УДК 332.1:330.322 ББК 65.9(2) А-98
Ашинова Марина Казбековна, профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 191, тел.: 8(8772)521155;
Исачкова Лидия Николаевна, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» Краснодарский кооперативный институт (филиал);
e-mail.: isachkova@rucoop.ru;
Хут Саният Юнусовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» Краснодарский кооперативный институт (филиал);
e-mail.: khutemma@yandex.ru;
Ешугова Фатима Руслановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» Краснодарский кооперативный институт (филиал);
e-mail.: eshugova@mail.ru
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
(рецензирована)
Рассмотрено использование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в настоящее время, в частности: соотношение количества реализуемых проектов ГЧП и объема финансовых обязательств частных инвесторов; распределение количества проектов ГЧП в разрезе сфер инфраструктуры и объема инвестиций; динамика роста количества проектов ГЧП; объем частных инвестиций в проектах ГЧП в разрезе уровней власти. Предложен алгоритм методического обоснования эффективности применения ГЧП в целях устойчивого развития региональной экономики.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, региональная экономика, инвестиции, конкурентоспособность, институциональные средства.
Ashinova Marina Kazbekovna, professor, Doctor of Economics, professor of the Department of Finance and Credit of FSBEI HE "Maikop State Technological University"; 385000, Maikop, 191 Pervomayskaya str., tel.: 8 (8772) 521155;
Isachkova Lidiya Nikolaevna, Candidate of Economics, professor of the Department of Economics and Finance of the Autonomous Non-profit Educational Organization of Higher Education of the Central Union of the Russian Federation "Russian University of Cooperation" Krasnodar Cooperative Institute (a branch); e-mail.: isachkova@rucoop.ru;
Khut Saniyat Yunusovna, Candidate of Economics, an associate professor of the Department of Economics and Finance of the Autonomous Non-profit Educational Organization of Higher Education of the Central Union of the Russian Federation "Russian University of Cooperation" Krasnodar Cooperative Institute (a branch); e-mail.: khutemma@yandex.ru;
Eshugova Fatima Ruslanovna, Candidate of Economics, an associate professor of the Department of Economics and Finance of the Autonomous Non-Profit Educational Organization of Higher Education of the Central Union of the Russian Federation "Russian University of Cooperation" Krasnodar Cooperative Institute (a branch); e-mail..: eshugova@mail.ru.
DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY ON THE BASIS OF APPLICATION OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP
(reviewed)
The current use of mechanisms of public-private partnership (PPP) is considered, in particular: the ratio of the number of PPP projects being implemented and the volume of financial obligations ofprivate investors; distribution of the number of PPP projects in terms of infrastructure and investment; dynamics of growth in the number of PPP projects; the amount of private investments in PPP projects in terms of state power levels.
The algorithm of methodical substantiation of the efficiency of PPP application for sustainable development of the regional economy is proposed.
Keywords: public-private partnership, regional economy, investments, competitiveness, institutional means.
Развитие инфраструктурной сферы регионов находится в прямой зависимости от объемов и интенсивности привлечения в нее инвестиций. При этом в силу значительной капиталоемкости, рискованности и длительности сроков окупаемости частный капитал, как правило, очень осторожно включается в реализацию инфраструктурных проектов.
С другой стороны, ограниченность бюджетных ресурсов подавляющего большинства регионов России, а также проблемы, связанные с качеством государственного управления на региональном и муниципальном уровнях при реализации сложных и инновационных проектов в инфраструктурной сфере, сдерживают возможности решения многих важных региональных социально -экономических вопросов. В результате происходит существенное снижение темпов развития инфраструктурной сферы регионов. Последнее, в свою очередь, объективно ведет к замедлению роста конкурентоспособности регионов и страны в целом, а также создает предпосылки для выталкивания ее на периферию мировой экономики. Следовательно, объективно существует проблема недостатка условий для привлечения инвестиционных средств в инфраструктуру региона, что сдерживает рост конкурентоспособности региональной экономики, а также демотивирует хозяйствующие субъекты повышать свою инновационную активность.
Одним из наиболее эффективных инструментов решения указанной проблемы является государственно-частное партнерство (ГЧП) как особая экономическая система, обеспечивающая развитие инфраструктурной сферы регионов [1].
Использование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в настоящее время получает распространение в Российской Федерации.
По состоянию на начало 2017 года в Российской Федерации прошли стадию принятия решения о реализации 2 446 инфраструктурных проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций на принципах ГЧП [2]. При этом более 480 проектов находятся в проработке органов власти и порядка 1000, по экспертным оценкам, структурируются частным партнером для запуска с использованием механизма «частной инициативы».
Среди проектов ГЧП, прошедших стадию принятия решения о реализации: федерального уровня - 17 проектов; регионального уровня - 238 проектов; муниципального уровня - 2191 проект.
В свою очередь, проектов ГЧП, прошедших стадию коммерческого закрытия (подписания соглашений / договоров) - 2183, в рамках которых совокупные инвестиционные обязательства (обязательства по финансированию создания / строительства / реконструкции) публичной и частной стороны составляют - 2,040 трлн рублей, из них обязательства частных партнеров - 1,336 трлн рублей (65,4 %). Распределение количества проектов и «законтрактованных» инвестиционных обязательств частных партнеров по административным уровням представлено на рис. 1.
ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (млрд руб.)
1200
1000 Г 193 V Н проекта ■ 1038.6 Федеральный уровень ,7 Региональный уровень
800 Муниципальный уровень
600
400
200 144,0 ЖЩ
0 1 02 млрд Г . ПРОЕКТЫ (шт.)
0 500 1000 1500 2000
Рисунок 1. Соотношение количества реализуемых проектов ГЧП и объема финансовых обязательств частных инвесторов [2]
Концессия по-прежнему остается основной формой реализации проектов ГЧП в России. 2200 инфраструктурных проектов уже реализуются и будут реализованы в форме концессионного соглашения. Соглашения о ГЧП / МЧП используются в большей степени для структурирования проектов в социальной сфере (здравоохранение, образование) и на текущий момент насчитывают 70 проектов, заключенных в рамках регионального законодательства. Важно отметить, что органами власти было заявлено о 150 проектах в форме соглашений о ГЧП / МЧП. Однако предметный анализ данных проектов показал, что большая часть не может быть квалифицирована как соглашение о ГЧП / МЧП и по признакам соответствует различным формам поддержки инвесторов со стороны государства. Также на региональном и муниципальном уровне реализуется ряд проектов
(всего 176), которые имеют схожие с ГЧП признаки, но при этом заключены в рамках иных организационно-правовых форм [3].
На рис. 2 представлено распределение количества проектов ГЧП в разрезе сфер инфраструктуры и объема инвестиций.
По данным рисунка видно, что, что наибольшее количество проектов приходится на социальную сферу (11%), что по объему распределения составляет 204 млрд. руб., в то время как на информационно-коммуникационную сферу приходится 46,9 млрд. руб. (1%).
Рисунок 2. Распределение количества проектов ГЧП в разрезе сфер инфраструктуры и объема инвестиций [2]
Темпы развития рынка проектов ГЧП в 2016 году по сравнению с 2015 годом в количественном выражении соответствуют прогнозам, сделанным в начале 2016 года экспертами Центра развития ГЧП (фактический CAGR = 124,5 % против прогнозного -130 %) (учитывались проекты, прошедшие стадию коммерческого закрытия) (см. рис. 3).
Рисунок 3. Динамика роста количества проектов ГЧП за период с 2013 по 2016 годы [2]
В 2016 году также наблюдалась положительная динамика роста рынка проектов ГЧП и в денежном выражении. Удалось преодолеть негативный тренд 2015 года по
отрицательной динамике привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты [4]. С осторожностью можно сказать о преодолении негативных факторов посткризисного периода, оказывавших влияние на рынок проектов ГЧП в 2015 году. В 2016 году в рамках проектов ГЧП было «законтрактовано» инвестиционных обязательств частных партнеров на сумму почти в полтора раза больше, чем в 2015 году и практически в два раза больше, чем в 2014 (рис. 4).
Рисунок 4. Объем частных инвестиций в проектах ГЧП за 2015-2016 гг. в разрезе уровней власти накопительным итогом [2]
Концепция управления конкурентоспособностью региональной экономики на основе применения ГЧП достигается через следующие средства [5]:
- институциональные средства, представляющие собой региональные институты ГЧП, которые обеспечивают формирование соответствующего правового поля, регулирующего вопросы применения ГЧП, и функционирование на уровне региона центров компетенций по развитию ГЧП;
- инвестиционные средства - совокупность средств, способствующих привлечению в региональный проект ГЧП инвестиционных ресурсов;
- превентивные средства - совокупность средств, обеспечивающих наличие приемлемого уровня рисков в региональном проекте ГЧП на основе их распределения между регионом и частным партнером, а также использования совокупности инструментов по минимизации отдельных видов проектных рисков.
ГЧП рассматривается как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах федеральной, региональной и муниципальной собственности. Алгоритм методического обоснования эффективности применения ГЧП в целях устойчивого развития региональной экономики представлен на рис. 1.
Рисунок 5. Алгоритм методического обоснования эффективности применения ГЧП
в целях устойчивого развития региональной экономики В основе данного алгоритма лежит проведение оценки уровня зависимости между
объемами инвестиций в инфраструктуру и конкурентоспособностью региона, а также
осуществление сравнительного анализа эффективности инвестиций в инфраструктуру в
форме ГЧП с инвестициями в традиционных формах (на основе государственных
закупок).
Таким образом, в соответствии с разработанной концепцией методического обоснования эффективности применения ГЧП, мы определяем ГЧП как особую региональную социально-экономическую систему, основу которой составляет взаимодействие двух сторон (органов региональной власти и частного бизнеса), направленное на развитие и повышение конкурентоспособности региональной экономики и использующее в своей основе проектный подход к развитию инфраструктурной сферы региона, обеспечивающий положительный синергетический эффект от взаимодействия вовлеченных сторон.
Литература:
1. Ашинова М.К., Чиназирова С.К., Повышение конкурентоспособности продукции предприятий региона // Новые технологии. 2015. Вып. 2. С. 27-33.
2. Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов / Центр развития ГЧП. Москва: Центр развития ГЧП, 2016. 32 с.
3. Ашинова М.К., Чиназирова С.К., Хут С.Ю. Совершенствование ассортиментной политики предприятий региона // Новые технологии. 2015. Вып. 2. С. 29-35.
4. Мокрушин А.А. Способ структурной организации взаимодействия вертикально интегрированных корпораций с региональными экономическими системами ЮФО // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2011. №5. С. 146-153.
5. Мокрушин А.А. Стратегические приоритеты развития региональных экономических систем // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2010. №3. С. 60-65.
Literature:
1. Ashinova M.K., Chinazirova S.K. Competitiveness increase of the products of the enterprises of the region //New technologies. 2015. Vol. 2. P. 27-33.
2. Public-private partnership in Russia in 2016-2017: current status and trends, rating of the regions/PPP Development Center. Moscow: PPP Development Center, 2016. 32p.
3. Ashinova M.K., Chinazirova S.K., Khut S.Yu. Perfection of assortment policy of the enterprises of the region //New technologies. 2015. Vol. 2. P. 29-35.
4. Mokrushin A.A. A way of structuring the interaction of vertically integrated corporations with regional economic systems of the Southern Federal District // Proceedings of Kabardino-Balkaria Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2011. № 5. P. 146153.
5. Mokrushin A.A. Strategic priorities for the development of regional economic systems // Bulletin of the Adygh State University. Series 5: Economics. 2010. № 3. P. 60-65.