Научная статья на тему 'Развитие регионального малого и среднего предпринимательства в условиях замены импорта'

Развитие регионального малого и среднего предпринимательства в условиях замены импорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС / REGIONAL ECONOMY / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP / GOVERNMENT AND BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тумхаджиев И. А.

В статье приводятся доводы в пользу формирования в рамках региона стимулирующих условий для развития программных мероприятий по замене импорта; представлены внутренние проблемы развития экономики исследуемого региона, охарактеризованы основные необходимые виды деятельности малого и среднего предпринимательства; выделены направления развития регионального малого и среднего бизнеса и основы развития реальных возможностей бизнеса, индивидуального экономического предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тумхаджиев И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article argues for the formation within the region enabling environment for the development of program activities for import substitution; presents internal problems of economic development of the under study region, describes the main activities necessary for small and medium-sized enterprises; highlighted areas for regional small and medium-sized businesses and basis for the development of real business opportunities, individual economic entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Развитие регионального малого и среднего предпринимательства в условиях замены импорта»

И. А. Тумхаджиев

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЗАМЕНЫ ИМПОРТА

Аннотация

В статье приводятся доводы в пользу формирования в рамках региона стимулирующих условий для развития программных мероприятий по замене импорта; представлены внутренние проблемы развития экономики исследуемого региона, охарактеризованы основные необходимые виды деятельности малого и среднего предпринимательства; выделены направления развития регионального малого и среднего бизнеса и основы развития реальных возможностей бизнеса, индивидуального экономического предпринимательства.

Ключевые слова

Региональная экономика, малое и среднее предпринимательство; государство и бизнес.

I. А. Tumhadzhiev

DEVELOPMENT OF REGIONAL SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN CONDITIONS OF IMPORT SUBSTITUTION

Аnnotaion

Article argues for the formation within the region enabling environment for the development of program activities for import substitution; presents internal problems of economic development of the under study region, describes the main activities necessary for small and medium-sized enterprises; highlighted areas for regional small and medium-sized businesses and basis for the development of real business opportunities, individual economic entrepre-neurship.

Keywords

Regional economy, small and medium entrepreneurship; government and business.

Воспринимая и анализируя инструментарий и рамки экономической результативности регулирования хозяйственного комплекса Чеченской Республики, надо отметить, что в минувшем 2015 г. малое предпринимательство получило значительное развитие в данном регионе, на реализацию программ данного профиля было потрачено более 380,019 млн руб. в рамках госпрограммы развития малого и среднего бизнеса, что повлекло формирование почти тысячи рабочих мест (показатель учитывает смежные и обеспечивающие производства).

Всего в ЧР зарегистрировано 31 324 предпринимателя, в их числе 6443 юридических лица и 24 881 индивидуальный предприниматель. Средства были направлены на строительство бизнес-инкубатора в с. Серноводское Сунженского района, который введут в эксплуатацию в первом полугодии текущего года; на представление грантов около 100 субъектам МСП; субсидирование юридических лиц, осуществляющих микрофинансовую деятельность; создание и развитие центров поддержки предпринимательства и обеспечение функционирования инфраструктуры

поддержки субъектов МСП (бизнесцентров (инкубаторов)) [6].

Формирование в рамках региона стимулирующих условий для развития программных мероприятий по замене импорта является приоритетной задачей региональной политики экономического роста, поэтому поддержка малого и среднего предпринимательства наиболее актуальны в сложившихся кризисных условиях. Эти мероприятия имеют целью привлечение инвестиций для дальнейшего фундаментального развития, корректировки уровня напряженности на рынке труда, инвестиционной привлекательности и существенной поддержке предпринимательства, основываясь на запросы местных предпринимателей.

Время покажет, насколько верные шаги были сделаны в 2015 г. для того, чтобы в 2016 г. российский малый и средний бизнес нашел дополнительные резервы и возможности для своего развития, занял новые отраслевые ниши, вырос количественно и качественно. Тем не менее в 2016 г. ожидается дальнейшая перезагрузка малого бизнеса. Те меры, которые были заявлены президентом на Госсовете по вопросам развития малого бизнеса и обозначены в Послании Федеральному Собранию РФ, должны быть продолжены в 2016 г. Это и доступ к госзакупкам, и снижение контрольного прессинга, и декриминализация предпринимательской деятельности, и доступ к финансам и т. д. Наиболее масштабной программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета на 2015 г., является федеральная целевая программа «Юг России (2014-2020 гг.)», общий объем финансирования которой составляет 8125,69 млн руб. В перечень мероприятий данной программы на 2015 г. включено 36 объектов: 3 объекта здравоохранения, 31 объект образования, из которых 27 школ на 14500 мест вводом в эксплуатацию в 2015 г., 1 объект жилищно-коммунального хозяйства и мероприятие по переселению граждан

республики из опасных для проживания оползневых зон [1].

Рынок заинтересован в результатах анализа, так как кризисные годы, принеся сложности, стали временем стимула, периодикой, обеспечившей решающими событиями малый и средний бизнес, так как определенного рода экономические потрясения — это прежде всего возможности реализовать свои замыслы в рамках программ системного, комплексного импортозамещения и стимулирования развития экспорта.

Ожесточенные переговоры науки и бизнеса основаны на важных решениях, которые не выглядят в современных реалиях удивительно, так как малое предпринимательство России даже во время кризиса обеспечивалось льготами и дотациями. Неоднократно упомянутые ранее экономические стимулы сдерживали последствия кризисного воздействия, определяя ключевое воздействие важных событий финансово-правового характера для малого и среднего бизнеса. Если смотреть на эти вопросы со стороны экономической эффективности для многих кредитных организаций и спонсоров, то следует учесть государственную поддержку в виде финансовых льгот, налоговых мораториев минимальных ставок, на увеличение налоговых ставок, а также лимитирования страховых ставок применительно до 2018 г. Субъекты малого и среднего предпринимательства также пользуются упрощенной системой проверок.

Предвидеть развитие дальнейшей ситуации в республике и стране в целом не просто, но точка зрения отраслевых экспертов подтверждает необходимость развития малого и среднего бизнеса, программ развития концептуальной замены импортируемой ранее продукции, так как существует комплекс товарных групп, временно не полностью замещенных внутренним рынком. Экономическая перезагрузка данной части бизнеса нуждается в дальнейшем иннова-

ционном развитии, и говорить и анализировать, каким будет будущее достаточно трудно, так как существует много непраздных угроз. У Республики достаточно ресурсов для комплексного развития и активизации межотраслевых и межрегиональных скрытых возможностей в рамках конверсионной стратегии.

Даже признавая коллапс кризисного воздействия, следует отметить, что в области регионального управления специалисты предвидят процесс дальнейшего развития как систему мер по оптимизации. Относительно внутренних проблем развития экономики исследуемого региона, восстановления и придания стимулов роста экономике лишний раз подтверждает обоснованность развития малого бизнеса и предпринима-тельств, что осуществляется на данный момент благодаря Министерству экономического развития Российской Федерации.

Необходимо и оправдано решение по инициации развития малого и среднего предпринимательства, и в данном контексте целевой методический комплекс развития российских регионов благодаря сосредоточению интересов является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов местного самоуправления, динамичной формой экономического роста, ссылаясь на результаты текущего мониторинга.

Развитие малого предпринимательства способствует развитию здоровой правовой конкуренции, причем умеренное насыщение ранка отечественными продуктами постепенно приводит к тому, что цены в регионах стабилизируются.

Все это приведет к формированию структуры насыщения рынка необходимыми товарами и услугами, развитию экономики России в измененном формате, с целью автономного обеспечения, с возможностями роста экспортного потенциала. Следует констатировать, что экономика России в целом и каждого из

ее регионов изменяется, определенно существуют положительные тенденции развития. К сожалению, существенные причины привели к тому, что цены на нефть упали практически в два раза, но при этом государство в полной мере выполняет свои обязательства, оказывая поддержку регионам. Поэтому даже серьезная санкционная война не всегда говорит о неминуемом поражении экономики, а может (что прослеживается в динамике векторов развития экономики нашей страны) послужить существенным стимулом, толчком к инновационному развитию, минуя сырьевую направленность, что правомерно можно утверждать применительно к Чеченской Республике.

Низкий уровень безработицы в целом по России, при этом современные мировые принципы работы с малыми формами бизнеса предполагают введение каникул для малого бизнеса, но исходя из реальных возможностей следует не забывать, что финансовые сложности бюджета с падением цены на нефть существенно утяжеляют решение вопросов социально-экономического развития.

Особая роль принадлежит поддержанию стабильной социально-экономической и политической ситуации в регионе, и поэтому в научно-прикладном формате был сформирован теоретико-прикладной инструментарий, способный в текущем и стратегическом временном отрезке решать круг проблем доминантного характера.

Отраслевая структура видов деятельности малого и среднего предпринимательства представлена следующими основными необходимыми видами деятельности:

- обеспечением рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами;

- формированием и развитием предпринимательской деятельности, высокотехнологичных и энергоэффективных производств, ориентированных

на выпуск товаров и оказание услуг в рамках программ импортозамещения;

- стимулированием предпринимательской активности к реализации проектов в сфере туризма и отдыха, агропромышленного производства, животноводства, сельского хозяйства, развития банковского сектора и оказания информационной поддержки, платных услуг населению;

- повышением квалификации менеджмента региональной предпринимательской системы;

- инфраструктурными изменениями в регионе.

Анализ показателей мониторинга развития малого и среднего предпринимательства, функционирования социально-экономической системы региона необходимо сконцентрировать на прогнозируемых зонах экономического роста, приоритетных направлениях развития, но прежде охарактеризовать причины, существенно сдерживающие инновационное формирование фундамента малого предпринимательства в Республике.

Во-первых, ситуацию с инвестиционной привлекательностью можно представить с разных сторон, что, например, подчеркивает опыт крупного инвестиционного проекта в минувшем 2015 г. в развитие экономики региона из ОАЭ, но при этом сконцентрированы интересы иностранных и отечественных инвесторов на крупных проектах, и отмечается недоступность кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса, в связи с низкой самообеспеченностью определенных отраслевых хозяйств региона и иных трудностей, которые не возможно решить вне государственной поддержки.

Во-вторых, существенно усложнен процесс приобретения оборудования и машин вне необходимости независимости от импорта, что касается непосредственно механизмов, технико-технологического обеспечения, сырья и материалов для создания и развития

бизнеса. Этот дисбаланс может также учитывать низкий уровень доходов населения, который констатируется в сельской местности. Развитие малого и среднего предпринимательства является существенным стимулом для создания дополнительных рабочих мест, занятости молодежи.

В-третьих, необходимость открывать новые горизонты и искать инновационные стратегии и направления в малом бизнесе, с учетом технико-технологического совершенствования производственных фондов, адаптации под растущие запросы инфраструктуры и рыночной среды, обеспечат наибольший эффект от реализации. Естественно в данном отношении на систему образования и молодежь, как результат успешного функционирования этой системы, возлагаются дополнительные надежды, как содействие самореализации и экономической безопасности, рыночной независимости и развитию экспортного рыночного потенциала.

В-четвертых, сама система выявления интеллектуальных творческих, быстрых в окупаемости и финансово привлекательных проектов сталкивается с множеством критериальных разночтений, так как даже нормативно-правовая база несколько не успевает за развитием рынка малого предпринимательства в Чеченской Республике и других регионах России на федеральном уровне. Для того чтобы рыночные потребности малого предпринимательства и молодежи были непременно учтены, следует представить и проанализировать все параллели, которые могут сблизить власть и представителей бизнеса. Формирование кластерной политики в регионе дает свои существенные плоды, интеграция временно разрозненных сторон предполагает синергетический эффект, и теперь главное увидеть своевременно назревающие проблемы и решить их, привлекая координационные и экспертные советы, обратив максимум внима-

ния на региональный и местный уровень управления.

Развитие регионального малого и среднего бизнеса, с нашей точки зрения, предполагает реализацию следующих направлений.

1. Корректировка нормативно-правовой базы, форм и механизмов системного взаимодействия органов власти и представителей предпринимательства, инфраструктурное обеспечение процессов двусторонних отношений. В данном направлении продвигаться заставляет необходимость комплексной перестройки хозяйственного сектора региона, обусловленная анализом действующей нормативно-правовой базы, как фундамента теоретико-прикладных активностей, четко регламентированных категорий, которые представлены формально неконкретно и могут трактоваться двояко, что влечет массу сложностей и открывает возможности для недобросовестного предпринимательства.

2. Аналитическое исследование периодики развития малого предпринимательства в регионе, учитывающее перспективы реализации программ замены импортируемой ранее продукции, позволит определить наиболее результативные механизмы самообеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства, прогнозируя эффективные к разработке. Инициативные проекты, которые будут в большей мере соответствовать реальным условным ограничениям и способствовать дополнительному образованию рабочих мест и объектов инфраструктуры.

3. Трансформация организационно-управленческих циклов регионального менеджмента путем финансово-имущественной интеграции и укрепления материально-технической базы современного малого бизнеса региона.

4. Создание научно-прикладной основы для развития систем распределения и товародвижения, формирование условий для интеллектулизации челове-

ческого потенциала в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческого менеджмента.

Таким образом, развитие малого и среднего предпринимательства — это основа развития реальных возможностей бизнеса, индивидуального экономического предпринимательства, где зачастую лишь совместными усилиями получается достигнуть желаемого результата. Программы развития согласовываются с органами государственной власти в отношении поставленных целей формирования базовых условий для устойчивого развития регионального бизнеса.

Библиографический список

1. Бизнесмены ждут перезагрузки уже в январе [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.business.vdv-s.ru> Новости>?news=271959.

2. Информационный менеджмент : учебник / Н. М. Абдикеев [и др.] ; под науч. ред. Н. М. Абдикеева. — М. : ИНФРА-М, 2014 : Знаниум, 2010, 2014.

3. Кривошапка, И. Как превратить проблемы в новые возможности? Обзор выступлений на панельной сессии в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи — 2014» // Эффективное антикризисное управление. — 2014. — № 5 (86). — С. 16.

4. Олифер, В. Г. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы : учебник. — СПб. : Питер, 2014.

5. Садовничий, В. А. Выступление на заседании Совета по науке и образованию. Стенографический отчет о заседании Совета при Президенте по науке и образованию (Санкт-Петербург, 8 декабря 2014 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://state.kremlin.ru/ council/6/news/47196.

6. Сайт Главы и Правительства Чеченской Республики [Электронный ресурс]. — Режим доступа : chechnya. gov.ru>pda.php?r=126&id=17540.

Bibliographie list

1. Businessmen waiting for restart in January [Electronic resource], — Mode of access : www.business.vdv-s.ru>News> news=271959.

2. Information management : textbook / N. M. Abdikeyev [etc.] : scientific ed. by N. M. Abdikeyev. — M. : INFRA-M, 2014 : Znanium, 2010, 2014.

3. Krivoshapka, I. How to turn problems into opportunities? Review of performances at the panel session at International investment forum «Sochi — 2014» // Effective crisis management. — 2014. — № 5 (86). — P. 16.

4. Olifer, V. G. Computer networks. Principles, technologies, protocols : textbook. — SPb. : Peter, 2014.

5. Sadovnichiy, V. A. Speech at the meeting of Council for science and education. Opening remarks at meeting of Council under President for science and education (Saint-Petersburg, December, 8, 2014) [Electronic resource], — Mode of access : http://state.kremlin.ru/council/6/news/47196.

6. Site of Head of Government of Chechen Republic [Electronic resource], — Mode of access : www.chechnya.gov.ru> pda.phpr=126&id=17540.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.