УДК 338.48-6:2
РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ М. Е. Цой, В. Ю. Щеколдин
THE DEVELOPMENT OF RELIGIOUS TOURISM IN THE NOVOSIBIRSK REGION
AS A TOURIST DESTINATION
M. E. Tsoi, V. Y. Shchekoldin
Цель работы заключается в анализе паломничества как туристского и религиозного феномена с точки зрения исторического, культурного и социального развития общества. Отмечается, что религиозный туризм становится все более значимым и востребованным в России, обсуждаются проблемы, связанные с обеспечением соответствующих потребностей населения. В работе рассматриваются вопросы развития религиозного туризма в современном обществе на примере Новосибирского паломнического центра, выявляются проблемы информационного, социального и психологического порядка, с которыми сталкиваются сотрудники центра. Предложены рекомендации для организации, оптимизации и улучшения деятельности Новосибирского паломнического центра в рамках интеграции религиозных и туристических целей. Устанавливается необходимость консолидации усилий со стороны всех заинтересованных лиц: государства, общественных и социальных институтов, представителей религиозных конфессий, что является областью применения результатов исследования.
The purpose of the work is to analyze the pilgrimage as a tourist and religious phenomenon from the point of view of historical, cultural and social development of society. It is noted that religious tourism is becoming increasingly important and popular in Russia. The issues related to the provision of relevant needs of the population are discussed. The paper discusses the development of religious tourism in modern society by the example of Novosibirsk pilgrimage center, the problem of information, social and psychological nature, facing the center staff is identified. Recommendations for the organization, optimization and improvement the performance of the pilgrimage center in Novosibirsk within the integration of religious and tourist are purposed. It established the necessity of consolidating the efforts of all stakeholders: government, public and social institutions, representatives of religious confessions, which is the area of application of research results.
Ключевые слова: религиозный туризм, паломничество, паломнический центр.
Keywords: religious tourism, pilgrimage, pilgrim center.
Путешествие с религиозными целями - древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. Одними из первых туристов такого рода, несомненно, были средневековые паломники. И сейчас руководствуясь религиозными убеждениями или любопытством относительно своей или чужой веры, люди по всему миру совершают путешествия, чтобы посетить Святую Землю, Ватикан, Мекку, монастыри и другие святые места. Целей паломничества почти столько же, сколько самих паломников. Паломничества совершались и совершаются, чтобы избавиться от болезни, избежать несчастья, искупить грех.
Ценность паломнических поездок несомненна, поскольку вместе с обретением нового знания, духовного обогащения, установлением связей между людьми и многими иными приобретениями этого особого рода путешествия были и остаются средством для укрепления духа. Паломничество оказывает на совершающего поездку к святым местам весьма благотворное воздействие, столь необходимое в поиске смысла существования, при душевной усталости и внутренней смуте.
Исторически паломничество - религиозный, социальный, культурный, идеологический и даже экономический феномен, существующий издревле во многих культурах и религиях, активно и широко развитый в христианстве, является истоком туризма. Фактически паломничество представляет собой некий прототуризм [1]. Является ли паломничество туризмом? И да, и нет. Все зависит от множественных внешних условий, сопровождающих эти процессы и явления. В наше непростое время, после долгих лет неприятия, противостояния и даже гонений, российское общество повора-
чивается лицом к церкви, начинает понимать ее ценность для верующих людей [1].
Необходимо отметить, что религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам, стремятся принять участие в различных религиозных церемониях, ощутить причастность к святым местам. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей, выступает элементом общественной системы, во многих случаях - одним из базовых, как часть процесса воспитания, становления и организации личности.
Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. У него есть свои разновидности: паломничество и познавательные туры религиозной направленности [4]. В большинстве случаев паломник - верующий человек с уже сложившейся системой ценностей, ради достижения своих духовных и нравственных целей готовый на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием и т. д. Нужно понимать, что в своей основе паломничество и туризм - разные понятия, разные проявления жизни. При этом можно рассматривать и совмещение этих двух сторон человеческого бытия: паломничество - как проявление религиозной жизни, экскурсия - как проявление жизни мирской.
В последнее десятилетие в России увеличилось количество туров, связанных именно с паломничеством, что связано с возросшей долей последователей различных религиозных конфессий. Во время поездок по святым местам паломники на практике постигают основы церковной жизни, при этом зачастую совершив одну
М. Е. Цой, В. Ю. Щеколдин 265
поездку, едут в другую и так далее. В этом смысле задачей паломнических служб является пробуждение в человеке нравственных чувств, интереса к родной истории, желания больше и полнее узнать о вере и т. д.
Несомненно, когда речь идет о религии, начинать надо со своей малой Родины, поскольку именно так можно понять и оценить связь земного и небесного начала, что является основной большинства религиозных верований. Например, православное воспитание часто может рассматриваться как важная часть паломничества, с учетом того, что в России. Кроме того, участие в религиозных церемониях в качестве зрителей также привлекает туристов, причем необязательно принадлежащих к той же конфессии - население России с любопытством и интересом участвует в религиозных праздниках [3]. Так же на туристском рынке традиционно предлагается множество разнообразных туров на Рождество и красочные праздники рождественской недели в Финляндии, в других скандинавских странах и странах Западной Европы, где рождественские праздники всегда красочны и представительны.
В России во многих регионах паломничество приобретает массовый характер, во многом из-за увеличения числа верующих и сочувствующих, возрождается множество традиционных и народных форм паломничества. Можно отметить, например, многодневные крестные ходы к определенной святыне или от одной святыни к другой, для чего многие паломники приезжают в религиозные центры России, в Москву и Санкт-Петербург. Другой пример относится к Екатеринбургу, где уже продолжительное время организуются крестные ходы к царским мученикам, к месту расстрела Николая II и его семьи. В провинции также проводятся разнообразные мероприятия, масштаб которых, конечно, не сопоставим со столичными, но значимость для участвующих людей - не меньшая. Так, практически в каждой православной епархии есть святыни, к которым направляются люди, проживающие в соседних городах и селениях. К чудотворным иконам Спасителя и Божи-ей Матери, к святым источникам, честным мощам Божьих праведников отправляются и поклоняются тысячи людей в России.
Паломнические службы в епархиях и приходах чаще всего организуют паломничества православных верующих к местночтимым святыням, российским и зарубежным святым местам. Паломнические службы монастырей заняты, как правило, приемом богомольцев. Их главная задача - приютить и обеспечить всем необходимым паломников, а также дать им возможность помолиться у монастырских святынь.
В Новосибирске в 2002 г. при соборе во имя святого князя Александра Невского был создан паломнический центр. С тех пор многие жители Новосибирска и области - не только верующие, но и находящиеся в самом начале пути к православному миропониманию, сумели посетить святые места России, и других стран, например, побывать на Святой Земле. Анализируя общую картину состояния православного паломничества РПЦ, где идет жесткая полемика по поводу «отделения» паломничества от туризма, на примере нашего Новосибирского паломнического центра можно сказать, что здесь найден грамотный синтез паломничества и туризма. Вернее сказать, не противостояние, а сотрудничество с туризмом.
Этот центр не является коммерческим предприятием; люди, которые отправляются в зарубежное паломничество, часто напрямую обращаются в ту фирму, которая закупает билеты, оформляет визы, и сами с ними расплачиваются. Два раза в год группы совершают паломничество в Иерусалим и по святым местам Палестины, три раза за год - в Киев и по святым местам Украины. В этот маршрут входят знакомство со Свято-Успенской Киево-Печерской Лаврой, Свято-Успенской Почаевской Лаврой, храмами и монастырями Киева, Чернигова, Козельца и их окрестностей. Также разработано новое направление - по святым местам Греции и к мощам Святителя Николая Чудотворца. Кроме того, центр традиционно три раза в год организует паломничества по святым местам Алтая и Томска, в том числе - посещение Богородице-Алексеевского монастыря, где служится акафист у мощей святого праведного Феодора Томского.
Деятельность центра в этом и других направлениях может и должна быть продолжена. При этом важно не только поддерживать данную структуру в рабочем состоянии, но прикладывать усилия для ее постоянного совершенствования. Можно предложить целый ряд способов реализации этого процесса на практике.
1. Представленность информации о центре и оказываемых им услугах в сети Интернет, в частности, актуализация электронного адреса, т. к. текущий, имеющийся в справочнике паломнических организаций, давно поменялся, а информации об этом нигде нет. Явным недостатком является и то, что на существующем сайте собора Александра Невского, нет никакой информации о паломническом центре, кроме расписания поездок. Следует также наполнить вебстраницу полезным для возможных паломников содержанием, например, рассказами паломников о поездках, их впечатлениями, пожеланиями - эта информация может быть полезной как для организаторов поездок, так и для людей, которые «еще до храма не дошли», а это может их привлечь.
2. Наладить сотрудничество с органами местного управления, с общественными организациями - можно создать совместную программу, по которой можно отправлять, например, малоимущих граждан в паломнические поездки.
3. Важным вопросом, которому уделяется мало внимания, является проблема расселения, для решения которой лучше всего иметь православную гостиницу. При этом можно использовать опыт других епархий, в которых есть гостиницы разных классов (по желанию паломников), половина номеров более комфортабельных со всеми удобствами за определенную плату, а половина - более низкого класса, но практически бесплатно. Это может удовлетворить потребности паломников разного материального статуса и разного аскетического подвига. Отметим, что в целом эта проблема, скорее, имеет общероссийский, а не региональный масштаб, и потому требует привлечения более широкого круга заинтересованных лиц и организаций.
4. Несомненно, одним из важнейших направлений развития деятельности центра должна стать регулярная работа со школами, средними профессиональными и высшими учебными заведениями, поскольку в них обучается будущее поколение. Следует укреплять патриотические настроения посредством паломничества и
изучения истории, в том числе и религии. Возможна организация паломнических походов (в детских православных лагерях, детдомах) или поездок (например, на Алтай). Очевидно, что здесь остро встает проблема кадров, сложно представить себе структуру, которая будет постоянно и широко этим заниматься. Например, чтобы повести детей в паломнический поход, нужен не просто профессиональный инструктор по туризму, но чтобы он еще и был человеком, близким к церкви, к религии. Одним из вариантов выхода из такой ситуации будет организация работы с молодежью при храмах, в поиске таких людей, хорошо знающих историю (православия) и тех мест, куда могут быть совершены поездка или поход.
5. Еще одна проблема - это вопрос привлечения спонсоров для организации транспортных перевозок паломников. Здесь важно привлечь к взаимодействию страховые, транспортные, железнодорожные и авиакомпании, где возможно использование предлагаемых (или разрабатываемых совместно с этими компаниями) систем бонусов или специальных низких тарифов, чтобы организовать поездки для малоимущих, детей из детдомов, инвалидов и т. д.
6. Другое направление развития центра - организация всестороннего сотрудничества с турагентствами и экскурсионными бюро по обучению экскурсоводов. Поскольку практически ни одна обзорная экскурсия по городу не обходится без посещения религиозных объектов, таких как храмы, соборы, мечети и т. д., то правильнее было бы, если бы экскурсовод владел не только статистической информацией о том, когда и кем был построено то или иное сооружение, но и знаниями о связях этих объектов с религией и историей Новосибирска. Например, при рассказе о знаменитой церкви Александра Невского не просто упоминать о том, что Н. М. Тихомиров - руководитель строительства храма, а рассказать о том, какой это был человек, что двигало его на создание храма, почему он называл свой труд просто «полезной работой» и т. д. [2]. И возможно, сама история этого человека зажжет искорку в каком-нибудь ребенке, поехавшем на экскурсию, и он, в будущем, сможет построить не один храм.
7. В целях распространения информации о деятельности центра, привлечения большего числа граждан, даже просто интересующихся вопросами истории родного края, разработать специальную литературу по
паломническому туризму в Новосибирске и НСО (справочники, путеводители, рассказывающие об истории создания монастырей, правилах поведения в религиозных учреждениях, о церковном этикете, об истории существующих приходов в Новосибирске и НСО, где можно было бы указывать на миссионерскую деятельность тех или иных компаний, институтов или физических лиц, например, кто какой детдом поддерживает, или что и где еще строится или восстанавливается на переданные средства). Ведь об этом знает только узкий круг людей, которые ходят в храмы, а для светских людей эта информация практически не известна. Распространение подобной информации может привлечь спонсоров, которые впоследствии могут найти и свой личный интерес в церкви. И даже если окажется, что это будет их единовременный порыв - все равно он будет полезен, и для них самих, и для тех людей, которым они помогут.
8. Важно наладить тесное сотрудничество с Новосибирским центром по туризму, по примеру московского патриархата, где центр во многом содействует паломничеству (бесплатные площади на выставках, реклама в СМИ и многое другое). Например, во время проведения туристической ярмарки на «Сибирской Ярмарке» можно выставить стенд паломнического центра. Это будет прекрасной возможностью налаживания контактов и реализации программы по развитию паломнического движения в НСО на более современном и профессиональном уровне.
Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что паломнический туризм в целом представляется недостаточно развитым социальным явлением современной России и требует для своего развития внимания со стороны всех заинтересованных лиц: государства, общественных институтов, представителей религиозных конфессий. В связи с чем необходима координация усилий, прежде всего, властей и религиозных организаций, а также подготовка квалифицированных специалистов по туризму, разработка новых маршрутов и создание необходимой специфической инфраструктуры.
Безусловно, это потребует времени, специального финансирования и доброй воли многих людей, ради которых, в конечном счете, и работают и коммерческие, и общественные, и социальные, и религиозные институты.
Литература
1. Биржаков М. Б. История туризма: от прототуризма до туризма современности. СПб.: СПбГИЭУ, 2012. 429 с.
2. Брат А. Звезды светят из прошлого. Новосибирск: Наука, 1998. 39 с.
3. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Попечительского совета по восстановлению Валаамской обители. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3686168.html (дата обращения: 14.03.2014).
4. Христов Т. Т. Религиозный туризм: учебное пособие. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2007. 286 с.
Информация об авторе:
Цой Марина Евгеньевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики сервиса Новосибирского государственного технического университета.
Marina E. Tsoi - PhD of Economics Science Associate Professor, Head at the Department of Economics of service, Novosibirsk State Technical University.
Щеколдин Владислав Юрьевич - кандидат технических наук, доцент кафедры теории рынка Новосибирского государственного технического университета, raix@mail.ru.
Vladislav Y. Shchekoldin - PhD of Engineering Science, Associate Professor of Marketing Department, Novosibirsk State Technical University.
Статья поступила в редколлегию 04.06.2015 г.