РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ОСНОВЕ ПАРАМЕТРОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ОВЕШНИКОВА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье автором предлагается процедура применения параметров стратегического планирования по развитию инфраструктурного обеспечения региона, которая основана на пошаговом моделировании повышения эффективности инфраструктурного обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов региона и позволяет составить оптимальный стратегический план развития региональной экономики. Пошаговое моделирование в данном исследовании представляет собой процедуру действий, основанную на логико-математическом описании структуры, составляющих и функций, отображающих основные категории и параметры стратегического планирования развития региональной инфраструктуры, которая представлена в виде сконструированного аппарата, имеющего многократное использование и учитывающего различные условия функционирования региональной инфраструктуры. Применение модели устойчивого развития региональной инфраструктуры требует выполнения следующих основных шагов: мониторинг субъектно-объектного состава инфраструктурного обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов региона, определение целевого состояния инфраструктурного обеспечения региональной экономики, исследование и ранжирование методов стратегического планирования, развитие стратегического взаимодействия элементов инфраструктурного обеспечения региональной экономики, оценка рисков, учитываемых при стратегическом планировании обеспечения развития региональной экономики, определение чувствительности уровня развития деятельности хозяйствующих субъектов региона к фактору риска, определение ожидаемого уровня эффективности инфраструктурного обеспечения после осуществления запланированных мероприятий, определение разницы между ожидаемой и текущей эффективностью инфраструктурного обеспечения региона, разработка программ по развитию инфраструктурного обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов региона, оценка эффективности стратегического планирования инфраструктурного обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов региона. Применяемые параметры стратегического планирования позволяют в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды моделировать инфраструктурное обеспечение региона таким образом, чтобы состав возможностей инфраструктуры региона был оптимальным для получения более высоких результатов функционирования инфраструктуры. Для этого необходимы определенные функциональные действия, позволяющие осуществлять положительные преобразования в инфраструктуре региона.
Ключевые слова: региональная инфраструктура, моделирование, стратегическое планирование, развитие региональной экономики, региональный бизнес.
Инфраструктурное обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов региона должно основываться на стратегическом планировании, в основе которого лежит разработка адекватной стратегии развития инфраструктуры регионального бизнеса, учитывая альтернативы и выбор лучшего из прогнозируемых вариантов. Избранная стратегия реализуется с помощью разработки соответствующих программ и системы планов (стратегических, среднесрочных, краткосрочных, ситуационных, бизнес-планов). Стратегическое планирование занимает особое место. Оно относится к сфере оригинальных управленческих решений благодаря «высшему менеджменту», в то время как
оперативное планирование основано в значительной мере на деривационных управленческих решениях, принимаемых на уровне «среднего менеджмента» [1].
В процессе повышения эффективности инфраструктурного обеспечения в регионе основ-ное значение приобретает актуализация функ-ционального механизма управления, осуществляя-ющего реализацию базовых, специфических и конкретных функций управления. Целесообразно рассмотреть функцию планирования повышения эффективности. Разработка модели повышения эффективности инфраструктурного обеспечения в регионе является наиболее наглядным и структу-рированным пред-
L. V. OVESHNIKOVA
ставлением последовательности этапов по ее реализации [2].
Данная модель построена на следующем положении: возможность развития региональной экономики возникает тогда, когда между эффективностью, которую приносит инфраструк-турное обеспечение в настоящее время, и потенциальной, которая достижима при изменении ряда обстоятельств мезоуровня, существует положительный разрыв (рис. 1).
Выделенные шаги модели устойчивого развития региональной инфраструктуры требуют подробного описания.
Шаг 1. Мониторинг субъектно-объектного состава инфраструктурного обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов региона.
Результаты проведения мониторинга в разрезе субъектов и объектов обеспечат не только оценку тенденций в инфраструктурном обеспечении деятельности хозяйствующих субъектов региона, но и позволят подготовить рекомендации по разработке стратегических действий в целях развития региональной экономики.
Шаг 2. Определение целевого состояния инфраструктурного обеспечения региональной экономики рекомендуется произвести следующим образом [3].
Анализ на определенный момент текущего состояния предпринимательства и его инфраструктуры позволил выявить следующие проблемы (рис. 2) [4].
Результатом обобщения проведенного анализа являются предложения по стратегическому планированию развития региональной экономики и ее инфраструктурного обеспечения с нахождением оптимального варианта. В этом случае рекомендуется:
Для повышения эффективности инфраструктурного обеспечения е регионе:
упорядочение, ускорение, обеспечение динамичности товарооборота в соответствии с конъюнктурными колебаниями регионального рынка;
- обеспечение взаимосвязи покупателя и продавца товаров, а также тех и других с собственниками денежного капитала (кредитно-банковских учреждений и иных финансовых компаний);
создание организационно-правового формирования деловых отношений с системой договоров (односторонних, многосторонних, возмездных, безвозмездных, реальных и консенсуальных, агентских, единовременных и длящихся исполнением, а также купли-продажи, поручения,
комиссии, консигнации, предоставления права на продажу, доверительного управления имуществом, траста, хранения, подряда на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, аренды, страхования, займа банковского счета, лицензионных и т. д.);
- обеспечение выполнения функции государственного регулирования и поддержки организованного товародвижения (например, с помощью регулируемых оптовых рынков);
- обеспечение сбалансированности макро- и микропропорций, способствуя организации взаимосвязи оборотов капитала предприятий с оборотом общественного капитала;
- осуществление юридического контроля за движением товарных и финансовых потоков на ме-зоуровне;
предоставление качественных информационных, маркетинговых, инновационных, консалтинговых, аудиторских и других услуг с помощью институтов инфраструктуры рынка: информационно-аналитических, инновационных, маркетинговых и других центров, рекламных агентств, аудиторских и консалтинговых фирм, инвестиционных компаний [3];
- управление процессами развития социального капитала, организационной культуры, знаний и информационных ресурсов, коммуникаций, брендов и социального положения компании, организации доступа к рынкам, потребителям и т. д. [4].
Для развития региональной экономики:
- развитие специализации субъектов рыночных отношений - товаропроизводителей, посредников, покупателей;
поддержка существующей инфраструктуры региона, что влияет на решение конкретных проблем и развивает качество регионального бизнеса;
- производство новых продуктов и расширение рынка сбыта продукции.
- создание условий для эффективного развития межрегиональных связей и деловой кооперации;
- содействие развитию малого бизнеса в регионе;
учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм организации бизнеса; сезонных работ, самозанятости в регионе;
- увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах региональных и местных бюджетов [4];
- ориентирование региональных руководящих действий на государственные программы, непосредственно влияющие на оказание поддержки малым и средним предприятиям [4].
Целевое состояние регионального бизнеса и его инфраструктуры характеризуется соответствующим комплексом трансформационных моделей процессов развития. Наличие комплекса моделей текущего и целевого состояния, а также целевой программы развития позволяет создать план мероприятий по переходу эффективности инфраструктурного обеспечения регионального бизнеса из текущего состояния в целевое.
Оптимизация целевого состояния инфраструктурного обеспечения региона на основе динамического программирования осуществляется для планирования оптимального варианта процессов
развития. Эту процедуру предполагается осуществить путем использования метода динамического программирования, так как при этом учитывается нелинейность связи параметров на «входе» и «выходе» (возможность использования в целевой функции критерия риска).
Динамическое программирование - математический метод, применяемый при нахождении оптимальных решений многошаговых задач [5]. Общим принципом, характерным для решения задач динамического программирования является принцип оптимальности: каково бы ни было состояние системы Б перед очередным шагом, надо выбирать управление на этом шаге так, чтобы выигрыш на данном шаге плюс оптимальный выигрыш на всех последующих шагах был максимальным.
Рис. 1. Схема моделирования повышения эффективности инфраструктурного обеспечения деятельности
хозяйствующих субъектов региона
Ь. V. ОУЕ8Ы№КОУЛ
Для инфраструктурного обеспечения регионального бизнеса
Объекты инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства создаются во многом стихийно.
Отсутствие концепции инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности в регионах, сформированной в соответствии со стратегией и приоритетами развития отечественной экономики, инновационной и рисковой сущности предпринимательской деятельности.
Действующая в регионах инфраструктура поддержки развития малого и среднего бизнеса не только не выполняет в полном объеме возложенных на нее функций, но и «оттягивает» существенную часть средств государственной финансовой поддержки, не доходящих до непосредственных производителей товаров и услуг. Неудовлетворенность субъектов малого предпринимательства в развитости инфраструктуры.
Неналаженный контакт между малыми предприятиями и инфраструктурой, непосредственно влияющей на развитие бизнеса
Для деятельности хозяйствующих субъектов региона
Отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства.
Пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом.
Нехватка ресурсов, прежде всего, финансовых.
Сложность доступа к деловой информации - сведения о продукте, конкуренте и т. п.
Неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе; отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя.
Нестабильность экономической ситуации в стране.
Доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования.
Правовая неграмотность предпринимателей.
Высокая планка единого социального налога.
Недостаточность кадрового потенциала
Рис. 2. Проблемы инфраструктурного обеспечения регионального бизнеса
Допустим, что в результате операции, которую можно разбить на т шагов, некоторая физическая система перешла из состояния Б0 в состояние Бт. Показатель - выигрыш - характеризует эффективность операции на каждом шаге. Эффективность всей операции складывается из показателей эффективности на отдельных шагах:
т
i=1
На каждом ¿ом шаге необходимо выбрать такое решение и; ^ и (и - шаговое управление; и -управление всей операцией), чтобы выполнялся принцип оптимальности.
В результате оптимизации целевого состояния инфраструктуры региона на основе динамического программирования определяется ожидаемая стоимость от развития инфраструктуры при заданных выше параметрах и производится отбор оптимального варианта планирования.
Далее непосредственно осуществляется переход эффективности инфраструктурного обеспечения региона из текущего состояния в целевое посредством выполнения мероприятий в соответствии с созданной системой планов.
Шаг 3. Исследование и ранжирование методов стратегического планирования.
Для правильного и быстрого выбора метода оценки методов и инструментов стратегического
планирования требуется их классификация, позволяющая выбрать наиболее подходящий метод при различных задачах, возможностях и ограничениях управления [6].
Шаг 4. Развитие стратегического взаимодействия элементов инфраструктурного обеспечения региональной экономики.
В этом случае необходима поддержка тенденций развития важнейших секторов регионального рынка, государственных институтов, содействующие формированию и регулированию инфраструктурного обеспечения региона по секторам рынка, способствующих решению проблем и повышения эффективности инфраструктурного обеспечения.
Шаг 5. Оценка рисков, учитываемых при стратегическом планировании развития региональной экономики.
Предприятие в процессе своих действий на рынке как правило выбирает стратегию, которая бы позволила ему уменьшить степень риска. Математический аппарат для выбора стратегии в конфликтных ситуациях дает теория игр, которая позволяет предпринимателю или менеджеру лучше понимать конкурентную обстановку и свести к минимуму степень риска. Анализ с помощью приемов теории игр побуждает предпринимателя рассматривать все возможные альтернативы как своих действий, так и стратегии партнеров, конкурентов. Теория игр помогает решать многие экономические проблемы, связанные с выбором, определением наилучшего положения, подчиненного только некоторым ограничениям, вытекающим из условий са-
мой проблемы. Следовательно, риск имеет математически выраженную вероятность наступления потери, которая опирается на статистические данные и может быть рассчитана с достаточно высокой степенью точности.
С увеличением показателя риска возрастают и размер ожидаемой дополнительной прибыли, и величина возможных потерь прибыли. В качестве наилучшего варианта для большинства предприятий среднего уровня с точки зрения их финансового положения можно рекомендовать стратегию, обеспечивающую наибольшее ожидаемое значение средней прибыли.
Если организация относится к разряду крупных фирм, то оно менее чувствительно к риску и, следовательно, для него можно принимать более высокие уровни риска. Предлагается шесть основных областей риска со следующими условными названиями.
1. Условно безрисковая область (пессимистическая) - стратегия принятия решений, когда предприятие практически ничем не рискует, а если и возникают экономические потери, то они настолько незначительны, что не отражаются на основных финансовых результатах. При этом возможно получение минимальной расчетной прибыли, хотя в современных конкурентных условиях скорее всего возникнет ситуация полного ее отсутствия.
2. Область минимального риска (осторожная) -стратегия обеспечивает определенную вероятность получения минимальной дополнительной прибыли к ее расчетной величине, хотя имеется незначительная вероятность потери части чистой прибыли.
3. Область среднего риска (предприимчивая) -стратегия обычной предпринимательской деятельности, обеспечивающей получение среднеотраслевой прибыли на вложенный капитал.
4. Область повышенного риска (оптимистическая) - предприятие рискует тем, что в худшем случае произведет покрытие всех затрат, а в лучшем - получит прибыль, несколько превышающую среднеотраслевую норму прибыли на вложенный капитал.
5. Область критического риска (азартная) - стратегия, при которой предприятие ориентируется на получение прибыли, превышающей среднеотраслевой уровень, однако оно рискует не только потерять большую часть прибыли, но и недополучить предполагаемую выручку, а значит, возместить часть затрат за счет источников собственных средств.
6. Область завышенного риска - стратегия, при которой организация ориентируется на получение прибыли, значительно превышающей средне-отраслевую норму рентабельности. На фоне низкой вероятности получения завышенной до-
полнительной прибыли высок риск появления значительных потерь прибыли или даже значительных убытков.
Построение шкал нормированного риска дает возможность оценить риск возможного завышения или занижения расчетного уровня целевого показателя и оценить последствия такого отклонения от наилучшего значения. Некоторые исследователи соотносят величину нормированного риска только с оценкой прогноза уровня потерь [7].
Другой подход позволяет более детально разбивать шкалу нормированного риска. Шесть категорий шкалы коэффициента риска представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Категории коэффициента риска
Выявим зоны риска для конкретного предприятия [8] (табл. 1). Коэффициент риска определяется по следующей формуле:
К -Д
где Д - возможная сумма доходов по конкретной финансовой операции, руб.;
Р - потенциальная величина потерь по этой финансовой операции, руб.
Следовательно, операционная деятельность предприятия осуществляется в зоне минимально риска, инвестиционная - в зоне завышенного риска, финансовая - в условно-безрисковой зоне.
Ь. V. ОУЕ8Ы№КОУЛ
Таблица 1
Коэффициент риска предпринимательской фирмы по видам деятельности
Вид деятельности Значение коэффициента риска
Операционная деятельность Кр р = 146077/438232 = 0,33;
Инвестиционная деятельность К р = 41,6385/50,0 = 0,83;
Финансовая деятельность Кр р = 2500 х 0,016/2500 Х0Д0 = 0,08.
Шаг 6. Определение чувствительности уровня развития деятельности хозяйствующих субъектов региона к фактору риска
Чувствительность показывает, как увеличится или уменьшится уровень устойчивости при увеличении значения фактора на 1 %. Для коэффициентов чувствительности воспользуемся формальной моделью [9].
После выполнения предыдущего шага можно получить данные, однозначно характеризующие экономические последствия принятия решений при определенном уровне риска.
В качестве модели, позволяющей оценить уровень рисков в результате внедрения мероприятий по обеспечению устойчивого развития региональной экономики, целесообразно использовать модель, описанную М. Лимитовским [10] для кумулятивного построения ставки сравнения методом экспертных оценок аналогично моделям оценки капитальный активов (САРМ) или модели арбитражного ценообразования (APT).
Шаг 7. Определение ожидаемого уровня эффективности инфраструктурного обеспечения региона после осуществления запланированных мероприятий производится в соответствии с подходом, предусматривающим пошаговую методику многокритериальной и многофакторной оценки эффективности инфраструктурного обеспечения региона [11; 12].
Шаг 8. Определение разницы между ожидаемой и текущей эффективностью инфраструктурного обеспечения региона.
В случае образования отрицательного разрыва между ожидаемой и текущей эффективностью инфраструктурного обеспечения региона делается заключение о том, что планируемые действия были предложены неверно, следовательно, они подлежат переоценке, и необходимо сформировать мероприятия по развитию инфраструктурного обеспечению предпринимательства заново (перейти к шагу 2 данной процедуры). Если эффективность инфра-
структурного обеспечения региона после осуществления запланированных мероприятий выше предыдущей, то возникает положительный разрыв, поэтому данную программу мероприятий целесообразно применять к реализации.
Шаг 9. Разработка программ по развитию инфраструктурного обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов региона.
Система планирования повышения эффективности инфраструктурного обеспечения должна включать в себя комплекс планов, взаимодействующих друг с другом и направленных на осуществление основных функций и задач планирования. Необходимо разрабатывать стратегические и оперативные планы, которые должны находиться в диалектическом взаимодействии и содержательно дополнять друг друга в едином процессе развития инфраструктуры региона.
Разработка программ представляет собой комплекс взаимосвязанных проектов (мероприятий) по эффективной организации инвестирования, финансирования, повышения доходности, организации управления и других аспектов региональной экономики. Целью разработки программ является организация комплекса мероприятий по развитию бизнеса в регионе.
Шаг 10. Оценка эффективности стратегического планирования инфраструктурного обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов региона.
Для оценки эффективности принятого стратегического решения в сфере инфраструктурного обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов региона необходимо определить его сравнительную эффективность по отношению к наиболее эффективному, эталонному решению по формуле:
ЭФСП =
Сф
Сэ
где ЭФсп - показатель сравнительной эффективности принятого стратегического решения;
Сф - значение максимального показателя (например, рентабельности деятельности предприятия) эталонного варианта решения;
Сэ - значение максимального показателя (рентабельности деятельности предприятия) принятого стратегического решения. Степень приближения показателя сравнительной эффективности (ЭФсп) к единице характеризует оптимальность принятого решения [6].
Предлагаемая процедура параметров стратегического планирования по развитию инфраструктурного обеспечения региона, детально отражающая определенные шаги и параметры действий, позво-
лит составить оптимальный стратегический план, который обеспечит развитие региональной экономики на основе развития ее инфраструктурного обеспечения.
Литература
1. Говорин А. А. Инфраструктура современного предпринимательства: проблемы теории и практики. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.
2. Предпринимательство: учебник / под ред.
B. Я. Горфинкеля, Г. Б. Полякова, В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ, 2000.
3. Стратегическое планирование: учеб. пособие / А. Н. Петров, Л. Г. Демидова, С. М. Климов [и др.]; под ред. С. М. Петрова. СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003.
4. Сибирская Е. В., Строева О. А., Петрухина Е. В. Создание инфраструктуры для поддержки предприятий малого бизнеса. URL: http://gisap.eu-/ru/node/10481# comment-14625
5. Динамическое программирование в экономических задачах: учеб. пособие / А. В. Лежнев. М.: БИНОМ, 2010.
6. Методические аспекты оценки эффективности стратегического планирования гостиничного бизнеса. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-215488.html?pa-ge=3
7. Извеков Д. А., Шабалин В. А. Страхование рисков в ракетно-космической отрасли. Методология и практика / под ред. В. В. Бандурина. М.: Красная звезда, 2005.
8. Бацких Л. В. Стратегия управления финансовыми рисками: монография. Воронеж: Воронеж. гос. технол. акад, 2006.
9. Хорев А. И. Стратегия устойчивого развития предприятия в условиях освоения инноваций: монография / А. И. Хорев, В. Ю. Калюжный, В. Б. Артемен-ко, Л. В. Прозоровская. Воронеж: Воронеж. гос. тех-нол. акад., 2009.
10. Лимитовский М. А. Управление проектом. Основы риск-менеджмента гидрогенерирующей компании: учеб. пособие. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2005.
11. Овешникова Л. В. Комплексная методика исследования стратегического планирования инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности // Аудит и финансовый анализ. № 6. 2013.
C. 375-381.
12. Сибирская Е. В. Методика многокритериальной и многофакторной оценки эффективности инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности / Е. В. Сибирская, Л. В. Овешникова // Научные ведомости Белгородского государственного
университета. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013. № 22(165). Вып. 28/1. С. 55-61.
References
1. Govorin А. А. Infrastruktura sovremennogo pred-prinimatel'stva: problemy teorii i praktiki. M.: ZАO «Fins-tatinform». 1999.
2. Predprinimatel'stvo: uchebnik / pod red. V. Ya. Gorfinkelya, G. B. Polyakova, V. А. Shvandara. M.: YU-NITI, 2000.
3. Strategicheskoye planirovaniye: ucheb. posobiye / А. N. Petrov, L. G. Demidova, S. M. Klimov [i dr.]; pod red. Petrova S. M. SPb.: Znaniye, GUEF, 2003.
4. Sibirskaya Ye. V., Stroyeva O. А., Petrukhina Ye. V. Sozdaniye infrastruktury dlya podderzhki predpriyatij malogo biznesa. URL: http://gisap.eu-/ru/node/10481# comment-14625
5. Dinamicheskoye programmirovaniye v ekono-micheskikh zadachakh: ucheb. posobiye / А. V. Lezhnev. M.: BINOM, 2010.
6. Metodicheskiye aspekty otsenki effektivnosti strate-gicheskogo planirovaniya gostinichnogo biznesa. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-215488.html?pa-ge=3
7. Izvekov D. А., Shabalin V. А. Strakhovaniye riskov v raketno-kosmicheskoj otrasli. Metodologiya i praktika / pod red. V. V. Bandurina. M.: Krasnaya zvezda, 2005.
8. Batskikh L. V. Strategiya upravleniya finansovy-mi riskami: monografiya. Voronezh: Voronezh. gos. tekhnol. akad. 2006.
9. Khorev А. I. Strategiya ustojchivogo razvitiya predpriyatiya v usloviyakh osvoyeniya innovatsij: Monografiya / А. I. Khorev, V. Yu. Kalyuzhnyj, V. B. ^l^mento, L. V. Prozorovskaya; Voronezh. gos. tekhnol. akad. Voronezh, 2009.
10. Limitovskij M. А. Upravleniye proyektom. Os-novy risk-menedzhmenta gidrogeneriruyushchej kompanii: ucheb. posobiye. Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj po-litekhnicheskij universitet, 2005.
11. Oveshnikova L. V. Kompleksnaya metodika is-sledovaniya strategicheskogo planirovaniya infrastruk-turnogo obespecheniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti // АМЙ i finansovyj analiz. № 6. 2013. S. 375-381.
12. Sibirskaya Ye. V. Metodika mnogokriterial'noj i mnogofaktornoj otsenki effektivnosti infrastrukturnogo obespecheniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti / Ye. V. Sibirskaya, L. V. Oveshnikova // Nauchnye vedo-mosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Se-riya Istoriya. Politologiya. Ekonomika. Informatika. 2013. № 22(165). Vyp. 28/1. S. 55-61.
L. V. OVESHNIKOVA
* * *
DEVELOPMENT OF REGIONAL INFRASTRUCTURE ON THE BASIS OF PARAMETERS OF STRATEGIC PLANNING
OVESHNIKOVA LYUDMILA VLADIMIROVNA Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article the author offers procedure of use of parameters of strategic planning for development of infrastructure providing the region which bases on step-by-step modeling of increase of efficiency of infrastructure ensuring activity of economic entities of the region, and allows to make the optimum strategic development plan of regional economy. Step-by-step modeling in this research represents the procedure of actions based on the logical-mathematical description of structure, components and functions displaying main categories and parameters of strategic planning of development of regional infrastructure which presents in the form of the designed device having repeated use and considering various operating conditions of regional infrastructure. Application of model of a sustainable development of regional infrastructure demands performance of following main steps: monitoring of subject and object structure of infrastructure ensuring activity of economic entities of the region, definition of a target condition of infrastructure providing regional economy, research and ranging of methods of strategic planning, development of strategic interaction of elements of infrastructure providing regional economy, assessment of risks considered at strategic planning of ensuring development of regional economy, determination of sensitivity of a level of development of activity of economic entities of the region to risk factor, determination of the expected level of efficiency of infrastructure providing after implementation of planned actions, definition of a difference between the expected and current efficiency of infrastructure providing the region, development of programs for development of infrastructure ensuring activity of economic entities of the region assessment of efficiency of strategic planning of infrastructure ensuring activity of economic entities of the region. The applied parameters of strategic planning allow to model infrastructure providing the region according to changing environmental conditions so that the structure of opportunities of infrastructure of the region was optimum for receiving more good results of functioning of infrastructure. The certain functional actions allowing to carry out positive transformations in infrastructure of the region are necessary for this purpose .
Key words: regional infrastructure, modeling, strategic planning, development of regional economy, regional business.