УДК 159.9
И. Е. Деревенская
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: русский язык, методика преподавания, речевая культура, подготовка бакалавров.
В статье рассматриваются проблемы развития речевой культуры бакалавров в системе профессионального образования, учитывающая требования ФГОС ВПО.
Keywords: Russian language teaching methodology, speech culture, Baccalaureate.
This article discusses the development of speech culture bachelors in vocational education, taking into account the requirements of the GEF VPO.
В образовательной среде вуза ведутся поиски наиболее эффективных приемов обучения, соответствующих современным стандартам методической науки. Внедрение новых образовательных стандартов (ФГОС ВПО) направлено на формирование компетентного и конкурентоспособного специалиста в любой отрасли производства. Обще-образовательные предметы, в т.ч. и учебный предмет «Русский язык и культура речи» призваны расширить кругозор, также имеют определенную мотивацию для будущих специалистов.
Методика обучения языкам, является самостоятельной педагогической наукой, в то же время тесно связана с рядом других наук и использует накопленные в них факты. Как нам известно, методика тесно связана с педагогикой, является одним из ее разделов - частной дидактикой. Если дидактика - это теория обучения любому предмету, то частные дидактики используют положения педагогики применительно к обучению конкретному предмету, в нашем случае - русскому языку.
Из педагогических дисциплин методика заимствовала многие понятия и положения, такие как: представление о принципах, процессе обучения и его закономерностях, методах и организационных формах обучения и др. Главные категории педагогики - обучение, образование, воспитание, учение, развитие, усвоение - стали определяющими и для методики, хотя многие педагогические понятия в методике обучения языку получили новое содержание. По этой причине в методике наряду с обще-дидактическими положениями используются и свои, специфичные для этой дисциплины. Например, наряду с общедидактическими принципами обучения (наглядность, сознательность, доступность, посильность) в методике получили обоснование и разработку специальные методические принципы (коммуникативность, устная основа обучения, опора на родной язык, взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности и др.).
Как показывает опыт работы, в стенах высшей профессиональной школы имеются внешняя и внутренняя мотивации при изучении языка. Мотив, как известно, это побуждение к
деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека. Если, первая определяет причины, побудившие к изучению языка, то вторая связана с организацией самого учебного процесса по овладению языком (выбор способов обучения, учебных пособий, времени занятий и др.). Возможность применения языка в практической деятельности, связанная с коммуникативными потребностями личности, является важным мотивом его изучения. Работа со студентами раз подтверждает о силе мотивации в учебном процессе. В то же время в качестве дополнительных факторов, влияющих на мотивацию в изучении языка, могут быть названы следующие аспекты:
- привлекательность материала, используемого в процессе обучения;
- характер методических приемов, используемых преподавателем в процесс занятий;
- психологическая обстановка в группе и умение преподавателя найти подход к каждому студенту, заинтересовать его в работе; субъективные особенности и состояние самого учащегося;
- личные свойства преподавателя (его профессионализм, педагогическое мастерство, внешность, такт и т.д.).
На данном этапе преподавателю важно знать мотивы учебной деятельности студентов и по возможности их расширять. При этом главными стимулами мотивации обучения всегда являются новизна учебного материала, интерес к занятиям, умение преподавателя подчеркнуть важность материала для практической деятельности. Преподавателю важно стремиться к согласованию и координации индивидуальных мотивов всех членов группы, поддерживать и развивать имеющиеся мотивы. Важно также умение преподавателя мобилизовать волевые ресурсы учащихся, развивать их чувство долга для успешного решения поставленных учебных задач. Немаловажной представляется также мобилизация собственных, присущих педагогу мотиваций [2].
В учебном процессе нужно учитывать и то, что лингвистическое содержание обучения русскому языку реализуется в аспектах языка: (фонетика, лексика, грамматика, графика, орфография), моделях предложений, структурах
(диалог, монолог, полилог, дискурс) и жанрах речи, входящих в состав его функциональных стилей (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный). Также дается разграничение понятий язык-речь в целях изучения языка для дальнейшей профессиональной деятельности. В учебном процессе нужно также обратить внимание разные стороны единого целого, к которому относятся:
- язык (система знаков);
- речь (индивидуальное использование языка, система способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка);
- речевая деятельность (процесс приема и передачи информации, опосредствованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения).
Использование названных
основополагающих понятий лингвистики позволяет нам, во-первых, определить содержание обучения (язык - речь - речевая деятельность), включающее единицы языка (фонемы, морфемы), слова, предложения (единицы речи) предложения, тексты (единицы речевой деятельности), текст в диалогической и монологической форме, во-вторых, выделить объекты усвоения в ходе овладения содержанием обучения, знания - навыки - умения, входящие в состав формируемой на занятиях коммуникативной компетенции.
В практическом курсе русского языка в системе высшего профессионального образования интерес к риторике связан с проблемой культуры общения будущих специалистов и умением строить тексты разных жанров, также и речевым этикетом, стилевыми особенностями текста. В этой связи на занятиях уделяется особое внимание на построение речи, логичность, уместность построения текстов для будущей профессиональной деятельности.
Особую важность для преподавателя русского языка представляет возможность формирования в процессе обучения нескольких компетенций :
- во-первых, социальной компетенции, т..е. способности учащегося вступать в коммуникативные отношения с другими людьми . Умение вступать в такие отношения требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять, которые достигаются в ходе занятий по практике языка ;
-во-вторых, социокультурной компетенции,
которая включает знания о стране изучаемого языка, его культуре ,традициях ,национальных обычаях способность извлекать из единиц языка соответствующую информацию и пользоваться ею в различных ситуациях общения;
- в-третьих, межкультурная компетенция является показателем владения правильность речи не только с точки зрения норм изучаемого языка, но и с точки зрения его культурного контекста на основе сравнения разных культур. Данная проблема становится актуальным в связи с увеличением иностранных студентов в стенах нашего вуза, которые с большим интересом изучают русский язык.
Научно-методическая работа на занятиях по русскому языку и культуре речи направлена на формирование речевой компетенции будущих специалистов. Придя в стены вуза у них своеобразное восприятие образовательного процесса, особо нужно подчеркнуть их отношение к предметам общеобразовательного цикла. Применяя на занятиях современные образовательные технологии, учитывая мотивацию и будущую профессиональную особенность можно
формировать речевую культуру будущего специалиста. Научить студентов отбирать, отрабатывать деловую информацию с учетом цели общения; создавать письменные и устные тексты различных жанров; подготовить конкретные материалы и публичные выступления - все это способствует развитию профессио-нальной речевой культуры будущего специалиста.
Литература
1. Богатова, Е.Н. Роль творческого диктанта в процессе совершенствования содержания и качества преподавания русского языка как иностранного /Е.Н.Богатова //Вестник Казан. технол. ун-та, 2011, №13. - С.261-264.
2. Деревенская, И.Е. Формирование речевой культуры бакалавров среднего профессионального образования. /И.Е. Деревенская //Вестник Казан. технол. ун-та, 2013. Т.16. 3№. - С.321-322
3. Исаева, Л.Б. Обучение иностранных студентов в технических российских вузах: актуальность проблемы /ЛБ.Исаева //Вестник Казан. .технол .ун-та -.2010, №11. -С.427-431.
4. Практикум по русскому языку /Т.Н.Назарова, Е.Н.Скрипка. - М.: Изд-во «Экзамен», 2011. - 174 с.
© И. Е. Деревенская - ст. препод. каф. ОДО КНИТУ, [email protected]. © I. E. Derevenskaya - The senior teacher, KNRTU, [email protected].