логоплательщиков и налогооблагаемой базы, снижению зависимости от отдельных компаний. Кластеры возникают по инициативе «снизу», исходящей от крупных предприятий или сообществ предприятий, или «сверху» - от органов власти и управления территорией.
Выбор конкретных технологических и рыночных ниш органы власти должны осуществлять совместно с представителями бизнеса, учитывая его интересы и возможности. При этом важнейшим приоритетом промышленной политики является поддержка производства экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью либо обладающей эффектом импортозамещения.
Литература
1. Афанасьева B.C., Энтова P.M. Современная экономическая мысль. Сер. Экономическая мысль Запада. M.: Прогресс, 1981.
2. Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса / под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1999. T. 3.
3. Захарова Ю.Е, Васильева И.А., Морозова Н.В. Исследование социального потенциала регионов Приволжского федерального округа // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. 2013. № 4(12). С. 63-72.
4. Конев Е. Политика энергоэффективности в промышленности - мода или необходимость? // Промышленный вестник. 2008. № 10(98). С. 88-89.
5. Межевич Н.М. Глобализация и перспективы отечественной промышленной политики. 2006 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article& sid=363.
6. Татаркин А.И., Лаврикова Ю.Г. Кластерная политика региона // Промышленная политика в Российской Федерации. 2008. № 8. С. 11-19.
7. Яковлев А.Е., Матвеев Е.А. Проблемы коммерциализации инновационного продукта в региональной экономике // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. 2013. № 4(12). С. 112-121.
ФЕДОРОВА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА - аспирантка кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
FEDOROVA EKATERINA - post-graduate student of Regional Economics and Entrepreneurship Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 615.12(470) ББК Р11 (2)26к
Г.М. ФЕДОТОВ
РАЗВИТИЕ РЫНКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ УСЛУГ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Ключевые слова: фармацевтические услуги, региональный рынок услуг, розничные аптечные сети.
Дается оценка состояния фармакологического рынка в России, приводится рейтинг сетей на аптечном коммерческом рынке, раскрываются проблемы и резервы повышения эффективности развития фармацевтического рынка Чувашской Республики.
G. FEDOTOV
DEVELOPMENT OF THE MARKET FOR PHARMACEUTICAL SERVICES TO RUSSIA: REGIONAL PROBLEMS
Key words: pharmaceutical services, regional services, retail pharmacy network.
Assesses the status of pharmaceutical market in Russia is given a rating network pharmacy commercial market, describes the problems and the resources to enhance the development of the pharmaceutical market of the Chuvash Republic.
Формирование рыночных отношений в социальной сфере, переход на новые принципы финансирования, решение проблемы кардинального улучшения качества жизни населения, обеспечение безопасности в области здравоохранения, лекарственного и медико-технического обеспечения требуют повышенного внимания к проблеме развития регионального рынка фармацевтических услуг. Фармацевтический рынок является стратегически важным сектором экономики любой развитой страны.
Степень разработанности проблемы свидетельствует о том, что исследовательский интерес ученых и специалистов распространяется на теоретическое
осмысление социализации экономических отношений в системе здравоохранения, а также на изучение различных аспектов управления данной сферой на макроэкономическом и региональном уровнях (В. Багирова, Г. Глембоцкая, Н. Капранова, Ю. Лисицын, М. Рыжкова, М. Саповский, С. Сбоева, Л. Устинова, В. Ходаковский, А. Ярменчук, Р. Ягудина и др.). Представляется, что одним из важнейших аспектов данного исследовательского направления является решение проблемы соотношения концептов уровня социального развития региона и устойчивого развития регионального фармацевтического рынка.
По данным DSM Group, объем фармацевтического рынка России в конечных ценах потребителя постоянно растет, и если в 2009 г. он составлял около 695 млрд руб., то в 2012 г. он составил уже 921 млрд руб., а в 2013 г. -около 1045 млрд руб. (прогноз на 2014 г. - рост на 13% с предполагаемым объемом 1180 млрд руб.) [4-6]. По итогам 2013 г. Россия находится на седьмом месте среди ведущих мировых фармацевтических рынков и третьем - по темпам прироста в процентах.
По данным открытых источников информации, в 2013 г. объем мирового фармацевтического рынка достиг 971 млрд долл. США. По сравнению с 2012 г. его прирост в денежном выражении составил около 3,3%. В дальнейшем ожидается ежегодный прирост на уровне 3-4%. Таким образом, в 2014 г. возможно достижение объема мирового фармацевтического рынка в 1 трлн долл. Традиционно наиболее быстрорастущими рынками являются страны Латинской Америки и Китай.
Самый большой фармацевтический рынок в США, только розничные продажи лекарственных препаратов составляют 239,2 млрд долл. Европейские фармацевтические рынки (ТОП-5) совокупно составляют 105,7 млрд долл. (11% в емкости мирового рынка). Россия, как и прежде, отстает от среднеевропейского уровня потребления лекарственных препаратов в 3 раза и в 5 раз от потребления в США. Меньше, чем в России (154 долл.), потребление лекарственных препаратов на одного человека только у Бразилии и Китая: 22 и 44 долл., соответственно [6].
2013 год был первым годом реализации государственной программы «Развитие здравоохранения» и других разработанных в соответствии с указами Президента Российской Федерации стратегий. Принят Федеральный закон, которым установлены полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению порядка формирования перечней лекарственных препаратов и медицинских изделий, гарантированных государством, а также изменены процедуры регистрации лекарственных препаратов. Был подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», включающий большое количество важных смысловых блоков, регулирующих особенности государственной регистрации биологических, биоаналоговых, орфанных препаратов, закрепляющих правила честной конкуренции на фармацевтическом рынке, через введение процедуры оценки взаимозаменяемости лекарственных препаратов, а также вводящих представление о фармакопейных стандартных образцах. Разработаны поправки к законодательным актам, связанным с вступлением в силу Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», которые регулируют порядок регистрации, клинические исследования, а также впервые вводят понятия «биологические препараты» и «взаимозаменяемость». Существенное развитие получила сфера регулирования обращения медицинских изделий. Подготовлены и приняты 18 нормативных актов, устанавливающие правила их государственной регистрации, ведения государственного реестра медицинских изделий, порядок осуществления государственного контроля за их обращением.
В 2013 г. Минздравом России были разработаны Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности страны. Они были приняты Правительством Российской Федерации и создали базу для подготовки Концепции федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015-2020 годы)» [3].
В настоящее время в отечественной фармацевтической отрасли существуют два диаметрально противоположных подхода к развитию сектора розничных продаж, которые проявляются в видении бизнеса: обычное предприятие розничной торговли со специфическим набором предлагаемых товаров и услуг и неотъемлемая часть системы медицинской помощи населению (несмотря на коммерческий отраслевой принцип), деятельность которой в значительной степени лежит в области здравоохранения, нежели в торговле и экономике в целом [1]. Второй подход предопределен рядом объективных факторов, нуждающихся в дальнейшей классификации: тенденция к увеличению числа больных с хроническими заболеваниями; техногенные факторы и снижение иммунитета; ранняя диагностика заболеваний; возможность наблюдения и изменения лечебного процесса; позволяющие разработать новые лечебные препараты (ЛП) и лекарственные формы (ЛФ); государственные вложения в НИОКР здравоохранения; рост доходов и общего уровня жизни населения; конкуренция; постоянный рост емкости рынка ЛП, рост государственного сектора гарантированного обеспечения.
Структура потребления через коммерческую аптечную сеть в разрезе федеральных округов Российской Федерации выглядит следующим образом: Центральный ФО - 37%; Приволжский ФО - 19%; Сибирский, Северо-Западный, Южный и Сибирский ФО по 10%; остальное приходится на Дальневосточный и Уральский ФО - 14%. По емкости аптечных продаж первенствуют Тюменская область (24%), Краснодарский край (23%), Свердловская область (21%) и Красноярский край (20%). Средневзвешенная стоимость упаковки ЛП в коммерческих продажах по субъектам РФ «максимум - минимум»: 128 руб. по г. Москва и 62 руб. в Чувашской Республике [6].
В табл. 1 приведен рейтинг аптечных сетей в коммерческом секторе с количественными и стоимостными показателями развития в 2013 г. (выделены сети, активно присутствующие на рынке Приволжского федерального округа).
Таблица 1
Рейтинг сетей на аптечном коммерческом рынке по обороту деятельности в 2013 г.
Рейтинг Аптечные сети Объем, млрд руб. Доля на коммерческом сегменте, 2013 г., % Прирост оборота по сравнению с 2012 г., % Количество точек продаж
1 Ригла 22,4 2,9 29 992
2 Доктор Столетов 17,2 2,2 12 414
3 Имплозия 16,9 2,2 29 1050
4 А5 15,6 2,0 33 1052
5 Аптечная сеть 36,6 13,3 1,7 -20 639
6 Фармаимпекс 11,4 1,5 30 496
10 Вита 7,7 1,0 24 466
13 Фармакор 6,3 0,8 -30 394
16 Ладушка 5,8 0,7 38 200
Анализ конъюнктуры фармрынка Чувашской Республики свидетельствует об определенной степени развития розничных сетевых структур местного уровня. В 2012-2013 гг. в Чувашской Республике осуществляли свою деятельность 50 хозяйствующих субъектов, имеющих 197 аптечных организаций, общий товарооборот которых составил 2456,4 млн руб. и 3602,5 млн руб., соответственно.
Объем рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами городских округов и муниципальных районов представлен в табл. 2. Наибольшее развитие конкуренция получила на 4 локальных рынках городских округов Чувашской Республики: г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, г. Канаш, Козловский район. Так, в г. Чебоксары действует 145 аптечных учреждений различных видов, на территории г. Новочебоксарск - 7 хозяйствующих субъектов, г. Канаш представлен 9 хозяйствующими субъектами с 20 аптечными учреждениями.
В 3 районах республики - Алатырском, Шумерлинском, Янтиковском -услуги по розничной реализации лекарственных средств предоставляются только 1 хозяйствующим субъектом. В большинстве районов Чувашии действуют от 2 до 4 хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по розничной реализации лекарственных средств. Практически во всех районах республики открыты аптечные учреждения Чувашпотребсоюза [2].
Основными экономическими барьерами, затрудняющими деятельность фармацевтических организаций на товарном рынке Чувашской Республики, специалисты считают высокий уровень конкуренции на рынке, низкую платежеспособность населения, а также величину предельной розничной надбавки, установленной постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 18.02.2002 г. № 34.
Таблица 2
Объем рынка розничной торговли медицинскими средствами и товарами в структуре городских округов и муниципальных районов Чувашской Республики за 2012-2013 гг.
Наименование городского округа или муниципального района Объем товарного рынка (суммарный товарооборот аптечных организаций городского округа или муниципального района), млн руб./доля в обороте (темпы роста)
2012 2013
г. Канаш 163,4/6,6 171,0/4,7
г. Новочебоксарск 266,6/10,9 284,0/7,9
г. Чебоксары 1 074,2/43,7 1 395,3/38,7
Козловский 289,6/11,8 941,0/26,1
Итого по 4 позициям 1793,7/73,0 2791,3/77,0 (155,6)
Прочие (20 городов и районов) 662,6/27,0 811,2/23,0 (122,4)
Всего по Чувашской Республике: 2 456,4 /100,0 3 602,5/100,0 (146,7)
В целом по Чувашской Республике на основе анализа применения коэффициентов рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана можно говорить о высоком уровне концентрации товарного рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.
Согласно анализу аптечной сети в республике выявлены: неизменное количество объектов, осуществляющих фармацевтическую деятельность; сокращение количества розничных точек, приходящихся на 1 оптовика; рост потребления медикаментов на душу населения; широкий ассортимент лекарственных средств, направленных на лечение болезней международной статистической классификации; ежегодное изменение ассортимента предлагаемых медикаментов с ориентацией на потребителя.
К основным резервам повышения эффективности развития фармацевтического рынка относятся: совершенствование законодательной базы РФ; открытие социально ориентированных аптек благотворительного характера с периодическим предоставлением скидок уязвимым слоям населения; увеличение объемов реализации отечественных медикаментов, входящих в состав основных жизненно важных лекарственных средств, (исключая неэффективные и устаревшие медикаменты); усиление контроля за отпуском лекарственных средств по рецеп-
там; активное применение маркетинговых исследований по изучению покупательского спроса; развитие новых и совершенствование старых видов фармацевтических услуг, способствующих укреплению рыночных отношений в фармацевтическом секторе экономики (заказ и доставка лекарственных средств на дом, экспресс-диагностика, консультации специалистов по выбору и рекомендации медикаментов и др.). Необходим постоянный мониторинг качества населения Чувашской Республики как косвенное обоснование социальной эффективности регионального фармакологического рынка. В частности, можно констатировать, что по результатам 2013 г. ожидаемая продолжительность жизни в Чувашской Республике увеличилась на полгода - до 70,8 года.
Литература
1. Анализ состояния оптового и розничного рынка лекарственных препаратов в России в современных условиях / Е.С. Бережная, Н.В. Габриелян, Т.М. Бондарева и др. // Modernivy mozenostivedy: мaterialy VIII Miedzynarodni ve-decko - practica confer-ence (27-05 unora 2012 roku). Praha, 2012. Р. 6-7.
2. Анализ фармацевтических рынков 2013 г. [Электронный ресурс] // Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике: офиц. сайт. URL: http://chuvashia. fas.gov.ru/analytic/8311.
3. Доклад министра В.И. Скворцовой на итоговой коллегии Минздрава России (апрель 2014) // Министерство здравоохранения Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://www.rosminzdrav.ru/ news/2014/04/24/1806-itogovaya-kollegiya-ministerstva-zdravoohraneniya-rossii.
4. Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий [Электронный ресурс]. URL: http://www.sci-innov.ru/law/base/294.
5. Фармацевтический рынок России. 2012 [Электронный ресурс] // Маркетинговое агентство DSM Group: сайт. URL: http://www.dsm.ru/docs/analytics/godovoy_othet_cd_2012.pdf.
6. Фармацевтический рынок России. 2013 [Электронный ресурс] // Маркетинговое агентство DSM Group: сайт. URL: http://www.dsm.ru/docs/analytics/dsm_report2013.pdf.
ФЕДОТОВ ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВИЧ - аспирант, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected]).
FEDOTOV GRIGORIY - post-graduate student, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.
УДК 338.46 ББК 65.32
Е.С. ШЛЁНСКОВА
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СФЕРЫ УСЛУГ
Ключевые слова: эффективность использования ресурсов, эффективность функционирования системы стратегического управления, экономические результаты, произведенные затраты. Излагаются методические положения определения результатов и затрат, эффективности использования ресурсов, функционирования системы стратегического управления развитием экономических видов деятельности сферы услуг, соответствующих её цели в условиях влияния факторов неустойчивого состояния внешней среды.
E. SHLENSKOVA
EFFICIENCY OF USE OF RESOURCES AND FUNCTIONING OF SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT BY DEVELOPMENT OF ECONOMIC KINDS OF ACTIVITY OF A SERVICES SECTOR
Key words: efficiency of use of resources, efficiency of functioning of system of strategic management, the economic results, the made expenses.
In article are stated methodical provisions of definition of results and expenses, efficiency of use of resources, functioning of system of strategic management by development of economic kinds of activity of the services sector corresponding its purpose in conditions of influence of factors of an unstable condition of environment.
Средне-, долгосрочное развитие экономического вида деятельности сферы услуг может характеризоваться совокупностью показателей эффективности процесса оказания услуг, производства продукции, находящихся между собой в тесной взаимосвязи и взаимодействии, что предоставляет возможность в системе