Научная статья на тему 'Развитие речевой культуры бакалавров в системе высшего профессионального образования'

Развитие речевой культуры бакалавров в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / RUSSIAN LANGUAGE TEACHING METHODOLOGY / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / SPEECH CULTURE / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / BACCALAUREATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деревенская И. Е.

В статье рассматриваются проблемы развития речевой культуры бакалавров в системе профессионального образования, учитывающая требования ФГОС ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the development of speech culture bachelors in vocational education, taking into account the requirements of the GEF VPO.

Текст научной работы на тему «Развитие речевой культуры бакалавров в системе высшего профессионального образования»

УДК 159.9

И. Е. Деревенская

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: русский язык, методика преподавания, речевая культура, подготовка бакалавров.

В статье рассматриваются проблемы развития речевой культуры бакалавров в системе профессионального образования, учитывающая требования ФГОС ВПО.

Keywords: Russian language teaching methodology, speech culture, Baccalaureate.

This article discusses the development of speech culture bachelors in vocational education, taking into account the requirements of the GEF VPO.

В образовательной среде вуза ведутся поиски наиболее эффективных приемов обучения, соответствующих современным стандартам методической науки. Внедрение новых образовательных стандартов (ФГОС ВПО) направлено на формирование компетентного и конкурентоспособного специалиста в любой отрасли производства. Обще-образовательные предметы, в т.ч. и учебный предмет «Русский язык и культура речи» призваны расширить кругозор, также имеют определенную мотивацию для будущих специалистов.

Методика обучения языкам, является самостоятельной педагогической наукой, в то же время тесно связана с рядом других наук и использует накопленные в них факты. Как нам известно, методика тесно связана с педагогикой, является одним из ее разделов - частной дидактикой. Если дидактика - это теория обучения любому предмету, то частные дидактики используют положения педагогики применительно к обучению конкретному предмету, в нашем случае - русскому языку.

Из педагогических дисциплин методика заимствовала многие понятия и положения, такие как: представление о принципах, процессе обучения и его закономерностях, методах и организационных формах обучения и др. Главные категории педагогики - обучение, образование, воспитание, учение, развитие, усвоение - стали определяющими и для методики, хотя многие педагогические понятия в методике обучения языку получили новое содержание. По этой причине в методике наряду с обще-дидактическими положениями используются и свои, специфичные для этой дисциплины. Например, наряду с общедидактическими принципами обучения (наглядность, сознательность, доступность, посильность) в методике получили обоснование и разработку специальные методические принципы (коммуникативность, устная основа обучения, опора на родной язык, взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности и др.).

Как показывает опыт работы, в стенах высшей профессиональной школы имеются внешняя и внутренняя мотивации при изучении языка. Мотив, как известно, это побуждение к

деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека. Если, первая определяет причины, побудившие к изучению языка, то вторая связана с организацией самого учебного процесса по овладению языком (выбор способов обучения, учебных пособий, времени занятий и др.). Возможность применения языка в практической деятельности, связанная с коммуникативными потребностями личности, является важным мотивом его изучения. Работа со студентами раз подтверждает о силе мотивации в учебном процессе. В то же время в качестве дополнительных факторов, влияющих на мотивацию в изучении языка, могут быть названы следующие аспекты:

- привлекательность материала, используемого в процессе обучения;

- характер методических приемов, используемых преподавателем в процесс занятий;

- психологическая обстановка в группе и умение преподавателя найти подход к каждому студенту, заинтересовать его в работе; субъективные особенности и состояние самого учащегося;

- личные свойства преподавателя (его профессионализм, педагогическое мастерство, внешность, такт и т.д.).

На данном этапе преподавателю важно знать мотивы учебной деятельности студентов и по возможности их расширять. При этом главными стимулами мотивации обучения всегда являются новизна учебного материала, интерес к занятиям, умение преподавателя подчеркнуть важность материала для практической деятельности. Преподавателю важно стремиться к согласованию и координации индивидуальных мотивов всех членов группы, поддерживать и развивать имеющиеся мотивы. Важно также умение преподавателя мобилизовать волевые ресурсы учащихся, развивать их чувство долга для успешного решения поставленных учебных задач. Немаловажной представляется также мобилизация собственных, присущих педагогу мотиваций [2].

В учебном процессе нужно учитывать и то, что лингвистическое содержание обучения русскому языку реализуется в аспектах языка: (фонетика, лексика, грамматика, графика, орфография), моделях предложений, структурах

(диалог, монолог, полилог, дискурс) и жанрах речи, входящих в состав его функциональных стилей (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный). Также дается разграничение понятий язык-речь в целях изучения языка для дальнейшей профессиональной деятельности. В учебном процессе нужно также обратить внимание разные стороны единого целого, к которому относятся:

- язык (система знаков);

- речь (индивидуальное использование языка, система способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка);

- речевая деятельность (процесс приема и передачи информации, опосредствованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения).

Использование названных

основополагающих понятий лингвистики позволяет нам, во-первых, определить содержание обучения (язык - речь - речевая деятельность), включающее единицы языка (фонемы, морфемы), слова, предложения (единицы речи) предложения, тексты (единицы речевой деятельности), текст в диалогической и монологической форме, во-вторых, выделить объекты усвоения в ходе овладения содержанием обучения, знания - навыки - умения, входящие в состав формируемой на занятиях коммуникативной компетенции.

В практическом курсе русского языка в системе высшего профессионального образования интерес к риторике связан с проблемой культуры общения будущих специалистов и умением строить тексты разных жанров, также и речевым этикетом, стилевыми особенностями текста. В этой связи на занятиях уделяется особое внимание на построение речи, логичность, уместность построения текстов для будущей профессиональной деятельности.

Особую важность для преподавателя русского языка представляет возможность формирования в процессе обучения нескольких компетенций :

- во-первых, социальной компетенции, т..е. способности учащегося вступать в коммуникативные отношения с другими людьми . Умение вступать в такие отношения требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять, которые достигаются в ходе занятий по практике языка ;

-во-вторых, социокультурной компетенции,

которая включает знания о стране изучаемого языка, его культуре ,традициях ,национальных обычаях способность извлекать из единиц языка соответствующую информацию и пользоваться ею в различных ситуациях общения;

- в-третьих, межкультурная компетенция является показателем владения правильность речи не только с точки зрения норм изучаемого языка, но и с точки зрения его культурного контекста на основе сравнения разных культур. Данная проблема становится актуальным в связи с увеличением иностранных студентов в стенах нашего вуза, которые с большим интересом изучают русский язык.

Научно-методическая работа на занятиях по русскому языку и культуре речи направлена на формирование речевой компетенции будущих специалистов. Придя в стены вуза у них своеобразное восприятие образовательного процесса, особо нужно подчеркнуть их отношение к предметам общеобразовательного цикла. Применяя на занятиях современные образовательные технологии, учитывая мотивацию и будущую профессиональную особенность можно

формировать речевую культуру будущего специалиста. Научить студентов отбирать, отрабатывать деловую информацию с учетом цели общения; создавать письменные и устные тексты различных жанров; подготовить конкретные материалы и публичные выступления - все это способствует развитию профессио-нальной речевой культуры будущего специалиста.

Литература

1. Богатова, Е.Н. Роль творческого диктанта в процессе совершенствования содержания и качества преподавания русского языка как иностранного /Е.Н.Богатова //Вестник Казан. технол. ун-та, 2011, №13. - С.261-264.

2. Деревенская, И.Е. Формирование речевой культуры бакалавров среднего профессионального образования. /И.Е. Деревенская //Вестник Казан. технол. ун-та, 2013. Т.16. 3№. - С.321-322

3. Исаева, Л.Б. Обучение иностранных студентов в технических российских вузах: актуальность проблемы /ЛБ.Исаева //Вестник Казан. .технол .ун-та -.2010, №11. -С.427-431.

4. Практикум по русскому языку /Т.Н.Назарова, Е.Н.Скрипка. - М.: Изд-во «Экзамен», 2011. - 174 с.

© И. Е. Деревенская - ст. препод. каф. ОДО КНИТУ, [email protected]. © I. E. Derevenskaya - The senior teacher, KNRTU, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.