Научная статья на тему 'Развитие рынка интеллектуального капитала в современной экономике'

Развитие рынка интеллектуального капитала в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
658
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА / АУТСОРСИНГ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / INTELLECTUAL CAPITAL / MARKET OF INTELLECTUAL CAPITAL / OUTSOURCING / MARKET OF EDUCATIONAL RESOURCES / OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калина Исаак Иосифович

В статье рассматриваются структура и особенности развития рынка интеллектуального капитала в современной экономике. Значительное внимание уделено анализу рыночных форм интеллектуального капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MARKET OF INTELLECTUAL CAPITAL IN MODERN ECONOMY

In the article structure and features of development of market of intellectual capital in modern economy are considered. The considerable attention is given to the analysis of market forms of the intellectual capital.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка интеллектуального капитала в современной экономике»

УДК 338

РАЗВИТИЕ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

© Исаак Иосифович Калина

Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Россия, соискатель кафедры общей экономической теории, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются структура и особенности развития рынка интеллектуального капитала в современной экономике. Значительное внимание уделено анализу рыночных форм интеллектуального капитала.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал; рынок интеллектуального капитала; аутсорсинг; рынок образовательных ресурсов; объекты интеллектуальной собственности.

В современных условиях во всех отраслях экономической деятельности интеллектуальный капитал, его объем, качество и формы использования выступают главным фактором экономического роста, конкурентоспособности и эффективности. На ближайшее будущее капитал в его интеллектуальной форме является единственным фактором производства, развитие которого имеет неограниченный ресурс как по качественноколичественным параметрам, так и по временным. Интеллектуальный капитал относится к новым формам капитала, обладаю-

щим большим потенциалом социальноэкономической активности, выступающим вектором развития любой национальной экономики. Российская экономика находится на этапе, на котором основные усилия направлены на восстановление эффективного функционирования науки и производства, развитие наукоемких технологий. Это необходимо для построения постиндустриального общества, главные институты которого ориентированы на воспроизводство интеллектуального капитала.

Процесс капитализации знаний и способностей осуществляется посредством рынка интеллектуального капитала. Данный рынок является наиболее сложным из всех видов ресурсных рынков, что связано, прежде всего, со сложностью и многообразием объекта рыночных сделок - знаний, способностей, навыков, умений, квалификации, опыта, культуры и мотивации персонала.

Рынок интеллектуального капитала в процессе своего функционирования обеспечивает воспроизводство интеллектуальных ресурсов и получение необходимых новых интеллектуальных ресурсов. Это можно достигнуть такими способами, как покупка хозяйствующими субъектами интеллектуальных ресурсов, аренда данного ресурса и аутсорсинг. Наиболее эффективной формой покупки интеллектуального капитала является найм на работу новых сотрудников. Это обусловлено тем, что появляется возможность получить знания этих работников в режиме on-line для передачи их другому персоналу фирмы в целях их использования в долгосрочной перспективе. В современных условиях подобную практику используют многие фирмы и приглашают на работу специалистов со стороны, из других сфер и отраслей деятельности, новых руководителей высшего уровня. Их знания и опыт заполняют имеющиеся интеллектуальные пробелы и способны лучше организовать деятельность фирм в данное время и в перспективе. Эту деятельность по подбору талантливых и компетентных работников осуществляют специализированные фирмы, и называется она рекрутмент [1]. Сейчас эту деятельность успешно осуществляют крупнейшие интернет-компании по найму талантливых специалистов. Компании такого профиля стремительно развиваются, и это связано с тем, что крупные корпорации делегируют им большую часть рекрутмента на условиях аутсорсинга. Это сокращает время поиска и приема нужного специалиста в фирму и делает эти операции менее обременительными для фирм-заказ-чиков. Корпорации с глобальными потребностями в рабочей силе (ТНК) получают возможность решения проблемы найма через специализированные фирмы и тем самым поддерживают свое конкурентное преимущество. По данным исследований In4media и Forrester Research, до 90 % крупнейших рос-

сийских предприятий уже используют услуги ИТ-аутсорсинга или планируют начать их использование в 2011 г. На фоне прогнозов о росте ИТ-рынка всего на 3-4 % в 2010-2011 гг. индустрия аутсорсинга продолжает расти и развиваться более бурными темпами, нежели экономика в целом [2].

Рынок интеллектуального капитала весьма неоднороден и в нем можно выделить, на сегодняшний день, более или менее четко два основных сегмента:

- рынок образовательных ресурсов;

- рынок объектов интеллектуальной собственности.

Рынок информационных ресурсов рассматривается как отдельный самостоятельный вид рынка, тесно взаимодействующий с рынком интеллектуальных ресурсов. Соответственно, информационные ресурсы знаний, входящие в состав интеллектуального капитала, диверсифицируются в рыночном пространстве и обращаются на различных рынках и на информационном рынке объектов интеллектуальных ресурсов одновременно.

Если исходить из субъектной принадлежности интеллектуальных ресурсов, то следует выделить отдельно сегмент рынка государственных интеллектуальных ресурсов, рынок корпоративных интеллектуальных ресурсов и рынок интеллектуальных ресурсов отдельных индивидов-создателей, их продавцов и покупателей, потребителей. Все эти сегменты единого рынка, и они тесно связаны между собой.

Для российской экономики это имеет принципиальное значение. Дело в том, что интеллектуальные ресурсы, трансформируясь в инновации разного рода, в своем движении на рынок и участии в обороте уже на принципах рыночного хозяйствования сталкиваются с объективными барьерами. Эти барьеры связаны с недостаточным развитием рыночных отношений и незавершенностью создания соответствующих институтов, обеспечивающих организацию этих процессов.

Для России самым слабым звеном является продвижение созданных инноваций на рынок. Индивиду это сделать сложно ввиду отсутствия развитой системы венчурного предпринимательства, бизнес-инкубаторов. Для фирм продвижение инноваций на рынок сопряжено с финансовыми и организационными трудностями: нехваткой денежных

средств для рекламирования инноваций, придания им товарного вида; многочисленными препонами по оформлению инноваций как объектов интеллектуальной собственности; неразвитостью каналов поиска заинтересованных покупателей, потребителей инновационных благ и т. п.

Для государства как основного заказчика на рынке инноваций проблемой остается своевременное финансирование процессов создания этих инноваций и формирование госзаказов в полном объеме на инновационную продукцию, организация внедрения последней в различных государственных и частных структурах, включая зарубежные. Пока же государство играет роль ночного сторожа, охраняющего права на созданные изобретения, открытия и другие инновации, но мало применяющего их на практике ввиду тяжелого положения большинства российских предприятий. Нелегитимно функцию продвижения инноваций на рынок, и главным образом, на мировой, могут осуществлять отдельные корпорации и индивиды (незаконная продажа патентов, лицензий, ноу-хау, в т. ч. составляющих коммерческую или государственную тайну).

Для развития российского рынка интеллектуальных ресурсов большое значение имеет непосредственная связь интеллектуальных активов с военно-промышленным комплексом. Исторически в России сложилось так, что самый качественный интеллектуально-кадровый потенциал сконцентрировался в оборонно-промышленном комплексе. Конверсия, которая по существу свелась к приватизации за бесценок значительной части государственных предприятий финансовым капиталом, не ставящего целью инвестирование средств в развитие технологий, не способствовала повышению рыночного спроса на продукцию НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и другие интеллектуальные продукты. Это не привело к появлению альтернативных государству источников финансирования. Новая бизнес-элита за годы рыночного реформирования не только не реализовала ни одного крупного нового научно-технического проекта, но и не поддержала их. Старые проекты были пущены на самотек или на стадии сырьевого продукта проданы за рубеж.

И если для возведения корпусов и приобретения новых технологий можно найти финансовые средства (собственные, заемные или привлеченные), то для формирования корпуса квалифицированных кадров - носителей интеллектуальных ресурсов, в экономике нужны долгосрочные инвестиции в образование, научные исследования и немалое время на ожидание результата от них - получение требуемого уровня специалистов. Необходимо проведение технологического аудита со стороны государства с комплексной оценкой интеллектуальных ресурсов НИИ (научно-исследовательские институты) и КБ (конструкторские бюро), с капитализацией их коммерческого потенциала и оказанием содействия в рыночной реализации ценных знаний. Это реальный путь эффективного участия государства в активизации интеллектуального потенциала данных структур и страны в целом.

Важнейшими предпосылками возникновения рынка образовательных ресурсов стали: разделение труда и обособление отдельных этапов образовательного и научного процессов (общее фундаментальное образование, специальное образование, фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки), разработка прав собственности на образовательные товары и научно-образовательные достижения.

Отношения «купли-продажи» не являются доминирующими в системе экономических отношений сферы образования. Сущность механизма функционирования рынка образовательных ресурсов состоит в целенаправленном воздействии структур государственного и частного секторов на все составляющие системы получения знаний потребителями в интересах общества, бизнеса, личности, государства способного эффективно решать проблемы социального и экономического развития нации.

В условиях «экономики знаний» развитие страны в значительной мере зависит от сбалансированности рынка труда, рынка образовательных услуг и рынка образовательных ресурсов с рынками товаров и услуг, а также рынками факторов производства. Добиться этого можно только на основе государственного регулирования рыночных взаимосвязей.

Таким образом, рынок образовательных ресурсов формируется под прямым влиянием государства, косвенным воздействием предпринимательства в частном и государственном секторах, сочетанием свободного ценообразования и государственного регулирования продукции образовательного, научного и информационного секторов, налоговой и кредитной поддержки субъектов образовательных ресурсов.

Рынок образовательных ресурсов весьма специфичен, что определяется особенностями системы образования, науки и информации как важнейших отраслей народного хозяйства и производимых в ней интеллектуальных продуктов, предназначенных для удовлетворения многообразных культурных потребностей населения, воспроизводства и развития кадрового потенциала общества.

Следует отметить, что образовательные ресурсы удовлетворяют личные (конечный потребитель), групповые (предприятия-работодатели) и общественные (государство) потребности. Исходя из этого, можно определять образовательные услуги, учитывая эти три аспекта:

1) с позиции отдельной личности (гражданина) образовательный ресурс - это процесс передачи потребителю знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального характера, необходимых для удовлетворения его личных потребностей в приобретении профессии, для саморазвития и самоутверждения;

2) с позиции предприятия образовательный ресурс - это процесс профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) кадров, необходимой для обеспечения работоспособности, поддержания конкурентоспособности и развития работника в постоянно изменяющихся рыночных условиях;

3) с позиции государства образовательный ресурс - это процесс, обеспечивающий расширенное воспроизводство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества.

Структурно российский рынок образовательных ресурсов представлен:

- производителями образовательных услуг (образовательные, информационные, научные учреждения и индивидуальные производители);

- потребителями образовательных ресурсов (отдельными лицами, предприятиями и организациями всех форм собственности);

- инфраструктурой (включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации);

- контролирующими организациями (лицензирование и аккредитация образовательных учреждений);

- поставщиками, обеспечивающими процесс производства образовательных услуг необходимыми для этого ресурсами;

- общественными институтами, причастными к продвижению образовательных услуг на рынке, т. н. контактными аудиториями рынка образовательных услуг. Все вместе они являются субъектами российского рынка образовательных услуг.

Сегодня выбор производителя образовательных ресурсов на российском рынке представляет собой не только выбор места формирования образовательных ресурсов, но и профессиональное самоопределение потребителя. Усложнение общественного производства, возрастание требований к различным характеристикам навыков и умений человека обусловливают необходимость обоснования профессиональной ориентации и наличия технологий, позволяющих человеку сделать безошибочно свой выбор в отношении образовательных ресурсов и его производителей. Из-за отсутствия системы профессиональной ориентации в стране сохраняется неопределенность в мотивации выбора образовательных ресурсов от более низких уровней оказания образовательных ресурсов, к более высоким.

Отметим особенности современного рынка образовательных ресурсов в России:

1) он включает в себя два взаимодействующих сектора - государственный и негосударственный, или частный, при этом преобладающим был и остается государственный;

2) подавляющая часть образовательных благ предоставляется населению государственными учебными заведениями, при этом государство не само производит блага, а выступает посредником между производителями - коллективами учебных заведений, и потребителями. Оно дает учебным заведениям заказ на обучение соответствующей части населения, аккумулируя через налоги с предприятий и населения необходимые финансовые средства: направляет их в сферу образо-

вания, чтобы возместить ее расходы на предоставляемые бесплатно услуги;

3) частное образование развивается в России под контролем государства за лицензированием и уровнем обучения;

4) характерно появление и непрерывный рост доли платных услуг. Это, во-первых, плата за дополнительные образовательные услуги для части учеников по предметам, не предусмотренным государственным стандартом. Во-вторых, появившиеся гимназические классы с оплатой дополнительных предметов. В-третьих, платное обучение студентов в средних и высших специальных заведениях сверх конкурсного набора.

Перейдем к рассмотрению рынка объектов интеллектуальной собственности. Рынок включает не только отношения по поводу купли-продажи интеллектуальных ценностей в качестве объектов, но и социально-экономические отношения - отношения собственности на эти объекты, их производство (создание), распределение, обмен и потребление, а также организационно-экономические отношения - различные конкретные формы организации рынка и соответствующий институциональный базис - законы, нормативные акты, специальные организации.

Как и на других рынках, совершение торговых сделок между субъектами на рынке объектов интеллектуальной собственности испытывает непосредственное влияние рыночной конъюнктуры. Охарактеризуем основные элементы рынка объектов интеллектуальной собственности, выделив их специфические черты.

Во-первых, емкость рынка объектов интеллектуальной собственности зависит от платежеспособного спроса потенциальных покупателей. Поскольку объектом данного рынка выступают права на интеллектуальные блага (термины «объект интеллектуальной собственности» и «интеллектуальное благо» используются нами как синонимы), то очевидно, что приобретение их осуществляется с целью использования их в хозяйственной деятельности - производстве благ и услуг, предназначенных для продажи. Соответственно, права на объекты интеллектуальной собственности являются необходимым элементом производства. Исходя из этого, права на объекты интеллектуальной собственности можно рассматривать как один из факторов

производства, а рынок объектов интеллектуальной собственности - как сегмент рынка факторов производства. Субъекты, выступающие на рынке объектов интеллектуальной собственности в качестве покупателей, выступают на остальных рынках в качестве продавцов. Следовательно, спрос на рынке объектов интеллектуальной собственности зависит от спроса (фактического или потенциального) на производимые с их участием товары и услуги, т. е. он имеет производный характер.

Во-вторых, спрос на объекты интеллектуальной собственности определяется состоянием промышленности страны и ее экономики в целом, которое обеспечивает инновационную активность и инвестиции в научно-техническое развитие. Очевидно, что в условиях отсталой промышленности и отсутствия высокотехнологичных производств невозможно внедрение, производственное освоение объектов интеллектуальной собственности, а соответственно, и спрос на них остается низким.

Предложение на рынке объектов интеллектуальной собственности всецело определяется творческим и научно-техническим потенциалом деятелей культуры и искусства, научных организаций и промышленных предприятий. В большинстве развитых стран этот потенциал достаточно высок. Это обусловливает такую особенность рынка объектов интеллектуальной собственности, которая состоит в том, что предложение на нем всегда превышает спрос. Поскольку предложение на данном рынке превышает спрос, то реализации на рынке подлежат лишь наиболее перспективные с точки зрения покупателя объекты. Однако при этом, в отличие от рынков труда, капитала, товаров и услуг, на рынке объектов интеллектуальной собственности затоваривания или избытка не происходит в силу нематериальных свойств товара. Исходя из этого, можно предположить, что рынок объектов интеллектуальной собственности более стабилен в отношении спроса и предложения, цены на нем могут сохранять свое значение не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде. Это объясняется тем, что наличие нереализованных товаров на рынке не влияет на цены и в наименьшей степени влияет на предложение:

взамен невостребованных разработок предлагаются другие, более совершенные.

Но если рассматривать не всю совокупность предложенных к продаже объектов интеллектуальной собственности, а лишь те из них, которые являются наиболее выдающимися, способными обеспечить их владельцу действительные конкурентные преимущества и большой доход, то будет иметь место конкуренция покупателей за возможность приобретения исключительных прав на данные объекты. В настоящее время среди таких объектов выделяется программное обеспечение, связанное с информационными технологиями.

Приобретение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности означает, что и использование разрешается только лицу, которому эти права передаются, этому лицу предоставляется право запрещать подобное использование этого объекта другими лицами. Это дает основания утверждать, что посредством приобретения объектов интеллектуальной собственности покупатель приобретает не только знания, составляющие существо интеллектуального продукта, но монополию на производство товаров или услуг, изготовляемых с помощью этих знаний. В этом состоит специфика рынка объектов интеллектуальной собственности: любой владелец прав на них обречен быть монополистом в своей сфере. Монополизм заложен в структуре самих исключительных прав, которые являются товаром на рынке объектов интеллектуальной собственности. Соответственно, можно заключить, что предметом купли-продажи на этом рынке является монопольное положение покупателя в определенной сфере.

В том случае, если приобретаемое новшество - предмет потребления, обладание

исключительными правами на него предоставляет в распоряжение владельца целый сектор товарного рынка, на котором он занимает положение монополиста. А если приобретаемое новшество - технология, то обладание им позволяет владельцу извлекать сверхприбыли от более эффективного способа производства, по сравнению с уже существующими. В свою очередь, это позволит ему увеличить производство, а соответственно, и свою долю на рынке. Исключительные права на объекты интеллектуальной собственности можно идентифицировать с монопольными правами и противопоставить их антимонопольному законодательству. Таким образом, функционирование рынка объектов интеллектуальной собственности способно оказать существенное воздействие на все остальные рынки: стимулируя их развитие за счет разного рода инноваций или подавляя посредством сокращения нововведений или продажей их заграницу, создавая новые рынки и уничтожая старые.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что развитие рынка интеллектуального капитала в России означает признание человеческого капитала в качестве одного из основных производственных ресурсов, увеличение инвестиций в интеллектуальный капитал, создание условий его эффективного использования в целях экономического и социального развития страны.

1. иКЬ: http://ru.wikipedia.ru (дата обращения: 9.09.2010).

2. ОШ5оига^:портал.т. иКЬ: http://www.out soursing.ru: Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 9.10.2010 г.

UDC 338

DEVELOPMENT OF MARKET OF INTELLECTUAL CAPITAL IN MODERN ECONOMY

Isaak Iosifovich Kalina, Saratov State Social and Economical University, Saratov, Russia, Competitor of General Economic Theory Department, e-mail: [email protected]

In the article structure and features of development of market of intellectual capital in modern economy are considered. The considerable attention is given to the analysis of market forms of the intellectual capital.

Key words: intellectual capital; market of intellectual capital; outsourcing; market of educational resources; objects of intellectual property.

Зб8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.