РАЗВИТИЕ АПК
РАЗВИТИЕ РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
О. А. СТОЛЯРОВА,
кандидат экономических наук, доцент, заведующаякафедрой экономикиАПК E-mail: [email protected]
В. С. ПОДЛЕСНОВ, аспирант кафедры экономики АПК
Пензенская государственная сельскохозяйственная академия E-mail: vl. [email protected]
Рассматривается роль рынка в обеспечении населения молоком и молочной продукцией, их переработка в оптимальном количестве, ассортименте и качестве, основные причины, сдерживающие развитие молочно-продуктового рынка.
Ключевые слова: молоко, рынок, молочная продукция, каналы сбыта, конкуренция, ценообразование.
Молочное скотоводство является одной из важнейших подотраслей животноводства, и его развитие имеет особое значение для обеспечения не только продовольственной независимости страны, но и социальной стабильности. Достаточно отметить, что это одна из немногих отраслей сельского хозяйства, приносящих ежедневный доход, и в ней занято более 1 млн чел. Доля продукции молочного скотоводства в стоимости всей животноводческой продукции превышает 35%.
Рынок молока и молочных продуктов является одним из стратегических рынков продовольствия. Его развитие тесно взаимосвязано с состоянием сельскохозяйственных организаций — производителей молока, так как сырое молоко является
основным ресурсом для производства продукции молочной отрасли и составляет более половины себестоимости конечной продукции [1].
Молочному животноводству Пензенской области начиная с 2004—2006 гг. уделялось повышенное внимание, и в эту сферу агропромышленного комплекса (АПК) были привлечены инвестиции в рамках национального проекта «Развитие АПК», а также был активно задействован административный ресурс. Но развитие данной отрасли рассматривалось в отрыве от цепочки состояния перерабатывающей промышленности и потребительского спроса. При этом общеизвестно, что потребительский рынок определяет все звенья «молочной цепи» (см. рисунок). Потребительский спрос обусловливается доходами населения, лояльностью потребителей, способностью отечествен-
Взаимодействие звеньев «молочной цепи» при производстве, переработке и потреблении молока и молочных продуктов
ной промышленности адекватно перерабатывать сырье в конкурентоспособный товар.
Молочная продукция занимает одно из ведущих мест в структуре товарооборота розничных торговых организаций области. С 2001 по 2009 г. доля торгующих организаций в структуре оборота увеличилась с 59 до 68,5 %, а на такой канал реализации, какрынки, приходится более 30,3 %.
На рынке молока Пензенской области предложение формируют три группы субъектов рынка: сельскохозяйственные организации (СХО), хозяйства населения (ХН) и крестьянские (фермерские) хозяйства К(Ф)Х. Все они, отражая общероссийские тенденции, продолжают сокращение численности поголовья крупного рогатого скота на фоне незначительного роста молочной продуктивности.
В 2000—2009 гг. производство молока в хозяйствах всех категорий Пензенской области увеличилось на 17,3 % (с 435,9тыс. тв 2000г. до 511,2тыс. т в 2009 г.). Это произошло, главным образом, за счет качественного совершенствования дойного стада, внедрения прогрессивных технологий содержания и кормления животных. Прирост обеспечен на фоне сокращения поголовья скота и ликвидации множества мелких и других неэффективных молоч-но-товарных ферм. Поголовье крупного рогатого скота сократилось на 13,7 %, в частности поголовье коров — на29,5% (табл. 1) [2].
Обеспечение необходимых объемов молочного производства должно осуществляться за счет роста его интенсивности в хозяйствах общественного сектора (при ориентации на возможности личных подсобных хозяйств и применение специальной системы стимулирования производства в индивидуальном секторе).
За 2009 г. валовой надой молока в хозяйствах всех категорий в области, по сравнению с анало-
Таблица 1
Показатели развития молочного скотоводства по всем категориям хозяйств Пензенской области
гичным периодом прошлого года, снизился на 6,9 % и составил 511,2 тыс. т.
На промышленную переработку предприятиям молочной отрасли и организациям оптовой торговли поступило 159,5 тыс. т молока, что ниже уровня прошлого года на 4,6 % (табл. 2). Основными производителями молока по-прежнему остаются ХН, надолю которыхприходится 61,6% (315 тыс. т).
В условиях развития рыночных отношений появились новые каналы сбыта молока, ориентированные на рынки, перерабатывающие организации, систему общественного питания.
Поголовье коров на 01.01.2010 составило 127,5тыс. гол., или 89,2% куровню прошлого года. При этом в области сохраняется рост молочной продуктивности коров. В 2009 г. от каждой коровы в сельскохозяйственных организациях получено 3 315кг молока против 3 277кг в 2008г. (1,2%).
Снижение потребительского спроса на молоч -ные продукты вследствие сложившегося финансового кризиса сказывается и в молочной промышленности при выработке молочных продуктов. В Пензенской области произошли значительные изменения в сторону их снижения.
Выпуск цельномолочной продукции в пересчете на молоко снизился по сравнению с 2008 г. на 4,2 %, масла животного — на 27,5 %, сыров жирных, включая брынзу — на40 % (табл. 3).
Причинами снижения производства молочной продукции является не только дефицит молока как сырья, но и недостаточное техническое оснащение перерабатывающих предприятий. Новые технологии комплексной переработки, позволяющие полнее использовать молоко на многих предприятиях области, не могут быть реализованы. Как следствие этого, выработка молочной продукции из 1 т сырья на 20 % меньше, чем в развитых стра-
Поголовье крупного В том числе по- Производ-
Год рогатого скота, головье коров, ство молока,
тыс. голов тыс. голов тыс. т
2000 345,2 180,8 435,9
2001 356,0 179,0 435,3
2002 361,1 174,3 466,5
2003 347,9 172,1 488,6
2004 337,9 166,9 498,3
2005 316,7 146,8 503,8
2006 318,6 143,9 514,1
2007 323,3 144,4 537,1
2008 320,2 143,0 549,2
2009 297,9 127,5 511,2
Таблица 2
Каналы сбыта молока и молочных продуктов в Пензенской области, тыс. т
Год Реализовано, всего В том числе
предприятия и организации, осуществляющие закупки для государственных нужд перерабатывающие предприятия и организации оптовой торговли, не наделенные функциями заготовителя прочие каналы
2000 139,8 23,0 108,2 8,6
2005 133,3 - 130,8 2,5
2006 151,7 - 149,0 2,7
2007 164,2 - 161,2 2,9
2008 171,3 - 166,8 4,5
2009 160,5 0,2 159,5 0,8
Таблица 3
Производство отдельных видов молочной продукции в Пензенской области, тыс. т
Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Цельномолоч- 49,2 47,1 46,6 46,2 44,3
ная продукция
(в пересчете на молоко)
Животное масло 5,1 4,3 4,7 5,1 3,7
Сыры жирные 3,2 4,9 6,1 5,0 3,0
(включая брынзу)
нах. Производственные мощности предприятий молочной промышленности Пензенской области загружены на56 %.
В условиях высокой конкуренции для сохранения своих позиций на рынке производители стараются постоянно оптимизировать ассортиментный перечень, предлагая покупателям новые продукты, пользующиеся повышенным спросом, совершенствовать упаковку, использовать современные технологии производства, создавать и развивать собственные торговые марки, расширять географию сбыта и продвижение товара в крупные торговые розничные сети.
Поставка молочных продуктов местных товаропроизводителей в крупные торговые сети составляет до 90 % от общего объема реализации. Мониторинг присутствия молочных продуктов местных товаропроизводителей на прилавках торговых сетей, расположенных на территории г. Пензы и области, показал, что в 2009г. наблюдалась тенденция к увеличению доли молочной продукции от2до 10 %.
Лидерами на региональном рынке из международных и отечественных компаний по-прежнему остаются «Вимм-Билль-Данн», «Danone», «Воронежский МК», холдинг «Юнимилк», из местных производителей — ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» и др. Именно на продукты этих компаний делают ставки крупные торговые сети, находящиеся на территории города Пензы и Пензенской области.
Известно, что основой экономического механизма взаимоотношений партнеров по производству молока и молочной продукции является ценообразование. При этом ценовые эквиваленты складываются крайне неблагоприятно для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Цены сельскохозяйственных производителей на молоко остаются относительно низкими, розничные же — превышают их в 4—5 раз и постоянно растут. По Российской Федерации в 2009 г. средняя закупоч-
ная цена на молоко составляла 12,64 руб., в Приволжском ФО — 12,86 руб., в Пензенской области — 12,29 руб.
Рынок молочной продукции в 2009 г. характеризовался снижением спроса, что обусловлено продолжающимся снижением доходов населения и ростом потребительских цен. Так, в 2009 г. произошел рост потребительских цен:
• на масло сливочное — 14,2% (на 18,45 руб. за 1 кг);
• на творог жирный и творог нежирный — 10,8 % (на 10,46 руб. за 1 кг) и 9,4% (на 8,58 руб. за 1 кг) соответственно;
• на сыры сычужные твердые и мягкие — 5,4 % (на 10,52 руб. за 1 кг).
Вместе с тем наблюдается снижение потребительских цен на молоко цельное разливное — на 1 % (на 20коп. за 1 кг); сметану — на 3% (на 3,39 руб. за 1 кг); сыр плавленый — на 8 % (на 10,03 руб. за 1 кг).
В условиях продолжающегося экономического кризиса в 2010 г. трудности будут переживать все участники рынка начиная от производителей молока и заканчивая участниками каналов сбыта готовой продукции. Падение платежеспособного спроса населения в 2010 г. продолжится, и очевидным последствием этого станет сокращение объемов производства и реализации готовой молочной продукции, и прежде всего продуктов высокого ценового сегмента. Производители будут вынуждены оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции, снизив в нем долю продуктов с высокой стоимостью.
По-прежнему проблемой молочного рынка остаются взаимоотношения производителей продукции с крупными торговыми розничными сетями, которые всевозможными способами завышают свою долю в совокупном доходе от продажи молочной продукции. Иногда перерабатывающие предприятия, закупающие молоко у товаропроизводителей, не отдают им денежных средств. В Федеральном законе от 28.12.2009 № 381-ФЭ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» четко прописаны сроки оплаты за все виды продукции [3]. И, конечно же, сохраняется и даже усугубляется старая «болезнь» — диспаритет цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией [5].
Для стабилизации ситуации на внутреннем рынке молока и молочной продукции России предпринимается комплекс мер, направленных на
ограничение ввоза молочной продукции, стимулирование спроса на отечественное молоко, повышение эффективности его производства. Вместе с тем предусматриваются:
• прямая бюджетная поддержка молочного скотоводства. В Государственной программе развития сельского хозяйства на поддержку племенной базы молочного скотоводства в 2009г. выделено 2,4 млрд руб., которые уже направлены в регионы. Ставка субсидий на 1 условную голову в племенных заводах составляет 5 ООО руб., в племенныхрепродукторах — 4 500 руб;
• таможенно-тарифное регулирование импорта молочной продукции и товаров-заменителей. Повышены ставки ввозных таможенных пошлин на сухое молоко (с 15 до 20%) и сливочное масло (с 220 до 350 евро за т), принято решение об изменении ввозных таможенных пошлин на твердые сыры (одобрен единый уровень пошлины на уровне 15%, но не менее 0,5 евро за 1 кг). Повышены ввозные таможенные пошлины (с 0 до 10%) на тропические масла — заменители жиров животного происхождения.
Самообеспечение молоком и молочными продуктами в Пензенской области находится пока еще на низком уровне (табл. 4).
Из анализа данных табл. 4 видно, что Пензенская область не обеспечивает внутреннего потребления молока за счет собственного производства. Доля ввоза в общих ресурсах рынка в 2009 г. составила 6,4 %. По прогнозам, не только производство молока, но и его вывоз (включая экспорт) должны вырасти к 2012г. на 59,5 % по сравнению с уровнем 2009 г.
Таблица 4
Баланс ресурсов и использование молока и молочных
продуктов в Пензенской области, тыс. т
Показатель Год
2007 2008 2009 2012 (прогноз)
Наличие ресурсов
Запас на начало года 18 25,7 16,9 38,2
Производство 537,1 550,3 516,7 620,5
Ввоз, включая импорт 35,1 34,5 36,5 39,5
Итого ресурсов 590,2 610,5 570,1 698,2
Использование ресурсов
Направлено на производство 80,1 80,9 76,7 109,5
Потери 0,2 0,2 0,3 0,1
Вывоз, включая экспорт 91,4 104,6 86,8 138,6
Личное потребление 392,8 409,7 394,7 433,8
Запас на конец года 25,7 15,1 14,6 16,2
Для поддержки отечественного производителя в 2010 г. в Пензенской области будут производиться закупочные интервенции стерилизованного молока, сливочного масла и твердых сыров.
Региональная программа «Развитие сельского хозяйства Пензенской области на 2009—2012 гг.» направлена на увеличение производства животноводческой продукции. В Пензенской области ведется строительство 12 современных животноводческих комплексов, в которых разместятся 15,4 тыс. голов крупного рогатого скота (КРС).
В 2010 г. в области продолжается реализация крупных инвестиционных проектов инновационного характера. Завершается строительство ряда объектов, перешедших с 2009г., среди которых:
• молочный комплекс на 3 600 коров ООО «РАО Наровчатское» в с. Потодеево Наровчатского района. В марте была поставлена первая партия скота, в мае — вторая. На этом молочном подкомплексе будет создано около 60 новых высокооплачиваемых рабочих мест;
• молочный комплекс на 1 200 коров ООО «Ме-гаферма» в с. Татарский Канадей Кузнецкого района. В марте 2010 г. была введена вторая очередь молочного комплекса.
Данные проекты реализуются ООО «Русская молочная компания», выступившим также инициатором строительства кооперативного завода по переработке молока мощностью 500 т в сутки в г. Нижний Ломов.
На завершающей стадии находится строительство второй очереди молочного комплекса на 1 200 коров ЗАО «Константинове» в с. Константиново Пензенского района, после ввода в эксплуатацию которого будет создано 30 дополнительных высокооплачиваемых рабочих мест.
В областном бюджете на поддержку реализуемых проектов заложено 250 млн руб. Планируется, что за счет введения нового вида поддержки — субсидирования 30 % расходов на приобретение нового вида оборудования молочного скотоводства — достаточно большое количество предприятий смогут провести у себя модернизацию оборудования.
Важным событием 2010 г. стало подписание соглашения между Минсельхозом России, правительством Пензенской области и национальным союзом производителей молока «Союзмолоко» о создании первого регионального кооперативного молоко-перерабатывающего завода. Ввод завода в эксплуатацию намечен на май 2011г. Производственная мощность — 250 т молока в сутки, а в год — 91,25 тыс. т. Ориентировочная стоимость проекта состав-
ляет 2,5 млрд руб., государственная поддержка — 280 млн руб., срок окупаемости — менее 5 лет [4].
В Пензенской области принята отраслевая целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Пензенской области на 2010—2012 гг.» За три года на ее реализацию из областного бюджета планируется выделить 142,5 млн руб.
Меры, принятые Правительством Российской Федерации и министерством сельского хозяйства Пензенской области, должны способствовать обеспечению стабильного развития приоритетных направлений АПК, продовольственной безопасности страны и региона в частности, а также укреплению позиций местного товаропроизводителя на рынке Пензенской области.
Список литературы
1. Алейник С. Обеспечить устойчивый рост продуктивности молочного стада // Экономика сель-скогохозяйстваРоссии. 2009. № 3. С. 10—16.
2. Буробкин И., Гончаров В., Казаринов Б. Проблемы обеспечения населения России молоком и мясом // АПК: экономика, управление. 2008. №5.С. 49-51.
3. Новый закон о торговле // Сельские ведомости. №9от12февр. 2010.
4. Сельское хозяйство Пензенской области / Пензастат. Пенза, 2010
5. УшачевИ. АПК в условиях кризиса: состояние, проблемы, пути выхода // АПК: экономика, управление. 2009. № 5. С. 8-14.