Научная статья на тему 'Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказа по картине'

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказа по картине Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1564
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ / РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ / КРИТЕРИИ ОТБОРА КАРТИН / CRITERIA OF SPEECH DEVELOPMENT / THE TECHNIQUE OF DIAGNOSIS / TELLING THE PICTURE / THE CRITERIA FOR SELECTING PAINTINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравцова Юлия Александровна

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Автор статьи считает, что уровень развития речи существенно влияет на успешность обучения. В настоящее время большое число детей дошкольного возраста имеют нарушения в развитии речи при поступлении в школу. В связи с этим существует настоятельная необходимость в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста. В статье анализируются диагностические данные развития речи детей старшего дошкольного возраста, выявлены и описаны критерии речевого развития, а также представлен комплект дидактического материала для составления рассказа по картине детьми старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказа по картине»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ Кравцова Ю.А. Email: [email protected]

Кравцова Юлия Александровна — студент, институт общественных наук, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Автор статьи считает, что уровень развития речи существенно влияет на успешность обучения. В настоящее время большое число детей дошкольного возраста имеют нарушения в развитии речи при поступлении в школу. В связи с этим существует настоятельная необходимость в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста. В статье анализируются диагностические данные развития речи детей старшего дошкольного возраста, выявлены и описаны критерии речевого развития, а также представлен комплект дидактического материала для составления рассказа по картине детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: критерии речевого развития, методика диагностики, рассказывание по картине, критерии отбора картин.

DEVELOPMENT OF THE SPEECH OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF COMPOSING A TALE IN A PICTURE Kravtsova Yu.A.

Kravtsova Yulia Alexandrovna — Student, INSTITUTE OF SOCIAL SCIENCES, URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, EKATERINBURG

Abstract: speech development of children is one of the main components of their readiness for schooling. The author of the article believes that the level of development of speech significantly affects the success of training. Currently, a large number of pre-school children have disabilities in the development of speech when entering school. In this regard, there is an urgent need for the development and correction of speech of children ofpreschool age. The article analyzes the diagnostic data of the development of speech of children of the senior preschool age, reveals and describes the criteria for speech development, as well as a set of didactic material to compose a story about the picture by children of senior preschool age.

Keywords: the criteria of speech development, the technique of diagnosis, telling the picture, the criteria for selecting paintings.

УДК 372.46

Проблема овладения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что полноценное развитие ребенка невозможно без своевременного формирования речи. Речь и речевое общение направлены на развитие коммуникативной компетенции, которая рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в его интеллектуальном и социальном развитии.

Необходимость развития речевых навыков закреплена также в Федеральном государственном образовательном стандарте. Согласно данному нормативному документу речевое развитие должно включать: обогащение активного словаря; развитие связной речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи [10, с. 56].

В данной статье представлены результаты диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста, полученные на базе ЧДОУ № 68 г. Екатеринбурга, а также методическая разработка по теме исследования. На основе теоретических положений о направлениях речевого развития были выделены следующие направления диагностики: словарный запас, грамматический строй речи, интонационная культура речи.

По направлению «словарный запас» были выделены следующие критерии: правильность выбора слова для называния предмета, правильность объяснения значения слова, правильность

подбора прилагательных к определяемому слову и их количество, правильность составления антонимичной пары и синонимического ряда.

Диагностика грамматического строя речи детей проводилась по критерию разнообразия и правильности составления предложений.

Оценка интонационной культуры речи детей осуществлялась по следующим критериям: правильность использования интонации обозначающей эмоциональное состояние человека, правильность постановки логического ударения в предложении, правильное употребление вопросительной интонации и интонации конца предложения.

Проанализировать особенности речи детей по данным критериям дает возможность «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О.А. Безруковой и О.Н. Каленковой [3, с. 52].

Целью данной методики является определение уровня речевого развития детей дошкольного возраста. В предлагаемом материале методики выделяются следующие направления диагностики: выявление уровня словарного запаса, грамматического строя и звуковой культуры речи ребенка.

На каждое направление предполагается несколько заданий, к каждому из которых дается инструкция, где детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности и способ достижения этого результата, то есть дается образец. Результаты выполнения заданий предлагается оценивать по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание.

Количественные результаты диагностики уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Результаты диагностики уровня развития речи детейстаршего дошкольного возраста группы

1

Критерии развития речи

Уровень

Ф.И.О Словарный Грамматический Интонационная развития

запас строй культура речи

Илья А. 59% 61% 67% Средний

Ангелина В. 50% 49% 37% Низкий

Вова В. 25% 32% 39% Низкий

Максим Г. 92% 79% 68% Высокий

Олег Д. 69% 54% 38% Средний

Кирилл Д. 92% 55% 81% Высокий

Артем Е. 86% 69% 57% Средний

Владимир Ж. 52% 58% 65% Средний

Дима З. 46% 42% 51% Низкий

София Л. 50% 54% 87% Средний

Алексей М. 75% 70% 97% Высокий

Вова П. 91% 58% 66% Средний

Илья Р. 55% 74% 85% Высокий

Вика С. 74% 45% 41% Низкий

Катя Т 69% 61% 76% Средний

Маша Щ. 49% 45% 65% Низкий

Диагностика уровня развития речи детей показала, что дети имеют затруднения в определении названия предмета по картинке определенных тематических групп, подбору определений к предмету, что свидетельствует о недостаточном словарном запасе ребенка. Дети сталкивались с проблемами при построении сложноподчиненных предложений с определительными, изъяснительными придаточными, а также придаточными времени, места, причины. Поэтому они составляли преимущественно простые распространенные предложения с использованием союза «и» или сложносочиненные предложения, избегая сложноподчиненных конструкций. Зачастую дошкольники неверно воспроизводили интонацию в предложении, путая повествовательную, вопросительную и утвердительную интонации. Неправильно воспроизводили показанные им логические ударения в предложениях.

В связи с этим, работу над развитием речи детей следует организовать по трем направлениям: обогащение и уточнение словаря, совершенствование грамматического строя речи и работа над интонационной культурой речи.

Работа над обогащением словаря может быть организована в разных видах деятельности: рассматривание картин, чтение художественных произведений, игровая деятельность.

Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно. Картина несет ребенку вместе с представлением о предмете и слово, позволяющее это представление вербализовать. Рассматривание картины сопровождается речевым образцом, пояснениями и рассказом воспитателя, чтением стихов, загадыванием и отгадыванием загадок, объяснением и толкованием новых слов, сопоставлением их с уже известными, постановкой вопросов, многократным проговариванием слов детьми в разном контексте [11, с. 256].

При отборе дидактического материала картин для рассматривания и составления рассказа дошкольниками мы учитывали содержание образовательной программы детского сада в старшей группе и результаты констатирующей диагностики. В программе заложено, что дети в старшей группе должны:

-употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений, обозначающие личностные характеристики человека;

-употреблять названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения;

- подбирать к существительному несколько прилагательных;

-употреблять слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления детей;

- заменять слово другим словом с исходным значением;

- употреблять слова, обозначающие оттенки цвета (розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый и т. д.), тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта;

- владеть лексикой следующий тематических групп: город, транспорт, искусство, здравоохранение, образование, охрана природы;

-употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью;

-самостоятельно пользоваться средствами интонационной выразительности: изменять темп, ритм речи, силу и тембр голоса в зависимости от содержания;

-самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картинке, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения [1, с. 418].

Диагностика выявила, что детям мало знакома лексика связанная с животным и растительным миром, сельским бытом, эмоциями и характеристиками человека. При проведении диагностики уровня речевого богатства дошкольников было выявлено, что дети затрудняются назвать некоторые демонстрируемые им объекты. Например, дети не могли назвать следующие изображенные на картинках предметы: скворечник, улей, гиря, клещи, колокольчики, ландыш, индюк, чайка, панама, шуруп и так далее.

Следуя из этого, мы подобрали комплект дидактического материала для рассматривания с детьми, включающий понятия, которые не активизируются у большинства детей, а также при подборе дидактического материала учитывалось содержание образовательной программы.

Подобранные репродукции картин известных художников и сюжетные картинки, мы классифицировали по тематическому содержанию:

1. профессии и городской быт (М. Божий. «Таня, не моргай!», И. Репин. «Пахарь»,

A. Пластов «Ужин трактористов», В. Васнецова «Три богатыря», серия сюжетных картинок («Поход на почту», «Кому какая профессия»)).

2. сельская жизнь и труд (Н.П. Ерышев «Хлебное поле», Пимоненко Н. «Сенокос», Маковский А.В. «На пасеке», «Девочка с гусями», Степанов А. «Утренний привет», Васнецов

B.М. «Иван-царевич на сером волке»).

3. животный и растительный мир (И.И. Левитан «Свежий ветер.», Хруцкий И. «Цветы и плоды», И. И. Шишкин «Бурелом», Писемский А.А. «Маки», Беггров А.К. «Галера. Тверь», Эдгар Хант «Птичий двор», Зинаида Серебрякова «Скотный двор», Эдгар Хант «Пони, осед и утки на дворе фермы», М. Павлов «Удачная охота», серии сюжетных картинок (Скворечник, Медведь и пчелы, Ежик с яблоками)).

В соответствии с предъявляемыми требованиями к отбору картин, картина должна являться новым источником знаний для ребенка, следовательно ее содержание должно быть детям не

знакомо. Картина должна быть высокохудожественной, доступной для восприятия ребенка. Перечень персонажей должен быть достаточно большим, а композиция - многоплановой [2, с. 272].

При описании детьми картин, мы использовали различные виды рассказов, такие как: описание предметных картин и сюжетных картин, рассказ по последовательной сюжетной серии картин и повествовательный рассказ по сюжетной картине, а также описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

К рассказам детей также предъявлялись требования точной передачи содержания, целесообразности использования языковых средств, образности, связности текста, использования различных видов предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные), выразительности, умения интонировать

В старшей группе дети учатся подражать речевому образцу педагога. Описание педагога должно раскрывать в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, мы предварительно организовали первичное рассматривание картины, по которой дети будут составлять рассказ.

Занятие по рассказыванию начиналось с повторного просмотра картины. Проводилась краткая беседа, в которой уточняются основные моменты сюжета. Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступали к рассказам, детям задавались вопросы, которые помогут в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить сущность картины. В конце беседы детям объяснялось речевое задание (например, рассказать о мальчике так, чтобы все представили как у него уплыл кораблик).

Рассматривание картин для рассказывания осуществлялось по следующему плану:

- рассматривание картины, сопровождающееся беседой;

(здесь ведется работа по развитию умения выделять в картине самое существенное, а также обучение видеть ее детали, описывать фон, пейзаж);

- в ходе беседы побуждать детей выражать свое личное отношение к изображенному, передавать его соответствующей интонацией;

- переход к составлению рассказов детьми определяется указаниями воспитателя: «Теперь, когда вы рассмотрели картину, постарайтесь рассказать о весенней прогулке Тани: как она собиралась на прогулку и чем была интересна эта прогулка и т.д.»

- после ответов детей воспитатель предлагает послушать его рассказ[7, с. 15].

В работе над каждой картиной привлекался дополнительный материал: стихотворения, загадки, пословицы, небылицы, детские песенки, поговорки. Например, в работу над живописным произведением В. Васнецова «Три богатыря» были включены: загадки (Ладно скроен, крепко сшит, землю русскую стоит. Знают взрослые и дети, нет его сильней на свете, одного напомню я - это Муромец Илья.); пословицы и поговорки (Не родом богатырь славен, а подвигом. Выезжали на войну три богатыря. И от топота копыт сотряслась земля. Не боится пусть врагов русская земля. На посту своём всегда - три богатыря.); работу над незнакомыми словами (богатырь, ратный, былина, упряжка, броня, меч-кладенец, гусли, булатная палица, пуд, тетива и т.д.).

Репродукция картины И. И. Шишкина «Бурелом» активизирует в речи детей такие слова как бурелом, буря, ветровал, мох, болото, пень, поваленные, выкорчеванный. К данной картине были подобраны загадки (Страшно. Громко. Уууу... Я дома не уйду. Не пройти нам, глазки жмуря. То бушует, воет....), пословицы (Плох тот ветер, который добра не приносит), отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина (Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе, не боишься никого, кроме бога одного).

Таким образом, дети получали знания не только об изобразительном искусстве, но и о народном творчестве и художественной литературе, черпая отовсюду новые понятия, высказывания и их значения в ту или иную эпоху. При составлении итоговых рассказов по картинам дети осваивали составление различных видов предложений (сложносочиненное, сложноподчиненное, простое, с распространением и без), а также старались как можно точнее выражать свое эмоциональное отношение к картине через высказывания, различные по своей интонационной окраске.

Развитие речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Однако следует отметить, что только работы педагога в детском

саду недостаточно, чтобы избежать типичных ошибок в речи детей. Она обязательно должна

быть дополнена занятиями родителей ребенком.

Список литературы / References

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 272 с.

3. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. М.: Каисса, 2008. 52 с.

4. ВасильеваА.Н. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 2010. 45 с.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. 5-36 с.

6. Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка. М.: Педагогика, 2000. 10 с.

7. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2008. 56 с.

8. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 130 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс], 2014. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html/ (дата обращения: 11.08.2018).

10. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М.: ПЕР СЭ, 2004. 256 с.

11. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж: Изд. НПО «Модекс», 2002. 224 с.

НРАВСТВЕННЫЙ КЛИМАТ ПЛАНЕТЫ. ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОСОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МЯСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СВЕТЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Арсеньев К.С. Email: [email protected]

Арсеньев Кирилл Сергеевич — соискатель, Институт педагогики, психологии и социологии Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы негативного влияния мясной промышленности на экологию и социальные отношения на планете. Производство мяса в глобальных масштабах влечёт за собой не только изменения в природном климате, но, что более опасно, резко ухудшает нравственный климат, то есть отношения между людьми. Актуализируется необходимость воспитания экологического мышления у будущих поколений, которое предполагает пересмотр и переоценку привычных понятий с позиции их влияния на позитивную обстановку в мире.

Ключевые слова: критическое мышление, экология мышления, нравственный климат, глобальные проблемы человечества.

MORAL CLIMATE OF THE PLANET. THE GLOBAL ECO-SOCIAL IMPLICATIONS OF THE MEAT INDUSTRY IN THE LIGHT OF CRITICAL THINKING Arseniev K.S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Arseniev Kirill Sergeevich — Applicant, INSTITUTE OF PEDAGOGY, PSYCHOLOGY AND SOCIOLOGY FEDERAL STATE AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY, KRASNOYARSK

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.