УДК 338.43
Марина КОЛЕСНИКОВА
РАЗВИТИЕ РЫБОЛОВНОЙ ОТРАСЛИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Аннотация: Великобритания относится к странам Европы с высоким уровнем развития рыболовства и аквакультуры. В 2006 - 2016 гг. в Великобритании наблюдалось сокращение количества рыболовных судов, суммарного тоннажа рыболовного флота и численности занятых в рыболовстве. Несмотря на это, к 2016 г. рыболовная отрасль страны показала увеличение объёмов вылова рыбной продукции. Одновременно отмечался рост производства аквакультуры, которая стала отраслью специализации Великобритании. На дальнейшее развитие рыболовной отрасли может оказать влияние выход страны из состава Европейского союза.
Ключевые слова: Великобритания, рыболовная отрасль, аквакультура, Европейский союз, общая рыболовная политика, брекзит.
Экономические аспекты рыболовной отрасли Великобритании
В Великобритании морское рыболовство, аквакультуру и переработку1 полученной продукции относят к рыболовной отрасли [Parliament UK, 2017]. Данная отрасль, в свою очередь, является частью агропромышленного комплекса страны.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) относит Великобританию к странам Европы с наиболее высоким уровнем развития рыболовства и аквакультуры [Fishery and..., 2018]. Среди государств - членов Европейского союза (ЕС) Великобритания занимает ведущие места по ряду экономических показателей данной отрасли.
Так, по итогам 2016 г. она вышла на первое место по стоимости и на второе место (после Испании) по объёму продукции аквакультуры [Eurostat, Agriculture...,
1 В статье этот вид деятельности рассматриваться не будет.
© Колесникова Марина Львовна - научный сотрудник отдела Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул., 11-3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope42018146154
2018]. Специализируясь на выращивании атлантического лосося, британские аква-фермы дают 90 % всего объёма их производства в странах Евросоюза [Eurostat, Aquaculture production..., 2018].
В 2016 г. Великобритании принадлежало второе место в ЕС по объёму всей произведённой рыболовной продукции, по объёму выловленной рыбы (после Испании), и, кроме того, по валовому тоннажу судов рыболовного флота (также после Испании) [Eurostat, Fishing, ...2018]. По показателю мощности флота Великобритания занимала третье место (после Франции и Италии). Также страна вышла на третье место по объёму выгруженной в своих портах рыбной продукции (после Дании и Испании). Её общий вес превысил 460 тыс. тонн, что составило 10,5 % от соответствующего показателя всех 28 стран Европейского союза [Eurostat, Landings, ...2018].
По численности занятых в рыболовстве и аквакультуре Великобритании принадлежит только четвертое место среди стран ЕС, где она пропустила вперед Испанию, Францию и Италию. ещё ниже позиция Великобритании в рейтинге ЕС по численности судов. Здесь она находится на шестой строчке после Греции, Италии, Испании, Хорватии и Франции. Сочетание лидирующих позиций в производственных рейтингах и относительно небольших величин показателей занятости и численности судов может свидетельствовать о более высокой производительности труда в рыболовной отрасли Великобритании по сравнению с другими странами Евросоюза, а также о большей средней мощности рыболовного судна.
Данные статистической службы ЕС позволяют провести более подробный анализ развития рыболовной отрасли Великобритании и её места в соответствующей отрасли Евросоюза.
Численность занятых в рыболовной отрасли страны на протяжении 2006-2016 гг. существенно менялась. В частности, численность работников отрасли сократилась с 15,8 в 2006 г. до 12,4 тыс. человек в 2016 г., или почти на 22%. Аналогичная тенденция была характерна для всего Европейского союза, где общее число рабочих мест в отрасли к 2016 г. уменьшилось на 23%. В результате доля Великобритании в численности работников отрасли практически не изменилась (таблица 1).
Видимые сокращения наблюдались и в численности рыболовных судов - как в Великобритании, так и во всем Евросоюзе. Британский рыболовный флот уменьшился за рассматриваемое десятилетие с 6777 до 6234 единиц, или почти на 9 %, флот всего Евросоюза уменьшился примерно на 4 % - с 87 до 84 тыс. судов. Одновременно с количеством судов снижались их суммарный тоннаж и суммарная мощность двигателей. Доля Великобритании в этих показателях Евросоюза изменилась незначительно, и только по тоннажу произошло некоторое движение вверх - с 10,9 до 11,7 %. Сравнение приведённых показателей позволяет заключить, что британские рыболовные суда больше, чем в среднем по ЕС: их средний валовый тоннаж составляет 30 ВТ при мощности двигателя 124 кВт (против 19 ВТ и 75 кВт в Евросоюзе).
Если показатели численности занятых и количества судов флота снижались, то показатели производства - как рыболовства, так и аквакультуры, наоборот, росли. Особенно важно, что в производственной части динамика британской рыболовной отрасли явно отличается от общей по Евросоюзу. Так, с 2006 по 2016 г. вылов рыбы, ракообразных, моллюсков и других гидробионтов в Великобритании увеличил-
ся с 615 до 700 тыс. тонн, или на 14%. За это же время общий вылов странами Евросоюза снизился с 5,3 до 5,0 млн тонн, или почти на 5%. Как следствие, вклад Великобритании вырос с 11,7 до 14%. Расширение производства на фоне сокращения занятости позволяет говорить о росте производительности труда в британском рыболовстве. Основой этого процесса стало использование новых, инновационных технологий в рыбопромысловой деятельности страны [Fishery and..., 2018].
Таблица 1.
Показатели рыболовства и аквакультуры Великобритании и ЕС, 2006 и 2016 гг.
Наименование показателя Великобритания Евросоюз Доля в ЕС, %
2006 2016 2006 2016 2006 2016
Занятость, тыс. чел 15,8 12,4 193,7 148,5 8,2 8,4
Рыбопромысловый флот число судов, тыс. валовый тоннаж, тыс. ВТ1 суммарная мощность двигателей, тыс. кВт 6,8 6,2 86,9 83,7 7,8 7,4
215 186 1961 1587 10,9 11,7
867 769 7106 6338 12,2 12,1
Вылов2, тыс. т 615 700 5254 5011 11,7 14,0
Продукция аквакультуры3 вес, тыс. т стоимость, млн евро 172 194 1283 933 13,4 20,8
612 1019 3211 3239 19,1 31,5
Источник: Eurostat (2018), URL: http://ec.europa.eu/eurostat. Дата обращения 3.07.2018.
В течение указанного десятилетия объём произведённой всеми странами ЕС продукции аквакультуры уменьшился с 1283 до 933 тыс. тонн, тогда как её общая стоимость почти не изменилась. При этом в Великобритании продукция аквакультуры увеличилась на 13% по весу и почти на 67% по стоимости. Всё это обусловило подъём доли страны в валовой продукции отрасли всего Евросоюза - на 7,4 процентных пункта по весу и на 12,4 пункта в стоимостном выражении. Приведённые данные свидетельствуют о том, что Великобритания, во-первых, уделяет особое внимание развитию аквакультуры (хотя объём искусственно выращиваемой рыбы и
1 Gross tonnage (GT) - валовый тоннаж (валовая вместимость), авторское сокращение - ВТ, является нелинейной единицей измерения объёма судна, вычисляемой по формуле: GT = K V, где V - объём судна в м3, К = 0,2 + 0,02 lg10 (V) [International Convention, ...1969].
2 Вылов включает рыбу, моллюсков, ракообразных и других водных животных, а также водные растения [Eurostat, Agriculture, ...2017].
3 Разведение водных (пресноводных или морских) организмов, таких как рыба, моллюски, ракообразные и растения для использования или потребления человеком [Eurostat, Agriculture, ...2017].
морепродуктов в три с лишним раза меньше, чем вылавливаемой в море), а во-вторых, все более специализируется на дорогостоящем сегменте.
По итогам 2016 г. доля Великобритании в суммарном отраслевом объёме аква-культуры ЕС равна 20,8%, в стоимостном - 31,5% (таблица 1). При этом в общем объёме ВВП ЕС доля страны в 2016 г. составила 15,2%. Таким образом, значение индекса, характеризующего уровень специализации отрасли относительно ВВП1 (по стоимости продукции), превысило единицу и стало равно 2,1 [Белокрылова О.С., 2011: 240]. Данная величина индекса свидетельствует, что аквакультура к 2016 г. стала отраслью специализации Великобритании.
В настоящее время многие рыбные промыслы достигли пределов устойчивой эксплуатации, поэтому аквакультура Великобритании рассматривается как перспективный сектор в производстве продуктов питания. Выращивание аквакультур-ной продукции осуществляется во внутренних или прибрежных акваториях. Поскольку использование квот для этого не требуется, зоны лова не являются существенным условием производства. Кроме того, аквафермы создают рабочие места в прибрежных регионах, выступая фактором, обеспечивающим дополнительную социально-экономическую устойчивость.
Несмотря на значительные объёмы вылова и произведенной продукции аква-культуры, Великобритания является чистым импортёром рыбы [Fishery and..., 2018]. В 2016 г. она импортировала 730 тыс. тонн рыбы 2 на сумму 3073,2 млн ф. ст., а экспортировала 441 тыс. тонн. Разница составила 290 тыс. тонн (таблица 2).
В 2016 г. экспорт рыбы превысил 50 % от объёма вылова. Объём экспорта в 2016 г. относительно 2006 г. увеличился незначительно - на 6%, объём импорта уменьшился на 3%. В то же время стоимость и экспорта, и импорта выросла в 1,6 и в 1,7 раза соответственно. При этом динамика изменения стоимости для экспорта и для импорта отличалась незначительно.
Средняя стоимость тонны импортной продукции в 2016 г. по сравнению с 2006 г. выросла больше, чем экспортной.
Коэффициент покрытия экспорта импортом (соотношение объёмов) показывает, что экспорт рыбы в весовом соотношении в 2016 г. был в 1,7 раз меньше, чем импорт, в стоимостном - в 1,9. Такая тенденция с незначительными колебаниями наблюдалась в течение всего десятилетнего периода.
Относительная стабильность объёмов закупаемой за рубежом продукции свидетельствуют о наличии зависимости страны от импорта, которая сохраняется практически на неизменном уровне. При этом стоимость импортированной рыбной продукции выше, чем отправленной на экспорт. Таким образом, Великобритания экспортирует более дешевые виды продукции, чем импортирует.
1 Соотношение удельного веса отрасли региона в объёме выпуска продукции отрасли страны к удельному весу хозяйства региона в хозяйстве страны.
2 Без учёта продукции аквакультуры,-пресноводных рыбных промыслов, а также готовой продукции.
Таблица 2.
Внешняя торговля Великобритании продукцией рыболовной отрасли, 2006 - 2016 гг.*
Наименование показателя 2006 2008 2010 2012 2014 2016
Импорт Объём, тыс. тонн Стоимость, млн ф. ст. Средняя цена за тонну, тыс. ф.ст. 753,3 781,7 703,8 754,5 721,9 730,4
1920,6 2210,1 2254,7 2570 2737,8 3073,2
2,5 2,8 3,2 3,4 3,8 4,2
Экспорт Объём, тыс. тонн Стоимость, млн ф. ст. Средняя цена за тонну, тыс. ф. ст. Отношение импорт/экспорт (по стоимости) 415,6 415,8 516,7 465,9 501,8 440,5
942,2 1009,4 1345,7 1343,9 1566,3 1640,3
2,3 2,4 2,6 2,9 3,1 3,7
2,0 2,2 1,7 1,9 1,7 1,9
* исключая продукцию аквакультуры, пресноводных рыбных промыслов, а также готовую продукцию из рыбы.
Источник: United Kingdom government (2018), URL: https://www.gov.uk/. Дата обращения 1.07.2018.
При этом рост стоимости импорта, наблюдавшийся в течение всего десятилетия, не стал ограничителем объёмов импортируемой продукции. Из этого следует, что рыболовная отрасль Великобритании не покрывает потребности внутреннего рынка в рыбной продукции.
Рыболовство Великобритании и общая рыболовная политика ЕС
В настоящее время на рыболовную отрасль Великобритании распространяется действие правил общей рыболовной политики ЕС (Common Fisheries Policy), которые применяются ко всем государствам-членам. Выход страны из состава Европейского союза повлечет за собой выход за рамки данной политики.
Напомним, что политику в сфере рыболовства в соответствии с Договором о функционировании ЕС (Статья 38, пункт 1) определяет и реализует Европейский союз. При этом рыболовство входит в сферу осуществления совместных компетенций ЕС с государствами-членами Евросоюза. Вопросы сохранения морских биологических ресурсов в рамках общей рыболовной политики включены в сферу исключительной компетенции ЕС.
В соответствии с положениями общей рыболовной политики ЕС рыболовным судам стран Европейского союза предоставляется равный доступ к «водам ЕС» и рыболовным угодьям [Regulation, 2013]. Так, с 1977 г. страны, входящие в Европейское экономическое сообщество, получили право доступа к биоресурсам госу-
дарств-членов сообщества в пределах их 200-мильных исключительных экономических зон с 1977 г. [Вылегжанпн, 2009: 270].
Таким образом, рыбные ресурсы стран Европейского союза рассматриваются как общее, коллективное достояние. Организация контроля этих ресурсов нацелена на решение задач их рационального использования и обеспечения экономической стабильности отрасли [Руденкова Д., 2015: 71]. Управление рыбными запасами и распределение рыболовных квот осуществляется на основе научных рекомендаций соответствующих консультативных органов ЕС и международных органов. Для коммерческих рыбных запасов устанавливаются общедопустимые уловы (total allowable catches), которые распределяются между странами ЕС в виде национальных квот. Как и в государствах-членах ЕС, в Великобритании распределение национальных квот внутри страны между британскими судами осуществляется правительством Великобритании [York Environmental Sustainability Institute, 2017].
Рыболовная политика ЕС критикуется в Великобритании и Шотландии, а также рассматривается как одна из причин британского евроскептицизма [A.B. Кузнецов, 2017: 60]. Негативную реакцию вызывают следующие основные аспекты данной политики.
Открыв свою 200-мильную исключительную экономическую зону для всех стран-членов ЕС и сделав общими рыбные запасы, Великобритания лишилась возможности контролировать рыбопромысловую деятельность в этих морских акваториях. Хотя страна и получила возможность осуществлять промысел в водах других стран-членов Европейского союза, улов судами других государств ЕС в водах Великобритании выше, чем её в чужих водах [Brexit and Britain's Fisheries..., 2018]. По некоторым оценкам, 80 % рыбы в морских водах страны вылавливается иностранными судами [Iceland points the way..., 2016].
Кроме того, допуск рыболовных флотов стран ЕС привёл к истощению британских рыбных запасов [A.B. Кузнецов, 2017: 60]. Одной из причин этого может служить то, что рыбные запасы в ЕС находятся в общей собственности, что в итоге приводит к безответственному отношению к ним и их чрезмерной коммерческой эксплуатации [Teresa Schare, 2006: 105].
Важным моментом является направленность общей рыболовной политики на ограничение количества работающих в водах ЕС рыболовных судов в зависимости от рыбных запасов. Государства-члены обязаны привести свои промысловые мощности в соответствие с рыбопромысловыми возможностями (fishing opportunities). Последние должны обеспечивать относительную стабильность (relative stability) рыболовной деятельности каждого государства-члена в отношении отдельных рыбных запасов или промыслов. Для каждой страны установлен верхний предел значений промысловой мощности рыболовного флота. Предельные показатели для флота Великобритании составляют: по валовому тоннажу - 231,106 тыс. тонн, по мощности двигателей - 909,141 тыс. кВт [Regulation, 2013]. Напомним, что валовый тоннаж рыболовного флота страны в 2006 г. составлял 215 тыс. ВТ, к 2016 г. он сократился до 186 тыс. ВТ, при этом показатели мощности были равны 867 тыс. кВт и 769 тыс. кВт соответственно (таблица 1).
В качестве положительных примеров управления рыбной отраслью и успешного сохранения биоресурсов рассматривается опыт таких стран, как Исландия, Новая Зеландия и Норвегия. Они используют альтернативные подходы к регулированию
своей рыбохозяйственной деятельности. Так, Норвегия и Исландия не подпадают под действие правил рыболовной политики ЕС и регулируют отношения с ЕС в области рыболовства с помощью отдельных соглашений [Бабынина Л.О., 2013: 52].
Противники общей рыболовной политики в Великобритании рассчитывают, что после выхода из ЕС у страны появится реальная возможность осуществлять собственное управление национальной рыболовной отраслью и своими рыбными запасами. При любых сценариях брекзита, выход Великобритании за рамки общей рыболовной политики приведет к серьезным изменениям в условиях функционирования британской рыболовной деятельности и потребует разработки новой модели управления рыболовной отраслью как внутри самой Великобритании, так и в рамках её будущего взаимодействия с ЕС. В частности, регулирования потребуют вопросы доступа рыболовных флотов стран-членов ЕС к рыбным запасам и промыслам в водах Великобритании и судов Великобритании к водам и рыбным запасам ЕС, организации торговли рыбной продукцией между страной и ЕС, свободного передвижения рыбаков и многие другие [European parliament, 2017].
В январе 2018 г. было принято решение о предоставлении Великобритании переходного периода после выхода из состава ЕС, с 31 декабря 2020 г. его сроки распространяются на рыболовство. В качестве независимого прибрежного государства переговоры о возможностях рыболовства страна будет вести после 2020 г. До этого времени её доля в общем улове не будет меняться. Это означает, что в вопросах распределения рыбопромысловых квот Великобритания будет подпадать под действие положений общей рыболовной политики ЕС до конца 2020 г. Кроме того, высказываются опасения, что правила рыболовной политики ЕС будут действовать в стране ещё в течение ряда лет после выхода из Евросоюза, пока она не разработает необходимые правила и нормы в отношении национальной рыболовной отрасли [Brexit and Britain's Fisheries, 2018]. Эта ситуация усиливает неопределенность в отношении дальнейшего развития рыболовной отрасли Великобритании.
Выводы
В 2016 г. рыболовная отрасль Великобритании показала рост объёмов вылова рыбной продукции, а также увеличение доли страны в общем улове Европейского союза на фоне сокращения национального парка рыболовных судов, уменьшения его суммарного тоннажа и количества занятых. Это свидетельствует о росте производительности труда в рыболовстве страны. Позитивные отраслевые тенденции достигаются за счет использования инновационных технологий и более совершенных технических средств.
В период с 2006 по 2016 г. Великобритания продемонстрировала устойчивый рост в производстве аквакультуры, увеличив показатели отрасли и её удельный вес в аквакультуре Европейского союза. Значение индекса уровня специализации отрасли относительно ВВП показало, что аквакультура стала отраслью специализации Великобритании.
Потребность в импорте рыбной продукции в стране сохраняется, несмотря на рост объёмов экспорта и незначительное уменьшение импорта в абсолютных показателях. Стоимость импортированной рыбной продукции в течение всего периода с 2006 по 2016 г. была выше, чем отправленной на экспорт. Тем не менее, фактор
стоимости не стал ограничителем для импорта, что свидетельствует о наличии стабильного внутреннего спроса на определенные сорта гидробионтов, не удовлетворяемого национальной рыболовной отраслью.
В настоящее время рыболовная отрасль Великобритании находится в рамках общей рыболовной политики Европейского союза, которая подвергается критике в Великобритании и Шотландии. Её противники рассчитывают, что после выхода из ЕС у страны появится дополнительные возможности для реализации потенциала национальной рыболовной отрасли. Между тем дальнейшее развитие отрасли окончательно не определено, а выход Великобритании за рамки общей рыболовной политики может привести к серьёзным изменениям в условиях её функционирования.
Список литературы
Бабынина Л.О. (2013) Проблема привлекательности современной модели развития ЕС для "стран-евроскептиков", Вестник Московского университета, Серия 25: Международные отношения и мировая политика, № 3, С. 52.
Белокрылова О.С. (2011) Региональная экономика и управление: учебное пособие, Москва, Аль-фа-М, ИНФРА-М, С. 240.
Вылегжанин А.Н. (2009) Европейский союз: к созданию правовых основ комплексной морской политики, Московский журнал международного права, № 1 (73), январь-март 2009, С. 270.
Кузнецов А.В. (2017) Брекзит: исторический ракурс, Экономические аспекты брекзита, Доклады Института Европы, 2017, С. 60.
Руденкова Д.Э. (2015) "Рыбные войны" с участием Европейского союза, Мировая экономика и международные отношения, 2015, № 6, C. 71.
References
Babynina L.O. (2013) Problema privlekatel'nosti sovremennoj modeli razvitiya ES dlya "stran-evroskeptikov", Vestnik Moskovskogo universiteta, Seriya 25: Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya poli-tika, № 3, S. 52.
Belokrylova O.S. (2011) Regional'naya ehkonomika i upravlenie: uchebnoe posobie, Moskva, Al'fa-M, INFRA-M, S. 240.
Kuznecov A.V. (2017) Brekzit: istoricheskij rakurs, Ekonomicheskie aspekty brekzita, Doklady Instituta Evropy, 2017, S. 60.
Rudenkova D. EH. (2015) "Rybnye vojny" s uchastiem Evropejskogo soyuza, Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2015, № 6, C. 71.
Vylegzhanin A.N. (2009) Evropejskij soyuz: k sozdaniyu pravovyh osnov kompleksnoj morskoj politiki, Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogoprava, № 1 (73), yanvar'-mart 2009, S. 270.
British sea fishing.co.uk (2018) "Brexit and Britain's Fisheries", available at: http://britishseafishing.co.uk/brexit-and-britains-fisheries/ (Accessed 15 July 2018).
Eurostat (2017) "Agriculture, forestry and fishery statistics - 2017", available at: http://ec.europa.eu/eurostat/en/web/products-statistical-books/-/KS-FK-17-001 (Accessed 20 July 2018).
Eurostat (2018) Aquaculture production in quantities (1984 - 2007)", "Production from aquaculture excluding hatcheries and nurseries (from 2008 onwards)", available at: http://ec.europa.eu/eurostat/ (Accessed 20 July 2018).
Eurostat (2018) "Fishing fleet", available at: http://ec.europa.eu/eurostat/cache/metadata/en/fish_fleet_esms.htm (Accessed 20 July 2018).
Eurostat (2018) "Landings of fishery products - main data", available at: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/submitViewTableAction.do (Accessed 2 July 2018).
Food and Agriculture Organization of the United Nations (2018) "The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland", available at: http://www.fao.org/fishery/facp/GBR/en (Accessed 25 June 2018).
International Convention on Tonnage Measurement of Ships (1969) UK, London, 23 June 1969, available at: https://ec.europa.eu/eurostat/cache/metadata/Annexes/fish_fleet_esms_an1.pdf (Accessed 2 July 2018).
Parliament UK (2017) "The UK Fishing Industry", available at: https://researchbriefings.parliament.uk/ResearchBriefing/Summary/CDP-2017-0256#fullreport (Accessed 20 July 2018).
Pirie, M. (2016) "Iceland points the way to a successful, sustainable fisheries policy to pursue post-Brexit", available at: https://brexitcentral.com/madsen-pirie-iceland-points-way-successful-sustainable-fisheries-policy-pursue-post-brexit/ (Accessed 20 July 2018).
Regulation (EU) № 1380 / 2013 of the European Parliament and of the Council of 11 December 2013 on the Common Fisheries Policy.
Schare, T. (2006) "Europe and the "Tragedy of the Commons": A detailed analysis of the European Common Fisheries Policy (CFP)", Institut europeen de l'Universite de Geneve, Genève, P. 105.
Sobrino Heredia, J M, (2017) Research for PECH Committee - Common Fisheries Policy and BREXIT, European Parliament, Brussels, available at:
http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2017/601981/IP0L_STU(2017)601981_EN.pdf (Accessed 30 July 2018).
York Environmental Sustainability Institute (2017) "Post-Brexit Policy in the UK: A New Dawn?", available at: https://www.york.ac.uk/media/yesi/researchoutputs/Brexit%20Fisheries%20Brief.pdf (Accessed 1 July 2018).
Development of fishing industry in Great Britain
Author. Kolesnikova M. Research associate, Department of Black Sea and Mediterranean Region Studies, Institute of Europe (Russian Academy of Sciences). Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]
Abstract: Great Britain belongs to the European countries with a high level of development of fishery and aquaculture. Between 2006 and 2016, there was a decrease in the number of fishing vessels, the gross tonnage of the fishing fleet and the number of people employed in fishing in the UK. Despite of this, by 2016 the fishing industry of the country showed an increase in the volume of fishing products. At the same time, there was an increase in the production of aquaculture, which has become a branch of specialization of the UK. The further development of the fishing industry may be influenced by the country's withdrawal from the European Union.
Key words: UK, fishing industry, aquaculture, European Union, common fishing policy, Brexit.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope42018146154