Н.В. Прохорова'
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ ОСВОЕНИЯ БАССЕЙНА РЕКИ АМУР
В российско-китайских отношениях пограничный вопрос всегда относился к числу приоритетных. Особую роль играла и играет река Амур, по которой проходит граница между Россией и Китаем на протяжении 3000 км. В последние годы территориальные вопросы во многом отошли на второй план, зато заметное место стала занимать тема регулирования хозяйственной деятельности и связанные с ней проблемы экологической безопасности и защиты окружающей среды на трансграничных территориях.
В законодательствах двух стран, направленных на регулирование хозяйственной деятельности и организации защиты окружающей среды, нашло отражение несовпадение интересов и темпов освоения бассейна р. Амур со стороны обоих государств, а также различие подходов к оценкам степени экологической опасности.
В этой связи представляет интерес анализ приоритетов, которых придерживаются стороны при выработке законодательной базы хозяйственной деятельности в зоне р. Амур.
* Прохорова Наталья Викторовна, аспирант Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН.
При анализе развития российско-китайских отношений в бассейне р. Амур особое внимание надо уделить следующим происходящим там процессам:
1) форсированное освоение прибрежной и островной территории, в основном со стороны Китая;
2) изменение гидрологического режима реки;
3) совместное влияние экологического и пограничного факторов на ситуацию в бассейне Амура.
Форсированное освоение прибрежной и островной территории
За последнее десятилетие на Амуре вследствие освоения островов Тарабарова и Б. Уссурийского стала появляться новая зона расселения. Ранее на этих территориях располагались военные укрепления, малые сельхозугодья (огороды) и водозабор (Б. Уссурийский), но большая часть площадей была пустынна и не обрабатывалась, инфраструктура полностью отсутствовала. В настоящее время на китайской части острова ведется строительство базовой инфраструктуры, а также планируется проведение как минимум одной скоростной автомагистрали — для ускоренной доставки грузов на остров1.
Дальнейшее освоение и развитие совместными усилиями острова Б. Уссурийский предусмотрено российско-китайской Программой сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики на 2009—2018 гг.2
В этой связи проблему состояния окружающей среды в регионе в настоящее время можно поставить на первое место, а также отметить, что законодательная инициатива — если принимать во внимание направленный в Госдуму весной 2010 г. фракцией «Единая Россия» законопроект «О рациональном природопользовании в бассейне реки Амур» — не успевает за темпами реального экономического развития территорий бассейна Амура3.
Изменение гидрологического режима реки
В настоящее время большое внимание уделяется трансформации локальных природных экосистем в бассейне Амура. В частности, помимо прямого загрязнения вод трансграничных рек отходами производств, изучается также влияние водозаборных сооружений и гидроэлектростанций на общий объем стока вод. На 2010 г. в бассейне Амура насчитывалось около 100 ГЭС4. Из них только две — Зейская и Бурейская — находятся на притоках Амура на территории РФ. Однако даже их влияние на экосистему и водный режим рек Зеи и Буреи оказалось значительным. Несмотря на негативные последствия строительства подобных энергетических объектов, китайская сторона и в дальнейшем всячески проявляла заинтересованность в строительстве ГЭС не только на притоках Амура, но и на главном русле.
На Дальнем Востоке многие реки имеют ту особенность, что их береговые линии и фарватер смещаются. Это происходит как под влиянием природных, так и антропогенных факторов. В частности, при намывании песка на Амуре и Уссури иногда возникают острова. Обмеление Амура, наблюдаемое в последние годы, также способствует этому процессу.
Китайская сторона предпринимает меры по осушению акватории со стороны своего берега, а также стремится к искусственному расширению площадей прибрежных островов. Со стороны КНР ведутся интенсивные берегоукрепительные работы на протоке Казакевичева. По данным пограничников, только в 2010 г. российский берег Амура отступил больше чем на 10 метров5. В результате линия фарватера Амура постепенно смещается в сторону российского берега.
Совместное влияние экологического и пограничного факторов в формировании современной ситуации в бассейне Амура
Активная промышленно-хозяйственная деятельность со стороны КНР в бассейне Амура способствует дестабилизации локальных экосистем данного региона. Рельеф на всем протя-
жении Амура естественным образом фрагментирован: поросшие хвойными лесами горы, болота, луга, песчаные отмели разной высоты, множество островов. Растительность — от таежных до субтропических видов. Промышленно-хозяйственная деятельность только усиливает фрагментацию ландшафта. Особую роль в этом процессе играют ГЭС. Эти крупные технические объекты занимают большую территорию, и зарегулированность их стоков сокращает объем воды, поступающей в Амур с притоков и с разных уровней высот в бассейне реки. Наличие водохранилищ в прибрежной зоне способствует изменению местного климата. Вокруг этих объектов скапливаются массы тумана, и воздух на прилегающей территории становится влажным, что комплексно воздействует на животный и растительный мир в данной зоне, способствуя смене одних биологических видов на другие, включая и подводную среду.
Роль промышленного фактора во фрагментации и зонировании экосистемы Амура обусловлена непосредственным загрязнением вод реки различными по химическому составу отходами предприятий, расположенных на правом берегу. Оказывают влияние и методы ведения сельского хозяйства и землепользования, применяемые в Китае. В данной зоне урожайность ниже, чем в южных провинциях, а потребность экспорта продукции аграрного комплекса выше в десятки раз. Итогом этого является до недавнего времени практически бесконтрольное применение удобрений в овощеводстве. По внутренним нормам Китая, уровень применения химических удобрений при землепользовании в приграничных с РФ провинциях уже превышен более чем в 2 раза, однако по европейским нормам это превышение составляет более чем 6 раз. Особенно страдает от данного вида хозяйственной деятельности река Сунгари — правый приток Амура. Химикаты просачиваются из грунта прямо в реку. Предприятия по переработке некоторых земледельческих культур размещаются в непосредственной близости к полям и свои отходы также спускают в реку. Но главной проблемой Сунгари является активность многочисленных предприятий тяжелой промышленности, большинство из которых - государственные, характеризующиеся отсталыми методами ведения экономической деятельности и
негибкой системой управления. Методы утилизации отходов и очистки вод на этих предприятиях таковы, что на момент реализации 4-летнего плана по предотвращению загрязнения Сунгари, около 40 % из них попало в реку непереработанными. В своих планах китайские власти обозначили необходимость дальнейшего улучшения качества очистки воды. Однако даже с учетом соответствующих мер и выделенных на нужды экологии и очистку Сунгари капиталовложений, КНР не собирается сбавлять темпы экономического роста в данном регионе6,7. К 2010 г. из 222 мероприятий, проводимых в рамках Плана по предотвращению загрязнения Сунгари 2006—2010 гг., было завершено 195. Но основным приоритетом для Китая в данной местности все еще является бизнес. И несмотря на огромные капиталовложения в экологический сектор на Сунгарийском отрезке, мероприятия по защите окружающей среды проводятся в целях обеспечения нужд растущих населения и промышленности этих регионов водными ресурсами приемлемого качества. Планируется расширение площадей, охваченных городской инфраструктурой, и новых промышленных предприятий. Несмотря на введение жестких экологических стандартов для предприятий, закрытие или перенос некоторых индустриальных объектов в другие районы, уровень производства в этой зоне будет только возрастать, а недостаточно используемые площади — осваиваться. Эти аспекты четко отражены в планах по предотвращению загрязнений Сунгари. В данном контексте мероприятия по на защите экологии реки, носят характер шагов, направленных на упреждение глобального экологического кризиса, обеспечение контроля и прозрачности данных по степени загрязненности на разных отрезках реки в пределах трех провинций — Цзилиня, Хэйлунцзяна и внутренней Монголии; повышения уровня организации и экологической культуры в промышленности. Но за основу экологической политики в данном регионе взяты не природоохранные приоритеты, а приоритеты дальнейшего развития бизнеса, хозяйственной деятельности и роста народонаселения в приграничных районах.
Существенным фактором дестабилизации экологического равновесия в бассейне Амура является вырубка лесов. Огромный
урон делу сохранения экологического баланса наносит деятельность браконьеров как с российской, так и с китайской стороны. Лес кроме собственной ценности еще и является естественной защитой, препятствуя размыву почвы на берегах рек. На правом берегу Амура китайская сторона стремится к увеличению лесопосадок и тщательно следит за состоянием береговой линии, стараясь не допустить ее отступления даже в интересах развития других сфер деятельности.
В марте 2010 г. Китай завершил прокладку своего отсека туннеля нефтепровода под Амуром на участке Сковородино — Да-цин. Однако строительство еще не закончено. На январь 2011 г. Центр развития министерства охраны окружающей среды по поручению гидроэнергетической компании Мэнляньсин подготовил Доклад о влиянии на окружающую среду проекта по хранению, перевозке и перегонке нефтепродуктов на приграничном отрезке Амур—Хэйхэ. Важнейшими пунктами в обеспечении их экологической безопасности стали: контроль над загрязнением поверхностных вод в результате проведения работ по прокладке трубы, охрана подземных вод, предотвращение размыва почвы и отступления берега.
В отношении последних двух пунктов необходимо пояснить следующее.
• По причине недопустимости попадания нефтепродуктов в подземные воды были проведены расчеты по безопасности глубины прокладки трубы и предприняты меры по удержанию герметичности внешнего покрова почвы. Грунт не просто выкапывался и складировался на берегу завалами, как это обычно практикуется у россиян при ведении землеройных работ, а аккуратно снимался и укладывался слоями соответственно своей геологической структуре. Затем, при завершении монтировочных работ, возвращался обратно на место удаленных грунтовых слоев, по возможности, в том же порядке.
• С целью предотвращения размыва почв на берегу в Докладе отмечается необходимость принятия мер по восстановлению и увеличению растительного покрова в прибрежной зоне в целом, так как растительный покров предохраняет почву от размывания.
И, разумеется, в документе отражена необходимость организации соответствующей назначению трубопровода инфраструктуры: создание специальных хранилищ, подведение электричества, железнодорожной ветки и асфальтированных дорог, вывоз бытового и технического мусора8. Таким образом, территория обслуживания нефтепровода расширится за счет приле-
«■» 9
гающих площадей.
Зоны концентрации и развития производств и хозяйственной деятельности, как с китайской, так и с российской стороны, на многих участках бассейна Амура выходят непосредственно к рекам и уже частично перемежаются с зонами деятельности друг друга, а также с территориями традиционных промыслов и жизнедеятельности коренных народностей этих мест. Из относительно неосвоенной зоны бассейн Амура постепенно превращается в зону особой хозяйственной и коммерческой активности на условиях партнерства. Российская сторона в этой зоне играет роль преимущественно поставщика сырья.
Одним из ключевых моментов Программы сотрудничества РФ и КНР является сдача в концессию китайским компаниям больших участков находящихся на российской территории месторождений полезных ископаемых. В Амурской области это Куликовское месторождение цеолитов, Евгеньевское месторождение апатитов, в Хабаровском крае — олово-рудное месторождение «Соболиное» и золоторудное — «Кутык» и др.
Программа охватывает огромный спектр отраслей взаимодействия, включая области хозяйствования в зонах Приморья и Приамурья. Основной акцент в ней делается на освоение природных ресурсов РФ, в то время как система экологической ответственности в России на данный момент не развита. Таким образом, процессы, происходящие в бассейне Амура, в определенной степени управляются интересами бизнес-кругов обеих стран, которые вступают в явное противоречие с требованиями экологов и интересами сохранения природы Амура.
Итак, можно сказать, что в современных условиях бассейн реки Амур претерпевает колоссальные изменения не только в экологическом, но и в геополитическом плане.
Условия формирования законодательной базы по бассейну реки Амур
Рост числа промышленных объектов, а также объектов инфраструктуры и торговли, сконцентрированных в прибрежной и островной зоне, будет возрастать, что потребует разработки особой системы управления этими объектами. При этом необходимо предусмотреть не только регулирование экологических рисков, но также и разграничение сферы влияния и зоны ответственности как на государственном уровне между российской и китайской сторонами, так и на уровне местных администраций на российской территории бассейна Амура. Следовательно, необходима не только юридическая база, основанная на международных договорах по выработке механизмов сотрудничества сторон (из которых на данный момент ведущим является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о рациональном использовании и охране трансграничных вод от 29.01.2008 г.), но также и разработка специального закона или федеральной целевой программы, определяющих внутреннюю политику РФ по ситуации на Амуре и обеспечивающих внутренние механизмы функционирования новой создающейся в этой зоне среды. Подобный закон не является чем-то уникальным для данного региона: например, в Китае уже существуют законы по режиму реки Сунгари.
Проект такого закона — О рациональном природопользовании в бассейнах рек Амур и Аргунь и устойчивом развитии Приамурья и Забайкалья — был одобрен двумя думскими комитетами на парламентских слушаниях 17 мая 2007 г. Весной 2010 г. фракция «Единой России» Хабаровской краевой Думы направила в Госдуму доработанный проект под усеченным названием «О рациональном природопользовании в бассейне реки Амур»10.
Особое место в этом законопроекте уделяется распределению ответственности за контроль над качеством воды и охрану окружающей среды между различными ведомствами и контролирующими организациями пяти российских регионов, по ко-
торым протекает Амур. Планируемые нововведения идут в одном русле с преобразованиями, проведенными в предыдущие годы в КНР. Структурное «дробление» в системе административной власти позволит создать более «чувствительную» сеть управленческих органов, из которых каждый отвечал бы за свой участок реки. Тем самым российская сторона надеется обеспечить себе более эффективный контроль над ситуацией и детализировать этапы управления хозяйственной деятельностью в бассейне Амура.
В китайских источниках, освещающих вопросы экологической ответственности за ухудшение качества воды в бассейнах трансграничных рек, можно найти информацию, что подобное «дробление» зон ответственности имеет и другие аспекты, делающие данное направление работы привлекательным и для Китая. Так, в статье от 2007 г. Ван Си и Ян Хуаго приводится анализ законодательной базы, используемой при разрешении межгосударственных противоречий в случае загрязнения трансграничных рек. В данной работе обосновывается подход к решению спорных вопросов России и Китая по загрязнению Сунгари и Амура, который не предусматривает обращение к третьим странам или в международный суд. По мнению авторов, не следует придавать этому вопросу международный статус, и в том числе, выводить его на межправительственный уровень двух стран. Со ссылкой на различия пороговых уровней содержания загрязнителей воды и существующие в российском и китайском законодательстве разночтения по поводу того, какие именно показатели содержания загрязняющих веществ в воде следует считать недопустимыми для окружающей среды, авторы статьи обосновывают позицию, что лучше всего решать данные проблемы путем двухсторонних переговоров и консультаций. Поскольку нормы международного водного права слишком абстрактны и досконально не определяют материальную ответственность сторон, то наиболее справедливым является перенос рассмотрения данных проблем в область гражданско-правовой ответственности. Это позволит «предоставить потерпевшей стороне непосредственный способ возмещения ущерба, и не нужно будет пассивно ждать вмешательства правительства»11.
Таким образом, речь идет о переносе рассмотрения проблем загрязнения Амура и Сунгари с межправительственного уровня на межотраслевой и межорганизационный, то есть китайская сторона стремится решать проблему не официальными путями в верхах, а через хозяйственно-экономическое взаимодействие «низов», когда достаточно «мелкие» организации обеих сторон могли бы строить отношения между собой напрямую. Это также повысит возможности китайцев участвовать в совместной хозяйственной деятельности на разных участках бассейна.
КНР предпринимает меры по всестороннему исследованию возможностей экосистем Амура. Особое внимание в этих исследованиях уделяется особенностям геологических слоев и подземных вод. Изучается также состояние всей поймы Амура, строение и нюансы изменения береговых линий.
Среди мероприятий, базирующихся на договоренности о совместной деятельности российской и китайской сторон, в планах по контролю и исследованиям окружающей среды на 2011 г. предусмотрены мониторинги и гидрологические пробы качества воды в реках Аргунь, Амур и еще семи водных объектах12.
Важной целью закона об Амуре является выработка российской и китайской сторонами координационных механизмов взаимодействия и совместной ответственности за процессы, происходящие с Амуром.
Примечательно, что российские СМИ рассматривают необходимость принятия закона и программы «Экологическая безопасность бассейна реки Амур и создание условий для устойчивого развития региона» только в экологическом контексте — с точки зрения защиты окружающей среды — и связывают большинство проблем Амура с аварийными инцидентами 2005 — 2008 гг., когда на китайских заводах происходили аварии, повлекшие выбросы в Сунгари фенолов и ядохимикатов, которые затем попали в Амур.
Однако нужно иметь в виду, что законодательную инициативу актуализирует тот факт, что территория зон наметившегося совместного хозяйствования, межотраслевого и межорганиза-ционного взаимодействия в бассейне Амура стремится к частому районированию. Каждая из сторон вторгается в интересы
другой, и без законодательного регулирования здесь не обойтись. Тем более, что Китай не подписывал основные существующие международные конвенции ООН по охране водных ресурсов — 1992 и 1997 гг. В Водном кодексе КНР от 1988 г. отмечалась возможность превалирования международных норм при решении споров. Но обязательными эти нормы не являлись. И на практике китайцы предпочитают заключать двухсторонние соглашения со своими партнерами, исходя из собственных интересов в конкретной ситуации.
Сложившееся положение является закономерным итогом политики Китая в отношении реки Амур на протяжении, как минимум, последних 50 лет, которая базировалась на следующих принципах:
• приобретение Китаем обширной части акватории Амура. В действия, последовавшие в этом направлении, входило достижение КНР соглашения с СССР (1964 г.), а затем и с Российской Федерацией (1991 г.) по проведению границы между двумя странами по фарватеру реки. Приобретенные в результате этого возможности позволили Китаю предпринять меры, направленные на смещение фарватера реки к российскому берегу, проводить на своей стороне насыпные работы по укреплению своего берега и расширению площади островов в собственной акватории, а также проводить работы по осушению почв в местах протекания проток в бассейне Амура. При этом следует заметить, что из всего ряда проектов СКИВР (схемы комплексного использования водных ресурсов), и затем СКИОВР (схема комплексного использования и охраны водных ресурсов) пункт о рассмотрении влияния ГЭС и системы водохранилищ на режим течения реки по инициативе КНР настоятельно исключался. Влияние данных объектов на экологическую ситуацию в рай-
13
онах, находящихся ниже по течению реки, не учитывалось13;
• создание условий, при которых Амур превратился бы в реку, регулируемую при помощи каскада плотин и водохранилищ. Активное участие в подготовке энергетических проектов СКИВР, предполагающих строительство ГЭС на главном русле Амура, а также проекты по переброске воды из Амура и его притоков во
внутренние районы Китая. Масштабное осуществление этих мер в виде, предлагаемом китайской стороной, способствовало бы резкому уменьшению стока Амура и пересыханию ряда экосистем в его бассейне, особенно в низовьях реки. Это привело бы к комплексному изменению значимых для климата показателей влажности, температур, качества воды, рыбных запасов и фауны в местах строительства водохранилищ и плотин. Перечисленные мероприятия, ввиду их масштабности, способствовали бы превращению огромных территорий по берегам Амура в
14
нежилую зону ;
• участие Китая в природоохранных мероприятиях, призванных улучшить общую экологическую ситуацию в регионе, поддерживать популяции редких видов животных и растений, и самое главное — предотвратить размывание почв на правом берегу и способствовать увеличению сухопутных площадей за счет осушения водных. Из мероприятий природоохранного характера, имеющих международное значение, следует сказать об организации заповедных зон;
• сооружение технических и коммунальных объектов, находящихся в совместном использовании: плотин, мостов, нефтепровода. А также создания центров коммуникаций, расширение торгового и культурного обмена в островной зоне.
Деятельность китайской стороны стала приносить плоды начиная с 1980-х годов, когда у российских властей стали постепенно изменяться взгляды на роль Амура в российско-китайских отношениях. Так, М.С. Горбачев в своем выступлении 29 июля 1986 г. (Владивосток) отметил: «Мы, например, не хотим, чтобы Амур рассматривался как водная преграда. Пусть бассейн этой могучей реки будет объединителем усилий китайского и советского народов по использованию на общее благо имеющихся тут богатых ресурсов и по водохозяйственному строительству. Межгосударственное соглашение на этот счет уже совместно разрабатывается. А официальная граница могла бы проходить по главному фарватеру»15.
18 июля 2000 г. Президент РФ В.В. Путин и Председатель КНР Цзян Цзэминь подписали Пекинскую декларацию, в кото-
рой, в частности, говорилось: «Успешная реализация не имеющего прецедента в истории Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек от 9 декабря 1999 г. является еще одним важным шагом, направленным на превращение российско-китайской границы в полосу добрососедства и дружбы»16.
Таким образом, на государственном уровне было одобрено постепенное создание территориальной зоны сотрудничества двух стран. Остается надеяться, что законотворчество в дальнейшем будет опережать коммерческую и хозяйственную инициативу. В частности, география зон совместного пользования будет прописана четко, что воспрепятствует возможности переноса действия соглашений (и хозяйственной активности) в область исключительного права любой из сторон. Подобный прецедент уже имел место: согласно Нерчинскому договору (1689 г.) относительно четко граница между двумя странами была определена только на небольшом участке Приамурья, а территория к востоку считалась буферной зоной, фактически оставаясь неразгра-ниченной «до иного благоприятного случая»17.
Четкое законодательное обеспечение необходимо также ввиду различного отношения российского и китайского приграничного населения к вопросам охраны окружающей среды и в силу различий в видах его хозяйственной деятельности.
Интенсивный характер совместного освоения территорий в бассейне р. Амура требует законодательной базы, предусматривающей четкое выделение территориальных областей сотрудничества, где возможны методы реализации совместной хозяйственной и других видов деятельности со стороны РФ и КНР, а также регламентирующей формы и порядок хозяйственной активности, ответственность за их нарушение.
Осуществляя сотрудничество с КНР в области природопользования, очень важно иметь полную картину всех исторически сложившихся в китайском менталитете подходов к природным объектам и восприятий окружающего пространства.
Примечания
1 Хэйсяцзыдао динвэй сы да гуннэн Фачжань цяньли усянь : [Перспективы развития острова Большой Уссурийский безграничны, о четырех основных направлениях его освоения] // М1р:/^Ь.сЫпагеу1е,№ news.com/doc/ 1014/4/8/7/101448702.Мш1?со1шё=7&ЫпШё=0&ёос1ё=101448702.
2 Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009—2018 гг.) // http://www.fmprc.gov.cn/rus/wjb/ zzjg/dozys/dqzzywt/t709788.htm.
3 Тихая экспансия Китая. Программа сотрудничества между регионами России и КНР выгодна только Поднебесной // http://www.ng.ru/regio ns/2010-09-23/5_china.htш1.
4 Экологические риски российско-китайского трансграничного сотрудничества // http://www.wwf.ru/data/pub/shvarts/russia-china_for_web.pdf.
5 Виктор Ишаев. Российская территория уменьшается на глазах // http://webcache.goog1eusercontent.com/search?q=cache:1G5smbg0DkEJ:news.vI .тЛМ/2010/10/14/81032/+%В1%80%В0%ВЕ%В1%81%В1%81%Б0%В8% D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B1%D0%B5%D1%80% D0%B5%D0%B3+%D0%90%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0+%D0%BE %D1%82%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B8%D0%BB+%D0%BD %D0%B0+10+%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2&cd= 1&h1=ru&ct=c1nk&g1=ru&c1ient=firefox&source=www.goog1.
6 Сунхуацзян лююй шуй ужань фанчжи «ши эр у» гуйхуа бяньчжи да-ган : [Подготовка плана мероприятий на 12-ю пятилетку по вопросам борьбы с загрязнением вод реки Сунгари] // http://www.zhb.gov.cn/gkml/ №Ь^/201012/Ш20101206595119318045^.
7 Сунхуацзян лююй шуй ужань фанчжи гуйхуа (2006—2010 нянь) : [План мероприятий, направленных на предотвращение загрязнений вод бассейна реки Сунгари (2006—2010 год)]. С. 3—7 // http://docs.goog1e.com/ viewer?a=v&q=cache:Rк3BxDcEvuMJ:nwpcp.mep.gov.cn/fg_1/dffg/200807/p0 20080822444546238512.pdf+%E6%9D%BE%E8%8A%B1%E6%B1%9F%E6%B 5%81%E5%9F%9F%E6%B0%B4%E6%B1%A1%E6%9F%93%E9%98%B2%E6 %B2%BB%E8%A7%84%E5%88%92(2006-2010%E5%B9%B4&hI=ru&g1=ru&p id=b1&srcid=ADGEESjoE-4-wp1oUJVm5LOd7TDOVd55vFgt-rvBWfF60uKLtP knZxYO0LIX-JzQa0Ti36UqQH4sXdZSJi7InjIKYeY8mn4wU1IOTXmEZZq9Mq 3nTNZDKW32-ofpgETAH4kOMWSC3bJf&sig=AHIEtbQj6kP88IRqPh_Hf3ria Ш941к7^.
8 Сунхуа цзян лююй шуй ужань фанчжи «ши ар у» гуйхуа бяньчжи да-ган : [Основные положения документа «Подготовка плана мероприятий на
12-ю пятилетку по вопросам борьбы с загрязнением вод реки Сунгари»] // http://www.zhb.gov.cn/gkml/hbb/bgt/201012/W020101206595119318045.pdf.
9 Амуэр — Хэйхэ бяньцзин юпинь чу юнь юй ляньхуа цзунхэ сянму ху-аньцзин инсян баогаошу : [Доклад о влиянии на окружающую среду Проекта хранения, транспортировки нефти и создания НПЗ на границе Амурской области и г. Хэйхэ] // http://www.heihe.gov.cn/flles/fj/%E7%8E%AF% Е8%ЛР%84%Е7%ЛЕ%80%Е6%9С%ЛС-%Е9%ВВ%91%Е6%В2%В3%Е8%ВЕ %93%Е6%В2%В9%Е7%АЕ%А1%Е9%81%93^.
10 ИЯТ: http://www.ng.ru/regions/2010-09-23/5_china.html.
11 Ван Си, Янхуа Го. Цун Сунхуа цзян ужань шигу кань куа цзе ужань сунхай пэйчань вэньтхидэ цзецзюе туцзин // Сяндай фасюэ : [Ван Си, Янхуа Го. Взгляд на решение вопросов о возмещении ущерба в случае загрязнения трансграничных вод: на примере реки Сунгари] // Современная юриспруденция. иКЬ: http://www.cnki.net, С.116.
12 2011 нянь цюань го хуаньцзин цзяньцэ гунцзо яодянь : [Основные направления работ по исследованию и контролю за состоянием окружающей среды в Китае на 2011 год] // http://www.mep.gov.cn/pv_obj_cache/ pv_obj_id_8717BE7E89B94B50CA60DEF582DBF741EB260500/fllename/W020 110217371491250113.pdf.
13 Кто перекрывает Амур? // http://webcache.googleusercontent.com/sear ch?q=cache:G54pdyeTKB4J:kompromat.flb.ru/material1.phtml%3Fid%3D8703 +%D0%9A%D1%82%D0%BE+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0% BA%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D1%82+%D0%90%D0%B C%D1%83%D1%80%3F&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru&source=www.google.ru.
14 Куда течет Амур. WWF // http://www.wwf.ru/data/publ/April06/kudate chetamur.pdf.
15 Галенович Ю.М. Россия и Китай в XX веке: граница // http://webrea ding.ru/sci_/sci_history/yuriy-galenovich-rossiya-i-kitay-v-xx-veke-granica.html. С. 28.
16 Там же.
17 Информационный бюллетень / ИДВ АН. 1968. № 17. С. 97—99.