Научная статья на тему 'Развитие рынка пассажирских авиаперевозок авиакомпании «Vietnam Airlines»'

Развитие рынка пассажирских авиаперевозок авиакомпании «Vietnam Airlines» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЫНКА / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / АВИАКОМПАНИЯ "VIETNAM AIRLINES" / СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Во Тхи Минь Нгок

В статье рассматривается динамика развития воздушного транспорта во Вьетнаме и ее перспективы до 2012 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Во Тхи Минь Нгок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE PASSENGER AIR TRANSPORTATION MARKET OF THE COMPANY VIETNAM AIRLINES

The article deals with the dynamics of air transport development in Vietnam and its prospects up to 2012.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка пассажирских авиаперевозок авиакомпании «Vietnam Airlines»»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

УДК 656.078.14:629.7

РАЗВИТИЕ РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК АВИАКОМПАНИИ «VIETNAM AIRLINES»

ВО ТХИ МИНЬ НГОК

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

В статье рассматривается динамика развития воздушного транспорта во Вьетнаме и ее перспективы до 2012

года.

Ключевые слова: развитие рынка, пассажирские перевозки, воздушный транспорт, авиакомпания «Vietnam Airlines», Северо-Восточная Азия, Юго-Восточная Азия.

Рынок авиаперевозок авиакомпании «Vietnam Airlines» подразделяется на рынки внутренних и международных перевозок. Объем пассажирских перевозок развивается быстрым темпом: за последние 10 лет темп роста пассажирских перевозок составил в среднем 18,6 % в год. В начале 2008 года авиакомпания «Vietnam Airlines» эксплуатировала 63 внутренних и международных линии с частотой около 650 рейсов в неделю. Объемы пассажирских перевозок и пас-сажирооборот авиакомпании «Vietnam Airlines» приведены на рис.1 и рис.2.

тыс., чел

18000ц----

16000-----

14000-----

12000-----

10000-----

8000------

6000------

4000- т=ц—

2000- —

0 В-т , , , ,

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рис.1. Объем пассажирских перевозок авиакомпании «Vietnam Airlines»

□ Результат деятельности периода

2003-2007гг.

□ Прогноз за

период 2008 2012гг.

млн.пасс.км 25000-г

20000-1

15000

10000

5000

0

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

□ Результат деятельности периода

2003-2007гг.

□ Прогноз за

период 20082012гг.

Рис.2. Пассажирооборот авиакомпании «Vietnam Airlines»

Структура парка воздушных судов авиакомпании «Vietnam Airlines» следующая:

• 10 самолётов Боинг 777;

• 2 самолёта Боинг 767;

• 13 самолётов Аэробус 321;

• 12 самолетов Аэробус 320;

• 10 самолетов АТР 72;

• 2 самолета Фоккер 70.

Авиакомпания «Vietnam Airlines» имеет возможность самостоятельно обеспечить проведение технического обслуживания для всех своих самолетов современного поколения.

Внутренний рынок Вьетнама характеризуется высоким и стабильным спросом на авиаперевозки. Если в 1991 году количество пассажиров, перевезенных авиакомпанией «Vietnam Airlines», составляло 254 тыс. человек, то уже в 2001 году этот показатель вырос до 1.914 тыс. человек и в 2007году до 9.402 тыс. человек. В последние 5 лет коэффициент занятости кресел достигает в среднем 78%, а в отдельные годы 83%.

Показатели деятельности авиакомпании «Vietnam Airlines» на внутреннем рынке приведены на рис.3, 4, 5 и 6.

тыс., чел

—1—I—■—I—1—I—■—I ^—I—“1—“I—“1—“1—“

2003 2004 2005 200e 2007 2008 2009 2010 2011 2012

□ Результат деятельности периода 2003-2007гг.

□ Прогноз за период 20082012гг.

Рис.3. Объем внутренних пассажирских перевозок авиакомпании «Vietnam Airlines»

млн.пасс.км 4500

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

0

а

g £

г г

г г

г

г I I г I

г $

- п

2003 2004 2005 200e 2007 2008 2009 2010 2011 2012

□ Результат деятельности периода 2003-2007гг.

□ Прогноз за период 2008 2012гг.

Рис.4. Пассажирооборот авиакомпании «Vietnam Airlines» на внутреннем рынке

Сеть авиалиний авиакомпании «Vietnam Airlines» развивается и охватывает все большие города Вьетнама. В настоящее время она эксплуатирует 23 линии, соединяющие 17 городов страны. Сеть внутренних авиалиний базируется в 3 городах - Ханой, Дананг и Хошимин. Маршрут Ханой

- Дананг - Хошимин является главным - его доля 63%. В этих городах производятся стыковки с рейсами в остальные города страны. На внутреннем рынке доля авиакомпании «Vietnam Airlines» превышает 80%. Остальная доля принадлежит авиакомпании «Pacific Airlines».

Объем перевозок на внутренних авиалиниях Вьетнама и их распределение между авиакомпаниями приведены в табл.1 и на рис.7.

%

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

V а П" 1 1 X

X X X X X X

X X X X X X

X V I П" X X X

X X X X X X X X X X X X X - X X

-L X -L X X X X

X X X X X X

□ Результат деятельности периода

2003-2007гг.

□ Прогноз за

период 2008 2012гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рис.5. Доля авиакомпании «Vietnam Airlines» на внутреннем рынке

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

□ Результат деятельности периода

2003-2007гг.

□ Прогноз за

период 20082012гг.

Рис.6. Коэффициент занятости кресел авиакомпании «Vietnam Airlines»

при внутренних перевозках

Таблица 1

Объем перевозок на ВВЛ во Вьетнаме в 2007 году

Линии Перевезено всеми авиаперевозчиками V N A

Кол. пасс. (тыс.) Доля(%) Кол. пасс. (тыс.) Доля (%) Занятость кресел (%)

HAN-SGN 3.367 47 2.971 88 80

H/S-DAD 1.599 22 1.256 78 81

Туризм 1.741 24 1.209 69 77

Региональные 441 6 356 80 79

Всего 7.149 100 5.793 81 79

Рынок международных авиаперевозок Вьетнама ориентирован на следующие регионы: Азия, Австралия, Европа и Северная Америка. Самым важным регионом для авиакомпании «Vietnam Airlines» является Азия, на долю которой приходится 83%. Второе место занимает Европа (10%), а третье - Австралия (6%).

Азия подразделяется на 3 субрегиона: Северо-Восточную Азию, Юго-Восточную Азию и Индокитай. В Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии авиакомпания «Vietnam Airlines» предлагает прямые рейсы в 17 городов девяти стран. Основными пассажирами здесь являются бизнесмены и туристы. Они прилетают во Вьетнам в основном из таких стран, как Япония, Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур и Китай. Эти страны являются важными торговыми партнерами Вьетнама и входят в число 10 ведущих иностранных инвесторов во Вьетнаме. Вьетнамские туристы летают в основном в Таиланд и Китай. Большинство стран СевероВосточной и Юго-Восточной Азии являются промежуточными пунктами для пассажиров, летающих во Вьетнам из Северной Америки и Европы. Этим активно пользуются конкуренты авиакомпании «Vietnam Airlines». В Индокитае главным рынком авиаперевозок служит Камбоджа. Это наиболее привлекательное место для туристов. На этом рынке коэффициент занятости кресел составляет 70%.

Vietnam

Рис. 7. Распределение внутренних пассажирских перевозок между авиакомпаниями во Вьетнаме

Наиболее перспективными азиатскими рынками авиаперевозок для авиакомпании «Vietnam Airlines» являются Япония, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Китай и Камбоджа. Основными пассажирами в Японии, Южной Корее, Гонконге и Сингапуре являются бизнесмены, а в Китае и Камбодже - туристы.

Австралия - небольшой, но наиболее стабильный рынок перевозок для авиакомпании «Vietnam Airlines». Даже во время азиатского финансового кризиса результат деятельности авиакомпании на этом рынке был положителен. По маршруту «Вьетнам - Австралия» ее доля составляет 48%, коэффициент занятости кресел достигает в среднем 65%, а темп роста объема пассажирских перевозок - 9% в год. Основными пассажирами на этом рынке являются не только туристы, но и жители вьетнамского происхождения, осуществляющие полет во Вьетнам на отдых и к родственникам.

Европа является перспективным рынком авиаперевозок. Этот рынок характеризуется большим количеством туристов, летающих во Вьетнам в основном из стран Западной Европы. В Европу также совершает полеты большое количество пассажиров - вьетнамских граждан, которые работают или учатся в России и странах СНГ. На этом рынке эффективны только 3 авиалинии: Вьетнам - Франция, Вьетнам - Российская Федерация и Вьетнам - Германия. Расширение сети авиалиний в Европе будет способствовать повышению общей эффективности коммерческой деятельности авиакомпании «Vietnam Airlines».

Северная Америка также является потенциальным рынком. В Северной Америке живут более 1 млн. жителей вьетнамского происхождения. Большое количество туристов из этого региона совершают полеты во Вьетнам. В настоящее время авиакомпания «Vietnam Airlines» работает на этом рынке с использованием на своих рейсах кода «China Airlines», так как между

Вьетнамом и Северной Америкой пока не открыто воздушное сообщение. Это заметно снижает эффективность коммерческой работы авиакомпании в этом регионе.

На рынке международных авиаперевозок доля авиакомпании «Vietnam Airlines» находится на уровне около 40%. Здесь авиакомпания встречает жесткую конкуренцию. Главными конкурентами являются «Singapore Airlines», «Air France», «Japan Airlines», «Korean Air», «Cathay Pacific Airways», «Thai Airways International», «China Airlines», «China Southern Airlines», «Qantas», «Malaysia Airlines Systems», «Philippine Airlines». Все эти конкуренты имеют большой парк воздушных судов и широкую сеть авиалиний, охватывающую все континенты. По сравнению со своими конкурентами в Азии «Vietnam Airlines» является небольшой авиакомпанией и имеет низкую конкурентоспособность. Ее сеть авиалиний еще не развита, парк самолетов маленький. По сравнению, например, с авиакомпанией «Thai Airways International» - средней авиакомпанией в Азии - объем ее пассажирских перевозок меньше в 5 раз, пассажирооборот -в 8 раз.

Показатели деятельности авиакомпании «Vietnam Airlines» на международном рынке приведены на рис.8,9,10 и 11.

□ Результат деятельности периода

2003-2007гг.

□ Прогноз за

период 20082012гг.

Рис.8. Объем международных пассажирских перевозок авиакомпании «Vietnam Airlines»

%

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

□ Результат деятельности периода 2003-2007гг.

□ Прогноз за период 20082012гг.

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рис.9. Доля авиакомпании «Vietnam Airlines» на международном рынке

Основными целями поездок пассажиров во Вьетнам являются: туризм, учеба, работа, визиты к родственникам, а также служебные и коммерческие поездки. Преобладают туризм и ви-

зит к родственникам. Структура пассажиров на регулярных авиалиниях авиакомпании «Vietnam Airlines» в различных регионах приведена в табл. 2.

%

100

90

80-н

70

60

50

40

30

20

10

0

я в 1 э

X X X X X X X X

I Í? X

I * X 1

□ Результат деятельности периода

2003-2007гг.

□ Прогноз за

период 20082012гг.

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рис.10. Коэффициент занятости кресел авиакомпании «Vietnam Airlines» при международных перевозках

Таблица 2

Сегментации международного рынка авиатранспортных услуг по потребителям (%)

Направления Цель поездки

Коммер- ческая Туристи- ческая Визит к родственникам Работа Другие

Европа 1З.б 51.Q 30.0 5.Q Q.4

Австралия б.З 25.7 6Q.Q 5.Q ЗЮ

Север о-В осточное 19.Q 54.Q 2Q.Q 6.Q 1.Q

Ю го-В осточное 2З^ 49.Q 16.Q 7.Q 5.Q

Индокитай 15.Q 5Q.Q 25.Q 4.Q 6.Q

Международные перевозки почти во всех регионах имеют высокий рост. Однако за последние годы некоторые авиакомпании уменьшили или перестали эксплуатировать прямые авиалинии во Вьетнам, в том числе авиакомпании, которые являются основными конкурентами: «Aeroflot», «Air France», «Japan Airlines». Наоборот, другие компании: «China Airlines», «Cathay Pacific», «Korean Airlines», «Singapore Airlines» увеличивали частоту рейсов. В табл. 3 и на рис. 12 приведены данные о распределении авиаперевозок между регионами и доля на них авиакомпании «Vietnam Airlines».

Vietnam Airlines

Рис. 12. Распределение пассажирских перевозок между авиакомпаниями на международном рынке Вьетнама

Таблица 3

Объем перевозок на МВЛ Вьетнама по регионам в 2007 году

Регионы Перевезено всеми авиаперевозчиками Перевезено V N А

Кол. пасс. (тыс.) По срав. с 2006г. (%) Кол. пасс. (тыс.) По срав. с 2006г. (%)

Северо-В осточный 4.217 1C6 1.667 105

Ю го-В осточный 2.5C8 119 644 108

Европа 591 101 286 102

Индокитай 735 104 678 108

Австралия 2C8 109 207 107

Северная Америка 7C.4 102 122 157

Всего 8.331 109 3.608 107

Если произвести сегментацию пассажиров авиакомпании «Vietnam Airlines» по целям поездки, то можно получить следующие данные: 40% - туризм и отдых, 23% - бизнес, 19% - обучение и 18% - остальные.

Развитие воздушного транспорта происходит в благоприятном направлении в связи с ростом авторитета и влияния Вьетнама в организации ASEAN, расширением многосторонних отношений в региональном и всемирном масштабах. Благоприятствует и ситуация в иностранном туризме. Прогнозы международных организаций показывают, что поток туристов в ЮгоВосточную Азию в ближайшие годы будет увеличиваться на 6-12% в год.

По имеющимся прогнозам парк воздушных судов авиакомпании «Vietnam Airlines» к 2012 г. будет состоять из 47 самолетов (собственных и арендованных). В их состав войдут 24 самолета с вместимостью 150 кресел; 10 самолетов с вместимостью 250 кресел, 4 самолета дальнего действия и средней дальности с вместимостью 330 кресел, и 9 самолетов дальнего действия с вместимостью 330 кресел. Структура парка воздушных судов авиакомпании «Vietnam Airlines» до 2012 г. представлена в табл. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

План развития парка ВС авиакомпании «Vietnam Airlines» до 2012 года

(ед. измерения: штук)

Год 150 кресел (короткая и средняя дальность) 250 кресел (средняя дальность) 330 кресел (средняя и большая дальность) 330 кресел (большая дальность) Всего

2008 18 5 4 5 32

2009 19 6 4 6 35

2010 21 8 4 7 40

2011 23 9 4 8 44

2012 24 10 4 9 47

Приведенные данные свидетельствуют, что за последнее десятилетие во Вьетнаме произошел заметный сдвиг в направлении технической модернизации транспортной отрасли и наращивания объемов перевозок. В развитие воздушного транспорта направляются значительные инвестиции, ставится задача обновления всех функционирующих в стране аэропортов, модернизации системы организации воздушного движения, приобретения современных самолетов. Все это создает предпосылки для повышения рентабельности национальных авиапредприятий и завоевания прочных конкурентных позиций на международном рынке авиаперевозок.

За последние годы была зафиксирована положительная тенденция - рентабельность деятельности авиакомпании «Vietnam Airlines» заметно повысилась: в 2005 году она составляла всего 4,5%, в 2006 году - 7,6%, а в 2007 году - почти 9,5%, то есть за три года эффективность эксплуатации авиалиний выросла более чем в 2 раза. Эти показатели, однако, пока остаются еще более низкими, чем у ее основных конкурентов.

Следует констатировать, что методы управления воздушным транспортом во Вьетнаме, особенно на стратегическом уровне, требуют совершенствования. В условиях обостряющейся международной конкуренции на рынке авиатранспортных услуг проблема перехода на современные рыночные принципы среднесрочного и долгосрочного планирования стала рассматриваться руководством отрасли как актуальная задача, требующая незамедлительного решения. Средние по мировым меркам авиакомпании, а также национальные авиакомпании стран с переходной экономикой, к которым относится и Вьетнам, если они хотят выжить и успешно развиваться, должны не только заимствовать опыт стратегического планирования крупных авиакомпаний, но и творчески осмысливать этот опыт, находя в нем возможности для учета национальной специфики. Именно сочетание мирового опыта и национальной специфики, умноженное на грамотное применение общенаучных методов, содержит в себе потенциал для успешной рыночной деятельности средней авиакомпании и последовательное наращивание ее конкурентных преимуществ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Годовые отчеты авиакомпании «Vietnam Airlines»

THE DEVELOPMENT OF THE PASSENGER AIR TRANSPORTATION MARKET OF THE

COMPANY “VIETNAM AIRLINES”

Vo Thi Min Ngok

The article deals with the dynamics of air transport development in Vietnam and its prospects up to 2012.

Сведения об авторе

Во Тхи Минь Нгок, окончила МГТУ ГА (2006), аспирантка кафедры менеджмента МГТУ ГА, область научных интересов - стратегия развития воздушного транспорта Вьетнама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.