№ 5-6 (35-36) МАЙ-ИЮНЬ 2013
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
Н. Ф. Телешева, канд. пед. наук, доцент, кафедра бизнес-информатики, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия nina+[email protected] А. Н. Пупков, канд. тех. наук, доцент, кафедра бизнес-информатики, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия [email protected]
РАЗВИТИЕ РЫНКА ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
В настоящее время в России продолжается реализация государственной программы «Информационное общество». Одним из направлений развития данной программы является создание электронного правительства и повышение эффективности государственного управления.1 Проект «Электронное правительство» является частью Федеральной целевой программы «Информационное общество» и призван обеспечить права граждан и организаций на доступ к государственным услугам, к информации о структуре и функциях органов власти и государственных учреждений.
Для оценки работы субъектов РФ по внедрению проекта «электронного правительства» был разработан рейтинг для оценки степени внедрения в деятельность органов государственной власти субъектов РФ современных информационных технологий. Рейтинги готовности к электронному правительству субъектов РФ один раз в квартал осуществляет ООО «Центр прикладной экономики». Эксперты центра проводят анализ информации, предоставляемой на официальных сайтах органов власти региона.
Целью составления рейтинга является формирование общей картины используемых в государственном управлении средств
Проект «Электронное правительство» является частью Федеральной целевой программы «Информационное общество» и призван обеспечить права граждан и организаций на доступ к государственным услугам, к информации о структуре и функциях органов власти и государственных учреждений.
обеспечения взаимодействия с населением, использующих современные электронные средства связи и обработки информации.
Объектом мониторинга являются:
♦ государственные и муниципальные услуги, информация о которых размещена на Портале государственных услуг субъектов РФ и федеральном портале gosuslugi.ru;
♦ деятельность многофункциональных центров обслуживания населения;
♦ использование специальных средств персональной идентификации (электронных социальных карт).
Рейтинг рассчитывается на основании общего количества набранных баллов по следующим разделам:
♦ государственные услуги;
♦ муниципальных услуги;
= • дополнительные
электронные услуги/ интерактивные сервисы.
Помимо указанных разделов, на рейтинг влияет и техническое обеспечение портала государственных услуг.
В целях учета региональных особенностей, при анализе показателей используется информация о населении субъекта РФ и количестве муниципальных образо-ваний.2
В таблице 1 приведен рейтинг субъектов Российской Федерации, входящих
дискуссия
журнал научных публикаций
Таблица 1
Динамика рейтингов субъектов Российской Федерации по уровню внедрения электронного правительства3
Субъект федерации Место по РФ Место по РФ Место по РФ
на 1 июля 2012 г. на 1 октября 2012 г. на 1 февраля 2013 г.
Республика Алтай 10 28 50
Республика Бурятия 46 19 24
Республика Тыва 76 64 72
Республика Хакасия 34 26 53
Алтайский край 43 64 53
Забайкальский край 13 7 7
Красноярский край 18 48 9
Иркутская область 72 69 56
Кемеровская область 48 57 44
Новосибирская область 29 39 60
Омская область 6 12 22
Томская область 16 59 27
в Сибирский федеральный округ, по уровню внедрения электронного правительства относительно всех субъектов РФ. Лидером среди субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, является Забайкальский край, который занимает 7-е место. Последнее место в рейтинге занимает республика Тыва. Рейтинг Красноярского края имеет тенденцию к резким скачкам. Так, в июле 2012 года он занимал 18-е место, в октябре упал до 48-го места, но уже к февралю 2013 года край занял 9-е место по России.
Как, отмечают сотрудники ООО «Центра прикладной экономики», перемещения вверх объясняются появлением на региональных порталах новых электронных услуг, а существенные перемещения вниз чаще всего объясняются нестабильной работой порталов (многие региональные порталы не справляются даже с незначительным количеством посетителей).
Проанализируем динамику рейтинга Красноярского края по отношению к субъектам РФ, входящим в Сибирский федеральный округ. Как видно из приведенных данных в таблице 2, лидерство среди субъектов Сибирского федерального округа сохраняет Забайкальский край, который занимает первое место. Согласно, трем последним рейтингам, проведенным ООО
В разделе «Региональные услуги»
жители края могут получить информацию о штрафах ГИБДД, подать заявление в ЗАГС, переоформить лицензию на право ведения медицинской деятельности и т.д.
«Центр прикладной экономики» Забайкальский край прочно удерживает свои позиции лидера в Сибирском федеральном округе. Это, прежде всего, связано с созданием портала государственных и муниципальных услуг, который содержит обширную информацию о доступных государственных и муниципальных электронных услугах. Кроме того, на портале содержится информация о рейтингах муниципальных образований по выполнению поставленных задач перевода муниципальных услуг в электронный вид, которая постоянно обновляется. Анализ рейтинга Красноярского края показал, что на 1 июля 2012 года край занимал третью позицию, на 1 октября 2012 ухудшил свои позиции и опустился на седьмую строчку, но уже к 1 февраля 2013 года вышел на вторую позицию в Сибирском федеральном округе и девятую по стране.
Результат высокого рейтинга Красноярского края связан с обновлением версии регионального портала государственных услуг (www.gosuslugi.krskstate. га), который стал более информативным и удобным.5 На портале отдельно выделены = федеральные, региональные и муниципальные услуги. В разделе «Региональные услуги» жители края могут получить информацию о штрафах ГИБДД, подать заявление в ЗАГС, переоформить
№ 5-6 (35-36) МАЙ-ИЮНЬ 2013 ^
Таблица 2
Динамика рейтингов субъектов Сибирского федерального округа по уровню внедрения электронного правительства4
Место по округу Место по округу Место по округу
на 1 июля 2012 г. на 1 октября 2012 г. на 1 февраля 2013 г.
Республика Алтай 6 5 7
Республика Бурятия 5 3 4
Республика Тыва 12 10 12
Республика Хакасия 8 4 8
Алтайский край 10 10 8
Забайкальский край 1 1 1
Красноярский край 3 7 2
Иркутская область 11 12 10
Кемеровская область 7 8 6
Новосибирская область 9 6 11
Омская область 4 2 3
Томская область 2 9 5
лицензию на право ведения медицинской деятельности и т.д.
В целях организации работ по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению края была создана краевая государственная информационная система электронного взаимодействия между федеральными, региональными и муниципальными ведомствами «Енисей-ГУ» (государственные услуги). 6
В процессе подготовки перевода услуг в электронную форму задействованы органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и подведомственные им учреждения, в том числе:
♦ 38 органов исполнительной власти края и краевых учреждений;
♦ 61 администрация муниципальных образований Красноярского края;
♦ 520 поселковых учреждений (сельсоветы).
Согласно статистическим данным, приведенным на сайте краевой администрации на 08.05.2013 года, в Красноярском крае переведено в электронный вид более 943 государственных услуг, в том числе 33 региональных и 910 муниципальных. На рис. 1 приведены данные по количеству поданных заявлений в электронной форме через региональный портал государственных и региональных услуг. Как следует из приведенных данных, все большее число граждан начинает использовать электронную форму подачи заявлений на оказания государственных и муниципальных услуг. Так, если на 01.12.2012 года количество поданных заявлений населением края составляло
Рис. 1. Количество заявлений, поданных в электронной форме через региональный портал
государственных и региональных услуг
дискуссия
журнал научных публикаций
Рис.2. Данные обращения граждан за государственными и муниципальными услугами в электронном виде с использованием инфоматов
458, то через три месяца на 01.03.2013 года увеличилось до 2324, что почти в 5 раз больше.
На новом региональном портале госуслуг можно посмотреть информацию об инфоматах электронного правительства Красноярского края. Инфоматы — это универсальные терминалы, позволяющие каждому жителю региона получать целый спектр услуг в режиме самообслуживания. Сегодня на территории края установлено 466 инфоматов, расположенных в наиболее востребованных общественных местах. На рис. 2 представлены данные по обращениям граждан за государственными и муниципальными услугами в электронном виде с использованием инфоматов в период с 01.03. 2012 года по 01.02.2013 года.
Количество обращений жителей края к услугам инфоматов на 1 марта 2012 года составило 1716 человек, а в феврале 2013 года эта цифра возросла до 14646 человек, что показывает, что число обратившихся к услугам инфоматов возросло почти в 8 раз.
В 2013 году прогнозируется существенный прирост трафика использования ресурсов инфоматов в связи с внедрением в Красноярском крае универсальных электронных карт, позволяющих получать услуги в электронном виде посредством сенсорных терминалов.
Таким образом, в Красноярском крае наблюдается положительная динамика по внедрению электронных услуг для населения, активно развивается инфраструктура широкополосного доступа, расширяется
система центров общественного доступа.
ш
1. Госпрограмма «Информационное общество (2011-2020 годы) [Электронный ресурс] URL: http:// e-trust.gosuslugi.ru/docs/rasp_1815.pdf (дата обращения 16.11.10).
2. Методика составления Рейтинга субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства (2012 год). [Электронный ресурс] URL: http:// gosman.ru/electron?news=27240 (дата обращения 16.11.13).
3. Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения электронного правительства на 1 октября 2012 года // Электронный журнал «Госменеджмент», [Электронный ресурс] URL: http://gosman.ru/?news=27240 (дата обращения 08.02.13).
4. Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения электронного правительства на 1 февраля 2013 года // Электронный журнал «Госменеджмент», [Электронный ресурс] URL: http://gosman.ru/?news=29388 (дата обращения 05.03.13).
5. Региональный портал электронных услуг Красноярского края [Электронный ресурс] URL: http:// www.24vkurse.ru/services(дата обращения 05.03.13).
6. Отчет об основных направлениях деятельности министерства информатизации и связи Красноярского края в 2012 году [Электронный ресурс] URL: http://www.it.krskstate.ru/otchet_za_god (дата обращения: 10.03.2013)