недопущением содержания в продукции запрещенных веществ. В указанном документе особое внимание было уделено качеству продукции, а также обеспечению транспарентности информации, связанной с производством, ее сохранности и «прослеживаемости». Кроме того, вся информация о сертификации продукции органики, должна размещаться на едином портале системы продовольственной безопасности Китая.
17 China - one of the top 4 organic markets worldwide // Online Magazine for Organic Trade. 26.07.2016 [Электронный ресурс] URL: http://organic-market.info/news-in-brief-and-reports-article/china-one-of-the-top-4-organic-markets-worldwide.html (дата обращения: 31.12.2016)
18 The National Standard of the People's Republic of China: Organic Products. Part 4: Management System. [Электронный ресурс] URL: http http://www.biocertinternational.com/ uploads/GB19630-2011-4.pdf (дата обращения: 31.12.2016)
^ 10
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2017
Каждый производственный объект органической продукции (поле, ферма, перерабатывающие мощности и т.п.) подлежит инспектированию на месте для получения образцов и проведения тестирования. При этом инспектора могут посещать объекты одной и той же компании несколько раз в год. Регулирование Китая не допускает параллельное выращивание органической и традиционной продукции. Кроме того, производители обязаны ежегодно направлять информацию о состоянии среды производства в организацию, выдавшую сертификат. В настоящее время в Китае за регулирование и поддержку развития органики отвечают следующие агентства:
□ Администрация по сертификации и аккредитации Китая (вопросы безопасности пищи, повышение качества пищевой продукции, включая органику);
□ Национальная служба по аккредитации (подтверждение оценки технического соответствия, разработка технических правил, в том числе критериев сертификации для организаций, осуществляющих сертификацию);
□ Ассоциация по сертификации и аккредитации Китая (регистрация, ведение реестра инспекторов всех сертификационных организаций, проведение тренингов).
Россия отказалась от использования технологий ГМО в сельскохозяйственном производстве и создании пищевых продуктов. В рамках реализации национальной доктрины продовольственной безопасности основной упор делается на импорто-замещении и развитии сельскохозяйственного производства «чистой» продукции. В последние годы развитие получил и сегмент производства органики. Можно отметить, что Россия находится только в начале пути развития производства органики. В настоящее время производство органики в нашей стране составляет лишь 1% от мирового производства органики19. При этом Россия обладает значительным потенциалом производства продукции указанного типа и может войти в число ведущих поставщиков высококачественной органической продукции. Прежде всего, указанный потенциал обусловлен наличием значительных ресурсов и растущим спросом на органическую продукцию в мире. Объем российского рынка органики составляет порядка 150-160 млн долл. США. При этом национальное производство органики обеспечивает только 10% внутреннего спроса, 90% продукции завозится из-за рубежа20.
По некоторым оценкам, в настоящее время сектор органического производства России увеличивается ежегодно на 4%. При этом потенциал роста значительно
19 «Мы уступили им свои полки и сбежали с поля» // АО «Газета.Ру». 18.06.2016 [Электронный ресурс] URL: https://www.gazeta.ru/business/2016/06/17/8314103.shtml (дата обращения: 31.12.2016)
20 Бизнес с органическим лицом // Эксперт-online [Электронный ресурс] http://expert.ru/ expert/2015/36/biznes-s-organicheskim-litsom (дата обращения: 31.12.2016)
2 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
11 Q
выше - на уровне 10-12%21. На развитие указанного сектора оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. К объективным факторам можно отнести текущий стагнационный характер развития российской экономики, высокую волатильность цен на сырьевых и финансовых рынках, наличие в России зон рискованного земледелия. К субъективным - отсутствие достаточных стимулов для развития производства и экспорта российской органики, в том числе из-за высоких издержек производства указанной продукции.
Необходимо отметить, что в России в рамках поддержки сферы производства органики были предприняты важные шаги в области регулирования указанного рынка. В 2015 году был введен государственный стандарт ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения», ставший первым шагом в реализации «органической» политики России. С 1 января 2017 года должен вступить в силу государственный стандарт ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства». Указанный стандарт нацелен на регламентирование правил производства, хранения, транспортировки органики. Введение в силу указанных российских стандартов является важным аспектом в развитии российского органического производства. Однако они не решают проблемы интенсивного развития отрасли и использования всего имеющегося производственного и экспортного потенциала сферы органики России. Как демонстрирует международный опыт, развитие сферы органики требует от государства реализации мер, направленных на стимулирование участия производителей.
С целью развития отечественной сферы производства и экспорта органики необходима разработка отдельной государственной программы. Программа должна предусмотреть различные меры, направленные на повышение мотивации отечественных производителей в участии в процессе производства и экспорта органики. К таким мерам можно было бы отнести, прежде всего, государственную поддержку в области сертификации, в том числе земли, а также предоставления доступных кредитно-финансовых ресурсов.
К возможным стимулам следует отнести также создание агломераций фермеров (кооперативов), объединенных вокруг центра - «головной» компании, которая бы взяла на себя выполнение административных функций в процессе производства и сбыта органики, получение необходимых сертификатов, а также обеспечение фермеров необходимым уровнем знаний и компетенций.
Кроме того, необходимо развитие мер по обеспечению притока инвестиционных ресурсов. Во многом приток прямых инвестиций можно было бы обеспечить на основе развития системного подхода в области использования механизма
21 Основатель «Этномира» займется органическими удобрениями // РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ. 15.09.2016. [Электронный ресурс] URL: http://www.rbc.ru/business/15/09/2016/ 57dab9399a7947eda081d47f (дата обращения: 31.12.2016)
^ 12
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2017
государственно-частного партнерства в рамках реализации проектов в области «органического» сельского хозяйства, включая развитие сопутствующей инфраструктуры, с участием иностранных инвесторов. В рамках указанного механизма необходимо разработать отдельные инвестиционные проекты развития производства и экспорта органики. Вместе с тем, для обеспечения заинтересованности инвесторов необходимо также гарантировать получение прибылей, обеспечить снижение административных барьеров. Как представляется, реализация указанных мер позволит поддержать развитие производства и экспорта не только органики, но и в целом региональную экономику, включая развитие сельских территорий и фермерства.
С целью изучения зарубежного опыта вопросы развития органики представляется целесообразным отнести к числу интересов России, продвигаемых в рамках российского участия в международных организациях. При этом наиболее удобной площадкой для указанных целей является неформальное межгосударственное объединение БРИКС, в рамках которого эксперты имеют возможность активизировать сотрудничество в области регулирования и государственной поддержки сферы органики. Соответствующую инициативу Россия могла бы предложить партнерам по БРИКС в рамках китайского председательства в объединении в 2017 году. В перспективе итогом реализации указанной инициативы могло бы стать заключение соглашения о взаимном признании стандартов в сфере органического производства и торговли в рамках БРИКС.
БИБЛИОГРАФИЯ:
The world of organic agriculture. FIBL and IFOAM - organic international. 340 pages. [Электронный ресурс] URL: https://shop.fibl.org/fileadmin/ documents/shop/1698-organic-world-2016.pdf (дата обращения: 30.12.2016)
Brasil é líder mundial em consumo de agrotóxicos // Empresa Brasil de Comunicaçao S/A -EBC. 27.07.2015. [Электронный ресурс] URL: http://www.ebc.com.br/noticias/saude/2015/07/ brasil-e-lider-mundial-em-consumo-de-agrotoxicos (дата обращения: 31.12.2016)
Organic Food Market In Brazil // The Brazil Business. 13.05.2015. [Электронный ресурс] URL: http://thebrazilbusiness.com/article/organic-food-market-in-brazil (дата обращения: 31.12.2016)
Mercado de orgánicos cresce o dobro no Brasil // OrganicsNet. 11.01.2016. [Электронный ресурс] URL: http://www.organicsnet.com.br/2016/01/mercado-de-organicos-cresce-o-dobro-no-brasil (дата обращения: 31.12.2016)
PPA 2012-2015 terá metas de investimentos para incentivar agricultura orgánica // Portal Brasil. 20.12.2011 [Электронный ресурс] URL: http://www.brasil.gov.br/economia-e-em-prego/2011/12/agricultura-agroecologica-sera-reforcada-em-2012-segundo-ministerio-do-de-senvolvimento-agrario (дата обращения: 31.12.2016)
Organic Brazil bet on exports // Organics Brasil . [Электронный ресурс] URL: http://www. organicsbrasil.org/en/imprensa_detalhe/224/organic-brazil-bet-on-exports (дата обращения: 31.12.2016)
2 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
13 Q
Organic food market growing at 25-30%, awareness still low: Govt // The Times of India. 15.10.2015. [Электронный ресурс] URL: http://timesofindia.indiatimes.com/business/ india-business/Organic-food-market-growing-at-25-30-awareness-still-low-Govt/article-show/49379386.cms (дата обращения: 31.12.2016)
India 'aims to boost organic exports' // Just-food. 06.06.2016 [Электронный ресурс] URL: http://www.just-food.com/news/india-aims-to-boost-organic-exports_id133735.aspx (дата обращения: 31.12.2016)
List of Exporters of Organic Products under NPOP. Agricultural & processed food products export development authority of India. [Электронный ресурс] URL: http http://www.apeda.gov. in/apedawebsite /organic/Exporter_contact_Details_2014.pdf (дата обращения: 31.12.2016)
China's Organics Market, Beset by Obstacles, Is Still Taking Off // Foreign Policy. 21.9.2016 [Электронный ресурс] URL: http://foreignpolicy.com/2016 /09/21/chinas-organics-market-be-set-by-obstacles-is-still-taking-off/ (дата обращения: 31.12.2016)
China - one of the top 4 organic markets worldwide // Online Magazine for Organic Trade. 26.07.2016 [Электронный ресурс] URL: http://organic-market.info/news-in-brief-and-reports-article/china-one-of-the-top-4-organic-markets-worldwide.html (дата обращения: 31.12.2016) The National Standard of the People's Republic of China: Organic Products. Part 4: Management System. [Электронный ресурс] URL: http http://www.biocertinternational.com/uploads/ GB19630-2011-4.pdf (дата обращения: 31.12.2016)
«Мы уступили им свои полки и сбежали с поля» // АО «Газета.Ру». 18.06.2016 [Электронный ресурс] URL: https://www.gazeta.ru /business/2016/06/17/8314103.shtml (дата обращения: 31.12.2016) («My ustupili im svoi polki i sbezhali s polja» // AO «Gazeta.Ru». 18.06.2016 [Jelektronnyj resurs])
Бизнес с органическим лицом // Эксперт-online [Электронный ресурс] http://expert. ru/expert/2015/36/biznes-s-organicheskim-litsom (дата обращения: 31.12.2016) (Biznes s organicheskim licom // Jekspert-online [Jelektronnyj resurs])
Основатель «Этномира» займется органическими удобрениями // РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ. 15.09.2016. [Электронный ресурс] URL: http://www.rbc.ru/business/15/09/2016/ 57dab9399a7947eda081d47f (дата обращения: 31.12.2016) (Osnovatel' «Jetnomira» zajmetsja organicheskimi udobrenijami // ROSBIZNESKONSALTING. 15.09.2016. [Jelektronnyj resurs]) Мягков В.Ю. Деловое страноведение. Особенности хозяйственного развития и внешнеэкономической практики ведущих партнеров России по торгово-экономическому сотрудничеству на современном этапе. М.: ВАВТ, 2012. - 185 с. (Mjagkov VJu. Delovoe strano-vedenie. Osobennosti hozjajstvennogo razvitija i vneshnejekonomicheskoj praktiki vedushhih partnerov Rossii po torgovo-jekonomicheskomu sotrudnichestvu na sovremennom jetape. M.: VAVT, 2012. - 185 s.)
^ 14
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2017