Научная статья на тему 'Развитие региональной транспортной инфраструктуры как индикатор роста промышленности в Мурманской области'

Развитие региональной транспортной инфраструктуры как индикатор роста промышленности в Мурманской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / DEMAND / SUPPLY / MURMANSK REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буч О. В.

В статье рассматриваются вопросы необходимости опережающего развития транспортной инфраструктуры при росте промышленности в регионе на примере Мурманской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буч О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL TRANSPORT INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT AS AN INDICATOR OF INDUSTRIAL GROWTH OF THE MURMANSK REGION

The issues of necessity of transport infrastructure priority development with industrial growth through the example of the Murmansk region are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие региональной транспортной инфраструктуры как индикатор роста промышленности в Мурманской области»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 656.078.1

О.В. Буч

д-р экон. наук, профессор, АНО «Арктический научно-исследовательский центр»

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ИНДИКАТОР РОСТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы необходимости опережающего развития транспортной инфраструктуры при росте промышленности в регионе на примере Мурманской области.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, спрос, предложение, Мурманская область.

O.V. Buch, Arctic science-research center

REGIONAL TRANSPORT INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT AS AN INDICATOR OF INDUSTRIAL GROWTH OF THE MURMANSK REGION

Abstract. The issues of necessity of transport infrastructure priority development with industrial growth through the example of the Murmansk region are considered in the article.

Keywords: transport infrastructure, supply, demand, Murmansk region.

Направления развития любого региона, точки роста региона возможно определить при рассмотрении пересечения двух групп факторов - факторов спроса и факторов предложения. Эти показатели являются количественными и качественными параметрами. К факторам предложения необходимо отнести: человеческий капитал (рынок труда и образования), природные ресурсы (земля, полезные ископаемые), инфраструктуру (основные фонды, заводы, транспорт), технологию (наука, менеджмент, инновации). Факторы спроса определяются степенью полноты использования ресурсов, рациональным распределением ресурсов (человеческих, инфраструктурных, природных и технологических) с целью получения наилучшего экономического эффекта.

Таким образом, на пересечении факторов спроса и предложения направления поиска региональных точек роста и развития: мониторинг природных ресурсов, общее и профессиональное образование, инвестиционный климат, поддержка инноваций, институциональное развитие. Взаимосвязи факторов спроса и предложения обеспечивается логистическими возможностями региона, опережающим развитием транспортной инфраструктуры. Действительно, трудно представить развитие промышленности, экспортно-ориентированных отраслей без развития транспортных маршрутов, видов транспорта и его инфраструктуры.

Транспортная инфраструктура Мурманской области представлена всеми видами транспорта - морским, автодорожным, железнодорожным и воздушным. Транспортные коммуникации обеспечивают хозяйственные связи региона и создают предпосылки для экономического развития.

На территории Мурманской области расположены три морских порта. Все они

28

№ 3 (31) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

играют важную роль в логистических схемах экспортных перевозок и перевозок грузов в Арктике. Два порта - Кандалакша и Витино, расположены в южной части Кольского полуострова, в акватории Кандалакшского залива. Порт Кандалакша специализируется на перевалке навалочных и генеральных грузов, основным грузом является уголь. Порт Витино ориентирован на перевалку нефтепродуктов. Порт Мурманск является глубоководным незамерзающим портом, в Мурманске базируется атомный ледокольный флот, который обеспечивает круглогодичную навигацию в Арктику. «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года», прогнозирует рост объема перевалки грузов через порт на уровне: к 2015 г. - 35,0 млн тонн в год; к 2020 г. - 52,0 млн тонн в год; к 2030 г. - 63,0-75,0 млн тонн в год [1].

Автомобильная и железнодорожная магистрали соединяют Мурманск и Санкт-Петербург, имеется 2 аэропорта - Мурманск, Апатиты.

Оценивая транспортную инфраструктуру региона можно отметить, что имеются существенные факторы, сдерживающие ее развитие. Сеть автомобильных дорог внутри региона развита слабо, только 21,8% (443,8 км) региональных автодорог общего пользования находятся в удовлетворительном состоянии, 59,8% (1 217,4 км) требуют ремонта и капитального ремонта, на 18,4% (374,6 км) необходима реконструкция.

На территории Мурманской области имеются три пограничных перехода государственной границы: два с Финляндией и один с Норвегией - постоянно действующие международные автомобильные пункты пропуска (МАПП) «Лотта», «Салла» и «Борисоглебск», тогда как качество автодорог, ведущих к пунктам пропуска, не соответствует национальным и международным стандартам.

Техническая пропускная способность участков железной дороги на подходах к портовой инфраструктуре Мурманска составляет от 16 до 40 пар поездов. Предполагая рост грузооборота в порту, этого недостаточно, т.к. вызывает дефицит пропускных способностей на основных грузовых железнодорожных направлениях.

Таким образом, вектор развития транспортной инфраструктуры Мурманской области должен в настоящий момент сориентироваться на опережение для обеспечения многофункционального участия предприятий региона в мега- и мини- инвестиционных проектах, для обеспечения готовности транспортной инфраструктуры к резкому увеличению грузопотоков и пассажиропотоков, на взаимодействие транспортнологистического комплекса с основными отраслями промышленности региона, к которым относятся, прежде всего, горнодобывающая и перерабатывающая отрасли, рыбохозяйственный комплекс, черная и цветная металлургия, энергетика. Потенциал основных отраслей промышленности региона связан с природными ресурсами региона, его минерально-сырьевой базой, возобновляемыми биоресурсами Баренцева и Белого морей, перспективными и потенциально перспективными месторождениями углеводородов Баренцева, Печорского и Карского морей [2]. В основе инвестиционной привлекательности также и проект Комплексного развития Мурманского транспортного узла, возможности Северного морского пути. Кроме того, Мурманская область достаточно обеспечена электроэнергией, имеет перспективы развития

№ 3 (31) - 2014

29

Проблемы экономики и менеджмента

электроэнергетики, однако, следует отметить, что недостаточно развиты сети передачи и распределения этой энергии.

Взаимодействие между основными отраслями промышленности и транспортнологистическим комплексом Мурманской области может быть разным: кооперативным и конфликтным, субъективным и объективным, долгосрочным и краткосрочным, но надо стремиться к долгосрочному, кооперативному и объективному взаимодействию. Взаимодействие носит системный характер, суть которого заключается в рассмотрении не отдельных отраслей в регионе в качестве объектов, а цельной региональной системы.

Развитие взаимодействия между основными отраслями промышленности и транспортно-логистическим комплексом должно основываться на стратегическом партнерстве, рациональном подходе, постоянном мониторинге грузопотоков и четкой законодательной базе. И тогда таким взаимодействием можно и нужно управлять.

Список литературы:

1. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года.

М., 2013. 180 с.

2. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://minec.gov-murman.ru/content/strat_plan/ sub02/sub02/

30

№ 3 (31) - 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.